Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА PERT ПРИ РАСЧЕТЕ ТРУДОЗАТРАТ И НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СОТРУДНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА PERT ПРИ РАСЧЕТЕ ТРУДОЗАТРАТ И НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СОТРУДНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ ТРУДОЗАТРАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашков П.А., Горлов В.В.

Сегодня пристальное внимание уделяется в основном аспектам размещения заказа, а расчет эффективности закупочной деятельности основан на снижении цены контракта. В то же время важными направлениями организации эффективной системы закупок являются оптимизация рабочего времени сотрудников контрактной службы и нормирование их труда. В статье приведены результаты расчета трудозатрат на организацию закупочной деятельности и выполнение учетной политики, проведенного на основе обобщения данных экспертных опросов. В качестве экспертов были привлечены представители контрактных служб, экономисты, юристы, бухгалтеры, инженеры, заведующие хозяйством, специалисты по закупкам, контрактные управляющие. Полученные материалы были использованы для построения сетевого графика процесса выполнения работ и поставки товара с применением метода PERT. В статье сделан акцент на меры по обеспечению бесперебойной и качественной работы всех сотрудников контрактной службы. Обосновано, что развитие профессионализма заказчика в сфере закупок - ключевое направление совершенствования и повышения закупочной деятельности.Проведенное исследование позволит руководителям заказчиков сбалансировать трудовые ресурсы, улучшить закупочную деятельность, избежать нецелевого расходования бюджетных средств, повысить эффективность закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE PERT METHOD IN CALCULATING LABOR COSTS AND RATIONING THE WORKING TIME OF CONTRACT SERVICE EMPLOYEES IN PROCUREMENT ACTIVITIES

Today, close attention is mainly paid to the aspects of placing an order, and the calculation of the effectiveness of procurement activities is based on a reduction in the contract price. At the same time, the optimization of the working time of contract service employees and the rationing of their labor are important areas of organizing an effective procurement system.The article presents the results of the calculation of labor costs for the organization of procurement activities and the implementation of accounting policies, based on the generalization of data from expert reports.Representatives of contract services, economists, lawyers, accountants, engineers, business managers, procurement specialists, contract managers were involved as experts.The obtained materials were used to build a network schedule for the process of work execution and delivery of goods using the PERT method.It is revealed that the main task of conducting effective procurement activities is to ensure uninterrupted and high-quality work of all employees of the organization. It is proved that the development of the customer's professionalism in the field of procurement is a key direction for improving the contract system.The conducted research will allow the managers of customers to balance their labor resources, improve procurement activities, avoid inappropriate spending of budget funds, and increase the efficiency of procurement.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА PERT ПРИ РАСЧЕТЕ ТРУДОЗАТРАТ И НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СОТРУДНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Экономические системы. 2021. № 3

Economic Systems. 2021. No. 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА PERT ПРИ РАСЧЕТЕ ТРУДОЗАТРАТ И НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СОТРУДНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пашков П.А., Горлов В.В.

ПАШКОВ Павел Александрович - аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, Москва, Российская Федерация. E-mail: sevencombs@rambler.ru

ГОРЛОВ Виктор Владимирович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, Москва, Российская Федерация. E-mail: stoikost@yandex.com

Аннотация. Сегодня пристальное внимание уделяется в основном аспектам размещения заказа, а расчет эффективности закупочной деятельности основан на снижении цены контракта. В то же время важными направлениями организации эффективной системы закупок являются оптимизация рабочего времени сотрудников контрактной службы и нормирование их труда.

В статье приведены результаты расчета трудозатрат на организацию закупочной деятельности и выполнение учетной политики, проведенного на основе обобщения данных экспертных опросов. В качестве экспертов были привлечены представители контрактных служб, экономисты, юристы, бухгалтеры, инженеры, заведующие хозяйством, специалисты по закупкам, контрактные управляющие. Полученные материалы были использованы для построения сетевого графика процесса выполнения работ и поставки товара с применением метода PERT.

