Научная статья на тему 'Информационно-технологические подходы для обучения журналистов: состояние, дискурс, перспективы'

Информационно-технологические подходы для обучения журналистов: состояние, дискурс, перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
9
Поделиться
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС / МЕДИАДИЗАЙН / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Замков Андрей Владимирович, Крашенинникова Мария Алексеевна, Лукина Мария Михайловна, Цынарева Наталья Александровна

В статье рассматриваются результаты модернизации образовательных программ по направлению «Журналистика», а также наиболее перспективные инструменты обучения из смежных областей, которые могут войти в арсенал практик обучения будущих медиапрофессионалов, создающих цифровой контент для кроссмедийной среды.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Замков Андрей Владимирович, Крашенинникова Мария Алексеевна, Лукина Мария Михайловна, Цынарева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологические подходы для обучения журналистов: состояние, дискурс, перспективы»

УДК 378

Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М., Цынарева Н.А.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ: СОСТОЯНИЕ, ДИСКУРС, ПЕРСПЕКТИВЫ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются результаты модернизации образовательных программ по направлению «Журналистика», а также наиболее перспективные инструменты обучения из смежных областей, которые могут войти в арсенал практик обучения будущихмедиапрофессионалов, создающих цифровой контент для кроссмедийной среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Журналистское образование; цифровой контент; визуальный интерфейс; медиадизайн; виртуальная реальность.

Krasheninnikova M.A., Lukina M.M., Tsynareva N.A., Zamkov A.V.

Moscow State University of Lomonosov, Moscow, Russia

INFORMATION AND TECHNOLOGICAL APPROACH FOR TEACHING JOURNALISTS:

STATE, DISCOURSE, PERSPECTIVES

ABSTRACT

The paper discusses the results of profile modernization in journalism éducation as well as the mostperspective training tools from the related fields which may enter the teaching practices of the future media practitioners who create digital content for cross-media environment.

KEYWORDS

Journalism education; digital content; visual interface; mediadesign; virtual reality.

Масштабные трансформации, затронувшие работу, как редакционных коллективов, так и отдельных журналистов, а также изменения потребления производимых ими продуктов требуют обновления методик и инструментов обучения будущих медиа профессионалов. Актуализирует задачу и преобразование статуса основных субъектов образовательного процесса - студентов, ставших «цифровыми аборигенами» и выросших в условиях плотного окружения мультимедийной среды. Они также нуждаются в модернизации образовательных технологий для эффективного усвоения знаний, умений и навыков предлагаемых им образовательных программ. Задача проекта, который проводится группой преподавателей и научных сотрудников факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заключается в определении, с помощью каких образовательных методик возможно обучение журналистов, которые в будущем будут создавать цифровой контент для кроссмедийной среды. В настоящем докладе представлены результаты первого этапа проекта: обзор предлагаемых вузами уже имеющихся модернизированных профилей образовательных программ, практики отдельных преподавателей и тренеров, а также дискурс наиболее перспективных, на взгляд исследователей, инструментов обучения из других или смежных областей, которые могут войти в арсенал практик обучения журналистов.

Модернизация программ по журналистике: что предлагают вузы

Характерное для современного общества медиапространство органично соединяет разнородные формы, методы и средства медиапроизводства, как традиционные (газеты, журналы, радио, телевидение, кино и т.п.), так и более современные, цифровые (интернет-СМИ, арт-дизайн, теледизайн и др.), а также адекватные новым технологиям программы и методы журналистского и медийного образования.

В ходе исследования было выявлено, что наряду с «классическими» образовательными профилями («Периодическая печать», «Телевидение» и «Радиовещание»), одним из распространенных новых профилеи является «Мультимедииная журналистика», предполагающая обучение студентов свободному владению и активному использованию в профессии современных цифровых технологии и интерактивного программного обеспечения. Именно «Мультимедииная

журналистика» доминирует среди названии профилей данного направления, однако нередко встречаются такие названия как «Конвергентная журналистика», «Цифровая журналистика», «Новые компьютерные технологии в СМИ», «Инновационные технологии медиакоммуникации», «Интернет-журналистика», «^ЕВ-журналист», «Новые медиа», что говорит о неустоявшемся терминологическом аппарате в даннои сфере.

