Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА / НАЛОГИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Л.А., Вертий В.

В статье представлен анализ современного уровня экономической безопасности региона. Выявлены основные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие региона и качество жизни населения на основе анализа рынка труда края. Представлена динамика социально-экономического развития Краснодарского края, осуществлен анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета края. Выявлены проблемы, влияющие на снижение уровня экономической безопасности региона, в числе которых и экономические преступления, по числу которых Кубань уступает только Москве. Обозначены ключевые векторы развития края для достижения пороговых значений экономической безопасности, в числе которых активизация инновационной и инвестиционной деятельности, внедрение прогрессивных форм и методов организации труда, обеспечения безопасного уровня жизни населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND AREAS OF SUPPORT ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

The article presents an analysis of the current level of economic security in the region. The main factors influencing the socio-economic development of the region and the quality of life of the population are identified based on the analysis of the labor market of the region. The article presents the dynamics of the socio-economic development of the Krasnodar Territory, analyzes the structure of revenues and expenditures of the consolidated budget of the region. The problems that affect the decline in the level of economic security of the region, including economic crimes, are identified, in the number of which Kuban is second only to Moscow. The key vectors of the region's development for achieving the threshold values of economic security are outlined, including the activation of innovation and investment activities, the introduction of progressive forms and methods of labor organization, and ensuring a safe standard of living for the population of the region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

- актуальная нормативная база в сфере логистики;

- исследование передового отечественного и зарубежного опыта управления логистическими системами. Осуществление модульного обучения по обозначенным направлениям, таким образом, позволит увеличить эффективность профессионального развития сотрудников Департамента логистики АО «Тандер», что положительно повлияет на функционирование системы управления персоналом в целом.

Источники:

1. E N Klochko, E A Britikova, L V Kovalenko. The main factors causing the outsourcing use in th construction organizations' activities. Iop conference series: materials science and engineering. International Scientific Conference "Construction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development" - Construction of Roads, Bridges, Tunnels and Airfields,. 2019. P. 077043.

2. Зелинская М.В. Подходы к подбору персонала в России и за рубежом. В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 5-ой Международной научно-практической конференции. - Юго-Западный государственный университет. - 2015. С. 80-82.

3. Клочко Е.Н. Управление человеческим капиталом как условие наращивания конкурентоспособности организации / Е.Н. Клочко // Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса России: проблемы и решения. Сборник тезисов по материалам Национальной конференции. - 2018. - С. 101.

4. Коваленко Л.В., Кулик А.А., Мартояс М.А. Управление человеческими ресурсами как особый вид профессиональной деятельности / Л.В. Коваленко, А.А. Кулик, М.А. Мартояс // Вестник академии знаний. - 2019. - №5(34). - С. 87-91.

5. Серая Н.Н. Инновационные подходы в системе мотивации и стимулирования персонала / Н.Н. Серая, Ю.Н. Реул // Актуальные вопросы управления: вызовы и перспективы устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 310-314.

References:

1. E N Klochko, E A Britikova, L V Kovalenko. The main factors causing the outsourcing use in th construction organi-zations 'activities. Iop conference series: materials science and engineering. International Scientific Conference "Con-struction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development" - Construction of Roads, Bridges, Tun-nels and Airfields ,. 2019. P. 077043.

2. Zelinskaya M.V. Approaches to the selection of personnel in Russia and abroad. In the collection: Topical issues of the development of modern society. Collection of scientific articles of the 5th International Scientific and Practical Conference. -Southwest State University. - 2015.S. 80-82.

3. Klochko E.N. Human capital management as a condition for increasing the competitiveness of the organization / E.N. Klochko // Scientific and technological support of the agro-industrial complex of Russia: problems and solutions. Collection of abstracts based on the materials of the National Conference. - 2018 .-- P. 101.

4. Kovalenko L.V., Kulik A.A., Martoyas M.A. Human resource management as a special type of professional activity / L.V. Kovalenko, A.A. Kulik, M.A. Martoyas // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 5 (34). - S. 87-91.

5. Gray N.N. Innovative approaches in the system of staff motivation and incentives / N.N. Seraya, Yu.N. Re-ul // Topical issues of management: challenges and prospects for sustainable development. Materials of the international scientific-practical conference. - 2020 .-- S. 310-314.

