Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / СОСТАВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ОПТИМИЗАЦИЯ ТРУДОЗАТРАТ / ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашков П. А., Горлов В. В.

Вопрос нормирования рабочего времени специалиста по закупкам в новейшей истории России является открытым. Доля закупок в государственном сегменте огромна, в нее вовлечено значительное количество трудовых ресурсов. Разработка нормативных актов, рекомендаций по учету и нормированию труда специалистов контрактных служб приведет к оптимизации трудовых ресурсов в сфере закупок.Проведено исследование затрат рабочего времени специалистов по закупкам, контрактных управляющих. Выявлено, что контрактная система в сфере закупок опирается на значительное число трудовых функций. Установлено, что от уровня подготовки специалистов по закупкам зависят нормы труда. Главная цель специалиста по закупкам заключается в эффективном использовании средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.Рассчитан состав рабочего времени по элементам затрат. Предложена структура затрат времени специалистов по закупкам, контрактных управляющих по параметрам: наименование работы, затраты времени в минутах, конкретизация работы. В ходе исследования произведена фиксация временных промежутков конкретных действий при проведении закупочных процедур по параметрам: показатель затрачиваемого респондентом времени по одной операции, количество респондентов, среднее время по каждой позиции за одну операцию. Пользователь представленной технологической карты эффективности труда может варьировать количество процедур и любой другой показатель трудового процесса. Проведенное исследование позволит руководителям заказчиков сбалансировать трудовые ресурсы и избежать негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF WORKING TIME PROFESSIONALS IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

He question of rationing the working time of a procurement specialist in the modern history of Russia is open. The share of purchases in the state segment of a huge amount of resources.Development of regulations, recommendations for accounting and standardization of labor for specialists in the provision of services to optimize labor resources in the procurement sector. The article analyzes the costs of working time of procurement specialists, contract managers. It was revealed that the contractual system in the field of procurement is based on a significant number of labor functions. It has been established that labor standards depend on the level of training of procurement specialists. The main goal of a procurement specialist is the efficient use of funds allocated to meet state, municipal and corporate needs. The article calculates the composition of working time by cost elements. The structure of time expenditures of procurement specialists, contract managers by parameters is proposed: name of work; time spent, in minutes; concretization of work. In the course of the study, the time intervals of specific actions were recorded during the procurement procedures according to the following parameters: the indicator of the time spent by the respondent for one operation; number of respondents; average time for each position in one operation. Using the presented work flow chart of labor efficiency can vary the number of procedures and any other indicator of the work process. The conducted research will allow the managers of customers to balance the workforce and avoid negative consequences.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Пашков П.А., Горлов В.В.

ПАШКОВ Павел Александрович - аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ГОРЛОВ Виктор Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансового менеджмента РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Вопрос нормирования рабочего времени специалиста по закупкам в новейшей истории России является открытым. Доля закупок в государственном сегменте огромна, в нее вовлечено значительное количество трудовых ресурсов. Разработка нормативных актов, рекомендаций по учету и нормированию труда специалистов контрактных служб приведет к оптимизации трудовых ресурсов в сфере закупок.

Проведено исследование затрат рабочего времени специалистов по закупкам, контрактных управляющих. Выявлено, что контрактная система в сфере закупок опирается на значительное число трудовых функций. Установлено, что от уровня подготовки специалистов по закупкам зависят нормы труда. Главная цель специалиста по закупкам заключается в эффективном использовании средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Рассчитан состав рабочего времени по элементам затрат. Предложена структура затрат времени специалистов по закупкам, контрактных управляющих по параметрам: наименование работы, затраты времени в минутах, конкретизация работы. В ходе исследования произведена фиксация временных промежутков конкретных действий при проведении закупочных процедур по параметрам: показатель затрачиваемого респондентом времени по одной операции, количество респондентов, среднее время по каждой позиции за одну операцию. Пользователь представленной технологической карты эффективности труда может варьировать количество процедур и любой другой показатель трудового процесса. Проведенное исследование позволит руководителям заказчиков сбалансировать трудовые ресурсы и избежать негативных последствий.

