ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ РЫВКА ШТАНГИ НА ОСНОВЕ КОРРЕКЦИИ ПЕРИОДА УХОДА
Жуков Павел Евгеньевич, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье показано, что на основе проведённого педагогического эксперимента удалось провести достаточно эффективную коррекцию техники рывка штанги и определить ее основные направления. Основными направлениями оптимизации техники рывка являлись изменения параметров и характеристик отдельных фаз и периодов в структуре техники соревновательных упражнений, а также, изменение отдельных элементов выполнения техники рывка штанги. В ходе исследования применялся пакет критерий Стьюдента для зависимых выборок, а также был проведён сравнительный анализ средних величин. Анализируя все приведенные показатели результатов исследования автора можно предположить, с высокой степенью подтверждения, об определенном преимуществе направления методики оптимизации техники рывка штанги, корректируя период ухода с выраженностью фазы безопорного подседа и овладения методическим приемом рывка штанги с разбросом ног. Цель исследования - определить направление и рациональность оптимизации техники рывка штанги, на основе коррекции периода ухода. Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута.
Ключевые слова: тяжёлая атлетика, техника, рывок классический, упражнение, спорт, техника.
Обеспечение взаимодействия отдельных фаз техники соревновательных упражнений в тяжелой атлетике и их выполнение в качестве единого двигательного действия, является главной задачей на этапе углубленной спортивной подготовки. В зависимости от эффективности решения данной задачи, зависит степень сложности дальнейшего процесса совершенствования техники соревновательных упражнений. Ранее распознавание проблематики во взаимодействии фазовой структуры техники является безусловно актуальным, так как служит инструментом профилактики возможных ошибок в технике и их дальнейшего укоренения.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Оптимизация техники соревновательных упражнений обеспечивает решение ряда задач тренировочного процесса совокупно и комплексно, не изменяя избранного направления текущей подготовки. Кроме того, способствует ускорению перехода двигательного умения в двигательный навык. Вопросы, связанные с поиском новых путей решения задач технического совершенствования и оптимизации уже существующих, носят приоритетный характер.
Подобные исследования весьма актуальны в тяжелой атлетике, проблематика вопросов оптимизации и совершенствования техники рывка штанги, является одной из главных задач решаемых специалистов в процессе реализации плана многолетней тренировки.
Гипотеза: предполагается что определенным образом проведенная коррекция безопорной и опорной фаз техники рывка штанги оптимизирует пространственно-временные характеристики движения штанги что в целом улучшит технические показатели.
Предмет исследования: педагогический процесс, направленный на совершенствование техники рывка штанги путем оптимизации ее фазовой структуры.
Объект исследования: взаимосвязь, соотношение и взаимодействие финальных фаз рывка штанги.
Цель исследования: определить направление и рациональность оптимизации техники рывка штанги, на основе коррекции периода ухода.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы определить основные направления оптимизации техники рывка штанги.
2. Разработать и применить методику оптимизации техники рывка штанги, на основе коррекции периода ухода.
3. Определить эффективность и целесообразность разработанной методики.
Вопросам о коррекции и исправлении техники рывка штанги, рядом отечественных и зарубежных авторов уделялось отдельное внимание. Многие авторы посвящали вопросам совершенствования техники рывка штанги отдельные исследования [28]. Вопрос об исправлении ошибок в технике соревновательных упражнений в научной литературе тесно связан с вопросом об обучении этим упражнениям. Ряд авторов указывают, что во время обучения классическим упражнениям нужно предупреждать появление ошибок, стремиться исправлять, их с момента зарождения [24]. Анализ спортивной техники мастеров тяжелой атлетики показывает, что многие их ошибки имеют типичное сходство с ошибками новичков. Очевидно, что ошибки появились и прочно закрепились у них еще в период обучения и теперь трудно поддаются исправлению [30].
Авторы, основываясь на учении о ВНД, цитируют, что образовавшийся динамический стереотип «становится косным, часто трудно изменяемым, трудно
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражителями». Следовательно, и в этом случае нужно учитывать закономерности образования сложного условного рефлекса. Создание облегченных внешних условий, постоянство внешней и внутренней среды приводит к более успешному осуществлению поставленной задачи. В тяжелой атлетике доминирующим фактором является рациональное управление развиваемыми усилиями, умение соизмерять эти усилия с поднимаемым весом штанги. Под психическим компонентом управления движениями следует понимать в первую очередь прием по каналам обратной связи текущей информации: о параметрах движений и качестве их выполнения, о функциональном состоянии спортсмена и др. Ее анализ и переработку в сознании спортсмена и на основании этого внесение в движения соответствующих коррективов. Получение информации и ее переработка являются центральной проблемой в управлении сложно-координационными движениями [29].
