В. В. Авилова, И. А. Гусарова, А. А. Сагдеева,
Н. А. Ламберова
ОПЫТ АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА
Ключевые слова: бакалавр, университет, образование, управленческие кадры.
Степень бакалавра (Bachelor) в Соединённых штатах - первая ступень университетского уровня. В США подготовка управленческих кадров осуществляется в учебных заведениях специального профиля - школах бизнеса (School of Business) или факультетах управления, входящих в состав университетов и колледжей. Подготовкой бакалавров занимаются школы бизнеса двух типов: Школы первой ступени и Интегрированные многоцелевые школы.
Keywords: The bachelor, university, formation, administrative shots.
Degree of the bachelor (Bachelor) in the United States - the first step of university level. In the USA preparation of administrative shots is carried out in educational institutions of a special profile - business schools (School of Business) or the faculties of management which are a part of universities and colleges. Business schools of two types are engaged in preparation of bachelors: Schools of the first step and the Integrated multi-purpose schools.
В условиях глобализации Россия стремится вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Договором ВТО образование определено как услуга, а в рамках ВТО торговля услугами является свободной, так что в Россию в скором времени может прийти любой вуз из входящих в ВТО стран. Поэтому нельзя считать внутренний рынок образовательных услуг защищенным границами государства. Российские вузы должны осознать, что впредь им придется жестко конкурировать с мощными вузами разных стран.
В этом плане для российского образования очень важно стать «понятными» международному образовательному сообществу и зарубежным работодателям, сертифицироваться по
международным правилам, вступать во всемирные и региональные международные образовательные организации, осваивая инновации, без которых невозможно преуспеть в конкурентной борьбе, а также существующие правила игры.
Особый интерес вызывает опыт американских университетов в подготовке управленческих кадров. Мировое первенство США в науке и высшем образовании строится на одной из самых сильных систем образования в мире. Система эта получила международное признание благодаря тысячам научных открытий, совершенных выпускниками и сотрудниками американских университетов Гарвард, Беркли, Стенфорд, Принстон, Йель, Массачусетский технологический институт, Коламбиа, Корнэлл - престижнейшие высшие учебные заведения, возглавляющие мировые рейтинги и давшие миру множество знаменитых в разных областях людей - все они расположены в США [1].
Принимая во внимание уровень преподавания в университетах, стандарты подготовки, оснащенность кампусов, престижность
американских дипломов и доступность финансовой поддержки для иностранных студентов -неудивительно, что Соединенные Штаты прочно удерживают первенство по количеству студентов из-за границы, приезжающих для учебы в вузы
страны. 600 000 студентов, обучающихся за
рубежом, получают высшее образование именно в США.
Выдающаяся особенность страны -децентрализация управления образованием на уровне штатов. Практически все вопросы образовательной политики решаются именно на этом уровне, хотя существуют и отдельные федеральные программы, финансируемые и контролируемые Министерством образования США. Аккредитацией высших учебных заведений ведают независимые агентства, которых насчитывается около 60.
Система высшего образования США построена по англо-саксонской трехступенчатой модели. Первый цикл высшего образования длится 4 года и завершается присуждением степени бакалавра (Bachelor of Arts или Bachelor of Science). В США применяется кредитно-модульная система обучения: учебный план направления подготовки разбивается на дисциплины, каждая из которых оценивается в определенное число «кредитов». Для получения степени бакалавра нужно набрать 120 кредитов, присуждаемых за посещаемость лекций, выполнение лабораторных работ, активное участие в семинарах и тьюториалах, своевременную сдачу курсовых проектов, написание рефератов и т.п. Помимо числа кредитов, устанавливается
минимально проходной средний балл (Graduate Point Average - GPA), с которым студент может успешно проходить на следующий год обучения и получать степень по окончании вуза. Чем
престижнее и требовательнее университет - тем выше показатель GPA.
Второй цикл высшего образования ведет к присуждению степени магистра Master (Master of Arts, Master of Sciences, Master of Fine Arts, Master of Business Administration). Если на уровне
бакалавриата иностранных студентов немного, то в магистратуре их количество составляет около 30%. Магистерские программы привлекают иностранцев возможностью обучаться выбранной специализации на мировом уровне и впоследствии претендовать на
высокооплачиваемую работу в стране или за ее пределами.
