Научная статья на тему 'Оборудование и технология санитарной обработки автофургонов для перевозки пищевых продуктов'

Оборудование и технология санитарной обработки автофургонов для перевозки пищевых продуктов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
232
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА / SANITARY PROCESSING / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / УСТАНОВКА / PLANT / РАСЧЕТ / CALCULATION / КОНСТРУКЦИЯ / DESIGN

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Савельев Алексей Викторович, Рыбин Николай Никифорович

Описана конструкция установки для санитарной обработки автомобильных фургонов с малым объемом грузового отсека для перевозки пищевых продуктов. Приведены схемы конструкции установки и расчеты ее основных геометрических размеров. Разработан технологический процесс санобработки автофургонов с применением данной установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUIPMENT AND TECHNOLOGY FOR SANITARY PROCESSING OF AVTOVANS FOR FOODSTUFF TRANSPORTATION

The plant design for sanitary processing of automobile vans with a small volume of cargo compartment for foodstuff transportation is described. Schemes of plant design and calculations of its main geometrical sizes have been presented. Technological process of sanitary processing of autovans to use the given plant has been worked out.

Текст научной работы на тему «Оборудование и технология санитарной обработки автофургонов для перевозки пищевых продуктов»

УДК 629.119.2

А. В. Савельев, Н. Н. Рыбин

ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ АВТОФУРГОНОВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

A. V. Savelyev, N. N. Rybin EQUIPMENT AND TECHNOLOGY FOR SANITARY PROCESSING OF AVTOVANS FOR FOODSTUFF TRANSPORTATION

FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

«KURGAN STATE UNIVERSITY»

Аннотация. Описана конструкция установки для санитарной обработки автомобильных фургонов с малым объемом грузового отсека для перевозки пищевых продуктов. Приведены схемы конструкции установки и расчеты ее основных геометрических размеров. Разработан технологический процесс санобработки автофургонов с применением данной установки.

Ключевые слова: санитарная обработка; технология; установка; расчет; конструкция.

Алексей Викторович Савельев

Alexey Viktorovich Savelyev кандидат технических наук sav121985@mail.ru

Введение. Одним из узких мест в организации специализированных постов для санитарной обработки является отсутствие оборудования для этого процесса, соответствующего современным маркам автомобильных фургонов. Сейчас дезинфекция фургонов производится, в основном, вручную с помощью простейших устройств - опрыскивателей. При этом рабочий, несмотря на наличие спецсредств для защиты, непосредственно находится в агрессивной среде.

При создании новых конструкций установок для санобработки задача заключается не столько в повышении уровня механизации процесса, хотя и это важно, сколько в исключении контакта мойщика-дезинфектора с агрессивной средой. В современных условиях проблема состоит еще и в том, что созданные ранее механизированные и даже автоматизированные установки предназначены для автофургонов с большим и особо большим объемом кузова (на базе автомобилей МАЗ, КамАЗ, автопоездов) [1]. В условиях рынка при розничной и мелкооптовой торговле в большинстве случаев для перевозки молока, мяса, мороженой рыбы, овощей и фруктов используются фургоны с малым объ-

Summary. The plant design for sanitary processing of automobile vans with a small volume of cargo compartment for foodstuff transportation is described. Schemes of plant design and calculations of its main geometrical sizes have been presented. Technological process of sanitary processing of autovans to use the given plant has been worked out.

Keywords: sanitary processing; technology; plant; calculation; design.

Николай Никифорович Рыбин

Nikolay Nikiforovich Rybin кандидат технических наук, доцент atas45@bk.ru

емом кузова (на базе легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности «ГАЗель», «Валдай» и иномарок подобного класса). Такие автофургоны в городах составляют более 70 % от всего их парка, а существующие установки для них не пригодны. Таким образом, есть необходимость в разработке конструкции установки для дезинфекции фургонов указанного класса, проект которой разработан на кафедре «Автомобильный транспорт и автосервис» Курганского государственного университета.

Методика. Анализ установок для санитарной обработки транспортных средств на основе просмотра научно-технической литературы показал, что существующие установки конструктивно сложны и, соответственно, требуют в эксплуатации больших трудозатрат на их техническое обслуживание и ремонт [1].

Конструкция новой установки рассчитывалась на относительно широкий диапазон марок автофургонов с малым объемом грузового отсека, и, по возможности, упрощена. При конструировании установки принято в качестве рабочего механизма применить реактивную головку на основе сегнерова колеса, а для подвода жидко-

Вестник Курганской ГСХА № 3, 2016 Теаш^аше науки 75

сти к головке использовать сжатый воздух. Предполагалось, что установка будет передвижной с перемещением по направляющим.

