Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TEACHING PROCESS AND THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS

The paper deals with dynamics of the functional state of the body of students in the course of «traditional» and «experimental» methods of teaching histology and embryology at the 1st Moscow I.M. Sechenov Medical Institute. The results of observations made over 360 students demonstrate a higher level of working capacity in the groups, that were tought by the experimental method. Improvement of the teaching method in the limits of the existing curriculum made it possible to widen and deepen the information presented to the students. This fact points to expediency of searching internal reserves for further improvements of the teaching process.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

кровообращения показало, что легкие физические нагрузки для здоровых могут рассматриваться как средние по тяжести для больных, а средние — соответственно как тяжелые.

Поступила I/III 1974 г.

PERMISSIBLE PHYSICAL LOAD FOR ADOLESCENTS WITH A COMPENSATED HEART DISEASE IN A NONACTIVE PHASE OF PHEUMATISM

M. I. Lyalin

Functional potentialities of adolescents with various compensated heart diseases were studied to elicit permissible physical loads. The results of the study have shown that special reglamentations of physical loads for such adolescents is necessary. It has been established that the features of the haemodynamic shifts in the sympatho-adrenal system of such patients at the time of carrying out dosed physical loads depend on the weight of the latter. The physical loads that are light for healthy persons may be considered to be of moderate weight for the sick ones and those of the moderate weight will be, respectively, heavy for them.

УДК 378.7

Э. Э. Саркисянц, Т. Ш. Миннибаев, А. А. Маркин, В. Б. Шарай

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

В научной организации обучения, на наш взгляд, следует различать

2 взаимосвязанных главных аспекта — оптимизацию педагогического процесса и гигиенические вопросы его организации. Расширение учебной информации неизбежно требует совершенствования форм и методов обучения. Однако не всякое новшество в педагогическом процессе является элементом его оптимизации.

Поэтому возникает необходимость экспериментального изучения и всесторонней оценки эффективности различных методов преподавания, направленных на повышение качества знаний студентов при сохранении высокого уровня работоспособности.

На кафедре гистологии и эмбриологии I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова в целях оптимизации учебного процесса, экономии времени для более глубокого осмысливания и синтеза изучаемого студентами материала на протяжении ряда лет внедрялся новый, «экспериментальный» метод преподавания. Он существенно отличается от традиционного метода обучения тем, что студент активно работает не только с препаратами, которые ему выдаются на руки, но и с демонстрационными материалами, диапозитивами, электронными микрофотографиями и др. Это вырабатывает у него умение анализировать изучаемый материал, сопоставлять электронномикроскопические данные с данными световой микроскопии. Кроме того, в активной беседе с преподавателем студенты глубже и целенаправленнее перерабатывают всю информацию, которая выносится на занятия. Для повседневного индивидуального контроля за усвоением материала на кафедре разработан типовой альбом контрольных вопросов и схем. Зарисовка в этом альбоме минимальна и используется главным образом как метод контроля. По существу экспериментальный метод включает элементы проблемного обучения вместо пассивного микроскопирования и зарисовки, что преобладает при традиционном методе преподавания предмета.

С целью сравнительной оценки функционального состояния организма студентов, обучающихся в группах с традищюнным и экспериментальным методом преподавания, мы на протяжении ряда лет проводили хронометраж-ные наблюдения, исследование функции внимания (с помощью таблиц с кольцами Ландольта) и общей работоспособности (корректурные таблицы

12 Ог

407я

Анфимова). С учетом особенностей учебной работы по предмету исследовали функцию аккомодации и конвергенции глаз методом эрго-графии. Под наблюдением находилось ^360 студентов II курса лечебного факультета, каждого из них][обследо-вали 5—6 раз.

Функциональное состояние организма студентов исследовали в период, когда они в определенной степени адаптировались к вузовскому режиму и особенностям преподаванияпред-мета. Обследования осуществляли в середине недели и семестра4-крат-

но на протяжении занятия (в 8 ч, 9 ч 30 мин, 10 ч 30 мин и 11 ч 30 мин).

Судя по результатам хронометража, при традиционном методе преподавания плотность занятий составляет 77%, а при экспериментальном — 94—96%. Непроизводительные потери учебного времени составляют соответственно 23 и 4—6%.