Движения тяжелоатлета при подъеме штанги большого веса являются очень сложными не только в связи с особенностями мышечной деятельности, условиями ее осуществления, но и из-за ограничивающих рамок правил соревнований.
К трудностям выполнения классических упражнений при подъеме предельного веса можно отнести: необходимость производить максимальные усилия в определенные моменты, ограниченность площади опоры, все увеличивающийся опрокидывающий момент, когда во время подъема штанги поднимается общий центр тяжести тела (ОЦТ) потеря опорного положения во время подседа в рывке и толчке.
Техника выполнения тяжелоатлетических упражнений достаточно сложна, прежде всего с точки зрения координационной структуры мышечных взаимодействий, необходимости в кратчайшие отрезки времени осуществлять, значительные изменения в движении, которое продолжается в пределах одной или нескольких секунд.
Подъем штанги предельного веса в настоящее время возможен лишь при рациональном распределении усилий во время выполнения упражнения, рациональной траектории подъема штанги. Существенную роль играет психологический фактор, например, «фактор большого веса». В некоторых случаях он приобретает решающее значение. Так, спортсмен, боясь большого веса, не может произвести необходимое максимальное мышечное усилие. Существует и такой психологический фактор, как боязнь травмы или боязнь противников, и др. Кроме того, могут быть трудности выполнения упражнений, вызванные обстановкой, в которой проводятся состязания, и другими причинами. Важной особенностью тяжелоатлетических упражнений, связанной с кратковременностью их выполнения, является большая трудность, и даже относительная невозможность сознательной коррекции в период движения штанги.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Поступающая в центральную нервную систему афферентная информация о сложившейся текущей ситуации все время сигнализирует о новой обстановке, и нервные центры не успевают отреагировать на нее, если заранее не сложилась программа коррекции. Только при наличии программы действия двигательного аппарата с упреждением возможны коррекция и приспособление движения текущим событиям. Однако возможность коррекции двигательных актов во время подъема максимальных веса весьма ограничена [12].
Классификация упражнений в тяжелой атлетике
На сегодняшний день существуют несколько классификаций упражнений в тяжелой атлетике, наиболее распространенными и рациональными, и в большинстве своем схожими по структуре являются классификации Фаламеева А.И., Воробьева А.Н., Медведева А.С., Дворкина Л.С.
В системе спортивной тренировки действуют определенные принципы классификации упражнений. При разделении физических упражнений на категории следует находить общие для силовых видов спорта признаки, которые отражали бы их особенности и показывали свое отношение к главным двигательным навыкам, проявляемым при выполнении соревновательных упражнений [18].
Основываясь на том же принципе, а также на классификациях упражнений, предложенных Фаламеевым А.И., Воробьевым А.Н., Медведевым А.С., все физические упражнения, применяемые в тяжелой атлетике, гиревом спорте, пауэрлифтинге и бодибилдинге, можно разделить на три группы: основные, дополнительные и общеразвивающие.
В первую группу входят классические (соревновательные) упражнения и специально-вспомогательные.
Соревновательные упражнения в тяжелой атлетике - упражнения, входящие в программу соревнований: рывок и толчок.
Во вторую группу входят подготовительные с отягощениями и без отягощений.
Специально-подготовительные упражнения в тяжелой атлетике - это упражнения, включающие части, периоды, фазы и элементы соревновательных действий спортсменов, а также движения, сходные с ними по форме, структуре и режиму мышечной деятельности. Направлены на повышение специальной физической подготовленности и совершенствование техники соревновательных упражнений.
В зависимости от преимущественной направленности эти упражнения делятся: на подводящие (направленные на освоение формы движения) и развивающие (направленные на развитие основных физических качеств, характерных для вида спорта)
В третью группу входят общеразвивающие упражнения. Они служат для всестороннего развития организма спортсмена. Они используются при формировании двигательных умений и навыков как средство воспитания способностей и активного отдыха.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
При этом нужно учитывать, что при счете тренировочной нагрузки нельзя все упражнения суммировать вместе. Нагрузку нужно разделить на основную и дополнительную. С целью совершенствования техники и развития силы необходимых групп мышц планом предусматриваются расширения круга применяемых специально-вспомогательных упражнений, близких по своей структуре к рывку и толчку. Основным принципом подбора специально-вспомогательных упражнений является максимальная тождественность по фазовой структуре. А также принципиальным направлением нам представляется укрепление суставов, их элементов.
