Научная статья на тему 'Интеграция вузов в международную образовательную систему: южноафриканская модель бизнес-образования'

Интеграция вузов в международную образовательную систему: южноафриканская модель бизнес-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / INTEGRATION OF EDUCATION / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS EDUCATION / МВА / MBA / ВВА / BBA / RECOGNITION / MANCOSA / REGENT BUSINESS SCHOOL / REGENT BUSINESS SCHOOL (RBS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков А. В.

В статье выявлены направления интеграции национальных учебных заведений в международную образовательную систему, исследованы особенности организации бизнес-образования, определены его принципиальные направления в отдельном учебном заведении. Проанализирован опыт работы школы бизнеса MANCOSA и Regent Business School из ЮАР. Рекомендации статьи дают возможность использовать этот опыт для организации совместных образовательных программ конкретного национального вуза с зарубежным учебным заведением.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the directions of integration of national educational institutions into global educational system are determined; the peculiarities of organization of business education are examined; the fundamental trends of business education development at a particular educational institution are determined. The article includes the analysis of MANCOSA Business School and Regent Business School (located in the Republic of South Africa) experience; the recommendations about the organization of MBA, BBA and Recognition programs at national educational institutions are stated.

Текст научной работы на тему «Интеграция вузов в международную образовательную систему: южноафриканская модель бизнес-образования»

В статье выявлены направления интеграции национальных учебных заведений в международную образовательную систему, исследованы особенности организации бизнес-образования, определены его принципиальные направления в отдельном учебном заведении. Проанализирован опыт работы школы бизнеса MANCOSA и Regent Business School из ЮАР. Рекомендации статьи дают возможность использовать этот опыт для организации совместных образовательных программ конкретного национального вуза с зарубежным учебным заведением.

Ключевые слова: интеграция в образовании, бизнес-образование, МВА, ВВА, Recognition, MANCOSA, Regent Business School

Интеграция вузов в международную образовательную систему: южноафриканская модель бизнес-образования

А. В. НОВИКОВ, доктор экономических наук, Современная Бизнес-Академия «НОВА» Е-mail: [email protected]

Реформа высшего образования в России: государственный подход

Сегодня проблема получения качественного высшего образования в России - одна из самых обсуждаемых1. Интерес вызван последствиями разрушения советской модели подготовки специалистов и переходом России фактически на всеобщее высшее образование, зачастую заключающееся в получении диплома при минимальных усилиях и уровне знаний.

1 Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. - 2007. - № 32. - С. 88-94; Гуриев С. Наше самое высшее образование // Эксперт. - 2007. - № 35. - С. 100-104. © УЁ1 2010 а.

160 ЭКО

Шь

Так, в 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире, а к 2007 г. Российская Федерация опустилась на 27-е. В 2008 г. в Шанхайском рейтинге Россия занимала условное 15-е место, в британском THES-QS -19-е, в испанском Webometrics - 25-е место. В 2008 г. МГУ им. М. В. Ломоносова в Шанхайском рейтинге занял 70-е место, в британском - 183-е и в испанском - 186-е место2. Стоит отметить, что в глобальные рейтинги регулярно включаются также Санкт-Петербургский, Новосибирский, Томский и Казанский государственные университеты, но они занимают далеко не лучшие позиции.

Хотя Россия тратит на образование 3,8% ВВП - меньшую долю, чем США (5,7%) или Германия (4,65), но больше, чем Япония (3,6%), проблема, по мнению большинства специалистов, заключается не в нехватке средств, а в избытке претендентов на них. Россия занимает третье место в мире (после США и Финляндии) по числу студентов на 10 тыс. чел. населения - 510. С учетом студентов техникумов, которые имеют полное среднее образование, этот показатель достигает 630 -мировое лидерство3.

Ректор Высшей школы экономики Я. И. Кузьминов отметил, что «...сейчас в вузы идут 80% выпускников школ!»4. При советской власти количество выпускников, поступивших в вузы, было значительно меньше. На 1 сентября 2009 г. порог вузов перешагнули 7,47 млн студентов, а в середине 1990-х их было всего 2,9 млн - в 2,7 раза меньше. На первый курс в 2009 г. пришли 1,46 млн чел., школьников же было выпущено 890 тыс.5 Остальные - люди, желающие получить второе

2 Иноземцев В. Печальное знание // Ведомости. - 2009. - 7 сентября. -С. А04; Садовничий В., Кружалин В., Артюшина И., Шутилин В. Как посчитать качество образования // Эксперт. - 2008. - № 4. - С. 76-79; Донецкая С. Вузы вошли в ранж // Эксперт-Сибирь. - 2010. - № 1314. - С. 24-25.

