АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО _И ПРОЦЕСС
АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ БЕЗРУКОВ,
кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России»
ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА
и
Рассматриваются правовые основы, организационно-правовые формы и основные направления щ
взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований в системе обеспечения пра- ¡3
вопорядка. Предлагаются оптимальные формы и направления сотрудничества полиции и общественно- О
сти в сфере охраны правопорядка посредством совершенствования законодательного регулирования ^
их взаимодействия, установления критериев его эффективности, стимулирования участников обозначенного взаимодействия на конструктивное сотрудничество в направлении обеспечения конституционного правопорядка.
Ключевые слова: Конституция РФ, законодательство, взаимодействие, органы внутренних дел, полиция, общественные объединения, правопорядок, обеспечение правопорядка. ^
A.V. Bezrukov, PhD (Law), Associate Professor, Doctoral Candidate of the Department of state and W
legal disciplines of the Academy of MIA of Russia; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 745-82-55. ^
Optimization of interaction between police and community groups in the system of law щ
enforcement. S
Discusses the legal framework, the legal form and the main directions of interaction between law
Исходя из признания человека, его прав и ления - непосредственное осуществление охра-свобод высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ) ны общественного порядка (ч. 1 ст. 132). Вместе органы внутренних дел занимают одно из главных с тем, Конституция РФ (п. «б» ч. 1 ст. 72) защиту мест в государственном механизме, выполняя прав и свобод человека и гражданина и обеспе-важнейшие правоохранительные функции по обе- чение правопорядка относит к совместному веде-спечению конституционной законности и право- нию Российской Федерации и ее субъектов, что порядка. В соответствии со ст. 30, ч. 1 ст. 32 Кон- предполагает совместное осуществление феде-ституции РФ граждане Российской Федерации ральными и региональными органами государ-имеют право участвовать в работе государствен- ственной власти деятельности по обеспечению ных органов, создавать и участвовать в деятель- конституционных прав граждан и правопорядка. ности общественных формирований, в том числе Это должно эффективно отражаться во взаимоправоохранительной направленности. действии государственных органов, в первую Конституцией РФ на Правительство РФ воз- очередь соответствующих правоохранительных лагается функция по осуществлению мер по обе- структур, с общественными объединениями, в спечению и охране общественного порядка (п. том числе правоохранительной направленности. «е» ч. 1 ст. 114), а на органы местного самоуправ- Модернизация органов внутренних дел не-
S
О со
H
<
enforcement agencies and community groups in the system of law enforcement. Offers optimal forms and areas d,
H
U
of cooperation between the police and the public in the field of law enforcement by improving the legislative regulation of their interaction, establishing criteria of its effectiveness, encouraging participants indicated the ^
interaction of constructive cooperation in the area of constitutional law. X
Key words: Constitution, legislation, communication, internal Affairs bodies, the police, public associations, S
law enforcement, law enforcement.
?
возможна без действенного механизма обеспечения правопорядка, в котором полиция занимает важнейшее место, выполняя одну из ключевых задач по обеспечению государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ).
Обеспечение правопорядка означает нормативно-правовое упорядочивание общественных отношений от явлений, создающих угрозу нарушению гарантированных государством прав и свобод человека и гражданина. Целевое предназначение правопорядка включает в себя обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, что предполагает участие в конституционно-правовом механизме его обеспечения как государственных, так и негосударственных структур.
Поэтому исследователями обоснованно отмечается, что государственная система обеспечения правопорядка не может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан1. Перед ними стоит задача занять собственное место среди политико-правовых институтов, отвечающее, с одной стороны, внутренним потребностям и интересам, а с другой - потребностям и интересам всего общества. Такая двойственная задача позволяет отнести деятельность общественных объединений к политической системе, которая устанавливает рамки взаимодействия государственных органов с участниками общественно-политических отношений2.
По сути, взаимодействие полиции с общественностью преследует цель расширить социальную базу правопорядка, активизировать различные формы самоуправления граждан в правоохранительной деятельности, расширить круг субъектов обеспечения правопорядка и способствовать снижению криминальных проявлений. Предметом взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере обеспечения правопорядка является организационно-правовое регулирование совместной деятельности данных структур по его обеспечению3.
