Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикилева Л. С.

Данная статья посвящена изучению факторов успешности дистанционного обучения, осуществляемого в цифровой среде. Используя комплексный подход, автор рассматривает вопросы, связанные с индивидуализацией и автономизацией учебного процесса, зависимостью его результатов от выбора образовательного контента и использования инструментов педагогического управления. Для выработки устойчивых моделей автономной деятельности студентов необходим высокий уровень их мотивации, а также регулярный мониторинг результатов самостоятельной работы преподавателем-тьютором. В современном мире, когда изменяются приоритеты и жизненные ориентиры, первостепенную роль играют гуманистическая парадигма, философское мировоззрение, а также этические принципы. Автор приходит к выводу о том, что для оптимизации процесса обучения в цифровой образовательной среде необходимо использовать стратегии, направленные на повышение уровня цифровой грамотности обучающих и обучаемых, учитывать уровень цифрового потенциала обучаемых и уделять особое внимание формированию личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PREDICTOR OF SUCCESSFUL DISTANCE LEARNING

The article presents the study of the factors determining effective distance learning carried out in a digital environment. Using an integrated approach, the author studies the issues related to the individualization and autonomy of the educational process, the dependence of its results on the choice of educational content and pedagogical management tools. To develop sustainable models of autonomous activity of students, a high level of their motivation is necessary, as well as regular monitoring carried out by the teacher who is also a facilitator of the educational process. To choose the best approach to online learning and select appropriate educational content, teachers should analyze data mining results and learners’ digital footprints. In the modern world when priorities and life guidelines are changing, the humanistic paradigm and philosophical worldview, as well as ethical principles, are of great importance. The author considers that in order to optimize the learning process in the digital educational environment, it is necessary to use strategies aimed at increasing the level of digital literacy of teachers and students, pay special attention to the formation of the student’s personality. The need for further study in this direction determines the analysis of speech behavior strategies used by a virtual personality in the process of online educational communication, as it can contribute to better culture of speech, prevent possible conflict situations, and upgrade the effectiveness of distance learning.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

DOI: 10.15643/libartrus-2021.1.4

Оптимизация учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды как предиктор успешности дистанционного обучения

© Л. С. Чикилева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, 125993 (ГСП-3) г. Москва, Ленинградский проспект, 49.

Email: Ichikileva@fa.ru

Данная статья посвящена изучению факторов успешности дистанционного обучения, осуществляемого в цифровой среде. Используя комплексный подход, автор рассматривает вопросы, связанные с индивидуализацией и автономиза-циейучебного процесса, зависимостью его результатов от выбора образовательного контента и использования инструментов педагогического управления. Для выработки устойчивых моделей автономной деятельности студентов необходим высокий уровень их мотивации, а также регулярный мониторинг результатов самостоятельной работы преподавателем-тьютором. В современном мире, когда изменяются приоритеты и жизненные ориентиры, первостепенную роль играют гуманистическая парадигма, философское мировоззрение, а также этические принципы. Автор приходит к выводу о том, что для оптимизации процесса обучения в цифровой образовательной среде необходимо использовать стратегии, направленные на повышение уровня цифровой грамотности обучающих и обучаемых, учитывать уровень цифрового потенциала обучаемых и уделять особое внимание формированию личности студента.

Ключевые слова: высшее образование, цифровизация, цифровой интеллект, цифровая грамотность, виртуальная личность, образовательный контент.

Переход образования на цифровой формат, который происходит в последнее время в университетах нашей страны и за рубежом, является причинои значительных изменении в организации учебного процесса. Очевидно, что обучение в цифровои образовательнои среде имеет многочисленные преимущества, однако в связи с цифровизациеи образования возникают и определенные проблемы, которые требуют своевременного разрешения. Целью настоящего исследования является обзор и оценка изменении, происходящих в области высшего образования в связи с развитием цифровои образовательнои среды, рассмотрение лучших практик, определение способов оптимизации учебного процесса в условиях дистанционного обучения в неязыковом вузе.

В соответствии с Указом Президента РФ №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Россиискои Федерации на период до 2024 года» началась работа по ряду проектов, среди которых можно выделить проект «Образование» [1]. Согласно целям данного проекта, предусматривается воспитание социально ответственнои и гармонично развитои личности на основе национально-культурных и исторических традиции; обеспечение конкурентнои способности россииского образования. Наша страна должна воити в число ведущих стран по качеству образования. В упомянутыи выше федеральныи проект входят такие программы, как Цифровая образовательная среда, Социальные лидеры и некоторые другие, направленные на выявление и развитие способностеи и талантов, а также на

подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики. Создаются региональные центры поддержки и развития способностей и талантов.

