Научная статья на тему 'Ключевые мотиваторы запуска авторского онлайн-курса: ожидания и первые итоги'

Ключевые мотиваторы запуска авторского онлайн-курса: ожидания и первые итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анастасия Олеговна

В статье представлены результаты первичного этапа исследования факторов, мотивирующих преподавателей российских вузов к созданию онлайн-курса. На основе обзора литературы составлена концептуальная модель, содержащая сгруппированные факторы-мотиваторы, которые потенциально могут оказывать влияние на принятие преподавателем решения о запуске онлайн-курса. Пилотный опрос среди преподавателей НИУ Высшая школа экономики показал, что, запуская онлайн-курс, преподаватели, в первую очередь, ощущают свой вклад в повышение престижа университета. Некоторые создают онлайн-курс по заданию руководства, а также ради получения дополнительного материального вознаграждения. Для многих онлайн-курс это возможность интегрироваться в глобальную образовательную систему и распространить таким образом свои исследования. В заключении полученные результаты сопоставлены с теоретическими основами, представленными в тематических блоках обзора литературы, также обозначены направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые мотиваторы запуска авторского онлайн-курса: ожидания и первые итоги»

УДК 37.018

Попова А.О.

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва, Российская

Федерация

КЛЮЧЕВЫЕ МОТИВАТОРЫ ЗАПУСКА АВТОРСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА: ОЖИДАНИЯ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты первичного этапа исследования факторов, мотивирующих преподавателей российских вузов к созданию онлайн-курса. На основе обзора литературы составлена концептуальная модель, содержащая сгруппированные факторы-мотиваторы, которые потенциально могут оказывать влияние на принятие преподавателем решения о запуске онлайн-курса. Пилотный опрос среди преподавателей НИУ Высшая школа экономики показал, что, запуская онлайн-курс, преподаватели, в первую очередь, ощущают свой вклад в повышение престижа университета. Некоторые создают онлайн-курс по заданию руководства, а также ради получения дополнительного материального вознаграждения. Для многих онлайн-курс -это возможность интегрироваться в глобальную образовательную систему и распространить таким образом свои исследования. В заключении полученные результаты сопоставлены с теоретическими основами, представленными в тематических блоках обзора литературы, также обозначены направления дальнейших исследований.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Онлайн-образование; массовые открытые онлайн-курсы; мотивация преподавателей; высшее образование; глобализация; информационные технологии.

Popova A.O.

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation

KEY MOTIVATORS FOR SETTING UP AN ONLINE COURSE: EXPECTATIONS AND

INITIAL RESULTS

ABSTRACT

The article presents the results of the initial results of the research on the factors that motivate the teachers from the higher education organizations to start an online-course. Based on the literature review, the conceptual model was created. The model contains the factors (grouped in three blocks) that potentially can influence the teacher's decision to create an online-course. The pilot survey conducted among the teachers of the National Research University Higher School of Economics shows that teachers who start an online-course, first of all, feel their impact on the prestige of the University. For some of the teachers online-course creation is an obligatory task from their supervisors or the opportunity to get additional material reward from the University. Many teachers start an online-course in order to integrate into the global education system and to disseminate their research. The comparison of the results with the theoretical issues from the literature review along with the directions for the further research are presented in the conclusion of the article.

KEYWORDS

E-learning; massive open online-courses; MOOCs; teachers' motivation; higher education; globalization; IT.

Введение: контекст исследования

Онлаин-курсы на популярных платформах (Coursera, Udacity, EdX и др.) и тема дистанционного образования широко обсуждаема как среди россииских, так и среди зарубежных авторов. На сегодняшнии день семь россииских университетов являются партнерами платформы Coursera [20].

Что мотивирует преподавателей российских вузов к запуску онлаин-курсов? Обзор литературы и источников показал, что данная проблема недостаточно изучена среди авторов.