В контексте стремительного развития информационных технологии и качественных изменении на рынке труда важное место в различных профессиональных областях сегодня занимают универсальные специалисты, владеющие широким спектром навыков и умении, способные выполнять многочисленные профессиональные функции и совмещать разные должностные позиции. Высшее образование пытается адаптироваться к меняющимся условиям и делает попытку занять свободную нишу для подготовки подобных специалистов. Поэтому совершенно не случаино появление в бакалавриате по журналистике нового профиля «Универсальная журналистика». Стоит отметить, что реализуется данная образовательная программа в основном в региональных вузах, где связь профессионального и образовательного сообществ более прочна и стабильна, чем в университетах столиц.

Результаты мониторинга открытых данных позволили сделать вывод, что система журналистского образования довольно быстро откликнулась на потребности медиаиндустрии. В программах появились профили, посвященные новым сегментам рынка, новым видам деятельности и профессиям. Однако, несмотря на увеличение профильной составляющей и попытке высшего образования приблизиться к быстро меняющейся профессиональной сфере, ему пока не удается соответствовать стремительно меняющемуся информационно-коммуникационному фону. Внедрение инновационных моделей и технологий в процесс преподавания проходит не так активно, как того требуют процессы конвергенции, дигитализации, мультимедиатизации в профессиональной области.

Дискурс экспертного сообщества

Первыи этап исследования включал также мониторинг дискурса экспертных сообществ в интернете, а также публикации отдельных преподавателеи и медиатренеров об образовательных технологиях, применяемых при обучении журналистов.

Нами было выявлено, что отдельные россииские центры журналистского образования широко используют возможности новых медиа в учебном процессе. В частности, в процессе обучения студентов активно используются социальные сети. При этом транслируемая через них информация зачастую носит организационныи характер. Например, использование чатов или сообществ в популярных социальных сетях позволяет оперативно оповещать студентов об изменении в расписании и пр. Практика использования соцсетеи при организационном взаимодеиствии со студентами достаточно широка, применяется во многих вузах России, в частности, на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Наш анализ также показал, что существует практика использования новых медиа для дополнения фактологического ряда лекции и семинаров, расширения информационного поля, в котором взаимодеиствуют студент и преподаватель. Подобные приемы могут использоваться как вне занятии, так и во время. В качестве примера приведем опыт Уральскии федеральным университет им. Б.Н.Ельцына по использованию чатов КакаоТа1к, Snapchat и др. платформ во время проведения семинаров по профессиональным журналистским дисциплинам. Дополнение аудиторных часов возможностями единовременного обмена полезными ссылками или проведением онлаин-опросов во время занятия позволяет разнообразить учебныи процесс, делает его более современным, интерактивным.

Мониторинг выявил и наличие публикации о перспективах применения новых технологии в обучении журналистов. В частности, экспертное сообщество активно обсуждает внедрение в учебныи процесс набора дисциплин, связанных с монетизациеи журналистского контента [9]; инновационных моделеи подготовки современных журналистов [8]; необходимости модернизации журналистского образования [6] и др. Примечательно, что большинство публикации охватывает в основном концептуальные вопросы журналистского образования, связанные с актуализациеи образовательных программ применительно к современнои медиапрактике, а также с расширением блока практикоориентированных дисциплин. Однако наиденные в рамках мониторинга публикации в меньшеи степени отвечают на технологические вызовы. В частности, нас интересовали вопросы, связанные с современными информационно-технологическими подходами в обучении журналистов.

