канчивается дифференциалом, обеспечивающим раздачу мощности по мостам колесной машины. ПКП позволяет получить пять передач переднего хода и три заднего, поэтому ВПКП универсальна и может применяться не только на транспортных машинах, но и на дорожно-строительных.
Ступени 1 II ш IV 1V 3X1 3X2 3X3
8тн ФИ Т,Т2 т,т3 Трф ТрР ЕФ т2,ф Т2/\ КФ
Рис. 7. Кинематическая схема гидромеханической коробки передач инженерного тягача
В ряде случаев (например, при применении гидротрансформатора левого вращения) могут представлять интерес схемы ВПКП в составе вального редуктора на входе и ПКП с тремя степенями свободы, имеющей три канала подвода мощности к звеньям планетарного механизма как показано на рис. 8 [8]. Причем один канал подвода непосредственно от двигателя подключается на высоких передачах фрикционной муфтой Ф, а два других подвода через вальный редуктор соединяются с разными звеньями планетарного механизма. ВПКП обеспечивает девять передач переднего хода и отличается переменной поточностью передачи мощности на разных ступенях. На первых пяти ступенях мощность передается последовательно через вальный редуктор и ПКП, а с шестой по девятую двумя потоками. Возрастающая по мере роста номера передачи часть мощности двигателя передается непосредственно через муфту Ф, минуя вальный оедуктсю. что обеспечивает повышение КПП.
№4923. к3=гзг
сфх^ю
Ч Ч
«2
Ступени / | // ///
Включены ! ф фрищ дар '
Передат числа Ц
ЕТ, Р.Т2
1,76 2,88
Иншербал
ЩАУ 1765
/V \ V V/ V//
Р,Т} ЕФ, Р,.Ф
2,% 163 1,15
V///
Ф,.Ф Т,.Ф
0,% 0.68
1,65 1.35 132 и1 №
/X
Тг,Ф
от
¡38 I из
Н I зх
-5,7
Рис. 8. Кинематическая схема девятиступенчатой вально-планетарной коробки передач для гусеничной машины
заданными условиями установки агрегата на транспортном средстве. После ее определения появляются исходные данные для синтеза схемы планетарной части ВПКП. Синтез планетарного механизма может быть проведен методами, изложенными в работах [7, 9].
Заключение
Проведенный обзор конструкций вально-планетар-ных коробок передач позволил классифицировать их по группам в соответствии с целями их применения. Основу конструкций, как правило, составляет планетарный редуктор, обеспечивающий необходимый диапазон передаточных чисел и высокий КПД. Вальная же часть расширяет область применения передач, позволяя использовать унифицированные по основным механизмам передачи для гусеничных и колесных машин различных типов и специального назначения с различными компоновочными возможностями.
Список литературы
1. Расчет и конструирование гусеничных машин/Н.А. Носов,
В.Д. Голышев, Ю.П. Волков и др. - Л.: Машиностроение, 1972.
- 560 с.
2. Теория и конструкция танка. Т.5. Трансмиссии военных гусеничных
машин/Под общ. ред. П.П. Исакова. - М.: Машиностроение, 1985.
- 367 с.
3. Нарбут А.Н., Нарбут Н.И. Новое поколение гидромеханических
передач фирмы «ЛШзоп»//Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1995. - №4. - С.25-29.
4. Нарбут А.Н. Гидромеханические передачи фирмы «Zahnrad-fabrik»//
Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1994. - №12. - С.22-26.
5. РЕМАТ-АиОта(деЬ1еЬе.
6. Схемы коробок передач автомобилей особо большой грузоподъемнос-
ти/ И.С. Цитович, В.Б. Альгин, В.В. Грицкович и др. - Минск: Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР, 1982. - 64 с.
7. Косов В. П. Синтез кинематических схем планетарных коробок передач
транспортных машин. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005. - 197с.
8. Косов В.П. Проектирование гидромеханических передач транспорт-
ных машин.Ч.3. Синтез кинематических схем. - Курган: Изд-во КГУ, 2000. - 59 с.
9. Красненьков В.И., Вашец А.Д. Проектирование планетарных
механизмов транспортных машин. - М.: Машиностроение, 1986.
- 272 с.
10. Горбунов П.П., Черпак Ф.А., Львовский К.Я. Гидромеханические
трансмиссии тракторов. - М.: Машиностроение, 1966. - 447 с.
11. Гинзбург Ю.В., Швед А.И., Парфенов А.И. Промышленные тракторы.
