производства, материалов и средств автоматизированного проектирования» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 387676/
9. Определение Верховного суда РФ № 309-ЭС20-16872 от 01.02.2021г.
10. Приказ Минфина России № 204н от 17.09.2020г. «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 365338/
11. Приказ Минфина России № 257н от 31.12.2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», с учетом изменений и дополнений http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 216119/
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
РЕГИОНА
Богатырева О.В.
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
(Краснодарский филиал) доцент Лопатина И.Ю.
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
(Краснодарский филиал) доцент Хохлова Т.П.
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
(Краснодарский филиал) доцент
OPTIMIZATION OF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM REGIONAL ECONOMIC
MANAGEMENT
Bogatyreva O.
Plekhanov Russian University of Economics (Krasnodar branch
Associate Professor Lopatina I.
Plekhanov Russian University of Economics (Krasnodar branch)
Associate Professor Khokhlova T.
Plekhanov Russian University of Economics (Krasnodar branch)
Associate Professor
Аннотация
В статье анализируются основные социально-экономические показатели Краснодарского края - одного из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Обосновывается, что являясь стратегически важным субъектом РФ и обладая значительным ресурсным потенциалом, край занимает неустойчивое положение по уровню социально-экономического развития. На основе оценки действующей системы государственного управления доказательно указывается на снижение управленческой эффективности, и вносятся рекомендации по оптимизации системы госуправления экономикой региона.
Abstract
The article analyzes the main socio-economic indicators of the Krasnodar Territory - one of the most dynamically developing regions of the Russian Federation. It is proved that being a strategically important subject of the Russian Federation and having a significant resource potential, the region occupies an unstable position in terms of socio-economic development. Based on the assessment of the current system of public administration, a decrease in managerial efficiency is evidently indicated, and recommendations are made to optimize the system of state management of the region's economy.
Ключевые слова: государственное управление, экономика, Краснодарский край, оценка системы госуправления, стратегия развития.
Keywords: public administration, economy, Krasnodar region, assessment of the public administration system, development strategy.
Краснодарский край является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации, демонстрирующим высокие темпы своего развития по различным показателям. Край является стратегически важным субъектом Российской Федерации. Его особое геополитическое и экономическое положение для страны состоит в том, что, являясь приграничным, он обеспечивает выход России к государствам Закавказья и
Согласно приведенным данным, Краснодарский край находится в неустойчивом положении в числе регионов России по уровню социально-экономического развития. В течение всего исследуемого периода отчетливо прослеживается семь регионов-лидеров в Российской Федерации по уровню социально - экономического положения: города Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Московская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ и Свердловская область, которые устойчиво удерживают свои позиции.
По оценкам независимых экспертов, Краснодарский край - один из наиболее привлекательных для жизни регионов Российской Федерации, демонстрирующий высокие темпы своего развития по многим показателям. В рейтинге социально-экономического положения до 2018 года регион устойчиво продвигался вверх, занимая 8 позицию. В последующий период его положение ухудшилось, и к 2020 году он занял 10 место в рейтинге. В целом ситуацию можно оценить положительно, поскольку
Черноморского бассейна, обладает широкими возможностями в установлении стабильных международных отношений с сопредельными странами, закреплении экономических и стратегических позиций России на Черном море.
Рассмотрим результаты рейтинга социально-экономического положения отдельных субъектов Российской Федерации по итогам 2020 года и динамики рейтингового балла [3] по данным таблицы 1.
край входит в десятку регионов-лидеров, хотя и замыкает эту категорию.
Целесообразно отметить, что в 2020 году все показатели интегрального рейтинга у всех регионов России значительно снизились, возможно, это связано с общей негативной ситуацией в стране и мире, связанной с пандемией СОУГО-19 и ее последствиями, утратой экономической стабильности организаций реального сектора экономики.
Регион относится к наиболее густонаселенным территориям Российской Федерации с положительной динамикой численности населения. По общей численности населения Краснодарский край занимает 1-е место в Южном федеральном округе.