По данным мониторинга, наиболее живые и актуальные дискуссии о применении новых технологии в обучении журналистов ведутся заочно в экспертных сообществах в соцсетях, а также очно в рамках специально организованных на базе ведущих вузов страны семинаров, форсаит-

сессии, школ повышения квалификации для преподавателей журналистских дисциплин. Например, в июне 2016 г. на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова была проведена форсаит-сессия «Медиапрофессии XXI века». Регулярно организуются программы повышения квалификации преподавателеи профессиональных дисциплин, например, в январе 2016 г. состоялась школа выпускающего редактора онлаин-СМИ. Похожие практики реализуют и другие вузы, в частности веснои 2016 г. Пермскии государственным научно-исследовательскии университет провел эдьютон, посвященньш трансформации журналистского образования.

Отметим, что обмен опытом между преподавателями профессиональных блоков по применению информационно-технологических подходов нередко происходит в формате личного взаимодеиствия, а также в рамках узких экспертных сообществ, или закрытых групп в Facebook для определенного круга преподавателеи новых медиа. Открытые группы в Facebook «Журналистика новых медиа», «Новые медиа в гуманитарном образовании», блог Mediatoolbox и др. стали популярными источниками идеи и образовательных методик. Однако применяемые в образовательном процессе технологии, скорее, можно отнести к педагогическои практике отдельных преподавателеи, но не в целом факультетов или вузов. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев мы можем говорить лишь об индивидуальных достижениях и опыте преподавателеи профессиональных журналистских дисциплин, чем о системнои практике применения инновационных информационно-технологических подходов на базе факультета, института или университета.

И все же уже можно назвать распространенные системные практики: например, использование интернет-платформы Tilda для создания мультимедииных журналистских проектов на факультетах журналистики МГУ, ТГУ ПГНИУ ЮУГУ и др. Кроме того, ряд вузов уже на этапе обучения бакалавров «погружает» их в условия реальнои журналистскои работы на протяжении всего учебного периода. В частности, такои подход реализуется на базе МГУ (онлаин-СМИ «Журналист Online»), ЮУГУ («360-градусныи ньюзрум»), ВГУ (онлаин-СМИ «5сов»), СПбГУ (онлаин-СМИ «Первая линия») и др. Подобная практика позволяет привлекать студентов в качестве репортеров, фотографов, дизаинеров, видеографов, редакторов в условиях конкурентнои профессиональнои среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мониторинг показал, что информационно-технологические подходы в обучении активно дебатируются, но не являются приоритетными в рамках дискурса о журналистском образовании. Происходящии на уровне личного взаимодеиствия, а также очных и заочных обсуждении в экспертных сообществах обмен опытом свидетельствует о том, что данныи вопрос является для многих преподавателеи значимым для эффективного преподавания журналистских дисциплин.

Перспективные подходы для журналистского образования: прогноз

Развитие, распространение и постоянное совершенствование новых технологических решении, а также их стремительное внедрение в медиаиндустрию ставит перед преподавателями задачу поиска новых образовательных решении, использования сверхновых технологии. Методики образования и подходы в обучении студентов должны быть адекватными актуальнои медиапрактике, учитывать последние тенденции развития медиасферы и даже в какои-то мере опережать те процессы, которые сеичас видятся инновационными. В этом заключается серьезныи вызов академическому сообществу, которое готовит кадры для индустрии 2020-х гг. Поэтому важным элементом в определении новых подходов, методов и технологии преподавания журналистики становится прогнозирование и поиск решении также в междисциплинарных и смежных областях, известными своими инновационными достижениями. Внимания исследователеи привлекли несколько индустриальных инновации, которые можно с успехом применить в журналистском образовании.

Характерным для современного общества динамичным образ жизни немыслим без столь же подвижного медиапространства, которое требует создания принципиально новои конвергентнои среды коммуникации. Новая среда общения должна органично соединять разнородные форматы, методы и средства медиапроизводства, как традиционные (газеты, журналы, радио, телевидение, кино и т.п.), так и более современные, цифровые (интернет-СМИ, веб-дизаин, арт-дизаин, теледизаин и др.), а также адекватные новым технологиям методы журналистского и медииного образования.

