Научная статья на тему 'О необходимости развития методологических основ теории суровости условий эксплуатации автомобилей'

О необходимости развития методологических основ теории суровости условий эксплуатации автомобилей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / СУРОВОСТЬ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ / ИНДЕКС СУРОВОСТИ / МНОГОФАКТОРНОСТЬ / ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ АВТОМОБИЛЯ / MOTOR TRANSPORT / SEVERITY CONDITIONS EXPLOTATION / A SEVERITY INDEX / SET OF FACTORS / FITNESS OF THE CAR

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Новоселов Олег Александрович, Колесников Александр Сергеевич

Приводится связь показателя суровости условий эксплуатации и степени воздействия автомобилей на окружающую среду. Проведен анализ существующей методики совместного учёта множества факторов условий эксплуатации автомобилей при оценке уровня приспособленности к ним. Выявлены недостатки существующей методики. Предлагается путь дальнейшего совершенствования методики оценки суровости условий эксплуатации автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Новоселов Олег Александрович, Колесников Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSITY AT METHODOLOGY BASE DEVELOPMENT OF THE AUTO SEVERITY CONDITIONS EXPLOTATION THEORY

To be resulted communication of an indicator severity conditions explotation and degree auto influence on environment. The analysis at an existing technique of the joint account set of factors auto conditions explotation is carried out at an estimation of level fitness of the car to them. Lacks at an existing technique are revealed. The further way of development a technique at an estimation of the auto severity conditions explotation is offered.

Текст научной работы на тему «О необходимости развития методологических основ теории суровости условий эксплуатации автомобилей»

Заключение

Компьютерная программа «TRSANPOST» зарегистрирована в ОФАП (Отраслевой фонд алгоритмов и программ) Федерального агентства по образованию в качестве самостоятельной программной разработки [3] (свидетельство № 9961).

Для работы программы используется ИСР BASIC 450, объём программы составляет 7,72 Кб. Для успешной работы BASIC 450 не требуются компьютеры с высокими техническими характеристиками, дополнительные технические средств также не нужны.

Предложенная методика с достаточной для проектных целей точностью позволяет быстро рассчитывать число постов и другие необходимые параметры зон санитарной обработки автофургонов.

Список литературы

1. Напольский Г. М. Технологическое проектирование автотранспорт-

ных предприятий и станций технического обслуживания. - М.: Транспорт, 1993. - С. 62.

2. Завьялов С. Н. Мойка автомобилей. - М.: Транспорт, 1993. С. 80 -

96.

3. Свидетельство об отраслевой разработке (ОФАП Федерального

агентства по образованию) № 9961. Технологический расчет постов санитарной обработки автофургонов. 07.02.2008. Ильин А.В., Рыбин Н.Н.

УДК 656.13

О.А. Новоселов, А.С. Колесников

Тюменский государственный нефтегазовый

университет

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ТЕОРИИ СУРОВОСТИ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация

Приводится связь показателя суровости условий эксплуатации и степени воздействия автомобилей на окружающую среду. Проведен анализ существующей методики совместного учёта множества факторов условий эксплуатации автомобилей при оценке уровня приспособленности к ним. Выявлены недостатки существующей методики. Предлагается путь дальнейшего совершенствования методики оценки суровости условий эксплуатации автомобилей.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, суровость условий эксплуатации, индекс суровости, многофакторность, приспособленность автомобиля.

O.A. Novosyolov, A.S. Kolesnikov Tyumen State Oil and Gas University

THE NECESSITY AT METHODOLOGY BASE DEVELOPMENT OF THE AUTO SEVERITY CONDITIONS EXPLOTATION THEORY

Annotation

To be resulted communication of an indicator severity conditions explotation and degree auto influence on environment. The analysis at an existing technique of the

joint account set of factors auto conditions explotation is carried out at an estimation of level fitness of the car to them. Lacks at an existing technique are revealed. The further way of development a technique at an estimation of the auto severity conditions explotation is offered.

