Для более точного определения места расположения будущей станции, при разработке проекта строительства, необходимо учитывать результаты таких немаловажных факторов, как анализ технико-экономических показателей и обоснование экономической целесообразности, оценка экологической безопасности и т.д.
Таким образом, данная методика позволяет определить место расположения пунктов мойки в условиях конкурентной борьбы в заданном мегаполисе.
Список литературы
1. http://www.driveonline.ru/.
2. Пржибыл Павел, Свитек Мирослав. Телематика на транспорте /Пер.
с чешск. О.Бузека и В. Бузковой; Под редакцией проф. В.В. Силиванова. - М.: МАДИ (ГТУ), 2003. - 540 с.
3. Паклин Н.Б. Адаптивные модели нечеткого вывода для идентифика-
ции нелинейных зависимостей в сложных системах: Дис. ...канд. техн. наук. - Ижевск, 2004. - 162с.
УДК 629.119.2 Н.Н. Рыбин
Курганский государственный университет
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ЗОН САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ АВТОФУРГОНОВ
Аннотация
В представленной статье рассмотрено направление повышения эпидемиологической безопасности в городах за счет организации в соответствии с существующими требованиями санитарной обработки автомобильных фургонов для перевозки продуктов питания.
Предложена методика определения числа постов в зонах санобработки и компьютерный вариант этой методики.
Ключевые слова: перевозка, продукты, автофургон, санобработка, пост, методика, расчет.
N. N. Rybin
Kurgan State University
LOCATION TECHNOLOGY OF PRODUCTION CAPACITY OF AUTOVANS SANITORY PROGRESSING ZONES
Annotation
In the given article it has been regarded the direction of rising of epidemiological safety in towns for account of organizing according to the existing demands of sanitary processing of autovans for food transportation.
Methodics has been suggested to regard the number of posts in zones of sanitary processing and a computer variant of this methodics.
Key words: transportation, food, autovan, disinfection, post, methodics, calculation.
Введение
Одним из мероприятий по повышению эпидемиологической безопасности в населенных пунктах является неукоснительное выполнение санитарной обработки автомобильных фургонов для перевозки продуктов пита-
40
ния в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила и нормы для предприятий продовольственной торговли».
Анализ статистических данных показывает, что с решением данного вопроса во многих городах страны не всё благополучно. Объёмы перевозок мясомолочных продуктов, мороженой рыбы, овощей, фруктов и др. продуктов постоянно растут. В связи с этим количество автофургонов также увеличивается. Исследования, проведенные в г. Кургане, показали, что автофургоны, занятые в сфере перевозок продуктов питания, составляют, приблизительно, 1,1% от общего числа автомобилей в городе. На рис. 1 приведена диаграмма изменения числа автомобильных фургонов за 2005 - 2009 годы.
Для предупреждения вспышек инфекционных заболеваний автомобильные фургоны для перевозки продуктов питания должны в обязательном порядке, кроме обычной мойки, проходить санитарную обработку. Для этой цели в автотранспортных предприятиях (АТП) или автосервисе необходимо предусматривать специальные зоны санобработки достаточной производственной мощности, которая определяется числом постов.
Рис.1. Изменение количества автофургонов для перевозки продуктов питания в г. Кургане
1. Расчет числа постов санобработки автофурго-
нов
Количеств постов санобработки можно рассчитать по следующей общеизвестной зависимости для определения рабочих постов обслуживания [1]:
х„„„ =■
ТГ сан ■ (Pc
ДРгсан ■ Ссан ' ТсМсан ' РсМсан ' Л с
(1)
где ТГан - годовой объём работ санитарной обработки, чел. - ч;
Дргсан - число дней работы в году зоны санитарной обработки, дн;
С - число смен работы зоны;
сан 1 '
Тсмсан - продолжительность смены, ч;
РПсан - число рабочих на посту санитарной обработки, чел;
"Л сан, ф сан - соответственно, коэффициенты, учитывающие неравномерность поступления автомобилей на посты санитарной обработки и использование рабочего времени поста.
Сложность расчёта заключается в определении годовой программы и трудоёмкости работ по санитарной обработке фургонов.
Производственная программа определяется числом санитарных обработок в год на парк автомобилей в АТП или на число автофургонов в сфере обслуживания предприятия автосервиса (станции мойки).
ВЕСТНИК КГУ, 2010. №1
Годовая производственная программа может быть определена из выражения:
=
К • Ас
ьса„
(2)
где Ьг - средний годовой пробег одного автомобиля данной марки, км;
Ас - списочное количество автофургонов; Ьсш - периодичность проведения санитарной обработки, км.