Ключевые слова: государственные закупки, интеллектуальная контрактная система, нормирование труда, организация работы. затраты времени, состав рабочего времени, оптимизация трудозатрат.

Для цитирования: Пашков П.А., Горлов В.В. Оптимизация затрат рабочего времени специалистов в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Экономические системы. 2021. Том 14. № 1 (52). С. 114-127. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-114-127.

Введение

Контрактная система в сфере закупок опирается на значительное число трудовых функций, операций, которые требуют значительных затрат времени и финансов работодателей. Среди ключевых рабочих действий наиболее сильно выделяются организационные мероприятия, подготовка и принятие локальных документов по регламенту закупок бюджетных учреждений, курсы повышения квалификации по закупкам для сотрудников, осуществление процедур закупок. Обращает на себя внимание тот факт, что от уровня профессиональной подготовки специалистов по закупкам зависят нормы труда в ракурсе качества и количества. Чем выше уровень компетентности специалистов, тем быстрее и лучше они работают.

Федеральный закон о контрактной системе, принятый в 2013 г, вступил в силу с 1 января 2014 г. Статьей 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ, контрактная система) закреплена необходимость организации контрактных служб, если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб., при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным. В нормативных документах установлена численность сотрудников контрактных служб бюджетных учреждений в количестве не менее двух работников [3].

Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий). Количество контрактных управляющих не регламентировано. Принятие решения о максимальном возможном количестве сотрудников отдано на уровень субъекта Российской Федерации. В свою очередь, на уровне г. Москвы структура контрактной службы определяется нормативным актом самого заказчика на основе Постановления Правительства Москвы от 19.07.2019 № 899-ПП «О системе закупок города Москвы». Если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., численность работников должна составлять от 5 чел.

Основная часть

Профессиональный стандарт специалистов по закупкам трактует выполняемые ими функции как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Главная цель специалиста по закупкам заключается в эффективном и результативном использовании средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

К трудовым функциям относятся предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги; подготовка закупочной документации; обработка результатов закупки и заключение контракта; составление планов и обоснование закупок; осуществление процедур закупок; проверка соблюдения условий контракта и качества товаров, работ, услуг; мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. На начальном этапе закупочной деятельности в России из-за отсутствия практического опыта заказчики столкнулись с проблемой определения необходимого числа сотрудников для осуществления закупочной деятельности организации.

На сегодняшний день у заказчиков имеется опыт работы в закупочной деятельности. В Федеральный закон внесено множество поправок, направленных на улучшение работы контрактной системы, на уровне субъектов РФ приняты нормативные акты, и в совокупности влияния всех факторов закупочная деятельность стала эффективней. Тем не менее отсутствие нормативных актов, рекомендаций по учету и нормированию труда специалистов закупок и сотрудников контрактных служб ведет к негативным последствиям, таким как недостаток или избыток трудовых ресурсов в отдельных организациях [8]. В случае недостатка трудовых ресурсов работники перегружены, и, как следствие, работа выполняется в неполном объеме или ненадлежащего качества, а избыточность трудовых ресурсов приводит к неоправданным (нецелевым) расходам.

Рассмотрим затраты рабочего времени: подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, время отдыха и оперативное время, которое подразделяется на основное и вспомогательное. Оперативное время направлено на планирование, организацию закупки, контроль исполнения контракта. Следует отметить, что существенную часть занимает так называемое организационное время, т. е. время, затраченное на общение с коллегами, потенциальными поставщиками, представителями контрольно-ревизионных служб. Подготовительно-заключительное время работы затрачивается на развитие компетенций специалистов планомерно в течение года.

Необходимо выделить время отдыха, которое можно идентифицировать как необходимые физиологические перерывы. Время отдыха формируется согласно требованиям трудового законодательства. Время, расходуемое при сбоях электронных систем, нарушениях нормального функционирования интернета, техническом обслуживании рабочего места и оргтехники, настройки программного обеспечения и потерях из-за недостаточного уровня организации, перекрывается временем других операций. Рассмотрим элементы рабочего времени специалиста по закупкам в табл. 1.