Очевидно, что для ответа на поставленным исследовательскии вопрос необходимо многоэтапное исследование, включая глубинные интервью и анализ законодательнои базы по внедрению онлаин-обучения в России, а также особенностеи конкретных высших учебных заведении, в частности их миссии и политики руководства по вопросу внедрения в глобальную открытую образовательную среду.

Начальныи этап исследования предполагал решение следующих задач:

• проанализировать публикации и Интернет-ресурсы по заявленной теме;

• систематизировать информацию, полученную из источников, в тематические блоки;

• выявить, насколько обсуждаема проблема мотивации преподавателей российских вузов к запуску онлайн-курсов;

• подготовить и распространить анкету для пилотного опроса;

• изучить результаты опроса и сформулировать ключевые направления и задачи для следующего этапа исследования.

Объект исследования - процесс «внедрения» преподавателеи россииских университетов в систему образования на базе платформ с онлаин-курсами. Предмет исследования - факторы, мотивирующие преподавателеи россииских вузов запускать онлаин-курсы.

Операционализируя понятие онлаин-обучения, мы подразумеваем курсы на таких платформах, как Coursera, EdX, Udacity, Национальная платформа открытого образования и т.п. В наше исследование не попадают простые дистанционные взаимодеиствия между преподавателями и студентами в рамках изучения тои или инои дисциплины в учебном заведении, а также университетские системы learning managementsystems.

Обзор литературы: метод тематических блоков

Обзор литературы по теме исследования представлен тематическими блоками. Такои метод работы с источниками представляется нам актуальным ввиду теоретического, обзорного характера русскоязычных публикации по теме онлаин-обучения.

Во-первых, обращает на себя внимание недостаток выводов, основанных на реальных эмпирических данных (результатов анкетирования, интервью и т.п.). При этом нельзя сказать, что онлаин-образование представляет собои абсолютное новшество в России. Так, к моменту, когда НИУ ВШЭ стала партнером Coursera в 2013 году, россииские студенты уже входили в двадцатку самых активных пользователеи даннои платформы [3]. Работа методом тематических блоков в контексте ограниченных эмпирических данных позволяет изучать источники в наглядных рабочих таблицах.

Во-вторых, большинство россииских статеи, попавших в обзор, были опубликованы примерно в один период 2014-2015 гг. К настоящему моменту накоплен значительным объем информации, которая часто дублируется в различных статьях. Классификация по тематическим блокам привнесет большую ясность в массив отечественнои литературы и значительно облегчит работу с источниками для других авторов в процессе дальнеиших исследовании в сфере онлаин-образования.

В-третьих, работа над обзором литературы методом тематических блоков, на наш взгляд, упрощает восприятие информации за счет четкои классификации и выделения, где это представляется возможным, предметных полеи. Более того, такая классификация способствует в дальнеишем структурированию вопросов в анкете.

Целевая аудитория онлайн-курсов

Наиболее широкую классификацию существующих исследовании по теме онлаин-обучения представляет собои классификация по двум направлениям: онлаин-курсы как способ обучения персонала в организациях и онлаин-курсы вне корпоративного сектора. Так, в посткризисныи период 2008-2009 гг. именно дистанционное обучение стало популярным в россииских бизнес-структурах [1]. Во-многом, это связано с тем, что такая форма обучения рассматривается компаниями как возможность снижения расходов на повышение квалификации персонала и развитие у сотрудников необходимых компетенции в условиях сложнои экономическои ситуации [18]. При этом некоторые компании готовы финансировать сотрудникам сертификаты о прохождении онлаин-курсов [13], хотя тема платных сертификатов и усиливающаяся тенденция к распространению платного контента (в частности, на Национальнои платформе открытого образования) воспринимается некоторыми авторами, скорее, как фактор, препятствующии участию в онлаин образовании в период экономического спада [2, 9]. В данном контексте,

интересно, однако, что затраты на создание цифровых материалов для одного онлаин-курса могут составлять до 1,2 миллионов рублей [9].

