Научная статья на тему 'Анализ деятельности предприятий, проводящих технический осмотр транспортных средств в г. Кургане'

Анализ деятельности предприятий, проводящих технический осмотр транспортных средств в г. Кургане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / СТОИМОСТЬ / ENTERPRISES SERVICING / VEHICLES / COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабуров Виктор Николаевич

В статье рассмотрен расчет расходов и прибыли предприятий, проводящих технический осмотр транспортных средств, актуальность изменения стоимости проведения проверок, а также проблемы, связанные с организацией работы таких предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION ANALYSIS OF INTERPRISES SERVICING THE OFFICIAL CHECKUP IN KURGAN

The calculation of expenses and profit of enterprises servicing the vehicles, the actuality of changing costs of carrying out checks, and also the problems concerned with the organisation the work of such enterprises are considered in article.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности предприятий, проводящих технический осмотр транспортных средств в г. Кургане»

потребности предприятий автотранспорта (ПАТ) в запасных частях/ С.П. Жаров, Ю.В. Мамонова, Д.В.Найданов №7580: дата регистрации 25.01.2007; дата выдачи 13.02.2007.

4. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки Заявка на запасные части для предприятий автомобильного транспорта / С.П. Жаров, Ю.В. Мамонова №6363: дата регистрации 13.06.2006; дата выдачи 20.06.2006.

УДК 629.113 В.Н. Шабуров

Курганский государственный университет

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В Г. КУРГАНЕ

Аннотация

В статье рассмотрен расчет расходов и прибыли предприятий, проводящих технический осмотр транспортных средств, актуальность изменения стоимости проведения проверок, а также проблемы, связанные с организацией работы таких предприятий.

Ключевые слова: технический осмотр, транспортные средства, стоимость.

V.N. Shaburov Kurgan State University

THE FUNCTION ANALYSIS OF INTERPRISES SERVICING THE OFFICIAL CHECKUP IN KURGAN

Annotation

The calculation of expenses and profit of enterprises servicing the vehicles, the actuality of changing costs of carrying out checks, and also the problems concerned with the organisation the work of such enterprises are considered in article.

Key words: Enterprises servicing, vehicles, cost. Введение

С 29 января этого года вступили в действие новые государственные пошлины, уплачиваемые при обращении в подразделения Госавтоинспекции, в частности новая государственная пошлина за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность - 300 рублей (до этого - 30 рублей). Естественно возникает вопрос, не повысится ли плата за проведение самого технического осмотра, сюжеты об этом уже появлялись на областном телевидении.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Целью практически любого частного предприятия является получение прибыли, а все пункты технического осмотра (ПТО) у нас в области являются именно частными. Какую же прибыль в настоящее время получают ПТО? 1. Расчет прибыли ПТО

Рассмотрим расчет прибыли на примере двухканаль-ного ПТО, имеющего две линии контроля технического состояния легковых автомобилей, микроавтобусов и мини-грузовиков с нагрузкой на ось до 3 ЛТК-3Л-СП-11

32

стоимостью 918900 р., установленная мощность электрооборудования 8 кВт. Необходимые размеры помещения для расположения оборудования составляют 5 х 12 м, что составляет 60 м2 на линию, а с учетом бытовых и технических помещений общая площадь составит около 150 м2. На каждой линии работают по два эксперта и дополнительно по одному человеку вспомогательного и управленческого персонала. Предприятие работает 253 дня в году по 8 часов в день.

Как известно, прибыль есть разница между доходом и расходом. Казалось бы, рассчитать доход такого предприятия просто: достаточно знать количество проведенных проверок при известной стоимости проведения проверки:

Вх = N ■ С,

где N - количество проверок, проведенное за год;

С - стоимость проведения работ, руб.

Определим возможное количество проверок за год:

N =

D • d • X • Рл t

где Б - число дней работы в году;

(1 - продолжительность работы предприятия в день, ч;

X - количество линий контроля технического состо-

яния;

Рл - количество экспертов работающих на одной линии;

t - трудоемкость работ по проверке технического состояния легковых автомобилей, в соответствии с требованиями к технологии проведения работ для автомобилей с бензиновыми двигателями составляет 41,2 мин, или 0,69 часа.

1Г 253•8•2•2

N =-= 11733

0,69 ■

Однако такое количество проверок возможно при равномерном поступлении заявок, фактически для реального предприятия это не так (рис. 1). Учитывая, суточная пропускная способность ПТО около 46 заявок, можно с уверенностью сказать, что часть заявок останется невыполненной в период пиковой летней загрузки, а в зимний период предприятие практически простаивает. Таким образом, общее число выполненных проверок не будет превышать 60% от технологически возможного, что составит 7626 заявок. В этом случае доход предприятия составит, руб:

Л = 7626•263=20005638.