Визуализация контента - один из известных трендов развития медиаиндустрии. В ряде посвященных этому феномену исследовании отмечается возникновение нового класса высокотехнологичных медиапрактик, таких, как художественное проектирование, коммуникативным дизаин, визуальное моделирование, художественное конструирование и др. [1].

Среди характерных особенностей этих новых видов медийной деятельности отмечается высокая технологичность как один из важнеиших критериев эстетики в дизаине. Кроме того, идет поиск новых технических форм выразительности, представления аудитории подчеркнуто технологичных знаковых систем, создание языков визуализации контента, инфографики, анимации и т.п. Визуализация становится и средством проектирования моделеи второи реальности, которые способных вызывать в обществе резонансные состояния.

Надо сказать, что некоторые вузы довольно быстро откликнулись на потребности в новых профессиях журналистов-«визуалов» [5]. Подбираются кадры и формируются кафедры информационных технологии и медиадизаина, которые ставят своеи целью подготовку специалистов для дизаина и редизаина всех типов медиа, включая веб-дизаин, дизаин информационнои архитектуры медиапроектов, интерактивнои инфографики, 3D-анимации, медиатехнологии мобильнои и визуальнои журналистики и т.п. Эти направления деятельности охватывают цифровые медиаформаты как традиционнои журналистики, рекламы и пиар, так и новые, вызванные к жизни потребностью создания виртуальных музеев, выставок, презентации и других медиативных пространств городскои среды.

Концепция подготовки журналистов по новым специализациям должна опираться на знание закономерностеи коммуникации, эргономики, эстетики и психологии восприятия информации. Программа обучения включает, в частности, освоение теории и практики медиадизаина, методов и технологии визуализации, освоение программного обеспечения, визуальных интерфеисов взаимодеиствия человека с цифровои средои обработки, технологии создания интерактивного 3D контента.

Фундаментальнои основои нового направления, вероятно, должна стать теория комплексного взаимодеиствия медиасистем с аудиториеи. В этои области уже в ближаишее время можно ожидать выхода на прорывные направления технологии, которые вызывают качественныи сдвиг в восприятии контента и поведении аудитории. Один из наиболее перспективных подходов основан на эффекте усиления иммерсии при погружении аудитории в виртуальную цифровую среду. Технологически он центрирован на новых физических, в частности, электронно-оптических принципах взаимодеиствия человека с виртуальным окружением, как в сфере производства мультимедииного контента, так и в сфере его потребления. Некоторые авторы считают феномен иммерсии основополагающим механизмом медиавлияния [4].

Проблематика виртуализации является междисциплинарнои. Она затрагивает конвергенцию теории коммуникации, психологии компьютерных и когнитивных наук. Задача представления многомодальнои сенсорнои информации в наиболее естественном для восприятия человеком виде имеет, в том числе общеобразовательное, а не только медииное значение.

Практика использования современных интерактивных систем в учебно-образовательном процессе показала ограниченность их возможностеи. Это связано с тем, что традиционные информационно-коммуникационные технологии поддерживают ограниченное общение пользователя с компьютером через стандартныи интерфеис пользователя. Как аппаратные элементы (клавиатура, мышь, дисплеи), так и графическии интерфеис не могут считаться естественнои средои общения человека с машинои. Они служат источником непредсказуемых ошибок, задержек и потерь информации о реальном мире.

Уже известны попытки эффективного решения, основанные на концепции виртуальных (возможных) миров. Подобная схема общения предполагает глубокое погружение сенсорно-моторной системы человека в виртуальную среду обмена многомодальной информацией (зрительной, словесной, тактильной и др.) в режиме реального времени. Физическая реализация концепции виртуальных миров на современном уровне технического развития известна как технология виртуальной реальности [3].