Третий цикл высшего образования -докторантура - имеет среднюю продолжительность 3-4 года и ведет к получению степени доктора ((Doctor of Philosophy in economics, Doctor of Arts, Doctor of Education, Doctor of Theology, Doctor of Medicine, Doctor of Pharmacy, Doctor of Physical Therapy, Doctor of Osteopathy, Doctor of Psychology или Juris Doctor). На аспирантских программах обучается свыше 50% иностранных студентов в США; они же являются обладателями подавляющего большинства стипендий и грантов.
Некоторые студенты получают диплом, представляющий собой нечто среднее между магистерским и докторским, который называется Specialist in Education (Ed.S.) и занимает два года очного обучения.
В мире, с точки зрения эффективности, существуют две различные модели подготовки специалистов управленческого профиля. Распространённая в США и Франции модель подготовки менеджеров отличается разнообразием учебных заведений, ведущих подготовку специалистов. Здесь можно отметить американские школы бизнеса различного уровня, французские Университетские технологические институты, Высшие коммерческие школы, а также специализированные факультеты университетов. Однако в таких странах, как Великобритания, Япония, ФРГ такое разнообразие отсутствует. Здесь подготовка менеджеров практически полностью ограничена стенами университетов или университетских колледжей.
Американская система подготовки менеджеров и во многом сходная с ней французская (французские экономические вузы в послевоенный период создавались и реформировались с учётом положительного опыта американских школ бизнеса) считаются во всём мире наиболее эффективными. Эта эффективность как раз обусловлена разнообразием учебных заведений и их, как правило, небольшими размерами. Это даёт возможность вузам очень быстро реагировать на изменения в экономической коньюнктуре и быстро перестраивать номенклатуру специальностей, по которым они ведут подготовку кадров, и свои учебные планы с учётом перемен на рынке и в обществе. В это же время подготовка экономистов в университетах (отчасти в США и во Франции, а также полностью - в Великобритании, Японии и ФРГ) является менее мобильной, более инертной и хуже способна реагировать на изменения в общей обстановке. Поскольку нашей целью является анализ наиболее передового опыта в области подготовки управленческих кадров, опыт США интересует больше всего. В подготовке управленцев основными моментами являются следующие:
• место управленческих специальностей в системе экономического образования;
• основные особенности организации подготовки менеджеров;
• структура учебного процесса по подготовке управленцев;
• основные перспективы и проблемы трудоустройства выпускников.
Степень бакалавра (Bachelor) в Соединённых штатах - первая ступень университетского уровня. Она присуждается по окончании четырёхлетней программы обучения в колледже и университете при выполнении ряда общих требований, основным из которых является необходимость набрать 120 -140 зачётных единиц при средней оценке по всем программным дисциплинам не ниже «С». Обычно программа обучения на степень бакалавра на 40-60 % состоит из общеобразовательных дисциплин, которые изучаются в первые полтора - два года. Затем студент специализируется либо по одной из дисциплин естественно-гуманитарного цикла, либо по профессиональной программе.
Условно степень бакалавра можно разделить на две группы: академические (бакалавр наук, бакалавр искусств) и профессиональные (бакалавр педагогики, бакалавр архитектуры и др.). Академические степени свидетельствуют о полученном общем высшем образовании. В некоторых вузах программа обучения на степень бакалавра наук предполагает больший акцент на изучение наук естественноматематического цикла, в то время как бакалавра искусств - на гуманитарные науки.
Степень бакалавра может быть также и первой профессиональной ступенью для различных специальностей, в том числе и «управление». В этом случае в программу обучения в качестве выборных включаются узкоспециализированные дисциплины прикладного характера. В целом можно считать, что американская степень бакалавра, как
профессиональная, так и академическая, не может свидетельствовать о законченной профессиональной подготовке и научной специализации выпускника и гарантирует лишь определённый
общеобразовательный уровень и первичную подготовку. Из всех степеней бакалавра, присуждаемых вузами, около 14 % приходятся на специальность «бакалавр управления».