10.24412/2309-4788-2021-10946

Л.А. Белова - профессор кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет (Iab_0658@mail.ru),

L.A. Belova - Professor, Department of Economics & international relations, candidate of Economics, associated Professor, Kuban state agrarian University;

М.В. Вертий - доцент кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (vertiirita@mail.ru),

M.V. Vertiy - associate Professor of Economics and foreign trade, Ph. D., Kuban state agrarian University.

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА PROBLEMS AND AREAS OF SUPPORT ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Аннотация. В статье представлен анализ современного уровня экономической безопасности региона. Выявлены основные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие региона и качество жизни населения на основе анализа рынка труда края. Представлена динамика социально-экономического развития Краснодарского края, осуществлен анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета края. Выявлены проблемы, влияющие на снижение уровня экономической безопасности региона, в числе которых и экономические преступления, по числу которых Кубань уступает только Москве. Обозначены ключевые векторы развития края для достижения пороговых значений экономической безопасности, в числе которых активизация инновационной и инвестиционной деятельности, внедрение прогрессивных форм и методов организации труда, обеспечения безопасного уровня жизни населения региона.

Abstract. The article presents an analysis of the current level of economic security in the region. The main factors influencing the socio-economic development of the region and the quality of life of the population are identified based on the analysis of the labor market of the region. The article presents the dynamics of the socio-economic development of the Krasnodar Territory, analyzes the structure of revenues and expenditures of the consolidated budget of the region. The problems that affect the decline in the level of economic security of the region, including economic crimes, are identified, in the number of which Kuban is second only to Moscow. The key vectors of the region's development for achieving the threshold values of economic security are outlined, including the activation of innovation and investment activities, the introduction of progressive forms and methods of labor organization, and ensuring a safe standard of living for the population of the region.

Ключевые слова: регион, экономика, эффективность, профицит бюджета, налоги, безопасность, инвестиции, инновации, качество жизни, конкуренция.

Keywords: region, economy, efficiency, budget surplus, taxes, security, investment, innovation, quality of life, competition.

Роль регионов в развитии страны и обеспечении её экономической безопасности сложно переоценить, так как эффективное использование природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов регионов создает базис для экономического роста, улучшения качества и конкурентоспособности товаров и услуг на мезо, макро и мегауровнях.

Краснодарский край, обладающий выгодным географическим положением, богатым природно-климатическим и ресурсным потенциалом, является одним из наиболее развитых регионов Южного федерального округа. На территории края, составляющей 0,44% Российской Федерации, функционируют 426 муниципальных образования, объединяющих 7 городских округов и 37 муниципальных районов, включающих 30 городских и 352 сельских поселения [1].

Край в числе лидеров по численности населения (после Москвы и Московской области), которая на 1 января 2021 г. составила 5 689,5 тыс. чел. В сельской местности проживают 44,6% населения края, плотность населения составляет 75,37 человек на 1 кв. км, что значительно превышает среднероссийский показатель на 1 января 2021 г. - 8,54 чел./км2.

К сожалению, увеличение численности населения в крае происходит исключительно за счёт миграционного прироста, который в 2019 г. достиг 36 тыс. чел., что превышает значение 2010 года на 34,8%. Естественная убыль населения в этот период составила 8,7 тыс. чел., что выше показателей 2017 г. в 3,5 раза, 2010 г. - на 22,5% (таблица 1).

В 2019 г. численность рабочей силы составила 2800,3 тыс. чел., из которых 2 665 тыс. чел. были заняты в экономике, 15,4 тыс. чел. не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией МОТ, классифицировались как безработные. Сократилась численность безработных на 22 % относительно 2010 года и на 14,6% относительно 2017 года. Уровень общей безработицы в 2019 году составил - 4,8 %.

Основным источником дохода для трудоспособного населения остаётся заработная плата, среднемесячное значение которой у работников организаций в 2019 г. составило 36 155 руб., что превышает уровень 2010 г. в 2,2 раза.

Таблица 1 - Основные показатели рынка труда Краснода

зского края [6]

Показатель 2010 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2010 г. 2017 г.