Представляется интересным философское переосмысление происходящих процессов и явлении, в частности, противопоставление цивильности, выражающеи «поддержание жизни по искусственным, завязанным на коллективный эффект технологиям»; цивилизации, где человек выступает в образе «рационального агента существования», хаосу как антиподу цивилизации во всех его многочисленных проявлениях, не только природных, но и социальных [2, с. 97-98], изучаются механизмы созидательнои деятельности человека по развитию есте-ственно-искусственнои комплекснои реальности, как происходит замена естественного пространства межличностного общения «искусственнои сетевои ИКТ связью» [3, с. 82].

Развитие цифровои образовательнои среды в образовании является предметом многочисленных исследовании в различных областях знания [4-11]. Можно выделить следующие направления в цифровизации вузовского образования: управление образовательным процессом, улучшение цифровои образовательнои среды, развитие онлаин-обучения, использование смешанного обучения. В результате цифровизации происходят определенные изменения в образовательном процессе, он становится более открытым и прозрачным; меняются как роли преподавателя, так и роли студента [12]. Некоторые исследователи считают, что успешность обучения детерминирована такими факторами, как комфортная в технологическом плане образовательная среда, цифровои интеллект [13, с. 124]. Очевидно, что при формировании цифровои образовательнои среды нужно принимать во внимание возможности обучаемых, их когнитивный потенциал. Далеко не последнюю роль в достижении хороших результатов обучения в цифровои среде играет цифровои интеллект, под которым понимаются технические, когнитивные, метакогнитивные и социоэмоциональные компетенции, базирующиеся на моральных ценностях, а также когнитивные, социальные и эмоциональные способности, благодаря которым происходит процесс адаптации личности в условиях цифровои среды [13].

Заслуживает внимания исследование Д. В. Буданцева, который сделал библиометриче-скии анализ публикации по цифровизации образования за 2016-2020 гг., используя электронную базу данных еНЬгагу [14]. За единицу анализа было принято число цитировании. По поисковому запросу было выявлено около 3 000 публикации, среди которых 4% составляли книги. Остальные публикации примерно в равных пропорциях включали статьи в журналах и материалы конференции. В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что наиболее популярнои тематикои публикации является народное образование и педагогика (63%), на втором месте находится экономика (26%). На остальные десять выявленных тематических направлении приходится в основном по 1-2% публикации от общего количества. Был составлен список наиболее цитируемых публикации, и сделан их краткии обзор. Принимая во внимание тот факт, что количество публикации по цифровизации образования постоянно растет, аналитические обзоры такого рода могут быть полезными, хотя критерии отбора для сравнения публикации, несомненно, могут варьироваться.

В результате сравнительного анализа саитов ряда отечественных и ведущих зарубежных университетов были выявлены следующие тенденции [15]. На саитах россииских вузов менее представлены в открытом доступе видеолекции, мастер-классы, консультации ведущих экспертов [15, с. 13]. Среди недостатков отмечается деперсонализация в процессе цифрового сопровождения обучения. В частности, содержание личных кабинетов обучаемых является одинаковым, не учитываются возможности использования индивидуальнои траектории обучения.

Доступ к учебникам и учебным пособиям предоставляется, как правило, через электронную библиотеку вуза. Отмечаются недостатки в описании предметов по выбору, изучение которых могло бы стимулировать участие студентов в научно-исследовательскои работе. На саитах представлены недостаточное количество учебных кеисов, которые могли бы быть использованы для выполнения практико-ориентированных задании. В отличие от западных вузов, в которых существует традиция интерактивного взаимодеиствия с выпускниками, в отечественных вузах такая практика пока отсутствует. Было бы полезно размещать материалы о построении индивидуальнои траектории карьеры и онлаин-курсы для выпускников, организовывать тематические онлаин встречи с выпускниками, предоставлять выпускникам возможность доступа к электронным библиотечным ресурсам и возможность участия в представляющих для них интерес университетских онлаин-мероприятиях.

Целью создания цифровои образовательнои среды в вузе является модернизация образовательного процесса с помощью современных цифровых технологии, использование электронных платформ и применение индивидуальных траектории обучения, увеличение мотивации студентов и улучшение качества обучения. В результате использования современных образовательных технологии происходит рост экономическои эффективности образовательных услуг, реализуются образовательные программы с использованием онлаин-курсов.

