Научная статья на тему 'Веб-технологии, искусственный интеллект и когнитивное правительство'

Веб-технологии, искусственный интеллект и когнитивное правительство Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1889
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЯ ВЕБ / ВЕБ-ПЛАТФОРМА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОТКРЫТОЕ ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / УМНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / КОГНИТИВНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / НОВА СПИВАК / WEB GENERATIONS / E-GOVERNMENT'S WEB PLATFORM / E-GOVERNMENT / OPEN DIGITAL GOVERNMENT / SMART GOVERNMENT / COGNITIVE GOVERNMENT / NOVA SPIVACK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дрожжинов Владимир Иванович, Райков Александр Николаевич

Пока остается открытым вопрос: смогут ли децентрализованные экосистемы, распределенные в мобильной среде системы туманных вычислений, в конечном счете вытеснить более централизованные системы разработки данных, подобные Knowledge Vault, и догнать доминирующую распространенность семантических веб-систем? В настоящее время база знаний Freebase не исчезла, она передана в проект общедоступной базы знаний Wikidata, которая может стать более важным хранилищем открытых знаний в будущем. Предпринята попытка ответить на этот вопрос. Исследованы 4 этапа развития веб-технологий. Показано, что развитие веб-индустрии идет в направлении стандартизации и последующей реализации стопки компонентов Web 3.0 и компонентов Web 4.0. По стопке стандартов Web 3.0 еще предстоит большая работа, а по стопке стандартов Web 4.0 работы еще практически и не начинались. Технологии Web 1.0-4.0 служат платформами, соответственно, для электронного правительства, открытого цифрового правительства, умного правительства и когнитивного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB TECHNOLOGIES, ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND COGNITIVE GOVERNMENT

It remains an open question whether the decentralized ecosystems distributed in the mobile environment of the fog computing system will eventually displace more centralized data development systems like Knowledge Vault and catch up with the prevalence of semantic web systems? Currently, the Freebase knowledge base has not disappeared, it was transferred to the project of the Wikidata public knowledge base, which can become a more important repository of open knowledge in the future. An attempt to answer the question has been made. 4 stages of web technologies development are investigated. It is shown that the development of the web industry goes towards standardization and the subsequent implementation of a stack of Web 3.0 components and Web 4.0 components. There is still a lot of work to be done on the Web 3.0 standards stack, and work on the Web 4.0 standards has not even begun. Web 1.0-4.0 technologies serve as platforms for e-government, open digital government, smart government and cognitive government, respectively.

Текст научной работы на тему «Веб-технологии, искусственный интеллект и когнитивное правительство»

Когнитивно-информационные технологии в цифровой экономике

УДК 004.7+004.8+004.9

Дрожжинов В.И.1, Райков А.Н.2

1 Национальный! центр компетенции! в области цифровой! экономики, г. Москва, Россия 2 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, г. Москва, Россия

ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОГНИТИВНОЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО

«2014-ьш год ознаменовался концом однои эры в истории семантического веба и началом новои эры. Закончившаяся эра [Web 3.0] была первои волнои семантического веба. Эра, что началась, -- это эра когнитивных вычислении [Web 4.0].»

Нова Спивак, http://www.dataversity.net/nova-spivack-new-era-semantic-web-history/

Аннотация

Пока остается открытым вопрос: смогут ли децентрализованные экосистемы, распределенные в мобильной среде системы туманных вычислений, в конечном счете вытеснить более централизованные системы разработки данных, подобные Knowledge Vault, и догнать доминирующую распространенность семантических веб-систем? В настоящее время база знаний Freebase не исчезла, она передана в проект общедоступной базы знаний Wikidata , которая может стать более важным хранилищем открытых знаний в будущем. Предпринята попытка ответить на этот вопрос. Исследованы 4 этапа развития веб-технологий. Показано, что развитие веб-индустрии идет в направлении стандартизации и последующей реализации стопки компонентов Web 3.0 и компонентов Web 4.0. По стопке стандартов Web 3.0 еще предстоит большая работа, а по стопке стандартов Web 4.0 работы еще практически и не начинались. Технологии Web 1.0-4.0 служат платформами, соответственно, для электронного правительства, открытого цифрового правительства,умного правительства и когнитивного правительства.

Ключевые слова

Поколения веб; веб-платформа электронного правительства; электронное правительство; открытое цифровое правительство; умное правительство; когнитивное правительство; Нова Спивак.

Drozhzhinov V.I.1, Raikov A.N.2

1 National Competence Center for Digital Economy, Moscow, Russia 2 Institute of Control Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

WEB TECHNOLOGIES, ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND COGNITIVE GOVERNMENT

Abstract

It remains an open question whether the decentralized ecosystems distributed in the mobile environment of the fog computing system will eventually displace more centralized data development systems like Knowledge Vault and catch up with the prevalence of semantic web systems? Currently, the Freebase knowledge base has not disappeared, it was transferred to the project of the Wikidata public knowledge base, which can become a more important repository of open knowledge in the future. An attempt to answer the question has been made. 4 stages of web

technologies development are investigated. It is shown that the development of the web industry goes towards standardization and the subsequent implementation of a stack of Web 3.0 components and Web 4.0 components. There is still a lot of work to be done on the Web 3.0 standards stack, and work on the Web 4.0 standards has not even begun. Web 1.0-4.0 technologies serve as platforms for e-government, open digital government, smart government and cognitive government, respectively.

Keywords

Web generations; e-government's web platform; e-government; open digital government; smart government; cognitive government; Nova Spivack.

Введение

Настал ли конец семантическому вебу? Нет, он живет в многочисленных проектах связанных открытых данных (http://lod-cloud.net/), но еще более широко, например, - в сообществе сайта [1]. Кроме того множество коммерческих предприятии применяет принципы семантики, но не обязательно семантического веба, для встраивания графов знании в свои продукты -основополагающие идеи вечно живы. Однако принятие RDF, OWL и SPARQL -- оригинальных стандартов семантического веба от организации W3C (http://www.w3.org/2001/sw/) --

приостановилось. Семантический веб продолжает развиваться, но он, вероятно, не будет столь открытым, как многие надеялись.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для чего предназначен сайт http://www.schema.org ? Этот сайт содержит коллекцию схем, которые веб-мастера могут использовать для разметки HTML-страниц таким образом, чтобы их могли распознавать поисковые машины основных поставщиков таких машин и которые также могли бы быть использованы для интероперабельности структурированных

данных (например, в формате JSON). Поисковые машины, включая Bing, Google, Yahoo! и Яндекс, полагаются на эту разметку для улучшения отображения результатов поиска, что, в свою очередь, облегчает людям нахождение нужных вебстраниц.

Многие саиты генерируются из структурированных данных, которые зачастую хранятся в базах данных. Когда эти данные сформатированы в HTML, становится очень трудно восстановить исходные структурированные данные. Многие приложения, особенно поисковые машины, могут извлечь большую пользу от прямого доступа к исходным структурированным данным. Разметка на странице позволяет поисковым машинам понять информацию на вебстраницах и дать более богатые результаты поиска для того, чтобы облегчить пользователям нахождение в паутине необходимой им информации. Разметка также может способствовать применению новых инструментов и приложении, которые используют структуры.

Совместно используемый словарь разметки облегчает веб-мастерам принятие решении о

схемах разметки и максимизирует их (мастеров) продуктивность. Таким образом, подобно тому, что происходит на саите карт содержимого сайтов http://www.sitemaps.org/, поисковые машины сходятся вместе для того, чтобы сформировать совместно используемую коллекцию схем, которая может использоваться веб-мастерами. Источник: http://www.schema.org

Теперь о новои эре когнитивных вычислении. 2014 год был годом, когда термин «когнитивные вычисления» стал модным, но в действительности область знании, ранее известная как искусственный интеллект (ИИ), развивается уже более 7 десятилетии и является одним из ведущих технологических трендов XXI века [2]. Семантический веб - это скорее сдвиг в фокусе исследовании по искусственному интеллекту, которьш можно назвать "тонким ИИ", его идея в том, что бОльшая часть знании и интеллекта, необходимого приложениям, может существовать вне этих приложении в машинопонятнои форме. Когнитивные вычисления представляют собои колебание маятника в другую крайность -"толстыи ИИ", где, по краинеи мере, бОльшая часть интеллекта закодирована в приложениях или приложения обучены соответствующим образом, независимо от того, где знания существуют. Когнитивные вычисления также в большеи степени учитывают возможность интерактивного взаимодействия с человеком и группами людеи в процессах принятия решении [3].