Численность населения (на конец года), тыс. чел. 5 230 5 603 5 648 5 675 108,5 101,3

в том числе: сельское 2 461 2 528 2 532 2 534 102,9 100,2

Естественный прирост (убыль) населения: тысяч человек

-7,1 -2,5 -2,8 -8,7 122,5 3,5 раз

на 1 000 человек населения -1,3 -0,5 -0,5 -1,5 115,4 3 раз

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 70,1 73,4 74,3 73,9 105,4 100,7

Миграционный прирост населения, тыс. чел. 26,7 34,9 47,6 36,0 134,8 103,2

Численность безработных, тыс. чел. 173 158 145 135 78,0 85,4

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел. 25,7 15,2 14,3 15,4 59,9 101,3

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 2430 2 619 2 671 2 665 109,8 101,8

Уровень безработицы, % 6,7 5,7 5,2 4,8 - -

Среднесписочная численность работников организаций, тыс. чел. 1458 1416 1422 1422 97,5 100,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 16 330 30 343 33 846 36 155 221,4 119,2

В целях обеспечения соблюдения трудового законодательства в части своевременности оплаты труда во всех муниципальных образованиях края действуют «горячие линии» для принятия обращений граждан о нарушениях их трудовых прав. В 2019 г. поступило 199 обращений. По всем из них даны разъяснения и приняты меры оперативного реагирования. В результате выплачены денежные средства в общей сумме 1 890,2 тыс. руб.

В 2019 г. по предварительным данным ВРП края достигнет 2 419,2 млрд руб., что выше показателя 2017 г. на 8,7 %, при этом темп прироста ВРП на душу населения составит 7,1 % (таблица 2).

Таблица 2 - Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края [6]

Показатель 2010 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2010 г. 2017 г.

Валовой региональный продукт: всего, млрд руб. 1 028,3 2 225,9 2 344,6 2 419,2* 235,3 108,7

на душу населения, тыс. руб. 196, 9 398, 7 416,7 427, 0 216,8 107,1

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: тыс. чел. 791,9 609,6 589,2 606,4 76,6 99,5

в процентах от общей численности населения 15,2 10,9 10,5 10,7

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в мес. 16 892 33 403 34 372 35 745 211,6 107,0

Средний размер назначенных пенсий, руб. в мес. 7 049 12 267 13 037 13 835 196,3 112,8

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в мес. 5 693 10 062 10 209 10 854 190,6 107,9

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м 3 606 4 728 4 415 4 514 125,2 95,5

Обеспеченность населения жильем, кв. м на одного жителя 22,4 25,7 26,4 27,1 120,9 105,4

Зарегистрировано преступлений - всего 65 811 67 662 68 120 71 588 108,8 105,8

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб. 3 260,3 5 422,0 6 323,6 5 772,4 177,1 106,5

Индекс потребительских цен, % 108,5 102,2 104,3 102,6 - -

Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 168,6 296,9 316,2 366,6 217,4 123,5

Расходы консолидированного бюджета, млрд руб. 182,5 279,4 300,3 335,0 183,6 119,9

Профицит консолидированного бюджета, млрд руб. -13,9 17,5 15,9 31,5 180,0

* предварительные данные

В 2019 г. среднедушевые денежные доходы населения составили 35 745 руб. в месяц, что превышает среднероссийский показатель. Основная доля денежных доходов расходовалась населением на покупку товаров - 66%, оплату услуг - 24,2%, выплату обязательных платежей и взносов - 11,7%.

Средний размер назначенных пенсий увеличился почти на 13 % в 2019 г. по отношению к 2017 г. и достиг 13 835 руб.

Сокращается рост числа граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за три исследуемых года на 0,5 % или на 3,2 тыс. чел., при этом доля таких граждан незначительно увеличилась по сравнению с предыдущим годом и составила 10,7 % в 2019 году.

Ввод в действие жилых домов на 25,2% превышает объемы 2010 года, но снижается последние три года. Во многом это обусловлено уменьшением ввода домов массовой застройки в г. Краснодаре, что объясняется ужесточением контроля над строительством многоквартирного жилья в соответствии с градостроительными планами и перспективным планированием города.