В процессе исследования проведен анализ затрат рабочего времени специалистов по закупкам, контрактных управляющих образовательных учреждений г. Москвы. Стаж работы в должности - не менее одного года.

В результате исследования получены данные, которые изложены в табл. 2.

Таблица 1

Состав рабочего времени специалиста по закупкам по элементам затрат

Наименование Состав затрат рабочего времени

Основные функции 1. Планирование закупки и определение поставщика. 2. Заключение контракта /расторжение контракта. 3. Исполнение контракта

Дополнительные функции 1. Получение, выдача и проверка заданий. 2. Деловые разговоры по телефону. 3. Оперативные совещания. 4. Подготовка форм отчетов, таблиц, заполнение электронных систем. 5. Получение электронной цифровой подписи. 6. Повышение квалификации.

Перерывы регламентированные 1. Обеденный перерыв, гимнастика. 2. Время на санитарно-гигиенические перерывы

Перерывы нерегламентированные 1. Общественные обязанности. 2. Уходы с работы по семейным обстоятельствам. 3. Больничный лист

Таблица 2

Структура затрат времени специалистов по закупкам, контрактных управляющих

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

1. Планирование закупки и определение поставщика

1.1 Планирование 60 Проверка предоставленной заявки на соответствие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, дача замечаний и рекомендаций инициатору заявки, организация согласования заявки с экономистом, заместителем директора по ресурсам и директором

1.2 Определение НМЦК контракта 90 Анализ рынка товаров и услуг, обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК), запрос на коммерческое предложение, скриншот

1.3 Работа с поставщиками 40 Консультации для анализа ситуации рыночной конъюнктуры, определение способов обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнение обязательств контракта, расторжение контракта, применение мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта

Продолжение табл. 2

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

1.4 Составление конкурсной документации 60 Составление проекта контракта и технического задания для закупок с единственным поставщиком; п. 5 и п. 4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ

1.5 Определение поставщика через портал поставщика 15 Поиск оферты и размещение котировочной сессии

1.6 Главный заказчик 2400 Организация закупочной деятельности в рамках межшкольной торговой площадки (МШТП). Уведомление созаказчиков по закупке с последующим сбором потребности по закупке - 60 мин. Составление технического задания, проекта контракта с предварительным изучением нормативных документов и опубликованных процедур из единой информационной системы (ЕИС) - 480 мин. Формирование НМЦК контракта путем проведения анализа реестра контрактов, составление коммерческих предложений -360 мин. Формирование перечня из справочника предметов государственной закупки (СПГЗ) с заполнением необходимых характеристик для дальнейшего формирования содержания закупки участниками -120 мин. Формирование инструкции и таблиц для планирования и заполнения необходимой информации всеми участниками закупки с последующим постоянным контролем; информирование и дача разъяснений по закупке участников закупки - 180 мин. Организация и контроль подписания соглашения о совместной закупке в системе управления закупками (СУЗ) - 60 мин. Подготовка закупочной документации (приказ о закупке, протокол и обоснование цены, расчет НМЦК, приказ о закупочной комиссии) с последующим подписанием у руководителя и размещением в единой автоматизированной информационной системе торгов Москвы (ЕАИСТ) - 60 мин.

Продолжение табл. 2

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

Формирование совместного лота, направление на согласование с главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) и межведомственной рабочей группой (МРГ) с последующим созданием процедуры и публикацией закупки - 1020 мин. Подготовка и направление разъяснений положений документации о закупке участникам закупки - 60 мин

1.7 Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом (электронный аукцион) 535 Составление проекта контракта и технического задания для конкурентных процедур - 120 мин. Планирование в ЕАИСТ (формирование и утверждение лота), СУЗ и направление информации на согласование - 225 мин. Составление документации (приказ на осуществление закупки, обоснование цены договора, протокол цены договора, расчет цены, обоснование закупки, приказ на закупочную комиссию) с последующим подписанием у руководителя и размещением в ЕАИСТ - 60 мин. Рассмотрение 1-й и 2-й частей заявок, составление протоколов рассмотрения заявок и размещение их в электронной системе - 120 мин. Внесение информации и регистрация заключенного контракта в ЕАИСТ, ЕИС - 10 мин