Key words: motor transport, severity conditions explotation, a severity index, set of factors, fitness of the car.

Важную роль в развитии экономики нашей страны играет автомобильный транспорт. В то же время стремительный рост парка подвижного состава отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды, что выражается в загрязнении атмосферного воздуха, почвы и водных ресурсов. Степень воздействия автомобиля на окружающую среду во многом зависит от факторов внешней среды и определяется показателем их суровости, а также уровнем приспособленности автомобиля к ним [1, 2].

Совместное и одновременно инвариантное влияние факторов условий эксплуатации на изменение свойств автомобилей является очень сложным, многогранным и недостаточно изученным процессом. Данная сложившаяся ситуация не всегда позволяет учитывать факторы наилучшим образом при решении задач повышения эффективности использования автомобильного транспорта в суровых условиях эксплуатации.

Задача учета факторов условий эксплуатации при изучении каких-либо процессов, явлений и оценка их суровости далеко не нова. Попытки ее решения как прикладной задачи многих исследований в разных отраслях науки рассмотрены в работах таких ученых как И.С. Канд-рор, Д.М. Демина, Е.М. Ратнер, А.Н. Островцев, Г.С. Лоса-вио, Г В. Крамаренко, А.А. Турсунов, В. А. Бодров и других авторов.

Решение проблемы совместного учета исключительного многообразия факторов условий эксплуатации при оценке уровня приспособленности автомобилей к этим условиям в своей работе предложил проф. Л. Г. Резник. Для сопоставления различных по физическому смыслу факторов, и, соответственно, имеющих различную размерность, а также широкие диапазоны изменения своих численных значений, в его работе [2] предложено использовать безразмерный индекс суровости для каждого из факторов. Нормальному значению фактора, не оказывающему отрицательного воздействия на показатели качества автомобилей, предлагается присвоить значение «0 баллов» по шкале суровости, а максимальному отклонению от нормального значения - «12 баллов». Таким образом, обладая информацией о численных значениях факторов, можно присвоить им значения по шкале суровости, и далее, для определения их совместного влияния, складывать.

При анализе комплексного влияния множества факторов на суровость условий эксплуатации необходимо учитывать, что в природных процессах факторы коррелируют между собой. При совместном рассмотрении это выражается в дополнении и усилении их влияния, гашении или в отсутствии какого-либо влияния друг на друга. Следовательно, качественные показатели технической эксплуатации, при различных вариациях факторов, будут меняться по определенным закономерностям. Иными словами, влияние какого-либо фактора на свойство автомобиля в различных сочетаниях с другими факторами будет разным. Таким образом, в работе [2] не рассмотрена многофакторность условий эксплуатации с учетом действия факторов друг на друга и на изучаемый процесс.

На основании всего вышесказанного можно сформулировать одну из задач, решение которой обеспечит

42

ВЕСТНИК КГУ, 2G1G. №1

разработку научно обоснованных мер по снижению загрязнения окружающей среды в суровых условиях эксплуатации - развитие методологических основ теории суровости условий эксплуатации и приспособленности автомобилей к этим условиям. При решении данной задачи, в первую очередь, необходимо выбрать факторы, оказывающие наибольшее влияние на изучаемый процесс, и определить действительное отношение факторов к рассматриваемым объектам, а также выявить закономерности влияния факторов друг на друга.

Список литературы

1.Магарил Е.Р. Интегральная оценка токсичности отработавших газов //Автомобильная промышленность. - 1998. - №3.

2. Резник Л.Г. Индекс суровости условий эксплуатации машин //Нефть

и газ. - 2000. - №1.

УДК 629.113:574 Я.А. Борщенко

Курганский государственный университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Аннотация

В статье определены основные подходы к моделированию дизеля. Представлена структура математической модели дизеля. Представлена оценка адекватности математической модели.

