Организация закупок в Московской
области
Трофимовская Алла Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансов и налогообложения, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Пронин Дмитрий Сергеевич
аспирант кафедры Управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы
Маркина Наталья Викторовна
студент, Московский государственный областной университет
Федеральный закон от 05.04 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44) был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. Одним из инструментов достижения цели эффективного расходования бюджетных средств является централизация закупок. Централизация всего закупочного цикла начинается с создания уполномоченного органа, уполномоченного учреждения. В статье рассматривается вопрос организации государственных и муниципальных закупок в Московской области. Отражается роль централизованных закупок на уровне субъекта Российской Федерации и роль автоматизированного процесса управления, направленного на усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок и организация процесса определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, уполномоченный орган, централизация закупок.
Федеральный закон от 05.04 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44) был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. Одним из инструментов достижения цели эффективного расходования бюджетных средств является централизация закупок. Централизация всего закупочного цикла начинается с создания уполномоченного органа, уполномоченного учреждения.
До образования Комитета по конкурентной политике Московской области (далее
- Комитет) в Московской области осуществлялась практически полная децентрализация закупок, поскольку каждое министерство и ведомство самостоятельно вырабатывало правила закупочной деятельности. На муниципальном уровне ситуация повторялась: каждый район, городской округ или поселение практиковали разные, иногда противоречивые подходы к формированию закупок.
Комитет был создан для централизации торгов региона и многоуровневого контроля качества подготовки и исполнения государственных и муниципальных контрактов в виде отдельного ведомства. С момента начала работы Комитета, Московская область взяла курс на наведение порядка в сфере закупок. С 2014 года, закупки в Московской области стали более прозрачными и доступными для широкого круга участников.
Московская область выбрала направление, в котором централизуются только полномочия по определению поставщика, подрядчика, исполнителя. Планирование, подписание контракта, приемку товара, работы, услуги осуществляет каждый Заказчик самостоятельно.
В первую очередь необходимо было навести порядок в сфере размещения закупок. Важно было научить заказчиков эффективно расходовать бюджетные средства.
Чтобы добиться перехода закупок на качественно новый уровень, Комитетом были предприняты важные шаги в этом направлении: мониторинг закупок, их централизация; использование заказчиками примерных форм документаций и контрактов, разработанных и утвержденных Комитетом; единый порядок формирования начальной (максимальной) цены, а также проверка обоснованности ее расчета специально созданным рабочими группами и межведомственными комиссиями. И, конечно, создание Единой автоматизированной информационной системы Московской области (далее
- ЕАСУЗ). В ЕАСУЗ зарегистрировали всех заказчиков, как государственных, так и муниципальных. ЕАСУЗ стал основным механизмом, в котором собирается вся информация о закупках: от планирования до исполнения. Каждый работник, который занимается закупками в Московской области, ежедневно пользуется этой системой.
В рамках единого подхода к формированию закупок стала развиваться конкуренция: среднее количество участников выросло с двух до четырех. Потенциальные участники стали активнее. Ведь наличие конкурентов стимулирует предложение более качественного товара или услуги по более низкой цене. Таким образом экономятся бюджетные средства. И чем выше конкуренция, тем существеннее экономия, следовательно, наличие дополнительных возможностей для решения важнейших социальных вопросов заказчиков.
В Московской области система закупок для обеспечения нужд Заказчиков подразделяется на два уровня:
• к первому уровню относятся закупки, осуществляемые государственными заказчиками и бюджетными учреждениями Московской области конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), начальная (максимальная) цена по которым равна, либо превышает 10 млн. рублей; торги в интересах двух или более Заказчиков на поставку одних и тех же товаров, работ, услуг, совокупная начальная (максимальная) цена контрактов по которым равна либо превышает 5 млн. рублей. Закупки для муниципальных нужд в соответствии со статьей 26 Федерального Закона № 44-ФЗ, осуществляемые конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цена по которым равна, либо превышает 10 млн. рублей;
© £
Ю
5
2 а
7
см
CS £
Б
а
• к закупкам второго уровня относятся закупки, которые государственные и муниципальные заказчики осуществляют самостоятельно.