В статье сделан акцент на меры по обеспечению бесперебойной и качественной работы всех сотрудников контрактной службы. Обосновано, что развитие профессионализма заказчика в сфере закупок - ключевое направление совершенствования и повышения закупочной деятельности.

Проведенное исследование позволит руководителям заказчиков сбалансировать трудовые ресурсы, улучшить закупочную деятельность, избежать нецелевого расходования бюджетных средств, повысить эффективность закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, интеллектуальная контрактная система, нормирование труда, организация работы, оптимизация трудозатрат, эффективность закупочной деятельности.

Для цитирования: Пашков П.А., Горлов В.В. Использование метода PERT при расчете трудозатрат и нормировании рабочего времени сотрудников контрактной службы в закупочной деятельности // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 64-80. DOI 10.29030/23092076-2021-14-3-64-80.

Введение

К основным направлениям организации эффективной системы закупок относятся оптимизация рабочего времени, снижение трудозатрат сотрудников заказчика, вовлеченных в закупочную деятельность, специалистов по закупкам, работников административно-хозяйственных служб, бухгалтерии и др. В контрактной систе-

ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ме возможно заключение контрактов на оказание услуг или выполнение работ с применением и без применения материалов, а также на поставку товаров [3, 4, 5].

Для достижения определенной цели или решения задач заказчик самостоятельно определяет метод и способ. Например, заказчик может выполнить ремонтные работы хозяйственным способом, предварительно закупив материал, либо заключить контракт на выполнение работ или оказание услуг с использованием материала.

Для каждого способа и метода определения поставщика, подрядчика или исполнителя существуют свои регламент и трудоемкость.

Таким образом, заказчик должен знать и понимать, какие трудозатраты требуются для решения тех или иных задач тем или иным способом.

Цель: проанализировать нормирование рабочего времени в закупочной деятельности на поставку товара и выполнение работ или оказание услуг с применением товара.

Задачи: детально рассмотреть закупочный процесс на поставку товара и оказание услуг (выполнение работ) с применением материалов, рассчитать сетевой график с вероятностным временем выполнения работ, используя метод PERT, определить структуру задач для сотрудников, вовлеченных в закупочную деятельность.

Методы: сравнительный анализ, обобщение, мониторинг, систематизация, статистический анализ, типологизация.

Основная часть

Для уменьшения времени на закупочную деятельность требуется исключить циклы операций или сократить время самих операций.

На примере закупочного процесса московской школы № 1945 на поставку товара и оказание услуг (выполнение работ) с применением материалов выполним расчет сетевого графика с вероятностным временем выполнения работ с использованием метода PERT, определим структуру задач для сотрудников, вовлеченных в закупочную деятельность.

Для определения трудоемкости (трудозатрат) на организацию закупочной деятельности и выполнение учетной политики был проведен репрезентативный статистический анализ на основе экспертных опросов. В качестве экспертов были привлечены представители контрактных служб, экономисты, юристы, бухгалтеры, инженеры, заведующие хозяйством, специалисты по закупкам, контрактные управляющие. В опросе приняли участие эксперты, пропорционально представляющие выборку столичных школ по административным округам города. Все эксперты имели стаж профессиональной работы более одного года. Экспертам было предложено зафиксировать в своих отчетах «фотографию рабочего дня». По заданным параметрам эксперты произвели фиксацию временных лимитов выполнения работниками служебных действий в течение рабочего дня и затем обобщили результаты «фотографирования» в виде отчетной таблицы [6, 10]. Полученные данные представлены в таблицах 1-4.