Google делает успехи на обоих фронтах. Саит успешно генерирует много внешних знании, которые могут быть извлечены - это тонкий ИИ. Но Google также много работает и над толстым ИИ, особенно по части глубокого обучения, конкурируя с аналогичными проектами поисковых машин.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Глубокое обучение (англ. Deep Learning) — набор алгоритмов машинного обучения, которые пытаются моделировать высокоуровневые абстракции в данных, используя архитектуры, состоящие из множества нелинейных трансформаций. Под термином «глубина» в данном случае понимается глубина графа вычислений модели — максимальная длина между входным и выходным узлами конкретной

архитектуры. В случае, например, простой нейронной сети прямого распространения глубина соответствует количеству слоев сети (несколько десятков). Термин «глубокое обучение» акцентирует внимание на сложности обучения внутренних (глубоких) слоев многослойной сети, которые плохо поддаются классическим методам обучения, таким как метод обратного распространения ошибки. Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Глубинное_обучение . 2. Глубокое обучение (deep learning) - это попытка собрать из каких-то маленьких абстрактностей всё более глубокие абстрактности, и так в несколько слоёв. Или собрать описание чего-то в языке малой абстрактности, а сам этот язык на языке большей абстрактности. Человек постоянно выделяет признаки (злое лицо), выраженные в терминах других признаков (выражение глаз, выражение губ), которые выражены в терминах третьих признаков (градиенты пикселей). Источник: http://ailev.livejournal.eom/1044735.html

Google отходит от ручных онтологии, компания никогда не была их поклонником. С первых днеи философия Google была больше смещена в сторону автоматизированного анализа больших данных, чем построенных вручную знании. Остановка развития базы знании Freebase [4] и рост объема хранилища знании Knowledge Vault [5] является лишь примером этого смещения. Тем не менее, впечатляет рост саита и широкое использование его сервисов.

Цель исследования

Пока остается открытым вопрос: смогут ли децентрализованные экосистемы, распределенные в мобильнои среде системы туманных вычислении, в конечном счете вытеснить более централизованные системы разработки данных, подобные Knowledge Vault, и догнать доминирующую распространенность

семантических веб-систем? В настоящее время база знании Freebase не исчезла, она передана в проект общедоступной базы знании Wikidata [6], которая может стать более важным хранилищем открытых знании в будущем.

Основная часть

Архитектура интернет

Всемирная паутина (World Wide Web, WWW или W3, http://en.wikipedia.org/wiki/World_Wide_Web) является распределенной информационной системой взаимосвязанных гипертекстовых документов, доступных через Интернет. Эта паутина стала широко известной под названием веб. Отдельные страницы документов веба называются веб-страницами и доступ к ним осуществляется с пользовательских компьютеров с помощью прикладных программ - веб-браузеров. Веб-страницы могут содержать текст, изображения, видео и другие мультимедийные

компоненты, а также веб-навигационные элементы, представляющие из себя гиперссылки.

Изобретателем веб считается Тим Бернерс-Ли, британский ученый и бывший сотрудник CERN. 12 марта 1989 г. Бернерс-Ли написал предложение о создании в CERN локальной коммуникационной системы, которая в конечном счете стала всемирной паутинои. Система предназначалась для общения сотрудников CERN, но в своем предложении Бернерс-Ли указал на возможность расширения зоны ее действия на весь мир.

В 1990 г. Бернерс-Ли и бельгийский ученьш Роберт Каио предложили использовать гипертекст для связи и доступа к разного рода информации, размещаемой в веб-узлах (веб-сайтах), которые пользователь может просматривать по своему желанию. Бернерс-Ли закончил создание своего первого веб-саита в декабре того же года, а первыи тест саита был выполнен около 20 декабря 1990 г., после чего Бернерс-Ли сообщил о проекте на телеконференции alt.hypertex

(http://www.faqs.org/faqs/hypertext-faq/) 7 августа 1991 г.

Первым браузером веба был браузер Mosaic Марка Андриссена, американского антрепренера, инвестора и инженера-программиста. Mosaic существенно расширил использование паутины.

В табл. 1, отображающей иерархию функции интернет, функции всемирной паутины

сосредоточены в слое, непосредственно прилегающем сверху к собственно уровню интернет.

Таблица 1. Основные функциональные уровни интернет.

Источник данных для таблицы:

http://en.wikipedia.org/wiki/World Wide Web

Основные Год первого Год

уровни эксперимента внедрения

интернет

Контент email@-1971 1991-.html

Ray Tomlinson Berners-Lee & Cailliau

Поисковая Archie-1990 1998-Google

машина Emtage & Deutsch Brin & Page

Браузер DOS Houdini- 1993-Mosaic

1986 Marc Andreessen

Neil Larson

Всемирная паутина Vannevar Bush, Ted Nelson, 1990-http:// Tim Berners-Lee

(WWW) Douglas Engelbart

Интернет ARPANET-1969 J.C.R. Licklider 1975-TCP/IP Cerf & Kahn

Сети SAGE-1956 1973-Ethernet

George Valley Robert Metcalfe

Компьютеры Z3-1941 Konrad Zuse 1976-Apple Jobs & Wozniak

Этапы создания всемирной паутины

Всемирная паутина стала прорывной! технологией глобальной связи людей и машин XXI века. Функциональность и структура веб, а также

способы ее использования постоянно меняются. Эта эволюция настолько значительна, что привела к необходимости периодизации ее прошлого, настоящего и будущего на несколько стадии, которые названы Web Х.0, где Х=1, 2, ... .

Эволюция веб состоит в освоении потенциала Интернета во все более интерактивной и партнерской форме с акцентом на социальное взаимодействие. Она также направлена на упрощение сотрудничества и мобилизацию коллективного интеллекта одноранговых партнеров, а также коллективной информации, доступнои в паутине с помощью использования по новому старых и новых веб-технологии.

Эксперты делят, как правило, непрерывную эволюцию интернет на этапы: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 и Web 4.0 (см. рис. 1). Один из способов классификации этих этапов состоит в указании на то, что на них делается в паутине и что является фокусом деиствии на этих этапах. В этом случае фокусом первого этапа Web 1.0 определяется обычно односторонняя публикация информации; Web 2.0 - объединение людеи; Web 3.0 - такая интеграция данных, знании и приложении в Интернете, чтобы сделать веб более полезным инструментом (платформой) сотрудничества людеи, и Web 4.0 - объединение интеллектуальных возможностей людеи и машин в Интернет, в котором и люди, и компьютеры не только взаимодействуют, но и размышляют, делают выводы и помогают друг другу в принятии решении, в когнитивной (познавательной) деятельности.

Конструкции паутины на этих этапах обозначаются так же, как этапы, т.е. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 и Web 4.0. Функциональность следующего этапа развития веб включает функциональность непосредственно предыдущего этапа.

Рисунок 1. Вложенность функций поколений веб.

Источник: https://www.go4expert.com/articles/web-x0-t22373/

Web 1.0

Традиционный Web, которьш теперь называется Web 1.0, - это, прежде всего, среда однонаправленных публикации информации с помощью стандартного веб-браузера через Интернет. Впоследствии такая возможность была

использована в коммерческих приложениях и онлаин-транзакциях, что стало предтечей электронной коммерции или э-коммерции. Основы веб были заложены именно на этом этапе. В это время появился такои протокол, как HTTP, языки разметки HTML и XML, Web-ориентированные языки Java и JavaScript, веб-браузеры, платформы и инструменты веб-разработки. Впервые были созданы веб-саиты государственных и муниципальных органов власти, научных организации и коммерческих компании. Во всех разработках фокус был на информации, поэтому данньш веб можно назвать информационным вебом.

Web 2.0

На этапе Web 2.0 в вебе произошла своего рода социальная революция в его использовании. Фокус переместился с публикации информации на взаимодействие людеи через интернет: совместное создание, использование и распространение мультимедийной информации. Другими словами, веб-технологии и приложения Web 2.0 демократизировали использование Интернет. Таким образом, веб этого этапа можно назвать демократическим вебом.

Web 2.0 поддерживают такие веб-технологии и услуги, как блоги, саиты социальных сетеи, вики, инструменты коммуникации и фолксономии, которые реализуют совместное использование контента пользователями и их совместную работу в сети. Web 2.0 является также интерактивной динамичной платформой разработки приложении новых типов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Фолксономия (folksonomy) - это система классификации, получаемая из практики и методики совместного создания и трансляции тегов, предназначенных для аннотации и категоризации содержания (контента). Эта практика также известна как совместное теггирование, социальная классификация, социальная индексация и социальное теггирование. Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Folksonomy.

Web 2.0 возник из потребности пользователей публиковать свою информацию в блогах, социальных сетях и онлайн-информационных ресурсах, например, в каталогах. Однако из этои потребности потом выросли такие формы организованной коллективной работы

пользователей в сети, как краудсорсинг («подключение толпы» для совместного поиска решения проблемы), краудфандинг (сбор добровольных взносов на решение проблемы), краудпродакшен (совместное производство продукта, тои же википедии, например) и др. [7;8;9].

Спектр приложении Web 2.0 для коммерческого и общественного (зачастую бесплатного) применения постоянно расширяется, появляется множество инновационных онлаин-сервисов.

Многие предприятия пожинают выгоды от использования Web 2.0 для разработки своей продукции и услуг, исследования рынка и продвижения на нем своих продуктов и услуг, ведения конкурентной разведки и др.

Web 3.0

В 2006 году Джон Марков в статье, опубликованной в газете The New York Times [10], назвал следующий этап эволюции паутины - Web 3.0. Еще этот этап называется семантическим вебом [11;12], что подчеркивает помощь машин людям в понимании информации в интернете, ее агрегированию и получению из нее неочевидных выводов.