Изучение функционального состояния центральной нервной системы по данным корректурного теста (индивидуальная и комплексная оценка по С. М. Громбаху, 1970) показало, что студенты экспериментальных групп на протяжении всего занятия прослеживают статистически достоверно больше знаков и делают меньше ошибок по сравнению со студентами обычных групп. Комплексная оценка корректурных проб (рис. 1) позволила выявить, что на протяжении занятия в группе с экспериментальным методом преподавания существенно больше число корректурных проб с оценкой «хорошо» и значительно меньше работ с оценкой «плохо». Аналогичные результаты получены и при индивидуальной оценке корректурных проб. Для более углубленного анализа динамики функционального состояния центральной нервной системы наблюдаемых мы определяли соотношение количества «хороших» и «плохих» работ (по коэффициенту К). Высо-

Рис. 1. Динамика функционального состояния организма студентов обычных и «экспериментальных» групп (по комплексной оценке корректурных проб). а — группы с традиционным методом преподавания; б—группы с экспериментальным методом преподавания. / — «плохие* работы; 2—«удовлетворительные* работы; ¿—«хорошие* работы.

8

7 в

А

3 2 1

__1

Зч Эч 30мин ЮчЗОмин НчЗОмим

Г~)/ УШ2

•и 20

15

/0

5

8ч ЗчЗОтшЮчЗОнин/МОмен

О/

Рис. 2. Соотношение «хороших» и «плохих» работ по корректурному тесту (коэффициент К).

I — группы с «экспериментальным» методом преподавания; 2 — группы с традиционным методом преподавания.

Рис. 3. Распределение работ без ошибок на протяжении занятия (в % к числу обследованных).

Условные обозначения те же,что и на рис. 2

кий коэффициент К, свидетельствующий о лучшей работоспособности, отмечен у студентов экспериментальных групп (рис. 2). Число корректурных проб, выполненных ими без ошибок, непрерывно возрастает на протяжении занятия и достигает максимума к 3-му часу; в обычных группах число таких работ резко уменьшается уже после первой половины занятий (рис. 3).

К концу занятия у всех студентов уменьшается скорость переработки зрительной информации, хотя в экспериментальных группах это менее выражено. Анализ эргограмм выявил слабую степень утомления цилиар-ной мышцы у 40% студентов обеих наблюдаемых групп.

Таким образом, в группах с экспериментальным методом преподавания отмечается более высокая работоспособность студентов. Совершенствование метода преподавания в рамках существующего учебного времени позволило расширить и углубить преподносимую студентам информацию. Это свидетельствует о целесообразности поиска внутренних резервов в оптимизации учебного процесса.

Поступила I2/III 1974 г.

/

IMPROVEMENT OF THE TEACHING PROCESS AND THE WORKING CAPACITY

OF STUDENTS

E. E. Sarkisyants, T. Sh. Minnibaev, A. A. Markin, V. B. Sharay

The paper deals with dynamics of the functional state of the body of students in the course of «traditional» and «experimental» methods of teaching histology and embryology at the 1st Moscow I. M. Sechenov Medical Institute. The results of observations made over 360 students demonstrate a higher level of working capacity in the groups, that were tought by the experimental method. Improvement of the teaching method in the limits of the existing curriculum made it possible to widen and deepen the information presented to the students. This fact points to expediency of searching internal reserves for further improvements of the teaching process.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613.6:34(47-89):92 ЛЕНИН

Доктор мёд. наук Г. А. Бейлихис

В. И. ЛЕНИН О ЦАРСКОМ «ФАБРИЧНОМ» ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Будучи пламенным борцом за дело рабочего класса, В. И. Ленин живо интересовался положением российского пролетариата, которое бЬшо ему известно из первоисточников благодаря его широким связям с рабочими. Так, в руководимых им кружках «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» участвовали передовые рабочие крупнейших петербургских промышленных предприятий — Балтийского судостроительного, Александровского механического, Невского судостроительного и механического (Семянников-ского), Путиловского и Обуховского заводов и др. 1 Некоторые участники этих кружков, например В. А. Шелгунов и И. В. Бабушкин, стали впоследствии крупнейшими деятелями партии. При встречах с кружковцами Владимир Ильич, по свидетельству современников, досконально расспрашивал об условиях их труда и быта. В конце 1894 г. он составил вопросник для изучения условий труда и жизни рабочих, который распростра-

1 Ленин в Петербурге. М., 1957, с. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.