В силу благоприятных природно--климатических условий, значительного экономического потенциала и разнообразия мест приложения труда Краснодарский край обладает высоким механическим приростом населения, который перекрывает опережающую рождаемость естественную убыль и обеспечивает устойчивый рост его численности. Данные о миграции населения представлены в таблице 2.
Таблица 1
Динамика показателей рейтинга социально-экономического положения регионов _ Российской Федерации за 2018-2020 гг. _
2018 2019 2020
Субъект Российской Феде- Позиция в Интегральный рейтинг (1-100) Позиция в Интегральный рейтинг (1-100) Позиция в
рации рейтинге рейтинге рейтинге
город Москва 1 88,980 1 83,929 1
город Санкт-Петербург 2 85,549 2 80,347 2
Ханты-Мансийский авто- 3 77,763 3 74,782 3
номный округ - Югра
Московская область 4 77,595 4 71,350 4
Республика Татарстан 5 76,544 5 69,263 5
Ямало-Ненецкий автономный округ 6 69,361 6 65,340 6
Свердловская область 7 69,278 7 62,167 7
Тюменская область 8 64,386 10 56,904 11
Краснодарский край 9 67,971 8 58,298 10
Ленинградская область 10 64,633 9 60,557 8
Красноярский край х 61,554 12 58,379 9
Таблица 2
Итоги миграции населения Краснодарского края за 2016-2020 гг._
Темп ро-
Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 ста, %
2020/ 2016 2020/ 2019
1. Число прибывших в край всего, чел., в т.ч. 212863 189902 200628 183794 168401 79,1 91,6
- в пределах России 189313 170452 178326 154557 139770 73,8 90,4
- международная миграция 23550 19450 22302 29237 28631 121,6 97,9
2. Число выбывших из края всего, чел., в т.ч. 157158 154960 153058 147842 134890 85,8 91,2
- в пределах России 147307 141879 141821 135393 118332 80,3 87,4
- международная миграция 9851 13081 11237 12449 16558 168,1 133,0
3. Миграционный прирост населения края всего, чел., в т. ч. 55705 34942 47570 35952 33511 60,2 93,2
- в пределах России 42006 28573 36505 19164 21438 51,0 111,9
- международная миграция 13699 6369 11065 16788 12073 88,1 71,9
4. Общий коэффициент миграционного прироста населения (на 10000 чел. населения), всего, в т. ч.: 100,5 62,5 84,6 63,5 55,1 54,8 86,8
- городское население 134,7 96,0 123,2 81,7 80,4 59,7 98,4
- сельское население 59,6 22,1 37,3 41,0 23,5 39,4 57,3
Прослеживается значительное число мигрантов, ежегодно прибывающих в Краснодарский край. В исследуемом периоде наивысшее значение этого показателя приходится на 2016 год. В дальнейшем показатель меняется скачкообразно. В 2019 году по сравнению с 2018 годом темп роста прибывающих в регион граждан сократился на 8,4%.
На протяжении всего исследуемого периода отмечается миграционный прирост населения Краснодарского края как за счет других регионов РФ, так и за счет международной миграции. Данное обстоятельство, отчасти, связано с притоком мигрантов из Украины по причине политического кризиса. В исследуемом периоде, начиная с 2017 года, миграционный прирост ежегодно устойчиво снижается (за исключением 2018 года). Сокращение темпов миграционного прироста населения Краснодарского края происходит за счет опережения темпов выбытия населения края над темпами прибытия. Кроме того, в течение практически всего исследуемого периода отмечается высокий темп
Динамика основных социально-экономических
миграционного прироста городского населения Краснодарского края и сокращение темпа прироста за счет мигрантов сельского населения края.
Учитывая в большей степени аграрный характер экономики исследуемого региона, сокращение миграционного прироста сельского населения позволяет сделать вывод о снижении привлекательности сельской местности региона для мигрантов, однако, в 2019 году по сравнению с 2018 годом впервые (за исследуемый период) установлена положительная динамика миграционного прироста сельского населения.
Обращает внимание тот факт, что в 2020 году на 33% по сравнению с 2019 годом увеличилось число выбывших граждан в результате международной миграции. Это является одним из показателей снижения эффективности государственного управления экономикой региона.