с» с»

Результаты анализа рабочего дня специалиста по закупке (контрактного управляющего)

со §

з: о

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин

Э1 Э2 ЭЗ Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

/ этап. Планирование закупки и определение поставщика

1 Проверка предоставленной заявки на соответствие требованиям контрактной системы и иных нормативно-правовых актов, направление замечаний и рекомендаций инициатору заявки, организация согласования заявки с экономистом, заместителем директора по ресурсам и директором 52,8 67,2 55,2 73,2 51,6 69,0 53,4 59,4 54,6 58,8

2 Составление проекта контракта и технического задания для закупок с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 4, 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 56,4 75,0 57,6 54,0 54,6 51,6 61,2 53,4 71,4 64,8

3 Поиск или создание оферт(ы) и размещение котировочной сессии 18,5 13,8 13,7 15,8 12,3 18,2 15,6 12,8 15,0 13,8

4 Заполнение проекта контракта в соответствии с пунктами 4, 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 61,8 55,2 61,8 73,8 66,6 66,0 73,8 49,2 45,0 61,8

о

•«4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5 Проверка поступления обеспечительных мер в автоматизированную систему управления городскими финансами (далее — ПИВ АСУ) 7,9 9,4 9,2 8,8 9,2 8,5 12,4 11,7 8,8 12,2

6 Внесение сведений в единую автоматизированную информационную систему торгов (далее - ЕАИСТ) 10,7 10,1 9,5 8,2 11,6 9,5 8,7 8,1 10,7 11,9

7 Составление проекта приказа, в том числе о возложении ответственности по контракту, и проектов иных внутренних нормативно-правовых актов с последующим ознакомлением ответственных лиц 24,8 19,2 24,4 21,0 15,6 16,2 23,6 17,4 15,0 19,0

8 Сохранение заключенного контракта в соответствующей заполненной форме в сетевой папке и направление ответственным лицам за исполнение по электронной почте 5,9 5,3 5,4 5,4 4,9 5,2 5,9 5,1 6,0 5,1

II этап. Исполнение контракта

9 Регистрация в журнале входящей корреспонденции и первичной документации и передача документов инициатору закупки 9,3 9,3 11,9 7,7 7,8 11,2 12,2 10,8 8,2 12,4

10 Передача документов руководителю для подписания и заверения печатью 6,2 4,4 5,0 4,3 4,3 4,4 5,5 6,2 5,6 5,5

11 Проверка первичной документации (счет, товарная накладная, акт и др.) на соответствие требованиям 22,0 24,0 20,0 18,8 24,8 19,8 20,8 23,6 19,4 22,2

£ 5;

о о

с §

В*

£ аз о

в §

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

12 Проверка экспертного заключения с решением по приемке результатов исполнения контрактов 12,2 11,3 11,4 7,8 8,8 10,5 11,0 8,3 9,6 10,3

13 Участие в приемке товаров, выполнение работ, оказание услуг в составе приемочной комиссии 84,8 70,5 84,8 68,3 75,8 56,3 66,0 93,0 85,5 69,8

14 Определение номера платежного поручения и выгрузка из ПИВ АСУ 7,8 9,8 9,9 11,8 10,2 8,7 11,2 11,0 10,5 7,9

15 Размещение в ЕАИСТ информации об исполнении контракта 12,5 7,9 9,4 9,7 11,0 10,4 7,7 10,0 9,7 8,0

16 Внесение информации о контракте в 1С 7,9 9,8 9,4 9,6 8,2 9,1 10,4 9,3 11,0 11,7

17 Осуществление текущего контроля заходом выполнения контрактов поставщиками (подрядчиками,исполнителями) 34,8 27,9 34,5 36,6 34,5 32,7 32,7 23,1 31,8 29,7

Результаты анализа рабочего дня заведующего хозяйством и работника бухгалтерии

с»

5£>

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин

Э1 Э2 эз Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

II этап. Исполнение контракта (учет материальных ценностей)

1 Определение места складирования и хранения материала комиссией в составе заведующего хозяйством, инженера, специалиста по безопасности 36,3 33,3 32,7 24,6 24,9 27,9 23,7 31,2 27,3 28,5

2 Комиссионный прием материала с проверкой сертификатов и перемещением товара к месту хранения 75,0 64,5 66,0 85,5 65,3 58,5 77,3 88,5 66,8 83,3

3 Подготовка акта приема-передачи материалов ответственному лицу на основании документа, утвержденного руководителем 69,0 56,3 64,5 90,8 84,0 57,8 84,8 70,5 89,3 85,5

