УДК 37.022
Горохова Л.А.
Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия
ТЕХНОЛОГИЯ DIGITAL STORYTELLING (ЦИФРОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ): СОЦИАЛЬНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждаются возможности применения технологии цифрового повествования в социальной практике и образовании. Рассматриваются различные классификации цифровых рассказов, описывается алгоритм работы над цифровым рассказом, и приводятся примеры практического применения данной технологии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Цифровое повествование; цифровой рассказ; информационно-коммуникационные технологии в образовании; проектная деятельность.
Gorokhova L.A.
Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia SOCIAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF DIGITAL STORYTELLING ABSTRACT
The article discusses the use of digital storytelling in social practice and education. Different classifications of digital stories are described, an algorithm for creating a digital story is given, and practical examples of digital storytelling are supplied.
KEYWORDS
Digital sorytelling; digital story; information and communication technology in education; project activities.
Технология Digital Storytelling в последние годы занимает заметное место среди образовательных инновации, широко используемых в современном обучении. При этом среди авторов-теоретиков и среди самих практикующих педагогов пока нет единого взгляда на данную технологию, сферу и принципы ее применения, правила и приемы ее практическои реализации и т.п. Существуют расхождения и относительно терминологии, используемои для обозначения даннои технологии и продуктов, создаваемых в ее рамках.
В наиболее широком смысле Digital Storytelling рассматривается в работах разных авторов как любое повествование, созданное с использованием цифровых технологии: веб-рассказ, интерактивныи рассказ, гипертекст, нарративная компьютерная игра, блог, видеорассказ, аудио- и видеоподкасты и т.п. Иногда к Digital Storytelling причисляют также снятые цифровои видеокамерои рекламные ролики, а также художественные и документальные фильмы.
Однако, как утверждают авторы вступительнои статьи на портале Хьюстонского университета Educational Use of Digital Storytelling, несмотря на разнообразие терминов (digital documentaries - цифровые документальные фильмы, computer-based narratives - компьютерныи нарратив, digital essays - цифровые сочинения, electronic memoirs - электронные мемуары, interactive storytelling - интерактивное повествование), суть явления в целом сводится к сочетанию искусства рассказывать истории и современных мультимедиа: графики, аудио-, видео и веб-дизаина [1]. Digital Storytelling - «естественное развитие традиции устного творчества на новом этапе; можно сказать, что устное творчество плюс технология равняется Digital Storytelling» [2]. С. Морра предлагает рассматривать Digital Storytelling как искусство рассказывать истории в 21 веке: цифровые технологии дали возможность каждому рассказать свою историю и поделиться еи со всем миром [3]. Под этим углом зрения Digital Storytelling трактуется как личныи нарратив в цифровом формате, размещенныи в интернете [2].
На русскии язык термин Digital Storytelling чаще всего переводится как «цифровое повествование». Н.В. Маняикина и Е.С. Надточева в своеи статье [4, с. 61] приводят ряд других вариантов, используемых для обозначения того же явления: «интерактивные повествования», «цифровые документальные фильмы», «цифровые эссе», «электронные воспоминания»,
«компьютерные рассказы». Строго говоря, прилагательное «цифровой» не вызывает у носителей русского языка те же ассоциации, что прилагательное digital у англоговорящих реципиентов. Так, в определении слова digital в Оксфордском словаре на первом месте указывается: «(о сигналах или данных) выраженныи последовательностью цифр 1 и 0, как правило, представленных изменением физических величин, таких как напряжение или магнитная поляризация» [5]. Толковые словари русского языка, давая определение прилагательному «цифровои», традиционно ставят на первое место значение «обозначенныи цифрами, выраженныи в цифрах» [6]; значение «использующии технологии дискретнои регистрации аналоговых значении» нам удалось обнаружить только в одном источнике [7], при этом дефиниция сопровождалась пометкои «техн.». Остальные толковые словари вообще не упоминают данное значение. Таким образом, словосочетания типа «цифровои рассказ» или «цифровое повествование» ассоциируются в первую очередь именно с цифрами и могут быть не вполне понятны широкои аудитории. Возможно, более точным эквивалентом англииского термина Digital Storytelling было бы «электронное повествование» или «мультимедииное повествование». Однако, как нередко случается, в среде педагогов и специалистов в области ИТ-образования закрепился вариант «цифровое повествование».
Цифровое повествование, по мнению большинства авторов, представляет собои наименование самого подхода, процесса [8], технологии, формы современного общения [9], или же педагогическои технологии [4, 10], комбинированного обучающего средства [3, 4]. Основным продуктом применения даннои технологии является цифровои рассказ - мультимедииное произведение, которое может содержать фотографии и другие графические изображения, видео- и аудиозаписи, музыку, текст, голосовое сопровождение.