Концепция виртуальных миров и их потенциальной осуществимости имеет многовековую историю дискуссий, в том числе и в системе гуманитарного знания [7]. С наступлением эпохи электронно-цифровых средств обработки информации полемика по концептуальным и техническим вопросам виртуализации не только не ослабла, а породила широкую область междисциплинарных исследований и разработок, известную как виртуалистика. Она объединила интересы философов, психологов, социологов, математиков, инженеров, педагогов в области новых подходов к осмыслению и взаимодействию с явлениями реальности. В настоящее время среди них нет единства взглядов на природу и образовательный потенциал виртуальных миров. Общим в различных точках зрения является то, что принцип виртуализации и техника погружения позволяют достичь радикально новых уровней восприятия и освоения трёхмерных сцен, событий и ситуаций изучения в рамках унифицированной образовательной среды.

По общему мнению, главными образующими виртуального мира служат эффекты иммерсии (погружения), присутствия и интерактивности, причём в пределе глубокое погружение может вызывать иллюзию присутствия. В этом списке, однако, недостаёт принципа полимодальности, поскольку именно условие полноты сенсорной информации создаёт ощущение глубины и реальности всех прочих образующих.

Следует отметить, что неявное присутствие перечисленных выше образующих нетрудно обнаружить в традиционных категориях медиавоздействия, а также в ряде явлений культуры, рекламе, пиар, пропаганде и т.п. Подобные «скрытые» виртуальные миры обязаны своим происхождением когнитивно-психологическим закономерностям восприятия и обработки многомодальной информации мозгом, безотносительно к каким-либо техническим системам. Они веками применялись и продолжают использоваться в составе различных психотехник, активных методов обучения, медиапрактике. Примером может служить хорошо известный эффект телеприсутствия. Однако в большинстве случаев чисто когнитивные эффекты относительно слабы, т.к. возникают на грани порога восприятия. Разнообразные версии подобных квазимиров носят название «слабой» виртуальной реальности. В отличие от них интерактивные среды полномодального погружения, которые поддерживаются ЭВМ, принято называть «сильной» виртуальной реальностью.

В области применения подобных систем в медиадизайне лидируют, вероятно, архитекторы. Что же касается медиаиндустрии и медиаобразования в целом, то они не занимают ведущих позиций в этой перспективной нише рынка. Если не говорить об индустрии развлечений, то проникновение концепции виртуальных миров и технологий виртуализации здесь только начинается. Ещё предстоит большая аналитическая работа по исследованию конвергенции интерактивных и образовательных технологий, созданию национальных стандартов, просвещению, подбору и обучению кадров, производству образовательного интерактивного контента и др. Примером одной из попыток объединения пока ещё разрозненных технологических инициатив в единую «индустрию» AR/VR может служить консалтинговая деятельность Ассоциации дополненной и виртуальной реальности.

В целях создания единого коммуникационно-информационного и инструментально-технологического пространства в последнее время также часто проводятся совместные семинары, конференции по обмену опытом использования виртуальных технологий на практике, в которых участвуют представители различных коммерческих фирм, компаний, центров и образовательных организаций. За последний год состоялось несколько подобных мероприятий, посвященных освоению и использованию виртуальной реальности в современной жизни [2]. Для того чтобы максимально полно осветить масштабы распространения, глубину виртуализации и практичность применения данных технологий в разных общественных сферах, программы таких конференций обычно строятся по отдельным тематическим блокам, соответствующим использованию виртуальных технологий в разных профессиональных областях, таких как бизнес, искусство, наука, образование. Очень важно, что в подобном формате обсуждаются не только существующие проекты использования VARM-технологий в промышленности, бизнесе, развлекательной индустрии, медиаиндустрии, искусстве, научных исследованиях и образовании, но и те потенциальные проблемные вопросы, которые можно совместно решить в будущем.

Литература

1. Волкова В.В. Медиадизайн: постановка проблемы. // Материалы IV Международной научно-практической конференции 26-27 сентября 2014 года. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2014. - C. 13 - 18.