При анализе объема и интенсивности тренировочной нагрузки у атлетов различных весовых категорий, прослеживается общая тенденция. Во всех весовых категориях при непосредственной подготовке к соревнованиям возрастает интенсивность нагрузки не только в специальных упражнениях — рывковых и толчковых, но и в специально-вспомогательных — тягах и приседаниях. Последнее обстоятельство довольно необычное. В тяжелой атлетике считается целесообразным при подготовке к соревнованиям не увеличивать, а снижать величины тренировочных отягощений в специально-вспомогательных упражнениях.
Выполнение упражнений со штангой протекает в определенных специфических условиях и характеризуется своеобразными действиями атлета. Разберем эти условия и действия:
1. Тяжелоатлетические упражнения выполняются с очень большим отягощением. Это требует от мышц, принимающих участие в движениях, максимальных динамических и статических напряжений. Чем тяжелее вес снаряда, тем больше мышц и мышечных волокон вовлекается в работу и тем значительнее они напрягаются. Это приводит к лишнему возбуждению тех групп мышц, которые при данном действии должны находиться в нерабочем состоянии. Ненужное напряжение этих мышц оказывает работающим мышцам дополнительное сопротивление, снижая тем самым быстроту их сокращения и скорее развивая утомление. Для большей эффективности выполнения упражнения со штангой важное значение приобретает вопрос о совершенствовании произвольного расслабления мышц.
2. Тело человека представляет собой открытую кинематическую цепь с большим числом звеньев, при наличии во всех из них трех степеней свобод движений. Это обеспечивает выполнение точных и многообразных по координации действий. Кости человека являются живыми элементами сложных биомеханических систем. Подобную систему рычагов составляют верхние и нижние конечности человека. В этой системе при выполнении тяжелоатлетического упражнения рычаги оказываются нагруженными на своих концах. Открытая кинематическая цепь, образованная костными рычагами и дополненная мышечными тягами, в большей степени приспособлена к механическим условиям, способствующим выигрышу в скорости движения [14].
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
В работе Михайлюка Н.П. показано, что совершенствование координации мышечных усилий в классическом рывке целесообразно проводить со штангой весом 89% и не более чем в пяти подъемах в одной тренировке.
Классические упражнения - это упражнения соревновательные. Овладение правильной техникой их выполнения - главная задача впервые годы тренировок. Однако не менее важно совершенствование этой техники и на этапах высокого мастерства.
Естественно, объем тренировочной нагрузки при овладении техникой и при совершенствовании ее различен. Поэтому правильное решение вопроса о соотношении классических и специально-вспомогательных упражнений в тренировочных процессах тяжелоатлетов различной квалификации имеет принципиальное значение.
Принцип сочетания классических и специально-вспомогательных упражнений очень важен. Специально-вспомогательные упражнения эффективно развивают силу и менее утомительны, чем классические. Поэтому их надо использовать при составлении плана нагрузок после соревнований, в переходном и в начале подготовительного периода [3].
Интенсивность тренировок существенно изменяют тяги и приседания, что при чрезмерном увлечении ими теряются скоростные качества, ухудшается техника выполнения классических упражнений, притупляется мышечно-суставное чувство, а в оптимальной дозировке они способствуют совершенствованию техники рывка и толчка. Можно считать, что для новичков и атлетов, тренирующихся не более 3 лет, целесообразный объем нагрузки в тягах и приседаниях должен варьировать в пределах 20-35% общего объема нагрузки. В дальнейшем объем этих упражнений увеличивается до 30-45%. И, наконец, у сильнейших атлетов с многолетним стажем тренировки объем нагрузки в тягах и приседаниях может достигать 45-55%. Соотношение этих упражнений в их суммарной нагрузке возможно, как 50 : 25 : 25 (приседания - тяга рывковая -тяга толчковая). В тренировке квалифицированных тяжелоатлетов удельный вес специально-вспомогательных упражнений должен быть больше, поскольку спортсменам с прочно закрепленным навыком достаточно небольшого периода, чтобы полностью восстановить навык. Исходя из выше написанного можно перейти к написанию методов и организации исследования.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- видеосъемка;
- анализ фазовой структуры траектории движения штанги;
- опрос тренеров и спортсменов;
- тестирование;
- статистическая обработка данных.
Организация исследования
Опрос тренеров и специалистов проводился для исследования вопросов об эффективности и целесообразности проведения коррекции техники рывка
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
штанги, в рамках тренировочного процесса, с учетом решения задач совершенствования техники соревновательных упражнений. Испытуемые -юноши и девушки 2003-2005 г.р., имеющие 1 либо 2 разряд по тяжелой атлетике. Испытуемые разбивались на 2 группы контрольную и экспериментальную, в контрольной группе испытуемые занимались по программе содержащей специально-подготовительные и подводящие упражнения, которые применялись с целью коррекции техники рывка штанги и овладения техническим приемом ухода без разброса ног, в экспериментальной группе испытуемые занимались по программе содержащей специально-подготовительные и подводящие упражнения, которые применялись с целью коррекции техники рывка штанги и овладения техническим приемом ухода с разбросом ног.