Среди многочисленных сфер применения наиболее важную роль цифровое повествование играет в социальнои практике и в образовании. Социальныи потенциал даннои технологии трудно переоценить. Пионеры этого жанра К. Бернс, Д. Этчли, Дж. Ламберт и др. в начале 90-х создавали, по их собственному определению, «короткие фильмы-нарративы» [11] от первого лица, где личныи взгляд рассказчиков на историю иллюстрировали архивные фотографии, кинохроника и музыкальное сопровождение. В 1994 г. Д. Этчли, Дж. Ламберт и Н. Муллен основали Digital Media Center («Центр цифровых медиа») в Сан-Франциско, в котором была впервые разработана и реализована программа семинара «Цифровое повествование» для населения. В настоящее время организация носит название StoryCenter. За прошедшие годы на семинарах Центра прошли обучение свыше 15 тысяч человек; более 20 тысяч приняли участие в создании цифровых рассказов [12].
Начиная с 1990-х гг., цифровые рассказы людеи, принадлежащих к самым разным возрастным, социальным и профессиональным группам, стали основои множества проектов, имеющих ярко выраженную социальную ценность. Иногда подобные проекты инициируют общественные организации, музеи или библиотеки; в других случаях они не связаны с тои или инои организациеи и носят более общии характер.
Когда людям предоставляется возможность создавать контент для общего пользования, они, как правило, с готовностью принимают участие в такои деятельности [13, с. 211]. Развитие информационно-коммуникационных технологии привело к таким же революционным изменениям в области передачи и распространения знании, идеи и культуры, как и когда-то появление письменности. Достаточно сказать, что контент, загружаемыи пользователями на YouTube только за полгода, превосходит по объему весь массив передач, созданных крупнеишими телекомпаниями за все годы существования телевидения [14].
Создание цифровых рассказов о личном опыте, истории своеи семьи, о своем родном крае и т.п. представляет собои, по сути, передачу «общечеловеческого» опыта. Данныи социальныи феномен демонстрирует, какое значение могут иметь голоса отдельных людеи для реализации позитивных изменении в обществе [15, с. 25]. Рассказы других людеи позволяют нам увидеть себя в зеркале, обнаружить, что мы не одиноки, и в то же время узнать больше о тех ситуациях и обстоятельствах, которых мы никогда не переживали сами. Благодаря цифровым рассказам в открытом доступе, мы можем лучше понять себя и окружающих, они сближают людеи и делают их более толерантными.
Так, одним из пионеров в этои области была валлииская редакция «Би-Би-Си» с проектом Capture Wales - «Запечатлеем Уэльс». Цифровые рассказы, созданные в рамках проекта, представляют собои аудио- или видеорассказы жителеи Уэльса о своеи жизни, сопровождаемые фотографиями из семеиного архива.
BIDS Wales
Audio & video
Latest videos here!
We've created a new site to watch our collection of your short films and videos in Flash. Videos will be still be available here in Real Media. Click here to visit the new site.
Capture Wales
Everyone has a story to tell. AM over Wales, people are making Digital Stories about real-life experiences and each story is as individual as the person who made it. Each Digital Stoiy is made by the storyteller themself, using his or her own photos, words and voice.
showing items 1 to 404 of 404
Challenge
Community
Family
Memory
Passion
Stories with subtitles
Рис. 1. Главная страница проекта Capture Wales
Американский портал The Voice Library («Библиотека голосов») ставит во главу угла сохранение традиционных семеиных ценностеи, позволяя записывать и хранить аудиорассказы членов семьи - прежде всего, представителеи старшего поколения. Несложныи интерфеис ориентирован на самую широкую аудиторию. Те, кто не могут воспользоваться компьютером, имеют возможность позвонить по определенному номеру и наговорить свои рассказ по телефону. Один из проектов, реализуемых данным порталом, - Let Me Be Your Memory («Я буду твоеи памятью»). В рамках проекта родственники и студенты-волонтеры записывают рассказы пациентов, страдающих болезнью Альцгеимера, об их прошлом и размещают аудиозаписи в онлаин-библиотеке The Voice Library.
Примером успешнои интеграции технологии цифрового повествования в социальную работу может служить и британскии проект The Patient Voices («Голоса пациентов»), начатыи П. Харди и Т. Саммером в 2003 г. при поддержке профсоюза медицинских работников Великобритании. В проекте участвуют пациенты, сиделки, врачи и медсестры, которые рассказывают о своем личном опыте, переживаниях и проблемах в форме аудио- и видеорассказов, которые могут также содержать изображения и музыкальное сопровождение. Цифровые рассказы создаются в рамках небольших семинаров (2-4 дня), где участников обучают приемам их создания и помогают им справиться с техническои реализациеи своего замысла. Цель данного проекта -привлечь внимание врачеи, чиновников и политиков к проблемам здравоохранения, дав пациентам и медработникам возможность высказать свое мнение.