Рис. 1. Поступление заявок на ПТО в течение года

ВЕСТНИК КГУ, 2010. №1

Расходы предприятия будут складываться из нескольких составляющих:

с = Я + Я + Я

з.п. нак.р. налог'

где S - расходы предприятия, руб.;

Язп - расходы, связанные с выплатой заработной платы экспертам, административному и вспомогательному персоналу, руб.;

Бнакр - накладные расходы, связанные с обеспечением процессов производства и не связанные непосредственно с производственным процессом, руб.;

Бналог - налоговые выплаты предприятия, руб.

Общие годовые затраты, связанные с выплатой заработной платы, определятся следующим образом:

Сз.п. (Сэкспер ^ Свсп ^ Я админ) ксоц

где Бэксп - расходы, связанные с выплатой заработной платы экспертам, руб.;

Явсп - расходы, связанные с выплатой заработной платы вспомогательному персоналу руб.;

Я - расходы, связанные с выплатой заработной

админ I п I I

платы административному персоналу, руб.;

ксоц- коэффициент учитывающий налог на доходы физических лиц и социальные отчисления, 1,36.

Затраты на месячную заработную плату экспертам можно определить как сумму минимального размера оплаты труда, который составляет 4330 р. в соответствии с Ы82-ФЗ, и часовой ставки эксперта, которую принимаем равной части от установленной стоимости работ, задаваемой коэффициентом к =0,25.

Я = 12 • (4330•Р

экспер э

к с • С • К)

экспер

где Р - число экспертов.

т экспер ~

Заработную плату вспомогательного персонала принимаем равной минимальному размеру оплаты труда, административный персонал учитывать не будем т.к. чаще всего им является непосредственно индивидуальный предприниматель.

Таким образом общие годовые затраты на заработную плату составят:

Яз.п. = 1,36 -12 • ((4330 • Рэкспер + +к с • С • К) + 4330 • Рвсп )

где Р - численность вспомогательного персонала.

руб.

Бзп. = 1,36 -12 • ((4330 • 4 + 0,25 • 263 • 7626) + +4330 -1) = 1035244,92

Нетрудно подсчитать, что средняя заработная плата эксперта в месяц составит около 15000 руб.

Накладные расходы будут складываться из расходов на коммунальные услуги по формуле

Я = W • С

накл.р. сэл

Б • Ст

где W - годовое потребление электроэнергии, кВт • ч; Сэл - стоимость одной единицы расходуемой электроэнергии, принимаем 2,57 руб./кВт • ч; Б - площадь помещений, м2;

С

стоимость тепловой энергии расходуемой на

1 м2 площади в год, 276,24 руб/м2.

Основное потребление электрической энергии происходит в момент проверки при работе электродвигателей тормозного стенда, и соответственно зависит от их количества. Значительная доля потребления приходится на осветительные приборы, количество которых определяется площадью помещения, рекомендуемая

удельная мощность осветительных приборов 0,05 кВт/м2. Энергию потребляемую остальными диагностическими приборами можно не учитывать. Таким образом, расход электроэнергии в год можно определить по формуле:

w = w • а • N+б • Б • а • w

торм торм ^ 1 А -ж-' V* * т осв I

где Wторм - мощность, потребляемая тормозным стендом, кВт • ч;

аторм - продолжительность работы тормозного стенда при проведении проверок, составляет согласно технологии проведения работ 4 мин, или около 0,07 ч;

Wосв - удельная мощность осветительных приборов, кВт/м2.

Ж = 8 • 0,07 • 7626 + 150 • 253 • 8 • 0,05 = 19450,56 кВт:

Накладные расходы за год составят, руб.

§накл.р.= 19450,56 • 2,57 +

+150 • 276,24 = 91423,64 '

Для расчета налогов, выплачиваемых предприятием, воспользуемся упрощенной системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Согласно налоговому кодексу РФ, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств базовая доходность принимается 12000 рублей в месяц, физическим показателем является количество работников, включая индивидуального предпринимателя. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К. Значения корректирующего коэффициента могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

В соответствии с законом Курганской области № 256 от 26 ноября 2002 г. «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Курганской области» значение корректирующего коэффициента К определяется как произведение корректирующих коэффициентов К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7. Если для отдельных видов предпринимательской деятельности значения одного или нескольких корректирующих коэффициентов не определены, то такие коэффициенты в расчете корректирующего коэффициента базовой доходности не учитываются. Таким образом, налоговые выплаты в год можно рассчитать по формуле:

Я налог = 0,15 • В-12 • к! • к2 • к3 • к 7 • (Р + Р + Р ) '

V экспер всп админ /

где В - базовая доходность, руб.

Для оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств значение корректирующего коэффициента к1 принимается равным 1.

Значения корректирующего коэффициента к2, учитывающего количество работников, включая индивидуального предпринимателя, представлены в табл. 1.

