Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИТНЕС / ПИЛАТЕС / СТЕП-АЭРОБИКА / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / MENTAL PERFORMANCE / PHYSICAL PERFORMANCE / FITNESS / PILATES / STEP AEROBICS / SOMATIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бочарова В.И., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Смирнова Д.Е., Верзунова Л.В.

Целью исследования стало научное обоснование методики применения разнонаправленных средств фитнеса для повышения уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студентов. В эксперименте приняли участие 186 студентов (106 девушек, 80 юношей). Все испытуемые относились к основному учебному отделению. Были сформированы две группы: контрольная (n=85; 47 девушек, 38 юношей), в которой занимались по утвержденной на кафедре физического воспитания учебной программе, и экспериментальная (n=101; 59 девушек, 42 юноши), в содержание ее программы была включена экспериментальная методика. Исследование показало, что пилатес стабилизирует и тонизирует мышцы всего организма, совершенствует координационные способности занимающихся, улучшает телосложение, способствует уменьшению болевого синдрома в спине, улучшает работу кардиореспираторной системы, а также является наиболее востребованным фитнес-направлением для снижения психоэмоционального напряжения. Степ-аэробика положительно влияет на кардиореспиратурную систему и весь опорно-двигательный аппарат, а также на физическую работоспособность. Уровень соматического здоровья студентов экспериментальной группы после проведения эксперимента улучшился с оценки «ниже среднего» до оценки «среднее». В контрольной группе до и после эксперимента уровень соматического здоровья соответствовал оценке «ниже среднего». После проведения эксперимента показатели физической работоспособности у студентов экспериментальной группы улучшились, у студентов контрольной - остались на прежнем уровне. В экспериментальной группе все исследуемые показатели умственной работоспособности повысились и приобрели размеренный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бочарова В.И., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Смирнова Д.Е., Верзунова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASE LEVEL OF SOMATIC HEALTH IN STUDENTS BY MULTI DIRECTIONAL MEANS OF FITNESS

The purpose of the study is to substantiate methodology of using multidirectional fitness tools to improve level of somatic health, and as a result, physical and mental efficiency of students. The study sampling included 186 students (106 girls, 80 boys). Two groups were formed: control group (n=85: 47 girls, 38 boys) and experimental group (n=101: 59 girls, 42 boys) in the content of educational program were included experimental method. The study demonstrated that Pilates stabilizes and topes up muscles of entire body, improves coordination abilities, improves physique, favors reducing back pain, improves cardio-respiratory system and reduces psycho-emotional tension. The step aerobics positively effect on cardio-respiratory system and entire musculoskeletal system, as well as has a on physical performance. The somatic health of students in experimental group after experiment improved from “below average” to “average”. In control group, before and after the experiment, level of somatic health made to “below average”. After experiment, physical performance indicators in experimental group improved. The indices of students of control group remained at the same level. In experimental group, all indices of mental performance increased and began to have regular character.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА»

Health and Society

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Бочарова В. И., Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Смирнова Д. Е., Верзунова Л. В., Шумаков И. А.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ

ФИТНЕСА

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, г. Белгород

Целью исследования стало научное обоснование методики применения разнонаправленных средств фитнеса для повышения уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студентов. В эксперименте приняли участие 186 студентов (106 девушек, 80 юношей). Все испытуемые относились к основному учебному отделению. Были сформированы две группы: контрольная (n=85; 47 девушек, 38 юношей), в которой занимались по утвержденной на кафедре физического воспитания учебной программе, и экспериментальная (n=101; 59 девушек, 42 юноши), в содержание ее программы была включена экспериментальная методика. Исследование показало, что пилатес стабилизирует и тонизирует мышцы всего организма, совершенствует координационные способности занимающихся, улучшает телосложение, способствует уменьшению болевого синдрома в спине, улучшает работу кардиореспираторной системы, а также является наиболее востребованным фитнес-направлением для снижения психоэмоционального напряжения. Степ-аэробика положительно влияет на кардиореспиратурную систему и весь опорно-двигательный аппарат, а также на физическую работоспособность. Уровень соматического здоровья студентов экспериментальной группы после проведения эксперимента улучшился с оценки «ниже среднего» до оценки «среднее». В контрольной группе до и после эксперимента уровень соматического здоровья соответствовал оценке «ниже среднего». После проведения эксперимента показатели физической работоспособности у студентов экспериментальной группы улучшились, у студентов контрольной — остались на прежнем уровне. В экспериментальной группе все исследуемые показатели умственной работоспособности повысились и приобрели размеренный характер. Ключевые слова: студенты; умственная работоспособность; физическая работоспособность; фит-нес; пилатес; степ-аэробика; соматическое здоровье.