1.8 Участие в конкурентной процедуре в качестве созаказчика 135 Организация сбора потребности и внесение информации в СУЗ по закупке - 30 мин. Формирование расчета НМЦК, обоснование цены, подписание у руководителя, простановка печатей, сканирование и направление главному заказчику (ГЗ) - 40 мин. Осуществление интеграции информации о закупке из СУЗ в ЕАИСТ с последующей сверкой переданных данных - 10 мин. Организация, проверка данных и контроль подписания соглашения о проведении закупки руководителем - 10 мин. Формирование и публикация план-графика в ЕАИСТ и ЕИС - 10 мин. Заполнение проекта контракта в ЕАИСТ по инструкции ГЗ - 20 мин. Внесение данных в ЛОТ по инструкции ГЗ -15 мин

Продолжение табл. 2

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

1.9 Договор ГПХ 50 Планирование договоров гражданско-правового характера по п. 33 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в системе ЕАИСТ путем создания лота с последующим формированием карточки контракта и размещением в личном кабинете ЕИС. Заполнение информации в карточке контракта, сканирование договора, редактирование отсканированного файла (скрытие личной информации физического лица)

1.10 Монополисты 180 Выявление необходимого количества потребления энергоресурсов,горячей и холодной воды, водоотведения, расхода телефонной связи для планирования закупок. Планирование закупки с монополистами в системе ЕАИСТ путем создания лота. Согласование и публикация. Внесение данных по контракту и его регистрация в ЕАИСТ и ЕИС

1.11 Закупка учебной литературы 600 Заполнение бланк-заказа и направление в издательство - 60 мин. Планирование в ЕАИСТ (формирование лота, публикация план-графика), СУЗ - 200 мин. Составление документации (приказ, обоснование цены договора, протокол цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, расчет цены, обоснование закупки, отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика) с последующим подписанием у руководителя и размещением в ЕАИСТ - 200 мин. Формирование контракта - 120 мин. Согласование и подготовка контракта к подписанию (распечатка в 2 экземплярах) -10 мин. Внесение информации по заключенному контракту и его регистрация в ЕАИСТ, ЕИС -10 мин

1.12 Участие в закупочной комиссии 480 Участие в закупочной комиссии при рассмотрении 1-й и 2-й частей заявок на торговой площадке МШТП

2. Заключение контракта /расторжение контракта по соглашению сторон

2.1 Направление контракта 60 Заполнение проекта контракта по п. 5 и п. 4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ

Продолжение табл. 2

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

240 Заполнение проекта контракта по результатам конкурентной процедуры

10 Проверка поступления в автоматизированную систему управления городскими финансами (ПИВ АСУ) обеспечительных мер

10 Внесение сведений в ЕАИСТ и направление победителю контракта

2.2 Проект приказа 20 Составление проекта приказа, в том числе о возложении ответственности по контракту, и прочих внутренних нормативно-правовых актов с последующим ознакомлением ответственных

2.3 Дополнительное соглашение 45 Составление и размещение в электронной системе дополнительного соглашения с последующей регистрацией в системе ЕАИСТ

2.4 Соглашение о расторжении контракта 60 Составление соглашения о расторжении контракта, регистрация в системе ЕАИСТ

2.5 Направление контракта инициатору 5 Сохранение заключенного контракта в соответствующей заполненной форме в сетевой папке и направление ответственным лицам за исполнение по электронной почте

3. Исполнение контракта

3.1 Регистрация и передача документов 10 Регистрация в журнале входящей корреспонденции и первичной документации, передача документов инициатору закупки

3.2 Подписание документации 5 Передача документации на подпись руководителю и простановка печатей

3.3 Приемка ТРУ 20 Проверка первичной документации (счета, товарной накладной, акта и др.) на соответствие требованиям

10 Проверка экспертного заключения с решением по приемке результатов исполнения контрактов

75 Участие в приемке товаров, выполнение работ, оказание услуг в составе приемочной комиссии

3.4 Мотивированный отказ 30 Выявление замечаний приемочной документации, предоставленной поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подготовка и направление мотивированного отказа