В экспериментальную группу вошли 7 человек, квалификацией от 2 до 1 разряда. В контрольную группу вошли 7 человек от 2 до 1 разряда.
Были опрошены тренеры. Опрос касался непосредственно о технической подготовке и конкретно о принципах соотношения классических, специально-вспомогательных и подводящих упражнений, а также вариантах и методах коррекции техники.
Тестирование применялось в форме проходки-прикидки в рывке классическом на предельные результаты тестируемых.
Тестирование применялось в 2 этапа — в начале эксперимента, и в конце. Оно проводилось с целью определения динамики соревновательного результата и первоначальному, а также выявлению вероятных ошибок в технике.
Видео съёмка производилась цифровой видео камерой «Canon» и использовалась для изучения параметров движения звеньев тела и штанги. Съёмка производилась в профиль, на расстоянии 4-6 метров.
Результаты исследований по коррекции фазовой структуры техники рывка классического и ее оптимизации
По результатам опроса тренеров и специалистов, коррекция техники соревновательных упражнений в тяжёлой атлетике носит характер срочного мероприятия, применяемого в ответ на внезапно возникшие сложности. Оптимизация техники соревновательных упражнений в тяжёлой атлетике заключается в повышении эффективности характеристик отдельных фаз техники, либо улучшения взаимодействия нескольких фаз, что в целом повышает эффективность всей техники. В ряде случаев коррекция техники не затрагивает определенные изменения или преобразования не более чем одной фазы в фазовой структуре техники упражнений. В методических решениях коррекции техники соревновательных упражнений можно выделить рациональный и иррациональный подход.
Различные варианты срочного оперативного изменения параметров отдельной фазы техники, в ответ на возникшую проблему в исполнении упражнения, а также изменения отдельных компонентов техники (ширина хвата, положение стоп, положение таза и другие). Данные примеры срочной коррекции, условно можно назвать примерами иррациональной коррекции, так как они
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
решают задачи ситуативной реализации техники и не исправляют, а зачастую, укореняют ошибки в технике соревновательных упражнений. В качестве примера рациональной коррекции техники соревновательных упражнений можно привести пример выполнения упражнения с разной скоростной структурой, а также разной структурой ритма.
На примере толчка от груди: можно выделить разные временные промежутки, затраченные на выполнение отдельных фаз и периодов, и переходов между ними, а также их соотношение в скоростном диапазоне.
На примере рывка штанги можно выделить увеличение перемещения штанги вверх (высоты вылета штанги) в конце фазы финального разгона, или дополнительную, акселерацию (увеличение скорости, мощности, скоростно-силового компонента) выполнения фазы финального разгона штанги. Данные примеры рациональной коррекции техники упражнений по своей сути очень близки к решению задач, возникающих в обычном учебно-тренировочном процессе, и направленных на совершенствование техники.
По мнению большинства опрошенных авторов, оптимизация техники рывка штанги, касающаяся коррекции либо совершенствования заключительных фаз выполнения, имеет ряд аспектов:
- коррекция безопорной фазы подседа;
- коррекция опорной фазы подседа;
- оптимизация взаимодействия безопорной и опорной фазы подседа;
- результатом оптимального выполнения всего периода ухода (безопорной и опорной фазы подседа), является успешная фиксация штанги в низком приседе;
- соотношение временных характеристик безопорной и опорной фазы подседа, с преимуществом безопорной фазы подседа;
- соотношение временных характеристик безопорной и опорной фазы подседа, с преимуществом опорной фазы подседа.
Исходя из анализа выше перечисленных аспектов, а также учитывая результаты проведенного опроса можно выделить два основных варианта выполнения периода ухода в технике рывка штанги:
1. Рывок штанги с разбросом ног (выраженность, преимущество фазы безопорного подседа).
Спортсмен выраженно разбрасывает ноги для увеличения площади опоры и оптимизации фиксирования штанги. Как правило спортсмены использующие альтернативный способ рывка штанги - рывок без разброса ног, ширину постановки стоп определяют и выполняют в начале упражнения, при принятии стартового положения. В зависимости от различных факторов влияния на формирования индивидуальных особенностей техники рывка штанги, антропометрических характеристик, координационных способностей, уровня развития физических качеств, типа телосложения и соотношения длины конечностей и туловища, спортсмен избирает определенную стилистику действий при выполнении и реализации фазовой структуры техники. В
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
зависимости от данного выбора спортсмен по разному реализовывает соотношение периодов и фаз структуры рывка, фазы финального разгона, фазы безопорного подседа, фазы опорного подседа, которые составляют ведущее звено техники.