Рассмотрим основные социально-экономические показатели [2] по данным таблицы 3.
Таблица 3
Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 Темп роста, %
2019/ 2015 2019/ 2018
1. Валовой региональный продукт, млн. руб. 1946760 2257074 2422753 2499915 2569811 132,0 102,8
2. Население (на конец года), тыс. чел. 5513,8 5603,4 5648,2 5675,5 5683,9 103,1 103,0
3. ВРП в расчете на 1 жителя, тыс. руб. 353,1 402,8 428,9 440,5 452,1 128,0 102,6
4. Средняя заработная плата работников в месяц, руб. 26767 28734 30343 33846 36133 135,0 106,8
5. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, тыс. чел. 638,1 639,7 609,6 589,2 606,5 95,1 102,9
Анализ данных позволяет сделать вывод о росте социально-экономических показателей Краснодарского края в исследуемом периоде. Отмечается устойчивый рост валового регионального продукта, численности населения региона, средней заработной платы работников организаций региона в месяц. При этом увеличивается ВРП в расчете на одного жителя края, что свидетельствует о росте эффективности социально-экономической политики региона в целом.
Однако, темп роста валового регионального продукта в расчете на 1 -го жителя в течение всего исследуемого периода нерационально ниже темпа роста среднемесячной заработной платы работников организаций региона. Данное обстоятельство указывает на наличие кризисных процессов в экономике региона, связанных с недостаточно эффективным управлением в реальном секторе экономики, а также низким качеством регулирования со стороны государства результативностью социально-экономического регионального развития.
Несмотря на ежегодный рост среднемесячной заработной платы работников организаций Краснодарского края, отмечается увеличение численности
населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2015 году на 17,1%, а в 2016 году на 1,2%. Следует уточнить, что до 2015 года отмечалось устойчивое сокращение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Краснодарском крае. В 2018 году по сравнению с данными за 2017 год отмечено сокращение темпа роста численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 3,3%. Однако, в 2019 году данный показатель (согласно статистике региона) достиг значения 606,5 тыс. чел., что выше уровня 2018 года на 2,9%.
Рассмотрим показатели экономической активности населения Краснодарского края по данным таблицы 4. Проводя анализ показателей численности и состава населения Краснодарского края, его экономической активности, следует принять во внимание, что в данном случае значительное влияние оказывают не только биологические, но и социально-экономические процессы, условия жизни, быта, традиции и другие факторы.
Таблица 4
Экономическая активность населения Краснодарского края
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 Отклонение 2020 к 2016
+, - %
1. Число жителей края (на начало года), тыс. чел. 5513,8 5570,9 5603,4 5648,2 5675,5 161,7 102,9
2. Экономически активное население, тыс. чел. 3343 3361 3388 3369 3380 37 101,1
3. Численность занятых в экономике, тыс. чел. 2546 2553 2599 2603 2623 77 103,0
4. Безработные граждане - всего, тыс. чел 162 159 158 145 135 - 27 83,3
5. Удельный вес безработных граждан в общей численности экономически активного населения, % 0,7 0,6 0,6 0,5 0,5 х х
6. Число безработных, зарегистрированных в службе занятости, тыс. чел. 20 17 15 14 15 - 5 75,0
По данным таблицы 4, в исследуемом периоде наблюдается увеличение занятого в экономике населения к началу 2020 года на 77 тыс. чел. или 3%. Численность экономически активного населения (лица в возрасте 15-72 лет) к началу 2020 года по сравнению с 2016 годом возросла на 1,1%, и составила 3380 тыс. человек или 59,6% от общей численности населения Краснодарского края. По состоянию на 1 января 2020 года прирост экономически активного населения Краснодарского края составил 11 тыс. человек по сравнению с данными на начало 2019 года. Заметно в исследуемом периоде сократилось число безработных граждан Краснодарского края (27 тыс. чел. по сравнению с 2016 годом), а также количество официально зарегистрированных безработных граждан в регионе стало меньше к началу 2020 года на 25%, однако, этот показатель значительно ухудшился по причине пандемии коронавируса в 2020 году.