3 Иноземцрв В. Печальное знание; Кузьминов Я., Мау В., Синельников-Мурылев С. Страна, где много-много плохих вузов // Эксперт. - 2009. -№ 37. - С. 72-77.

4 Милкус А. Студенты пересидят кризис в вузах. Интервью с ректором Высшей школы экономики Я. И. Кузьминовым // Комсомольская правда. - 2009 г. - 9 апреля.

5 Иноземцрв В. Печальное знание.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

6 ЭКО №10, 2010

высшее образование, как правило, заочно. В настоящее время Россия имеет самый высокий показатель в мире доли заочников в составе студентов - 49%6. Однако заочное образование зачастую является для вузов лишь легким способом получения доходов.

В целом качество и структура высшего образования вызывают тревогу. К российским студентам предъявляется мало требований: выпускается 94% поступивших, в то время как в Великобритании - 59%7.

Сложилась парадоксальная ситуация: все понимают, что наличие «корочек» не свидетельствует об уровне образования. Поэтому, с точки зрения соискателя работы, как-то нужно выделиться из «высшедипломников». С точки зрения работодателя, необходимо определить критерии для отбора сотрудников. С точки зрения государства, нужно заставить высшие учебные заведения работать либо по-новому, либо закрыться.

По мнению автора статьи, главная задача реформы, с точки зрения государства, заключается в попытке вернуться к иерархической структуре системы высшего образования, выделить «отличников», «хорошистов» и «троечников» среди вузов, давая понять бизнес-сообществу потенциал выпускников.

В настоящее время в России среди 1855 государственных и муниципальных вузов, имеющих государственную аккредитацию, 66,8% называются «университетами», 10,3% - «академиями», 22,9% - «институтами». Из 1021 негосударственных вузов доля университетов значительно меньше - около 8%, значительная же их часть (41,5%) является институтами8.

Внедрение модели разноуровневых университетов (федеральных, научно-исследовательских, бизнес-школ со статусом университета, то есть системообразующих вузов) и постоянные призывы к вузам определиться со своим статусом

6 Кузьминов Я., Мау В., Синельников-Мурылев С. Страна, где много-много плохих вузов // Эксперт. - 2009. - № 37. - С. 72-77.

7 Иноземцев В. Печальное знание.

8 URL: http://www.nica.ru/

(остаться университетом, перейти в академии, институты или колледжи) являются попыткой дифференцировать высшее образование, более четко определить статус выпускника.

Таким образом, для работодателя выстраивается следующая модель: определись, какой специалист тебе нужен, и рынок выпускников перестанет быть однородным. На рынке есть и выпускники университетов, окончившие магистерские программы, и выпускники, способные качественно выполнять технические функции, но требующие высокой квалификации. Показателем такого подхода является конкурс на право обучения по программам прикладного бакалавриата, в котором участвовали 102 учебных заведения, из них 37 высших и 65 средних специальных9.

В то же время работодателям хорошо известно, что всех их проблем в области предоставления квалифицированного персонала государство не решит, да и не должно. Проблемы бизнес-структур заключаются не только в найме квалифицированных работников, но и в постоянном повышении их квалификации, получении ими новых знаний, в том числе и за рубежом.

Направления интеграции российских вузов в международную образовательную систему

Реформы в высшем образовании в России связаны с процессом интеграции в международное высшее образование. Для этого наша страна обладает гораздо более высоким, чем требуют международные нормы, научным, технологическим и университетским потенциалом и традициями10. Так как мы отказались от построения оригинальной модели образования, следует определить оптимальные способы вхождения в процесс интеграции, чтобы не потерять то лучшее, что осталось от советской модели.