Таким образом, эффективность обеспечения правопорядка правоохранительными органами (в первую очередь полицией) достигается в том числе посредством их конструктивного сотрудничества с общественными формированиями. И для установления такого эффективного взаимодействия прежде всего необходима соответствующая правовая база, которая в целом достаточно сформирована. В числе таких нормативных правовых актов - Конституция РФ, ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции», ФЗ от 19 мая 1995 г «Об
общественных объединениях», ФЗ от 21 июля 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», ФЗ от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка», ФЗ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации», Указ Президента РФ от 4 апреля 2006 г. «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. «Об общественных советах при МВД и его территориальных органах» и др.
В соответствии с ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (ст. 5-7) общественные объединения создаются на добровольной основе для реализации общих целей в различных организационно-правовых формах (общественная организация, общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, орган общественной самодеятельности, политическая партия). Заметное место среди них занимают общественные организации правоохранительной направленности, которые по своей природе призваны активно сотрудничать с правоохранительными органами, в том числе в сфере обеспечения правопорядка.
Законодатель общественные объединения, участвующие в обеспечении правопорядка, подразделяет на две группы: 1) общественные объединения правоохранительной направленности как не имеющие членства общественные объединения, сформированные по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка; 2) народные дружины как основанные на членстве общественные объединения, участвующие в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 2 ФЗ от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка»).
Под участием граждан в охране общественного порядка законодатель определяет оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах (ст. 2 указанного ФЗ). Наряду с этим, в законе (ст. 9-12) установлены и иные формы содей-
ствия граждан полиции (участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в создании и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, а также их участие в создании и деятельности народных дружин).
На современном этапе в деятельности полиции одним из важнейших принципов, обеспечивающих поворот полиции к общественности и человеку, его правам и свободам, выступает общественное доверие и поддержка граждан (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О полиции»). Реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и имиджа органов внутренних дел в целом. В ФЗ «О полиции» установлено, что в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, в установленном порядке полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Также одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции является общественное мнение (ч. 6 ст. 9 ФЗ «О полиции»).
Таким образом, законодатель ориентирует полицию в своей деятельности на взаимодействие с общественными объединениями, что находит также зеркальное отражение в законодательно установленной системе принципов участия граждан в охране общественного порядка (ст. 4 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»). В их числе - принципы добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными государственными, правоохранительными органами, органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий полиции, иных правоохранительных, государственных и местных органов власти. Кроме того, органы внутренних дел в состоянии инициировать создание новых, развитие действующих общественных объединений, а также координировать объединение их усилий4.
С учетом изложенного в числе принципов взаимодействия полиции с общественными структурами в системе обеспечения правопорядка можно определить следующие: системности
и регулярности; открытости и доверительности; взаимопонимания, уважения и ответственности участников взаимодействия; паритета, согласованности и координации в совместной работе; научной обеспеченности, плановости и законности; взаимопомощи, сотрудничества и поддержки при решении задач по обеспечению правопорядка. Из перечисленных принципов магистральными следует определить такие, как доверие и партнерство, которые в комплексе формируют идеальную модель конструктивного сотрудничества органов внутренних дел и общественных объединений5.
Следовательно, полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться к формированию общественного доверия при поддержке населения, соблюдая и обеспечивая правопорядок, конституционные права граждан, продуктивно осуществляя сотрудничество с общественными формированиями.
Вопросам взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями уделено достаточно внимания в научной литературе, где основная часть авторов приходит к выводу о значимости такого взаимодействия, как условии эффективного осуществления своих функций правоохранительными органами и общественными формированиями в сфере обеспечения правопорядка. Причем создание общественных объединений правоохранительной направленности, активное привлечение граждан к охране общественного порядка (добровольные народные дружины, патрулирование и обход территории и др.) и эффективное взаимодействие полиции с общественными формированиями различной направленности способствуют как повышению профилактики противоправных проявлений и преступности, так и минимизации условий и сокращению количества правонарушений в целом.
Исследователи зарубежного опыта взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями приходят к еще более категоричным выводам о значимости участия общественности в деятельности полиции. Например, исследователь опыта Кыргызстана отмечает, что органы внутренних дел Кыргызстана без опоры на общественность не в состоянии эффективно осуществлять свою служебную деятельность6.
Имеются достаточные основания утверждать, что совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в той или иной степени всегда позволяет достичь положительного результата при комплексной оценке ситуации. С одной стороны, граждане доводят до сведения полиции свои соображения относительно того или иного события, дела, а с другой - сотрудники
и и
И
э о а X
Б
О
ю
<
а X
и О X ю X
Н
<
а н и X X
X ^
5
полиции с учетом всех обстоятельств дают конструктивную, компетентную оценку произошед-шему7.
