где й- время выполнения микродействия (микроэлемента);
К1 и К2 -соответственно, коэффициенты, учитывающие увеличение времени на выполнение операции из-за ухудшения удобства и доступа к точке работы (табл. 1 и 2).
С
3
Формирование
поэлементной
структуры
выполняемой
операции
Расчет отдельного
элемента операции
Удобство
выполнения работ ы
и доступ к месту
выполнения
1
Определение
нормативного
времени
нет
С
КОНЕЦ
J
Определение стоимости работ Cv=Tv* Сч
да 1
Определение суммарного времени операции Tv= Z(ti*K,*K2)]* [1+(A+B+C)/100 Стоимость нормо-
что позволит обосновано назначать стоимость работ для клиентов и определять трудозатраты каждого исполнителя и рассчитывать его заработную плату.
Список литературы
1. Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автомобиль-
ном транспорте. - М.: Транспорт, 1986. - 288 с.
2. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки. Определение
трудоемкости и стоимости работ кузовного ремонта автомобилей / С.П. Жаров, А.А.Григорьев №7582: дата регистрации 25.01.2007; дата выдачи 13.02.2007.
3. Рыбин Н.Н. Проектирование технологических процессов обслужива-
ния автомобилей: Учебное пособие.- Курган: Из-во КГУ, 2004.-113с.
УДК 656.13.07 Н.Н. Рыбин
Курганский государственный университет
К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ РАСЧЁТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Аннотация. В статье дана краткая история развития технологического расчёта автотранспортных предприятий, приведены данные анализа методов расчёта производственной программы обслуживания и ремонта автомобилей как основополагающей его части, представлены предложения по совершенствованию методики её расчёта.
Рис. 3. Алгоритм расчета стоимости нестандартных работ
Таблица 3
База данных по микроэлементам операций (выдержка)
После определения оперативного времени по каждой из выполняемых операций рассчитывается общее время выполнения работ и стоимость выполнения работ, причем при необходимости, учитывая специфику каждого вида работ, можно определить стоимость работ, выполняемых различными специалистами (сварщиком, слесарем, жестянщиком), отдельно, используя соответствующую стоимость нормо-часа.
Общая норма времени на выполнение операций складывается из оперативного, подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и перерывов на отдых и личные надобности.
Оперативным называется время, затрачиваемое непосредственно на выполнение данной операции. Оно определяется одним из методов, рассмотренных ниже.
Заключение
Предложенная методика позволяет оперативно проводить нормирование работ кузовного ремонта и определять стоимость работ как по отдельным видам работ (жестяницкие, сварочные, слесарно-механические и подготовительные), так и всего комплекса работ вместе,
Ключевые слова: автотранспортное предприятие, проектирование, расчёт, программа, метод, совершенствование.
N.N.Rybin
Kurgan State University
TO THE PROBLEM OF CALCULATION METOD OF TECHNICAL SERVICING AND CAR REPAIRS PRODUCTION PROGRAMME
Annotation. The article deals with a short period of history in the development of technological calculation of motor transport enterprises; the facts of analysis of methods of calculation of the production programme of servicing and car repairs as a basic of its part have been given; the proposals on the improvement of methods of calculation of the programme have presented.
Key words: motor transport enterprise, planning, calculation, programme, method, improvement.
Введение
На показатели эффективности работы технической службы и автотранспортного предприятия (АТП) в целом существенное влияние оказывает уровень развития его производственно-технической базы (ПТБ). Исследованиями установлено, что вклад ПТБ в изменение производительности труда обслуживающего персонала составляет 18-25%, а коэффициента технической готовности автомобилей - до 21% [1].
Известно, что развитие ПТБ АТП происходит за счет
№ п/п Наименование элемента Время, мин
1 Взять инструмент, деталь 0,035
2 Доставить инструмент, деталь к точке работы 0,065
3 Установка инструмента, деталь простая 0,070
4 Установка инструмента, детали со стыковкой с конструкцией автомобиля 0,300
5 Повернуть инструмент 0,220
22
ВЕСТНИК КГУ, 2011. №1
строительства новых, реконструкции и технического переоснащения существующих предприятий. Оснащенность АТП ПТБ в значительной мере зависит от качества соответствующих проектов, которые должны иметь высокий технический уровень при высокой экономической эффективности и небольших сроках их разработки и реализации. Таким образом, важной задачей является совершенствование всех этапов проектирования АТП.