Family ties Dovid Oil
As □ young medical student David has a professional interest and expertise in his grandfather's developing Alzheimer's. Then, one day, a personal experience brings home to him the delicate balance between personal and professional that a IS doctors must tread.
Рис. 2. Видеорассказ одного из участников проекта The Patient Voices
Цифровые рассказы могут также быть связаны с местом проживания людеи. Так, онлаин-проект My Yorkshire («Мои Йоркшир») объединяет жителеи этого региона Великобритании, а также музеи, библиотеки и архивы. Истории, рассказываемые авторами, имеют привязку к местности; на виртуальнои карте графства можно наити рассказы, связанные с определенным уголком Йоркшира.
Для России концепция «социального» цифрового повествования» относительно нова. В
русскоязычной части Интернета можно найти ряд массовых проектов, ориентированных на сбор историй и материалов из жизни людеи, однако это, в основном, текстовые рассказы или коллекции фотографии.
Так, например, проект «История России в фотографиях» представляет собои общедоступньш фотоархив, содержащии профессиональные и любительские фотографии, сделанные в России с 1860 по 1999 гг. Источники фотоматериалов - главным образом, музеиные собрания, фототеки организации, газет и журналов. Однако на саите есть также фотографии из домашних фотоальбомов, загруженные отдельными пользователями.
Проект «Наша летопись», инициированным волонтерами благотворительного фонда «Старость в радость», записывает и собирает истории жизни пожилых людеи, размещая их на саите проекта в текстовом формате. Можно загрузить на саит свою историю, скопировав ее текст в окно обратнои связи на саите.
Саит социального проекта «Будем Добрее» включает три основных раздела: истории, видео, фотографии, рассказывающие о добрых делах, трогательных моментах из жизни. Самыи обширныи раздел - текстовыи.
Еще один саит - «Герои нашего времени» - представляет собои большую коллекцию текстовых истории о подвигах, героических поступках и о совершивших их людях. Можно загрузить на саит свою историю в текстовом формате.
Нам не удалось наити в рунете саитов, содержащих видео- или аудиозаписи рассказов обычных людеи о своеи жизни от первого лица. Существуют журналистские и блогерские проекты, посвященные историям из жизни известных или обычных людеи, но они обычно представляют собои профессиональные видеорепортажи или интервью. Таким образом, социальное значение цифрового рассказа в россиискои общественнои практике остается недооцененным.
Другои обширнои областью применения технологии цифрового повествования является образование. Существует ряд теоретических исследовании, посвященных цифровому повествованию как методическому инструменту. Одним из лидеров в этои области является Калифорниискии StoryCenter (до 2015 г. - Center of Digital Storytelling) в Беркли. Данныи центр, основанныи в 1993 г., специализируется на обучении технологии цифрового повествования, оказывает методическую поддержку педагогам и социальным работникам, интересующимся даннои технологиеи.
Другим крупным центром разработки даннои проблематики в настоящее время является Хьюстонскии университет. Портал Educational Uses of Digital Storytelling («Применение цифрового повествования в образовании»), основателем и редактором которого является профессор Хьюстонского университета Б. Робин, содержит обширныи теоретическии и практическии материал по теме, включая ресурсы для преподавателеи и примеры цифровых рассказов, созданных студентами. На платформе Coursera размещен МООК Хьюстонского университета, рассказывающии об основных этапах создания цифровых рассказов.
Цифровое повествование, по мнению Н.В. Маняикинои и Е.С. Надточевои, можно рассматривать как педагогическую технологию. Деиствительно, как отмечают авторы, с однои стороны, цифровое повествование, как и любая технология, включает цепочку деиствии, нацеленных на создание определенного продукта; с другои - эта технология может быть признана педагогическои, т.к. она способствует решению практических и воспитательных задач. Таким образом, цифровое повествование обладает такими характеристиками, типичными для учебных педагогических технологии, как операциональность и системность, концептуальность, воспроизводимость, управляемость [4, с. 61].
Обобщив данные разных авторов [4, 16, 17, 18], мы выделили ряд компетенции, формированию которых способствует данная педагогическая технология:
а) информационные компетенции:
- умение обращаться со средствами ИКТ (компьютер, телефон, фотоаппарат, звукозаписывающее устроиство и т.д.);
- умение искать и сохранять наиденную информацию;
- умение создавать письменные сообщения и использовать тексты в составе цифровых рассказов;
- умение создавать гипертекстовые и мультимедииные информационные объекты.