кг= дрг а в ■ ьс" (3)
где Дрг- число дней в году работы автомобилей на линии;
а В - коэффициент выпуска автомобилей на линию;
Ьс - среднесуточный пробег автомобиля, км.
Периодичность проведения санитарной обработки определяется нормативным документом СанПиН 2.3.5.021-94 и должна проводится не реже, чем один раз в 10 дней, т. е. Ь и 10 • Ь.
т ' сан с
Подставив значение Ьсан в формулу (2), можно определить годовую производственную программу по количеству санитарных обработок.
Годовой объём работ в чел. - ч для нахождения числа постов по формуле (1) рассчитывается:
ТГ
*»сан • ХГС 60
(4)
где гНааш - нормативная трудоёмкость на санитарную обработку, чел. - мин.
Этот норматив складывается из трудоемкости заезда-съезда с поста (2-3 чел.- мин), установки дезинфицирующего оборудования в автофургон (2-3 чел. - мин), санобработки (по данным дезинфицирующей установки 23 чел. - мин) [2], выдержки (около 10 чел. - мин) и ополаскивания (2-3 чел. - мин). Время на проветривание фургона не входит в норматив, так как для этой цели выделяется отдельная площадка для их отстоя после санобработки.
Таким образом, нормативная трудоемкость одной санитарной обработки может составить 18 - 22 чел.- мин в зависимости от объема автофургона.
2. Описание алгоритма и компьютерной программы «ТРвАМРОвТ»
На основе вышеизложенной методики разработаны алгоритм (рис. 2) и программа «ТРЗАЫРОЭТ» определения мощности зон санитарной обработки автомобильных фургонов в АТП, занимающихся перевозкой скоропортящихся продуктов питания, или на станциях мойки в автосервисе.
Расшифровка обозначений величин на схеме алгоритм приведена в экспликациях к формулам (1) - (4) и в табл.1 исходных данных.
Кроме числа постов программа позволяет определять все другие необходимые параметры для технологического проектирования данных зон (годовой объём работ, технологическое и штатное число производственного персонала, площадь зоны).
Необходимые комментарии к порядку расчёта приведены в сносках непосредственно на схеме алгоритма.
Исходные данные, необходимые для расчета по данной программе, представлены в табл.1.
11ачало
Ввод: Дрг, С
Ач;,. . г г . , ,, Йд
Ц-Дрг-96.4Т N1'™, - А1Ьг/(10.Ц)
1сан* ^Гсан
Р, - ТГса|1 / 2070 Рш ТГ1а„/1820
X™ - ТГ1Ш1> 1,3 / (Др|-> Г^ик — 4 ■ X^• Ц*
Внод исходных данных
Расчсгг готового пробега автомобиля. головой программы и трудоемкости санобработки
Расчет технолппгческот и штатного числа мойщиков
Расчёт числа пинов егшобриботки и площади зоны санобрабо I кн
Вывод результатов расчета
Рис.2. Схема алгоритма программы «TRSANPOST»
Таблица 1
Исходные данные
Наименование данных Едини- Обозна- Зна-
ца из- чение чение
мере-
ния
1. Число дней работы в дн. Дрг
году
2. Число смен работы смен С
3. Продолжительность ч Тсм
смены
4. Списочное число автомобилей ед. Ас
5. Коэффициент техни- - ат
ческой готовности
6. Длина автомобиля м 1-э
7. Ширина автомобиля м Ва
Результаты расчета выводятся на экран в виде окна (пример на рис. 3).
: I
Йс 350 ?8в
2.5в и пи |0 1сн /.в С I О
0,в5 |_а = 7.1 Дрг Эвв
Резыльгати расчета .Годовая прог ранна санитарной обработки алэтоФургониьг обсп !.Годовая трыдоемк. санитарной обработки автофургонов. чел. I.Технологическое ннсоо рабочим (расчетное / принятое}, чел
№татное число рабочим (расчетное / принятое), чеп. -».Число постои санобработки (расчетное / принигов! 1 П(10№)№> зоны спнмгастой обработки »ттп^нргомоп. и?
Рис.3. Результаты расчета зоны санобработки
СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5
41
Заключение
Компьютерная программа «TRSANPOST» зарегистрирована в ОФАП (Отраслевой фонд алгоритмов и программ) Федерального агентства по образованию в качестве самостоятельной программной разработки [3] (свидетельство № 9961).
Для работы программы используется ИСР BASIC 450, объём программы составляет 7,72 Кб. Для успешной работы BASIC 450 не требуются компьютеры с высокими техническими характеристиками, дополнительные технические средств также не нужны.
Предложенная методика с достаточной для проектных целей точностью позволяет быстро рассчитывать число постов и другие необходимые параметры зон санитарной обработки автофургонов.