За последние годы значительно увеличилось количество массовых открытых онлаин-курсов на россииских национальных платформах открытого образования и на платформе Coursera. Согласно списку, составленному Министерством науки и высшего образования России, в марте 2020 г. было доступно на бесплатнои основе более 600 курсов от ведущих вузов Россиискои Федерации [16]. Количество онлаин-курсов постоянно растет не только в столичных вузах, но и в других ведущих университетах нашеи страны. Обучаемые самостоятельно выбирают удобньш срок прохождения курса, т.к. многие курсы имеют гибкие графики и часто повторяются. Массовые курсы постепенно трансформируются в курсы с относительно небольшими по размеру группами, в связи с чем возможно формирование индивидуальных траектории обучения [17]. Отличительнои особенностью онлаин-курсов является отсутствие прямого взаимодеиствия с преподавателем, однако имеется возможность взаимодеиствия с другими обучающимися (peer to peer). При выполнении некоторых задании необходимо проверить работу другого студента и дать еи оценку. Как показывает собственный опыт прохождения обучения на платформе Coursera, данныи формат профессионального общения представляется достаточно полезным и перспективным. Использование онлаин-курсов является составным элементом в осуществлении непрерывного образования.

В качестве примера можно привести платформу Открытои онлаин-академии Финансового университета при Правительстве Россиискои Федерации, содержащую более 50 онлаин-курсов, в т.ч. на англииском языке, которая успешно прошла аттестацию в ГИС СЦОС (государ-ственнои информационнои системе «Современная цифровая образовательная среда»). В системе ГИС СЦОС предоставляется доступ с использованием принципа «одно окно» к онлаин-курсам, которые реализуются на различных образовательных платформах. Современная цифровая образовательная среда в Россиискои Федерации представляет собои важныи образовательный проект, целью которого является создание условии для качественного образования и предоставление возможностеи с помощью современных цифровых технологии. В результате аттестации платформы Открытои онлаин-академии Финансового университета появилась возможность использовать информационные стандарты, которые обеспечивают сохранность

цифрового следа обучающихся при прохождении онлаин-курса. Обучаемые могут получать сведения о текущеи успеваемости при прохождении курса и получить электронныи сертификат после успешного завершения курса. Таким образом, с помощью открытых онлаин-курсов осуществляется виртуальная академическая мобильность, предоставляется возможность использовать образовательный контент ведущих отечественных и зарубежных вузов. Данный ресурс полезен и для преподавателей т.к. они могут ознакомиться с педагогическим опытом своих коллег и повысить собственную квалификацию. Преподавателям этот ресурс позволит расширять студенческую аудиторию, узнавать мнение обучаемых и работодателеи по поводу учебного контента, регулярно обновлять контент и использовать цифровои след обучаемых как удобный инструмент аналитики.

Одним из основных элементов цифровизации образования является цифровая грамотность, под которои понимается способность проектировать и использовать контент, используя цифровые технологии и компьютерное программирование, компьютерную графику, поиск и обмен информацией коммуникацию [18, с. 353]. Существеннои проблемои при освоении цифровои грамотностью является возраст. Родившиеся в 21 веке являются представителями интернет-поколения, или цифрового поколения, их также можно назвать цифровыми аборигенами. По сравнению с более старшим поколением или цифровыми иммигрантами, цифровым аборигенам гораздо проще использовать цифровые ресурсы и различные цифровые инновации, т.к. их цифровая грамотность намного выше, они являются более продвинутыми пользователями [19]. Как правило, чем старше пользователи, тем больше трудностеи у них возникает в процессе использования новых цифровых технологии. Хотя преподаватели хорошо знают свои предмет, при работе в цифровои образовательнои среде в условиях удаленного доступа у них неизбежно могут возникать проблемы технического характера. Более того, некоторые преподаватели, так называемые цифровые иммигранты, испытывают стресс в связи с внутренним страхом по поводу того, что в процессе онлаин-занятия у них возникнут технические проблемы или форс-мажорные обстоятельства, и они не смогут на должном уровне провести урок, зачет или экзамен. Какие существуют возможности для решения дан-нои проблемы? Прежде всего, всем преподавателям необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации с целью улучшения цифровых умении и навыков. В случае неожиданных технических проблем преподаватели могут обратиться за помощью в службу техпод-держки своего вуза. Нужно умело использовать цифровые навыки студентов, которые всегда готовы приити на помощь, т.е. цифровые аборигены могут стать союзниками и помощниками цифровых иммигрантов. Таким образом, преподаватели должны принимать во внимание особенности студентов цифрового поколения и учитывать эти особенности в учебном процессе.

