ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА
А.В. ГУРСКИЙ, В.В. ЕРМАКОВ, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Совершенствование технического мастерства спортсменов - процесс трудоемкий и сложный. Особенно это проявляется при условии изначально неправильно сформированного технического действия. Дополнительными сбивающими факторами в лыжных гонках являются внешние (погодные) и внутренние (усталость) условия. В этой связи выделение основных элементов в общей системе двигательного навыка и целенаправленное воздействие на их эффективное формирование имеет главенствующее значение в процессе становления технического мастерства. Предлагаемая этапно-компонентная технология становления и совершенствования технического мастерства лыжников-гонщиков включает в себя три организационных этапа в зависимости от степени владения двигательным навыком с контролем уровня исполнения, применения специальных упражнений в зависимости от решаемых задач.
Abstract
The improvement of athletes' technical skills is a consuming and complex process. It is particularly evident in the condition of initially malformed technical action. Additional reducing factors in skiing are external (weather) and internal (fatigue) conditions. That^s why the allocation of the main elements in the overall system of motor skill and meaningful impact on their effective formation has a dominant role in the making of technical skill. The proposed phasing-component technology formation and perfection of skier's technical skill includes three organizational stages depending on the degree of skier's motor skills to control the level of performance, using specific exercises depending on the task.
Ключевые слова: техническое мастерство лыжника-гонщика, этапно-компонентная технология, специальные упражнения лыжника-гонщика.
Key words: skier's technical skills, phasing-component technology, skier's special exercises.
Совершенствование системы двигательных действий и ее структуры (взаимосвязей) на этапах становления технического мастерства лыжников-гонщиков - процесс длительный и безграничный, который осуществляется неразрывно с развитием специальных физических качеств, двигательных способностей и навыков, повышением функциональных возможностей с целью их эффективной реализации в высокий спортивный результат. Как правило, переход от обучения к совершенствованию техники движений происходит постепенно и не имеет четко установленных сроков и границ. Переучивание и освоение новых, современных, более рациональных и эффективных способов передвижения, параметров и элементов движений связано с необходимостью возвращения к процессу обучения, несмотря на уровень спортивной квалификации лыжников-гонщиков. В этой связи необходим дифференцированный подход к методике комплексного и избирательного применения специальных тренажеров и специально-подготовительных упражнений для формирования навыков, развития физических качеств, функциональных возможностей и двигательных способностей лыжников-гонщиков. С учетом биомеханически и экспериментально оцененных новых специальных тренажеров и технических приспособлений, а также комплексов структурно-избирательных упражнений важное значение имеет технология их применения
в учебно-тренировочном процессе лыжников-гонщиков на этапах становления их спортивно-технического мастерства.
В соответствии с выявленными нами характерными особенностями в двигательных действиях спортсменов была разработана этапно-компонентная технология совершенствования техники для классических лыжных ходов. В ее структуре определены этапы и наиболее важные компоненты - цели и задачи, признаки, по которым можно оценить необходимость перехода от одного этапа к другому, комплексы специально-подготовительных и структурно-избирательных упражнений для решения задач по совершенствованию специальных двигательных навыков и развитию физических качеств, а также установить контроль и самоконтроль за качеством выполнения двигательных действий со стороны тренера и спортсмена.
При формировании и совершенствовании техники лыжников-гонщиков в классических лыжных ходах в процессе совершенствования технического мастерства лыжников-гонщиков в классических лыжных ходах выделены следующие этапы:
1) Совершенствование общей системы и структуры скользящего шага.
2) Совершенствование ведущих двигательных действий и согласованности движений.
3) Совершенствование индивидуальной системы и структуры двигательных действий (см. таблицу).
Первый этап - совершенствование общей системы и структуры скользящего шага.
Цель и задачи. Овладеть техникой скользящего шага. Совершенствовать подседание, толчок ногой и рукой, перекат и одноопорное скольжение.
Признаки. Выполняет технику скользящего шага: четко выполняет период отталкивания и скольжения, выпрямляет ногу и руку при отталкивании, активно ставит лыжную палку и овладевает жесткой системой «рука-туловище».
Средства, упражнения. Подводящие упражнения -структурно-избирательные на тренажерах и на лыжах. Основные способы лыжных ходов.
Упражнения для совершенствования техники скользящего шага:
1) И.П. - стойка лыжника в выпаде, руки за спину. Многократное отталкивание на «взлет-вверх» с отрывом толчковой ноги.
2) И.П. - стойка лыжника, руки за спину. Ходьба полушагом при наклоне туловища.
3) И.П. - стойка лыжника, руки за спину. Передвижение шагом при большом наклоне туловища с акцентом на завершающее движение стопой.
