Оценка централизованной системы планирования государственных закупок в городе Москве
Меньшиков Александр Михайлович
аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы»,
Централизация закупок выступает в качестве одного из важных факторов развития региональной экономики, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Централизованная система планирования государственных закупок в городе Москве является инструментом, который позволяет эффективно осваивать бюджетные средства и формировать наиболее благоприятные условия для противодействия коррупции, а также служат мощным инструментом соблюдения принципов Закона о контрактной системе. Централизация закупок, внедренная на законодательном уровне, является шагом к укрупнению закупочных процедур, что в свою очередь, скажется на экономии бюджетных средств. Она приведет к вынужденной подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов в сфере закупок, а также исключит коррупционные составляющие в сфере государственных закупок и упростит контроль за расходованием бюджетных средств.
Ключевые слова: государственные закупки, Федеральный закон №44-ФЗ, централизация, Москва, централизованная система
Федеральным законом №о44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Данный закон определяет определенные условия и основные ключевые моменты для централизации закупок. Рассмотрим централизацию закупок более подробно.
В соответствии со статьей 25 Закона о контрактной системе заказчики, имеющие одни и те же потребности, вправе проводить совместные конкурсы и аукционы (далее - совместные закупки), которые регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов». В соответствии с этими Правилами заказчики до утверждения закупочной документации заключают между собой соглашение о совместной закупке (далее - соглашение), передавая таким образом часть своих полномочий по организации и проведению закупки организатору совместной закупки.
После подписания соглашения каждый заказчик вносит в план-график сведения о наименовании организатора совместной закупки. В целях проведения совместной закупки на организатора такой закупки возлагаются следующие обязанности:
- утверждение состава комиссии по осуществлению закупок. В комиссию включаются представители всех сторон соглашения пропорционально объему закупок;
- разработка и размещение на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки, разработка и направление приглашений принять участие в закрытом способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также разработка и утверждение документации. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК), в извещениях определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, при этом обоснование цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика;
- предоставление закупочной документации заинтересованным лицам;
- предоставление разъяснений положений закупочной документации;
- внесение при необходимости изменений в извещение об осуществлении закупки либо в закупочную документацию;
- осуществление размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе;
- направление копий протоколов, составленных в ходе проведения совместной закупки, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания протоколов.
Все стороны соглашения несут расходы на проведение совместной закупки пропорционально своей НМЦК. Процесс совместной закупки в полной мере соответствует выбранному способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Контракт с победителем совместной закупки заключается каждым заказчиком самостоятельно.
В целях централизации закупок статьей 26 Закона «О контрактной системе» введены нормы в отношении: создания государственного органа, муниципального органа, казенного учреждения, уполномоченного учреждения в сфере централизованных закупок или наделения одного государственного органа, одного муниципального органа, одного казенного учреждения или нескольких государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждении из числа существующих полномочиями в сфере централизованных закупок.
Уполномоченные органы и учреждения определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Не допускается возлагать на уполномоченные органы функции обоснования закупок, определение условии? контракта и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (под-
© £
Ю
5
2 а
7
сч из £
Б
а
2 о
рядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждении? субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждении?, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждении субъекта Российской Федерации могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждении.
В соответствии со статьей 26 Закона «О контрактной системе» предусмотрены более широкие возможности по централизации закупок. Уполномоченным может быть не только орган власти, но и казенное учреждение.
Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение вправе выполнять не только функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но и функции по планированию закупок, заключению и исполнению контрактов. Функции уполномоченного органа, уполномоченного учреждения закрепляются в соответствующем Порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.
Предусмотрена возможность централизации уполномоченным органом, уполномоченным учреждением субъекта Российской Федерации закупок, осуществляемых муниципальными образованиями, находящимися на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено несколько видов централизации закупок:
1. Общая централизация, в рамках которой создается государственный орган, казенное учреждение, уполномоченное на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, ка-
зенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, казенных учреждений из числа существующих. Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют только полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение НМЦК и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
2. Частичная централизация, в рамках которой по решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти, казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти, казенных учреждений могут быть возложены на орган исполнительной власти, казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений. Применение частичной централизации представляет собой пример государственного централизованного снабжения и также может являться альтернативой проведения совместных торгов.
3. Централизация на уровне главного распорядителя бюджетных средств. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями следующими способами:
1) реализация данными органами полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков; на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, для подведомственных государственных и муниципальных заказчиков;
2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных заказчиков;
3) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, для соответствующих государственных и подведомственных муниципальных заказчиков;
4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.