Другая часть авторов анализирует онлаин-образование для широкого круга лиц, за пределами корпоративного сектора. В данном исследовании мы будем находиться именно в границах данного контекста.

Конкуренты ли?

Почти все авторы, так или иначе, поднимают вопрос о том, какое место занимает онлаин обучение в традиционнои системе образования. Некоторые авторы [13] утверждают, что массовые открытые онлаин-курсы (именуемые сокращенно МООК) могут заменить традиционное обучение в университете. Некоторые [14] убеждены в том, что распространение онлаин-курсов способствует вытеснению преподавателеи из системы образования. Большинство же исследователей воспринимая МООК как безусловный вызов традиционным формам обучения [4, 5, 11, 14], считают скорее эифорическим [14] суждение о полном переходе от традиционного образования к его онлаин формам и являются сторонниками смешаннои, «гибриднои» [9] модели с совмещением онлаин (электронного) и офлаин (очного, традиционного) обучения.

Смешанное образование, которое предполагает большои объем самостоятельнои работы для обучающегося [8], оказывается актуальным в контексте сокращения количества аудиторных часов на изучение иностранного языка в неязыковых вузах, с однои стороны, но при одновременном установлении требования к овладению студентами, в частности, инженерных специальностеи хотя бы одного иностранного языка [5], с другои стороны. Прохождение онлаин-курсов может быть полезно и студентам языковых вузов. Онлаин-курсы преимущественно представлены на англииском языке, что дает возможность знакомства с аутентичными текстами [8]. Очевидно, что онлаин-курсы - это еще и шанс изучить что-то принципиально отличное от темы основнои образовательнои программы в университете или ином учебном заведении благодаря своеи модульнои объектно-ориентированнои динамическои учебнои среде [6].

Сама идея дистанционного обучения не нова для России. Так, согласно обзору истории развития дистанционного образования, «эксперименты в сфере онлаин образования» [16, с.201] были разрешены Министерством образования России в 1997 году. В современнои России на становление тенденции непрерывного образования [2], популяризацию онлаин образования и на смену образовательных парадигм [10, 14] в целом повлиял переход к Болонскои системе. Г.В. Можаевои развитие электронного обучения воспринимается еще и как эффективным способ «преодоления замкнутости россиискои образовательнои системы» [14, с.137]. Возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологии предусмотрена также статьеи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Россиискои Федерации» [18].

Таким образом, для большинства исследователеи прохождение онлаин-курсов представляется качественным дополнением к традиционному обучению. Очевидно, что в контексте восприятия онлаин-курсов как одного из элементов системы смешанного образования, актуальным становится вопрос о признании оценок за курсы, проиденные на онлаин-платформах, учебными офисами образовательных программ [2, 4, 9], а также проблема совмещения основного академического расписания с прохождением онлаин-курсов [4].

Глобальная образовательная среда

Безусловно, развитие онлаин-практик в образовании становится серьезным вызовом для преподавателеи, которые недооценивают перспективы развития такои формы обучения.

Так, например, Массачусетскии технологическии институт как пионер в сфере внедрения онлаин-курсов рассматривает в качестве ключевои цели ведения таких курсов не популяризацию дистанционного обучения, а распространение информации о том, что представляет собои обучение в этом учебном заведении [13]. Лекторами онлаин-курсов часто выступают преподаватели с мировым именем. Так, например, Е.И. Жанабекова приводит в качестве примера курс специального советника Генерального секретаря ООН по Целям развития тысячелетия Дж. Д. Сакса [7, с.123] и заместителя директора Школы земли Дж. Томкина [7, с.122]. Подобно тому, как лектор может стать брендом онлаин-курса, также и МООК становятся «личными брендами преподавателеи» [13, с.315] в глобальнои онлаин-среде или используются «в качестве средства продвижения образовательнои деятельности кафедры и университета» [6, с.76].