- умение обрабатывать изображения и создавать графические объекты;
- умение записывать и обрабатывать звуки;
- умение создавать музыкальные объекты;
- умение использовать геоданные;
б) когнитивные компетенции:
- умение ставить учебные задачи и решать их;
- умение творчески и критически мыслить;
- умение организовывать собранную и созданную информацию;
- умение извлекать уроки из прочитанного;
- умение быть внимательным к деталям;
в) коммуникативные компетенции:
- умение эффективно использовать устную и письменную коммуникацию;
- умение работать в сотрудничестве;
- умение организовать коллективную деятельность;
- умение оценивать себя и других;
г) научно-исследовательские компетенции:
- умение собирать и отбирать данные;
- умение создавать проектные работы;
- умение правильно цитировать источники;
- умение оформлять ссылки, соблюдая авторские права.
Среди преимуществ технологии цифрового повествования отмечают также возможность персонализации обучения. Создание цифровых рассказов позволяет учесть все типы индивидуального стиля учебнои деятельности, что обеспечивает успешность обучения. Как показывают исследования [см., например, 4], данная технология способствует лучшему усвоению материала и повышению успеваемости. В ходе работы над цифровыми рассказами растет также уровень так называемои «мультимодальнои» грамотности (multimodal literacy), которую связывают с такими видами деятельности как чтение, визуальное восприятие, понимание, реагирование, генерирование цифровых и мультимедииных текстов, а также взаимодеиствие с ними. Как отмечает М. Уолш [19], обработка различных видов информации: графическои, вербальнои, акустическои, кинетическои, - в рамках цифрового рассказа происходит одновременно, взаимосвязанно и синхронизированно.
Еще одним важным преимуществом даннои технологии является ее воздеиствие на эмоциональную сферу. Цифровои рассказ ведется от первого лица, зачастую отражает личныи опыт обучающегося, затрагивая эмоционально нагруженные темы. Создание и обсуждение цифровых рассказов помогает установлению эмоциональных связеи между автором и аудиториеи, а также внутри группы. Воздеиствуя на чувства и эмоции обучающихся, цифровые рассказы могут обеспечивать и существенныи воспитательныи эффект.
Следует отметить, что использование технологии цифрового повествования предполагает определенные изменения педагогическои парадигмы. В отношениях преподавателя и обучающихся преобладает принцип сотрудничества. Преподаватель играет роль соавтора-фасилитатора: помогает обучающимся определить тему, выстроить структуру цифрового рассказа, подсказывает, какие технические и программные средства можно использовать для его создания; однако решающее слово всегда остается за автором (авторами) рассказа.
Говоря о типах цифровых рассказов, создаваемых в рамках применения даннои технологии в образовании, можно выделить несколько параметров классификации, таких как авторство рассказа, его тематика, цель создания, структурные особенности и форма представления.
Так, автором рассказа может быть как обучающиися (рабочая группа), так и сам преподаватель. В последнем случае цифровои рассказ может выступать как способ представления нового материала, привлечения внимания обучающихся к предмету в целом или как иллюстрация к изучаемои теме [1]. В зависимости от числа авторов проекта, цифровые рассказы могут быть индивидуальными (личными) или коллективными.
Л. Бутуриан [20, с.29] выделяет три категории цифровых рассказов в зависимости от назначения (цели создания):
- цифровои рассказ как инструмент воспитания;
- цифровои рассказ как способ рефлексивнои оценки;
- цифровои рассказ как средство выражения некоторого замысла/ идеи/ концепции.
Несколько иную, более практическую классификацию предлагает Б. Робин, соединяя в неи
цель создания и тематическое наполнение цифрового рассказа:
- личные (от первого лица) цифровые рассказы;
- цифровые рассказы об исторических событиях;
- цифровые рассказы, содержащие идеи, концепции, правила и инструкции из различных областеи знания [1].
Подробная тематическая классификация цифровых рассказов приводится на библиотечном саите Университета Стоуни-Брук, в разделе, посвященном цифровому
повествованию [21]. Как указывают авторы статьи на данном сайте, в основу классификации положены работы Дж. Ламберта и М. Сакарьи. Авторы выделяют следующие тематические группы цифровых рассказов:
- рассказы о взаимоотношениях;
- мемориальные рассказы (в память об ушедших из жизни людях);
- рассказы о событиях - приключенческие рассказы (о путешествиях, поездках, важных событиях и т.п.);
- рассказы о достижениях (например, об окончании школы или университета, о спортивных победах);
- рассказы о местах, дорогих сердцу (о своем или родительском доме, о городе, любимом парке, кафе и т.п.);
- рассказы о деятельности (о профессии, увлечении, общественнои работе);
- рассказы о преодолении (о борьбе с болезнью, жизненными трудностями и т.п.);
- рассказы о любви (о начале взаимоотношении, влюбленности и ухаживании, браке, любви к семье и родным);
- рассказы о находках и открытиях.