К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждении в пределах полномочии, установленных решениями о создании таких органов, учреждении либо решениями о наделении их полномочиями, применяются положения Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Следует отметить, что Положением о системе закупок города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 года № 67-ПП «О системе закупок города Москвы» до принятия и вступления силу Закона о контрактной системе предусмотрена централизация закупок города Москвы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, по которым НМЦК равна либо превышает 50 млн. рублеи?.
Полномочия по размещению заказов первого уровня города Москвы возложены на Департамент города Москвы по
конкурентной? политике во взаимодействии с заказчиками. Таким образом каждый из условных видов централизации закупок возлагает на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение определенные полномочия при проведении закупок.
В соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 года № 67-ПП «О системе закупок города Москвы» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов» Департамент образования города Москвы разработал и направил всем своим подведомственным учреждениям для использования в работе «Порядок взаимодействия Государственного казённого учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учёту основных фондов Департамента образования города Москвы (далее - Дирекция ДОгМ) и государственных бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя которых возложены на Департамент образования города Москвы, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по закупкам второго уровня» (далее - Порядок взаимодействия).
В соответствии с Порядком взаимодействия на Государственное казённое учреждение города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы возложены функции уполномоченного учреждения (далее - уполномоченное учреждение) в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данный порядок устанавливает последовательность действий,согласно которой осуществляются закупки подведомственными учреждениями. Таким образом, каждое подведомственное учреждение:
- осуществляет планирование закупки, ее обоснование;
- при необходимости организует общественное обсуждение с даты размещения плана закупок на официальном сайте ЕИС;
- определяет способ закупки и условия ее осуществления;
- формирует комиссию по осуществлению закупок;
- утверждает закупочную документацию и обеспечивает ее внесение в единую автоматизированную информационную систему торгов (далее - ЕАИСТ).
После формирования закупки средствами ЕАИСТ с использованием портала финансово-хозяйственной деятельности (далее - портал ФХД1) направляет в Уполномоченное учреждение уведомление о размещении закупочной документации.
Подведомственное учреждение также самостоятельно осуществляет согласование закупок с Рабочей группой по проверке обоснованности заявленных потребностей образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы главного распорядителя бюджетных средств (далее - рабочая группа) при НМЦК до 3 миллионов рублей либо с Межведомственной рабочей группой по проверке обоснованности заявленных заказчиками закупок с НМЦК от 100 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей (далее - МРГ), в случае, если НМЦК закупка подведомственного учреждения равна или превышает 100 миллионов рублей.
Уполномоченное учреждение на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и на основании решения организатора совместной закупки (далее - организатор закупки) формирует и публикует извещение о проведении закупки, извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на основании решения организатора закупки о внесении изменений в закупочную документацию, вносит и размещает в ЕИС такие изменения, размещает подготовленные организатором закупки, разъяснения положений закупочной документации, в установленные Законом о контрактной системе сроки размещает в ЕИС представленные организатором закупки, протоколы заседаний комиссии по осуществлению закупок.
В случае принятия решения о внесении изменений в закупочную документацию организатор закупки на стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя) направляет в уполномоченное учреждение соответствующее решение. В случае, если организатор закупки принимает решение об отмене закупки, он также направляет указанное решение уполномоченному учреждению.
По поступившим от участника закупки запросам о предоставлении разъяснений положений закупочной документации организатор закупки направляет подписанный ответ для размещения в ЕИС.
Все документы направляются уполномоченному учреждению с использованием портала ФХД.
Организатором закупки осуществляется прием и регистрация конвертов с заявками на участие в конкурсе, обеспечивается сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких конвертов. После окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе организатор закупки обеспечивает рассмотрение и оценку данных, содержащихся в заявке.
При проведении электронного аукциона организатор закупки получает от оператора электронной площадки первые и вторые части заявок, рассматривает их и формирует протоколы. Организатор закупки осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: вскрытие конвертов, ведение аудиозаписи, рассмотрение заявок.
В день составления протокола организатор закупки направляет такой протокол уполномоченному учреждению для размещения в ЕИС.
Каждый участник совместной закупки, являющийся заказчиком, в установленный Законом о контрактной системе срок направляет итоговый протокол конкурса или аукциона и проект контракта на подписание победителю, с которым заключается контракт; осуществляет процедуру заключения контракта, исполнение контракта, в том числе осуществляет приемку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с условиями контракта, обеспечивает их оплату.
Заказчик в течение трех лет обязан осуществлять хранение документов, которые были составлены в ходе проведения закупочной процедуры.
Таким образом, многие заказчики города Москвы пошли по совмещенному принципу централизации закупок своей подведомственной сети, и утвердили проведение всех конкурентных способов закупок путем проведения совместных торгов.
Оценивая централизованную систему планирования государственных закупок в городе Москве следует определить преимущества и недостатки данной системы.