Для цитирования: Бочарова В. И., Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Смирнова Д. Е., Верзунова Л. В., Шумаков И. А. Повышение уровня соматического здоровья студентов разнонаправленными средствами фитнеса. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(5):948—953. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-5-948-953

Для корреспонденции: Кондаков Виктор Леонидович, д-р пед. наук, профессор кафедры физического воспитания , e-mail: kondakov@bsu.edu.ru

Bocharova V. I., Kondakov V. L., Kopeykina E. N., Smirnova D. E., Verzunova L. V., Shumakov I. A. THE INCREASE LEVEL OF SOMATIC HEALTH IN STUDENTS BY MULTI DIRECTIONAL MEANS OF

FITNESS

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The Belgorod State National Research

University", 308015, Belgorod, Russia

The purpose of the study is to substantiate methodology of using multidirectional fitness tools to improve level of somatic health, and as a result, physical and mental efficiency of students. The study sampling included 186 students (106 girls, 80 boys). Two groups were formed: control group (n=85: 47 girls, 38 boys) and experimental group (n=101: 59 girls. 42 boys) in the content of educational program were included experimental method. The study demonstrated that Pilates stabilizes and topes up muscles of entire body, improves coordination abilities, improves physique, favors reducing back pain, improves cardio-respiratory system and reduces psycho-emotional tension. The step aerobics positively effect on cardiorespiratory system and entire musculoskeletal system, as well as has a on physical performance. The somatic health of students in experimental group after experiment improved from "below average" to "average". In control group, before and after the experiment, level of somatic health made to "below average". After experiment, physical performance indicators in experimental group improved. The indices of students of control group remained at the same level. In experimental group, all indices of mental performance increased and began to have regular character.

Key words: students; mental performance; physical performance; fitness; Pilates; step aerobics; somatic health.

For citation: Bocharova V. I., Kondakov V. L., Kopeykina E. N., Smirnova D. E., Verzunova L. V., Shumakov I. A. The increasing level of somatic health in students by multi directional means of fitness. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i is-torii meditsini. 2020;28(5):948—953 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-5-948-953 For correspondence: Kondakov V. L., doctor of medical sciences, professor of the Chair of Physical Education of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The Belgorod State National Research University". e-mail: kondakov@bsu.edu.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 10.03.2020 Accepted 21.05.2020

Введение

Как отмечают многие специалисты, с начала XXI в. в среде студенческой молодежи наблюдается снижение уровня соматического здоровья, умственной и физической работоспособности [1]. Ежегодный анализ состояния здоровья поступающих в выс-

шие учебные заведения России показывает неутешительную динамику роста числа студентов-первокурсников с различными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, нервной и других систем организма (рис. 1). На последующих курсах наблю-

Здоров и общество

Учебный год

Рис. 1. Динамика распределения студентов по учебным отделениям. СУО — специальное учебное отделение; ОУО — основное учебное отделение.

дается рост этих показателей, который характеризуется либо прогрессированием старых заболеваний , либо возникновением новых.

В последнее время образовательный процесс в вузах претерпел значительные изменения: многократно возросла его интенсивность. Увеличение умственной нагрузки, цифровизация учебного процесса неизбежно влекут за собой не только снижение двигательной активности, но и снижение уровня здоровья студенческой молодежи. У студентов практически не остается свободного времени, что становится одним из основных факторов снижения интереса к занятиям физической культурой и спортом. Многие специалисты утверждают, что двигательная активность — один из важнейших компонентов здорового образа жизни человека, в основе которого лежит разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта [2—6].

В настоящее время перед преподавателями физической культуры стоит важная задача, заключающаяся не только в повышении уровня здоровья студентов, но и их физической и умственной работоспособности.

Цель исследования — научно обосновать методику применения разнонаправленных средств фитнеса для повышения уровня соматического здоровья, а также физической и умственной работоспособности студентов.