Существует множество различных форм цифровых рассказов. Число вариантов здесь практически не ограничено и зависит только от творческои фантазии автора и используемого программного обеспечения или онлаин-сервисов. Цифровои рассказ может представлять собои презентацию с текстом, графическими изображениями, звуком, музыкальным сопровождением, видеоматериалами, анимациеи; фотоисторию с фотографиями, сопровождаемыми текстом, голосовым повествованием и музыкои; фильм с диалогом, монологом, комментарием в кадре или закадровым голосовым повествованием, неподвижным и движущимся изображением; цифровои фотоколлаж; видеоблог; страница в «Феисбуке» или «ВКонтакте», цикл сообщении в «Твиттере», онлаин-квест и т.д.
По структуре цифровые рассказы могут представлять собои линеиное или нелинеиное повествование. Нелинеиность повествования позволяет сделать цифровои рассказ интерактивным. В этом случае реципиент сам выбирает линию развития сюжета в рассказе.
Создание цифрового рассказа можно условно разделить на три этапа: 1) этап планирования и подготовки текста, 2) этап сборки и 3) этап обратнои связи и рефлексии. Алгоритм работы над цифровым рассказом неоднократно и подробно описан в целом ряде работ (см., например, [1, 2, 3, 4, 20, 21]). В даннои статье мы приводим некии усредненныи алгоритм, разработанныи на основе вариантов, приводимых разными авторами. В правом столбце Таблицы 2 даны вопросы, отвечая на которые обучающиеся смогут более ясно представить себе каждыи шаг данного алгоритма.
Таблица. 1. Алгоритм работы над цифровым рассказом
Шаги Основная деятельность на данном этапе Вопросы для обдумывания
Этап планирования и подготовки текста
1 Определение темы и цели цифрового рассказа О чем и зачем я хочу рассказать? (Кому?)
2 Сбор информации по теме и продумывание сюжета Что я знаю про это? Что еще надо узнать? О чем я расскажу в первую очередь? Какои ключевои вопрос поставлю? Что будет в моем рассказе дальше? Чем будет закачиваться рассказ?
3 Написание сценария Что именно будет происходить в моем рассказе?
4 Подбор необходимых материалов (фотографии, изображения, карты, видеозаписи, звуковое и музыкальное сопровождение) Какие изображения, фотографии, видеоматериалы, анимацию будет включать мои рассказ?
Этап сборки
5 Подготовка раскадровки на бумаге Из каких эпизодов будет состоять мои рассказ? В каком порядке будут следовать эпизоды? Какие изображения, видео или анимацию содержит каждыи эпизод? Как они будут сменять друг друга? Какои закадровыи текст будет звучать в эпизодах?
6 Монтаж эпизодов в соответствии с раскадровкои и запись голосового Какие программы или онлаин-сервисы мне нужны для монтажа? Кто будет озвучивать мои рассказ: я
комментария сам или кто-то другои?
7 Сохранение цифрового рассказа в соответствующем формате для публикации в интернете или другим способом Где я хочу и могу опубликовать мои цифровои рассказ? Готов ли я разместить его в открытом доступе? Какои формат лучше всего подходит для публикации?
Этап обратной связи и рефлексии
8 Изучение отзывов и критических замечании по поводу опубликованного рассказа; доработка рассказа (при необходимости) Что понравилось тем, кто познакомился с моим рассказом? Что оказалось непонятным? Какие решения были неудачными? Справедлива ли высказанная критика? Можно ли доработать и улучшить мои рассказ? Что надо учесть на будущее?
Какие же факторы в первую очередь определяют качество цифрового повествования? Дж. Ламберт выделяет 7 приоритетных составляющих цифрового рассказа, которые, как предлагают Г. Булл и С. Каджер [22] из центра StoryCenter в Беркли, можно разделить на две группы в соответствии с этапами создания цифрового рассказа:
Таблица. 2. Приоритетные составляющие цифрового рассказа
7 составляющих цифрового рассказа
Этап планирования и подготовки текста Этап сборки
1. Точка зрения автора рассказа 5. Темп повествования (ритм, замедление или ускорение)
2. Интрига (ключевои вопрос, ответ на которьш дается в конце) 6. Голос рассказчика (голосовои комментарии от первого лица)
3. Эмоциональная нагруженность 7. Звуковое оформление (музыка или другие звуки)
4. Лаконичность
Б. Робин [1] развивает идею Ламберта о семи компонентах, применив и адаптировав ее для цифровых рассказов, создаваемых обучающимися. Он выделяет 10 составляющих цифрового рассказа:
1. Общая цель рассказа.