В связи с этим Е.В. Киричек процесс взаимодействия полиции с общественными формированиями предлагает выстраивать в несколько этапов.
1. Аналитический этап. На этом этапе проводится комплексный анализ, с помощью которого выявляются проблемы, определяется круг субъектов взаимодействия, происходит коммуникативный обмен между участниками по вопросам, относящимся к решению проблем, на которые будет направлено взаимодействие, определяются основные направления совместной деятельности, цели и задачи, формы, методы, средства и т.д.
2. Этап проектирования - связан с разработкой системы перспективных мероприятий и проектов планов (программ), совместным их обсуждением, определением сроков исполнения и исполнителей (соисполнителей), созданием единого координирующего центра (органа), обучением членов общественных объединений, разработкой методических рекомендаций.
3. Этап выработки управленческих решений - связан с принятием совместных решений по организации взаимодействия и их официальным оформлением (подготовка договоров, уставов и др.).
4. Функциональный этап - связан непосредственно с самим процессом взаимодействия. На данном этапе происходит выявление проблем и определение места и роли полиции и общественных объединений в их решении.
5. Контроль исполнения принятых решений. Здесь происходит проверка исполнения решений, разработанных и принятых взаимодействующими партнерами, широкое освещение результатов взаимодействия в средствах массовой информации, осуществляется просветительская работа среди населения.
6. Оценочный этап. Осуществляется оценка эффективности принятых решений по заранее разработанным критериям в целях дальнейшего совершенствования форм и методов совместной деятельности.
7. Этап согласования (факультативный этап) возможен на любой стадии взаимодействия, когда между субъектами возникают разногласия относительно того или иного вопроса либо когда необходимо скорректировать (изменить, отменить) будущие мероприятия, какие-либо положения плана (программы) и т.д. Процедура согласования определяется самими субъектами взаимодействия8.
Понимая достаточно условный характер такой последовательности, тем не менее, возникает сомнение в целесообразности выстраивания в четкой последовательности процесса взаимодействия полиции и общественных объединений, поскольку и предлагаемые автором этапы не отличаются строгой последовательностью, весьма взаимосвязаны и переплетены. Например, функциональный (четвертый этап) вряд ли будет эффективен без проектирования, анализа и контроля (первый, второй, пятый этапы), а оценочный (пятый этап) также едва ли осуществим без анализа и функционирования (первый и четвертый этапы). Поэтому с учетом разнообразия форм и направлений взаимодействия полиции и общественности представляется затруднительным выработать унифицированную модель и определить четкий алгоритм их сотрудничества.
В литературе выдвигается множество форм и направлений взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями. В числе оптимальных направлений и форм такого взаимодействия можно выделить следующие:
совместный анализ состояния правопорядка и динамики правонарушений;
оперативный обмен информацией и положительным опытом, содействие по информированию и повышению юридической грамотности населения;
участие в подготовке и экспертизе документов, аналитических обзоров и проектов правовых актов;
разработку и реализацию совместных целевых программ в сфере обеспечения правопорядка;
создание специальных советов, комитетов, комиссий, информационно-аналитических центров по взаимодействию полиции и общественных структур в сфере обеспечения правопорядка;
планирование и проведение совместных мероприятий (в том числе семинаров, конференций, круглых столов) по вопросам обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений;
координацию усилий при выполнении программ по защите прав и свобод граждан;
обучение членов общественных объединений формам и методам охраны правопорядка;
привлечение общественных формирований к выполнению программ и проведению мероприятий по обеспечению правопорядка;
мониторинг общественного мнения о деятельности полиции;
содействие полиции в охране общественного порядка (проведение совместных рейдов, патрулирования, дежурство членов общественных
объединений на избирательных участках при проведении выборов), пресечении, раскрытии и расследовании преступлений и административных правонарушений;
осуществление общественного контроля за деятельностью полиции (например, общественные советы при территориальных органах внутренних дел);
информирование граждан о деятельности полиции и общественных объединений в сфере обеспечения правопорядка, в том числе с использованием возможностей сети Интернет;
взаимодействие с религиозными, национальными организациями и средствами массовой информации;
профилактику экстремизма, проведение профилактической работы с правонарушителями и лицами, находящимися в социально негативной среде;
участие в правовой и воспитательной работе с сотрудниками полиции, профилактике нарушений законности среди личного состава, комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей;
поощрение членов общественных объединений, внештатных сотрудников полиции и граждан, отличившихся в охране общественного порядка;
отчет полиции перед населением о проделанной работе и др.9
В определенной мере обозначенные формы и направления взаимодействия нашли отражение в ст. 8 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Среди направлений содействия граждан полиции и иным правоохранительным органам законодатель устанавливает такие, как информирование полиции и иных правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; участие в мероприятиях по охране общественного порядка и в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий; участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в соответствующих правоохранительных органах.