Всемирная паутина технологически находится на данном этапе развития, поэтому далее представлен краткий обзор технологии семантического веба (см. рис. 2), которые формируют так называемую стопку (стек) его технологии. В этои стопке (сверху-вниз) часть технологии находится на стадии

экспериментальной проработки (межязыковьш язык, унифицирующая логика и правила), часть -на стадии стандартизации (онтологии, запросы, таксономии, обмен данными), часть уже стандартизована (синтаксис, идентификаторы и набор символов). Расширенные описания всех компонентов семантического стека можно наити в англоязычной википедии.

Пользовательский интерфейс и приложения

Доверенный семантический ееб

Proof --межязыковый язык

Унифицирующая логика

Запросы SPARQL

Онтологии

OWL

Правила: RIF/SWRL

Таксономии:

RDFS

Обмен данными: RDF

Синтаксис: XML

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идентификаторы:

URI/IRI

Набор символов:

UNICODE

■О си

е-

s я

Рисунок 2. Архитектура семантического веба.

Источник:

https://en.wikipedia.org/wiki/Semantic Web Stack, 2015

Стандартные технологии семантического веб

Стандартными технологиями семантического веб являются хорошо известные гипертекстовые веб-технологии:

• интернационализированный

идентификатор ресурса (Internationalized

Resource Identifier, IRI) является обобщением единого идентификатора ресурса (Uniform resource identifier, URI) и представляет собой средство уникальной идентификации ресурсов семантического веба. Семантический веб нуждается в уникальной идентификации для проверяемой манипуляции ресурсами на верхних уровнях стопки технологии;

• набор символов Unicode используется для представления и манипуляции текстами на многих языках. Семантический веб должен также помогать связывать документы на различных человеческих языках, значит, он должен содержать средства их представления;

• расширяемый язык разметки позволяет создавать документы из структурированных данных. Семантический веб придает смысл (семантику) структурированным данным;

• пространство имен XML (XML Namespaces) обеспечивает возможность использования разметки из многих источников. Семантический веб связывает вместе данные, поэтому нужно в одном документе ссылаться на несколько их источников.

Стандартизируемые технологии семантического веб

Независимая организация по стандартизации Консорциум всемирной паутины W3C (http://www.w3.org/) занимается стандартизацией технологии средних уровней семантического веба, направленной на его средства создания приложении:

• рамки описания ресурсов (Resource Description Framework, RDF) - это рамки для создания выражении (statements) в форме так называемых триплетов. Триплеты позволяют представлять в виде графов информацию о ресурсах, поэтому семантический веб иногда еще называют Гигантским глобальным графом (Giant Global Graph ):

• схема RDF (RDF Schema, RDFS) дает базисньш словарь для RDF. Например, с помощью RDFS можно создавать иерархии классов и свойств;

• язык онтологии для веба (Web Ontology Language, OWL) расширяет RDFS, добавляя к ним несколько продвинутых конструкции для описания семантик RDF-выражении. Это позволяет накладывать дополнительные ограничения, например, на кардинальность множества, значения величин или характеристики таких свойств, как транзитивность. Язык онтологии основан на дескриптивной логике (description logic), что создает возможность

переноса на семантический веб мощности рассуждении и выводов;

• протокол SPARQL и язык запросов RDF (SPARQL Protocol and RDF Query Language, SPARQL) — язык запросов к данным, представленным по модели RDF, а также протокол для передачи этих запросов и ответов на них. Этот язык запросов можно использовать для запроса любых данных, основанных на RDF, включая RDFS и OWL. Язык запросов необходим для выборки информации для приложении семантического веба;

• формат обмена правилами (Rule interchange Format, RIF) создан в предположении, что существует «множество различных языков задания правил» и между ними нужно обмениваться правилами. Очень важно, например, иметь возможность описывать отношения, которые не могут быть описаны непосредственно с помощью дескриптивной логики в OWL;

• язык правил семантического веба (The Semantic Web Rule Language, SWRL) - это проект языка для семантического веба, которыи может быть использован для описания не только правил, но и логики, в нем реализована комбинация OWL DL или OWL Lite с подмножеством языка разметки правил (Rule Markup Language), которыи сам является подмножеством Datalog.

Последний! язык реально является языком программирования декларативной логики, синтаксически - это подмножество языка Prolog.

Экспериментальные технологии семантического веб

Верхние уровни стопки протоколов семантического веба содержат еще не стандартизованные технологии, для некоторых есть только идеи стандартизации:

• криптография играет большую роль для обеспечения обмена семантического веба с доверенными источниками данных и выражении. Это достигается с помощью цифровой подписи (digital signature) RDF выражении;

• доверие к извлекаемым выражениям будет поддерживаться с помощью (a) верификации того, что они приходят из доверенных источников и (б) применения формальной логики во время извлечения новои информации;

• пользовательский интерфейс (User interface) позволит людям использовать приложения семантического веба.

Сравнение веб первых трех этапов

Ниже представлена табл. 2, в которой сопоставлены параметры веб на первых трех этапах развития всемирной паутины.

Параметр Web 1.0 Web 2.0 Web 3.0

Статистика 45 млн. пользователей, в основном в Севернои Америке и Европе (1996 г.) 1,2 млрд. пользователей по всему миру (2006 г.) Более 4 млрд. пользователей!, подключенных к интернет по стационарным и эфирным каналам. Число пользователей в развивающихся странах превысит число пользователей в индустриально развитых странах (2016 г.)

Тип взаимодейст-вия Однонаправленный (по большей части только чтение) Двунаправленный (чтение/запись) Одноранговый (P2P, http://en.wikipedia.org/wiki/Social_p eer-to-peer_processes), в котором взаимодействуют люди и/или машины

Фокус Организации и компании Группы людеи и их сообщества Электронные дневники (http ://en.wikipedia.org/wiki/Lifestre aming) и наследие (http://simple.wikipedia.org/wiki/Leg acy)

Присутствие Домашние страницы Блоги Автоматизированные службы агрегации [новостеи] (Automated Aggregation Services (http://blogs.wsj.com/digits/2010/04 /19/qa-aggregation-and-the-future-of-local-news/))

Таблица 2. Сопоставительное сравнение параметров вебов первых трех поколений. Источник: http://bcmoney-mobiletv.com/blog/2013/01/21/semantic-web-rdf-and-linkeddata-explained-for-the-lay-person /

Параметр Web 1.0 Web 2.0 Web 3.0

Контент Владение данными Обмен данными Интеграция данных

Источник ссылок Encyclopedia Britannica Online Wikipedia DBpedia (http://dbpedia.org/) + Linked Data Web (http://linkeddata.org/)

Поисковая машина Google .vs. Yahoo Google .vs. Bing Google .vs. Global Hive (Глобальный улии http://globalhive.ca/about)

Браузер Netscape .vs. IE Chrome .vs. Firefox Operating System .vs. Cloud [ОС^.Облако]

Реклама Дисплейная реклама (http://en.wikipedia.org/wi ki/Display_advertising) Кликовая реклама (http://theselfemployed.com /featured/word-of-click-is- the-new-word-of-mouth- marketing/) Вознаграждающая реклама

Единица измерения стоимости рекламы Цена за тысячу показов страницы (CPM) Вознаграждение за клик (CPC) Вознаграждение за акт «вербовки» клиента (CPA, https://www.thinkwithgoogle.com/pr oducts/engagement-ads.html)

Бизнес-модель Плати за показ (PPV, http : //en.wikipedia.org/wik i/Pay-per-viewJ/Продажи Членство/Подписки Сбор добровольных взносов/Микроплатежи

Обеспечивающие технологии (Описания всех обеспечивающих технологии можно наити в этои базе знании: http ://wiki.bcmoney mobiletv.com/index. php? title=Main_Page) 1. Web Crawler 2. Portal 1. Search Engines 1. Recommendation Engines

3. Web Browser 4. File Format 5. Files&Folders 6. iframe 7. Язык манипуляции данными Shell, форматы данных HTML и XHTML& хранение в СУБД 8. Directory 9. Desktop Applications (lava. C++& VB) 10. Websites 11. Web Servers 12. Full-TextTranslation 13. Homapages & HTML Editors 14. Студии Online Radio & Chat 15. E-Commerce 2. Keyword Search 3. Mobile Web 4. Metadata 5. Tags & Tag Clouds 6. TagsTag Clouds 7. Widget 8. Язык манипуляции данными SQL, форматы данных JSON и XML& хранение в реляционной СУБД 9. Schema 10. Web Services (SOAP 2. Semantic Search 3. Semantic Web 4. NLP 5. Mashine Learning & AI (классификация, кластеры и др.) 6. Linked Data 7. Язык манипуляции данными SPARQL, форматы данных RDF и OWL & хранение в графовых СУБД (Triple-stores) 8. Ontology 9. Rich Internet Applications

& RESTful APIs) 11. SOA, ESBs & Mashups 12. Blogs & Usre-Generated Content 13. Online Video & Videoconferencing 15. E-Business (HTML5, IavaScript2 & CSS3) 10. Description Logic & Rules 11. Cloud Computing, SaaS & IaaS 12. Voice Recognition. Speech 13. Virtual Reality & Augmented Reality 15. Virtual Worlds 16. E-Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: В табл. 2 выше термин widget в колонке Web 2.0 на пересечении со строкой «Обеспечивающие технологии» означает:

• В компьютерах виджет представляет собой элемент графического

пользовательского интерфейса (gui), который отображает информацию или предоставляет конкретный способ взаимодействия пользователя с операционной системой и приложением. Виджеты включают в себя значки,

выпадающие меню, кнопки, поля выбора, индикаторы прогресса, отметки включения-выключения, полосы прокрутки, окна, края окна (которые позволяют изменять размер окна), кнопки переключения, формы и многие другие устройства для отображения информации и для приглашения, принятия и реагирования на действия пользователя. В программировании виджет также означает небольшую программу, которая

написана для того, чтобы описать, как выглядит определенный виджет, как он себя ведет и как он взаимодействует в ответ на действия пользователя. Большинство операционных систем включают набор заготовок для создания виджетов, которые программист может включить в приложения, указав, как они должны себя вести. Могут быть созданы и новые виджеты. Устройство с названием виджет, по-видимому, было впервые применено сначала в операционных системах на базе UNIX и в X Window System. В объектно-ориентированном программировании (OOP) каждый вид виджета определяется как класс (или подкласс более широкого общего класса виджетов) и всегда связан с конкретным окном. В инструментальном наборе AIX Enhanced X-Window Toolkit виджет является основным типом данных.