9 URL: http://mon.gov.ru/press/reliz/6871/

10 Офер Г. Независимые и открытые // Эксперт. - 2009.- №41.-С. 72-75.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

6*

В последние годы руководители России, Министерства образования и науки РФ, отдельных учебных заведений призывают устанавливать международные связи различного уровня, искать формы взаимодействия с зарубежными учебными заведениями. Такая ситуация характерна и для других стран СНГ. Например, президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в 2010 г. заявил о необходимости международного сотрудничества в области образования, реализации программы двойных дипломов11.

Многолетний опыт автора статьи показывает, что в России почти не осталось учебных заведений, которые не говорили бы о развитии зарубежных связей. Однако для многих это -возможность съездить в зарубежный вуз, заключив рамочный договор о сотрудничестве. Например, в одном из вузов Новосибирска заключено порядка 150 подобных договоров, однако реально работают не более 10.

Основная проблема - отсутствие понимания, на какой организационно-методической базе следует реализовывать международную образовательную программу и как технологически организовать процесс обучения. На мой взгляд, направления работы по интеграции национальных учебных заведений в международную образовательную систему можно свести к следующим блокам (таблица).

Остановимся на отдельных проблемах интеграционного процесса в области образования. Обсудим возможность одновременного обучения в национальном и зарубежном учебном заведениях, а также технологию признания соответствия уровня знаний, полученных в национальном учебном заведении, требованиям зарубежного учебного заведения.

Рассмотрим отдельные элементы интеграционного процесса, а именно опыт организации международных образовательных программ учебных заведений ЮАР с вузами России, Казахстана, Монголии.

11 URL: http://www.zakon.kz/161124-poslanie-prezidenta-respubliki.html

Направления интеграции национальных учебных заведений в международную образовательную систему

Направление Способ реализации

Признание за рубежом образования, полученного в национальном учебном заведении Вхождение в Болонский процесс Авторитет национального учебного заведения среди зарубежных Соответствие уровня образования требованиям зарубежного учебного заведения Нострификация национальных дипломов за рубежом

Реализация совместных образовательных программ зарубежных учебных заведений в национальном учебном заведении Реализация различного уровня программ для лиц с высшим образованием Реализация образовательных программ: в отдельных областях профессиональной переподготовки; для магистрантов и студентов

Обучение граждан страны в зарубежном учебном заведении, с использованием возможностей национального учебного заведения Возможность одновременного обучения в национальном и зарубежном учебном заведении Обучение в зарубежном учебном заведении с возможностью получения диплома национального учебного заведения Признание образования, полученного в зарубежном учебном заведении, как полноценного образования для национальных работодателей Нострификация зарубежного диплома в национальный

Почему ЮАР?

ЮАР - самая экономически развитая страна Африканского континента. По классификации ООН, это страна со средним уровнем доходов (ВВП на 2008 г. - 491 млрд дол., 26-е место в мире). В ЮАР хорошо развита промышленность, в первую очередь, перерабатывающая. Лидирующая отрасль - добыча золота (около 15% общемировой добычи). Добываются в очень больших объемах алмазы, платина (до 85% мировой добычи), палладий (30%), марганец, хром, ванадий, цирконий, никель, свинец, уран и другие ценные полезные ископаемые. ЮАР - одна из ведущих стран по добыче каменного угля12.

Важная роль принадлежит ЮАР и в политике. Она - единственная африканская страна, которая включена в группу

12 URL: http://proyuar.ru/economics

G-20, а также ведет переговоры о вступлении в БРИК. Экономический потенциал ЮАР весьма высок, а темпы развития позволяют утверждать, что в послекризисной экономике она усилит свою значимость.

На экономику, культуру и образование Южноафриканской Республики сильнейшее влияние оказала Великобритания. По британским стандартам построены система образования и методические принципы учебных заведений; качество образования соответствует требованиям как минимум британской зоны, в которую входят примерно 30% населения мира, в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия13.

Автор статьи в 2002-2008 гг. участвовал в организации программы МВА школы бизнеса MANCOSA в Новосибирском государственном университете экономики и управления. С 2008 г. по настоящее время он возглавляет Современную Бизнес-Академию «НОВА», которая является представителем школ бизнеса MANCOSA и Regent Business School в странах СНГ и Монголии.