4 Передача материала ответственному лицу с подписанием акта приема-передачи утвержденной формы 16,1 14,6 17,3 15,5 17,9 18,3 16,1 17,0 14,6 15,6

5 Сканирование акта приема-передачи и отправка данного документа экономисту 20,4 18,8 18,4 16,2 23,6 24,8 25,0 16,0 17,8 24,0

6 Направление документов в отсканированном виде по электронной почте сотруднику бухгалтерии 9,0 9,0 8,1 8,9 10,5 10,7 11,5 8,7 9,6 10,8

£ 5;

о о

с §

В*

£ аз о

в §

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

7 Формирование сотрудником бухгалтерии в программе документов по принятию к учету 4,8 6,3 3,9 5,3 6,2 5,6 5,1 4,0 6,0 4,5

8 Подготовка документа, комиссионное подписание документа с последующим внесением данных в 1С 73,8 59,4 66,0 63,6 66,6 71,4 75,0 67,8 58,2 64,8

9 Утверждение локального документа на списание материальных запасов 127,2 142,8 144,0 139,2 134,4 138,0 112,8 128,4 109,2 116,4

10 Подача материально ответственным лицом служебной записки, приказа и протокола (ведомости) на списание одной позиции 5,0 5,7 6,2 4,1 3,9 4,7 5,7 6,3 6,1 5,0

11 Направление документов в бухгалтерию, формирование сотрудником документов на списание в 1С 17,7 18,2 18,0 13,5 13,7 11,6 13,4 13,1 17,1 15,6

12 Распечатывание документа ответственным лицом, подписание членами комиссии, размещение скана документа в 1С (одна позиция) 4,9 5,0 6,1 5,0 3,8 4,9 4,7 3,9 5,4 4,2

13 Выполнение сотрудником бухгалтерии списания одной позиции на основании подписанного документа 3,8 4,2 6,1 5,5 4,1 4,5 5,8 5,9 6,1 4,0

Результаты анализа рабочего дня инженера

№ п/п Наименование работы Затраты времени, мин

Э1 Э2 ЭЗ Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1 этап. Планирование закупки и определение поставщика

1 Формирование плана-задания (из расчета на одну позицию) 3,9 5,0 6,2 5,8 5,1 4,6 4,5 5,4 5,4 5,9

2 Выполнение замеров из расчета на одну позицию 3,8 5,4 4,7 6,2 4,3 6,0 5,2 4,7 4,6 3,8

3 Подготовка заявки на закупку товара, работы, услуги на одну позицию 16,7 14,4 14,4 15,9 18,8 16,2 11,9 12,8 15,5 14,4

4 Согласование технического задания к контракту 13,8 13,7 11,4 12,0 14,3 18,5 13,4 17,9 18,0 16,1

II этап. Исполнение контракта

5 Подготовка заявки поставщику, подрядчику, исполнителю на поставку материала, выполнение работ, оказание услуг 74,4 49,2 67,8 49,8 49,2 53,4 49,2 64,2 48,6 46,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Комиссионный прием материала с проверкой сертификатов и перемещением товара к месту хранения 77,3 91,5 64,5 74,3 81,8 59,3 75,8 78,0 57,0 70,5

7 Ежедневный контроль за исполнением контракта 64,8 45,0 65,4 53,4 64,8 71,4 54,6 55,8 75,0 50,4

Укрупненный перечень работ и событий

№ п/п Событие (исполнитель) Наименование работы Код работы

1 2 3 4

1 Возникновение потребности -

/ этап. Планирование закупки и определение поставщика

2 Формирование заявки, подготовка документации, заключение контракта (инженер, специалист по закупкам) Формирование плана-задания из расчета на 15 позиций 1-2

Выполнение замеров из расчета на 15 позиций

Подготовка заявки на закупку товара, работы, услуги на 15 позиций

Проверка предоставленной заявки на соответствие требованиям контрактной системы и иных нормативно-правовых актов, направление замечаний и рекомендаций инициатору заявки, организация согласования заявки с экономистом, заместителем директора по ресурсам и директором

Составление проекта контракта и технического задания для закупок с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 4, 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Согласование технического задания