Сегодня большинство, если не все, языки разработки приложений, такие как Java и Tool Command Language, поставляются с готовой библиотекой виджетов, которые программист может включать в свои тексты программ и изменять. При использовании Microsoft Visual Basic виджет может быть реализован как элемент управления ActiveX или как часть этого элемента. Источник:

http://whatis.techtarget.com/definition/widget На том же пересечении:

• Ajax (асинхронный JavaScript и XML) - это метод создания интерактивных приложений для веба, которые немедленно обрабатывают запросы пользователей. Ajax объединяет несколько инструментов программирования, включая JavaScript, динамический HTML (DHTML), расширяемый язык разметки (XML), каскадные таблицы стилей (CSS), объектную модель документа (DOM) и Microsoftobject, XMLHttpRequest. Источник: http://whatis.techtarget.com/definition/ajax

• Агрегатор (Mash-up) - это веб-страница или приложение, которое объединяет взаимодополняющие элементы из двух или более источников. Агрегаторы часто создаются с помощью подхода к разработке под названием Ajax. Вот выборка веб-сайтов агрегаторов:

a. Panoramio(недоступен после 4 ноября 2016г., существующий архив может быть перенесен в Google Album Archive, http://www.panoramio.com/): агрегатор карт Google (Google Maps^ геопозиционированных фотографии мест;

b. Пешеходная стоянка (Hiking Outpost,

https://www.programmableweb.com/ mashup/hiking-outpost): агрегатор ресурсов Amazon и

информационных онлайн-ресурсов для пешеходных походов (стоянок и маршрутов);

c. Flash Earth (https://zoom.earth): масштабирующий агрегатор Google Maps и Microsoft's Virtual Earth;

d. Diggdot

(h ttps://www.programmableweb.com /mashup/diggdot.us): агрегатор Digg, Slashdot и Del.icio.us, объединяет и фильтрует контент (http://www.digitalmediaminute.com /a rticle/1825/digg-slashdot-and-delicious-aggregator);

e. HousingMaps (http://www.housingmaps.com/): агрегатор карт Google Maps с объявлениями об аренде недвижимости Craigslist rental ads, которыи отображает географическую информацию сдаваемои в аренду недвижимости.

Подобно блогам (blogs), влогам (vlogs) и тегированию агрегаторы являются частью постоянного перехода на все более и более интерактивный и партисипативный веб (Web 2.0), имеющий контент и сервисы, все более определяемые пользователями. Источник: h ttp://wha tis.techtarget.com/d efin ition/m ash-up

В интернет доступно интересное интерактивное инфографическое сравнение Web 2.0 и Web 3.0 в виде ментальной карты (https://www.mindomo.com/es/mindmap/2671b7ee da744faab517aa258e9ad4e8).

Web 4.0

В то время, как Web 3.0 постепенно становится доминирующей веб-технологией, в паутине уже нарождается веб-технология четвертого этапа -Web 4.0. Целью Web 4.0 является добавление веб-технологиям больше интеллекта по сравнению с интеллектом веб-технологии предыдущих этапов развития веб. Например, в приложении Web 4.0 ваш программный (-ые) агент (-ы) блуждает в сети Интернет или просто работает в вашем компьютере. Этот агент может рассуждать и общаться с другими подобными агентами и системами, работать совместно с ними для решения какои-то задачи по вашему заданию. Например, заданием может быть поиск наиболее эффективного производства продукции. Web 4.0 также известен как «интеллектуальный веб» (intelligent Web) или «умныи веб» (smart web).

На рис. 3 представлены поколения веба, соотнесенные во времени с соответствующими веб- и ИТ-технологиями.

JS »

ш

в? Операциионная система паутины (WebOS) 4 О

u 2020-2030

liililrigtnl psficrijl jgaiti

3C Семантический веб Web 3,0DöMMed See,ieh

i r, ,r, SPARQL^ 2010-2020

S 0 plltO A J АЛ

J D„ ATOM SemartK Widgets

¡5 P!P RDF "" rxt-.-ift Msshups

I n»h Web 2,0

о Всемирная паутина f" 200*2010 Sod-Mrf.fitoing

x VR HTTP OtfetiofyPortals m* SaaS

X ... . KejwcraSiafili Caiaböratiftrt

rtJ BSS , . Wet) 1.U Ufebstex

se wfMf idqo_i/wi

E

J Ffe Silvers

a Em.ii pc Era

W FTP IRC 1930-1990

USENET PC'» ..-"FileSystems

Семантика общественных связей

Рисунок 3. Развитие поколений веба, соотнесенное во времени с соответствующими ИТ-технологиями. Источник:

Nova Spivack, Twine magazine

Рисунок 4. Развитие всемирной паутины с привязкой к этапам в координатах «степень социальной связанности Х степень информационной связанности». Источник: nova spivack, 2004

На рис. 4 [13] показано развитие всемирной координатах «степень социальной связанности х паутины с привязкой к этапам ее развития в степень информационной связанности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Веб-технологии на этапе Web 4.0

Представим веб-технологии на этапе Web 4.0 (см. правый верхний квадрант на рис. 4.): сеть знании, умная торговая площадка, децентрализованное сообщество, семантический веблог, лаифлог (автохроника), общественный (групповои) ум, корпоративный ум.

Сеть знаний [14] - это группы лиц и команд, которые собираются вместе вопреки организационным, пространственным и административным границам, чтобы создавать и совместно использовать некоторый корпус знании. В центре внимания таких сетеи, как правило, разработка, распространение и применение знании. Коммерческие и некоммерческие организации всех размеров хватаются за эту модель, чтобы побыстрее что-то узнать и продуктивнее сотрудничать. Тем не менее, на каждую успешную сеть приходится несколько сдувшихся сетеи по причине слабого участия, неопределенности целеи создания, неустойчивой лояльности или технологических несоответствии.

Сети знании стары, как торговля, когда люди неявно обменивались знаниями при производстве и обмене товарами и услугами. Уже в средние века возникли гильдии мастеров и подмастерьев, а также формальные объединения художников, ремесленников и купцов. В последние годы сотрудничество, базирующееся на паутине, упростило отбор и распространение систематизированных (кодифицированных)

знании по более низкои цене и на больших географических расстояниях.

В 1937 г. в своеи классической статье "Природа фирмы"

(http://en.wikipedia.org/wiki/The_Nature_of_the_Fir m) экономист Рональд Коуз предсказал, что компании будут расти в размерах по мере падения стоимости информации. Вместо этого сейчас мы наблюдаем в меньшей степени рост размеров компании, чем развитие коллаборации, рост сотрудничества между ними. Общепризнано, что сеть знании стала моделью для инновации и роста. Эта модель базируется на предприимчивости в установлении человеческих связеи, поддержке коллективных процессов принятия решении, что включает практическое понимание повседневной работы членов сети. Сеть может состоять из 10 человек, работающих в десяти организациях, или из 1000 человек, разбросанных по континентам и отраслям промышленности, а также социальной сети из большего числа людеи, стремящихся реализовать механизмы прямои демократии.

Умная торговая площадка [15] является новои формои интернет-посредничества. Помимо возможностей обычных он-лаиновых торговых площадок и стратегических альянсов умная торговая площадка обеспечивает инфраструктуру и различные основные сервисные компоненты для

упрощения интеграции в реальном масштабе времени веб-сервисов.

Примером программного продукта,

реализующего умные торговые площадки веб-услуг, является продукт .NET My Services [16] компании Microsoft.

Децентрализованное сообщество.

Классификация интернет-сообществ может быть осуществлена по различным основаниям. Например, направление или общая форма существования [17] интернет-сообщества:

• сообщество может взять на себя какие-либо информационно-аналитические функции, тогда это будет, вероятно, электронная газета, журнал или лента новостей;

• возможно, сообщество займется обучением и тогда это будут какие-нибудь курсы, школа или дистанционный университет;

• пользователей могут занимать развлекательные сообщества, обеспечивать их всем необходимым для жизни - интернет-магазины, добавлять "искру божью" в мозги - полемические форумы, доводить до состояния исступления - всевозможные чаты и др.