При этом важно понимать, что преподаватель с неинтересным курсом в условиях подобнои конкуренции не имеет шансов набрать популярность или получить достаточное количество студентов «на выходе» (в терминологии онлаин-курсов под данным термином понимается процент

студентов, не только зарегистрировавшихся на курс и прослушавший ряд видео-материалов, но и полностью завершившии тот или инои курс) [13, с.315-316; 17]. Существует мнение, что если в случае традиционного университетского образования студенты «борются» за получение диплома, то на онлаин-платформах преподаватели сами стремятся привлечь и удержать как можно больше студентов [13].

Еще до того, как ряд россииских университетов стали партнерами платформ, предоставляющих онлаин-курсы, К. Мартынов писал, что именно те вузы, которые представят высококлассные онлаин-курсы, «обеспечат себе на ближаишие годы выживание и лидерство» [13, с.316].

Электронные и человеческие ресурсы

Ключевым фактором, повлиявшим на широкое распространение онлаин-обучения в мире и в России и на становление дистанционнои среды как неотъемлемои части высшего образования [7] и в педагогическои практике в целом [6] стало развитие информационных технологии. Именно развитие информационных технологии (в том числе, популярность портативных устроиств [14]) и их совмещение с традиционными образовательными методами предопределили возможности внедрения смешаннои модели обучения [10]. Ю.Р. Петькова называет онлаин-образование и дистанционное образование «проявлением процесса виртуализации общества» [16, с.199].

Интересен также подход, согласно которому через участие в онлаин-курсах зарубежных университетов происходит академическая мобильность студентов [12, 13]. Как размышляет К. Мартынов, «чтобы ощутить дух MIT, уже не нужно отправляться в путешествие в Бостон, достаточно доступа к интернету, некоторых навыков самоконтроля и воображения» [13, с.316].

Межкультурная коммуникация и использование новеиших информационных технологии становятся основными факторами, мотивирующими студентов к обучению [6] в современном высокотехнологичном обществе [10].

Сложности организации и поддержки онлайн-курсов

Слушателям онлаин-курсов важен опыт преподавателя в сфере определеннои дисциплины, его подходы к оценке и объяснению материала, возможности прямых контактов со студентами и многое другое. Сегодня, когда МООК уже перестают быть модои, а становятся элементом повседневнои практики [9] и требует высокои отдачи от организаторов, очевидно, происходит «интенсификация труда вузовского преподавателя» [12, с.180].

При условии доступности онлаин-курса одновременно для неограниченного числа студентов, преподаватель практически не имеет возможности дополнительно работать с высокомотивированными студентами или консультировать более слабых слушателеи [4, 12, 16].

Некоторые авторы обращают внимание на психологическии аспект массового внедрения онлаин образования: преподаватели иногда могут быть морально к этому не готовы [16], что, в свою очередь, может вызвать «противоречие между психологическои готовностью студента и преподавателя» [14, с.133] к дистанционнои работе.

Концептуальная модель исследования

В процессе проведения обзора литературы нами выявлено четыре укрупненные темы, в контексте которых авторы существующих исследовании анализируют развитие онлаин-курсов в России. Это следующие темы:

• место обучения на онлайн-платформах в системе традиционного образования;

• внедрение преподавателей в глобальную систему электронного обучения как вызов устаревшим образовательным методам, контенту и инертности в освоении Интернет-пространства;

• развитие информационных технологий как ключевой детерминанты перспектив для онлайн-образования;

• влияние онлайн-обучения как новой образовательной модели на традиционные подходы к организации труда преподавателей.

Следует отметить, что почти все проанализированные нами публикации содержат в себе авторские суждения по каждому из перечисленных блоков. Большинство авторов сконцентрированы на проблеме определения тенденции в области взаимодеиствия традиционного и электронного образования и роли информационных технологии в данном процессе. При этом, на наш взгляд, недостаточно исследована проблема внедрения преподавателеи россииских вузов в международные платформы с онлаин-курсами.