4) И.П. - стойка лыжника. Передвижение шагом (шаговая имитация) с попеременной работой рук (без палок).
5) Попеременное скольжение на лыжах (руки за спину) с акцентом отталкивания ногой на «взлет».
6) Попеременный двухшажный ход (держа палки за середину) с акцентом на одноопорное скольжение.
7) Попеременный двухшажный ход с акцентом на согласованную работу ног и рук.
8) Скольжение на двух лыжах под уклон. Попеременное отталкивание руками с активной постановкой и сильным толчком рукой.
9) Структурно-избирательные упражнения на тренажерах: рессора, круг, тележка, самокат.
Контроль. Устойчиво скользит на одной лыже, законченность отталкивания ногой, выпрямляет ногу в момент окончания отталкивания.
Самоконтроль. Ощущение непринужденного одно-опорного скольжения, сильного отталкивания рукой и ногой.
Второй этап - совершенствование ведущих двигательных действий и согласованности движений.
Цель и задачи. Овладеть рациональной техникой скользящего шага. Совершенствовать ведущие двигательные действия и рационально выполнять их.
Признаки. Рационально выполняет двигательные действия в скользящем шаге: четко выполняет главные компоненты скользящего шага, выполняет периоды и фазы в оптимальных границах.
Средства, упражнения. Специально-подготовительные и структурно-избирательные на тренажерах. Основные способы лыжных ходов с различной интенсивностью.
Упражнения для рационального выполнения элементов движений и техники скользящего шага:
1) И.П. - стойка лыжника в выпаде. Многократное отталкивание (правой, левой) с предварительным под-седанием на толчковой ноге. Акцент на глубокое подсе-дание, сильное и быстрое отталкивание на «взлет-вверх».
2) Выполнение шаговой имитации без палок, обращая внимание на быстрое подседание и сильный законченный толчок ногой.
3) Выполнение шаговой имитации с попеременной работой рук. Обратить внимание на сильный, законченный толчок ногой и рукой.
4) Передвижение на тренажере «самокат» с акцентом на быстрое выполнение подседания и отталкивания ногой (на равнине и в пологий подъем).
5) Попеременный двухшажный ход (без палок). Обратить внимание на четкое подседание, сильное и законченное отталкивание ногой, быстрый маховый вынос и четкий перенос веса тела.
6) Попеременный двухшажный и одновременный одношажный ходы с акцентом на активную постановку лыжной палки (палок), опускание рукоятки вниз-назад и создание жесткой системы «рука-туловище».
7) И.П. - скольжение на двух лыжах в пологий подъем. Попеременное (одновременное) отталкивание руками с выполнением требований предыдущего упражнения.
Контроль. Эффективно выполняет двигательные действия (подседание, толчок, маховые действия) в процессе длительного передвижения.
Самоконтроль. Ощущается постоянство, хорошая ритмичность и законченность движений в изменяющихся условиях.
Третий этап - совершенствование индивидуальной системы и структуры двигательных действий.
Цель и задачи. Овладеть индивидуальной и экономичной техникой скользящего шага. Совершенствовать технику движений с учетом индивидуальных особенностей и условий передвижения.
Признаки. Экономично выполняет двигательные действия в скользящем шаге. Эффективно выполняет отталкивания, владеет вариативной техникой скользящего шага, умело приспосабливает движения к условиям и факторам внешней среды.
Средства, упражнения. Комплексное применение специально-подготовительных упражнений. Основные способы лыжных ходов с различной интенсивностью и в переменных условиях.
Контроль. Владеет рациональной, современной техникой скользящего шага, умело управляет двигательными действиями к сбивающим факторам.
Самоконтроль. Понимает свои недостатки в технике и знает пути их устранения, умеет приспособить свои действия к сбивающим факторам.
На данном этапе процесс совершенствования технического мастерства необходимо проводить в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки.