С точки зрения организации функционирования сообществ их можно разделить на формальные (централизованные) и неформальные (децентрализованные). В первых сообществах имеется устав или кодекс профессиональной этики, в котором сформулированы порядок приема и исключения пользователей из членов сообщества, обязанности и права членов, нормы общения членов сообщества и др. Соблюдение устава членами сообщества контролируется его избранными членами. В децентрализованных сообществах поведение пользователя не контролируется и ограничивается лишь исполнением небольшого ряда норм. А иногда такие сообщества обходятся и без них.

Многообразие сообществ в интернет дает богатую пищу для любителей классификации [18;19].

Семантический веблог [20]. Блог или вебблог

- это сайг, содержащий коллекцию постов или заметок (snippets), как правило, представленных в хронологическом порядке. Каждая "заметка" обычно коротка по длине и легко читается. Дополнительные материалы в других ресурсах могут быть представлены в посте или заметке соответствующими ссылками. В интернет уже в 2008 г. было более чем 50 млн. блогов, первые три самые популярные из них на июль 2017 г. [21]

- Huffington Post, TMZ и businessinsider.

Семантический блог является расширением основного понятия блога. С каждым своим элементом (постом или заметкой) он включает

метаданные, обычно на языке RDF, описывающие, например, откуда элемент был взят, кем, в каком контекст и др. Метаданные позволяют по-новому организовать, запрашивать или просматривать блог.

Многие блоги обмениваются сводками (лентами) о своем содержании через посредство RSS-каналов и агрегаторов, таких как Bloglines. Агрегатор собирает много лент и демонстрирует их в сводном списке.

ПРИМЕЧАНИЕ: RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами или онлайн-сервисами, такими, как Google Reader (закрыт), Яндекс.Лента (в дальнейшем переименована в «Подписки» и включена в сервис Яндекс.Почта), BlinkFeed и другими. В разных версиях аббревиатура RSS имела разные расшифровки: Rich Site Summary (RSS 0.9x) -обогащённая сводка сайта; RDF Site Summary (RSS 0.9 и 1.0) - сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов; Really Simple Syndication (RSS 2.x) - очень простое распространение. Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/RSS

Блоги исключительно популярны, прежде всего, потому, что они не официальны, простые на вид, часто меняются, не разрушительны (в отличие от электронной почты), легко вносить в них свои вклад и читать. Блоги - самьш простои способ высказать свое мнение и сообщить новости, в образовательном учреждении они дают привлекательный способ шлифовки таких важных навыков, как чтение, письмо, критическое мышление, дискутирование и дебатирование. Академическое письмо [22] является трудным и часто откладывается (не менее часто - на неопределенный срок).

Есть саит [23], на котором с 2003 г. ведется постоянно обновляемый каталог семантических веблогов.

Автохроника (Lifelog). Англоязычные термины Lifelog (http://en.wikipedia.org/wiki/Lifelog),

lifeblogger (lifeglogger) и lifeglogging еще не нашли общепринятого перевода на русский язык. Конечно, самое простое взять кальки - лаифлог, лаифблоггер (лаифглоггер) и лаифглоггинг, но хочется наити русскоязычные термины. Авторы предлагают автохронику, автохроникер и автохроникерство, соответственно. Все же автобиография - уже занятый в русском языке термин. Кроме того, в русскоязычном сообществе имеет место уже более расширительное толкование английского термина Lifelog, по

меньшеи мере в части техническои платформы для ведения автохроники.

ПРИМЕЧАНИЕ: Лайфлогеры [автохроникеры] -это такие живые люди, которым интересны технологии записи всех моментов их жизни с использованием, конечно же, новейших технологических штучек. Фото, видео, путевые заметки, GPS треки, даже билеты в кино и посадочные талоны - всё это часть нашей жизни. Девиз лайфлогеров - digitize everything! Это люди, которые стремятся оцифровать свою жизнь полностью, буквально - чтобы ничего не забыть. Но для перевода жизни в цифровой вид необходим программно-аппаратный комплекс. Причем это может быть несколько устройств и программ для выполнения различных задач. Источник: h ttp://lifelogger. ru/ca tegory/lifelogging /.

Автохроникеры пытаются всеми возможными средствами фиксировать все или бОльшую часть текущих событии своеи жизни. В настоящее время для этого есть огромньш арсенал технических средств в виде смартфонов, видеокамер, умных часов, трекеров здоровья, мини- и микровертолетов и квадрокоптеров с видеокамерами на борту.

Стив Манн [24] стал первым человеком, которыи занялся автохроникерством. В начале 1980-х годов он в порядке эксперимента стал непрерывно фиксировать свои физиологические данные вместе с записью живои видеокартинки от первого лица с носимои камеры. Начиная с 1994 г., Манн постоянно регистрирует свою жизнь (http://wearcam.org/steve.html) 24 часа в сутки, 7 днеи в неделю и занимается, помимо преподавания в университете, популяризацией автохроникерства на своем саите, которыи 17 февраля 1995 г. стал «Самым крутым саитом дня». В 1998 г. Манн учредил сообщество автохроникеров, в которое вступили более, чем 20 000 членов.

Каждыи день появляются новые приложения для смартфонов, фитнес-трекеров и носимых и одеваемых на голову камер, позволяющие непрерывно делать свою собственную цифровую автобиографию [25].

Общественный (групповой, социальный) ум [26;27]. В научнои фантастике термин общественный ум, а также роевои (от роя пчел) ум, стаевыи ум, коалиционный ум или групповое эго -это единое коллективное сознание или разум, коллективное бессознательное, распределенное по многим телам или сущностям. Его использование, по краинеи мере, в литературе, восходит к научно-фантастическому роману Олафа Стеиплдона «Последний и первыи мужчина: рассказ о близком и отдаленном будущем» (1930 г.) [28]. В настоящее время развивается тренд коллективного интеллекта [29], исследуются вопросы генерации группового инсаита [30].

Общественный ум может быть сформирован посредством телепатии, телепортации, соединения обычных индивидов каналами связи «мозг-мозг» или каким-либо другим способом. Данныи термин взаимозаменяем с термином "роевои ум".

Роевой ум - это общественный ум, в котором почти полностью утеряна (или отсутствует) индивидуальная идентичность его членов. Большинство фантастических общественных умов представляют собои рои. Концепция общественного или роевого ума является обобщением реальных суперорганизмов, таких как колония муравьев или рои пчел, а следовательно, такие агрессивные мультипликационные сообщества инсектоидов (Insectoid), состоящие из Зергов или Цефов (Zerg и Ceph), зачастую имеют роевои «склад» ума.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1) Insectoid (инсектоид) означает любое создание или объект, который имеет туловище или характерные очертания , подобные тем, что есть у земных насекомых и пауков. В английском языке это составное слово из "insect" (насекомое) и "-oid" (суффикс, означающий подобие). Источник:

http://en.wikipedia.org/wiki/Insectoid.

2) Про Зергов и Цефов см. http://www.youtube.com/watch?v=YW9lVedKWOM

Корпоративный ум (Enterprise Minds). Английское существительное enterprise имеет два значения [31]:

1. Программа или пакет проектов, обычно сложное или требующее значительных усилии мероприятие или система мероприятии. Синонимы: undertaking, endeavor, venture и др.

2. Бизнес, компания или предприятие. Синонимы: business, company, firm и др.

В первом случае под «Enterprise Mind» имеется в виду, например, деятельность по привязке типового проекта АЭС к месту ее развертывания. Или создание комплекса наземных систем слежения, развернутых по всему миру, для управления полетами космических беспилотных и пилотируемых кораблеи. В этом случае привязка типового проекта или создание комплекса требует системноинженерного ума [32].

Во втором случае под «Enterprise Mind» имеется в виду антрепренерский ум [33]: знание всех этапов создания, ведения и закрытия производственного предприятия или

предприятия, предоставляющего услуги, от его идеи до продажи. Возможна покупка/продажа действующего предприятия, находящегося в кризисе, «по дешевке» и распродажа его по частям за суммарно бОльшие деньги (как это было показано, например, в американском фильме «Красотка» с Джулиеи Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях).

Глобальный мозг [34] - гипотетическая интеллектуальная и самоорганизующаяся

система, которая, как утверждают ее сторонники, объединит всех людей глобальной

информационно-коммуникационной сетью.

Сторонники гипотезы о глобальном мозге утверждают, что Интернет связывает все бОльшее число своих пользователей в единую систему обработки информации, которая функционирует как гипотетическая нервная система планеты. Интеллект этои сети является коллективным или распределенным: он не централизован и не локализован в каком-либо конкретном индивидууме, организации или компьютерной системе. Скорее, он проявляется через динамическую сеть взаимодействий между его компонентами. Такое свойство присуще сложным адаптивным системам.

Со своими веб-страницами Всемирная паутина, в частности, напоминает организацию мозга с его нейронами. Гиперссылки связывают страница, как синапсы связывают нейроны. В результате в паутине формируется ассоциативная сеть, по которои распространяется информация. Это аналогия становится более отчетливой с появлением социальных сетеи, таких как Facebook, в которых связи между персональным страницам представляют отношения в социальной сети. По этим связям информация распространяется от человека к человеку. Такое распространение похоже на распределение активации, которую неиронные сети используют в мозгу для параллельной и распределенной обработки информации.