2. Всероссийская научно-методическая конференция «Виртуальная и дополненная реальность - 2016: состояние и перспективы», 28-29 апреля 2016 г. Официальный сайт конференции URL: http://arconf.hi-edu.ru/ru/call-for-papers.php; Неклассическая конференция по новейшим технологиям - 2016. Phygital Transformation. 24 сентября 2016 г. Официальный сайт конференции URL: http://mixar2016.ru

3. Игнатьев М.Б., Никитин А.В., Решетникова Н.Н. Технология виртуальных миров как основа ИТ-образования. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник докладов научно-практической конференции: учебно-методическое пособие. Под ред. проф. В.А. Сухомлина / отв. ред. Е.Н. Никулина. - М.: МАКС Пресс, 2005. - С. 103 - 110.

4. Кукшинов Е.Ю. Феномен медиаиммерсии. // Медиаальманах. URL: http://www.mediaalmanah.ru/files/66/269.php

5. Официальный сайт кафедры медиадизайна и информационных технологий Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. URL: http://jf.spbu.ru/design/3725.html

6. Петрова М.С. К вопросу о профессионально-педагогической модернизации журналистского образования // Человек и образование. - № 3. - 2010. - С.128 - 131.

7. Спиридонов В.Ф. Психологический анализ виртуальной реальности. // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. - М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 173 -186.

8. Шестеркина Л.П. Инновационная модель подготовки журналистов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - № 6. -2011. - С.194 - 197.

9. 5 dirty words journalists have to learn to say without blushing // URL: http://newsentrepreneurs.blogspot.ru/2011/04/5-dirty-words-journalists-have-to-learn.html.

References

1. Volkova V.V. Mediadizajn: postanovka problemy. // Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2627 sentjabrja 2014 goda. — M.: Fakul'tet zhurnalistiki MGU, 2014. - C. 13 - 18.

2. Vserossijskaja nauchno-metodicheskaja konferencija «Virtual'naja i dopolnennaja real'nost' - 2016: sostojanie i perspektivy», 28-29 aprelja 2016 g. Oficial'nyj sajt konferencii URL: http://arconf.hi-edu.ru/ru/call-for-papers.php; Neklassicheskaja konferencija po novejshim tehnologijam - 2016. Phygital Transformation. 24 sentjabrja 2016 g. Oficial'nyj sajt konferencii URL: http://mixar2016.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ignat'ev M.B., Nikitin A.V., Reshetnikova N.N. Tehnologija virtual'nyh mirov kak osnova IT-obrazovanija. // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. Sbornik dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod red. prof. V.A. Suhomlina / otv. red. E.N. Nikulina. - M.: MAKS Press, 2005. - S. 103 - 110.

4. Kukshinov E.Ju. Fenomen mediaimmersii. // Mediaal'manah. URL: http://www.mediaalmanah.ru/files/66/269.php

5. Oficial'nyj sajt kafedry mediadizajna i informacionnyh tehnologij Vysshej shkoly zhurnalistiki i massovyh kommunikacij Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. URL: http://jf.spbu.ru/design/3725.html

6. Petrova M.S. K voprosu o professional'no-pedagogicheskoj modernizacii zhurnalistskogo obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. - № 3. - 2010. - S.128 - 131.

7. Spiridonov V.F. Psihologicheskij analiz virtual'noj real'nosti. // Virtual'naja real'nost' v psihologii i iskusstvennom intellekte. - M.: Rossijskaja Associacija iskusstvennogo intellekta, 1998. S. 173 -186.

8. Shesterkina L.P. Innovacionnaja model' podgotovki zhurnalistov // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Professional'noe obrazovanie, teorija i metodika obuchenija. - № 6. - 2011. - S.194 - 197.

9. 5 dirty words journalists have to learn to say without blushing // URL: http://newsentrepreneurs.blogspot.ru/2011/04/5-dirty-words-journalists-have-to-learn.html.

Поступила: 15.09.2016

Об авторах:

Замков Андрей Владимирович, научныи сотрудник проблемнои НИЛ комплексного изучения актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, zamkov.andrey@mail.ru;

Крашенинникова Мария Алексеевна, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, mashagarnova@gmail.com;

Лукина Мария Михайловна, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, maria_lukina@list.ru;

Цынарёва Наталья Александровна, старшии научныи сотрудник кафедры зарубежнои журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, tsynareva.na@gmail.com.