2. Рывок штанги без разброса ног (выраженность, преимущество фазы опорного подседа).
Спортсмен не разбрасывает ноги, площади опоры для фиксации штанги, сформирована заранее, в периоде старта и не изменяется в ходе выполнения технического действия. Таким образом оптимизацию техники рывка штанги можно осуществлять по двум направлениям, либо выполнять коррекцию периода ухода с преобладанием пространственных и временных характеристик его первой фазы - фазы безопорного подседа, либо выполнять коррекцию периода ухода с преобладанием пространственных и временных характеристик его второй фазы - фазы опорного подседа.
В основу проведенного педагогического эксперимента была положена концепция оптимизации по двум направлениям:
1.Ограничение биомеханических характеристик фазы безопорного подседа, с доминированием и выраженностью биомеханических характеристик фазы опорного подседа;
2. Максимальное выражение биомеханических характеристик фазы безопорного подседа, в том числе за счет ограничения биомеханических характеристик фазы опорного подседа.
Контрольная группа: состояла из 7 спортсменов тяжелоатлетов 1-2 разрядов, группа была подобрана специальным образом - все участники группы выполняют рывок с разбросом ног и имеют небольшие трудность с фиксацией штанги в низком приседе. Испытуемые контрольной группы выполняли блок упражнений, способствующий овладению техническим приемом ухода без разброса ног.
Экспериментальная группа: состояла из 7 спортсменов тяжелоатлетов 1-2 разрядов, группа была подобрана специальным образом - все участники группы выполняют рывок без разброса ног и имеют небольшие трудность с фиксацией штанги в низком приседе. Испытуемые экспериментальной группы выполняли блок упражнений, способствующий овладению техническим приемом ухода с разбросом ног.
Комплекс специально-вспомогательных упражнений, используемых в контрольной группе:
- рывок в полуприсед от паха без разброса ног;
- рывок средним хватом без разброса ног;
- протяжка рывковая в полуприсед;
- рывок с остановкой у колен без разброса ног;
- рывок с медленной тягой без разброса ног;
- рывок с плинтов без разброса ног;
- рывок выше колен без разброса ног;
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- рывок в полуприсед с остановкой ниже колен без разброса ног;
- рывок с возвышенности без разброса ног;
- рывковые уходы со стоек без разброса ног;
Комплекс специально-вспомогательных упражнений, используемых в экспериментальной группе:
- рывок в полуприсед от паха с разбросом ног;
- рывок средним хватом с разбросом ног;
- протяжка рывковая в полуприсед;
- рывок с остановкой у колен с разбросом ног;
- рывок с медленной тягой с разбросом ног;
- рывок с плинтов с разбросом ног;
- рывок выше колен с разбросом ног;
- рывок в полуприсед с остановкой ниже колен с разбросом ног;
- рывок с возвышенности с разбросом ног;
- рывковые уходы со стоек с разбросом ног;
В зависимости от направления оптимизации техники рывка штанги, в тренировочном процессе контрольной и экспериментальной групп применялись упражнения из вышеперечисленных комплексов, в качестве специально-вспомогательных, подводящих, а также классических упражнений.
Анализ техники рывка штанги у тяжелоатлетов уровня 1 и 2 разрядов. Данный анализ проводился с целью выявления ключевых аспектов изменения техники рывка штанги, выделившихся в процессе ее коррекции. На основе данного анализа проводилось сопоставление и сравнение параметров и пространственных характеристик фазовой структуры техники рывка штанги.
Рассмотрим анализ периода ухода в варианте выполнения рывка методическим приемом с разбросом ног.
1. Фаза безопорного подседа: длина траектории взаимодействия конструкции туловище-руки-штанга. Взаимодействие носит достаточно длительный временной характер, при значительной длине траектории.
2. Фаза опорного подседа: длина траектории взаимодействия конструкции туловище-руки-штанга, в фазе опорного подседа. Взаимодействие носит не длительный временной характер, при незначительной длине траектории.
Рассмотрим анализ периода ухода в варианте выполнения рывка методическим приемом без разброса ног.
1. Фаза подрыва: длина траектории взаимодействия конструкции туловище-руки-штанга. Взаимодействие носит достаточно недлительный временной характер, при незначительной длине траектории.
2. Фаза опорного подседа: длина траектории взаимодействия конструкции туловище-руки-штанга, в фазы опорного подседа. Взаимодействие носит короткий временной характер, при незначительной длине траектории.