Комитетом постоянно ведется работа по усовершенствованию системы закупок. С 2015 года начал работу Единый портал торгов Московской области (далее - Единый портал). Потенциальный участник легко сможет найти интересующую его информацию по любым торгам, проводимым в Московской области. На Едином портале можно найти информацию не только по Закону №44 и Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-Ф3), но и еще по таким видам торгов как: земельно-имущественные, инвестиционные, государственно-частного партнерства, концессиям, развитию застроенных территорий и т.д.
Еще одним из важных направлений является контроль над закупками, которые осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках пункта 4 и пункта 5 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Для более эффективного расходования средств, Комитет предложил Заказчикам механизм для прямого доступа к закупкам малого объема всех заинтересованных предпринимателей. Введена в действие в пилотном режиме подсистема ЕАСУЗ - электронный магазин. В электронном магазине Заказчики смогут найти для себя наилучшие условия для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а предприниматели - широкий рынок сбыта. Закупки всего региона будут открыты и доступны.
Подводя итоги, отметим, что в Московской области действует централизованная система, в рамках которой уполномоченный орган сочетает выполнение
функций по определению поставщиков и регулирование контрактной системы. Основой взаимодействия всех субъектов закупочного процесса и перспективой ее развития является наличие ЕАСУЗ, системы, объединяющей всех участников контрактной системы области. Основные цели, достигаемые посредством существующей схемы централизации, могут быть сформулированы следующим образом:
• создание единого закупочного пространства на территории области;
• повышение прозрачности и открытости закупок;
• полный учет областных закупок и бюджетный контроль;
• возможность управления закупочной деятельностью всех заказчиков.
Важно подчеркнуть, что сочетание функций по определению поставщиков и регулированию контрактной системы одним уполномоченным органом позволяет более полно реализовывать базовые принципы контрактной системы, а также тщательнее реализовывать мероприятия по развитию контрактной системы в Московской области.
Литература
1. «Подмосковные торги: единая точка входа». Интернет-интервью с председателем Комитета по конкурентной политике Московской области М.А. Фоминым // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ».
2. Интервью М.А. Фомина // Газета «Подмосковье сегодня». 2016. 11 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://zakaz-mo.mosreg.ru/multimedia/novosti/glavnie/ 1 1-04-2016-1 1-42-27-intervyu-m-a-fomina-gazete-podmoskove-segodnya-ot-/ (дата обращения 22.11.16).
The procurement organization in the Moscow region
Trofimovskaya A.V., Pronin D.S., Markina N.V.
Moscow State University of economy, statistics and informatics, Moscow City University of Management Government of Moscow, Moscow state regional university
Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 «On the Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works and Services for Ensuring State and Municipal Needs» (hereinafter referred to as Law No. 44) was adopted with a view to improving the efficiency of spending budget funds. One of the tools to achieve the goal of effective spending of budget funds is the centralization of procurement. Centralization of the entire procurement cycle begins with the creation of an authorized body, an authorized institution. The article considers the issue of organization of state and municipal purchases in the Moscow region. The role of centralized procurement at the level of the subject of the Russian Federation and the role of an automated management process aimed at strengthening the relationship between the budget process and procurement planning procedures and the organization of the process of identifying suppliers (executors, contractors) are reflected.
Keywords: state and municipal procurement, the authority, the centralization of procurement.
1. «Near Moscow auction: a single entry
point.» Internet interview with the Chairman of the Committee on Competition Policy of the Moscow region Fomin // Information and Legal Portal «GARANT.RU».
2. Interview with M.A Fomina // Newspaper «Moscow Region Today». 2016. 11 April [Electronic resource]. URL: http://zakaz-mo.mosreg.ru/multimedia/novosti/ glavnie/11-04-2016-1 1-42-27-intervyu-ma-fomina-gazete-podmoskove-segodnya-ot-/ (circulation date 22.11.16).
2 ©