Заполнение проекта контракта в соответствии с пунктами 4, 5 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Проверка поступления обеспечительных мер в ПИВ АСУ

Внесение сведений в ЕАИСТ и направление победителю контракта

Составление проекта приказа, в том числе о возложении ответственности по контракту, и проектов иных внутренних нормативно-правовых актов с последующим ознакомлением ответственных лиц

Сохранение заключенного контракта в соответствующей заполненной форме в сетевой папке и направление ответственным лицам за исполнение по электронной почте

Продолжение табл. 4

1 2 3 4

II этап. Исполнение контракта

3 Подготовительный этап исполнения контракта (инженер) Подготовка заявки поставщику, подрядчику, исполнителю на поставку материала, выполнение работ, оказание услуг 2-3

4 Приемка товара, используемого в работе Комиссионный прием материала (для выполнения работ) с проверкой сертификатов и перемещением товара к месту хранения 3-4

5 Этап исполнения контракта, учет материальных ценностей (заведующий хозяйством, бухгалтер) Определение места складирования и хранения материала комиссией в составе заведующего хозяйством, инженера, специалиста по безопасности 3-5

Комиссионный прием материала с проверкой сертификатов и перемещением товара к месту хранения

Подготовка акта приема-передачи материалов ответственному лицу на основании документа, утвержденного руководителем

Передача материала ответственному лицу с подписанием акта приема-передачи утвержденной формы

Сканирование акта приема-передачи и отправка данного документа экономисту

Направление документов в отсканированном виде по электронной почте сотруднику бухгалтерии или ЦФО

Формирование сотрудником бухгалтерии в программе документов по принятию к учету

Подготовка документа, комиссионное подписание с последующим внесением данных в 1С

Утверждение локального документа на списание материальных запасов

Подача материально ответственным лицом служебной записки, приказа и протокола (ведомости) на списание одной позиции

Направление документов в бухгалтерию, формирование сотрудником документов на списание в 1С

Распечатывание документа ответственным лицом, подписание членами комиссии, размещение скана документа в 1С (одна позиция)

Выполнение сотрудником бухгалтерии списания одной позиции на основании подписанного документа

£ 5;

о о

с §

В*

£ аз о

в §

1 2 3 4

6 Контроль Контроль заходом выполнения работ 4-6 5-6

7 Приемка работ, проверка документов, выполнение оплаты и внесение сведении в электронные системы (специалист по закупкам) Регистрация в журнале входящей корреспонденции и первичной документации и передача документов инициатору закупки 6-7

Передача документов руководителю для подписания и заверения печатью

Проверка первичной документации (счет, товарная накладная, акт и др.) на соответствие требованиям

Проверка экспертного заключения с решением по приемке результатов исполнения контрактов

Участие в приемке товаров, выполнение работ, оказание услуг в составе приемочной комиссии

Определение номера платежного поручения и выгрузка из ПИВ АСУ

Размещение в ЕАИСТ информации об исполнении контракта

Внесение информации о контракте в 1С

Осуществление текущего контроля заходом выполнения контрактов поставщиками (подрядчиками,исполнителями)

ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Для создания оферты и размещения котировочной сессии по контрактам на выполнение работ и оказание услуг, независимо от объема работ и услуг, требуется 15 мин, а для контрактов на поставку товаров время трудоемкости (1) увеличивается на время прямо пропорционально количеству позиций [11].

ь=(п-1)х Т. ,

где п - количество позиций согласно спецификации;

Т - требуемое время на операцию, мин.

Например, для контракта со спецификацией из пяти позиций требуемое время для определения оферт по пяти позициям - 75 мин, общая трудоемкость увеличится на 60 мин.

Операции, носящие вспомогательный характер, объединены с основными операциями (см. табл. 4) [14].

График зависимостей представлен на рис. 1 [14].

Рис. 1. Сетевой график процесса выполнения работ и поставки товара

Требуемое время сотруднику для выполнения работы в год определяется как сумма произведений времени по каждой операции на количество циклов N в год.