Ключевые слова: дизель, математическая модель, двигатель внутреннего сгорания.

Y.A. Borshchenko Kurgan State University

^E METHODOLOGICAL APPROACHES TO DIESEL ENGINE SIMULATION

Annotation

In a paper the basic approaches to diesel engine simulations are defined. The structure of mathematical model of a diesel engine is submitted. The estimation of adequacy to mathematical model is submitted

Key words: a diesel engine, mathematical model, internal combustion engine.

Широкое внедрение персональных компьютеров и достаточно полное математическое описание разнообразных физических и химических процессов позволяет эффективно использовать математические модели в научных и практических целях.

В настоящее время математические модели отдельных систем и узлов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) получили распространение при проектировании и доводке ДВС. Однако полные математические модели ДВС в целом встречаются редко и зачастую имеют достаточно большой процент эмпирических зависимостей [1], что не позволяет использовать эти модели для различных ДВС. Отсутствие комплексных математических моделей ДВС и дизеля в частности определяется также высокой сложностью двигателя как технической системы.

Сфера технической эксплуатации как для автомобиля в целом, так и для двигателя имеет широкий спектр

задач, которые позволяет решать математическое моделирование. К таким задачам относятся:

• изучение влияния неисправностей систем двигателя на показатели рабочего цикла, индикаторные и эффективные показатели;

• изучение влияния конструктивных параметров систем двигателя на показатели рабочего цикла, индикаторные и эффективные показатели;

• разработка новых методов диагностирования двигателя;

• определение оптимальных показателей регулировки систем ДВС для конкретных условий эксплуатации;

• разработка рекомендаций изготовителям ДВС и его систем на основании определения более точных регулировок систем двигателя и оптимизации конструкций элементов двигателя.

Многоцилиндровый дизельный двигатель - открытая неоднородная динамическая стохастическая система. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) - открытая система, поскольку в процессе работы осуществляется обмен рабочим телом с окружающей средой (на тактах наполнения и выпуска). Двигатель - неоднородная система, потому что процессы, определяющие его функционирование, имеют различную природу. К ним относятся, например, процессы чисто механические (преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное), физико-химические (распыливание и сгорание топлива, образование токсичных компонентов, сажи), теплообмена и газодинамики и др. Динамичность ДВС определяется цикличностью рабочих процессов в системах двигателя, что особенно проявляется на пусковых и переходных режимах. Образование износов определяет характер работы двигателя как вероятностный.

ДВС имеет основные отличительные признаки произвольной сложной технической системы, из которых можно выделить следующие: многообразие выполняемых функций; сложный и разветвленный характер взаимодействий между элементами; сложный, разветвленный характер системы управления; зависимость характеристик системы от взаимодействия с внешней средой; наличие тенденции временного ухудшения характеристик.

В процессе работы дизельный двигатель выполняет разнообразные функции: дозирование, распыливание и сжигание топлива, преобразование одного вида движения в другой. На рис. 1, 2 представлены структурные схемы моделирования двигателя в целом и отдельного цилиндра. Целью нашего моделирования было выявление степени влияния различных конструктивных регулировочных параметров на неравномерность вращения коленчатого вала как на стационарных, так и на неустановившихся режимах.

Отличительной особенностью данной модели является минимальное количество эмпирических зависимостей, определение как эффективных показателей всего двигателя, так и отдельных параметров и характеристик отдельных систем, таких как система топливоподачи, система газораспределения, параметры рабочих процессов в отдельных цилиндрах. Взаимодействие основных блоков моделирования показано на рис.1,2.

Модель представляет собой упорядоченную, информационно-взаимосвязанную совокупность математических моделей рабочих процессов в отдельных узлах и агрегатах двигателя. В состав этой системы входят следующие основные блоки:

- управляющая программа, обеспечивающая возможность полного расчета всего двигателя. Эта программа, являющаяся главной, определяет взаимосвязи элемен-

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.