Материалы и методы

В эксперименте приняли участие 186 студентов Белгородского государственного национального ис-

следовательского университета и Белгородского университета кооперации, экономики и права (106 девушек, 80 юношей). Все испытуемые относились к основному учебному отделению. Были сформированы две группы: контрольная группа (КГ; п=85; 47 девушек, 38 юношей), в которой занимались по утвержденной на кафедре физического воспитания учебной программе, и экспериментальная группа (ЭГ; п=101; 59 девушек, 42 юноши), в содержание программы которой была включена экспериментальная методика. Методика применения разнонаправленных средств фитнеса для повышения уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студентов строилась на чередовании занятий с использованием средств пилатеса и степ-аэробики на протяжении всего курса обучения. Разработанная методика применения разнонаправленных средств фитнеса была дополнена эстафетами и подвижными играми для повышения интереса у занимающихся и увеличения эмоциональной составляющей занятий. Студенты, принимавшие участие в исследовании, были ознакомлены с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации [7] и дали письменное согласие на участие в экспериментальных исследованиях.

Статистический анализ полученных данных проведен с помощью лицензированных пакетов электронных таблиц Microsoft Excel (2016), Statgraphics 18.1.08. Определяли показатели описательной статистики (средняя арифметическая величина, стандартное отклонение и ошибка средней величины). Достоверность различий величин оценивали по критерию Стьюдента, различие считалось достоверным при p<0,05.

Результаты исследования

В ходе теоретического анализа научных исследований, посвященных изучению особенностей влияния различных упражнений на организм занимающихся и их психоэмоциональное состояние, нами были изучены различные виды двигательной активности. Были выбраны наиболее привлекательные, с точки зрения студентов, виды физкультурно-оздоровительной деятельности, которые почти не применяются на обязательных занятиях физической культурой и спортом в вузе — пилатес и степ-аэробика [8—10]:

• пилатес стабилизирует и тонизирует мышцы всего организма, совершенствует координационные способности занимающихся, улучшает телосложение, способствует уменьшению болевого синдрома в спине, улучшает работу кар-диореспираторной системы, а также является наиболее востребованным фитнес-направле-

24,85

20

15

11,99 11,8

"ill

195 zu,ut

18,28 I

I Г

ЭГ

КГ

Проба Руффье

I До ■ После

ЭГ

КГ

Степ-тест

Рис. 2. Динамика показателей физической работоспособности студентов ЭГ и КГ до и после эксперимента.

нием для снижения психоэмоционального напряжения;

• степ-аэробика положительно влияет на кар-диореспираторную систему, весь опорно-двигательный аппарат и физическую работоспособность [5, 8].

Для определения динамики физической работоспособности студентов нами были использованы «проба Руффье», «Степ-тест» и «Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с». Сравнительный анализ результатов студентов до и после проведения эксперимента позволил выявить положительное влияние разработанной методики. Так, в показателях студентов ЭГ произошли достоверные изменения в лучшую сторону, тогда как у студентов КГ эти показатели незначительно улучшились, но не достоверно (рис. 2).

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности студентов ЭГ и КГ до и после эксперимента