Вместе с тем, важно отметить, что обеспеченность населения жильем повышается. В 2019 году на одного жителя приходилось 27,1 кв. м, что превышает среднероссийский показатель (25,8 кв. м), но значительно отстает от европейских и американских показателей, соответственно составляющих 40 кв.м и 70 кв.м на человека.

В числе угроз экономической безопасности региона возрастающее число зарегистрированных преступлений. По числу преступлений экономической направленности Кубань уступает в России только Москве - 3793 и 12 490 преступных деяний соответственно. Что касается злоупотреблений должностными полномочиями, то Краснодарский край тут уступает только Башкортостану - 106 и 66 преступлений соответственно. По показателю «получение взятки» Кубань четвертая позиция [3].

Индекс потребительских цен в 2019 г. составил 102,6 %, что ниже уровня 2018 года. Как отметил начальник Южного ГУ Банка России Евгений Эберенц, помимо прочего это обусловлено хорошим урожаем прошедшего года, а также увеличением производства свинины и мяса птицы в регионе. Сокращению темпов роста цен

на овощи в Краснодарском крае способствует реализация новых инвестиционных проектов в расширение площадей тепличных комплексов и низкотемпературных овощехранилищ [8]. При этом нельзя не отметить прирост цен на ряд медикаментов в результате введения их обязательной маркировки, а реформирование системы обращения с коммунальными отходами обусловило повышение тарифов на вывоз мусора.

Прослеживается снижение внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2019 году по сравнению с предыдущим годом, что также в числе угроз экономической безопасности региона.

Полученный профицит бюджета в сумме 31,5 млрд руб. в 2019 году значительно превышает данные предыдущих лет.

По итогам 2019 г. доходы консолидированного бюджета Краснодарского края (с учётом безвозмездных поступлений) превысили уровень 2017 года на 23,5 %, а по сравнению с 2010 годом возросли более, чем в 2 раза. В структуре доходов консолидированного бюджета региона преобладают налоги на доходы физических лиц (31%), на прибыль (доход) организаций (19%), на имущество (16%) и безвозмездные поступления (13%) (рисунок 1).

2019 г.

2018 г.

2017 г.

2010 г.

щ 19 31 8 16 3 13 10

г 19 28 8 19 3 13 10

1 17 29 81 7 3 13 13

г 16 27 6 12 4 25 10

ы Налог на прибыль (доход) организаций н Налог на доходы физических лиц

к Налоги на товары и услуги

м Налог на имущество

и Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

н Безвозмездные поступления н Прочие

0%

20% 40% 60% 80%

100%

Рисунок 1 - Структура доходов консолидированного бюджета Краснодарского края, % [6]

Необходимо отметить значительное снижение удельного веса безвозмездных поступлений по сравнению с 2010 годом, но увеличение доли налоговых доходов. Вместе с тем, в 2019 году по сравнению с 2017 годом прирост безвозмездных поступлений составил 9,4 %, что связано с увеличением объёма субсидий на развитие АПК, модернизацию инфраструктуры общего образования, формирование современной городской среды; ростом субвенций на осуществление социальных выплат безработным гражданам и ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка; увеличением объёма межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения [7].

В структуре расходов консолидированного бюджета в 2019 году превалируют расходы на образование -27 %, социальную политику - 23 %, национальную экономику - 18 %, здравоохранение, физическую культуру и спорт - 12 % (рисунок 2).

И Общегосударственные вопросы

2019 г.

2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 г.

2010 г.

7 1 18 6

7 1 15 6

7 1 15 6

шввг^щвлии.

28

4

13 23

7 4 10 15 21 3

0 Национальная безопасность и

правоохранительная деятельность 0 Национальная экономика

НЖКХ

0 Образование

3 Культура, кинематография

и средства массовой информации □ Здравоохранение, физическая культура

и спорт 13 Социальная политика

0%

20%

40%

60%

80%

100%

0 Прочие

Рисунок 2 - Структура расходов консолидированного бюджета Краснодарского края, % [6]

Большинство отраслей экономики в течение трех исследуемых лет демонстрировали устойчивую положительную динамику. Рост грузооборота сохранялся на железнодорожном, автомобильном и трубопроводном транспорте, увеличились объемы перевалки грузов в морских портах, пассажиропоток на железных дорогах и в аэропортах края.

