Ю. М. Зубарев, Р. А. Истомин
Развитие координационных и силовых способностей лыжников-гонщиков в подготовительном периоде
Лыжный спорт, как любой другой ориентирован на высшие достижения, где главной целью подготовки спортсменов является их успешное выступление на крупных соревнованиях, которые планируются заранее. Поэтому соревновательная деятельность здесь является первичным элементом, а тренировочная деятельность вторична и подчинена первой.
Главной концепцией высшего уровня в системе подготовки высококвалифицированных лыжников является модель соревновательной деятельности. По этой причине данная деятельность тщательно изучается, прогнозируется теоретически и практически проверяется, где основная стратегия подготовки лыжников высшей квалификации находится в многократном тиражировании учебно-тренировочного процесса для достижения поставленной цели.
Поэтому одной из главных задач подготовки лыжников является построение научно-обоснованного учебного процесса. Здесь необходимо учитывать комплексное влияние всех нагрузок, а именно учитывать развитие выносливости, силы и быстроты.
Специалисты по лыжному спорту в последнее время особое внимание уделяют рациональной структуре движения в лыжных гонках, а именно сочетание силовых и на их основе развитие координационных составляющих.
Данное положение применяется к хорошо подготовленной лыжной трассе. Здесь нужно отметить, что механическая подготовка трассы стала жесткой и ровно укатанной, и быстро возросла скорость лыжников по заданной дистанции. Поэтому в основу подготовки стали использовать интенсивные силовые упражнения лыжника, которые способны сократить время прохождения по заданной дистанции. Такое положение мы можем наблюдать и оценивать между уровнем развития силы и быстроты и спортивно-техническими результатами в лыжном спорте. Силовые качества предоставляют собой совокупность нескольких компонентов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти разновидности силовых качеств необходимы для выполнения различных упражнений как при отталкивании руками (палками), так и ногами от опоры. Между компонентами силовых качеств трудно провести четкие границы, отделяющие их друг от друга. Уровень проявления силовых качеств определяется с помощью специальных тестовых упражнений и является важными информативными показателями подготовленности лыжника и их перспективности.
Такими тестами являются: подтягивание на перекладине, отжимание из положения лежа, имитация работы рук при одновременных ходах на тренажерах, прыжки многоскоки, тройной прыжок; де-десятирной прыжок и т. д.
Для развития специальных силовых качеств и удержания их на должном уровне лыжникам необходимо систематически выполнять большой объем специальных силовых упражнений. Эти упражнения выполняются в облегченном, нормальном и затрудненных режимах, а именно: а) с помощью специальных тренажеров; б) самостоятельно с помощью силовых упражнений (прыжки многоскоки), в) с искусственным отягощением. В последнем случае используются пояса с песком различного веса (от 1 до 5 кг) отягощения прикрепляются на пояс лыжника и естественно влияют на мышцы ног при отталкивании. Здесь необходимо следить за координационной последовательностью приложения силовых способностей. Отталкивание должно проходить очень быстро за 0,25-0,30 с. Если же время отталкивания растягивается на более длительное время, то эффективность упражнения теряется, при этом развивается силовая выносливость.
В нашем педагогическом эксперименте, которой проводился на лыжниках 13-15 лет, было установлено, что силовая выносливость проявляется при 60-100 и более отталкиваний, тогда как скоростно-силовая выполняется в 2-3 раза меньше. Таким образом, мы можем отметить, чтобы уменьшить время прохождения в подъем необходимо от силовой выносливость перейти к скоростно-силовой при этом сокращается суммарное время на дистанции. Для развития скоростно-силовой выносливости в прыжковой имитации необходимо выбирать подъем 4-6 градусов, длиной 100-150 м и проходить его на скорости 80-90 процентов от соревновательной.
Энергетические затраты при прыжковой имитации с палками наибольшие, поэтому они являются самым эффективным средством для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для совершенствования техники толчка ногой первоначально необходимо применять шаговую имитацию, так как скорость ее намного ниже, чем на лыжах. При выполнении шага спортсмен хорошо ощущает зарядку стопы, толчок, направленный в землю, полное выпрямление ноги в коленном суставе. Имитация на лыжероллерах со средней интенсивностью более всего подходит для поддержания координации двигательных и вегетативных функций, а также для совершенствования двигательного навыка. Для развития основных качеств лыжников-гонщиков необходимо больше использовать специальные средства, в частности имитация лыжных ходов, чтобы сила и силовая выносливость развивалась в имитационных упражнениях, близких по своей структуре к передвижению на лыжах [1].