Обоснование общей компоновки оборудования. Исходя из размеров существующих автофургонов, выбраны геометрические размеры установки [2]. При этом наибольший интерес представляли величины высоты

погрузки (Н), высоты грузового отсека (И) и длины (I). По ним выбраны: высота установки (И1), длина ее стрелы (Ц и средняя высота установочной штанги (И/2) (рисунок 1). Величину И1 выбираем такой, чтобы обеспечить нормальную работу установки в заданных пределах высоты погрузки:

И = Н + И/2

(1)

Рисунок 1 - Схема к выбору геометрических размеров установки

Для Н и И приняты средние значения по автофургону марки К1А К 3000Б М [2]. Полученное значение И1 округляем до 1600 мм.

Длина стрелы (водоподводящей трубы) (Ц, как видно из рисунка 1, складывается из следующих величин:

1_= 1/2 + К + В, (2)

где I - длина кузова автофургона (выбрана наибольшая величина, I = 3655 мм);

К - расстояние от крайней точки автофургона до установки (назначена такой, чтобы при выведении моечной головки из автофургона она не мешала передвижению установки в исходное положение, К = 300 мм);

В - ширина установки, выбрана, исходя из расчета установки на устойчивость (здесь не приводится), В = 1000 мм.

По результатам расчетов назначаем длину трубы: L = 3200 мм.

Конструкция установки. Установка (рисунок 2) содержит тележку, трубопровод и моечную головку. Тележка на колесах 12 перемещается по направляющим 3 вручную. Для удобного перемещения тележки вручную на ней выполнены ручки.

На каркасе 2 тележки установлена поворотная опора 5 для водоподводящей трубы. Поворотная опора 5 вращается в бронзовых втулках 11. Водоподводящая труба 7 представляет собой трубу водопроводную диаметром 32 мм. Труба 7 имеет телескопическую опору 10 для упора в пол автофургона. На конце опоры 10 закреплено на оси колесо 13. Конструкция опоры позволяет изменять ее длину. Моечная головка 1 крепится к трубопроводу с помощью фланцевого отвода 6.

Результаты. Работа установки. В исходном положении установка для санитарной обработки находится в 1,5 м от места установки автофургона. При этом моечная головка 1 (рисунок 2) находится в верхнем положении, водоподводящая труба 7 вытянута до упора и ее конец, соединенный с рукавом подачи жид-

кости из баллонов установки типа М-203 [4], опущен максимально вниз.

Автофургон устанавливают на пост санитарной обработки с небольшим уклоном и фиксируют упорами под задние колеса. Затем тележка с водоподводящей трубой при помощи ручки вручную передвигается по направляющим 3 к автофургону и устанавливается по его продольной оси. Водоподводящая труба 7 (рисунок 2) поднимается вверх и одновременно подается вперед, при этом моечная головка 1 заводится внутрь грузового отсека автофургона до его центра. Опорное колесо 13 выставляется так, чтобы было обеспечено положение головки 1 по центру высоты кузова. Двери фургона прикрываются. Включается подача жидкости.

Жидкость из одного из баллонов установки М-203 по шлангу, водоподводящей трубе и отводу поступает в моечную головку. В моечной головке через отверстие в водоподводящей трубе жидкость поступает к соплам сегнерова колеса. В результате реактивного действия вытекающей из сопла жидкости сегнерово колесо начинает вращаться. Благодаря системе передаточных колес сопла получают вращение также и в плоскости перпендикулярной плоскости вращения сегнерова колеса. Производится опрыскивание стенок, потолка и пола грузового отсека автофургона одновременно.

Затем подачу жидкости отключают и выдерживают автофургон в таком состоянии 10 минут для дезинфекции кузова. После включают подачу воды для промывки кузова от дезинфицирующего раствора. После промывки отключают подачу воды, при помощи ручки водоподводя-щей трубы 7 (рисунок 2) моющая головка выдвигается из автофургона до упора. Тележка вручную отводится в исходное положение. Автофургон выезжает с поста санитарной обработки на пост естественной сушки, где производится его сушка и проветривание. Процесс завершен.

Разработанная установка для санитарной обработки автомобильных фургонов имеет следующую техническую характеристику (таблица 1).

Рисунок 2 - Конструкция установки для санобработки автофургонов

Таблица 1 - Техническая характеристика разработанной установки

Тип Струйная, передвижная

Рабочее давление жидкости, МПа 0,6

Рабочая температура жидкости, °С 70-80

Расход воды, л/с 0,3

Габаритные размеры, мм 2700*3000x1800

Масса, кг 185

Класс обслуживаемых автофургонов С высотой погрузки от 730 до 1200 мм

Производительность, авт./ч 3-4

Технологический процесс санитарной обработки автофургонов. Для специализированного поста с применением нестандартной установки, конструкция которой представлена выше, разработан технологический процесс санитарной обработки транспортного средства на примере автомобильного фургона ГАЗ-3302. Технология задокументирована в виде технологической карты по стандартной форме. Перечень операций технологического процесса санитарной обработки автофургонов представлен в таблице 2.

