14. Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории законодательства и судебной практике. Курск, 2000. С. 163.
15. Пимонов В.А. Конфискация имущества как уголовное наказание // Государство и право. 2002. № 7. С. 114.
16. Наумов А.В. «Камни преткновения» уголовного наказания // Российская юстиция. 2002. № 9. С. 54.
17. Цветикович А.Л. Дополнительные наказания: функции, система, виды. Куйбышев, 1989. С. 154.
Поступила в редакцию 11.01.2009 г.
Dvoretsky M.Yu. Directions of legislative perfection of confiscation of property as optimum kind of the criminal liability in the context of effective counteraction to the domestic and transnational organised crime and corruption. The article gives an overview and analyzes the directions of legislative perfection of property confiscation as optimum kind of the criminal liability in a context of effective counteraction to the domestic and transnational organised crime and corruption. The publication offers proposals on alterations and amendments to the Criminal Code of Russian Federation.
Key words: directions of legislative perfection, property confiscation, a measure of criminally-legal character, an optimum kind of the criminal liability, system of criminal punishments, effective counteraction to domestic and transnational organised crime and corruption, international legal certificates, conventions.
УДК 343.2/.7
ОПТИМИЗАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ ОХОТНИЧЬЕГО ОРУЖИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ
© М.Ю. Дворецкий, Н.А. Белкин
В статье обосновывается необходимость введения в состав КоАП РФ нормы, предусматривающей ответственность граждан за несвоевременность уплаты государственной пошлины за право пользования объектами животного мира, ужесточение уже существующих и действующих санкций, ст. 8.37, 20.8-20.13 КоАП РФ, ст. 222 УК РФ, в части касаемо оборота оружия, принятия на федеральном уровне комплексной программы по добровольной сдаче населением на возмездной основе оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, находящихся в незаконном обороте. Эти меры должны привести к снижению не только уровня незаконной охоты и уголовно наказуемого браконьерства, но и в целом общего количества преступлений, совершаемых с применением оружия.
Ключевые слова: оружие, браконьерство, незаконная охота, незаконное хранение оружия, оборот гражданского охотничьего оружия, профилактика незаконной охоты.
Существующие в настоящее время пробелы в действующем законодательстве, регламентирующем оборот гражданского охотничьего оружия населением, в т. ч. в ФЗ «Об оружии», постановлении Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» от 21 июля 1998 г. № 814, ведомственной инструкции, утвержденной приказом МВД России № 288 от 12 апреля 1999 г. «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814», не позволяют правоохранительным органам и природоохранным структурам в полной мере осуществлять оперативно-профилактические мероприятия по своевременному выявлению и изъятию огнестрельного оружия, ставшего
орудием совершения преступления против объектов животного мира.
Как справедливо отмечают в своем исследовании Д.А. Корецкий и Л.М. Землену-хина: «Вооруженный преступник обладает специфическими навыками, умениями, комплексом интересов связанных с оружием и рядом других существенных и относительно устойчивых свойств, закономерных сформировавшихся под воздействием негативных элементов социальной среды, которые, в конечном счете, нашли реализацию в совершении преступления с использованием оружия в качестве средства достижения поставленной цели» [1].
В настоящее время отмечается тенденция постоянного увеличения количества владельцев огнестрельного оружия, в т. ч. при-
обретающих оружие для производства охоты и значительного роста числа единиц оружия, находящегося в легальном обороте.
По данным ГИАЦ МВД РФ по состоянию на 1 января 2008 г. на территории России насчитывается 4785845 владельцев оружия, имеющих в собственности 5865556 единиц огнестрельного оружия, в т. ч. только на территории Приволжского федерального округа 720804 гражданина владеют 830852 единицами огнестрельного оружия [2].
Вместе с тем недостаточное осуществление контроля за оборотом охотничьего оружия, находящегося у населения, прежде всего со стороны органов внутренних дел, слабая профилактическая работа с владельцами данной категории оружия при его регистрации и перерегистрации, сдаче испытаний охотничьего минимума в органах охотничьего надзора и обществ охотников, способствует увеличению уровня вооруженного браконьерства.
Количество выявленных уголовно наказуемых деяний по фактам незаконной охоты в рамках ст. 258 УК РФ не имеет яркой статистической выраженности. Их число незначительно и колеблется, сохраняясь практически на уровне 730-1830 преступлений в год (0,05-0,06 % от числа всех зарегистрированных преступлений): в 2000 г. — 728 преступлений; в 2001 г. — 1826 преступлений; в 2002 г. — 788 преступлений; в 2003 г. — 884 преступления; в 2004 г. — 834 преступления; в 2005 г. — 1115 преступлений, в т. ч. на территории Приволжского федерального округа в 2001 г. — 235 преступлений; в 2002 г. — 100 преступлений; в 2003 г. — 230 преступлений; в 2004 г. — 191 преступление; в 2005 г. — 269 преступлений [3].
Вместе с тем, по мнению Г.М. Гаджило-ва, все это происходит в то время, когда в России насчитывается только зарегистрированных нарушений правил охоты до 70 тыс. в год [4].