2. Точка зрения рассказчика.
3. Ключевои вопрос (вопросы), удерживающии внимание.
4. Выбор материалов (контента).
5. Четкость голосового сопровождения.
6. Темп повествования.
7. Использование соответствующего содержанию музыкального и звукового оформления.
8. Качество используемых изображении, видеозаписеи и других мультимедииных компонентов.
9. Лаконичность по отношению к деталям.
10. Грамматическая и стилистическая правильность.
Эффективность использования технологии цифрового повествовании в обучении во многом зависит от выбора темы и цели создания цифрового рассказа. Тема может быть непосредственно связана с материалом, которыи обучающиеся изучают в данныи момент, или же цифровои рассказ может выступать в качестве итогового проекта по дисциплине (модулю). Например, саит Edtechteacher предлагает следующие темы учебных цифровых рассказов:
- виртуальная экскурсия по стране или историческим местам;
- социальная реклама, посвященная важнои проблеме глобального или местного масштаба;
- симуляция интервью с историческои личностью;
- симуляция дебатов по поводу какого-либо исторического события;
- рассказ о местных достопримечательностях, обычаях, объектах материальнои культуры и
т.п. [23].
Цифровое повествование может органично интегрироваться в обучение как в гуманитарнои, так и в естественнонаучнои сфере. Однако диапазон применения даннои технологии, по нашему мнению, наиболее широк в обучении иностранным языкам и переводу. Здесь возможна самая разнообразная тематика цифрового рассказа; как ни в какои другои области знании приветствуется выражение собственнои точки зрения и личного отношения; свои преимущества имеет как индивидуальная, так и коллективная работа над рассказом; благодаря
использованию иностранного языка расширяется аудитория конечного продукта.
Именно в обучении иностранным языкам можно в наибольшеи мере реализовать и воспитательныи потенциал технологии цифрового повествования. Если тематика цифровых рассказов включает острые социальные и морально-нравственные вопросы, трудности личностного роста и развития, актуальные проблемы профессиональнои этики или межличностных взаимоотношении, вопросы гражданственности и патриотизма, - все это не только способствует расширению словарного запаса обучающихся по соответствующеи теме, совершенствованию грамматических и фонетических навыков, но и оказывает воспитательное воздеиствие.
В качестве примера одновременнои реализации социального и образовательного потенциала цифрового повествования можно привести проект, инициированныи в Институте переводоведения и многоязычия Пятигорского государственного университета в 2015 г. - накануне семидесятилетия Победы. Студенты старших курсов в качестве итогового задания по дисциплине «Практическии курс перевода» готовили мини-проект в форме цифрового рассказа «Этот день мы приближали, как могли». Это должен быть видеосюжет, рассказывающии о ком-то из членов семьи, воевавшем или пережившем воину. Студентам предлагалось использовать фотографии из семеиного архива, фрагменты карты, рисунки, кинохронику военных лет и т.п. Особенностью проекта является то, что аудиорассказ ведется от первого лица (от лица того человека, которому посвящен видеосюжет) на англииском языке. Использование повествования от первого лица помогло студентам «примерить на себя» судьбу своих предков, ощутить связь между поколениями, увидеть историю страны глазами отдельного человека. Показательно, что первоначальные тексты закадрового комментария, составленные некоторыми студентами в третьем лице, содержали массу штампов и невыразительных клише. Когда же они переписали этот текст от первого лица, рассказ сразу приобрел более личный, неофициальный характер, стал более эмоциональным.
Nikanova and Krasnikova
- 1 просмотр - Год назад
j Jte-xi iiijt . 2#i>n J Г :
■m. uj* ■ -ДЩуТ irf ..... **t ^¿'.ьЫМЛЛя; -
— . Г-- ' T
IS4j .■ jv ^"i . J ii
Vo ro nina Darra D is a na Shebzu khova
I - 18 просмотров ' Год назад - Нет гтросмотроэ ■ Годьазад
Рис. 3. Фрагмент страницы проекта «Этот день мы приближали, как могли» на YouTube
Составляя закадровыи текст на англииском языке, студентам пришлось решать такую непростую переводческую задачу, как передача в переводе реалии: имен собственных, географических названии, наименовании воинских частеи, государственных наград и т.п. Определенную трудность представляла и военная терминология, а также экспрессивная и эмотивно-оценочная лексика, которои изобиловали тексты. Таким образом, данное задание имело существенный обучающий эффект для студентов-переводчиков.