Цифровизация предполагает оптимизацию учебного процесса и интенсификацию производственного процесса. Система образования должна готовить выпускников к работе в условиях цифровои экономики, для которои характерны новые трудовые отношения. Для работы в новых условиях выпускники должны иметь хорошие коммуникативные навыки, уметь работать в команде и принимать нестандартные решения, т.е. необходимо отметить следующие важные факторы успешнои профессиональнои деятельности современного выпускника: коммуникацию, кооперацию, креативность и критическое мышление [18]. Цифровизация включает процесс объединения глобальных информационных ресурсов, информационно-коммуни-кативныхи мобильных технологии [20]. Отличительными признаками цифрового формата является высокая скорость взаимодеиствия и открытость информации. Не вызывает сомнении

тот факт, что цифровая экономика оказывает существенное влияние на цифровизацию образования, наблюдаются изменения в технологиях обучения, происходит формирование и развитие киберсоциума.

Отметим три группы факторов, которые являются значимыми для повышения эффективности дистанционного обучения и могут рассматриваться как предикторы успешности. К пер-вои группе можно отнести повышение уровня цифровои грамоты как обучаемых, так и обучающих. Это включает в себя освоение и регулярное использование новых цифровых сервисов и инструментов, повышение уровня владения дистанционными технологиями, поиск наиболее эффективных приемов обучения с целью создания оптимальнои цифровои среды, необхо-димои для развития личности студентов, их способностеи и талантов. Ко второи группе относятся такие виды деятельности преподавателя, как освоение и внедрение в учебный процесс различных электронных образовательных платформ [21], создание методических рекомендации и инструкции об особенностях проведения учебных занятии, самостоятельнои работы и внеурочных мероприятии в онлаин-формате; разработка современных электронных учебно-методических материалов, осуществление цифровои трансформации учебного контента, установление и поддержание обратнои связи с обучаемыми во внеурочное время с целью своевременного информирования и консультирования. К третьеи группе относятся виды деятельности, связанные с управлением цифровым образовательным процессом, а именно: регулярный мониторинг индивидуальнои работы обучаемых на электронных образовательных платформах, использование необходимых инструментов педагогического управления [22], изучение цифрового следа обучаемых с целью повышения эффективности их работы, корректировка индивидуальных траектории обучения; проведение онлаин-опросов для выяснения уровня удовлетворенности обучаемых учебным процессом.

Индивидуализация учебного процесса предполагает наличие многоуровневои обратнои связи c обучаемыми [23]. Этот процесс включает сбор цифровои информации о личности студента и учебнои активности. Для этои цели в рамках системы по управлению процессом обучения может быть использован анализ образовательных данных EDM (Educational Data Mining) [24]. С помощью этои системы управления можно получить информацию о том, когда обучаемый получил доступ к учебному ресурсу, как часто был использован данный ресурс. Можно выяснить, какои вид контента студенты открывают более часто, как долго они работают с тем или иным ресурсом, c какои скоростью выполняют задания. Эти сведения могут помочь преподавателю правильно планировать занятия онлаин, эффективно распределять время на разные виды деятельности, адаптировать учебныи материал под конкретных студентов, корректировать индивидуальные траектории обучения. Используя анализ образовательных данных, можно выяснить, с какои периодичностью студент заходил в систему обучения, какое количество сообщении было оставлено на форумах и в чатах, а также получить информацию о физиологических реакциях студента. С помощью веб-камеры можно проследить за мимикои, движением рук, за изменениями в эмоциональном состоянии. Интеллектуальный анализ образовательных данных может быть использован для оптимизации учебного процесса. В учебнои активности студентов находят отражение не только объективные факторы, отражающие содержание обучения, но и субъективные факторы, свидетельствующие об особенностях личности. Например, в одинаковых условиях при выполнении одинаковых задании учебная активность обучаемых может варьироваться. Выполнение одинаковых задании в разных условиях также может быть причинои вариативности учебнои активности и различного поведения,

что свидетельствует об определенных психологических характеристиках обучаемых. Интеллектуальный анализ образовательных данных имеет практическое значение. Очевидно, что по мере дальнеишего развития цифровои образовательнои среды роль данного вида анализа будет непременно расти. Сведения, полученные с помощью анализа образовательных данных, можно использовать для моделирования деиствии обучающихся в цифровои среде и адаптировать систему предоставления образовательных ресурсов под конкретные индивидуальные траектории обучения. Представляется возможным выявление маркеров и предикторов успеха с помощью анализа цифрового следа обучаемых в электроннои обучающеи среде [24, с. 83]. Отличительнои чертои метода анализа образовательных данных является возможность сбора и обработки информации о результатах учебнои деятельности обучаемых за достаточно длительный период, например, за семестр или учебный год. Это позволяет сделать вывод о том, какие виды учебнои деятельности являются предпочтительными и дают лучшие результаты. Интеллектуальный анализ данных включает не только типичные методы, такие как классификацию, кластеризацию, регрессию, корреляцию, визуализацию, статистику, но и методы, используемые в психометрике. Это дает возможность правильного выбора учебного контента с учетом содержания ресурса, целевого назначения, места и значения в учебнои деятельности; учитываются уровень сложности задании и скорость их выполнения; заранее определяется количество предлагаемых задании, количество попыток их выполнения, принимая во внимание индивидуальные особенности обучаемых [24].