На каждую операцию дана норма времени на ее выполнение. Так как установка существует пока в виде проектно-технической документации, то норматив времени на операции, связанные с ее непосредственным применением, установлен микроэлементным методом [4]. Сущность этого метода заключается в том, что операция проектируется (составляется) из микроэлементов (простейших действий: взять, положить, переместить, закрепить и т. п.), имеющихся в базе данных, и на выполнение которых там же приведено время.

Проектирование нормы времени выполнено на компьютере по программе «М!КЫОК», зарегистрированной в ОФАП, как самостоятельный программный продукт [5].

Мойка и дезинфекция автотранспорта, связанного с перевозкой пищевых продуктов, согласно с СП 2.3.6.1066 - 01 [6] должна проводиться на специализированном посту, по которому имеется санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществляемую деятельность и право проведения дезинфекционных работ.

Дезинфекция внутренней поверхности кузова автотранспорта производится обученным мойщиком-дезинфектором с использованием растворов и средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации. В данной технологии используется раствор с содержанием активного хлора 250 мг/л. По окончании дезинфекции сведения о результатах проведения дезинфекции данного автофургона вносится в санитарный паспорт транспортного средства.

Вестник Курганской ГСХА № 3, 2016 Теаш^аше науки 77

Таблица 2 - Перечень операций санитарной обработки автофургона ГАЗ-3302 Исполнитель: мойщик-дезинфектор 3 разряда Норма времени: 23,5 чел.мин

Наименование операции

Операционный эскиз

Оборудование, инструмент, материалы

ТУ и указания

Трудоемкость, чел.мин

1 Установить автомобиль на пост

Противооткатные упоры, 2 шт.

Подложить под задние колеса страховочные упоры

2 Установить оборудование в рабочее положение

Установка для санитарной

обработки автофургонов

Прикрыть задние дверцы кузова автофургона

3 Включить установку в режиме санитарной бработки и произвести дезинфекцию

То же, Установка М-203, раствор активного хлора 250 г/л

Установить краны в положение, указанное на рисунке 3. Температура раствора 70°С

4 Отключить установку и выдержать экспозицию дезинфицирующего _раствора_

(D^jj^kO)

То же

Установить краны в положение,

указанное на рисунке 4, выдержать раствор в течение 10 минут

0,5 + время выдержки

5 Включить установку в режим ополаскивания и произвести промывку кузова

М 1м

То же, вода

Установить краны в положение,

указанное на рисунке 5, до полного удаления остатков дезинфицирующего раствора. Температура воды 70°С

6 Произвести просушку и проветривание кузова

Отключить и откатить установку в первоначальное положение, установить автомобиль на пост естественной сушки, выдержать до полного удаления запаха хлора

3 + время проветривания

3

1

3

3

Выводы. Разработанная установка позволяет выполнять санобработку автофургонов с малым объемом грузового отсека, которые составляют более 70 % всего парка. Отличительными чертами данной установки являются: исключение прямого контакта мойщика с агрессивной средой, применение одного вида энергии (сжатого воздуха) как для подачи жидкости, так и для вращения моечной головки, относительная простота конструкции. Предложен технологический процесс санобработки автофургонов с применением разработанной установки.

Список литературы

1 Завьялов С. Н. Мойка автомобилей. Технология и оборудование. - М. : Транспорт, 1993. - 184 с.

2 Коммерческие автомобили. Каталог - М. : Издательский дом «Третий Рим», 2004. - 160 с.

3 Установка для мойки двигателей М-203: каталог ООО «Гарокомплект» - 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://garo.ru (дата обращения: 21.01.2015).

4 Рыбин Н. Н. Проектирование технологических процессов обслуживания автомобилей : учебное пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 113 с.

5 Рыбин Н. Н. «MIKNOR» (Проектирование нормативной трудоемкости операций технологических процессов ТО и ТР

Применение новых средств и технологий санитарной обработки автофургонов позволит существенно повысить безопасность, организацию и, в целом, культуру производства этого процесса. Также это приведет к более полному и регулярному выполнению дезинфекции транспортных средств, перевозящих продукты питания. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации в населенных пунктах страны.

автомобилей) : рекламно-техническое описание программной разработки. - М. : Депонирована. Министерство образования Российской Федерации. Государственный координационный центр информационных технологий. Национальный информационный фонд неопубликованных документов». Номер гос. регистрации 50200500027. Дата: 14.01.05 г 6 СП 2.3.6.1066 - 01. Санитарно-эпидемиологичес-кие требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов // Санитарно-эпидемиологические правила. Введ. 2002-01-01. - М. : Минздрав России, 2001. - 36 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.