Продолжение табл. 2

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

3.5 Сканирование документации (выгрузка из СБИС) 10 Сканирование документов (акта, товарных накладных), переименование файлов и сохранение в сетевой папке

3.6 Выгрузка ПП из ПИВ АСУ 10 Определение номера платежного поручения и выгрузка из ПИВ АСУ

3.7 Регистрация исполнения 10 Размещение в ЕАИСТ информации об исполнении контракта

5 Регистрация исполнения контракта в ЕИС

10 Внесение информации о контракте в 1С

3.8 Претензионная работа 60 Выявление отклонений (нарушений) от исполнения контракта (по предоставлению акта от инициатора закупки) подготовка и направление требования или претензии

3.9 Претензионная работа в СУЗ 10 Внесение сведений по ведению претензионной работы в систему управления закупок

3.10 Одностороннее расторжение контракта 480 Подготовка документов к одностороннему расторжению контракта (сбор информации о претензионной работе, скриншоты, заверение копий) - 180 мин. Подготовка одностороннего решения и уведомления - 100 мин. Подготовка и направление уведомления о расторжении в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) - 180 мин. Регистрация уведомления о расторжении контракта в ЕАИСТ и ЕИС - 20 мин

3.11 Отзыв ФАС 240 Подготовка отзыва по жалобе участника размещения заказа в ФАС

3.12 Заседание ФАС 480 Участие в заседаниях ФАС

3.13 Контроль за ходом исполнения контрактов 30 Осуществление текущего контроля за ходом выполнения контрактов поставщиками (подрядчиками,исполнителями)

3.14 Списание с банковской гарантии 240 Проведение работы над списанием денежных средств с банковской гарантии

4. Д ополнительный перечень работ

4.1 Ведение реестров 15 Составление и ведение реестров заявок и договоров

4.2 Поручение, контроль 30 Формирование планов-заданий, контроль за их исполнением

Продолжение табл. 2

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

4.3 Деловые разговоры, в том числе по телефону 1200 Общение с коллегами, представителями контрольно-ревизионных служб

4.4 Оперативные совещания 15 Доклад

4.5 Совещания МШТП 240 Участие в совещании МШТП по ведению закупочной деятельности и иных обязательных мероприятиях

4.6 Отчетность 2920 Составление запрашиваемой отчетности по закупочной деятельности по поручению руководителя и выполнение прочих поручений МШТП (отчеты по конкурентным процедурам, договорам гражданско-правового характера, использованию целевых субсидий, план финансово-хозяйственной деятельности и иные запрашиваемые отчеты). Внесение сведений в электронные системы

4.7 Работа с СМП 180 Размещение в ЕИС отчета об объеме закупок для субъектов малого предпринимательства (СМП)

4.8 Получение ЭЦП 540 Контроль за сроками действия электронных цифровых подписей (ЭЦП). Формирование заявления на получение ЭЦП и подписание у уполномоченных лиц. Подача заявления на получение ЭЦП. Получение и настройка ЭЦП

4.9 Повышение квалификации 5900 Участие в научных конференциях, посещение семинаров, прохождение курсов по повышению квалификации

4.10 Отзыв в суд 420 Подготовка и направление отзыва

4.11 СУД 480 Участие в судебных заседаниях

4.12 Курьер 120 Доставка корреспонденции до почты России или адресата

4.13 Работа с электронными письмами 5 Регистрация входящих и исходящих писем, отправка электронных писем

4.14 Работа с техподдержкой электронных систем, ЕИС, ЕАИСТ 20 Подготовка и направление запроса, отслеживание решения, при необходимости последующее самостоятельное устранение

Окончание табл. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин Конкретизация работы

4.15 Согласование закупок ДИТ г. Москвы 60 Подготовка запроса на согласование технических характеристик и отслеживание его статуса, при необходимости - предоставление дополнительной информации или корректировка исходных данных

4.16 Подача заявки на добавление поставщика в ЕАИСТ 30 Подача заявки на включение в реестр поставщиков в систему ЕАИСТ.