- М.: Машиностроение, 1986. - 296 с.
12. А.с. 451552 Коробка передач для транспортной машины
/ В.П. Косов. 10.07.1974.
13. А.с. 903226 Коробка передач транспортного средства / В.А. Иванов,
В.И. Климов, В.А. Колесов. 07.02.82.
14. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/Под общ.
ред. А.И. Гришкевича. - М.: Машиностроение, 1984. - 272 с.
УДК 629.113:574 В.А. Горбунова
Курганский государственный университет
ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТОВ МОЙКИ В ГОРОДЕ КУРГАНЕ
Аннотация
В статье рассмотрены основные методы определения зоны расположения пункта мойки. Представлена структура нечеткой системы определения расстояния между станциями мойки автомобилей и схема определения оптимальной зоны.
Ключевые слова: оптимизация, нечеткая логика, автосервис, автомобиль.
Схема вальной части ВПКП обычно определяется
V.A. Gorbunova Kurgan State University
OPTIMIZATION OF CAR-WASHING STATIONS POSITIONS IN KURGAN
Annotation
In the article they are examined the basic methods of position finding zone of a car-washing station. It is presented the structure of fuzzy system of distance definition between car-washing stations. It is presented the determination scheme of optimum zone.
Key words: optimization, fuzzy logic, car-care center, automobile.
К 1 января 2009 года на каждую тысячу граждан России приходилось 255 легковых автомобилей, причем два года назад эта цифра составляла лишь 207 транспортных средств, а три года назад ещё меньше, только 188 единиц [1].
В 1991 г. в России было 8 млн автомобилей, в 1995 г - 11 млн, в 2005 г - уже 26 млн автомобилей. Итак, рост парка легковых автомобилей в России можно представить в виде диаграммы.
X X лг
и о й- in
>*
£ 2э 1 § 20
li 20 5 5 15 га § 10 1 * е; S О
199] 1995 2005 2007 2008 2009 год
Рис. 1. Рост парка легковых автомобилей в России
Сегодня, при все более растущем автомобильном парке страны, сфера автомоечного бизнеса с каждым днем становится все более востребованной.
Автовладельцы хотят получать услугу по мойке автомобиля, отвечающую таким требованиям как качество, скорость обслуживания, а также время, затраченное на дорогу к автомойке.
Развитие производственно-технической базы данных предприятий сопряжено с проблемами экологического и организационно-экономического характера. Недостаток моечных станций приводит к тому, что владельцы автомобилей прибегают к их мойке в неположенных местах: во дворе, на даче, на берегах водоемов в зеленой зоне города. При этом все загрязнения, а вместе с ними вредные вещества, смываемые с поверхности кузова и шасси, попадают в почву и воду рек и озер.
Основным направлением решения поставленной проблемы для каждого города является значительное расширение рынка услуг по УМР легковых автомобилей путем создания специализированной станции мойки.
Безусловно, для владельцев автомоек на передний план выходит такой фактор как место расположения данного поста.
Таким образом, главной целью является рациональное размещение предприятия для мойки легковых автомобилей индивидуальных владельцев в соответствии с существующим потребительским спросом и расположе-
нием таких предприятий в городе.
Реализовать эту цель можно, решив такую задачу, как определение необходимого расстояния между станциями мойки автомобилей в определенном районе города.
Необходимо разработать методику выбора расположения станций мойки автомобилей в данном районе города.
Рассмотрим факторы, которые влияют на характер расположения станции:
1д - интенсивность движения автомобилей в сутки, авт./сут.;
N - количество автомобилей в районе, авт.;
Т.
продолжительность работы станции, час.;
п - число постов.
При расчете моечной станции одним из основных критериев является трудоемкость выполнения обслуживания.
Для расчета трудоемкости существуют поправочные коэффициенты, определяющие в совокупности трудоемкость проведения обслуживания станцией. Некоторые из этих коэффициентов изменяются нелинейно, что в конечном итоге дает погрешность при определении трудоемкости.
Расчет значений расстояния между вновь организуемыми и уже существующими станциями мойки производится из условия отсутствия простоя моечного оборудования, для чего время ожидания клиента станцией принимается равным времени мойки автомобиля. Расстояние между станциями мойки в километрах можно определить по формуле [2]:
Ь = (Тоб - и) • Хо • Ух -л / (N0 • Кн-ф)
где Тоб - продолжительность рабочего дня станции, ч.;
Хо - необходимое число постов мойки;
Ут - техническая скорость при движении по городу,
км/ч;
N. - возможное суточное число заездов автомобилей на УМР, заезд./сут.;
Кн - коэффициент неравномерности расположения станций;
Ф - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на станцию;
"Л - коэффициент использования рабочего времени поста.
