Научная статья на тему '«Оптимизация» военных кафедр'

«Оптимизация» военных кафедр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Оптимизация» военных кафедр»

Военная кафедра

19

С. ФИЛЬКОВ, профессор Московский государственный институт международных отношений (университет)

В настоящее время сложилась система подготовки офицеров запаса на базе основных профессиональных образовательных программ, включающая разветвленную сеть кафедр и факультетов военного обучения в гражданских вузах и обладающая возможностями воспроизводства кадровых ресурсов, необходимых для обеспечения безопасности нашего государства, общества, личности.

Выполнению задачи совершенствования этой системы сейчас придается особо важное значение со стороны органов государственного управления, соответствующих ведомств Минобрнауки России, в ведении которого находятся государственные вузы, имеющие в своем составе военные кафедры и факультеты военного обучения.

В структуре Минобороны России сформирована специальная комиссия по «оптимизации» военных кафедр.

В комплекс мер совершенствования военной подготовки входит оценка потенциала военных кафедр и факультетов военного обучения с целью определения их возможностей по воспроизводству офицерских кадров различных военно-учетных специальностей с учетом формирования новых специальностей, необходимых для современных Вооруженных Сил и всей системы безопасности России.

Вместе с тем выработка и реализация намечаемых мер по совершенствованию сложившейся системы требует соответствующего научного обоснования и новых принципов управления при сохранении ее системообразующих элементов, ее целостности. В противном случае намечаемая «оптимизация» приведет к отрицательным результатам.

Как показывает практика, оценка потенциала военных кафедр без учета механизма

«Оптимизация» военных кафедр

их функционирования ведет к необоснованным заключениям и выводам. Так, военным кафедрам и факультетам военного обучения, которые пока что не обладают необходимыми ресурсами, адекватными требованиям конкретного воспроизводства кадровых ресурсов, определяются задания по подготовке офицеров запаса (частично кадровых офицеров) по новым для них военно-учетным специальностям, а с другой стороны - задания по подготовке военных специалистов, остро необходимых для современных вооруженных сил, для Минобороны России, других силовых министерств и ведомств, сокращаются для кафедр, которые обладают соответствующим потенциалом. Кафедрам, способным к реализации программ по новым специальностям более высокого уровня (например, программ подготовки магистров) заказы такого рода не даются, задачи по разработке квалификационных требований по подготовке офицеров запаса на базе программ подготовки магистров не ставятся. Хотя это объективно необходимо. В частности, заказчикам требуются специалисты в области информационно-аналитической работы, и подготовка офицеров запаса такого профиля актуальна и значима. Тем более, что она реально выполнима на базе кафедр, обладающих соответствующим потенциалом.

Следует также иметь в виду, что многие офицеры запаса проходили военно-профессиональную подготовку 3, 5, 10 лет назад и более, и уровень их подготовленности мало отвечает современным квалификационным требованиям к ним. Эффективные формы переподготовки и повышения квалификации резервов таких военных специалистов нуждаются в значительных затратах финансовых и материально-технических средств, что от-

разится на бюджете Минобороны России.

Постоянное же воспроизводство новых резервов военных специалистов, восполнение «дисквалифицированных» офицеров запаса объективно необходимо и не требует дополнительных бюджетных затрат при условии сохранения существующего механизма финансирования и материально-технического обеспечения системы военной подготовки в гражданских вузах.

Намечаемая перестройка этого механизма, предусматривающая передачу функций финансирования от высшей школы органам Минобороны России, также увеличивает затратную часть военного бюджета, в том числе в части выделения полного довольствия и всестороннего обеспечения военных кафедр. Между тем сложившаяся структура управления и всестороннего обеспечения, в том числе финансирования, военных кафедр наиболее адекватна условиям функционирования системы военной подготовки в интегрированной структуре российской высшей школы.

Таким образом, намечаемые меры «оптимизации» системы военной подготовки в гражданских вузах не соответствуют ее современному состоянию, не основываются на ее внутреннем механизме развития, который является основой принципов управления данной системой. Необоснованность комплекса мер «оптимизации» вполне реально может привести к свертыванию системы военной подготовки, к ликвидации ее базовых системообразующих элементов (военных кафедр и факультетов военного обучения).

В любом случае проектируемые новации должны апробироваться на практике, а внедряться на основе анализа результатов проведенных экспериментов и научно обоснованных выводов о целесообразности их внедрения.

Такие эксперименты реализуются сегодня на военной кафедре Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.

Наиболее значимые и эффективные результаты этой научной апробации переносятся в практическую деятельность базового университета и других вузов. На этой основе формулируются практические рекомендации по совершенствованию системы военной подготовки.

Во всяком случае поставленная проблема требует всестороннего анализа. Поскольку система военной подготовки в гражданских вузах объективно зависима от реализации функций управления, постольку данные функции должны быть научно обоснованными. Это обязывает исследователя подходить к изучаемому объекту с междисциплинарных позиций, прежде всего с использованием современных методологий и методик науки о человеке.

Военная подготовка в гражданских вузах России, сложившаяся как специфическая система воспроизводства резервов офицерского состава в рамках высшей школы, затрагивает сферы многосторонней теоретической и практической деятельности, в том числе политической, военной, социально-экономической, социально-педагогической и другой, направленной на обеспечение безопасности нашего государства и общества.