Тест 1руп-па До После p между группами после эксперимента

М ± m p M ± m Р

Сгибание-разгиба- ЭГ 12,80 ± 1,41 16,20 ± 1,15 *

ние рук в упоре ле- КГ 9,07 ± 1,80 10,55 ± 1,95

жа, количество раз

Подъем туловища ЭГ 75,80 ± 1,10 87,10 ± 2,10 *

из положения ле- КГ 76,35 ± 6,50 80,30 ± 6,75

жа, количество раз

Полуприсед у опо- ЭГ 86,45 ± 2,03 122,10 ± 8,40 *

ры, с КГ 85,30 ± 15,50 115,85 ± 21,10

Прыжок в длину с ЭГ 168,20 ± 0,65 174,00 ± 0,70 * *

места, см КГ 165,50 ± 3,10 167,80 ± 2,90

Бег 60 м, с ЭГ 10,05 ± 0,15 9,60 ± 0,10 * *

КГ 10,50 ± 0,50 10,29 ± 0,15

10 приседаний на ЭГ 10,40 ± 0,09 9,10 ± 0,10 * *

время, с КГ 11,08 ± 0,35 10,35 ± 0,20

Бег 2000 м, с ЭГ 726,60 ± 11,95 698,10 ± 7,40 *

КГ 697,80 ± 6,15 701,60 ± 6,55

Наклон стоя на ЭГ 11,05 ± 0,99 18,08± 0,30 * *

скамейке, см КГ 10,60 ± 1,05 12,00 ± 1,13

Тест на координа- ЭГ 4,50 ± 0,19 3,35 ± 0,12 *

цию, усл. ед. КГ 4,00 ± 0,60 2,90 ± 0,33

Плавание 50 м, с ЭГ 76,05 ± 0,80 70,05 ± 1,15 * *

КГ 77,92 ± 1,69 76,20 ± 1,55

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: *p<0,05 по i-критерию Стью-дента.

Health and Society

Анализ результатов исследования физической подготовленности показал, что статистически достоверные различия между показателями до и после эксперимента были зафиксированы только у студентов ЭГ. При этом по ряду показателей у студентов КГ выявлены достоверно более низкие результаты, чем в ЭГ (табл. 1).

Достоверно положительные изменения в показателях функционального состояния были отмечены только внутри ЭГ, у студентов КГ их выявлено не было (табл. 2).

Для определения степени влияния разработанной нами методики на соматическое здоровье студентов мы использовали методику Г. Л. Апанасенко (1988). Достоверные различия между группами после проведения эксперимента были выявлены в показателях «индекс Кетле», «индекс Робинсона» и «Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с». У студентов ЭГ эти показатели были лучше, чем у студентов КГ. Оценка уровня соматического здоровья, который выставляется по сумме баллов, у студентов КГ до и после проведения эксперимента соответствовала оценке «ниже среднего». В ЭГ до проведения эксперимента уровень здоровья оценивался как «ниже среднего», после эксперимента он повысился до оценки «средний уровень» (рис. 3).

Для изучения влияния разработанной методики на умственную работоспособность применяли тесты

Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния студентов ЭГ и КГ до и после эксперимента

Тест

Группа

До После

М ± m Р M ± m р

p между группами

ЧСС в покое, ЭГ 78,70 ± 1,53 76,00 ± 1,74

уд/мин КГ 83,70 ± 2,06 83,70 ± 2,80 *

Давление,

мм рт. ст.:

систолическое ЭГ 113,80 ± 1,50 113,50 ± 0,86

КГ 114,15 ± 2,38 113,00 ± 2,08

диастолическое ЭГ 69,60 ± 1,42 69,20 ± 0,73

КГ 71,50 ± 1,51 72,50 ± 1,63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пульсовое давле- ЭГ 44,05 ± 1,23 44,30 ± 1,26

ние, мм рт. ст. КГ 42,65 ± 2,32 40,50 ± 1,96

Систолический ЭГ 63,8 ± 1,25 64,46 ± 1,03

объем крови, мл КГ 61,66 ± 1,71 59,92 ± 1,64 *

Минутныйобъем ЭГ 5026,96 ± 145,79 4904,75 ± 135,15

крови, мл КГ 5118,80±117,13 4987,50 ± 174,40

Проба Штанге, с ЭГ 56,80 ± 2,38 63,70 ± 2,89

КГ 56,77 ± 4,13 53,90 ± 3,27 *

Проба Генча, с ЭГ 36,15 ± 1,89 46,80 ± 2,81 *

КГ 31,95 ± 2,81 35,78 ± 3,23 *

Ортостатическая ЭГ 18,70 ± 1,99 10,60 ± 0,50 *

проба (разница), КГ 22,80 ± 2,63 18,90 ± 3,62 *

уд/мин

Проба Ромберга, ЭГ 7,12 ± 0,98 15,25 ± 2,76

с КГ 8,13 ± 1,05 10,59 ± 2,62

Индекс Кердо, ЭГ 11,56 ± 2,56 7,70 ± 2,14

усл. ед. КГ 14,01 ± 2,00 12,02 ± 2,99

Индекс Скибин- ЭГ 25,37 ± 1,31 29,62 ± 1,42

ской, усл. ед. КГ 21,10 ± 2,25 20,85 ± 1,91 *

Здоровье и общество

Рис. 3. Динамика показателей уровня соматического здоровья студентов до и по

сле эксперимента.

