го воспитания (например, использование положительных примеров поведения учащихся, отношения к работе, проявления волевых и моральных качеств и т. п.). Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, построений, перестроений, передвижений и т. п. Намечаются методы проверки и оценки учебной работы занимающихся, записывается содержание домашних заданий. Записи могут быть пояснены рисунками и чертежами, схемами и т. п.
Степень соответствия оформления конспекта урока перечисленным требованиям является критерием его оценки.
Е.К. Захарова, Ю.М. Зубарев
Оптимизация тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовой выносливости у лыжника-гонщика
При оптимизации тренировочных нагрузок в лыжном спорте необходимо учитывать развитие всех основных двигательных качеств.
Однако эти качества поддаются развитию в результате направленной специализированной тренировки, но в разной степени. При этом уровень развития физических качеств необходимо прогнозировать и управлять этим процессом при помощи изменения интенсивности занятий и их объема с разными средствами подготовки, учитывая возрастающую конкурентоспособность лыжников-гонщиков в различных возрастных группах. Исследованиями многих авторов была установлена тесная взаимосвязь между уровнем развития силы и спортивно-техническими результатами. Однако другие физические способности лыжников, такие как силовая и скоростная выносливость, а также специальная выносливость, зависят от уровня проявления рациональной и экономичной мышечной силы при отталкивании. Тогда как силовые качества лыжников представляют собой совокупность нескольких компонентов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти разновидности силовых качеств необходимы для выполнения отталкивания ногой и руками, а также при выполнении переходов переноса ноги (маховые движения). Между компонентами силовых способностей трудно провести четкие границы, отделяющие одно от другого и переходящие из силовой выносливости в скоростную, кроме того они переплетаются и как бы перетекают из одной связки в другую - с нижней опоры на верхние суставы. Сам процесс отталкивания ногой или руками протекает в течение 0,2-0,3 секунд (динамиче-
258
ское усилие), но результативность лыжной гонки зависит от силовой выносливости на протяжении всей дистанции. Для развития силовых качеств и, что особо важно, их удержания на должном уровне на протяжении всей дистанции квалифицированным лыжникам необходимо систематически выполнять большой объем специальных имитационных и соревновательных упражнений. Эти упражнения на лыжероллерах выполняются иногда в облегченном режиме, например, одновременный бесшажный ход под уклон, а иногда в затрудненных режимах, выполняя лыжный ход в подъеме. Для развития конкретных мышечных групп в подготовительном периоде использовали механические тренажеры. Эти тренажеры создают условия для развития максимальной силы за короткое время, тогда как продолжительное время действия этих усилий способствует развитию силовой выносливости. При этом в тренировке используются оптимальные режимы работы, которые структурно и параметрически подобраны исходя из нормированной лыжной дистанции. Прежде всего, имитационные упражнения должны быть подобраны в соответствии с режимом, входящим в соревновательную программу, именно по таким параметрам, как амплитуда движения, режим работы мышц, скорость развития максимальной силы, её величина и акцент влияния во времени и пространстве. Необходимо при этом отметить, что принцип динамического соответствия не должен противоречить динамическому стереотипу при выполнении имитационных упражнений, а должен вносить тренировочные воздействия в развитие силовой выносливости.
За последние время в поисках путей для повышения скорости передвижения тренеры все больше внимания обращают на увеличение потенциала силовой выносливости рук и плечевого пояса. В качестве основного средства совершенствования силовой подготовки применяется передвижение одновременными бесшажными ходами и их имитациями. Ставится цель - преодолеть большее расстояние за определенное количество шагов. Контрольные упражнения в подготовительном периоде выполняются на лыжероллерах, а также для совершенствования специальной силовой подготовки используется преимущественно передвижение на тяжелых лыжероллерах и бег с чередованием имитационных упражнений по пересеченной местности. В недельном микроцикле наибольшее внимание следует уделять развитию силовой выносливости мышц рук, туловища и плечевого пояса. В подготовительном периоде на первом этапе упражнения выполняются при ЧСС 150-160 ударов в минуту. На втором этапе упражнения выполняются при ЧСС 160-170 ударов в минуту. Для развития и поддержания уровня силовой выносливости мышц
259
рук, плечевого пояса и туловища применяют упражнения в передвижении одновременными бесшажными ходами с интенсивностью при ЧСС 170-180 ударов в минуту. Для сохранения двигательных навыков требуется систематическая, целенаправленная тренировка, для чего в каждом виде спорта обычно подбираются специальные упражнения, близкие по характеру выполнения к основным параметрам техники и примерно равные по функциональному воздействию на организм. У лыжников-гонщиков одним из основных упражнений является имитация лыжных ходов с палками в подъем в сочетании с бегом, передвижение на легких и тяжелых лыжероллерах. Наиболее подходящим имитационным упражнением при решении задач совершенствования двигательных навыков и координации двигательных и вегетативных функций в бесснежное время является передвижение на лыжероллерах со средней интенсивностью по равнине и в подъем 4-6 градусов. При планировании объема и интенсивности тренировочной нагрузки ее выполнение должно соответствовать индивидуальным функциональным возможностям организма спортсменов. Для этого в конце месяца, этапа подготовки, проводится контрольная тренировка, результаты которой отчетливо показывают рост или снижение работоспособности. В каждом тренировочном занятии спортсмен должен четко знать поставленную задачу. Для развития силовой выносливости в прыжковой имитации необходимо выбирать подъем 4-6 градусов, длиной 150-200 метров и проходить на скорости не более 80 процентов от соревновательной.