В структуре ВРП в 2019 г. наибольший удельный вес приходился на торговлю оптовую и розничную; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 17,3%; транспортировку и хранение - 16,3 %; обрабатывающее производство - 11,7; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 10,6; строительство -6,9 %; деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 6 % (рисунок 3).

■ сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

■ обрабатывающие производства

■ строительство

■ торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

■ транспортировка и хранение

■ деятельность по операциям с недвижимым имуществом

■ государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

■ деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

■ образование

■ прочие

Рисунок 3 - Структура ВРП края и сальдированный финансовый результат организаций по видам экономической деятельности, 2019 г., % [6]

Если говорить о сальдированном финансовом результате организаций по видам экономической деятельности, то свыше 51% результата дали транспорт и связь, более 17% торговля и 12% сельское и лесное хозяйство.

В 2019 г. инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования составили 439,6 млрд руб., что на 12,6 % ниже показателя 2017 г. (таблица 3).

о

Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал по видам основных фондов

в Краснодарском крае, млн руб. [6]

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2017 г., %

Инвестиции в основной капитал - всего 503 243 515 317 439 635 87,4

в том числе жилые здания и помещения 85 313 102 146 94 005 110,2

здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель 254 736 243 955 180 310 70,8

машины, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь 145 981 146 212 142 812 97,8

объекты интеллектуальной собственности * 2 133 8 494 4 721 2,2 раз

прочие 15 080 14 510 17 787 118,0

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году 110,3 97,9 79,1

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. 90 071 91 598 77 649 86,2

* До 2017г. объекты интеллектуальной собственности включались в состав прочих инвестиций в основной капитал

Указанная динамика сложилась преимущественно ввиду уменьшения ассигнований из федерального бюджета в рамках соответствующих мероприятий ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (в связи с завершением строительства автомобильной части транспортного перехода через Керченский пролив). Свою роль в сложившейся динамике инвестиций сыграло также проведение со стороны хозяйствующих субъектов консервативной инвестиционной политики с переносом основных мероприятий долгосрочных программ развития на более отдаленную перспективу. Значительное влияние на складывающуюся тенденцию оказывает пересмотр на федеральном уровне приоритетов реализации государственной инвестиционной политики и подходов к расходам инвестиционного характера (перевод на режим финансирования по фактическому наличию свободных денежных средств).

Наибольшие объёмы инвестиционных вложений в 2019 г. зафиксированы в следующих видах экономической деятельности:

> транспортировка и хранение - 68,6 млрд руб., или 35,0 % от всех инвестиций в крае (реализация масштабных проектов: комплексная реконструкция ж.-д. участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского ж.-д. узла (досрочно завершена в 1 квартале 2019 года против планируемого срока - конец 2021 года); строительство портово-индустриального парка группой компаний «ОТЭКО» в порту Тамань; модернизация объектов инфраструктуры Туапсинского морского торгового порта (реконструкция зернового терминала и комплекса по перевалке скоропортящейся продукции); реконструкция Нефтерайона «Шесхарис», модернизация перегрузочных мощностей зернового терминала «КСК» и расширение резервуаров по хранению зерна ПАО «НКХП» в порту Новороссийска);

> сельское хозяйство - 19,1 млрд руб., или 7,5 % (из них 3,6 млрд руб. направлено на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, 2,8 млрд руб. - на закладку садов и виноградников, уход за ними (среди крупных проектов: сады интенсивного типа в Абинском и Крымском районах; закладка виноградника технических и столовых сортов в г. Анапе), строительство свинокомплексов (в том числе в Гулькевичском районе - на 100 тыс. голов), овоще- и плодохранилищ (крупные - в Абинском и Славянском районах), а также приобретение сельхозтехники, транспортных средств, доильных установок и прочего оборудования многими хозяйствами края);

> производство нефтепродуктов - 17,0 млрд руб., или 8,7 % (строительство нового завода на территории Туапсинского НПЗ, предполагающего увеличение глубины и объёмов переработки нефти и нефтепродуктов; продолжение долгосрочных программ реконструкции и модернизации Афипского, Ильского и Славянского нефтеперерабатывающих заводов);

> деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 14,8 млрд руб., или 7,6 % (проведение комплексной жилищной застройки и благоустройства г. Краснодара для целей перспективного развития и улучшения условий проживания жителей; реализация 3 и 4 очереди масштабного проекта многофункционального рекреационно-ландшафтного комплекса, прилегающего к стадиону «Краснодар»).