Рис. 4. Показатели мышления, внимания и памяти студентов в течение одного дня и одной учебной недели.

на внимание, мышление и память (рис. 4). Также нами была использована компьютерная программа «КПФК-99 — Психомат» (табл. 3).

С помощью данных тестов мы исследовали динамику умственной работоспособности в разное время суток в недельном цикле. У студентов ЭГ все исследуемые показатели повысились и стали носить размеренный характер. У студентов КГ эти показатели практически не изменились и сохранили неравномерный характер. Все показатели, характеризующие умственную работоспособность (см. табл. 3), у студентов ЭГ достоверно улучшились (р<0,05), у студентов КГ достоверно ухудшились показатели в тестах «Память на числа» и «Арифметический тест» (р<0,05). Между группами по всем проведенным тестам отмечены достоверные различия (р<0,05), при этом у студентов ЭГ эти показатели были лучше, чем у студентов КГ.

Обсуждение

В настоящее время малоизученной остается проблема повышения уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студентов в ходе учебно-образовательного процесса. Нами практически не было выявлено работ с научным обоснованием целесообразности сочетания разнонаправленных средств фитнеса в образовательной деятельности студентов вузов. Рядом зарубежных авторов изучается влияние отдельных видов фитне-са на различные показатели жизнедеятельности студентов. Влияние занятий пилатесом и степ-аэробикой на мотивацию, стресс и другие психологические процессы рассмотрены в работах ряда исследователей [11—17].

Многие специалисты отмечают положительное влияние занятий фитнесом на физическое развитие и физическую подготовленность [18—25].

Большинство ученых предлагают использовать отдельные виды фитнеса при разработке учебных про-

Таблица 3

Умственная работоспособность студентов («КПФК-99 — Психомат»)

Показатель Группа До После р между группами

М + т Р М + т Р

Простая сенсомотор-

ная реакция (ПСР):

среднее латентное ЭГ 257,06 ± 12,44 226,00 ± 5,72 * *

время, мс КГ 267,50 ± 23,2 226,10 ± 12,4

Корректурная проба:

успешность ответов, ЭГ 94,11 ± 1,35 100,00 ± 0,00 * *

% КГ 92,00 ±4,00 96,18 ± 1,17

количество ошибок, ЭГ 0,50 ± 0,12 0,00 ± 0,00 * *

абс. ед. КГ 0,67 ± 0,33 0,32 ± 0,10

Память на числа:

количество правиль- ЭГ 6,22 ± 0,56 11,00 ± 1,47 * *

ных ответов, абс. ед. КГ 6,22 ± 0,56 4,00 ± 0,63 *

количество ошибок, ЭГ 2,22 ± 0,56 0,00 ± 0,00 * *

абс. ед. КГ 7,00 ± 3,61 1,35 ± 0,56

Арифметический тест:

доля правильных от- ЭГ 54,71 ± 3,51 66,67 ± 3,43 * *

ветов, % КГ 60,00 ± 1,15 35,00 ± 1,50 *

грамм по физической культуре, для студентов [13, 22, 23, 26—29]. K. Memmedova [11], G. M. McLoughlin и соавт. [15] доказали взаимосвязь между успеваемостью и занятиями пилатесом. Ученые Белгородского государственного национального исследовательского университета А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, А. H. Усатов научно обосновали использование средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, уровня здоровья, а также снижения нервно-эмоционального напряжения студенческой молодежи в процессе повседневной и образовательной деятельности [6].

Все это подтверждает актуальность нашего исследования и свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки и внедрения в образовательное пространство современного вуза инновационных методик и технологий (физкультурно-оздоровительных, педагогических), способствующих повышению уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студенческой молодежи.

Выводы

1. Уровень соматического здоровья студентов ЭГ после проведения эксперимента улучшился с оценки «ниже среднего» до оценки «среднее». В КГ до и после эксперимента уровень соматического здоровья соответствовал оценке «ниже среднего».

2. После проведения эксперимента показатели физической работоспособности у студентов ЭГ улучшились, у студентов КГ — остались на прежнем уровне.

3. У студентов ЭГ все исследуемые показатели умственной работоспособности повысились и стали носить размеренный характер.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов А. А., Третьяков А. А. Шрвно-эмоциональное напряжение студентов и методы повышения устойчивости студентов к его воздействию: Монография. Белгород; 2012.