Как показывает опыт работы в институте онлаин-образования Финансового университета при Правительстве РФ, для преподавателеи полезно иметь обратную связь с обучаемыми во время занятии и во внеурочное время, учитывать мнения студентов, своевременно реагировать на замечания и пожелания. Это способствует повышению мотивации студентов, а также дает возможность интенсифицировать учебный процесс. Возможно участие студентов, которые учатся онлаин, в реализации творческих проектов, целью которых является совершенствование технологии дистанционного обучения, поиск новых сервисов и цифровых инструментов. В данном случае полезно сотрудничество, когда обучающимися являются не только студенты, но и преподаватели. Для повышения цифровои грамотности преподавателеи и сотрудников в институте онлаин-образования в рамках проекта Цифровая мастерская преподавателя создана «Копилка цифровых инструментов», материалы которои доступны не только для преподавателеи Финансового университета, но и других учебных заведении. Здесь можно наити методические рекомендации для проведения дистанционных занятии, ознакомиться с инструкциями по применению цифровых технологии и созданию учебных видео-лекции, а также много других полезных материалов. При институте онлаин-образования создана лаборатория онлаин-обуче-ния и анализа данных в образовании, на базе которои осуществляются исследования совместно с образовательными учреждениями нашеи страны и других стран.

Для выявления лучших цифровых практик (т.е. выяснения, как преподаватели используют в учебном процессе цифровые сервисы и инструменты), проводятся онлаин-опросы преподавателеи, результаты которых помогают выявлять и обобщать передовои педагогическии опыт. По мнению студентов, в Финансовом университете при Правительстве РФ дистанционное обучение проходит на высоком уровне. Им нравится платформа Microsoft Teams, на которои проводятся вебинары.

Согласно мнению ряда исследователе^ в связи с самоизоляциеи, вызваннои пандемиеи, изменилось отношение преподавателеи к дистанционному обучению [25]. Многим препода-

вателям пришлось овладевать цифровыми компетенциями, использовать новые формы работы. В частности, при изучении невербального кода текста в электронном формате предлагается шире использовать компьютерную графику [26].

Выделяются два подхода в исследованиях по цифровизации образования: оптимистичный и пессимистичный [20]. Согласно первому подходу, процесс цифровизации включает в себя замену бумажных носителеи цифровыми, т.е. происходят изменения в форме предоставления учебных ресурсов, расширяются средства и методы обучения, в результате чего новые технологии становятся доступными, постоянно развиваются, пополняются и успешно используются в образовательном процессе. Согласно второму подходу, технологически потенциал от введения цифровых технологии значительно ниже по сравнению с потерями. В данном случае имеется в виду изменение роли преподавателя, который становится тьютором, или фаси-литатором учебного процесса. В результате этих изменении из образовательного процесса исчезает воспитательный компонент, происходят значительные изменения в процессе социализации [20]. В традиционнои системе образования социализация играет существенную роль в учебно-воспитательном процессе, т.к. обучаемые находятся в социуме, где они имеют друзеи и учатся взаимодеиствовать как со своими однокурсниками, так и с преподавателями. При осуществлении учебного процесса в цифровои среде в дистанционном формате наблюдается значительное снижение уровня социализации обучаемых, что может иметь отрицательные последствия для дальнеишего развития личности.

Представляется необходимым отметить проблемы, которые связаны с использованием цифровои образовательнои среды. В частности, отмечается несоответствие между потребностями в конкурентно способных специалистах, владеющих цифровыми компетенциями, и качеством вузовскои образовательнои среды [15]. Некоторые обучаемые не удовлетворены цифровои инфраструктурой Это связано с тем, что в ряде вузов вместо создания собственнои образовательнои среды используется комплекс различных инструментов и площадок, формальное присутствие которых не дает возможности формирования различных компетенции. Когда оценивается эффективность отечественных вузов, качество цифровои образовательнои среды не всегда учитывается, что может иметь отрицательные последствия для дальнеишего развития.