Школа бизнеса MANCOSA - крупное частное образовательное учреждение высшего образования. Специализируется на подготовке специалистов в области экономики и менеджмента по дистанционной форме обучения более чем в 15 странах мира. Зарегистрирована в Министерстве образования ЮАР. Штаб-квартира - г. Дурбан. MANCOSA начала работу как самостоятельное образовательное учреждение в 1995 г. До 2000 г. реализовывала образовательные программы в сотрудничестве с учебными заведениями Великобритании: Buckinghamshire Chilterns University College (с 2007 г. - Buckinghamshire New University - Bucks) и University of Brunel. Качество преподавания было аккредитовано в 1999 г. Британским агентством по качеству образования (BQAA). Школа и ее программы аккредитованы и соответствуют стандартам качества Совета по высшему образованию ЮАР. Южноафриканский квалификационный совет внес ее программы в список квалификационных программ. MANCOSA является членом Южноафриканской ассоциации бизнес-школ14.

13 URL: http://moderncoins.narod.ru/Countries/Commonwealth. htm#d

14 URL: www.mba-nova.ru

Школа бизнеса Regent Business School - частное образовательное учреждение высшего образования, специализирующееся на подготовке специалистов разного уровня в сфере экономики и менеджмента. Школа основана в 1998 г., зарегистрирована в Министерстве образования ЮАР. Все ее образовательные программы зарегистрированы в Национальной структуре квалификаций Квалификационного совета ЮАР, разработаны в партнерстве с Британским университетом и аккредитованы Советом по высшему образованию ЮАР. Является членом Южноафриканской ассоциации бизнес-школ и членом Business School Partnership Network15.

Рассмотрим опыт реализации программ Master of Business Administrations (MBA) и Bachelor of Business Administrations (BBA) школ бизнеса MANCOSA и Regent Business School в ряде высших учебных заведений России, Казахстана и Монголии.

Основные шаги к успеху

Адекватный зарубежный партнер

Это одна из самых сложных проблем. Когда вузы начинают переговоры с зарубежным партнером, сразу выявляются следующие сложности:

• готовность зарубежного вуза работать с национальным; иногда существует попытка подружиться с вузом из другой «весовой категории»;

• ценовой фактор. Как правило, предлагаются европейские цены, неподъемные для слушателей из СНГ;

• иностранный язык. Уровень владения иностранным языком, как правило, английским, немецким или французским, - у потенциальных слушателей из СНГ в большей части невысок;

• обязательное частичное обучение за рубежом относительно продолжительный период, что для многих бизнесменов неприемлемо;

• возможность работать не с позиций младшего партнера, а как сторона, учитывающая специфику национальных условий.

15 URL: www.mba-nova.ru

Поэтому следует реально оценить готовность зарубежного партнера не просто получить доход с «далекого вуза», а настроиться на местные условия работы.

Школы бизнеса MANCOSA и Regent Business School являются удобными партнерами для вузов «средней руки». Это учебные заведения для массового слушателя, с гибкой ценовой политикой, возможностью обучения не только на английском языке, но и, например, на русском, отсутствует требование продолжительной стажировки за рубежом и т. д.

Руководитель программы и его команда

При реализации международных образовательных программ с «бизнес-уклоном» с зарубежными вузами назначение руководителя программы - ключевой элемент успеха. Необходимо, чтобы он был известным человеком как в науке и образовании, так и в бизнесе, и соответствовал следующим требованиям:

• умел перспективно мыслить и определять ключевые позиции бизнес-процесса;

• имел ученую степень, желательно доктора наук либо PhD;

• был в активной научной форме, то есть эффективно (с защитами диссертаций) руководил молодыми учеными и имел научные публикации;

• обладал устойчивыми связями с бизнес-сообществом и сам имел опыт работы в бизнесе;

• организовывал венчурные проекты с позитивным результатом;

• владел технологией переговоров, учитывая традиции и национальные особенности партнеров;

• объяснялся на языке страны нахождения вуза-партнера.

В конкретной ситуации требования могут корректироваться,

однако чем больше потенциальный руководитель соответствует приведенным требованиям, тем выше шансы на успех. Правильный выбор руководителя программы позволяет надеяться на подбор инициативной, творчески мыслящей и обладающей организационными способностями команды, реализующей международный образовательный проект.