Установленные признаки кризисного состояния экономики Краснодарского края обусловливают необходимость оценки действующей системы
государственного управления в экономике региона, одним из элементов которой является стратегия. Рассмотрим действующую в Краснодарском крае, вступившую в законную силу с 1 января 2021 года стратегию социально-экономического развития на период до 2030 года [1].
Разработчики стратегии социально-экономического развития региона исходили из того, что успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального управления:
- определение стратегической цели и направлений социально-экономического развития края;
- формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых органами исполнительной власти края и обеспечивающих реализацию поставленных целей.
Ключевая стратегическая цель региона определяет и комплекс мер государственного регулирования, направленных на его оптимальное развитие, согласно данным таблицы 5.
Таблица 5
Ключевая стратегическая цель и направления развития Краснодарского края_
Стратегические направления развития края Стратегические действия
Краснодарский край— глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер Южного полюса роста России
1) кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры - рост доходов населения; - увеличение продолжительности жизни населения; - развитие рынка медицинских услуг, повышение их качества и доступности; - достижение современного качества образования; - создание условий, обеспечивающих доступность жилья
2) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края - формирование институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста края; - обеспечение высоких темпов устойчивого роста отраслей реального сектора экономики края
3) создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества - увеличение вклада в прирост ВВП страны; - формирование ряда стратегических инициатив, имеющих значение для всей страны; - повышение научного и образовательного потенциала; - повышение кадрового и социально-экономического потенциала; - формирование стратегического партнерства власти, бизнеса и гражданского общества
4) повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования - совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования края; - повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетными учреждениями; - внедрение новых механизмов взаимоотношений с органами местного самоуправления в Краснодарском крае, совершенствование межбюджетных отношений; - развитие государственной и муниципальной статистики
Действующая система государственного Главным органом исполнительной власти в ре-
управления в экономике региона включает следую- гионе является Министерство экономики Красно-
щие управляющие структуры (рисунок 1)._дарского края.
Министр экономики _Краснодарского края_
/ к \
Первый заместитель министра экономики Заместитель министра экономики Заместитель министра экономики
Отдел макроэкономики, анализа и прогнозирования Отдел методологии и мониторинга исполнения государственных программ Отдел правового обеспечения и по вопросам государственной службы и кадров
Сводно-аналитический отдел Отдел координации исполнения государственных программ Отдел бюджетного учета, отчетности и информатизации
Отдел стратегии территориального развития Отдел контроля закупок Управление по финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов
Отдел развития отраслей экономики и конкуренции --- 1
Отдел анализа финансового состояния хозяйствующих субъектов Отдел контроля и сопровождения процедур финансового оздоровления
Рисунок 1. Структура Министерства экономики Краснодарского края
К числу основных функций Министерства экономики Краснодарского края, в частности, относятся следующие.
1. Организация взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края по вопросам разработки прогнозов и индикативных планов социально-экономического развития Краснодарского края. Разработка прогноза социально-экономического развития Краснодарского края как системы научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочный или долгосрочный период, а также разработка индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края на основании анализа ситуации в экономике и социальной сфере Краснодарского края, муниципальных образований в соответствии с макроэкономической ситуацией и сценарными условиями развития экономики Российской Федерации в целом.
2. Разработка стратегии социально-экономического развития Краснодарского края и плана мероприятий по ее реализации, а также мониторинг и контроль за их реализацией.
3. Обеспечение подготовки ежегодного отчета о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Краснодарского края; сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Краснодарского края.
4. Разработка программы социально-экономического развития Краснодарского края, ежегодный мониторинг и подготовка отчета о ее исполнении.
5. Анализ социально-экономического развития Краснодарского края в сравнении с другими субъектами Российской Федерации.
6. Организация взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по диверсификации экономики муниципальных образований Краснодарского края с целью недопущения монопро-фильности. Главная особенность моногородов - их зависимость от состояния и развития основного предприятия (или цепочки технологически связанных предприятий), которое является градообразующим и обуславливает социально-экономическое развитие данной территории.
7. Справочно-информационное обслуживание губернатора Краснодарского края, его заместителей по вопросам концепций, прогнозов, стратегии социально-экономического развития Краснодарского края.