Не следует увлекаться каким-то одним средством специальной подготовки. Весь комплекс этих средств (лыжероллеры, прыжковая и шаговая имитация, упражнения на тренажерах) должны постоянно присутствовать в тренировочных нагрузках для решения конкретных задач. За основу принято фазовое деление цикла лыжного хода. Наиболее близкую связь в технике передвижения имеют угловые характеристики, угол наклона голени к лыжне, угол между бедром и голенью, угол наклона туловища в первой фазе, угол между бедром и голенью во второй фазе, угол постановки палки. Следовательно, по форме движения на лыжах и лыжероллерах они сходны по пространственным и временным характеристикам. Время шага и его длина передвижение на лыжероллерах больше, чем на лыжах, на 20-25 процентов. Длина выпада примерно одинаковая. Угол постановки палки меньше, но незначительно. Видимо, лыжник учитывает возможность проскальзывания палки на асфальте и ставит ее более отвесно. Продолжительность периода скольжения на лыжах оказывается значительно меньше, чем на лыжероллерах (в среднем на 15-25 процентов). Наибольшее различие в технике попеременного двухшажного хода на лыжах и лыжероллерах обнаружены при остановке лыжи. В момент остановки лыжероллеров маховая нога оказывается впереди опорной на 8-10 см и (опережающий выпад) иногда на уровне с ней. На лыжах маховая нога чаще всего отстает от опорной на 10-20 см в момент остановки лыжи (запаздывающий выпад) или находится на одном уровне (своевременный выпад). При отталкивании на лыжероллерах лыжник не заботится о постановке лыжи, его не волнует возможность проскальзывания, так как это исключено их конструкцией. Все внимание он сосредотачивает на выносе ноги вперед. На снегу условия иные. Необходимость плотнее прижать лыжу при отталкивании заставляет лыжника-гонщика начинать подседание немного раньше. В момент подседа-ния на лыжероллерах расстояние между стопами в среднем 35 см, а на лыжах 57 см. В результате такого отставания маховая нога к моменту остановки лыжи не успевает догнать опорную. Лыжа какое-то мгновение до выпада неподвижна. Таким образом при использовании лыжероллеров для совершенствования техники в подготовительном периоде надо давать спортсменам установку на воспроизведение лыжного отталкивания, т. е (плотнее прижимать лыжу, и отталкиваться от лыжи, а не от лыжни). При этом использовать рациональную структуру силовых параметров при отталкивании [2; 3].
Специальные силовые параметры при отталкивании лыжника можно развивать как изолированно друг от друга при помощи имитационных упражнений, так и совмещенно на различных лыжероллерах. Весьма эффективным методом в предыдущие годы являлся
метод сопряженного воздействия. В системе интегральной подготовки этот метод используется в процессе развития различных физических качеств, когда одновременно развиваются несколько физических способностей, как силовая и специальная выносливость. Эти действия могут быть достигнуты благодаря координационным способностям, которые выступают как внутренние организующие основу различных лыжных ходов в плане соревновательной деятельности.
Можно заметить, что достигнутые при выполнении оптимального режима тренировочные нагрузки скоростно-силового характера, и развитие координационных силовых способностей невозможно обеспечить высокую надежность исполнения соревновательных упражнений. Таким образом, методика развития силовой выносливости обеспечивает уровень развития основных физических качеств с одновременным совершенствованием техники соревновательных упражнений лыжника-гонщика в целом.
Список литературы
1. Захарова Е.К., Зубарев Ю.М. Оптимизация тренировочных нагрузок, направленных на развитие силовой выносливости у лыжников-гонщиков // XIV Царскосельские чтения: материалы науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - Т. 5. - С. 258-262.
2. Зубарев Ю.М., Шефер А.А. Процесс совершенствования координационных способностей в подготовке лыжников-прыгунов и двоеборцев // XVIII Царскосельские чтения: материалы науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - Т. 2. - С. 208-211.
3. Назаренко Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №3. - С. 99-101.
4. Фарбей В.В. Типы соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев в многолетнем тренировочном процессе // VII междунар. науч. конгресс «Спорт, Человек, Здоровье» 27-29 окт. 2015 г. - СПб.: Олимп-СПб, 2015.
Н. В. Кафтанова, Ю. В. Дорошенко
Организация занятий по физическому воспитанию студентов специального медицинского отделения
Неотъемлемой частью физического воспитания в вузе является врачебно-педагогический контроль за физическим развитием и состоянием здоровья студентов. В обязательном порядке студенты с первого по четвёртый курс проходят полную диспансеризацию. При диспансеризации ведущая роль отводится терапевту - спортивному врачу, который составляет анамнез общего состояния здоровья студента и определяет его двигательный режим.