Коэффициенты Ф , "Л не рассматриваем, так как они меняются в узком диапазоне и изменяются дискретно, а также факторы, определяющие их, являются дискретными.
Трудоемкость формируется под воздействием случайных величин двух видов:
- факт заезда автомобиля на станцию мойки;
- время, затраченное на обслуживание автомобиля.
Для определения числа заездов легковых автомобилей в сутки Ыс на станцию необходимо знать интенсивность движения на автомобильной дороге, авт./сут.
Интенсивность движения может изменяться нелинейно в течение суток. В результате число заездов может существенно отличаться от запланированного. В результате возникает погрешность при выполнении расчетов.
Время, затраченное на обслуживание одного автомобиля, может изменяться в зависимости от уровня технического оснащения станции: на станции с ручным выполнением работ 1ож = 0,25 ч, на станциях с полной автоматизацией производства 1ож = 0,10ч. Эти различия также изменяются нелинейно, что в итоге приводит к погрешности при определении расстояния между станциями мойки автомобилей.
Для повышения точности существующей методики необходимо определять значения коэффициентов более точно для конкретных условий.
Таким образом, определение расстояний между станциями мойки с применением нечеткой логики позволит провести корректировку нормативов плавно, с учетом всех заданных условий.
Реализацию системы выбора необходимого расстояния между станциями будем производить в программе MatLab.
Термин fuzzy (англ. нечеткий, размытый сегодня стал ключевым в ряде важнейших технологий. Нечеткая логика - это математическая наука, служащая расширением логики классической и основанная на концепции частичной правды, которая находится где-то посредине между «да» и «нет» [3].
Самым главным понятием систем, основанных на нечеткой логике, является понятие нечеткого (подмножества [2].
Нечеткое множество - это такое множество, которое образуется путем введения обобщенного понятия принадлежности, т.е. расширения двухэлементарного множества значений функции принадлежности {0,1} до отрезка [0,1]. Это означает, что переход от полной принадлежности объекта множества к его полной непринадлежности происходит не скачком, как в обычных «четких» множествах, а плавно, постепенно, причем степень принадлежности элемента множеству выражается числом из интервала [0,1].
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- нечеткие множества описывают неопределенные понятия;
- степень принадлежности объекта к нечеткому множеству определяется соответствующим значением функции принадлежности на интервале [0,1];
- функция принадлежности ставит в соответствие объекту (или логической переменной) значение степени его принадлежности к нечеткому множеству.
Определим входные параметры: 1д, N, ТоЬ n.
Выходной параметр: L - расстояние между станциями мойки, км.
Зададим входные и выходной параметры в программе MatLab (пакете Fuzzy Logic) (рис.2) а также, для лингвистической оценки этих переменных, соответственно, присвоим каждому входному параметру по три терма с гуассовскими (нелинейными) функциями принадлежности, а выходному - пять термов.
Рис.2.Структура нечеткой системы определения расстояния между станциями мойки автомобилей
Определим базу знаний для выбора расстояния между уже существующими станциями в исследуемом районе и будущей новой станцией в этом районе. В результате составления было получено 81 правило, что позволило получить нечеткий логический вывод системы для разных сочетаний входных параметров и поверхности с различными входами.
Рис. 3. График влияния интенсивности движения автомобилей и продолжительности рабочего дня станции на расстояние
Анализ данной поверхности показывает, что при увеличении интенсивности движения и уменьшения продолжительности рабочего дня расстояние сводится к минимуму.
Применим данный метод для конкретного района города. В выбранном районе на ноябрь 2009 года находится две станции мойки автомобилей. Используя программу Ма^аЬ, определим расстояние, на котором может располагаться будущая станция УМР. Полученные результаты сведены в табл. 1 и отображены на рис. 4.