С целью оценки управленческой эффективности в системах государственного управления Краснодарского края рассмотрим трудовые факторы, влияющие на валовой региональный продукт данной сферы экономической деятельности по данным таблицы 6.
Система исследуемых показателей и их динамика позволяют судить о сокращении темпов роста управленческой эффективности в сфере государственного управления и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении Краснодарского края.
Таблица 6
Трудовые факторы, формирующие управленческую эффективность в сфере государственного _управления Краснодарского края __
Показатели 2017 2018 2019 Темп роста, %
2018/ 2017 2019/ 2018
1. ВРП в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении, млн. руб. 128971 138689 145876 107,5 105,2
2. Среднегодовая численность работников, тыс. чел. 119,0 120,7 121,8 101,4 100,9
3. Отдача труда в системе государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальном обеспечении, тыс. руб./чел. 1083,8 1149,0 1197,7 106,0 104,2
4. Средняя в месяц заработная плата 1-го работника данной сферы, руб. 37659 40099 42828 106,5 106,8
Показатели таблицы 6 отражают прирост ВРП в данной сфере деятельности, но темп роста данного показателя в 2019 году замедлился по сравнению с предыдущими периодами. Соответственно данному изменению и прослеживается динамика отдачи труда в системе государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальном обеспечении. Динамика же средней заработной платы работников исследуемой сферы в регионе вполне стабильна, темп роста данного показателя ежегодно и устойчиво растет.
Целесообразно заметить, что и в 2018, и в 2019 годах установлено нерациональное превышение темпа роста заработной платы над темпом роста отдачи труда в системе государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальном обеспечении. Данное явление указывает на сокращение управленческой эффективности в регионе, нерациональное распределение ресурсов в исследуемой области, и низкое качество государственного менеджмента. Действующая система государственного управления в экономике Краснодарского края
требует совершенствования и оптимизации основных управленческих процессов.
Это дает основания полагать, что применяемая в настоящее время в Краснодарском крае стратегия требует оптимизации на основе достаточно высокого потенциала внутренней социально-экономической системы путем устранения слабых сторон в его деятельности.
1. В целях повышения эффективности социально-экономического развития Краснодарского края возникает необходимость повышения результативности использования его трудового потенциала, одним из компонентов которого является разработка действенного механизма управления.
2. Малое предпринимательство как сфера экономической деятельности способно в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий государственных органов в части поддержки развития малого предпринимательства является актуальной, а нерешенность ряда проблем в этой области может затормозить экономический рост России.
3. Для реализации стратегии развития региона, благополучного проживания в нем «умных, здоровых и творческих людей, ... талантов и предпринимателей», необходимо повышение эффективности системы здравоохранения региона. В процессе анализа был выявлен ряд недостатков в данной сфере, прежде всего, - чрезвычайное преобладание смертности в регионе над рождаемостью по оперативным данным 2021 года, и аналогичная ситуация в предыдущие периоды.
Реализация стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на период до
2030 года возможна только при использовании современных медицинских технологий и инновационных подходов. Одним из таких может стать кластерный подход. В регионе целесообразно построить не один кластер, а целую систему медицинских кластеров, которая станет основой управления региональной системой здравоохранения. При этом данная система кластеров должна быть интегрирована в существующую систему здравоохранения края.
Считаем, что для повышения эффективности деятельности субъектов региона и реалистичности его стратегии развития, устранения устойчивой финансовой нестабильности и формирования мощных инструментов противодействия кризисным процессам в экономике региона, целесообразно совершенствовать стратегические методы государственного управления экономикой на региональном, муниципальном и уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Список литературы
1. Закон Краснодарского края № 3930-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 21.12.2018. Режим доступа: https://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/files/Strategiia_2030.pdf
2. РИА-рейтинг социально-экономического положения регионов России 2020: Информационное агентство «РИА Рейтинг». Режим доступа: https://riarating.rU/infografika/20190604/630126280.h №1
3. Российский статистический ежегодник. 2020. Статистический сборник / Росстат. - М., 2021. - 725 с.