В настоящее время гиганты глобальной ИТ-индустрии (Google, Microsoft, Facebook, Amazon, IBM и др.) ведут работы по созданию своих глобальным мозгов [35]. Развернули исследования международные академические организации [36], профессиональное сообщество обменивается идеями и информацией в специализированных блогах [37;38].

Вместе с тем, очевидно, что естественный мозг не ограничивается обработкой только символьной информации и не только использует неиронные структуры. В настоящее время ведутся исследования вопросов мышления с подключением концептуального пространства, для чего используются такие подходы, как теория категории, квантовая семантика [39].

Метавеб

Метавеб (The Metaweb [10], см. рис. 4 выше) знаменует пришествие Web 4.0, которьш развивается в ходе последовательной конвергенции Web 1.0 на Web 2.0, и последних на Web 3.0. Другими словами, Метавеб начинает появляться, как сдвиг от Web 1.0, сконцентрированного на информации, через Web 2.0, сконцентрированный на социальном ПО, далее через Web 3.0, сконцентрированный на семантике, к Web 4.0, сконцентрированному на отношениях

(relations) между вещами, который можно назвать "коннекционным вебом", "реляционным вебом" или "реляционной революцией".

Первые признаки сдвига к реляционному вебу проявились в скачкообразном росте социальных сетевых систем. По мере развития семантики отношении богатство семантической «нагрузки» на "дуги" начнет соперничать с семантикой "узлов", которые составляют сеть.

Это похоже на человеческий мозг, в котором отдельные нейроны не особенно важны или эффективны сами по себе, но роль нейронов возрастает, когда их связывают огромные сети отношении, кодирующие знания и в конечном итоге наделяющие мозг интеллектом. И подобно тому, как это происходит в человеческом мозгу, в будущем Метавебе технологии сыграют роль "распределителей активации" для ее распространения по сети узлов и дуг. На распределенных графах узлов и связеи они обеспечат средства автоматически растущих связеи, взвешенных связеи, формулирования рекомендации и обучения. Это может походить на своего рода "обучение по Хеббу» на структуре связеи сети, приводящему к повышению прочности часто используемых соединении и ослаблению редко используемых связеи и даже к выращиванию новых транзитивных соединении, когда это необходимо.

ПРИМЕЧАНИЕ: Hebbian learning - Обучение по Хеббу [в технологиях]. Наиболее распространенный неконтролируемый способ обучения нейронной сети. Назван именем канадского нейропсихолога Дональда Хебба (Donald O. Hebb, 1904-1985). Алгоритм обучения основан на постулате Хебба, который гласит, что там, где один нейрон многократно активирует другой нейрон, амплитуда этой активации будет со временем постепенно увеличиваться. Это означает, что то, что может сначала показаться случайной активацией соседних нейронов со временем начинает иметь причинно-следственную связь. Несмотря на ограниченность обучения по Хеббу, например, неспособность научить некоторым паттернам, его такие вариации, как сигнальное и дифференциальное обучение, используются до сих пор. Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хебб,_Дональд http://en.wikipedia.org/wiki/Hebbian_theory.

По мере того, как указанные процессы совершенно децентрализованным и

всеохватывающим образом будут раскрывать интеллект, на сети начнут появляться знаки нового «трансчеловеческого» интеллекта. Веб-сервисы есть только первые такие знаки, но представьте себе, если бы они были подключены к автономным интеллектуальным агентам, блуждающим по сети и способным

взаимодеиствовать друг с другом, веб-сайтами и

даже людьми. Этот следующий! слой! интеллекта из агентов начнет функционировать в качестве брокеров, сводников, редакторов, издателеи, советников, рекламщиков, исследователеи, защитников, покупателеи, продавцов,

наблюдателеи, агрегаторов, дистрибьюторов, интеграторов, переводчиков, а также хранителеи (stewards) знании, ответственных за постоянное совершенствование структуры и качество подмножеств паутины, за которыми они надзирают. И хотя многие из этих агентов будут способны интеллектуально взаимодеиствовать с людьми, не все из них будут это делать. Скорее всего, большинство агентов будут просто иметь интерфеисы для взаимодеиствия с другими агентами.

ПРИМЕЧАНИЕ: Transhuman или trans-human -трансчеловек. Это промежуточная форма существа разумного между человеком и постчеловеком. Другими словами, трансчеловек является существом, которое во многих отношениях напоминает человека, но имеет силы и способности, значительно превышающие таковые у стандартных людей. Эти способности могут включать в себя повышенную интеллигентность, осведомленность, силу или стойкость. Трансчеловеки иногда появляются в научно-фантастических произведениях в виде киборгов или генетически улучшенных людей. Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Transhuman

В паутине будут формироваться многочисленные системы "гибридного

интеллекта" (люди + интеллектуальное ПО), например, сообщества нового поколения, которые разумно самоорганизуются вокруг новых тем и трендов, умные торговые площадки, которые автооптимизируются для снижения стоимости сделок своих участников, "общественные умы" и "корпоративные умы" (см. рис. 4 выше), которые воплощают и управляют коллективными познаниями команд и организации, а также сетями знании, которые функционируют для того, чтобы распространять коллективныи разум между сетями индивидуумов, а также в сообществах и корпорациях.

Постепенно сеть становится все более и более автономнои и самоорганизованнои, а в какои-то момент, как единое целое, она превращается в "интеллектуальную" сеть. Но за несколько шагов до этого сеть должна как бы "проснуться", а все ее различные процессы должны достичь того состояния, в котором вся система реально функционирует как согласованныи и самоосознающии разум. Для этого потребуется формирование многих слоев интеллекта более высоких уровнеи, что приведет к тому, что функционирует как кора головного мозга у человека. Это также потребует еще чего-то, что функционирует как виртуальное "самосознание".

Самосознание - это внутренний процесс мета-уровня сети для самопредставления, самопроекции, самоотдачи, самоанализа и самосовершенствования. Для визуализации того, как это может на самом деле разворачиваться во времени, следует взглянуть на эволюционную историю нервных систем на Земле.

По мере того, как структуры сети, которые обеспечивают ее виртуальное познание и самосознание высшего порядка, появляются, соединяются друг с другом, а также совершенствуются, Глобальный мозг (Global Brain ) самоорганизуется в Глобальный ум (Global Mind) (см. рис. 4 выше). Интеллект Глобального ума в целом начнет опережать интеллект любои из его частеи и в конце концов он преодолеет порог

Таблица 3. Стадии развития электронного правительства. На основе: Handbook of public administration /[edited by] James L. Petty, Robert K. Christensen. — Third edition. Published by Jossey-Bass, A Wiley Brand, 2015 - p. 447. Столбец 4.0 __заполнен авторами настоящей работы_

Стадии развития э-правительства

Параметры 1.0:информацион-ная 2.0: социальная 3.0: семантическая 4.0:когнитивная

Фокус На государстве На гражданах На требованиях отдельных гражданах На научном обосновании принимаемых государственных решении

Технологическая платформа Информационный веб Социальный веб Семантический веб Метавеб

Фокус на коммуникациях Фокус на взаимодействии Фокус на услугах Фокус на отношениях всего и вся

Связь данных Связь людеи Связь знании Связь интеллектов

Однонаправленная коммуникация Двух- и многонаправленная коммуникация Технология иммерсивного контента Коммуникации «Мозг-мозг», «Машина-машина», «Мозг-машина»

Приложения Обмен данными Ограниченное раскрытие государственной информации Обмен мультимедииным и сообщениями Расширенное раскрытие государственной информации Он-лаиновые государственные услуги Обмен информацией Предоставление кастомизированнои государственной информации Предоставление кастомизированных персональных государственных э-услуг Обмен знаниями Полныи доступ к открытои государственной мультимедийной информации Проактивное предоставление кастомизированных персональных государственных э-услуг

Ориентация на логистику информации Применение мобильных ИКТ Связь государственного и частного секторов Параллельное предоставление государственной информации Умные государственные услуги Приложения искусственного интеллекта: обработка естественных языков, адаптирующиеся алгоритмы, предсказательная аналитика и др.

Каналы связи пользователем с интернет Проводные подключения к интернет Беспроводные подключения к интернет Комбинированное (проводное/беспроводное) подключение к интернет/смартфоны Использование дома и на работе собственных гаджетов, приложении и др.

Единица интеграции Задача Процесс Услуга Государственная функция

своего существования как «связки взаимодействующих частей" и превратится в «новое целое высшего порядка» само по себе, т.е. в глобальньш интеллектуальный Метавеб нашеи планеты.

Результат исследования: веб-технологии как платформа электронного правительства

Таким образом, как следует из рис. 4, технологии информационного веб являются платформой электронного правительства, технологии социального веб-платформои открытого правительства, технологии

семантического веб-платформои умного правительства, а технологии метавеб-платформои когнитивного правительства.

Web 1.0 Web 2.0 Web 3.0 Web 4.0

Главные Веб-технологии Беспроводные/ Социальные среды Интернет вещеи

технологии широкополосные Облачные вычисления Краудсорсинг Телекомьютинг

В табл. 3 суммирована информация, приведенная по определенным выше поколениям вебтехнологии, последние являются

технологическими платформами для

соответствующих поколении электронного правительства.