Клиентская база

Если нет клиентов - то нет и бизнеса. Для каждой из образовательных программ существуют особенности формирования клиентской базы. Например, важен статус клиента. При реализации программы МВА не следует в группу представителей малого и среднего бизнеса включать представителей олигархических структур, а также аспирантов и студентов, не имеющих опыта работы в бизнесе. Желательно, чтобы все клиенты имели близкий уровень образования, например, высшее, не обязательно экономическое: если слушатели имеют опыт организации бизнеса, то у них есть и определенные экономические знания.

На программы дополнительного образования и международные образовательные программы идут слушатели, которые либо не удовлетворены своими знаниями, либо полагают, что «лишний» диплом «не помешает» бизнес-карьере. Те, кто пришел за знаниями, задают тон на занятиях. Пришедшие за «дополнительным» дипломом создают инертную среду, но позволят вузу финансировать образовательный проект. На этапе аттестации следует предъявлять жесткие требования, чтобы обе категории слушателей были довольны: одни - полученными знаниями, другие - что с них не просто взяли деньги, но и заставили посмотреть на свой бизнес под иным углом зрения.

Таким образом, для каждой образовательной программы следует разработать «матрицу слушателей», которые попадают под определенные критерии. Как показывает практика, несоблюдение требований к клиентскому отбору может привести к самороспуску группы слушателей, конфликтам из-за невозможности реализовать образовательную программу.

Преподавательский состав

Проблема преподавателей (тьюторов) является ключевой как в национальном, так и в зарубежном учебном заведении. Для бизнес-образования она усугубляется необходимостью сочетания знаний базового предмета и способности настроить академические знания на потребности бизнес-сообщества. Откуда взять таких преподавателей? Автор статьи, реализуя

программу школы бизнеса MANCOSA в НГУЭУ, придерживался следующих принципов формирования преподавательского состава:

• только лучшие кадры. Был проанализирован потенциал существующих преподавателей НГУЭУ. В выборку попало небольшое количество штатных преподавателей, необходимую проверку прошли только четверо из них. Другие преподаватели были приглашены из СО РАН, ведущих вузов Новосибирска, представителей бизнеса, а также из ЮАР;

• адресный подход. Следует особое внимание уделить личным связям руководителя программы с преподавателями. Необходимо проводить постоянный мониторинг рынка, искать резерв, поскольку ротация преподавателей - одно из условий динамизма программы. Таким образом, важны постоянные контакты с вузовской, академической и бизнес-средой, чтобы не скатиться на «начетничество», что немедленно отвергается бизнес-сообществом;

• неоднородность преподавательского состава. Важно сочетание как фундаментальных знаний, так и практического опыта. Рекомендации автора статьи - на один курс ставить как специалиста в области фундаментальных знаний, чтобы «привести в порядок» разрозненные знания, так и практика, чтобы получить прикладные знания для развития конкретного бизнеса;

• восприимчивость к новым обучающим технологиям. За рубежом особое внимание уделяется «активным методам обучения». В странах СНГ также накоплен опыт их использования. Задача организаторов программ бизнес-образования -адаптация существующих технологий к конкретному курсу, которая невозможна без преподавателей, восприимчивых к новым обучающим технологиям. Не секрет, что некоторые представители старшего поколения преподавателей не используют современные компьютерные технологии для активизации учебного процесса;

• гибкость в оплате. Поскольку речь идет о бизнес-образовании, необходимо использовать принципы оплаты, принятые в бизнес-сообществе. Главное - пригласить тех, кто го-

тов на адекватных финансовых условиях оказать качественную услугу. Опыт общения со многими вузами СНГ показывает, что у их финансовых служб нет понимания необходимости гибкого подхода, им ближе уравниловка.

Изложенные принципы подбора преподавателей кажутся очевидными. Однако при попытке найти адекватного преподавателя, удовлетворяющего сформулированным принципам, сразу возникает много вопросов, поэтому приведенные рекомендации могут быть полезными.

Методическое обеспечение

При реализации зарубежных образовательных программ с обучением на русском или ином национальном языке народов СНГ встает задача адаптации зарубежных методических материалов.