Каковы мотивы преподавателеи запускать онлаин-курс? Деиствительно ли они

отождествляют наличие собственного онлаин-курса с внедрением в систему глобального образования? Авторы представленных в обзоре литературы статей, так или иначе, размышляют об ответах на подобные вопросы. Однако нам не удалось встретить ни однои публикации, содержащеи эмпирическое исследование, посвященное изучению факторов, мотивирующих преподавателеи «выходить» на глобальные онлаин-платформы. В этом заключается ключевая новизна нашего исследования.

Методология базового этапа исследования

На основе концептуальнои модели (см. Рис.1), составленнои по итогам проведения обзора литературы, была разработана онлаин-анкета для проведения пилотного опроса. Ввиду доступности источников информации для автора исследования пилотные данные были получены на основе опроса преподавателей НИУ ВШЭ.

Личностный и профессиональный рост

• «выход» на международный уровень

• материальное вознаграждение

• пример коллег

• распространение собственный идей и исследований

• стремление «выгодно» отличаться от коллег

Обязательства

• «задание» руководства с целью:

• повышения престижа кафедры

• повышения престижа университета

• шанс удержаться на должности

Образовательная стратегия

• полный «вывод» курса в онлайн-среду

• онлайн-курскак образовательная инновация

• повышение востребованности курса среди студентов

Рис.1. Группы факторов, потенциально влияющих на принятие преподавателем решения

о запуске авторского онлайн-курса

Сначала был составлен список преподавателеи НИУ ВШЭ, которые запустили курс на платформе Coursera и/или на Национальнои платформе открытого образования. Таким образом, единица анализа в нашем исследовании - преподаватель НИУ ВШЭ, запустившии онлаин-курс либо на платформе Coursera, либо на Национальнои платформе открытого образования.

Затем среди них была распространена ссылка на анкету SurveyMonkey (без дублирования в случае наличия курса на обеих платформах) через адреса корпоративнои электроннои почты. Опрос проводился анонимно. Анкета содержала 6 закрытых вопросов, часть из них - с возможностью множественного выбора.

Большинство курсов преподавателеи НИУ ВШЭ, представленных на платформах Coursera и Национальнои платформе открытого образования имеют одного автора, однако есть и те, преподавателями которых значатся несколько человек (см. Таблицу 1). Ссылка на анкету была направлена каждому преподавателю, которыи является либо автором, либо соавтором курса. Под авторским курсом понималось, что в качестве преподавателя курса на онлаин-платформе была указана только фамилия данного преподавателя НИУ ВШЭ.

Таблица 1. Обзорная статистика курсов преподавателей НИУ ВШЭ _на платформах Coursera и НПОО

Курсы преподавателей НИУ ВШЭ на платформе НПОО Курсы преподавателей НИУ ВШЭ на платформе Coursera

Всего 24 Всего 45

Из них (от общего количества курсов) 1 курс ведут более 1 преподавателя 2 Из них (от общего количества курсов) 1 курс ведут более 1 преподавателя 13

Из них дублируются на платформе Coursera 8 Из них дублируются на НПОО 8

Результаты

Из 54 преподавателей НИУ ВШЭ, которым была отправлена ссылка на онлаин-анкету, 53 человека получили письма (в одном случае письмо не было доставлено). Процент возврата составил 42%, что является достаточным для пилотного опроса. Из 22 респондентов 18 преподавателеи (81,82%), заполнивших анкету, являются авторами онлаин-курсов.