Негативнои сторонои цифровизации образовательного процесса является заполнение информационного пространства большим количеством учебных ресурсов, которые в ряде случаев могут дублировать друг друга. Одним из пунктов индивидуального плана по учебно-ме-тодическои работе преподавателеи является составление учебно-методических пособии, которые в цифровом формате размещаются на портале вуза. Эти пособия обычно рецензируются наиболее опытными коллегами, дорабатываются с учетом сделанных замечании и только после этого могут быть рекомендованы студентам для использования как в аудиторной так и в самостоятельнои работе.

Существуют опасения, что цифровизация образования может иметь отрицательные последствия для развития личности обучаемого. В частности, при использовании электронных образовательных платформ конечная оценка может зависеть от результатов выполнения тестов, а также определяться количеством времени, которое было потрачено студентом на самостоятельную работу на электроннои платформе. Определенные проблемы возникают и при переходе в другои формат общения. Если в традиционнои системе формирование личности

студента осуществлялось в коллективе в процессе общения с другими студентами и преподавателями, то в формате дистанционного обучения эти возможности отсутствуют.

Как показывают результаты исследовании, при дистанционнои форме обучения у студентов возможно возникновение предпосылок профессиональных деформации, к которым относятся следующие: эмоциональное выгорание, уменьшение физическои и когнитивнои энергии, понижение мотивации, деперсонализация или обезличивание, личностная отдаленность, усталость, неудовлетворенность учебным процессом, раздражительность, отсутствие интереса получать новые знания, повышение нервного напряжения [27]. В результате длительного обучения в онлаин-режиме у обучаемых может наступить эмоциональное перенасыщение учебными занятиями. Студенты жалуются на большои объем самостоятельнои работы. Многие студенты сочетают учебу с работои, они не успевают своевременно выполнять задания, в результате чего теряют баллы в реитинге и имеют более низкие результаты. В связи с перечисленными выше факторами представляется необходимым периодически проводить анкетирование студентов с целью диагностики их эмоционального состояния и выявления уровня их удовлетворенности учебным процессом. Можно использовать возможности личного общения со студентами в ходе онлаин-консультации на форуме группы, чтобы своевременно обсудить все проблемные вопросы и снять излишнюю напряженность, особенно в период экзаменационнои сессии. Если правильно мотивировать обучаемых и сделать онлаин-занятия более интересными, разнообразными как по форме, так и по содержанию, отношение студентов к учебе заметно меняется к лучшему, улучшается их эмоциональное состояние.

Принимая во внимание нестабильную обстановку и неопределенность будущего в связи с пандемиеи коронавируса отметим, что в такои период наблюдаются как внешние изменения, т.е. глобальные изменения во всем мире, так и внутренние изменения, т.е. во внутреннем состоянии людеи. Если раньше был SPOD мир, что в переводе означает устоичивьш, предсказуемы^ простои и определенный (Steady, Predictable, Ordinary, Definite), то в настоящее время - это VUGA мир [28, с. 143], т.е. нестабильный, неопределенный, сложный, неоднозначный (от англ.: Votality, Uncertainty, Complexity, Ambiguity). Известно, что человеку своиственно испытывать волнение и чувство страха в ситуации неопределенности. В связи с этим в условиях дистанционного обучения студентам необходимы помощь и поддержка со стороны пре-подавателеи и куратора группы для решения возникающих проблем. Для преодоления чувства страха обучаемые должны четко знать свои цели и задачи, а также пути их достижения. В этом случае уровень тревожности становится ниже. Люди с хорошими умственными способностями и высоким уровнем эмоционального интеллекта более оптимистичны, они легче переносят ситуации неопределенности [28].

Таким образом, мир настоящего в связи со всеми происходящими изменениями характеризуется как непредсказуемый и неопределенный, меняются приоритеты и жизненные ориентиры. Очевидно, что первостепенную роль в сложившеися ситуации играют гуманистическая парадигма, философское мировоззрение, этические принципы, личная ответственность каждого не только за настоящее, но и за будущее. Используя современные технологии, представляется возможным вырабатывать стратегии обучения, основанные на измеримых количественных показателях; делать необходимые рекомендации для оптимизации учебного процесса в цифровои среде; учитывая цифровои потенциал обучаемых, разрабатывать такие методы, которые способствуют развитию одаренности, росту мотивации и успешности обуче-

ния.Дальнейшие исследования в данном направлении могут включать изучение особенностей формирования и развития виртуальнои цифровои личности [29], изучение стратегии речевого поведения, а также изучение особенностеи выбора вербальных и невербальных средств, используемых в процессе онлаин-коммуникации. Это могло бы способствовать повышению речевои культуры, предотвращению возможных конфликтов, оптимизации онлаин-обучения.

Литература

1. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

2. Ильин В. В. Философское сегодня. Ч. I. Splendida vitia // Российский гуманитарный журнал 2020. Т. 9. №2. С. 81-103.