На практике складываются различные формы совместной деятельности полиции и общественности по охране правопорядка: добровольные народные и казачьи дружины; оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные; внештатные подразделения дорожно-патрульной службы, например, дружины по охране общественного порядка, специализированные отряды дружинников (по линии ГИБДД), казачьи
дружины («Казачья полиция»), студенческие отряды охраны общественного порядка и др., которые формируются и функционируют во многих субъектах РФ10. Именно с их помощью ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных право-нарушений11. Органами внутренних дел в России осуществляется тесное сотрудничество почти с 1000 общественных объединений, что в современных условиях обусловливает актуальность систематизации последних12.
В качестве передового зарубежного опыта обеспечения правопорядка и общественной профилактики в литературе отмечаются такие приоритетные формы правоохранительной деятельности, как создание общественно-государственных организаций в Японии; «корпус добровольных помощников полиции» в Гессене (ФРГ); программа «Соседский присмотр», применяемая в США, Великобритании, Канаде, Франции; добровольные молодежные отряды по поддержанию правопорядка (Лондон)13. При всей условности возможности внедрения таких форм сотрудничества полиции и общественности в России следует согласиться с тем, что ощутимым препятствием в достижении эффективного взаимодействия полиции и общественности является так называемая палочная система, когда основным критерием работы сотрудников является процент раскрываемости преступлений14. Поэтому необходимо изменить критерии оценки работы органов внутренних дел и акцентировать их деятельность на профилактике правонарушений.
Некоторые авторы обращаются к перспективности форм взаимодействия общественных формирований с органами внутренних дел посредством местного самоуправления, акцентируя внимание на подчинении правоохранительных структур органам местного самоуправления15. Однако в современных условиях такой исходный посыл вряд ли возможен с учетом централизации полиции и сомнительности перспектив создания муниципальной милиции. Другие исследователи, делая акцент на взаимодействии органов внутренних дел и средств массовой информации, обоснованно замечают, что они ориентированы на выполнение главной задачи - обеспечения правопорядка16.
Действительно, роль средств массовой информации весьма значима в механизме взаимодействия их с органами внутренних дел, поскольку первые во многом оказывают влияние на общественное мнение населения о вторых. Средства массовой информации выступают инструментом профилактики преступности и правонарушений,
и и
И
э о а X
Б
О
ю
<
а X
и О X ю X
Н
<
а н и X X
X ^
5
информируют органы государственной власти, правоохранительные структуры и общественность о состоянии законности и правопорядка17. Механизм взаимодействия органов внутренних дел со СМИ определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов управления: принципов, методов, организационной структуры и кадрового управления18. Специфика ведомственного нормативно-правового регулирования такого взаимодействия отмечена смещением обязанностей к ОВД, а правомочий - к СМИ, что не позволяет вести речь о сбалансированном взаимодействии19.
Среди направлений взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации выделяются:
организация своевременного информирования общественности и сотрудников ОВД о результатах служебной деятельности и важнейших событиях в жизни Министерства;
формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел;
организация и координация работы ведомственных средств массовой информации, оказание им методической помощи;
информирование руководства Министерства об освещении в средствах массовой информации деятельности органов внутренних дел20.
Важную роль в механизме взаимодействия полиции и общественных формирований в сфере обеспечения правопорядка играют общественные советы. В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и ч. 8 ст. 9 ФЗ «О полиции», Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. «Об общественных советах при МВД и его территориальных органах» установлено, что Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественные советы при территориальных органах МВД России образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан России, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных формирований и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции.
Часть 7 ст. 9 ФЗ «О полиции» устанавливает, что общественные советы призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений пред-
принимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.