В США подготовка управленческих кадров осуществляется в учебных заведениях специального профиля - школах бизнеса (School of Business) или факультетах управления, входящих в состав университетов и колледжей. Подготовкой бакалавров занимаются школы бизнеса двух типов: Школы первой ступени и Интегрированные многоцелевые школы.
Школы бизнеса первой ступени - как правило небольшие узкопрофессиональные учебные заведения, специализирующиеся в определённой области. Обучение здесь носит в основном описательный характер, с упором на учебные пособия и соответственно невысоким качеством обучения.
В Интегрированных многоцелевых школах бизнеса (их более 100) осуществляется обучение по программам как первой ступени, так и по более «продвинутым», смежным программам,
находящимся по уровню требований на рубеже квалификации бакалавра и магистра. В настоящее время эти школы являются основой подготовки управленческих кадров. В основном, они довольно крупные и осуществляют подготовку управленческих кадров во многих отраслях хозяйства. Как правило, Интегрированные
многоцелевые школы присуждают степень бакалавра, однако, имеют право на присуждение степеней магистра и доктора.
Как уже упоминалось, управленческие кадры готовятся также и на соответствующих факультетах колледжей, университетов и технологических институтов, однако удельный вес их, по сравнению с объёмами подготовки в школах бизнеса, невелик. Число выпускников высших школ подготовки управленческих кадров и факультетов управления колледжей и университетов непрерывно растет.
Теперь вкратце коснёмся основных особенностей организации учебного процесса в подготовке бакалавров менеджмента. Учебный год в американских вузах длится обычно 9 месяцев - с конца августа-начала сентября до мая или июня и разбивается в большинстве вузов на два 15недельных семестра или на три 10-недельных триместра. Занятия в летний период носят обычно факультативный характер.
На протяжении первых двух лет обучения студенты колледжей с четырёхгодичным сроком обучения получают общую подготовку. Им читаются лекции по циклу обязательных дисциплин либо вводные курсы по гуманитарным, физическим и биологическим наукам. Начиная с третьего года обучения студенты получают специализацию в избранной области. Студент может объявить о намерении специализироваться в определённой области науки в любое время в течение двух первых курсов, но не позднее начала третьего курса. [2]
Помимо обязательной программы, студенту предоставляется довольно широкие возможности выбора дополнительных курсов. Соотношение объёма обязательных, выборных и факультативных курсов в учебном плане, а также последовательность изучения дисциплин регламентированы. Это исключает возможность таких злоупотреблений, как изучение в больших объёмах облегчённых курсов, или предметов, не имеющих непосредственного отношения к выбранной специальности. Обязательные дисциплины занимают в среднем до 60 % общего объёма учебного времени. Более 20 % курсов являются выборочными, оставшееся время отдаётся факультативам. Дисциплины по выбору
подразделяются на дисциплины ограниченного выбора (из перечня, предлагаемого кафедрами и департаментами) и свободного выбора. Дисциплины по выбору могут включаться в программу любого курса, но обычно наиболее интенсивно (до 70 % отводимого на них времени) они изучаются на последнем курсе. Однако жёсткой регламентации здесь нет: с разрешения лектора, личного
консультанта и (или) учебной части перспективные студенты могут быть допущены к изучению
программы старших курсов. Подобная практика, именуемая «принципом управляемой
факультативности», позволяет быстро реагировать на изменения в развитии научного знания в современных условиях.
Значительную часть контингента
американской высшей школы составляют студенты с неполной учебной нагрузкой (Part-time students). В эту категорию входят в основном студенты, не планирующие по окончании вуза получить соответствующую степень (Non-degree students). Это лица, испытывающие практическую потребность расширить свои знания в какой-то определённой области, чего они достигают прослушиванием определённых курсов, включённых в учебные программы двухгодичных колледжей, и реже -колледжей с полным четырёхлетним курсом обучения.
Огромное значение для получения по-настоящему качественного образования имеет предоставляемая студентам возможность самостоятельно спланировать свою учебную программу. Предполагается, что студент может посещать не более 5-8 учебных курсов в каждом семестре. С помощью личного консультанта (тьютора) можно выбрать учебные курсы, которые одновременно удовлетворяют требования данного университета и в полной мере соответствуют представлениям студента о его будущей карьере: будь то научная работа, бизнес, политика и т.д. За годы обучения студент должен набрать определённую сумму баллов, комбинируя обязательные и выбранные им курсы, причём набранные баллы не пропадают при переходе в другой вуз.