JluctT
с
Teem-So hj^la/Ч JliyXctM ¿ogpyje вил^ / -и 3 ^»JMMotmS,, 7 Otmfr, (Сошцн^ир «
£я»5«|4че>мА> e^pejfpgoio Повысь enpaji«^«
r.pgoio
opt)?СШмесй&енна? $L"-
вен че., ficuegfio ty"* fc»«"* 0oJ<f»eiij>Jt n.
SiXijt*.at ко i< ь
AND 2€MO
. IIUKCW '
¿1-1' P Clijc^i-cii ftil
Рис. 4. Кадры цифрового рассказа одного из участников проекта «Этот день мы приближали, как могли»
Для монтирования видеосюжета студентам рекомендовалось использовать программу Microsoft PhotoStory 3, Windows Movie Maker (обе программы можно бесплатно скачать на саите разработчиков) или любую другую программу для работы с видео или создания слаид-шоу. Для многих студентов это было первое знакомство с программами для работы с видеоматериалами и изображениями. По отзывам, это оказался интересныи и полезныи опыт, хотя части студентов потребовалась, помимо видеоинструкции по созданию слаид-шоу и работе с видеоматериалами,
еще и индивидуальная консультация. Тем самым, данныи проект способствовал и повышению цифровои грамотности обучающихся.
Следует отметить, что задание вызвало неподдельныи энтузиазм. Даже слабые студенты с интересом собирали материалы, старались тщательно выверить англоязычныи текст рассказа, многократно обращаясь за помощью к преподавателю и однокурсникам. Проект оказался настолько успешным, что было решено продолжить его реализацию в 2016 г. Готовые цифровые рассказы, размещенные на YouTube, составили основу коллекции, в пополнении которои теперь участвуют и студенты других курсов. Общая цель проекта - рассказать о прошедшеи воине от лица отдельнои семьи, конкретного человека. Этот проект обращен к англоязычнои интернет-аудитории, которая не может прочитать в оригинале огромныи массив литературы на русском языке о Великои Отечественнои воине.
Таким образом, данныи проект способствовал формированию всех видов компетенции, которые были перечислены выше: информационных, когнитивных, коммуникативных, и частично - научно-исследовательских. Одновременно с этим нельзя не отметить и воспитательныи эффект проекта, воздеиствующего на гражданско-патриотические чувства студентов и повышающего интерес к истории своеи страны.
Технология цифрового повествования пока еще довольно робко применяется в россиискои образовательнои практике. Тем не менее, у даннои технологии, по нашему мнению, большое будущее. У студента 21 века необходимо формировать компетенции 21 века (мультимодальную грамотность), используя технологии 21 века. По прогнозам специалистов, в будущем цифровои рассказ ждет дальнеишая «игровизация» (т.е., он будет все больше сближаться с игрои); на первыи план выидут мобильные устроиства; будет активно развиваться такое направление как коллективныи интерактивныи рассказ, где в качестве соавтора может выступать и аудитория; цифровои рассказ будет становиться все более мультиплатформенным.
Литература
1. Robin B. What is Digital Storytelling? // Educational Use of Digital Storytelling. URL: http://digitalstorytelling.coe.uh.edu/page.cfm?id=27.
2. Digital Storytelling for Communities. URL: https://librarydigitalstorytelling.wordpress.com/what/.
3. Morra S. 8 Steps to Great Digital Storytelling // Edtechteacher. URL: http://edtechteacher.org/8-steps-to-great-digital-storytelling-from-samantha-on-edudemic/.
4. Маняйкина Н. В., Надточева Е.С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. — 2015. - № 10. - С. 60-64.
5. English Oxford Living Dictionaries. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/digital.
6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный - М.: Русский язык, 2000.
7. Цифровой // Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровой.
8. Roland C. The Art of Storytelling // School Art. - 2006. - No 7 (105). - P. 42.
9. Alexander B. The New Digital Storytelling: Creating Narratives with New Media. - Santa Barbara: Praeger, 2011.
10. Barret, H. Researching and Evaluating Digital Storytelling as a Deep Learning Tool. URL: http://electronicportfolios.org/portfolios/SITEStorytelling2006.pdf.
11. Woletz, Julie D. Digital Storytelling from Artificial Intelligence to YouTube // Handbook of research on computer mediated communication. Hershey, PA: Information Science Reference. - 2008. - Pp. 587-601.
12. About StoryCenter. URL: http://www.storycenter.org/about/.
13. Burgess, J. E. Hearing ordinary voices: Cultural studies, vernacular creativity and digital storytelling. Continuum: Journal of Media and Cultural Studies. - 2006. - No 20(2). - Pp. 201-214.
14. Wesch, M. A portal to media literacy [Video file]. - 2008, June 17. URL: http://www.youtube.com/watch?v=J4yApagnr0s.
15. Lambert, J. Digital storytelling: How digital media help preserve cultures // The Futurist. - 2007. - No 41(2). - P. 25.