Общее время, затрачиваемое сотрудниками, можно представить в математическом виде:

VI = 1

Выполним расчет ожидаемого времени для критического пути 1-2, 2-3, 3-5, 6-7 по формуле

где tо - оптимистическое время; tп - пессимистическое время.

Экономические системы. 2021. № 3

Economic Systems. 2021. No. 3

Дисперсия рассчитывается по формуле

а2 (и)

'„(',./)-'о (А./)

Полученные результаты математического ожидания и дисперсии приведены в табл. 5, 6.

Таблица 5

Математическое ожидание и дисперсия

№ п/п Работы на критическом пути го, мин гп, мин 1(1,1), мин с2 (/, л Удельный вес, %

1 2 3 4 5 6 7

1 1-2 16 116,75 19 643,15 18 232,59 345 430,47 40

2 2-3 1339,80 2157,60 1830,48 18 577,69 4

3 3-5 16 869,30 20 230,40 18 885,96 313 805,37 41

4 5-6 1305,00 2175,00 1827,00 21 025,00 4

5 6-7 4728,45 5726,05 5327,01 27 644,60 12

Таблица 6

Математическое ожидание и дисперсия для пути 1-2, 2-3, 3-4, 6-7

№ п/п Работы на критическом пути го, мин гп, мин г (/, У), мин С2 (/,У) Удельный вес, %

1 2 3 4 5 6 7

1 1-2 10 316,75 13 843,15 12 432,59 345 430,47 53

2 2-3 1339,80 2157,60 1830,48 18 577,69 8

3 3-4 1653,00 2370,75 2083,65 14 310,141 9

4 5-6 1305,00 2175,00 1827,00 21 025,00 8

5 6-7 4728,45 5726,05 5327,01 27 644,60 23

В условиях организации трудовой деятельности ожидаемое критическое время составляет 768,38 ч. Дисперсия критического пути - 726 483,13. Сред-неквадратическое отклонение критического пути окр = 852,34. Интервал гарантированного времени выполнения проекта: 3окр = 3 х 852,34 = 2557,02 « 2557, т. е. гарантированное выполнение работ за 46 103 ± 2557 мин (768,38 ± 42,62 ч).

Р (43 546 < окр < 48 660) = Р (< 2557) = 2 Ф (2557 / 852,34) =

2 Ф(3) = 2 х 0,49865 = 0,9973.

(48 660 - 46 103\

Р (о < Т) = 0,5 + Ф = 0,5 + Ф - = 0,5 + Ф(3) = 0,5 + 0,49865 = 0,99865.

кр V 852,34 )

ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Максимальный срок выполнения проекта не превысит 811 ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполним расчет для работ или оказания услуг с использованием товара (1-2, 2-3, 3-4, 6-7).

Ожидаемое критическое время на организацию и ведение работы составляет 391,68 ч, дисперсия пути - 426 987,91, среднеквадратическое отклонение пути окр - 653,44.

Интервал гарантированного времени выполнения проекта (правило «трех сигм»): 3скр = 3 х 653,44 = 1960,32 = 1960, т. е. гарантированное выполнение про екта за 23 500 ± 1960 мин (391,67 ± 32,67 ч).

Р (21540 < о < 25460) = Р (< 19600) = 2 Ф (1960 / 653,44) =

кр

= 2 Ф(3) = 2 х 0,49865 = 0,9973. Р (о <Т) = 0,5 + Ф = 0,5 + Ф р5460 ~23 50(Л = 05 + ф(3) = 0,5 + 0,49865 = 0,99865.

кр V 653,44 )

Максимальный срок выполнения проекта не превысит 424 ч 20 мин. Величина расходов за 1 час ГБОУ Школа № 1945 г Москвы - 580,31 руб. [1, 13]. Производительность второго варианта выше в 1,9 раза, экономия трудовых ресурсов составляет 386,8 чел./ч в год, экономический эффект в денежном выражении - 224 463 руб. 91 коп.

Заключение

• Обосновано, что развитие профессионализма заказчика в сфере закупок -ключевое направление совершенствования контрактной системы.