2. Ильинич В. И. Физическая культура студента: Учебник. М.; 2005.

3. Кондаков В. Л., Копейкина Е. H., Усатов А. H. Двигательная активность как основа успешного овладения образовательной программой в современном высшем учебном заведении. Научный поиск. 2014;(1):16—8.

4. Семенова Т. H. Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды. М.; 2006.

5. WMA Declaration of Helsinki — Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects. Режим доступа: http:// www.ub.edu/recerca/Bioetica/doc/Declaracio_Helsinki_2013.pdf (дата обращения 15.04.2016).

6. Горелов А. А., Кондаков В. Л., Усатов А. H. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза. Физическое воспитание студентов. 2013;(1):17—26. doi: 10.6084/ m9.figshare. 156351

7. Федорова О. H. Комплексное применение средств пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена; 2012.

8. Долженко Л. П. Физическая подготовленность и функциональные особенности студентов с различным уровнем физического здоровья. Киев; 2007.

Health and Society

9. Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Усатов А. Н. О целесообразности использования физкультурно-оздоровительной технологии профилактики нарушений в состоянии дыхательной системы студентов. Физическое воспитание студентов. 2016;(2):4— 12. doi: 10.15561/20755279.2016.0201

10. Pilates J. H., Miller W. J. Return to life through contrology. New York; 1948.

11. Memmedova K. Impact of Pilates on Anxiety Attention, Motivation, Cognitive function and Achievement of Students: Structural Modeling. In: Hursen C., ed. Proceedings of 5th World Conference on Learning, Teaching and Educational Leadership. Amsterdam: Elsevier Science Bv. 2015;186:544—8.

12. Mora C. A. A. Review of the benefits of physical exercise on psychological stress based on intensity and mode. Pensar En Movimiento-Revista De Ciencias Del Ejercicio Y La Salud. 2018;16(1):21.

13. Bodnar I., Pavlova I., Dukh T., Wasik J., Mosler D., Svyshch Y. Effects of mutual learning in physical education to improve health indicators of Ukrainian students. Physical Education of Students. 2019;23(5):229—35.

14. Abavisani M., Lakzian R., Sarchahi Z., Jafariani S., Pourjafar H. The effect of Pilates exercise on anxiety in students of department of medical emergency — a clinical trial. J. Evolut. Med. Dental Sci. — JEMDS. 2019;21(8):1755—8.

15. McLoughlin G. M., Bai Y., Welk G. J. Longitudinal associations between physical fitness and academic achievement in youth. Med. Sci. Sports Exerc. 2020;52(3):616—22.

16. Haible S., Volk C., Demetriou Y., Honer O., Thiel A., Sudeck G. Physical activity-related health competence, physical activity, and physical fitness: analysis of control competence for the self-directed exercise of adolescents. Int. J. Environm. Res. Pub. Health. 2020;17(1):15.

17. Tong J. J., Qi X., He Z. H., Chen S. L., Pedersen S. J., Cooley P. D. The immediate and durable effects of yoga and physical fitness exercises on stress. J. Am. Coll. Health. 2020;9. doi: 10.1080/ 07448481.2019.1705840

18. Gonzalez-Galvez N., Poyatos M. C., Pardo P. J. M., Vale R. G. D., Fei-to Y. Effects of a pilates school program on hamstrings flexibility of adolescents. Revista Brasileira De Medicina Do Esporte. 2015;21(4):302—7.

19. Tinoco-Fernandez M., Jimenez-Martin M., Sanchez-Caravaca M. A., Fernandez-Perez A. M., Ramirez-Rodrigo J., Villaverde-Gutierrez C. The Pilates method and cardiorespiratory adaptation to training. Res. Sports Med.. 2016;24(3):281—6.

20. Kozhurina I. Health-improving physical education programme for university students. Sci. Educat. 2016;(8):85—6.

21. Kibar S., Yardimci F. O., Evcik D., Saime A. Y., Alhan A., Manco M., et al. Can a Pilates exercise program be effective on balance, flexibility and muscle endurance? A randomized controlled trial. J. Sports Med. Phys. Fitness. 2016;56(10):1139—46.

22. Atilgan E., Tarakci D., Mutluay F. Examining the postural awareness and flexibility changes in physical therapy students who took clinical Pilates class. Pakistan J. Med. Sci. 2017;33(3):640—4.