Список литературы
1. Напольский Г. М. Технологическое проектирование автотранспорт-
ных предприятий и станций технического обслуживания. - М.: Транспорт, 1993. - С. 62.
2. Завьялов С. Н. Мойка автомобилей. - М.: Транспорт, 1993. С. 80 -
96.
3. Свидетельство об отраслевой разработке (ОФАП Федерального
агентства по образованию) № 9961. Технологический расчет постов санитарной обработки автофургонов. 07.02.2008. Ильин А.В., Рыбин Н.Н.
УДК 656.13
О.А. Новоселов, А.С. Колесников
Тюменский государственный нефтегазовый
университет
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ТЕОРИИ СУРОВОСТИ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Аннотация
Приводится связь показателя суровости условий эксплуатации и степени воздействия автомобилей на окружающую среду. Проведен анализ существующей методики совместного учёта множества факторов условий эксплуатации автомобилей при оценке уровня приспособленности к ним. Выявлены недостатки существующей методики. Предлагается путь дальнейшего совершенствования методики оценки суровости условий эксплуатации автомобилей.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, суровость условий эксплуатации, индекс суровости, многофакторность, приспособленность автомобиля.
O.A. Novosyolov, A.S. Kolesnikov Tyumen State Oil and Gas University
THE NECESSITY AT METHODOLOGY BASE DEVELOPMENT OF THE AUTO SEVERITY CONDITIONS EXPLOTATION THEORY
Annotation
To be resulted communication of an indicator severity conditions explotation and degree auto influence on environment. The analysis at an existing technique of the
joint account set of factors auto conditions explotation is carried out at an estimation of level fitness of the car to them. Lacks at an existing technique are revealed. The further way of development a technique at an estimation of the auto severity conditions explotation is offered.
Key words: motor transport, severity conditions explotation, a severity index, set of factors, fitness of the car.
Важную роль в развитии экономики нашей страны играет автомобильный транспорт. В то же время стремительный рост парка подвижного состава отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды, что выражается в загрязнении атмосферного воздуха, почвы и водных ресурсов. Степень воздействия автомобиля на окружающую среду во многом зависит от факторов внешней среды и определяется показателем их суровости, а также уровнем приспособленности автомобиля к ним [1, 2].
Совместное и одновременно инвариантное влияние факторов условий эксплуатации на изменение свойств автомобилей является очень сложным, многогранным и недостаточно изученным процессом. Данная сложившаяся ситуация не всегда позволяет учитывать факторы наилучшим образом при решении задач повышения эффективности использования автомобильного транспорта в суровых условиях эксплуатации.
Задача учета факторов условий эксплуатации при изучении каких-либо процессов, явлений и оценка их суровости далеко не нова. Попытки ее решения как прикладной задачи многих исследований в разных отраслях науки рассмотрены в работах таких ученых как И.С. Канд-рор, Д.М. Демина, Е.М. Ратнер, А.Н. Островцев, Г.С. Лоса-вио, Г В. Крамаренко, А.А. Турсунов, В. А. Бодров и других авторов.
Решение проблемы совместного учета исключительного многообразия факторов условий эксплуатации при оценке уровня приспособленности автомобилей к этим условиям в своей работе предложил проф. Л. Г. Резник. Для сопоставления различных по физическому смыслу факторов, и, соответственно, имеющих различную размерность, а также широкие диапазоны изменения своих численных значений, в его работе [2] предложено использовать безразмерный индекс суровости для каждого из факторов. Нормальному значению фактора, не оказывающему отрицательного воздействия на показатели качества автомобилей, предлагается присвоить значение «0 баллов» по шкале суровости, а максимальному отклонению от нормального значения - «12 баллов». Таким образом, обладая информацией о численных значениях факторов, можно присвоить им значения по шкале суровости, и далее, для определения их совместного влияния, складывать.
При анализе комплексного влияния множества факторов на суровость условий эксплуатации необходимо учитывать, что в природных процессах факторы коррелируют между собой. При совместном рассмотрении это выражается в дополнении и усилении их влияния, гашении или в отсутствии какого-либо влияния друг на друга. Следовательно, качественные показатели технической эксплуатации, при различных вариациях факторов, будут меняться по определенным закономерностям. Иными словами, влияние какого-либо фактора на свойство автомобиля в различных сочетаниях с другими факторами будет разным. Таким образом, в работе [2] не рассмотрена многофакторность условий эксплуатации с учетом действия факторов друг на друга и на изучаемый процесс.
На основании всего вышесказанного можно сформулировать одну из задач, решение которой обеспечит
42
ВЕСТНИК КГУ, 2G1G. №1