В подготовительном периоде широко используются различные специально-подготовительные упражнения без приспособлений (имитационные), с приспособлениями (лыжероллеры, роликовые коньки, роликовые лыжи) и на искусственных покрытиях (искусственные лыжни
(D О
Этапно-компонентная технология совершенствования системы двигательных действий лыжников-гонщиков в классических лыжных ходах
о la
Этап Цель и задачи Признаки Средства, упражнения Контроль и самоконтроль
1. Совершенствование общей системы и структуры скользящего шага Цель - овладеть техникой скользящего шага. Задачи - совершенствовать подседание, толчок ногой и рукой, перекат и одноопорное скольжение Выполняет технику скользящего шага: четко выполняет период отталкивания и скольжения; выпрямляет ногу и руку при отталкивании; активно ставит лыжную палку и овладел жесткой системой «рука-туловище» Тренажеры - рессора, круг, тележка. Структурно-избирательные упражнения на тренажерах и на лыжах. Основные способы лыжных ходов Контроль. Устойчиво скользит на одной лыже, выпрямляет ногу при отталкивании. Самоконтроль. Ощущение непринужденного одноопорного скольжения, сильного отталкивания рукой и ногой
2. Совершенствование ведущих двигательных действий и согласованности движений Цель - овладеть рациональной техникой скользящего шага. Задачи - совершенствовать ведущие двигательные действия и рационально выполнять их Рационально выполняет двигательные действия в скользящем шаге: четко выполняет главные компоненты скользящего шага; выполняет периоды и фазы в оптимальных границах Тренажеры - самокат, тележка, имитация прыжковая, шаговая, СОЛ. Специально-подготовительные и структурно-избирательные на тренажерах. Основные способы лыжных ходов с различной интенсивностью Контроль. Рационально выполняет двигательные действия (подседание, толчок, маховые действия)в процессе длительного передвижения. Самоконтроль. Ощущается постоянство, хорошая ритмичность и законченность движений в изменяющихся условиях
3. Совершенствование индивидуальной системы и структуры двигательных действий Цель - овладеть индивидуальной и экономичной техникой скользящего шага. Задачи - совершенствовать технику движений с учетом индивидуальных особенностей и условий передвижения Экономично выполняет двигательные действия в скользящем шаге: эффективно выполняет отталкивания; владеет вариативной техникой скользящего шага - умело приспосабливает движения к условиям и факторам внешней среды Тренажеры - лыжный тредбан, салазки, СОЛ и т.д. Комплексное применение специально-подготовительных упражнений. Основные способы лыжных ходов с различной интенсивностью и в переменных условиях Контроль. Владеет рациональной, экономичной техникой скользящего шага, умело управляет двигательными действиями в различных условиях. Самоконтроль. Понимает свои недостатки в технике и знает пути их устранения, умеет приспособить свои действия к сбивающим факторам
OI
из синтетических материалов), а также применяются тренажеры - рессора, круг, самокат, СОЛ, салазки для совершенствования ведущих параметров и элементов техники, сопряженных с развитием специальных физических качеств лыжника-гонщика.
Данные средства применяются как в условиях тренажерного зала, так и на лыжах, которые в значительной степени эффективно развивают специальные физические качества, совершенствуют технику отдельных элементов движения и всего хода в целом, расширяют уровень приспособительных возможностей к различным условиям передвижения лыжника на снегу.
В процессе вкатывания совершенствование техники должно осуществляться с интенсивностью, не превышающей 90% от средней соревновательной скорости для данного уровня подготовленности. По мере восстановления двигательного навыка совершенствование техники проводится на повышенных соревновательных скоростях и в различных условиях передвижения. В тренировку
включаются участки трассы с различным профилем, состоянием лыжни (мягкая, плотная, леденистая) и микрорельефом трассы (бугристая, извилистая, разбитая).
Особое внимание обращается на совершенствование техники под влиянием утомления.
Широко используется весь комплекс упражнений, рекомендованный для учебно-тренировочного процесса на первом, втором этапах совершенствования технического мастерства лыжников-гонщиков.
Строго придерживаясь этапов, последовательности и системы применения комплекса упражнений для совершенствования двигательных действий лыжников-гонщиков, можно добиться стабильности в росте спортивно-технических результатов. На всех этапах формирования и совершенствования технического мастерства необходимо уделять особое внимание устранению тех ошибок в технике, которые возникают в результате неправильного понимания сущности движений, некачественного усвоения двигательного навыка.
Литература
1. Донской Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): учебно-методическое пособие для студентов физкультурных вузов и тренеров / Д.Д. Донской. - М.: РГАФК, 1995. - 70 с.
2. Манжосов В.Н. Анализ техники конькового и полуконькового ходов и их эффективности: метод. реко-
мендации / В.Н. Манжосов, В.В. Ермаков, В.Л. Ростовцев. - М., 1985. - 81 с.
3. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт: учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2005. - 224 с.
References
1. Donskoy D.D. The structure of the action (bio-mechanical study of the structure of sports action and its improvement): a teaching aid for students of sports high schools and coaches / D.D. Donskoy. - M.: RGAFK, 1995. - 70 p.
2. Manzhosov V.N. Analysis of techniques of ridged and half-ridged movements and their effectiveness: method.
recommendations / V.N. Manzhosov, V.V. Ermakov, V.L. Rostovtsev. - M., 1985. - 81 p.
3. Ramenskaya T.I., Batalov A.G. Skiing: a textbook for students' individual work / T.I. Ramenskaya, A.G. Batalov. - M.: Physical culture, 2005. - 224 p.