Над проектом работают различные специалисты (технологи, сантехники, энергетики, вентиляционщики, экономисты (сметчики) и др.), но главную роль играет технологическое проектирование предприятия. Его результаты определяют уровень проекта в целом и служат основой для разработки других частей проекта (строительной, санитарно-технической и др.).
Одним из основных этапов технологического проектирования является технологический расчёт АТП. Его задачей является определение потребности в ПТБ, т.е. необходимых данных для разработки планировочного решения предприятия, а именно: числа рабочих мест, постов, поточных линий технического обслуживания (ТО), диагностирования (Д) и текущего ремонта (ТР), оснащенности их соответствующим технологическим оборудованием; площадей производственных, складских и вспомогательных помещений, необходимых для поддержания парка автомобилей данного АТП в технически исправном состоянии.
В современных условиях при быстро меняющейся конъюнктуре на рынке автомобильных перевозок, когда излишек дорогостоящей ПТБ приводит к неоправданным расходам, а её недостаток - к снижению эффективности использования автомобилей, к методике расчёта потребности в ПТБ для проектируемого или реконструируемого предприятия предъявляются особые требования: точность и оптимальность расчётных решений, их оперативность. С этой точки зрения актуальность задачи совершенствования методики технологического расчёта АТП и отдельных его составляющих не вызывает сомнения.
1 Этапы развития технологического расчёта АТП
Методика технологического расчёта и проектирования АТП начала складываться ещё в 50-е годы XX века. К началу 60-х годов она приобрела определённую стройность и последовательность благодаря основополагающим работам Г.В. Крамаренко [2] и Л.Н. Давидовича [3] и в дальнейшем только совершенствовалась.
Значительный вклад в её развитие внесли учёные ПМ. Напольский [4], В.П. Карташов [5], ГА. Лесин, А.М. Шей-
Методики определения производственной
нин, Я.И. Несвитский, С.М. Грибенко, С.В. Шумик.
Разработка и совершенствование методики технологического расчёта АТП шло параллельно созданию нормативной базы ТО и ремонта автомобилей. В этом направлении неоценимый вклад внёс Е.С. Кузнецов. Под его руководством были разработаны «Положения о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» 60-х, 70-х и 80-х годов, которые превратили обслуживание и ремонт автомобилей в АТП в стройную систему с определённым числом ступеней ТО и видов ремонта. Это в свою очередь позволило придать необходимую чёткость методике технологического расчёта АТП.
Уточнению методики расчёта числа постов диагностирования автомобилей в 70-е, 80-е годы посвящены работы Л.В. Мирошникова [6], Н.Я. Говорущенко, А.П. Дунаева. Разработкой методов оптимизации проектных решений занимались учёные В.А. Зарубкин, В.М. Власов, В.П. Лукин, Х.М. Тахтамышев. Автором данной статьи также был разработан ряд методик оптимизации решений и автоматизации расчёта при проектировании зон, цехов и складов АТП [7].
В настоящее время продолжается совершенствование технологического расчёта АТП по пути оптимизации решений и автоматизации расчёта на основе применения компьютерной техники. Из изданных в последнее время методик можно назвать работу А.Н. Новикова и Н.В. Бакаевой [8].
2 Анализ методов расчёта производственной программы ТО, Д и ремонта автомобилей
Основополагающей частью технологического расчёта является производственная программа ТО, Д, капитального ремонта (КР) автомобилей. Она определяется в количестве обслуживаний каждого вида, кроме сезонного, на весь парк в год и в сутки (годовая и суточная производственные программы).
Производственная программа по ТР в количестве ремонтов не определяется, а в последующем находится сразу годовой объём работ в чел.-ч.
Наибольшие отличия в методиках технологического расчёта различных авторов связаны именно с методами определения производственной программы ТО, поэтому представляет интерес анализ данных методов.
Применяется несколько методов расчёта производственной программы: цикловой, ускоренный по годовому пробегу и методика уточнённых расчётов (табл. 1).