На основании вышеизложенного можно сделать определенные выводы о принятии необходимых мер по внесению изменений в действующее в настоящее время законодательство об отмене либо ужесточении ряда норм, регламентирующих оборот гражданского охотничьего оружия.
С учетом наличия источника повышенной опасности, роста числа фактов травма-
тизма при проведении сезонных охот, в т. ч. оканчивающихся летальным исходом, а также увеличением в последнее время фактов браконьерства с использованием в качестве орудия преступления нарезного охотничьего оружия целесообразно:
- увеличить стаж владения охотничьим гладкоствольным оружием для приобретения гражданами охотничьего нарезного оружия с 5 до 10 лет;
- ограничить количество приобретаемого гражданами огнестрельного охотничьего оружия до 5 единиц по всем видам, в т. ч. нарезного охотничьего;
- запретить приобретение для целей охоты малокалиберного оружия, имеющего калибр не более 5,6 мм (только промысловая охота);
- внести предложение на запрет использования для проведения любительской охоты всех видов нарезного охотничьего оружия, предоставив данную прерогативу только субъектам с промысловыми видами охоты.
По нашему мнению, для достижения положительной динамики в вопросах профилактики незаконной охоты, своевременности выявления и пресечения экологических преступлений, связанных с незаконным изъятием объектов животного мира, законодатель должен аналогичным образом внести изменения и дополнения в нормы, регулирующие оборот и охотничьего гладкоствольного оружия, с учетом рассмотрения предложений, предусматривающих:
- увеличение общего возрастного ценза на право приобретения оружия гражданами с 18 до 21 года;
- запрет на реализацию гражданам охотничьего пневматического оружия;
- ужесточение ответственности руководителей, сотрудников специализированных предприятий (магазинов) по реализации служебного и гражданского оружия за нарушения требований ФЗ «Об оружии», постановления Правительства РФ № 814 от 21 июля 1998 г., ведомственной инструкции, утвержденной приказом МВД РФ № 288 от 12 апреля 1999 г., в части торговли дальномерами, прицелами ночного видения, которые зачастую используются браконьерами в ночное время для производства незаконной охоты.
Кроме того, принятие мер, ограничивающих оборот охотничьего гражданского оружия, должно быть неразрывно связано с ужесточением требований по сдаче охотничьих минимумов гражданами, претендующими на получение лицензий на право приобретения охотничьего оружия, с обязательным включением в программу сдачи испытаний практической отработки в составе подразделений охотничьего надзора по борьбе с браконьерством.
В целях своевременного выявления и пресечения административных нарушений владельцами охотничьего оружия необходимо ввести в состав КоАП РФ норму, предусматривающую ответственность граждан за несвоевременность уплаты государственной пошлины за право пользования объектами животного мира с последующим исключением последних из состава охотничьих коллективов (обществ) и возмездным изъятием оружия (ранее ст. 175 КоАП РСФСР).
И, наконец, в качестве основополагающих мер, направленных на снижение уровня экологических преступлений (незаконная охота), необходимо ужесточение уже существующих и действующих санкций, ст. 8.37, 20.8-20.13 КоАП РФ, ст. 222 УК РФ, в части касаемо оборота оружия, в т. ч. находящегося в незаконном обороте.
Существует также необходимость принятия на федеральном уровне комплексной программы по добровольной сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, находящихся в незаконном обороте, населением на возмездной основе с целевым выделением денежных средств субъектам Российской Федерации.
С учетом всех вышеперечисленных мер, на наш взгляд, существует реальная возможность значительного снижения не только
уровня незаконной охоты и уголовно наказуемого браконьерства, но и преступлений, связанных с оборотом незаконно хранящегося оружия, а также снижения в целом общего количества преступлений, совершаемых с применением оружия.
1. Корецкий ДА., Земленухина Л.М. Личность вооруженного преступника и предупреждение вооруженных преступлений. М., 2003. С. 13.
2. Учетные сведения ГИАЦ МВД России, предусмотренные требованиями приказа МВД России № 229 от 1.04.2003 г.
3. Статистические сведения о состоянии преступности по данным ГИЦ МВД России, предусмотренные Постановлением Госкомстата РФ № 35 от 5.06.1997 г., приказом МВД России № 363 от 13.06.1997 г.
4. Гаджилов Г.М. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконной охоты: ав-тореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2003. С. 3.
Поступила в редакцию 21.10.2008 г.
Dvoretsky M.Yu., Belkin N.A. Optimisation of the criminal responsibility for hunting weapons trafficking as a warning facility of illegal hunting. The article substantiates the necessity of introducing specific provisions into the Administrative Offences Code of the Russian Federation for citizens’ responsibility concerning inopportune payment of State Duty for the right of use of fauna species, as well as strengthening of existing and operating sanctions, Items 8.37, 20.8-20.13 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation, Item 222 of the Criminal Code of Russian Federation, in the part concerning weapons trafficking, and adoption of the complex program on voluntary delivery and on a remuneration basis of the weapon, ammunition, explosive materials which are in illegal circulation. These measures should lead to decrease of the level of illegal hunting and penal poaching, and total amount of crimes committed with use of weapons.
Key words: weapons, poaching, illegal hunting, illegal storage of weapon, circulation of civil hunting weapon, prevention of illegal hunting.