Основными требованиями, предъявляемыми к специалистам в области менеджмента в Соединённых штатах, являются следующие:
• знание принципов организации НИОКР и методов руководства людьми, занятыми на этих работах;
• понимание финансовой системы как своей страны, так и международной;
• широкие познания в области гуманитарных наук, включая «науку о человеческих отношениях».
Эти требования и определяют общий подход к подготовке и переподготовке управленческих кадров в США. Работа эта ведется, как уже говорилось, в высших учебных заведениях, академических центрах и непосредственно в корпорациях. Правительственные органы и частные корпорации, т. е. учреждения, для которых эти кадры готовятся, контролируют эту работу посредством финансовых и иных рычагов.
Набор обязательных дисциплин для ведущих школ подготовки управленческих кадров второй ступени в основном соответствует этим требованиям. Так, например, учебный план Гарвардской школы подготовки управленческих кадров предусматривает изучение следующих дисциплин: система экономического управления: отчетность и контроль; поведение человека в организации; бухгалтерский учет и система
контроля; внешние факторы, влияющие на планирование деятельности компаний; управление производством; управление сбытом,
исследовательские проекты и др. Кроме обязательной программы предусматривается специализация в одной или двух областях из числа следующих: управление производством; управление сбытом; управление финансами; системы информации и контроля; экономико-
математические методы в управлении; международные экономические связи, деловая деятельность; правительство и общество; кадровая политика и отношения с профсоюзами и т. д.
В ходе повышения квалификации в США особый интерес вызвал опыт подготовки бакалавров в Стэнфордском университете, в стенах котрого обучались 24 нобелевских лауреата.
В середине 90-х в Стенфорде был реформирован бакалавриат. Была принята программа Stanford Introductory Studies (SIS), благодаря которой организуется обучение в небольших группах, что обеспечивает тесное взаимодействие между студентами и преподавателями. Кроме того, была создана специальная система исследовательских грантов для младшего преподавательского состава (Research Grants for Junior Faculty) в тех трех школах-факультетах, где готовят бакалавров (Earth Sciences, Engineering, Humanities and Sciences). В остальных школах (Business, Education, Law, Medicine) выпускают магистров.
На сегодняшний день в Стенфорде примерно 7,000 человек проходят undergraduate education и около 8,000 — graduate. 53 % студентов — женщины. Среди учащихся-американцев больше всего уроженцев Калифорнии (43 %). Белых — 46 %, американцев азиатского происхождения — 25 %, латиноамериканского — 12 %, афроамериканцев — 10 %, индейцев и эскимосов — 2 %.
Сейчас Стенфорд является одним из крупнейших международных образовательных центров в энергично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому большинство иностранных студентов (55 %) — представители стран Азии (21 % — Латинской Америки, 12 % — Европы, 7 % — Африки, 3 % — Ближнего Востока, 2 % — Австралии и Океании).
Как и многие другие университеты США Стенфордский университет дает хорошую общенаучную подготовку. По мнению
американских специалистов, такой подход способствует более осмысленному усвоению выбранных направлений обучения и подготавливает студентов к непрерывному пополнению образования на протяжении всей жизни, позволяет им более эффективно использовать знания в рамках карьеры.
Каждый студент составляет свой
индивидуальный учебный план с учетом своих личных целей и интересов. Так же, он обязан учитывать общеуниверситетские и факультетские требования. Требования к грамотности, знанию правил изложения на английском языке
необходимой документации и к знанию иностранного языка. Что же касается общенаучных требований, то они состоят из изучения 9 учебных курсов (дисциплин) из четырех областей знаний: культуры, идеи, человеческие ценности (три курса); естественные науки, прикладные науки и техника (три курса); гуманитарные и социальные науки (два курса); мировая культура, американская культура (от одного до трех курсов).