От 1 % до 5 % инвестиций приходилось на следующие виды деятельности (по возрастанию): добыча сырой нефти и природного газа; строительство; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений; металлургическое производство; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение; образование; деятельность в области информации и связи; производство пищевых продуктов; торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств; обеспечение электрической энергией, газом и паром.

В 2019 г. завершена реализация 70 крупных инвестиционных проектов на общую сумму порядка 136 млрд руб., в результате их реализации создано свыше 3,9 тыс. новых рабочих мест. Продолжающаяся реализация в регионе 366 крупных инвестиционных проектов на общую сумму свыше 1,3 трлн руб. позволит создать более 66 тыс. новых рабочих мест, что имеет важное социально-экономическое значение для достижения устойчивого роста и экономической безопасности региона [2].

В качестве положительной динамики необходимо отметить превышение пороговых значений уровня экономической безопасности таких показателей, как доля в промышленном производстве обрабатывающих производств, степень износа основных фондов в крае, уровень безработицы и уровень преступности (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели экономической безопасности Краснодарского края

Показатель Пороговое значение 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение 2019 г. от порогового значения, +, -

ВРП на душу населения в % от российского Не менее 100% 78,5 72,0 н/д -28*

Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств, % Не менее 70% 82,8 83,3 82,0 12

Степень износа основных фондов, % Не более 60% 37,2 41,3 44,0 -16

Доля инвестиций в ВРП, % Не менее 25% 22,6 21,9 18,2 -6,8

Доля расходов на НИОКР в ВРП, % Не менее 2% 0,24 0,27 0,24 -1,76

Доля в импорте продуктов питания, % Не более 30% 52,8 50,1 52,1 22,1

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % Не более 7% 10,9 10,5 10,7 3,7

Уровень безработицы, % Не более 8% 5,7 5,2 4,8 -2,2

Условный коэффициент депопуляции, % Не более 1 1,042 1,043 1,143 0,143

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) Не более 5 тыс. 1 207, 6 1 206,1 1 261,5 -3 738,5

* 2018 г.

В крае существуют проблемы с достижением пороговых значений экономической безопасности региона по таким критериям как ВРП на душу населения в % от российского, доля инвестиций в ВРП края, доля расходов на НИОКР в ВРП, доля в импорте продуктов питания, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, условный коэффициент депопуляции Несомненно отставание от пороговых значений по ряду показателей и их снижение в динамике представляет угрозу для экономической безопасности края, что требует безотлагательного решения назревших проблем.

Учитывая, что экономическая безопасность региона подразумевает способность субъекта федерации противостоять кризисным явлениям, вызываемым воздействием внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциал и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную область, уровень и качество жизни населения, важно обозначить комплекс мер, которые будут стимулировать устойчивое развитие и совершенствование экономики региона, включающей механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Экономическая безопасность региона должна базироваться на принципах поддержания устойчивого экономического роста и сохранения достойного качества жизни (рисунок 4).

Рисунок 4 - Основные принципы экономической безопасности региона

Достижение экономической безопасности региона возможно лишь на условиях непрерывности процесса защиты интересов региона на условиях экономической самостоятельности, стабильности и поступательного развития региональной экономики [5].

В числе стратегических направлений социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года конкуренция за инновации и технологии и за доступ к информации. На региональном уровне предполагается создать лучшую экосистему инноваций, высокий уровень технологического развития и высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры.

Для активизации научной деятельности с 2021 года учреждена премия администрации края в области науки и инноваций. По 300 тысяч рублей получат пять коллективов за открытия в научно-исследовательской деятельности, создание новых видов продукции и технологий. Как отметил губернатор края В. Кондратьев: «Важно, чтобы разработки наших ученых носили прикладной характер. Задача власти - организовать взаимодействие, соединить возможности наших ученых с потребностями предприятий. Сделать так, чтобы будущее российской промышленности, сельского хозяйства или медицины создавалось именно здесь, на Кубани» [4].