• Выявлено, что основной задачей ведения эффективной закупочной деятельности является обеспечение бесперебойной и качественной работы всех сотрудников организации.

• Зафиксированы математическое ожидание и дисперсия (табл. 5 и 6).

• Определены экономия трудовых ресурсов в год и экономический эффект в денежном выражении.

• Проведенное исследование позволяет руководителям заказчиков сбалансировать трудовые ресурсы, улучшить закупочную деятельность, избежать нецелевого расходования бюджетных средств, повысить эффективность закупок.

• В качестве рекомендаций по совершенствованию работы можно предложить использовать следующие данные:

- результаты анализа рабочего дня специалиста по закупкам, инженера, заведующего хозяйством и работника бухгалтерии (табл. 1, 2, 3);

- данные по укрупненному перечню работ и событий (табл. 3);

- сетевой график процесса выполнения работ и поставки товара (рис. 1).

Экономические системы. 2021. № 3

Economic Systems. 2021. No. 3

Источники

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: https://docs. cntd.ru/document/901807664 (дата обращения: 13.05.2021).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1995 № 51-ФЗ. URL: https://docs. cntd.ru/document/9027690 (дата обращения: 13.05.2021).

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: https:// docs.cntd.ru/document/499011838?section=text (дата обращения: 13.05.2021).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 № 625н. URL: https://docs.cntd. ru/document/420304279 (дата обращения: 13.05.2021).

5. О системе закупок города Москвы : Постановление Правительства Москвы от 19.07.2019 № 899-ПП. URL: https://docs.cntd.ru/document/560703930 (дата обращения: 13.05.2021).

6. Арасланова О.Г. Нормирование в организации, контрактной системе как основополагающий фактор устойчивого развития // Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика : материалы III Международной научно-практической конференции : сборник / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. Москва, 2016. С. 83-89.

7. Гельфанова Д.Д., Сухтаева А.М. Принятие управленческих решений с помощью метода сетевого планирования // Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития : сборник научных трудов / под общ. ред. М.Н. Стефаненко. Симферополь, 2019. С. 171-176.

8. Гладилина И.П., Мельникова А.В., МолокановаА.О. Компетентностный подход в развитии профессионализма заказчиков как основа повышения качества управления закупками : монография. Москва : Русайнс, 2019. 80 с.

9. Гладилина И.П., Деминская Т.В., Абдалова Т.Ю. Риски заказчиков в процессе управления закупками : монография. Москва : Русайнс, 2019. 125 с.

10. Горлов В.В., СуратИ.Л. Управление службой бухгалтерского учета в организации : монография. Москва : ИТК «Дашков и Ко», 2021. 171 с.

11. Пашков П.А., Горлов В.В. Оптимизация затрат рабочего времени специалистов в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Экономические системы. 2021. Т. 14. № 1. С. 114-127.

12. Пашков П.А., Горлов В.В. Организация деятельности контрактной службы: критерии эффективности закупок // Финансовая жизнь. 2021. № 1. С. 49-53.

13. Пашков П.А., Горлов В.В. Организация деятельности контрактной службы: нормирование рабочего времени в ходе претензионной работы // Международный научный журнал. 2021. № 2. С. 29-42.

14. Усимов А.В. Методы сетевого планирования и управления в условиях неопределенной внешней среды : дис... канд. экон. наук. Москва, 2003. 176 с.

ТРУД И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

USING THE PERT METHOD IN CALCULATING LABOR COSTS AND RATIONING THE WORKING TIME OF CONTRACT SERVICE EMPLOYEES IN PROCUREMENT ACTIVITIES

Pashkov P.A., Gorlov V.V.

PASHKOV Pavel Aleksandrovich - Ph.D. student of the Department of management of state and municipal procurement of the Moscow Metropolitan Governance University, Moscow, Russia. E-mail: sevencombs@rambler.ru

GORLOV Viktor Vladimirovich - doctor of economic sciences, professor of the Department of finance management of Gubkin Russian State University of Oil and Gas, professor of the Department of management of state and municipal procurement of the Moscow Metropolitan Governance University, Moscow, Russia. E-mail: stoikost@yandex.com

Abstract. Today, close attention is mainly paid to the aspects of placing an order, and the calculation of the effectiveness of procurement activities is based on a reduction in the contract price. At the same time, the optimization of the working time of contract service employees and the rationing of their labor are important areas of organizing an effective procurement system.