Стэнфорд принимает около 6700 студентов и 8 000 аспирантов из США и всего мира ежегодно. Университет разделен на несколько частей: факультет бизнеса, юриспруденции, медицинский и технический факультеты. Университет
располагается в Силиконовой долине, и его выпускники впоследствии основали такие компании, как Hewlett-Packard, Electronic Arts, Sun Microsystems, Nvidia, Yahoo!, Cisco Systems, Silicon Graphics, и Google.
В 2010 году общественно-политический журнал «U.S. News & World Report» присвоил 4 место в рейтинге учебных программам Стэнфорда (после Гарварда, Принстона, Йеля), наряду с Калифорнийским технологическим институтом, Массачусетским технологическим институтом и Университетом Пенсильвании.
Стэнфордский университет включает в себя научно-промышленный территориальный комплекс (так называемый Стэнфордский научноисследовательский парк). В составе университета организована Стэнфордская летняя школа нейроэкономики.
После второй мировой войны в управленческой деятельности американских фирм начали применяться прикладная статистика и выводы общественных наук, особенно социальной психологии. Это повлекло за собой применение новых методов обучения в высшей школе подготовки управленческих кадров.
Достаточно широко, особенно во второй стадии обучения, используются различные методы психологической обработки. Теоретики и практики американского менеджмента изыскивают тонкие средства манипулирования сознанием и настроением работника, чтобы исподволь подвести его к стереотипам организационного поведения, которые выгодны боссу и фирме, сформировать человека, преданного делу и идеям компании.
Таков, например, метод «тренировки чувствительности». Он нацелен на повышение проницательности, самосознания и влияния ради выработки групповой сплоченности, преодоления конфликтных ситуаций через лучшее понимание позиций и взглядов коллег. Суть «тренировки чувствительности» — в концентрации усилий
скорее на эмоциональных, чем на научносодержательных аспектах подготовки. Метод предлагает внимательно посмотреть на себя «изнутри» и как бы со стороны, ответить на подобные вопросы: какие изменения вашего мировоззрения желательны, в каком направлении вы хотите совершенствоваться и т. п. Организационно метод обставлен так. Проводится тщательный
диагностический анализ проблем организации, требующих решения. Подбираются группы из 10 -15 человек из работников данной организации различного возраста, темперамента, специализаций и т. п. Роли между членами группы распределяются так, чтобы они могли видеть и воспринимать управленческие ситуации глазами тех или иных должностных лиц, сквозь различные стереотипы организационного поведения. Специально
подготовленный преподаватель стимулирует обмен мнениями, дискуссии, в которых существенное место занимает анализ действий, ролевых позиций и аргументов партнеров. Иными словами, на базе интенсивного общения обучаемых побуждают критически оценивать и менять свое отношение к коллегам и общим целям группы.
Из цикла общественных наук в школах по подготовке управленческих кадров первой ступени преподаются история, политические науки, психология, а также другие науки. Однако отводимое на них время американские специалисты считают совершенно недостаточным. Они же считают, что программы школ в области гуманитарных наук, математики и естествознания по своему объёму не отвечают современным требованиям и недооценка подготовки управляющих в области этих дисциплин может негативно отразиться на их интеллектуальном росте и развитии их деловых качеств.
В американских школах бизнеса, как отмечают американские исследователи, основной упор делается на развитии аналитических способностей студентов, умения правильно определять проблемы и пути их разрешения. Предполагается, что в будущем в процессе обучения управленцев основное внимание будет уделяться не техническим сторонам и прикладным аспектам управления, а основным его принципам, науке об управлении, успехи которой в значительной степени зависят от развития общественных и естественных наук. В проспекте одного из колледжей бизнеса говорится: «Колледж предлагает программу,
которая имеет целью дать углублённую и систематическую подготовку в основах бизнеса. Акцент делается на закладке хорошей основы, поскольку колледж твёрдо убеждён в том, что ничто не может заменить непосредственного контакта со сложными проблемами современного бизнеса».
Исходя из требований, предъявляемых к управленческим кадрам, осуществляется и дальнейшее совершенствование их подготовки. В настоящее время проводятся следующие мероприятия:
• повышение академических стандартов в школах подготовки управленческих кадров всех типов и факультетах управления университетов и колледжей;
• усиление требований к абитуриентам;
• переработка программ с целью устранения чрезмерной специализации и профессионализации;
• расширение программ школ бизнеса и факультетов управления в сторону гуманитаризации;
• совершенствование системы высшего образования в целом.