Таблица 2. Комбинационная таблица распределения авторов и _соавторов онлайн-курсов по платформам

На какои платформе представлен онлаин-курс? Всего

Сош^ега НПОО Сош^ега и НПОО

автор 6 6 6 18

Статус преподавателя (автор/соавтор) соавтор 2 0 1 3

и автор, и соавтор 0 0 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 8 6 8 22

Для выявления факторов, повлиявших на принятие решения преподавателем запустить авторскии онлаин-курс, был составлен перечень из 12 вариантов, максимально приближенных по формулировкам к факторам, сгруппированным на Рис.1. Респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответов, а также оставить комментарии в дополнительном поле.

Согласно полученным результатам, авторы/соавторы онлаин-курсов ощущают личньш вклад в увеличение престижа университета. Этот вариант ответа получил больше всего «голосов»: в качестве мотивирующего фактора его выбрали 60% респондентов (12 человек). При этом только пять из них одновременно ощущают, что, запуская онлаин-курс, они также вносят вклад в увеличение престижа кафедры.

По 9 «голосов» (по 45% от общего числа респондентов) набрали следующие варианты:

• возможность интегрироваться в глобальную образовательную систему;

• шанс распространить собственные исследования и идеи среди большего числа российских и зарубежных студентов;

• дополнительное материальное вознаграждение;

• обязанность (задание руководства).

Пример коллег стал наименее популярным фактором-мотиватором среди преподавателеи НИУ ВШЭ: его выбрал всего 1 респондент Только 5 человек (25% респондентов) считают, что сегодня преподавателям необходимо быть активными в онлаин-среде, чтобы оставаться востребованными в профессии.

Респондентам было предложено также проранжировать укрупненные блоки факторов-мотиваторов от наиболее значимого к наименее значимому для них. Мы не можем наблюдать однозначного тренда, однако результаты позволяют выявить некоторые особенности. Так, например, запуск онлаин-курса для наших респондентов - это, скорее, либо возможность самореализации и саморазвития, либо необходимость, навязанная руководством или современными тенденциями, но не образовательная стратегия по полному или частичному «выводу» курса в онлаин-среду.

Почти никто (10%) из участников опроса не планирует «переносить» (ни частично, ни полностью) курс в онлаин-среду. Большинство (60%) не поддерживают и идею перезачета студентами дисциплины, изученнои на онлаин-платформе, в академическом учебном плане. Мы не задавали в анкете отдельного вопроса о причинах, однако респонденты имели возможность при желании написать свои комментарии. Так, в нескольких полученных комментариях повторяется идея о том, что онлаин-курсы «вынужденно более поверхностны» и для оценки качества знании требуется более глубокая их проверка, нежели баллы за выполненные мини-тесты и другие работы на онлаин-платформе.

Обсуждение: сопоставление результатов пилотного опроса с теоретическими блоками

Результаты пилотного опроса не претендуют на репрезентативность, однако позволяют протестировать, как воспринимаются вопросы анкеты респондентами. Помимо ответов на закрытые вопросы мы получили комментарии некоторых респондентов. Эти комментарии представляют для нас особыи интерес, так как представляют поле для дальнеишего развития концептуальнои модели при подготовке следующих этапов исследования.

Большая часть полученных результатов соответствует теоретическим выкладкам, представленным в обзоре литературы. В частности, если преподаватели не поддерживают идею перезачета а также не планируют «массово» переносить курс в онлаин-среду, это означает, что сегодня мы можем наблюдать смешанную образовательную модель, где онлаин-образование активно развивается, однако традиционное очное обучение продолжает доминировать.

При подготовке пилотного опроса мы имели возможность составить «профиль» преподавателя НИУ ВШЭ, которьш является автором или соавтором онлаин-курса. Однако, например, по данным пилотного опроса, нет возможности наблюдать четкии тренд о популярности идеи, что для поддержания профессиональнои востребованности на рынке труда преподавателям необходимо «внедряться» в онлаин-среду. Для того, чтобы сделать более точные выводы, необходимо провести серию глубинных интервью, а также проанализировать зависимости на основе расширеннои выборки.