ПРИМЕЧАНИЕ: Иммерсия - для обозначения процесса пребывания в виртуальном мире используется существительное «иммерсия» от английского «immersion» (в переводе -«погружение»), которое в свою очередь произошло от латинского «immersio», а прилагательное «иммерсивный» от «immersive» - «создающий эффект присутствия». Эти термины, который ранее применялись специалистами и знатоками в соответствующих технологиях и оборудовании, сегодня входят в широкий обиход, дублируя и иногда заменяя понятие «виртуальный». Появились сочетания иммерсивное устройство, иммерсивное видео, иммерсивное телевидение, иммерсивный интернет и т. п. Источник:

h ttp://para digma tic.ru/im mersiya/

Заключение

Развитие веб-индустрии идет в направлении стандартизации и последующей реализации стопки компонентов Web 3.0 и компонентов Web 4.0. По стопке стандартов Web 3.0 еще предстоит большая работа, а по стопке стандартов Web 4.0 работы еще практически и не начинались. К сожалению, ни один россиискии специалист не участвует в работе соответствующих международных групп по стандартизации (например, см. http://w3c.org.ru/?p=568), причем здесь еще нет проблем с импортозамещением и нужно просто участвовать в работе групп, выезжать за границу на их заседания, своевременно готовить переводы документов заседании, распространять их в экспертном сообществе, обсуждать и вырабатывать позицию России.

Литература

1. Schema.org. - [Электронный! ресурс]. - URL: http://schema.org/. - (Дата обращения: 14.07.2017). - Текст на англ. - Пер. загл. с экрана: Схема.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. РаИков А.Н. Ловушки для искусственного интеллекта // Экономические стратегии. - 2016. - № 6. - С. 172-179.

3. Раиков А.Н. Когнитивное программирование // Экономические стратегии. - 2014. - Т.16. № 4. - С. 108 - 113.

4. Freebase. - [Электронный ресурс]. - URL: http://wiki.freebase.com/wiki/Main_Page/. - (Дата обращения: 14.07.2017). - Текст на англ. - Пер. загл. с экрана: Графовая база данных.

5. Lupen А. Knowledge Vault - новая всеобъемлющая база данных от корпорации Google. 2014. 30 августа. - [Электронный ресурс]. - URL: https://webtun.com/google/6761-knowledge-vault-novaya-vseobemlyuschaya-baza-dannyh-ot-korporacii-google.html. - (Дата обращения: 14.07.2017).

6. Wikidata. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wikidata.org/wiki/Wikidata:Main_Page. - (Дата обращения: 14.07.2017). - Текст на англ. - Пер. загл. с экрана: Викиданные.

7. Иванов В.В., Коробова А.Н. Международные технологии краудсорсинга для развития инновационных кластерных зон // Россиискии внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 2. - С. 48-55.

8. Иванов В.В., Коробова А.Н. Инфраструктурное обеспечение краудсорсинга для продвижения инновации // Россиискии внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 3. - С. 38-43.

9. Witopedia энциклопедия Witolog. - [Электронный ресурс]. - URL: http://wiki.witology.com/index.php/Главная_страница. -(Дата обращения: 14.07.2017).

10. Markoff John. Entrepreneurs See a Web Guided by Common Sense // The New York Times, 2006, 12 November. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nytimes.com/2006/11/12/business/12web.html? pagewanted=1&ei=5088&en=254d697964cedc62&ex=1320987600&_r=0. - (Дата обращения: 15.07.2017).

11. Семантическая паутина. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Семантическая_паутина (по состоянию на 28 октября 2016. - (Дата обращения: 15.07.2017).

12. Semantic_Web. - [Электронный ресурс]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Semantic_Web (по состоянию на 29 июня 2017 г.). - (Дата обращения: 15.07.2017).

13. Nova Spivack. New Version of My «Metaweb» Graph - The Future of the Net. 2004. 21 апреля. - [Электронный ресурс]. - URL: http://novaspivack.typepad.com/nova_spivacks_weblog/2004/04/new_version_of_.html. - (Дата обращения: 14.07.2017).

14. Katrina Pugh and Laurence Prusak. Designing Effective Knowledge Networks // MIT Sloan Management Review, FALL 2013, VOL. 55, № 1, 12 p. - [Электронный ресурс]. - URL: http://sloanreview.mit.edu/article/designing-effective-knowledge-networks/. -(Дата обращения: 14.07.2017).

15. Xianjun Geng, Yun Huang, Andrew B. Whinston. Smart marketplaces: a step beyond Web services // Information Systems and eBusiness Management. - 2003. - Vol. 1, № 1, p.p. 15-34. - [Электронный ресурс]. - URL: http://phdtree.org/pdf/42675504-smart-marketplaces-a-step-beyond-webservices/. - (Дата обращения: 15.07.2017).

16. Diana Mitran (MSFT). Consuming .NET My Services from Managed C++. 2002, 4 Feb. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.codeproject.com/Articles/1797/Consuming-NET-My-Services-from-Managed-C. - (Дата обращения: 15.07.2017).

17. Васюков И. Интернет - сообщества. - 2001, Июнь. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proza.ru/2002/01/18-58. -(Дата обращения: 15.07.2017).

18. RIBS — составляющие интернет-сообщества. 2012. 2 авг. - [Электронный ресурс]. - URL: http://normal.kz/2012/08/ribsneobhodimy-e-sostavlyayushhie-internet-soobshhestva/. (Дата обращения: 15.07.2017).

19. Классификация пользователей интернет-сообществ. 2012. 18 июня. - [Электронный ресурс]. - URL: http://normal.kz/2012/06/klassifikatsiya-pol-zovatelej-internet-soobshhestv/. - (Дата обращения: 15.07.2017).

20. Sonia Berman, and Victor Katoma. An e-Learning Model Based on Collaboration and Sharing. - In: Proceedings of the 3rd International Conference on e-Learning, University of Cape Town, South Africa, 26-27 June 2008 -- p.p. 19-26. - [Электронный ресурс]. - URL: https://books.google.ru/books?id=qsswThitjp0C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false. - (Дата обращения: 15.07.2017).

21. eBizMBA Guide. Top 15 Most Popular Blogs | July 2017. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://www.ebizmba.com/articles/blogs. -(Дата обращения: 15.07.2017).

22. Малошонок Н.Г. Четыре уровня академического письма. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://academics.hse.ru/awc/levels/. - (Дата обращения: 15.07.2017).

23. Dave Beckett. Сollection of weblogs or sites with Semantic Web topics. 2012. 11 Sept. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://journal.dajobe.org/journal/2003/07/semblogs/. - (Дата обращения: 15.07.2017).

24. Kevin Roebuck. Rich Media - Live Streaming: High-impact Technology - What You Need to Know: Definitions, Adoptions, Impact, Benefits, Maturity, Vendors. -- Emereo Publishing, 24 окт. 2012 г. - 484 с.

25. Stuart Dredge. 10 things you need to know about - lifelogging // The Guardian. - 12 February 2014. - [Электронныи ресурс]. -URL: http://www.theguardian.com/technology/2014/feb/12/10-things-to-know-about-lifelogging. - (Дата обращения: 15.07.2017).

26. О групповом уме - [Электронныи ресурс]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Group_mind_(science_fiction). - (Дата обращения: 15.07.2017).

27. SIMON DEDEO. Group Minds and the Case of Wikipedia. - In: Human Computation. - 2014, V. 1, № 1, p.p. 5-29. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://arxiv.org/pdf/1407.2210v2.pdf. - (Дата обращения: 15.07.2017).

28. О последнем и первом человеке. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Last_and_First_Men. - (Дата обращения: 15.07.2017).

29. Gubanov, D., Korgin, N., Novikov, D., Raikov, A. E-Expertise: Modern Collective Intelligence, Springer. Series: Studies in Computational Intelligence, Vol. 558, 2014, XVIII, 112 p.

30. Raikov A. Convergent networked decision-making using group insights / / Complex & Intelligent Systems. December 2015, Volume 1, Issue 1, pp. 57-68 (DOI 10.1007/s40747-016-0005-9)

31. Варианты перевода на русскии язык английского слова enterprise. - [Электронныи ресурс]. - URL: https://translate.google.ru/?hl=ru&tab=wT#en/ru/enterprise. - (Дата обращения: 15.07.2017).

32. Левенчук А. Системноинженерное мышление. - М.: TechInvestLab, Изд. 2, 2 апреля 2015. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://techinvestlab.ru/files/systems_engineering_thinking/systems_engineering_thinking—TechInvestLab_2014.pdf. - (Дата обращения: 15.07.2017).

33. Перевод на русскии язык английского термина entrepreneurial mindset. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://wwwlinguee.ru/англииИскиИ-русскиИ/перевод/entrepreneurial+mindset.html. - (Дата обращения: 15.07.2017).

34. Глобальный мозг. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Global_brain. - (Дата обращения: 15.07.2017).

35. Google aims to create 'global brain', LONDON, 2014, August 25. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://www.thehindu.com/sci-tech/technology/googleaims-to-create-global-brain-knowledge-vault/article6348113.ece. - (Дата обращения: 15.07.2017).

36. The Global Brain Institute. - [Электронныи ресурс]. - URL: https://sites.google.com/site/gbialternative1/home. - (Дата обращения: 15.07.2017). - Текст на англ. - Пер. загл. с экрана: Глобальный институт мозга.