Главным отличительным аспектом в варианте выполнения рывка методическим приемом без разброса ног, является меньший отрезок времени
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
выполнения всего периода ухода, по сравнению с вариантом методического приема с разбросом ног.
Результаты педагогического эксперимента
Данные эксперимента по оптимизации техники рывка штанги на основе коррекции периода ухода (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика роста результата в соревновательных упражнениях
Экспериментальная группа Контрольная группа
рывок до рывок по- разни- рывок до рывок разница
экспери- сле экспе- ца ре- экспери- после результа-
№ мента римента зуль- мента экспе- тов
татов римен-
та
1 55 62 7 115 95 2
2 82 90 8 60 60 0
3 100 110 10 70 75 5
4 105 10 5 93 112 10
5 107 115 7 100 105 7
6 110 113 8 85 90 5
7 93 105 10 70 72 2
X ± Sx 93,5±1,3 100,7±1,5 7,8±0,8 84,7±1,1 87±1,1 3,3±0,6
Для получения данных проведённого эксперимента, был произведен статистический анализ полученных результатов в обеих группах при помощи пакета данных STATGRAFIXPLUS. Так как данные имеют четкую зависимость, поэтому был использован пакет критерий Стьюдента для зависимых выборок, а также был проведён сравнительный анализ средних величин (разницы результатов)
Уровень результатов в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента представлен в виде графика (рис. 1). Анализ графика позволяет сделать вывод о том, что исходный уровень результатов у участников эксперимента в обеих группах примерно равный, при небольшом преобладании в экспериментальной группе.
Уровень результатов в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента (рис. 2).
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
140 120 100 80 60 40 20 0
115 ч 100 105 107 110 93
кг 82^ 100
55. 93 85
60 70 70
1 2 3 4 5 6'
Рис. 1 График результатов в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента Ряд 1 - экспериментальная группа Ряд 2 - контрольная группа
Рис. 2 График результатов в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента Ряд 1 - экспериментальная группа Ряд 2 - контрольная группа
Анализируя график результатов после эксперимента, можно сделать вывод о том, что в обеих группах произошёл прирост результатов, однако характер данного показателя отличается в группах. В контрольной группе у участника номер 1 результат явно снизился, а у участника номер 2 не изменился, при этом у всех участников экспериментальной группы результат увеличился.
На рисунке 3 представлена гистограмма, отображающая показатели средних величин результатов, участников контрольной и экспериментальной групп, до и после эксперимента, а также средние значения разницы результатов
до и после эксперимента в каждой группе. Анализируя средние величины результатов в группах до и после эксперимента, невозможно однозначно утверждать о преимуществе того или иного направления, вызвавшего более значительный прирост результатов в одной из групп (рис. 3).
120
100
80
60
40
20
81 V V
9 ' '
т
экс до
кон до
экс после
кон после разн экс
разн кон
Рис. 3 Гистограмма результатов и средних величин в контрольной и экспериментальной группах
Анализируя средние величины результатов в группах до и после эксперимента, невозможно однозначно утверждать о преимуществе того или иного направления, вызвавшего более значительный прирост результатов в одной из групп.
Более точную информацию можно получить при сравнении средних величин прироста результата в группах.
На рисунке 4 представлена гистограмма сравнения средних величин прироста результатов в контрольной и экспериментальной группах (рис 4).
О разн экс
разн кон
Рис. 4 Гистограмма средних величин прироста результатов в контрольной и экспериментальной группах
Из анализа данной гистограммы видно, что средние показатели прироста результатов в экспериментальной группе, выше чем в контрольной.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Данные исследования продолжительности периода ухода в процессе оптимизации рывка штанги (см. табл. 2).
Таблица 2
Данные исследования продолжительности периода ухода
Экспериментальная группа Контрольная группа
№ период ухода до эксперимента период ухода после эксперимента период ухода до эксперимента период ухода после эксперимента
1 0,30 0,33 0,35 0,31
2 0,33 0,36 0,35 0,31
3 0,32 0,36 0,37 0,33
4 0,30 0,32 0,38 0,33
5 0,30 0,32 0,36 0,31
6 0,29 0,33 0,34 0,30
7 0,31 0,34 0,36 0,32
х ± 0,31±0,05 0,33±0,07 0,35±0,08 0,31±0,05
Анализируя таблицу можно отметить факт динамики временных показателей (продолжительности) периода ухода в рывке штанги в обеих группах. Данные показатели соответствуют направленности процесса оптимизации в контрольной и экспериментальной группах, направленность оптимизации в контрольной группе подразумевала уменьшение продолжительности периода ухода, а в экспериментальной группе наоборот, оптимизация подразумевала увеличение продолжительности ухода.