В связи с этим изучение системы военной подготовки в гражданских вузах, охватывая широкую общую проблематику, имеет характер комплексного исследования, построенного с учетом военно-политических, политико-социальных и социально-экономических аспектов проблемы и на основе различных подходов к ней со стороны современной отечественной науки о человеке, ее социально-педагогических, социально-психологических, психолого-педагогических и других отраслей.

Острота рассматриваемой проблемы определяется тем, что она отражает множество противоречий, возникших в этой области на рубеже ХХ-ХХ1 веков и требующих скорейшего разрешения.

Прежде всего - это несоответствие между объективными потребностями в кадро-

Военная кафедра

81

вом потенциале и материальными, материально-техническими, социально-экономическими условиями и средствами его воспроизводства.

С одной стороны, появляются новые для страны военные опасности, требующие усиления ее военного потенциала, обеспечения постоянного воспроизводства военных кадров, их резервов, а с другой - оборонительные возможности современной России существенно ограничены в результате общего социально-экономического и социально-политического кризиса конца ХХ века.

В системе военного профессионального образования сложились такие материальные и социально-экономические условия воспроизводства, которые неадекватны потребностям Вооруженных Сил, всего российского общества и государства в достаточном количестве высококвалифицированных, профессиональных командных кадров и специалистов. Одновременно в гражданской сфере образования воспроизводительная деятельность все более зависит от рыночных условий, внебюджетных источников финансирования процесса подготовки кадров, поскольку выделяемые на это бюджетные средства неадекватны соответствующим потребностям.

Возможности вневойсковой военной подготовки офицерских кадров также существенно снизились ввиду мизерного материального стимулирования и материально-технического обеспечения на основе государственных бюджетных средств. Механизмы же привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования военной подготовки студентов гражданских вузов не разработаны.

Происходят кардинальные изменения и во взглядах на строительство Вооруженных Сил Российской Федерации, на принципы их комплектования и использования. Современные условия жизнедеятельности нашего общества все больше обусловливают необходимость перехода к профессиональной армии, поднимая проблему совершенствования источни-

ков ее комплектования, в том числе военных кафедр.

Происходит пересмотр жизненных ориентиров нынешнего молодого поколения российских граждан, изменяется отношение их к военной службе и военной подготовке.

В частности, данные социологических опросов свидетельствуют о неприятии ими материальных и социальных условий воинской службы, а также условий военно-патриотического, воинского воспитания молодежи, учащихся и студентов, что актуализирует анализ мотивационных аспектов военной подготовки. Так, по данным опросов студентов ряда столичных вузов, в том числе МГИМО, в 90-е годы доля респондентов, желающих проходить действительную воинскую службу по призыву в рядовом составе, составляла 3%, а в офицерском составе (после окончания вуза и освоения программы подготовки офицеров запаса) - 5%. В 2004 году лиц, считающих себя готовыми к службе в офицерском составе, оказалось 50% (при условии службы по контракту). Процент желающих проходить военную службу в рядовом составе по призыву практически равен нулю.

Эти данные свидетельствуют, что отношение к службе по призыву, особенно в рядовом составе, носит негативный характер. А интерес к службе по контракту в офицерском корпусе возрастает. То есть наблюдается рост мотивации военной подготовки у современных студентов. Это связано с профессиональной, в том числе военно-профессиональной, ориентацией будущих специалистов, возможностью работы по получаемой специальности широкого профиля, а также с заинтересованностью студентов новыми условиями военной службы по контракту. Кроме того, мотивация напрямую связана с условиями получения образования в вузе и военно-профессиональной подготовки на военной кафедре (факультете военного обучения) вуза.

В связи с этим актуальность повышения потенциала военных кафедр, совершенство-

вания всех сторон их деятельности еще более возрастает.

В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МГИМО(У) МИД России и ряда других вузов, реализованы следующие пути совершенствования системы военной подготовки: а) универсализация организации и всестороннего обеспечения военной подготовки в гражданских вузах; б) индивидуализация, технологиза-ция и стимулирование учебной и учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей военных кафедр гражданских вузов; в) унификация и стандартизация содержания подготовки офицеров запаса - специалистов широкого профиля. В основе этих путей совершенствования системы лежит

адекватное материально-техническое и финансовое обеспечение за счет комплексного использования бюджетных и внебюджетных средств вуза.

Реальная практика функционирования системы военной подготовки, апробирование основ теории и практики ее совершенствования не только на базе опытно-экспериментальной модели (отдельной кафедры), но и на основе экстраполяции практически значимых результатов в общий ход процессов преобразования высшей школы России подтверждают правомерность исходных концептуальных положений исследования. Основные его позиции укрепляются новыми установками принимаемых законодательных и нормативных актов.

ЖУРНАЛ «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ»

ОБЪЯВЛЯЕТ ПОДПИСКУ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА

Периодичность - 12 номеров в год ИНДЕКСЫ В КАТАЛОГЕ «ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ» ОАО АГЕНТСТВА «РОСПЕЧАТЬ»: на полгода - 73060; на год - 79380

Зарубежную подписку осуществляет ЗАО «МЕЖДУНАРОДНАЯ КНИГА-ПЕРИОДИКА»: 129110 Москва,ул.Гиляровского, д.39 т.: (095) 284-50-08, 281-20-41, факс 281-38-09 E-mail: info@periodicals.ru http://www.periodicals.ru

В розничную продажу журнал не поступает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.