Так, учебные пособия, как правило, предоставляются на языке зарубежной школы бизнеса. Опыт автора статьи показывает, что это не должен быть простой перевод с примерами о мистере Смите и его бизнесе. Необходимы национальные примеры, с материалами известных компаний. Выход - издание совместных учебных пособий зарубежного и отечественного автора. За основу берется зарубежное учебное пособие, отечественный автор приводит примеры из практики национального бизнеса и адаптирует задания, например, к налоговым требованиям. Такой опыт в подготовке учебных пособий использует Современная Бизнес-Академия «НОВА». Соавторами являются ученые и преподаватели из ЮАР, России, Казахстана и других стран.

В России и некоторых странах СНГ требования к написанию диссертаций, дипломных, курсовых работ и проведению экзаменов отличаются от зарубежных (например, как по акцентам на теоретическую, методическую или прикладную части работы, так и формальным критериям - по количеству глав, параграфов и т.д.). Следует принимать стандарты зарубежного учебного заведения. То же относится и к оформлению: например, школа бизнеса MANCOSA требует при цитировании использовать гарвардский стиль и необходимо обучить слушателей требуемым особенностям.

Постепенно Россия и другие страны СНГ переходят на 100-балльную систему оценки уровня знаний. Тем не менее в подавляющем большинстве учебных заведений России существует формально пятибалльная шкала оценок, в Казахстане - четырехбалльная. Следует объяснить слушателям соотношение зарубежной и национальной систем оценок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, начиная реализацию зарубежной образовательной программы, необходимо привести в соответствие методическое ее обеспечение.

Маркетинговая поддержка

На образовательном рынке существует значительное количество как национальных, так и зарубежных образовательных программ. При организации конкретной программы необходимо принять специальный маркетинговый план, предусматривающий совокупность мероприятий по ее продвижению: это интернет-поддержка, публикации в печатных средствах массовой информации, наружные и «бумажные» рекламные материалы, а также другие формы агитации и пропаганды.

Финансовые отношения

Большинство государственных учебных заведений являются сложноорганизованными бюрократическими организациями с запутанной системой учета финансовых потоков. Как правило, более простая ситуация складывается в частных учебных заведениях, где привыкли считать каждую копейку.

Следует договориться «на берегу» о правилах распределения дохода. Одним из подходов, который использовал автор статьи, являлась организация центра дополнительного образования. Финансовый поток делится на две части: одна идет в централизованный фонд вуза, реализующего программу, другая остается в распоряжении центра дополнительного образования.

Доход вуза - это плата за бренд, позволяющий привлекать слушателей, а также за предоставление аудиторий, технических средств и т. п. Доход центра дополнительного образования используется на оплату услуг зарубежного

партнера, преподавателей, маркетинговую поддержку, оплату менеджеров. Таким образом, появляется внятная система эффективности образовательной программы и возможность ее реализации.

Элементы конкретного опыта

Школы бизнеса MANCOSA и Regent Business School сотрудничают со многими странами мира в реализации образовательных программ. Главная идея - обучение в ЮАР граждан, находящихся от нее за тысячи километров (например, в России, Казахстане, Монголии). На чем основана такая возможность? Можно выделить следующие принципиальные моменты:

• разработаны программы профессиональной переподготовки, идентичной, например, программе МВА школы бизнеса MANCOSA или Regent Business School;

• адаптированы учебные материалы;

• определяется уровень языковой подготовки слушателей и выбирается язык обучения - английский или русский;

• предоставляются методические материалы национальным преподавателям зарубежных школ бизнеса и проводится их аккредитация;

• выбираются приемлемые формы взаимодействия с зарубежными школами бизнеса: по технологии обучения по программам профессиональной переподготовки в национальном вузе; по признанию результатов этого обучения зарубежными школами.

Таким образом, у слушателей появляется возможность получить образование в зарубежной школе бизнеса, не «бросая» на продолжительный период свой бизнес. Слушатели не выезжают в обязательном порядке в другую страну (приветствуется возможность стажировки) и могут не владеть свободно английским языком (это не говорит о том, что язык не нужно изучать). Имеется возможность получить диплом страны, входящей в британскую зону, что является значимым при организации бизнеса с зарубежными партнерами.