Эти же показатели данных представлены графически на рисунке 5 в виде гистограммы (рис 5.).
0.36 0.34 0.32 0.3 0.28
Рис. 5 Сравнение средних величин показателей продолжительности периода ухода в контрольной и экспериментальной группах
Динамика средних величин времени ухода
0.35
0.33
0.31 0.31
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
На рисунке 5 представлены средние величины показателей продолжительности периода ухода в контрольной и экспериментальной группах:
Синим цветом - средний показатель продолжительности периода ухода в экспериментальной группе до эксперимента (0,31 сек.);
Красным цветом - средний показатель продолжительности периода ухода в экспериментальной группе после эксперимента (0,33 сек.);
Зеленым цветом - средний показатель продолжительности периода ухода в контрольной группе до эксперимента (0,35 сек.);
Желтым цветом - средний показатель продолжительности периода ухода в контрольной группе после эксперимента (0,35 сек.);
Данные математической обработки данных контрольной и экспериментальной группах (см. табл. 3).
Таблица 3
Данные математической обработки данных контрольной и экспериментальной группы
Рывок Группа х ± Уровень значимости р
До эксперимента экспериментальная 93,5±1,3
контрольная 84,7±1,1 р>0,05
После эксперимента экспериментальная 100,7±1,5
контрольная 87±1,1 р<0,05
Разница результатов экспериментальная 7,8±0,8
Разница результатов контрольная 3,3±0,6 р<0,05
Изучая данные представленные в таблице 3, можно утверждать о достоверности различий лишь в отношении средних величин разницы результатов (р<0,05), остальные показатели не имеют достоверных различий (р>0,05). В результате анализа данных эксперимента (графиков, гистограмм, данных математической обработки), нельзя достоверно утверждать о преимуществе какой-либо тенденции в процессе оптимизации техники рывка штанги. Все участники эксперимента показали достаточный прирост в результате рывка штанги, за исключением участников 1 и 2 в контрольной группе, графические данные и результаты математической обработки не имеют достаточно достоверных различий, отличаются только в показателях средних значениях разницы результатов до и после эксперимента и указывают на более высокие показатели в экспериментальной группе по этому признаку.
Анализируя все приведенные показатели результатов исследования можно предположить, с высокой степенью подтверждения, об определенном
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
преимуществе направления методики оптимизации техники рывка штанги, корректируя период ухода с выраженностью фазы безопорного подседа и овладения методическим приемом рывка штанги с разбросом ног.
Целью исследования было определение направления и рациональности оптимизации техники рывка штанги на основе коррекции периода ухода.
Таким образом, можно утверждать, что цель нашей работы полностью достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основе анализа научно-методической литературы удалось определить основные направления оптимизации техники рывка штанги. Основными направлениями оптимизации техники рывка штанги являются различные изменения параметром и характеристик отдельных фаз и периодов в структуре техники соревновательных упражнений, а также изменение отдельных элементов выполнения техники рывка штанги. Различные направления коррекции фазовой структуры техники рывка штанги, могут носить рациональный и иррациональный характер, в связи с чем могут применяться и отвергаться в качестве инструмента оптимизации техники.
2. На основе видеосъемки, анализ фазовой структуры траектории движения штанги, опроса тренеров и спортсменов была разработана и применена методика оптимизации техники рывка штанги, на основе коррекции периода ухода. Основными направлениями коррекции периода ухода стало изменение пространственных и временных характеристик выполнения фаз безопорного и опорного подседа, а также их взаимодействие с предыдущими и последующими фазами.
3. В процессе исследований удалось определить проблематику в реализации фазы фиксации в низком приседе, и логически соотнести ее, с недостаточной эффективностью реализации периода ухода, ее предваряющею. На основе проведённого педагогического эксперимента удалось провести достаточно эффективную коррекцию техники рывка штанги. О чем свидетельствуют данные прироста в обеих группах, за небольшим исключением. Основываясь на полученных данных можно утверждать о достаточно высокой эффективности применяемой методики.
Практические рекомендации:
- учитывать взаимосвязь нервно-мышечной деятельности и стадийности формирования двигательного навыка, в рывке эта взаимосвязь наиболее специфична, чем в других тяжелоатлетических упражнениях;
- определение целей и задач коррекции техники рывка штанги, что бы сразу определить временные отрезки и направления тренировочного процесса;
- определение ошибки ее характер и причины, чтобы сформировать понимание направления процесса, исправление данной ошибки или коррекции техники.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Агудин В.П. Влияние величины отягощения на биомеханические показатели траектории движения грифа штанги и на рост спортивных результатов тяжелоатлетов: автореф. дис. дис. канд. пед. наук. - Тарту, 1972.