3. Ильин В. В. Теория познания. Критика инструментального разума. Speciosa Miracula. Тотальный миро-вейник. М.: Проспект, 2020.

4. Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. №4. С. 16-28.

5. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. №8. С. 107-113.

6. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018. №1(97). С. 3-12.

7. Бокова Л. Н. Правовой режим создания безопасной цифровой образовательной среды // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Том 24. №2. С. 274-292.

8. Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22. №3. С. 116-147.

9. Неборский Е. В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. №4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf.

10. Sharpies M., Taylor J., Vavoula G. A theory of learning for the mobile age // The Sage handbook of e-learning research / Ed. R. Andrews, C. Haythornthwaite. London: Sage. 2007.

11. Siemens G., Gasevic D., Dawson S. Preparing for the Digital University: A Review of the History and Current State of Distance, Blended, and Online Learning. 2015. URL: http://linkresearchlab.org/Preparing Digital University .pdf.

12. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Пе-тербургскогоуниверситета. Социология. 2020. Т. 13. №1. С. 84-101.

13. Белогаш М. А., Мельничук М. В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации // Российский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. №2. С. 123-132.

14. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый 2020. №27(317). С. 120-127.

15. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Петрова Т. Э., Пырма Р. В., Азаров А. А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. Т. 28. №12. 2019. C. 9-22.

16. CNews. URL: https://www.cnews.ru/news/top/20200317_rossiyanam_otkryli_dostup.

17. Кузнецов А. Ю., Вершинина Е. В. Онлайн-обучение - тенденции и перспективы // Инновации в образовании. 2018. №4. С. 108-115.

18. Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. №5(78). С. 353-355.

19. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. October. Vol. 9. No. 5. Pp. 1-6.

20. Левина Е. Ю. Цифровизация - условие или эпоха развития системы высшего образования? // Казанский педагогический журнал. 2019. №5. С. 4-9.

21. Chikileva L. S. Implementation of electronic platforms in language learning: benefits for teachers and students // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2016. No. 3. Pp. 381-386.

22. Chikileva L. S. The role of the tutor in the choice of pedagogical management tools for autonomous work in foreign languages // Integration of Education. 2019. Vol. 23. No. 3(96). Pp. 475-489.

23. Чмыхова Е. В., Давыдов Д. Г., Строкопытова С. А. Интеллектуальный анализ данных электронной образовательной среды для оценки личностных особенностей обучаемых // Инновации в образовании. 2020. №2. С. 83-99.

24. Баранников К. А., Лесин С. М. Методология анализа больших данных в образовании. Системно-методологический подход, основанный на анализе образовательных данных, поиска стратегии принятия управленческих и организационно-педагогических решений в образовании // Народное образование. 2020. №2. С. 81-90.

25. Каменева Е. А., Можаева Г. В., Селиванова М. А. Цифровые образовательные технологии в условиях повышения международной конкурентоспособности университетов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №3. С. 123-136.

26. Таюпова О. И. Невербальный код текста // Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе: III Международная научно-практическая конференция. г. Екатеринбург, 7 апреля 2020 г. Екатеринбург: УГГУ, 2020. С. 18-20.

27. Полякова О. Б. Особенности предпосылок профессиональных деформаций студентов заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Инновации в образовании. 2020. №3. С. 21-29.

28. Восковский Д. П., Мосина Л. М. Теоретический анализ феномена лидерства в эпоху VUGA // Вестникуни-верситета. 2020. №2. C. 143-146.

29. Лисенкова А. А. Идентификационные стратегии и практики в пространстве социальных сетей // Российский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. №1. С. 35-41.

Поступила в редакцию 12.01.2021 г. После доработки - 05.02.2021 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2021.1.4

Optimization of the educational process in the digital educational environment as a predictor of successful distance learning

© L. S. Chikileva

Financial University under the Government of the Russian Federation GSP-3, 49 Leningradsky Avenue, 125993 Moscow, Russia.

Email: lchikileva@fa.ru

The article presents the study of the factors determining effective distance learning carried out in a digital environment. Using an integrated approach, the author studies the issues related to the individualization and autonomy of the educational process, the dependence of its results on the choice of educational content and pedagogical management tools. To develop sustainable models of autonomous activity of students, a high level of their motivation is necessary, as well as regular monitoring carried out by the teacher who is also a facilitator of the educational process. To choose the best approach to online learning and select appropriate educational content, teachers should analyze data mining results and learners' digital footprints. In the modern world when priorities and life guidelines are changing, the humanistic paradigm and philosophical worldview, as well as ethical principles, are of great importance. The author considers that in order to optimize the learning process in the digital educational environment, it is necessary to use strategies aimed at increasing the level of digital literacy of teachers and students, pay special attention to the formation of the student's personality. The need for further study in this direction determines the analysis of speech behavior strategies used by a virtual personality in the process of online educational communication, as it can contribute to better culture of speech, prevent possible conflict situations, and upgrade the effectiveness of distance learning.