23. Gonzalez-Galvez N., Poyatos M. C., Marcos-Pardo P. J., Feito Y., Vale R. G. D. Pilates training induces changes in the trunk musculature of adolescents. Revista Brasileira De Medicina Do Esporte. 2019;25(3):235—9.

24. Sereda I., Lavrin H., Kucher T., Grygus I., Muszkieta R., Napierala M. The impact of yoga practice on the development of flexibility among the female student's pedagogical specialities in the process of physical training of higher educational institutions. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):85—95.

25. Al Ameer A. Influence of plyometric training program on selected motor fitness components among university males. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):46—51.

26. Mulyk K., Maksimova K., Mulyk V., Karpets L., Pustovoit B., Yefi-menko P. Motivational principles of using various fitness programs. Res. J. Pharm. Biol. Chem. Sci. 2018;9(6):673—80.

27. Symonik A. V., Chernenko O. Y., Chernenko A. Y., Serdyuk D. G., Kokarev B. V., Bulakh S. M. Application of fitball aerobics means in the system of physical education of female students of non-sporting specialties. Phys. Educat. Students. 2018;22(3):159—66.

28. Masanovic B. Prescribed Physical Education Syllabus vs. Modified Physical Education Syllabus Containing Proprioception Exercises: Comparative Study. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):149—58.

29. Kondakov V. L., Kopeikina E. N., Nikulina D. E., Voloshina L. N., Balysheva N. V. The orientation on the student's identity and its influence on size and nature of physical activity. Amazonia Investig. 2018;7(13):58—64.

Поступила 10.03.2020 Принята в печать 21.05.2020

Здоровье и общество

REFERENCES

1. Gorelov A. A., Treyakov A. A. Neuro-emotional stress of students and methods of increasing students ' resistance to its effects: Monograph [Nervno-emocional'noe napryagenie studentov i metodi povy-shenia ustoichivosti studentov k ego vozdeistviu: Monografia]. Belgorod; 2012 (in Russian).

2. Ilinich V. I. Student's physical culture: Textbook [Fizicheskay kul'tura studenta: Uchebnik]. Moscow; 2005 (in Russian).

3. Kondakov V. L., Kopeikina E. N., Usatov A. N. Motor activity as the basis for successful mastering of the educational program in a modern higher education institution. Nauchnyipoisk. 20l4;(1):16—8 (in Russian).

4. Semyonova T. N. Dynamics of indicators of physical development and mental performance in children of primary school age in the conditions of urban environment [Dinamika pokazateley fizichesko-go razvitya i umstvennoy rabotosposbnosti u detey mladshego shkolno-go vozrasta v uslovyakhgorodskoy sredy]. Moscow; 2006 (in Russian).

5. WMA Declaration of Helsinki — Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects. Available at: http://www. ub.edu/ recerca/Bioetica/doc/Declaracio_Helsinki_2013.pdf (accessed 15.04.2016).

6. Gorelov A. A., Kondakov V. L., Usatov A. N. To the question about the use of independent physical training in educational space of modern higher institute. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2013;(1):17—26. doi: 10.6084/m9.figshare.156351 (in Russian).

7. Fedorova O. N. Complex application of Pilates and aquaerobics in the classroom with women of the second period of adulthood [Kom-pleksnoe primenenie sredstv Pilatesa i akvaaerobiki na zanyatiyakh s zhenshinami vtorogo perioda zrelogo vozrasta]. St. Petersburg; 2012 (in Russian).

8. Dolzhenko L. P. Physical fitness and functional features of students with different levels of physical health. Kiev; 2007.

9. Kondakov V. L., Kopeikina E. N., Usatov A. N. On purposefulness of application of physical culturehealth related technology for prophylaxis of students' respiratory system disorders. Physical education of students. 2016;(2):4—12. doi: 10.15561/20755279.2016.0201 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Pilates J. H., Miller W. J. Return to life through contrology. New York; 1948.

11. Memmedova K. Impact of Pilates on Anxiety Attention, Motivation, Cognitive function and Achievement of Students: Structural Modeling. In: Hursen C., ed. Proceedings of 5th World Conference on Learning, Teaching and Educational Leadership. Amsterdam: Elsevier Science Bv. 2015;186:544—8.