2. Агудин В.П. Совершенствование рывка и подъема на грудь с помощью вспомогательных упражнений / Тяжелая атлетика: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
3. Взаимосвязь технической и специальной физической подготовленности у тяжелоатлетов высокой квалификации в толчке штанги от груди: метод. разработка для студ. ГЦОЛИФКА / А.С. Медведев [и др.]; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - М. : [б. и.], 1991. - 40 с.
4. Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки. - СПб., 1999.
5. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для вузов / Г.П. Виноградов. - Москва: Советский спорт, 2009. - 327 с. : ил. - Гриф.: доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. - Библиогр. : с. 323-327.
6. Виноградов, Г.П. Современные понятия в атлетизме / Г.П. Виноградов // Термины и понятия в сфере физической культуры: первый международный конгресс 20-22 дек. 2006 г. Россия, Санкт-Петербург: (доклады конгресса) / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту РФ, С.-Петерб. гос. ун-т. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 55-57.
7. Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки: учебное пособие / Г.П. Виноградов; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 1999. - 105 с.
8. Виноградов, И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: защищена 21.02.08 / Виноградов Игорь Геннадьевич; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2008. - 192 с.
9. Виноградов И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Виноградов Игорь Геннадьевич; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2008. - 25 с.
10. Волков Н.П. Структурная классификация и запись подготовительных движений тяжелоатлета в предварительных стартах в рывке и толчке / Н.П. Волков // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 2. - С. 11-14.
11. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика. Очерки по физиологии. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
12. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика: учебник для институтов физической культуры / 3-е изд. доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 188 с.
13. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика: учебник для институтов физической культуры / 3-е изд. доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
14. Ге Н.Д. Методика обучения технике толчка штанги от груди: метод. разработка для студ. ГЦОЛИФКА / Н.Д. Ге, А.С. Медведев; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - М. : [б. и.], 1993. - 21 с.
15. Ге Н.Д. Методика обучения технике толчка штанги от груди: методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКА / Н.Д. Ге, А.С. Медведев; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Москва : [б. и.], 1993. - 21 с.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
16. Дворкин Л.С. подготовка юного тяжелоатлета: учебное пособие. - М.,
2006.
17. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
18. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для вузов / Г.П. Виноградов. - Москва: Советский спорт, 2009. - 327 с. : ил. - Гриф.: доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. - Библиогр. : с. 323-327.
19. Дворкин Л.С. Юный тяжелоатлет. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
20. Дворкин И.Л. Методика тренировки юных атлетов в 12-14-летнем возрасте / И.Л. Дворкин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: тр. науч.-исслед. ин-та проблем физ. культуры и спорта / Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2004. - Т. 7. - С. 41-46.
21. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета: учебное пособие / Л.С. Дворкин. - Москва: Советский спорт, 2006. - 396 с. : ил.
22. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -384 с.
23. Дьяченко Н.А. Биомеханический контроль технической подготовки тяжелоатлетов / Н.А. Дьяченко, В.Д. Зверев, А.Х. Талибов // Вестник Балтийской Педагогической Академии: посвящается 110-летию СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Вып. 74: Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы / Балт. пед. акад.- Санкт-Петербург, 2007. - С. 74-77.
24. Зверев В.Д. Спортивное совершенствование тяжелоатлетов различной квалификации на основе анализа уровня развития физических качеств и параметров техники движения атлета и штанги / СПб: ПИО СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 80 с.
25. Зверев В.Д. Спортивное совершенствование тяжелоатлетов различной квалификации на основе анализа уровня развития физических качеств и параметров техники движения атлета и штанги. - СПб: ПИО СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002.
26. Зверев В.Д., Сурков А.Н. Анализ основных биомеханических характеристик техники движения атлета и снаряда в соревновательных упражнениях тяжелоатлета: Сб. науч. тр. каф атлетизма. - СПбАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000.
27. Марченко В.В., Рогозян В.Н., Попов Д.В. Методика совершенствования техники тяжелоатлетов. - М.: Физкультура и спорт, 2003.
28. Медведев А.С. Методика совершенствования рывка штанги в процессе становления спортивного мастерства: методическая разработка для студентов институтов физической культуры / А.С. Медведев, В.И. Фролов, А.К. Эррера; ГЦОЛИФК. - Москва, 1983. - 21 с.
29. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная Возрастная: учебник для вузов физической культуры / А.С Солодков, Е.Б. Сологуб. - Москва: Терра-спорт: Олимпия Пресс, 2001. - 519 с.
30. Фаламеев А.И., Лукьянов М.Т., Тренировка юного тяжелоатлета., Ленинград, 1979. - 120 с.