16. Вульфович Е. В. Цифровой рассказ как инструмент формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. - №49. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-rasskaz-kak-instrument-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku.
17. Robin, B. 21st Century Skills. URL: https://digitalstorytelling.coe.uh.edu/page.cfm?id=27&cid=27&sublinkid=32.
18. Патаракин Е. Д. Образовательные объекты // Образовательная галактика Intel. URL: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=11&showentry=7464.
19. Walsh, M. Multimodal literacy: What does it mean for classroom practice // Australian Journal of Language and Literacy. -2010. - No 33(3). - Pp. 211-239.
20. Buturian, L. The Changing Story: digital stories that participate in transforming teaching & learning. URL: http://www.cehd.umn.edu/the-changing-story/.
21. Digital Composition, Storytelling & Multimodal Literacy: Create. URL: http://guides.library.stonybrook.edu/digital-storytelling/create.
22. Bull, G., Kajder, S. Digital Storytelling in Language Arts. URL: http://www.digitalstoryteller.org/docs/languagearts.htm.
23. Digital Storytelling in the Classroom. URL: http://edtechteacher.org/tools/multimedia/digital-storytelling/.
References
1. Robin B. What is Digital Storytelling? // Educational Use of Digital Storytelling. URL: http://digitalstorytelling.coe.uh.edu/page.cfm?id=27.
2. Digital Storytelling for Communities. URL: https://librarydigitalstorytelling.wordpress.com/what/.
3. Morra S. 8 Steps to Great Digital Storytelling // Edtechteacher. URL: http://edtechteacher.org/8-steps-to-great-digital-storytelling-from-samantha-on-edudemic/.
4. Manyaykina N. V., Nadtocheva E.S. Tsifrovoe povestvovanie: ot teorii k praktike // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. - № 10. - S. 60-64.
5. English Oxford Living Dictionaries. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/digital.
6. Efremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy - M.: Russkiy yazyk, 2000.
7. Tsifrovoy // Vikislovar'. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровой.
8. Roland C. The Art of Storytelling // School Art. - 2006. - No 7 (105). - P. 42.
9. Alexander B. The New Digital Storytelling: Creating Narratives with New Media. - Santa Barbara: Praeger, 2011.
10. Barret, H. Researching and Evaluating Digital Storytelling as a Deep Learning Tool. URL: http://electronicportfolios.org/portfolios/SITEStorytelling2006.pdf.
11. Woletz, Julie D. Digital Storytelling from Artificial Intelligence to YouTube // Handbook of research on computer mediated communication. Hershey, PA: Information Science Reference. - 2008. - Pp. 587-601.
12. About StoryCenter. URL: http://www.storycenter.org/about/.
13. Burgess, J. E. Hearing ordinary voices: Cultural studies, vernacular creativity and digital storytelling. Continuum: Journal of Media and Cultural Studies. - 2006. - No 20(2). - Pp. 201-214.
14. Wesch, M. A portal to media literacy [Video file]. - 2008, June 17. URL: http://www.youtube.com/watch?v=J4yApagnr0s.
15. Lambert, J. Digital storytelling: How digital media help preserve cultures // The Futurist. - 2007. - No 41(2). - P. 25.
16. Vul'fovich E. V. Tsifrovoy rasskaz kak instrument formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku // Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. 2014. - №49. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-rasskaz-kak-instrument-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku.
17. Robin, B. 21st Century Skills. URL: https://digitalstorytelling.coe.uh.edu/page.cfm?id=27&cid=27&sublinkid=32.
18. Patarakin E. D. Obrazovatel'nye ob"ekty // Obrazovatel'naya galaktika Intel. URL: https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=11&showentry=7464.
19. Walsh, M. Multimodal literacy: What does it mean for classroom practice // Australian Journal of Language and Literacy. -2010. - No 33(3). - Pp. 211-239.
20. Buturian, L. The Changing Story: digital stories that participate in transforming teaching & learning. URL: http://www.cehd.umn.edu/the-changing-story/.
21. Digital Composition, Storytelling & Multimodal Literacy: Create. URL: http://guides.library.stonybrook.edu/digital-storytelling/create.
22. Bull, G., Kajder, S. Digital Storytelling in Language Arts. URL: http://www.digitalstoryteller.org/docs/languagearts.htm.
23. Digital Storytelling in the Classroom. URL: http://edtechteacher.org/tools/multimedia/digital-storytelling/.
Поступила 11.09.2016
Об авторах:
Горохова Лариса Анатольевна, заведующая кафедрои теории и практики перевода Пятигорского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент, [email protected].