В ходе исследования осуществлялась фиксация временных промежутков конкретных действий при проведении закупочных процедур.

где t - показатель затрачиваемого времени респондентом по одной операции;

n - количество респондентов;

Т - среднее время по каждой позиции за одну операцию.

Требуемое время в период времени (месяц, год) соответственно определяется как произведение среднего времени по каждой позиции за одну операцию на количество циклов N (Т(. (периода) = Т * N), при этом показатель N заданного периода для каждой позиции свой. Например, при расчете контрактов с энергосберегающими компаниями или клининговыми компаниями, имеющими продолжительный «жизненный цикл», для позиций раздела 2 «Заключение контракта / расторжение контракта по соглашению сторон» N = 1, а для некоторых позиций раздела 3 N = 12 (размещение в ЕАИСТ информации об исполнении контракта). Общее время, затрачиваемое специалистом по закупкам для определенного периода (месяц, год), можно представить в математическом виде: Тобщ = (периода).

Анализ данных продемонстрировал, что специалист по закупкам в условиях нормальной организации рабочего времени в состоянии вести деятельность по 59 контрактам в год, заключенным в результате проведенных процедур конкурентным способом в отсутствии претензионной работы. Расчеты производятся в MS Excel. Пользователь подобной технологической карты эффективности труда может варьировать количество процедур и любой другой показатель трудового процесса.

Следует обратить внимание на затраты времени заказчика, связанные с организацией претензионной работы: на один контракт (договор) необходимо около 23 часов на подготовку и процедуру расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке с последующим уведомлением федеральной антимоно-

польной службы и более 40 часов в случае судебного разбирательства. Вопросы нормирования рабочего времени специалистов по закупкам в России являются очень актуальными.

С учетом того, что доля закупок в государственном сегменте огромна и в нее вовлечено огромное количество трудовых ресурсов, детальная проработка и решение этого вопроса являются, бесспорно, важными. Возможно, это исследование позволит руководителям заказчиков сбалансировать трудовые ресурсы и тем самым избежать негативных последствий, таких как уголовное или административное наказание за ненадлежащее исполнение трудовых функций специалистов закупок [1, 2] или нецелевого расходования бюджетных средств в случае избыточного использования трудовых ресурсов.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Ускорение времени работы существенно зависит от профессионализма сотрудников и характеристик рабочего места. Можно представить типовую схему трудовых функций: контроль в сфере закупок; сбор данных о потребностях, ценах; подготовка закупочной документации; обработка результатов закупки; составление планов и обоснование закупок.

2. Суммарные траты рабочего времени специалистов по закупкам подразделяются на ряд категорий: время подготовки к работе, время завершения работы, время подготовки рабочего места, время обеденного перерыва, физиологические перерывы в работе, основное и вспомогательное рабочее время.

3. На основе анализа процедур нормирования рабочего времени следует зафиксировать затраты времени контрактных управляющих:

• на получение электронной подписи;

• взаимодействие с надзорными органами;

• работу с изменениями в законодательстве;

• освоение специфических компьютерных программ;

• работу с бумагами и канцелярскими принадлежностями;

• работу с отчетами по закупкам;

• распечатку материалов;

• обобщение, сохранение результатов закупок;

• работу с претензиями;

• общение с поставщиками;

• работу с коллегами, вышестоящими органами.

При этом часть рабочего времени теряется в связи с неизбежными накладками и непредвиденными обстоятельствами.

По итогам проведенного исследования можно дать следующие рекомендации:

1. Необходимо проводить хронометраж рабочего времени специалистов по закупкам и контрактных управляющих в целях разработки обоснованных мер по оптимизации затрат их труда.

2. Расчет потребности в количестве специалистов в сфере закупок следует осуществить на основе и с учетом анализа ресурсов проводимого хронометража их рабочего времени.

3. Целесообразно разработать специальный нормативно-локальный акт, предусматривающий порядок формирования плана-задания на день, на неделю, месяц, год для специалистов в сфере закупок с учетом оптимизации трудовых затрат.

Источники

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/ kodeks/UPK-RF (дата обращения: 15.02.2021).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. URL: https:// legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF (дата обращения: 15.02.2021).