Таким образом, особенности американской подготовки бакалавров заключаются в следующем:
Первая особенность - автономность. Она проявляется уже в том, что ни на сайтах, ни в каталогах на бумажных носителях даже не встречаются такие понятия как "государственный стандарт", "государственная политика в сфере
образования". Напротив, подчеркивается, что "академические стандарты устанавливаются
университетом". Если говорится об образовательной политике, то акцентируется, что это "политика университета".
Вторая особенность - критериальная определенность. Она выражается в установлении особой образовательной единицы и особого образовательного предела.
Особая образовательная единица - это "семестро-час" или кредитная единица. Ее функции и роль в образовательном пространстве могут быть сравнимы с функциями и ролью американского доллара в экономическом пространстве. Кредитная единица или кредит характеризуют "часоемкость" курса исходя из установленного университетом соотношения: один кредит - это 16 часов "работы в классной комнате" или в российской
образовательной лексике - аудиторных занятий.
Особый образовательный предел - это "кредитоемкость" степени бакалавра. Для того, что бы стать бакалавром, необходимо заработать 120 кредитов. Для этого, как следует из вышеназванного соотношения 1 к 16, необходимо освоить знания предметов в объеме 120х16=1920 часов классной работы. Поскольку успешное прохождение большинства курсов на бакалавриате дает 3 кредита, то этим определяются еще два важных показателя. Первый - средний аудиторный объем курса равен 48 часам. Второй - количество изучаемых предметов равно 120:3 = 1920:48 = 40.
Третья особенность - кредитная трансфертность. Американский университет, в не имеет права стать монополистом по отношению к источникам получаемых кредитов. Но он имеет два других права. Первое - зафиксировать свою долю в этих источниках. Второе - определить, кто может стать этим самым внешним источником.
Четвертая особенность американской системы бакалавриата - жестко-гибкая структурированность перечня изучаемых курсов.
Жесткая - потому что в Требованиях к Степени Бакалавра все 120 кредитов распределены между 5 разноцелевыми блоками учебных курсов. Например, на блок дисциплин, общих для любой специальности, то есть на блок
общеобразовательных предметов, должно отводиться ровно 41 "семестро-час", что
соответствует 41 кредиту или, если в аудиторных часах, 41х16, то есть 656 часов не больше и не меньше. Примечательная деталь - вместо термина "speciality" используется термин "major", вместо "specialization" - "minor".
Опыт США подтверждает, что подготовка управленческих кадров путем создания
самостоятельных высших учебных заведений
специального профиля и открытия факультетов управления при университетах и колледжах оправдывает себя как с организационно-
методической, так и с экономической точек зрения. Функционирование в вузовских центрах специальных учебных заведений подготовки управленческих кадров позволяет эффективно использовать профессорско-преподавательский
состав таких специальных учебных заведений для чтения лекций по управленческим дисциплинам. С другой стороны, для чтения курсов общих дисциплин в школах бизнеса могут привлекаться преподаватели университетов и колледжей.
Как видим, в Соединённых штатах (и это главное отличие этой страны от остальных) степень бакалавра рассматривается как первая, промежуточная ступень в экономическом образовании, тогда как в большинстве других стран
степень бакалавра даёт право на полноценную профессиональную деятельность. Исходя из сложившейся структуры образования в этой стране, престиж степени бакалавра в этой стране невысок. Однако бакалавриат является обязательным условием, необходимой ступенью в процессе получения высшего образования. И поэтому важность этой степени будет сохраняться и в будущем.
Литература
1. Высшее образование в США. [Электронный ресурс] /
Режим доступа: iclass.ru.
2. Хасанова Г.Б., Валеева Н.Ш. Интернационализация инженерного образования в технических колледжах США / Г.Б. Хасанова, Н.Ш.Валеева. - Вестник Казанского технологического университета, № 12.-Казань: Изд-во КГТУ, 2011.
© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ, kaf_econ@mail.ru; И. А. Гусарова - доц. той же
кафедры, irina_g_2000@mail.ru; А. А. Сагдеева - доц. той же кафедры; Н. А. Ламберова - асс. той же кафедры.