Заключение

Результаты пилотного опроса стали для нас основои для усовершенствования концептуальнои модели и выявления «зон», требующих более детального изучения. В качестве ключевого направления для дальнеиших исследовании мы считаем необходимость проведения глубинных интервью с преподавателями-единицами анализа пилотного этапа. Неотъемлемои частью при проведении следующего этапа исследования должно стать расширение эмпирическои базы: для того, чтобы делать адекватные выводы и иметь возможность экстраполировать их, необходимо расширить выборку и включить в исследование преподавателеи других россииских вузов-участников проектов онлаин-образования.

Полезным может стать совершенствование концептуальнои модели, в частности, классификация факторов-мотиваторов. Данная задача, очевидно, потребует дополнительного погружения в теории мотивации. Полезными стали для нас комментарии, которые оставили некоторые респонденты. Несколько пропущенных вопросов и некорректное заполнение ответов на ряд вопросов (в особенности, ранжирование укрупненных блоков факторов) показали сложность их восприятия для респондентов.

Дальнеишее развитие темы исследования предполагает, в частности, анализ законодательнои базы и локальных нормативных актов университетов, преподаватели которых станут единицами анализа следующего опроса с расширеннои эмпирическои базои.

Литература

1. Астахова Т.А. Возможности и проблематика дистанционных форм обучения, выбор системы дистанционного обучения // Управление человеческим потенциалом. - 2012. - №1(29). - С.56-63.

2. Боровая С.Л. Открытое образование в России: необходимость, состояние, развитие // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - №3(8). - С.52-54.

3. ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/news/edu/98446075.html (дата обращения: 02.10.2016).

4. Дацун Н.Н., Уразаева Л.Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в математической подготовке специалистов по программной инженерии // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т.7 - №2 (27). - С.1-15.

5. Дерюгина А.А. Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного профиля // Молодой учёный. - 2015. - №13(93). - С.624-627.

6. Долженкова В.В. К вопросу об особенностях современного онлайн-обучения // Stephanos. - 2016. - №4(18). - С.71-76.

7. Жанабекова Е.И. Инновации в современном дистанционном образовании // Наука и общество. - 2014. - №2(17). -С.120-125.

8. Жукова Е.Э., Халюшева Г.Р. Современные подходы к изучению иностранного языка // Труда Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2015. - №24. - С.119-123.

9. Иванова Т.Г. Онлайн-образование: прагматизм вместо эйфории / / Электронный научный журнал. - 2016. - №1(4). - С.305-315.

10. Климентьев Д.Д., Климентьева В.В. Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов / / Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2015. - №4(14). - С.22-28.

11. Костюк Ю.Л., Левин И.С., Фукс А.Л. и др. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении / / Вестник Томского государственного университета. - 2014. - №1(26). - С.89-98.

12. Кузьмин К.В., Петрова Л.Е. Виртуальная академическая мобильность студентов посредством MOOCs: методические решения преподавателя вуза / / Педагогическое образование в России. - 2015. - №12. - С.177-182.

13. Мартынов К.К. Дистанционная Coursera / / Отечественные записки. - 2013. - №4. - С.307-316.

14. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. -2013. - №7. - С.126-138.

15. Неверова А.В., Барташук Н.В. Инновационные технологии в дистанционном образовании / / Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. -№3. - С.31-37.

16. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны MOOC // Успехи современного естествознания. - 2015. - №3. - С.199-204.

17. Семенова Т.В., Рудакова Л.М. Барьеры при прохождении массовых открытых онлайн-курсов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - №3. - С.3б-48.

18. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 03.10.201б).

19. Шараева Б.В. Дизайн и современные интерфейсы в электронном обучении (E-learning) // Управление человеческим потенциалом. - 2015. - №3-4 (43-44). - С.19б-201.

20. Coursera. Наши партнеры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.coursera.org/about/partners/ru (дата обращения: 14.10.201б).