Среди основных преимуществ централизации закупок следует отметить экономию бюджетных средств, качественную подготовку закупочной документации, противодействие коррупции и ведомственный контроль.
Основным и главным плюсом централизации закупок для экономики является экономия бюджетных средств. Эко-
© £
Ю
I
2 а
7
сч из £
Б
ей
номия осуществляется не только за счет получения значительных скидок при закупке крупных партий товарно-материальных ценностей, но и при утверждении планов закупок и выделении финансов на них реализацию. Формально уполномоченный орган не связан с планированием закупок, однако данные по снабжению, собранные им, не останутся без внимания со стороны инстанций, контролирующих бюджетные средства.
Вторым преимуществом выступает качество подготовки закупочной документации. Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в своем штате имеет достаточное количество квалифицированных специалистов для разработки документации по закупкам.
Третьим плюсом при централизации закупок уполномоченным органом, уполномоченным учреждением является предотвращение коррупционной составляющей при проведении закупок.
Четвертым важным преимуществом при централизации закупок является ведомственный контроль со стороны главного распорядителя бюджетных средств, так как затрат на проверку уполномоченного учреждения требуется меньше, чем на каждого заказчика подведомственной ему сети.
Несмотря на указанные преимущества централизованных закупок, в этой системе есть и ряд минусов. Отрицательные стороны этот системы касаются, прежде всего, поставщиков на рынке снабжения: для большого количества предпринимателей усложнится доступ к государственным закупкам. Наличие только крупных заказов на рынке государственных закупок может вытеснить небольших производителей из числа поставщиков, а их место займут крупные корпорации. Однако если говорить о столичном регионе, то существуют рекомендации Департамента города Москвы по конкурентной политике о проведении совместных закупок с НМЦК не менее 10 млн. рублей и не более 20 млн. рублей, у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, очевидный минус становится большим плюсом для средних и малых предпринимателей при централизованном способе размещения закупок.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Централизация закупок, внедренная на законодательном уровне, является шагом к укрупнению закупочных процедур, что в свою очередь, скажется на экономии бюджетных средств.
2. Централизация закупок приведет к вынужденной подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов в сфере закупок.
3. Централизация закупок призвана исключить коррупционные составляющие в сфере государственных закупок.
4. При централизации закупок упрощается контроль за расходованием бюджетных средств.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что централизация закупок выступает в качестве одного из важных факторов развития региональной экономики, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Централизованная система планирования государственных закупок в городе Москве является инструментом, который позволяет эффективно осваивать бюджетные средства и формировать наиболее благоприятные условия для противодействия коррупции, а также служат мощным инструментом соблюдения принципов Закона о контрактной системе.
Литература
1. Акимов Н.А. Перспективные направления развития контрактной системы РФ в соответствии с мировыми трендами// Инновации и инвестиции. - 2017.
- № 3.
2. Акимов Н.А. Мировой опыт развития контрактных систем и его применение в Российской Федерации как условие устойчивого экономического развития// Экономика: вчера, сегодня, завтра.
- 2017. - № 2.
3. Панкова Л.Н. Современное планирование в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации// Успехи современной науки и образования. - 2016 - т.3- №11.- с.169-175.
4. Панкова Л.Н. Планирование государственных и муниципальных закупок в современной России// Вестник Белгородского государственного университета, 2016 - №11.
Assessment of the centralized system of planning of government procurement in the city of Moscow
Menshikov A.M.
Moscow city university of management of the Government of Moscow
Centralization of purchases acts as one of important factors of development of regional economy, both in short-term, and in the long-term period. The centralized system of planning of government procurement in the city of Moscow is the tool which allows to master effectively budgetary funds and to create optimum conditions for anticorruption, and also serve as the powerful instrument of respect for the principles of the Law on contract system. The centralization of purchases introduced at the legislative level is a step to integration of procurement procedures that in turn, will affect economy of budgetary funds. She will lead to the compelled training and retraining of qualified specialists in the sphere of purchases, and also will exclude corruption components in the sphere of government procurement and will simplify control of an expenditure of budgetary funds.
Keywords: government procurement, the Federal law No. 44-FZ, centralization, Moscow, the centralized system
References
1. Akimov N.A Perspective directions
of development of the contract system of the Russian Federation in accordance with world trends // Innovations and investments. - 2017.
- No. 3.
2. Akimov N.A. World experience in the
development of contract systems and its application in the Russian Federation as a condition for sustainable economic development // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2017. - No. 2.
3. Pankova L.N. Modern Planning in State and Municipal Purchases in the Russian Federation. // Progress in Modern Science and Education.
- 2016 - Vol.3 - No. 11.-p.169-175.
4. Pankova L.N. Planning of state and
municipal purchases in modern Russia // Bulletin of the Belgorod State University, 2016 - № 11.
2 ©