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: https:// legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme (дата обращения: 18.02.2021).

4. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1. URL: https://legalacts.rU/doc/zakon-rf-ot-21071993-n-5485-1-s/#100033 (дата обращения: 15.02.2021).

5. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ. URL: https:// legalacts.ru/doc/FZ-o-zawite-konkurencii (дата обращения: 15.02.2021).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 № 625н. URL: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=261852 (дата обращения: 15.02.2021).

7. О системе закупок города Москвы: Постановление Правительства Москвы от 19.07.2019 № 899-ПП. URL: http://docs.cntd.ru/document/560703930 (дата обращения: 19.02.2021).

8. Горлов В.В., Сурат И.Л. Управление службой бухгалтерского учета в организации: Монография. 3-e изд. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2021.

OPTIMIZATION OF WORKING TIME PROFESSIONALS IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE

AND MUNICIPAL NEEDS

Pashkov P.A., Gorlov V.V.

PASHKOV Pavel Aleksandrovich - Ph.D. student of the Department of state and municipal procurement, GAOU VO «Moscow Metropolitan Governance University», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

GORLOV Viktor Vladimirovich - doctor of economic sciences, associate professor, professor of the Department of financial management, state University of oil and gas (NRU) named after I. M. Gubkin, professor of the Department of state and municipal procurement, GAOU VO «Moscow Metropolitan Governance University», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The question of rationing the working time of a procurement specialist in the modern history of Russia is open. The share of purchases in the state segment of a huge amount of resources.

Development of regulations, recommendations for accounting and standardization of labor for specialists in the provision of services to optimize labor resources in the procurement sector. The article analyzes the costs of working time of procurement specialists, contract managers. It was revealed that the contractual system in the field of procurement is based on a significant number of labor functions. It has been established that labor standards depend on the level of training of procurement specialists. The main goal of a procurement specialist is the efficient use of funds allocated to meet state, municipal and corporate needs. The article calculates the composition of working time by cost elements. The structure of time expenditures of procurement specialists, contract managers by parameters is proposed: name of work; time spent, in minutes; concretization of work. In the course of the study, the time intervals of specific actions were recorded during the procurement procedures according to the following parameters: the indicator of the time spent by the respondent for one operation; number of respondents; average time for each position in one operation. Using the presented work flow chart of labor efficiency can vary the number of procedures and any other indicator of the work process. The conducted research will allow the managers of customers to balance the workforce and avoid negative consequences.

Keywords: contract system; intelligent contract system; labor rationing; organization of work; time spent; working time composition; labor cost optimization.

For citation: Pashkov P.A., Gorlov V.V. Optimization of working time professionals in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 1 (52). P. 114-127. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-1-114-127.

References

1. Criminal Procedure Code of the Russian Federation. URL: https://legalacts.ru/kodeks/UPK-RF (accessed: 15.02.2021).

2. Code of the Russian Federation on Administrative Offences. URL: https://legalacts.ru/kodeks/ KOAP-RF (accessed: 15.02.2021).

3. On the contract system in the field of procurement of goods, works, and services for State and Municipal needs: Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013. URL: https://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme (accessed: 18.02.2021).

4. On state secrets: The Law of the Russian Federation 21.07.1993 No. 5485-1. URL: https:// legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-21071993-n-5485-1-s/#100033 (accessed: 15.02.2021).

5. On the protection of competition: The Federal law of 26.07.2006 No. 135-FZ. URL: https:// legalacts.ru/doc/FZ-o-zawite-konkurencii (accessed: 15.02.2021).

6. On approval of the professional standard «Specialist in the field of procurement»: The order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation dated 10.09.2015 No. 625h. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=261852 (accessed: 15.02.2021).

7. On the procurement system of the city of Moscow: Resolution of the Government of Moscow of 19.07.2019 No. 899-PP. URL: http://docs.cntd.ru/document/560703930 (accessed: 19.02.2021).

8. Gorlov V.V., Surat I.L. Management of the accounting service in the organization: Monograph. 3rd ed. M.: PTC «Dashkov & Co.», 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.