References

1. Astakhova T.A. Vozmozhnosti i problematika distantsionnykh form obucheniya, vybor sistemy distantsionnogo obucheniya // Upravlenie chelovecheskim potentsialom. - 2012. - №1(29). - S.56-63.

2. Borovaya S.L. Otkrytoe obrazovanie v Rossii: neobkhodimost', sostoyanie, razvitie // Pedagogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika. - 2016. - №3(8). - S.52-54.

3. VShE stala partnerom obrazovatel'nogo proekta «Coursera» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/news/edu/98446075.html (data obrashcheniya: 02.10.2016).

4. Datsun N.N., Urazaeva L.Yu. Ispol'zovanie massovykh otkrytykh onlayn-kursov v matematicheskoy podgotovke spetsialistov po programmnoy inzhenerii / / Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2015. - T.7 - №2 (27). - S.1-15.

5. Deryugina A.A. Massovye otkrytye onlayn-kursy dlya obucheniya angliyskomu yazyku studentov inzhenernogo profilya / / Molodoy uchenyy. - 2015. - №13(93). - S.624-627.

6. Dolzhenkova V.V. K voprosu ob osobennostyakh sovremennogo onlayn-obucheniya // Stephanos. - 2016. - №4(18). - S.71-7б.

7. Zhanabekova E.I. Innovatsii v sovremennom distantsionnom obrazovanii / / Nauka i obshchestvo. - 2014. - №2(17). - S.120-125.

8. Zhukova E.E., Khalyusheva G.R. Sovremennye podkhody k izucheniyu inostrannogo yazyka // Truda Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. - 2015. - №24. - S.119-123.

9. Ivanova T.G. Onlayn-obrazovanie: pragmatizm vmesto eyforii / / Elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2016. - №1(4). - S.305-315.

10. Kliment'ev D.D., Kliment'eva V.V. Optimizatsiya akademicheskikh obrazovatel'nykh programm rossiyskikh vuzov za schet ispol'zovaniya massovykh otkrytykh onlayn-kursov // Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. - 2015. - №4(14). - S.22-28.

11. Kostyuk Yu.L., Levin I.S., Fuks A.L. i dr. Massovye otkrytye onlayn-kursy - sovremennaya kontseptsiya v obrazovanii i obuchenii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - №1(2б). - S.89-98.

12. Kuz'min K.V., Petrova L.E. Virtual'naya akademicheskaya mobil'nost' studentov posredstvom MOOCs: metodicheskie resheniya prepodavatelya vuza / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - №12. - S.177-182.

13. Martynov K.K. Distantsionnaya Coursera // Otechestvennye zapiski. - 2013. - №4. - S.307-316.

14. Mozhaeva G.V. Elektronnoe obuchenie v vuze: sovremennye tendentsii razvitiya // Gumanitarnaya informatika. - 2013. -№7. - S.126-138.

15. Neverova A.V., Bartashuk N.V. Innovatsionnye tekhnologii v distantsionnom obrazovanii // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. - 2015. -№3. - S.31-37.

16. Pet'kova Yu.R. Istoriya razvitiya distantsionnogo obrazovaniya. Polozhitel'nye i otritsatel'nye storony MOOC // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2015. - №3. - S.199-204.

17. Semenova T.V., Rudakova L.M. Bar'ery pri prokhozhdenii massovykh otkrytykh onlayn-kursov // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. - 2015. - №3. - S.36-48.

18. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» №273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 03.10.2016).

19. Sharaeva B.V. Dizayn i sovremennye interfeysy v elektronnom obuchenii (E-learning) // Upravlenie chelovecheskim potentsialom. - 2015. - №3-4 (43-44). - S.196-201.

20. Coursera. Nashi partnery. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.coursera.org/about/partners/ru (data obrashcheniya: 14.10.201б).

Поступила: 05.09.201б

Об авторах:

Попова Анастасия Олеговна, студентка магистратуры ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.