Таблица 1
Расчет расстояний для определения оптимальной зоны для расположения пункта мойки
Предприятие Адрес Кол-во постов (n) Tob Id, авт/сут N L, км
Автомойка ул. Мостостроителей (1 мкр) 2 12 6576 1210 4,69
Мойка ул. Мостостроителей 4 10 6576 1210 4,65
Рис.4. Схема определения оптимальной зоны для расположения пункта мойки (на рисунке обозначена штриховкой)
Для более точного определения места расположения будущей станции, при разработке проекта строительства, необходимо учитывать результаты таких немаловажных факторов, как анализ технико-экономических показателей и обоснование экономической целесообразности, оценка экологической безопасности и т.д.
Таким образом, данная методика позволяет определить место расположения пунктов мойки в условиях конкурентной борьбы в заданном мегаполисе.
Список литературы
1. http://www.driveonline.ru/.
2. Пржибыл Павел, Свитек Мирослав. Телематика на транспорте /Пер.
с чешск. О.Бузека и В. Бузковой; Под редакцией проф. В.В. Силиванова. - М.: МАДИ (ГТУ), 2003. - 540 с.
3. Паклин Н.Б. Адаптивные модели нечеткого вывода для идентифика-
ции нелинейных зависимостей в сложных системах: Дис. ...канд. техн. наук. - Ижевск, 2004. - 162с.
УДК 629.119.2 Н.Н. Рыбин
Курганский государственный университет
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ЗОН САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ АВТОФУРГОНОВ
Аннотация
В представленной статье рассмотрено направление повышения эпидемиологической безопасности в городах за счет организации в соответствии с существующими требованиями санитарной обработки автомобильных фургонов для перевозки продуктов питания.
Предложена методика определения числа постов в зонах санобработки и компьютерный вариант этой методики.
Ключевые слова: перевозка, продукты, автофургон, санобработка, пост, методика, расчет.
N. N. Rybin
Kurgan State University
LOCATION TECHNOLOGY OF PRODUCTION CAPACITY OF AUTOVANS SANITORY PROGRESSING ZONES
Annotation
In the given article it has been regarded the direction of rising of epidemiological safety in towns for account of organizing according to the existing demands of sanitary processing of autovans for food transportation.
Methodics has been suggested to regard the number of posts in zones of sanitary processing and a computer variant of this methodics.
Key words: transportation, food, autovan, disinfection, post, methodics, calculation.
Введение
Одним из мероприятий по повышению эпидемиологической безопасности в населенных пунктах является неукоснительное выполнение санитарной обработки автомобильных фургонов для перевозки продуктов пита-
ния в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила и нормы для предприятий продовольственной торговли».
Анализ статистических данных показывает, что с решением данного вопроса во многих городах страны не всё благополучно. Объёмы перевозок мясомолочных продуктов, мороженой рыбы, овощей, фруктов и др. продуктов постоянно растут. В связи с этим количество автофургонов также увеличивается. Исследования, проведенные в г. Кургане, показали, что автофургоны, занятые в сфере перевозок продуктов питания, составляют, приблизительно, 1,1% от общего числа автомобилей в городе. На рис. 1 приведена диаграмма изменения числа автомобильных фургонов за 2005 - 2009 годы.
Для предупреждения вспышек инфекционных заболеваний автомобильные фургоны для перевозки продуктов питания должны в обязательном порядке, кроме обычной мойки, проходить санитарную обработку. Для этой цели в автотранспортных предприятиях (АТП) или автосервисе необходимо предусматривать специальные зоны санобработки достаточной производственной мощности, которая определяется числом постов.
Рис.1. Изменение количества автофургонов для перевозки продуктов питания в г. Кургане
1. Расчет числа постов санобработки автофурго-
нов
Количеств постов санобработки можно рассчитать по следующей общеизвестной зависимости для определения рабочих постов обслуживания [1]:
х„„„ =■
ТГ сан ■ Фс
ДРгсан ■ Ссан ' ТсМсан ' РсМсан ' Л с
(1)
где ТГан - годовой объём работ санитарной обработки, чел. - ч;
ДРГсан - число дней работы в году зоны санитарной обработки, дн;
С - число смен работы зоны;
сан 1 '
Тсмсан - продолжительность смены, ч;
РПсан - число рабочих на посту санитарной обработки, чел;
"Л сан, ф сан - соответственно, коэффициенты, учитывающие неравномерность поступления автомобилей на посты санитарной обработки и использование рабочего времени поста.
Сложность расчёта заключается в определении годовой программы и трудоёмкости работ по санитарной обработке фургонов.
Производственная программа определяется числом санитарных обработок в год на парк автомобилей в АТП или на число автофургонов в сфере обслуживания предприятия автосервиса (станции мойки).