Программа MBA — послевузовское бизнес-образование для представителей реального бизнеса

В бизнесе свидетельством квалификации являются дипломы DBA (Doctor of Business Administration) и МВА (Master of Business Administration). В настоящее время в России программы DBA пока мало распространены, в отличие от МВА. Анализ ситуации с программами МВА показывает, что учебные заведения имеют следующие возможности:

• разработать собственную программу, так называемую «Российскую программу МВА»;

• организовать программу МВА «на паях». Часть программы реализуется в национальном вузе, часть - с обязательным обучением за рубежом;

• содействовать реализации зарубежной программы с обучением слушателей за рубежом, как правило, используя дистанционные технологии с возможностью очных занятий, которые проводят как национальные, так и зарубежные тьюторы.

Каждое из этих направлений имеет право на существование. Известные национальные учебные заведения, такие, как федеральные или национальные исследовательские университеты, безусловно, способны предложить программу МВА, которая будет признаваться не только в России, но и за рубежом. При этом следует учитывать востребованность этих программ бизнес-сообществом и возможность признания их за рубежом. Поскольку даже ведущие российские вузы имеют проблемы с признанием своего статуса в зарубежном образовательном сообществе16.

Программы МВА «на паях» очень популярны в вузовской среде. Однако существует серьезные ограничения для потребителей этих услуг: необходимость для руководителя оставлять бизнес на продолжительное время для обучения за рубежом, языковые проблемы и, как правило, очень высокая стоимость обучения.

Поэтому содействие в обучении по зарубежной программе граждан своей страны для многих вузов является шансом

16 Любимов Л. Правильно посчитали // Ведомости. - 2010.9 апреля. - С. 4.

выйти на международный рынок образовательных услуг, получить опыт организации зарубежных программ как основу для распространения собственного влияния как в своей стране, так и за рубежом.

Программы МВА школы бизнеса MANCOSA и Regent Business School представляют собой разумное сочетание академизма и практической направленности. В качестве базовых выделены предметы, отражающие наиболее значимые элементы знаний, необходимых современному бизнесмену. Каждый курс предполагает написание курсовой работы по материалам собственного бизнеса или бизнеса, в котором слушатель работает в качестве менеджера, а также экзамен. Завершается обучение написанием диссертации по актуальным проблемам менеджмента и его отдельных составляющих. Защита диссертаций - публичная, с приглашением представителей бизнес-сообщества.

Опыт автора в организации программ МВА показал, что многим слушателям удалось по-новому взглянуть на свой бизнес, предложить решения, востребованные собственниками, продвинуться в карьере.

Программа ВВА — бизнес-образование для студентов

Руководители большинства вузов в странах СНГ понимают, что бизнес-образование необходимо не только уже сложившимся бизнесменам, но и студентам. Особенно актуален такой подход для представителей технических специальностей, которые в будущем часто занимают высоты в бизнесе, но не имеют базовых экономических знаний.

В этих условиях следует искать формы взаимодействия национального и зарубежного учебных заведений. Школы бизнеса MANCOSA и Regent Business School предлагают программы получения степени ВВА (бакалавр делового администрирования) и другие программы для студентов, основанные на совмещении образовательных программ национального и зарубежного вуза и включении в учебный план предметов, не изучаемых в национальном вузе, но обязательных для зарубежного. Таким образом, студент имеет возможность одновременного обучения, например, в России и ЮАР и получить

диплом как национального университета, так и зарубежного учебного заведения.

Программа Recognition — подтверждение квалификации

Как решить проблему признания уровня национального образования за рубежом? Один из способов - разработка технологии определения соответствия уровня образования, полученного в национальном вузе, требованиям зарубежного вуза. Такой опыт накоплен Школой бизнеса Regent Business School, которая выдает сертификаты Recognition.

Идея заключается в следующем. Студент национального вуза, при согласовании учебных планов национального и зарубежного вузов и успешном обучении, имеет право получить сертификат Recognition. Он свидетельствует о том, что уровень знаний, полученный студентом в национальном учебном заведении, соответствует требованиям к уровню знаний по соответствующей специальности зарубежного учебного заведения.

Подобные сертификаты, безусловно, не являются зарубежными дипломами. Однако их получение становится первым шагом интеграции вуза в международное образовательное сообщество.

***

Реформа образования затрагивает всех: и профессиональное сообщество, и бизнес нынешних и будущих студентов, и их семьи. Поскольку российскими вузами выбран путь интеграции в международную образовательную систему, то следует как можно быстрее перейти от слов и деклараций к реальным шагам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.