37. Alexia Parks. Hillary's Brain Is a Global Brain. - [Электронныи ресурс]. - URL: http://www.huffingtonpost.com/news/global-brain/. - (Дата обращения: 15.07.2017).

38. Revkin A. Exploring Humanity's Evolving 'Global Brain' // The New York Times, 2012, Dec. 3. - [Электронныи ресурс]. - URL: https://dotearth.blogs.nytimes.com/2012/12/03/. - (Дата обращения: 15.07.2017).

39. Raikov A.N. Holistic Discourse in the Network Cognitive Modeling // Journal of Mathematics and System Science. 2013. № 3. p. 519-530.

References

1. Schema.org. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://schema.org/. - (Data obrashhenija: 14.07.2017). - Tekst na angl. - Per. zagl. s jekrana: Shema.

2. Rajkov A.N. Lovushki dlja iskusstvennogo intellekta / / Jekonomicheskie strategii. - 2016. - № 6. - S. 172-179.

3. Rajkov A.N. Kognitivnoe programmirovanie / / Jekonomicheskie strategii. - 2014. - T.16. № 4. - S. 108 - 113.

4. Freebase. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://wiki.freebase.com/wiki/Main_Page/. - (Data obrashhenija: 14.07.2017). - Tekst na angl. - Per. zagl. s jekrana: Grafovaja baza dannyh.

5. Lupen A. Knowledge Vault - novaja vseob#emljushhaja baza dannyh ot korporacii Google. 2014. 30 avgusta. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://webtun.com/google/6761-knowledge-vault-novaya-vseobemlyuschaya-baza-dannyh-ot-korporacii-google.html. - (Data obrashhenija: 14.07.2017).

6. Wikidata. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.wikidata.org/wiki/Wikidata:Main_Page. - (Data obrashhenija: 14.07.2017). - Tekst na angl. - Per. zagl. s jekrana: Vikidannye.

7. Ivanov V.V., Korobova A.N. Mezhdunarodnye tehnologii kraudsorsinga dlja razvitija innovacionnyh klasternyh zon // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2012. - № 2. - S. 48-55.

8. Ivanov V.V., Korobova A.N. Infrastrukturnoe obespechenie kraudsorsinga dlja prodvizhenija innovacij // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2012. - № 3. - S. 38-43.

9. Witopedia jenciklopedija Witolog. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://wiki.witology.com/index.php/Glavnaja_stranica. - (Data obrashhenija: 14.07.2017).

10. Markoff John. Entrepreneurs See a Web Guided by Common Sense // The New York Times, 2006, 12 November. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.nytimes.com/2006/11/12/business/12web.html? pagewanted=1&ei=5088&en=254d697964cedc62&ex=1320987600&_r=0. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

11. Semanticheskaja pautina. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Semanticheskaja_pautina (po sostojaniju na 28 oktjabrja 2016. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

12. Semantic_Web. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Semantic_Web (po sostojaniju na 29 ijunja 2017 g.). -(Data obrashhenija: 15.07.2017).

13. Nova Spivack. New Version of My «Metaweb» Graph - The Future of the Net. 2004. 21 aprelja. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://novaspivack.typepad.com/nova_spivacks_weblog/2004/04/new_version_of_.html. - (Data obrashhenija: 14.07.2017).

14. Katrina Pugh and Laurence Prusak. Designing Effective Knowledge Networks // MIT Sloan Management Review, FALL 2013, VOL.

55, № 1, 12 p. - [Jelektronnyj resurs], - URL: http://sloanreview.mit.edu/artide/designing-effective-knowledge-networks/. -(Data obrashhenija: 14.07.2017).

15. Xianjun Geng, Yun Huang, Andrew B. Whinston. Smart marketplaces: a step beyond Web services // Information Systems and eBusiness Management. - 2003. - Vol. 1, № 1, p.p. 15-34. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://phdtree.org/pdf/42675504-smart-marketplaces-a-step-beyond-webservices/. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

16. Diana Mitran (MSFT). Consuming .NET My Services from Managed C++. 2002, 4 Feb. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.codeproject.com/Articles/1797/Consuming-NET-My-Services-from-Managed-C. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

17. Vasjukov I. Internet - soobshhestva. - 2001, Ijun'. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.proza.ru/2002/01/18-58. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

18. RIBS — sostavljajushhie internet-soobshhestva. 2012. 2 avg. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://normal.kz/2012/08/ribsneobhodimy-e-sostavlyayushhie-internet-soobshhestva/. (Data obrashhenija: 15.07.2017).

19. Klassifikacija pol'zovatelej internet-soobshhestv. 2012. 18 ijunja. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://normal.kz/2012/06/klassifikatsiya-pol-zovatelej-internet-soobshhestv/. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

20. Sonia Berman, and Victor Katoma. An e-Learning Model Based on Collaboration and Sharing. - In: Proceedings of the 3rd International Conference on e-Learning, University of Cape Town, South Africa, 26-27 June 2008 -- p.p. 19-26. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://books.google.ru/books?id=qsswThitjp0C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

21. eBizMBA Guide. Top 15 Most Popular Blogs | July 2017. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.ebizmba.com/articles/blogs. -(Data obrashhenija: 15.07.2017).

22. Maloshonok N.G. Chetyre urovnja akademicheskogo pis'ma. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://academics.hse.ru/awc/levels/. -(Data obrashhenija: 15.07.2017).

23. Dave Beckett. Sollection of weblogs or sites with Semantic Web topics. 2012. 11 Sept. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://journal.dajobe.org/journal/2003/07/semblogs/. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

24. Kevin Roebuck. Rich Media - Live Streaming: High-impact Technology - What You Need to Know: Definitions, Adoptions, Impact, Benefits, Maturity, Vendors. -- Emereo Publishing, 24 okt. 2012 g. - 484 s.

25. Stuart Dredge. 10 things you need to know about - lifelogging / / The Guardian. - 12 February 2014. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.theguardian.com/technology/2014/feb/12/10-things-to-know-about-lifelogging. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

26. O gruppovom ume - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Group_mind_(science_fiction). - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

27. SIMON DEDEO. Group Minds and the Case of Wikipedia. - In: Human Computation. - 2014, V. 1, № 1, p.p. 5-29. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://arxiv.org/pdf/1407.2210v2.pdf. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

28. O poslednem i pervom cheloveke. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Last_and_First_Men. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

29. Gubanov, D., Korgin, N., Novikov, D., Raikov, A. E-Expertise: Modern Collective Intelligence, Springer. Series: Studies in Computational Intelligence, Vol. 558, 2014, XVIII, 112 p.

30. Raikov A. Convergent networked decision-making using group insights / / Complex & Intelligent Systems. December 2015, Volume 1, Issue 1, pp. 57-68 (DOI 10.1007/s40747-016-0005-9)

31. Varianty perevoda na russkij jazyk anglijskogo slova enterprise. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://translate.google.ru/? hl=ru&tab=wT#en/ru/enterprise. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

32. Levenchuk A. Sistemnoinzhenernoe myshlenie. - M.: TechInvestLab, Izd. 2, 2 aprelja 2015. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://techinvestlab.ru/files/systems_engineering_thinking/systems_engineering_thinking—TechInvestLab_2014.pdf. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

33. Perevod na russkij jazyk anglijskogo termina entrepreneurial mindset. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.linguee.ru/angliijskij-russkij/perevod/entrepreneurial+mindset.html. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

34. Global'nyj mozg. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Global_brain. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

35. Google aims to create 'global brain', LONDON, 2014, August 25. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.thehindu.com/sci-tech/technology/googleaims-to-create-global-brain-knowledge-vault/article6348113.ece. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

36. The Global Brain Institute. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://sites.google.com/site/gbialternative1/home. - (Data obrashhenija: 15.07.2017). - Tekst na angl. - Per zagl. s jekrana: Global'nyj institut mozga.

37. Alexia Parks. Hillary's Brain Is a Global Brain. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.huffingtonpost.com/news/global-brain/. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

38. Revkin A. Exploring Humanity's Evolving 'Global Brain' // The New York Times, 2012, Dec. 3. - [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://dotearth.blogs.nytimes.com/2012/12/03/. - (Data obrashhenija: 15.07.2017).

39. Raikov A.N. Holistic Discourse in the Network Cognitive Modeling // Journal of Mathematics and System Science. 2013. № 3. p. 519-530.

Поступила: 15.07.2017

Об авторах:

Дрожжинов Владимир Иванович, кандидат физико-математических наук, Национальный центр компетенции в области цифровой экономики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; председатель правления АНО «Центр компетенции по электронному правительству», vladdroz@yandex.ru: Райков Александр Николаевич, доктор технических наук, профессор, ведущий научньш сотрудник, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, alexander.n.raikov@gmail.com.

Note on the authors:

Drozhzhinov Vladimir I., PhD (computer science), National Competence Center for Digital Economy, Lomonosov Moscow State University: Steering Committee Chairman, E-government Competence Center, vladdroz@yandex.ru: Raikov Alexander N., doctor of technical sciences, professor, Leading Researcher, Institute of Control Sciences of the Russian Academy of Sciences, alexander.n.raikov@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.