The article presents the results of the calculation of labor costs for the organization of procurement activities and the implementation of accounting policies, based on the generalization of data from expert reports.

Representatives of contract services, economists, lawyers, accountants, engineers, business managers, procurement specialists, contract managers were involved as experts.

The obtained materials were used to build a network schedule for the process of work execution and delivery of goods using the PERT method.

It is revealed that the main task of conducting effective procurement activities is to ensure uninterrupted and high-quality work of all employees of the organization. It is proved that the development of the customer's professionalism in the field of procurement is a key direction for improving the contract system.

The conducted research will allow the managers of customers to balance their labor resources, improve procurement activities, avoid inappropriate spending of budget funds, and increase the efficiency of procurement.

Keywords: contract system, intelligent contract system, labor rationing, organization of work, labor cost optimization, efficiency of procurement activities.

For citation: Pashkov PA., Gorlov V.V. Using the PERT method in calculating labor costs and rationing the working time of contract service employees in procurement activities. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 3 (54). P. 64-80. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-64-80.

References

1. The Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 No. 197-FZ. URL: https://docs.cntd. ru/document/901807664 (accessed: 13.05.2021).

2. The Civil Code of the Russian Federation of 30.11.1995 No. 51-FZ. URL: https://docs.cntd. ru/document/9027690 (accessed: 13.05.2021).

Экономические системы. 2021. № 3

Economic Systems. 2021. No. 3

3. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs : Federal Law of 05.04.2013 No. 44-FZ. URL: https://docs.cntd.ru/ document/499011838?section=text (accessed: 13.05.2021).

4. On approval of the professional standard « Specialist in the field of procurement : Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 10.09.2015 No. 625 n. URL: https://docs.cntd.ru/document/420304279 (accessed: 13.05.2021).

5. On the procurement system of the city of Moscow : Decree of the Government of Moscow of 19.07.2019 No. 899-PP. URL: https://docs.cntd.ru/document/560703930 (accessed: 13.05.2021).

6. Araslanova O.G. Rationing in the organization, the contract system as a fundamental factor of sustainable development. In the collection: Sustainable development of socio-economic systems: science and practice materials of the III international scientific and practical conference / ed. by Yu.S. Rudenko, L.G. Rudenko. Moscow, 2016. Р 83-89.

7. Gelfanova D.D., Sukhtayeva A.M. Management decision-making using the network planning method. Modern management and management: trends and prospects of development : Collection of scientific papers / ed. by M.N. Stefanenko. Simferopol, 2019. Р. 171-176.

8. Gladilina I.P., Melnikova A.V., Molokanova A.O. Competence approach in the development of customer professionalism as a basis for improving the quality of procurement management : monograph. Moscow : Rusains, 2019. 80 p.

9. Gladilina I.P., Deminskaya T.V., Abdalova T.Yu. Risks of customers in the process of procurement management : monograph. Moscow : Rusains, 2019. 125 p.

10. Gorlov V.V., Surat I.L. Management of the accounting service in the organization: Monograph. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2021. 171 p.

11. Pashkov P.A., Gorlov V.V. Optimization of working time costs of specialists in the field of procurement of goods, works and services to meet state and municipal needs. Economic systems. 2021. Vol. 14. No. 1. Р. 114-127.

12. Pashkov P. A., Gorlov V.V. Organization of contract service activities: criteria for procurement efficiency. Financial life. 2021. No. 1. Р. 49-53.

13. Pashkov P.A., Gorlov V.V. Organization of contract service activities: rationing of working hours during claim work. International Scientific Journal. 2021. No. 2. Р. 29-42.

14. Usimov A.V. Methods of network planning and management in an uncertain external environment : dis.. candidate of economic sciences. Moscow, 2003. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.