Несмотря на реализацию политики импортозамещения доля в импорте продуктов питания превышает 50%, что гораздо выше порогового знания (30%), поэтому перспективное развитие агропромышленного комплекса региона должно базироваться на таких принципах, как инновационность, пропорциональность, интенсификация и конкурентоспособность.

Как уже акцентировалось внимание, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Краснодарском крае превышает пороговое значение более, чем на 3 процентных пункта, что вызывает необходимость проведения такой финансово-кредитной, институциональной, структурной политики, которая позволит предупредить безработицу, расширит возможности трудоустройства для социально уязвимых слоев населения в условиях достаточно высокой конкуренции на рынке труда.

Эффективная политика органов государственной власти в управлении социально-экономической безопасностью региона должна включать использование инструментов прогнозирования, способствующих обеспечению внутреннего баланса, стабильности и безопасности экономики региона.

Ключевым условием обеспечения экономической безопасности региона должно являться предотвращение образовывающихся угроз, а не следование результатам их воздействия.

Источники:

1. Белова Л. А., Вертий М. В. Роль малого и среднего предпринимательства в экономической безопасности региона / Вопросы современной науки. // Материалы II национальной междисциплинарной конференции . - 2019. - С. 27-32.

2. Вертий М. В., Белова Л. А. Инновационный вектор развития реального сектора экономики региона / Экономическая безопасность России: современное состояние и перспективы обеспечения. // Материалы национальной научно-практической конференции . - 2019. - С. 86-93.

3. Краснодарский край стал третьим по количеству преступлений в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4261805

4. На поддержку науки в Краснодарском крае в 2021 году направят более 170 млн рублей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://kubnews.ru/vlast/2021/02/08/na-podderzhku-nauki-v-krasnodarskom-krae-v-2021-godu-napravyat-bolee- 170-mln-rubley/

5. Острецова А.В., Басова Д.А., Лозовская О.В. Теневой сектор в системе угроз экономической безопасности // Современное состояние и перспективы обеспечения экономической независимости России. Материалы II национальной научно-практической конференции. - 2020. - С. 35-40.

6. Статистический сборник. Краснодарский край в цифрах. 2019: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2020. - 315 с.

7. Тюпаков К.Э., Белова Л.А., Вертий М.В., Курносов В.С. Совершенствование инвестиционной политики в АПК как условие обеспечения экономической безопасности государства / Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2019. - № 11 (56). - С. 104-112.

8. Эберенц Евгений «На Кубани инфляцию сдерживали низкие цены на продукты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/interview/06/03/2020/5e627b049a7947699a28931a

References:

1. Belova L. A., Vertiy M. V. The role of small and medium-sized businesses in the economic security of the region / Questions of modern science. // Proceedings of the II National Interdisciplinary Conference . - 2019. - p. 27-32.

2. Vertiy M. V., Belova L. A. Innovative vector of development of the real sector of the regional economy / Economic security of Russia: the current state and prospects of the provision. // Materials of the national scientific and practical conference . -2019. - pp. 86-93.

3. Krasnodarsky krai became the third in the number of crimes in Russia [Electronic resource]. - Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/4261805

4. More than 170 million rubles will be allocated to support science in the Krasnodar Territory in 2021. - Access mode: https://kubnews.ru/vlast/2021/02/08/na-podderzhku-nauki-v-krasnodarskom-krae-v-2021-godu-napravyat-bolee-170-mln-rubley/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ostretsova A.V., Basova D. A., Lozovskaya O. V. Shadow sector in the system of threats to economic security / / Modern state and prospects of ensuring economic independence of Russia. Proceedings of the II national scientific and practical conference. - 2020. - p. 35-40.

6. Statistical collection. Krasnodar Territory in numbers. 2019: Stat. sat. / Krasnodarstat-Krasnodar, 2020 - - 315 p.

7. Tyupakov K. E., Belova L. A., Vertiy M. V., Kurnosov V. S. Improving the investment policy in the agro-industrial complex as a condition for ensuring the economic security of the state / Economics, labor, and management in agriculture. - 2019. -№ 11 (56). - P. 104-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.