Между тем в ст. 2 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» закреплено, что общественный контроль осуществляется за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, других правоохранительных органов. Среди форм общественного контроля законодатель устанавливает осуществление общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, иные формы, а также предусматривает его проведение в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.
Из анализа действующего законодательства и практики следует, что эффективное осуществление своих функций полицией и общественными формированиями во многом обусловлено их конструктивным сотрудничеством в различных формах, что позитивно отразится на качественном состоянии конституционного правопорядка и эффективности обеспечения прав человека и гражданина в России. В связи с этим намечается необходимость принятия унифицированного законодательного акта, регулирующего механизм взаимодействия правоохранительных органов и общественных формирований, который пока регламентируется несколько разрозненно и со временем потребует консолидированной регламентации.
Таким образом, в современных условиях постепенно формируется конструктивный механизм
взаимодействия полиции и общественных объединений в сфере обеспечения правопорядка. Востребованность такого механизма взаимодействия обусловливается не только необходимостью повышения эффективности профилактики правонарушений и укрепления сотрудничества государственных и негосударственных структур в сфере обеспечения конституционной законности и правопорядка. Современные тенденции общественно-государственного развития ориентируют публичную власть и общественность находить точки соприкосновения и вырабатывать эффективные формы и модели их конструктивного сотрудничества. Для этого необходимо создать условия посредством унифицированного законодательного регулирования вопросов сотрудничества органов внутренних дел и общественных организаций, установления четких критериев эффективности их взаимодействия, стимулирования участников рассматриваемого механизма взаимодействия для повседневного совместного решения задач и осуществления функций, направленных на качественное обеспечение правопорядка как в масштабе всей Российской Федерации, так и в пределах публично-территориальных образований всех уровней публичной власти в России.
1 Герасименко А.Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 14.
2 Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 1139-1140.
3 Герасименко А.Н. Указ. соч. С. 15-21.
4 Ревин И.А. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности в обеспечении безопасности в Северо-Кавказском регионе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 8-9.
5 Схожие соображения высказывались в литературе. (Овчинников О.А., Овчинникова Л.И. Осуществление охраны общественного порядка негосударственными субъектами
правоохранительной направленности. - М., 2008. С. 85-87; Усенов К.И. Организация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями Кыргызской Республики в сфере обеспечения правопорядка: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. С. 161-162).
6 Усенов К.И. Организация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями Кыргызской Республики в сфере обеспечения правопорядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. С. 14.
7 Киричек Е.В. Указ. соч. С. 1141-1142.
8 Там же. С. 1142-1143.
9 Многие из таких форм взаимодействия в том или ином виде предлагались в литературе. (Герасименко А.Н. Указ. соч. С. 15-17, 46-47, 73-74; Стахов Я.Г. Организационно-правовой механизм взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в городе, районе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1991. С. 7-8, 13-15; Калюжный А.Н. Административно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 118-123; Киричек Е.В. Указ. соч. С. 1145-1147; Маслов А.Е. Взаимодействие негосударственных объединений граждан правоохранительной направленности с органами внутренних дел в охране общественного порядка. - М., 2011).
10 Щелкунова М.В. Механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями // Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики: сб. статей (по материалам Международной науч.-практ. конференции в Академии управления МВД России 31 октября 2008 г.). - М., 2009. С. 350-351.
11 Статистические данные и разновидности таких общественных формирований подр. см.: Герасименко А.Н. Указ. соч. С. 13-14; Киричек Е.В. Указ. соч. С. 1142-1144; Иванова В.С. Предупреждение преступлений негосударственными субъектами в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2007. С. 18-19.
12 Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. № 1. С. 22-23.
13 Усенов К.И. Организация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями Кыргызской Республики в сфере обеспечения правопорядка: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. С. 16-17.
14 Усенов К.И. Указ. соч. С. 17.
15 Ревин И.А. Указ. соч. С. 21-22.
16 Калюжный А.Н. Указ. соч. С. 38.
17 Там же. С. 111-112.
18 Сочнев Д.В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодежи: дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2004. С. 7-8.
19 Сочнев Д.А. Указ. соч. С. 20-21.
20 Благоразумный А.А., Коробов В.Б. Организация общественных связей органов внутренних дел. - М., 2003. С. 76-77.
U U И
э о а X
X
о
со
<
а X
и О X со X
н
<
а н и X X X
5