Энергетические затраты при прыжковой имитации с палками наибольшие, поэтому она является самым эффективным средством для развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Для совершенствования техники толчка ногой первоначально необходимо применять шаговую имитацию, так как скорость ее намного ниже, чем на лыжах. При выполнении шага спортсмен хорошо ощущает зарядку стопы, толчок, направленный в землю, полное выпрямление ноги в коленном суставе. Имитация на лыжероллерах со средней интенсивностью более всего подходит для поддержания координации двигательных и вегетативных функций, а также для совершенствования двигательного навыка. Для развития основных качеств лыжников-гонщиков необходимо больше использовать специальные средства, в частности имитация лыжных ходов, чтобы сила и силовая выносливость развивалась в имитационных упражнениях, близких по своей структуре к передвижению на лыжах.
Не следует увлекаться каким-то одним средством специальной подготовки. Весь комплекс этих средств (лыжероллеры, прыжковая и шаговая имитация, упражнения на тренажерах)
260
должны постоянно присутствовать в тренировочных нагрузках для решений конкретных задач. За основу принято фазовое деление цикла хода. Наиболее близкую связь в технике передвижения имеют угловые характеристики, угол наклона голени к лыжне, угол между бедром и голенью, угол наклона туловища в первой фазе, угол между бедром и голенью во второй фазе, угол постановки палки. Следовательно, по форме движения на лыжах и лыжероллерах они сходны по пространственным и временным характеристикам. Время шага и его длина на передвижение на лыжероллерах больше, чем на лыжах, на 20-25 процентов. Длина выпада примерно одинакова. Угол постановки палки меньше, но незначительно. Видимо, лыжник учитывает возможность проскальзывания палки на асфальте и ставит ее более отвесно. Продолжительность периода скольжения на лыжах оказывается значительно меньше, чем на лыжероллерах (в среднем на 1526 процентов). Наибольшее различие в технике попеременного двухшажного хода на лыжах и лыжероллерах обнаружены при остановке лыжи. В момент остановки лыжероллеров маховая нога оказывается впереди опорной на 8-10 см и (опережающий выпад) иногда на уровне с ней. На лыжах маховая нога чаще всего отстает от опорной на 10-20 см в момент остановки лыжи (запаздывающий выпад) или находится на одном уровне (своевременный выпад). При отталкивании на лыжероллерах лыжник не заботится о постановке лыжи, его не волнует возможность проскальзывания, так как это исключено их конструкцией. Все внимание он сосредотачивает на выносе ноги вперед. На снегу условия иные. Необходимость плотнее прижать лыжу при отталкивании заставляет лыжника-гонщика начинать подседание немного раньше. В момент подседания на лыжероллерах расстояние между стопами в среднем 35 см, а на лыжах 57 см. В результате такого отставания маховая нога к моменту остановки лыжи не успевает догнать опорную. Лыжа какое-то мгновение до выпада неподвижна. Таким образом при использовании лыжероллеров для совершенствования техники в подготовительном периоде надо давать спортсменам установку на воспроизведение лыжного отталкивания, т. е. (плотнее прижимать лыжу, и отталкиваться от лыжи, а не лыжни). При этом использовать рациональную структуру силовых параметров при отталкивании.
Специальные силовые параметры при отталкивании лыжника можно развивать как изолированно друг от друга при помощи имитационных упражнений, так и совмещенно на различных лыжероллерах. Весьма эффективным методом в предыдущие годы являлся метод сопряженного воздействия. В системе интегральной подготовки этот метод используется в процессе развития раз-
261
личных физических качеств, когда одновременно развиваются несколько физических способностей, как силовая и специальная выносливость. Однако эти действия могут быть достигнуты при выполнении оптимального режима тренировочных нагрузок скоростно-силового характера, ибо без развития оптимальной силовой выносливости невозможно обеспечить высокую надежность исполнения соревновательных упражнений. Таким образом, методика развития силовой выносливости обеспечивает уровень развития основных физических качеств с одновременным совершенствованием техники соревновательных упражнений лыжника-гонщика в целом.
Н. В. Иванов
Психологические аспекты деятельности футбольного арбитра
Специфика судейской деятельности в спорте практически не отражена в работах ученых-психологов. Специальных исследований, посвященных деятельности судьи по футболу, известно всего лишь несколько. Учебно-методической комиссией Всесоюзной коллегии судей под руководством судьи международной категории С.А. Алимова (1970) на пятнадцати играх высшей лиги методом педагогического наблюдения изучался ряд характеристик деятельности арбитров. Оказалось, что, в среднем, за игру лучшие судьи допускают шесть-семь ошибок. Однако если игра приобретает резкий характер, количество ошибок возрастает. Несколько парадоксальные, по мнению С.А. Алимова (1970), результаты были получены в отношении ситуаций пропуска нарушений. Оказалось, что большинство всех ошибок допускается в статическом положении. В качестве частичного объяснения этого явления С.А. Алимов ссылается на то обстоятельство, что судьи высшей квалификации умело выбирают моменты быстрого перемещения в игровых ситуациях, где менее всего ожидается нарушение. Весьма вероятным является и то, что судья может несколько расслабляться при перемещениях шагом и остановках. Это наблюдение представляет большой интерес и содержит ряд конструктивных предложений по поводу психологической подготовки судей по футболу.
При возросшей скорости в современном футболе, особенно на высшем уровне, есть серьезные основания считать, что многие судейские ошибки имеют психологическую основу (Зайпельт Ф., 1977; Казаков П.Н., 1978; Латышев Н.Г., 1977). Так среди прочих судейских ошибок, связанных с определением положения «вне игры» при взятии ворот, отмечается: невнимательность судьи и помощника к
262