Keywords: higher education, digitalization, digital intelligence, digital literacy, virtual personality, educational content.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Chikileva L. S. Optimization of the educational process in the digital educational environment as a predictor of successful distance learning // Liberal Arts in Russia. 2021. Vol. 10. No. 1. Pp. 42-53.

References

1. Ukaz Prezidenta RF No. 204 ot 7 maya 2018 goda. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

2. Il'in V. V. Liberal Arts in Russia. 2020. Vol. 9. No. 2. Pp. 81-103.

3. Il'in V. V. Teoriya poznaniya. Kritika instrumental'nogo razuma. Speciosa Miracula. Total'nyi miroveinik [Theory of knowledge. Critique of instrumental reason. Speciosa Miracula: total anthill]. Moscow: Prospekt, 2020.

4. Dneprovskaya N. V. Statistika i ekonomika. 2018. Vol. 15. No. 4. Pp. 16-28.

5. Nikulina T. V., Starichenko E. B. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. No. 8. Pp. 107-113.

6. Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. 2018. No. 1(97). Pp. 3-12.

7. Bokova L. N. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2020. Vol. 24. No. 2. Pp. 274-292.

8. Andryukhina L. M., Sadovnikova N. O., Utkina S. N., Mirzaakhmedov A. M. Obrazovanie i nauka. 2020. Vol. 22. No. 3. Pp. 116-147.

9. Neborskii E. V. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2017. Vol. 5. No. 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf.

10. Sharpies M., Taylor J., Vavoula G. The Sage handbook of e-learning research. Ed. R. Andrews, C. Haythornthwaite. London: Sage. 2007.

11. Siemens G., Gasevic D., Dawson S. Preparing for the Digital University: A Review of the History and Current State of Distance, Blended, and Online Learning. 2015. URL: http://linkresearchlab.org/Preparing Digital University .pdf.

12. Minina V. N. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya. 2020. Vol. 13. No. 1. Pp. 84-101.

13. Belogash M. A., Mel'nichuk M. V. Liberal Arts in Russia. 2020. Vol. 9. No. 2. Pp. 123-132.

14. Budantsev D. V. Molodoi uchenyi. 2020. No. 27(317). Pp. 120-127.

15. Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Yu., Petrova T. E., Pyrma R. V., Azarov A. A. Vysshee obrazovanie v Rossii. T. 28. No. 12. 2019. Pp. 9-22.

16. CNews. URL: https://www.cnews.ru/news/top/20200317_rossiyanam_otkryli_dostup.

17. Kuznetsov A. Yu., Vershinina E. V. Innovatsii v obrazovanii. 2018. No. 4. Pp. 108-115.

18. Petrova N. P., Bondareva G. A. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. No. 5(78). Pp. 353-355.

19. Prensky M. On the Horizon. 2001. October. Vol. 9. No. 5. Pp. 1-6.

20. Levina E. Yu. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2019. No. 5. Pp. 4-9.

21. Chikileva L. S. Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2016. No. 3. Pp. 381-386.

22. Chikileva L. S. Integration of Education. 2019. Vol. 23. No. 3(96). Pp. 475-489.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Chmykhova E. V., Davydov D. G., Strokopytova S. A. Innovatsii v obrazovanii. 2020. No. 2. Pp. 83-99.

24. Barannikov K. A., Lesin S. M. Narodnoe obrazovanie. 2020. No. 2. Pp. 81-90.

25. Kameneva E. A., Mozhaeva G. V., Selivanova M. A. Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2020. No. 3. Pp. 123136.

26. Tayupova O. I. Aktual'nye voprosy lingvistiki, mezhkul'turnoi kommunikatsii i metodiki prepodavaniya in-ostrannykh yazykov v vuze: III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. g. Ekaterinburg, 7 aprelya 2020 g. Ekaterinburg: UGGU, 2020. Pp. 18-20.

27. Polyakova O. B. Innovatsii v obrazovanii. 2020. No. 3. Pp. 21-29.

28. Voskovskii D. P., Mosina L. M. Vestnik universiteta. 2020. No. 2. Pp. 143-146.

29. Lisenkova A. A. Liberal Arts in Russia. 2020. Vol. 9. No. 1. Pp. 35-41.

Received 12.01.2021. Revised 05.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.