12. Mora C. A. A. Review of the benefits of physical exercise on psychological stress based on intensity and mode. Pensar En Movimiento-Revista De Ciencias Del Ejercicio Y La Salud. 2018;16(1):21.

13. Bodnar I., Pavlova I., Dukh T., Wasik J., Mosler D., Svyshch Y. Effects of mutual learning in physical education to improve health indicators of Ukrainian students. Physical Education of Students. 2019;23(5):229—35.

14. Abavisani M., Lakzian R., Sarchahi Z., Jafariani S., Pourjafar H. The effect of Pilates exercise on anxiety in students of department of medical emergency — a clinical trial. J. Evolut. Med. Dental Sci. — JEMDS. 2019;21(8):1755—8.

15. McLoughlin G. M., Bai Y., Welk G. J. Longitudinal associations between physical fitness and academic achievement in youth. Med. Sci. Sports Exerc. 2020;52(3):616—22.

16. Haible S., Volk C., Demetriou Y., Honer O., Thiel A., Sudeck G. Physical activity-related health competence, physical activity, and physical fitness: analysis of control competence for the self-directed exercise of adolescents. Int. J. Environm. Res. Pub. Health. 2020;17(1):15.

17. Tong J. J., Qi X., He Z. H., Chen S. L., Pedersen S. J., Cooley P. D. The immediate and durable effects of yoga and physical fitness exercises on stress. J. Am. Coll. Health. 2020;9. doi: 10.1080/ 07448481.2019.1705840

18. Gonzalez-Galvez N., Poyatos M. C., Pardo P. J. M., Vale R. G. D., Fei-to Y. Effects of a pilates school program on hamstrings flexibility of adolescents. Revista Brasileira De Medicina Do Esporte. 2015;21(4):302—7.

19. Tinoco-Fernandez M., Jimenez-Martin M., Sanchez-Caravaca M. A., Fernandez-Perez A. M., Ramirez-Rodrigo J., Villaverde-Gutierrez C. The Pilates method and cardiorespiratory adaptation to training. Res. Sports Med.. 2016;24(3):281—6.

20. Kozhurina I. Health-improving physical education programme for university students. Sci. Educat. 2016;(8):85—6.

21. Kibar S., Yardimci F. O., Evcik D., Saime A. Y., Alhan A., Manco M., et al. Can a Pilates exercise program be effective on balance, flexibility and muscle endurance? A randomized controlled trial. J. Sports Med. Phys. Fitness. 2016;56(10):1139—46.

22. Atilgan E., Tarakci D., Mutluay F. Examining the postural awareness and flexibility changes in physical therapy students who took clinical Pilates class. Pakistan J. Med. Sci. 2017;33(3):640—4.

23. Gonzalez-Galvez N., Poyatos M. C., Marcos-Pardo P. J., Feito Y., Vale R. G. D. Pilates training induces changes in the trunk musculature of adolescents. Revista Brasileira De Medicina Do Esporte. 2019;25(3):235—9.

24. Sereda I., Lavrin H., Kucher T., Grygus I., Muszkieta R., Napierala M. The impact of yoga practice on the development of flexibility among the female student's pedagogical specialities in the process of physical training of higher educational institutions. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):85—95.

25. Al Ameer A. Influence of plyometric training program on selected motor fitness components among university males. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):46—51.

26. Mulyk K., Maksimova K., Mulyk V., Karpets L., Pustovoit B., Yefi-menko P. Motivational principles of using various fitness programs. Res. J. Pharm. Biol. Chem. Sci. 2018;9(6):673—80.

27. Symonik A. V., Chernenko O. Y., Chernenko A. Y., Serdyuk D. G., Kokarev B. V., Bulakh S. M. Application of fitball aerobics means in the system of physical education of female students of non-sporting specialties. Phys. Educat. Students. 2018;22(3):159—66.

28. Masanovic B. Prescribed Physical Education Syllabus vs. Modified Physical Education Syllabus Containing Proprioception Exercises: Comparative Study. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):149—58.

29. Kondakov V. L., Kopeikina E. N., Nikulina D. E., Voloshina L. N., Balysheva N. V. The orientation on the student's identity and its influence on size and nature of physical activity. Amazonia Investig. 2018;7(13):58—64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.