к3 - корректирующий коэффициент, учитывает численность жителей населенного пункта, для г. Кургана принимаем 0,2;

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5

33

к7 - корректирующий коэффициент, учитывающий иные особенности осуществления предпринимательской деятельности на территории Курганской области, принимается равным 0,80.

Таблица 1

Значение корректирующего коэффициента к2

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя К2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до 10 человек включительно 1,00

от 11 до 25 человек включительно 0,95

от 26 до 50 человек включительно 0,90

51 человек и более 0,85

Для рассматриваемого примера налоговые выплаты в рублях равны:

8нал0Г = 0,15-12000-12-1-1.0,2 • 0,8 • .(4 +1 +1) = 20736 .

В целом расходы предприятия в рублях определим как сумму:

Б = 103 5244,92 + 91423,94 +

+20736 =1166855,42 .

При определении затрат ПТО не были учтены расходы на ремонт и обслуживание диагностического оборудования, элементов конструкции здания, связанные с обучением экспертов, отчисления Госавтоинспекции и т.д. Все они зависят от конкретного предприятия и не могут быть учтены в приближенном расчете, поэтому полученное значение необходимо увеличить на 20%. Таким образом, общие затраты будут 1 400 226,50 руб.

Кроме того при расчете чистой прибыли необходимо учитывать амортизационные отчисления, которые с учетом отраслевого нормативного коэффициента (общий коэффициент - 0,15, соответствующий нормативному сроку окупаемости в течение 7 лет) и стоимости оборудования составят 275670 руб. Прибыль же, получаемая в результате деятельности ПТО, может быть определена как разница между доходом, расходами и отчислениями:

Я = 2005638 -1400226,50 -

-275670 = 329741,50 ,

рублей.

Нетрудно определить, что в среднем в месяц прибыль составит около 27000 р., не такая уж и большая прибыль, с учетом того, что расходы на строительство помещения или его аренду не учтены, да и заработная плата персонала не очень высокая.

Наверняка такая прибыль не позволит в дальнейшем развиваться такому предприятию, именно поэтому для увеличения пропускной способности сокращается время проверок и проводятся не все контрольные операции. Так стоит ли дешево платить за плохую работу? Не лучше ли создать такие условия для ПТО, при которых целью стало бы качественное выполнение работ, а не количество проверок?

Еще один вопрос, который может возникнуть у читателя: куда денутся оставшиеся 40% поступивших заявок, а деться им некуда, т.к. на других ПТО ситуация точно такая же, и там тоже летом выстраивается очередь еще до начала работы предприятия. Каждый год такая ситуация

34

повторяется, ведь автовладелец, пройдя проверки летом, в следующем году приедет опять же летом т.к. периодичность ТО для большей части автомобилей составляет один год, при этом все обязаны пройти технический осмотр. Вот и стараются на ПТО «пропустить» побольше автомобилей.

Заключение

Для решения сложившейся проблемы необходимо, во-первых, разработать организационные методы формирования потока заявок на ПТО, во-вторых, привести количество и технологические возможности ПТО в соответствие с потоком заявок, в-третьих, повысить ответственность за проведенные проверки ПТО в целом и экспертов в частности. Естественно, стоимость технического осмотра в этих условиях придется повысить, чтобы предприятия не балансировали на грани безубыточности, а были заинтересованы в своей деятельности.

УДК 629.33.02 В.П. Косов

Институт машиноведения УрО РАН, г. Курган

ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ТРЕМЯ СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ

Аннотация

В работе приводится обзор и анализ конструкций вально-планетарных коробок передач транспортных и тяговых машин специального назначения и обоснована целесообразность их использования.

Ключевые слова: редуктор, диапазон передаточных чисел, вально-планетарная коробка передач, степень свободы.

V/.P. Kosov

Scientific Research Engineering Institute of Ural Department, Russian Academy of Sciences, Kurgan

SHIFTING-PLANETARY GEARBOXES WITH THREE DEGREES OF FREEDOM

Annotation

In work the review and the analysis of designs of shifting-planetary tgearboxes of transport and traction cars of a special purpose is resulted and the expediency of their use is proved.

Key words: a reducer, a range of transfer numbers, a shifting-planetary transmission, freedom degree.

Введение

Вально-планетарные (комбинированные) коробки передач (ВПКП) содержат вальную и планетарную части, соединенные в единый агрегат так, чтобы использовать положительные качества той и другой. Планетарные передачи привносят в этот блок такие достоинства, как доступность больших значений передаточных чисел ступеней, возможность реверсирования при соосных входном и выходном звеньях, надежность управления с помощью тормозных устройств, прямую передачу без относительных вращений звеньев, компактность компоновки и малые габаритные размеры, а также многопоточность передачи потока мощности как внутри трехзвенных планетарных механизмов (ТПМ), так и по нескольким ТПМ. Валь-

ВЕСТНИК КГУ, 2010. №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.