Таблица 1
программы ТО, Д, ремонта автомобилей
Наименование рассчитываемых показателей Расчётные процедуры (операции)
По цикловому методу По методике ускоренного расчёта По методике уточнённых расчётов
1 2 3 4
1. Средний цикловой пробег, км bi-Â, +Ln- A2 Ы =-1-2, A, + A2 - bi-Â, +Ln-A2 Ы= л л 2, A, + A2
2. Скорректированный средний цикловой пробег, км -
3. Скорректированная нормативная периодичность ТО-1
4. Скорректированная нормативная периодичность ТО-2 = l2 = Lh2.V*3
1 2 3 4
5. Количество КР на 1 авт. за цикл т ' n - ^ - 1 ^ кр т, ^ ЬК т' - N кр - Тк- 1, ък
6. Количество ТО-2 на 1 авт. за цикл n2 - ^ - nкp, - N2 - ^ - n кр ,
7. Количество ТО-1 на 1 авт. за цикл 1' N1 -((КР + N 2), Ь1 - N1 - ^ -(кр + N2 ),
8. Количество ЕОс на 1 авт. за цикл N - Ь'к еоС Т ' Т еоС N - Ь'к - еоС Т ' Теос
9. Скорректированный удельный простой в ТО и ТР, дн./1000км г ДТОиТР - к4 ' ДТОиТР ДТОиТР - к4 ■ ДТОиТР ДТОиТР - к4 ' ДТОиТР
10. Коэффициент, учитывающий выполнение ТО-2 в эксплуатационное время - К Т 2Э - Л ТО - 2 ~ т г 1 СМ 2 ■ С2
11. Коэффициент, учитывающий выполнение ТР в эксплуатационное время 12. Коэффициент технической готовности 1 Т к ТРЭ - КТр - Т С 1 СМТР ' ^ ТР 1
, . , ДгОиТР , ДКР ' НКР 1 + Ьс ■ + с 1000 1000 1 + Ьг ■ ДТОиТР + Дкр ■ Н'-р а-, т \Д1-Ц0_1 Др.к„ ДРНКР 1 с _ 1000 1000 '+2 2О 2+"Т;000"+скН^!)]
13. Коэффициент выпуска 14. Коэффициент цикличности 15. Суммарный годовой пробег парка автомобилей, км аВ - (0,96... 0,98) ■аТ Н ДРГ ' ав Ц Дэц ' аВ - (0,96... 0,98) ■ аТ аВ - (0,96...0,98) ■ аТ Н ДРГ ' ав - Ц Дэц ' 2 Ь - ■ ДРГ ■ АС ■ аТ -
16. Годовое количество КР на весь парк автомобилей, ремонтов 17. Годовое количество ТО-2 на весь парк автомобилей 18. Годовое количество ТО-1 на весь парк автомобилей NГкp = НКР ■ НЦ ■ АС МГг = N2 ■ НЦ ■ АС Ж1 = N1 ■ НЦ ■ АС ИГКР -—гХ NГкР = ^ ■ НЦ ■ АС ТК 2 т Г ИГ2 - 12 ИГкр NГ2 = N2 ■ НЦ ■ АС иг, -2 т г иг№ иг2 1 ь, № 2 ЯГ1 = N1 ■ НЦ ■ АС
19. Годовое количество ЕОс на весь парк автомобилей 20. Годовое количество ЕОт на весь парк автомобилей NГEoс = NЕОс ■ НЦ ■ АС NГEoт = 1,6 ■ (NГl + Шг) иге0с - 2ьг ЖЕОС = NEОс ■ НЦ ■ АС ьс NГEoг = 1,6 ■ (ЫГ1 + Ж2) МГеот = 1,6 ■ (ЫГ1 + NГ2)
21. Годовое количество Д-1 на весь парк автомобилей 22. Годовое количество Д-2 на весь парк автомобилей NГд1 = 1,1 ■ МГ + N1^ NГд2 = 1,2 ■ NГ 2 N^1 = 1,1 ■ ИГ 1 + 1ЧГ2 КГД1 = 1,1 ■ NГ1 + NГ2 NГд2 = 1,2 ■ NГ2 NГд2 = 1,2 ■ МГ2
Примечания: ЕО подразделяется на ЕОс, выполняемое ежесуточно (внешний уход за автомобилем:
уборка, мойка, обтирка, дозаправка) и ЕОт, выполняемое перед ТО, Д, ТР (углублённая мойка с целью подготовки автомобиля к ТО и ТР). 24 ВЕСТНИК КГУ, 2011. №1
Обозначения: Lн - пробег автомобилей до первого КР, км, Lп - пробег автомобилей после первого КР до списания, км; А1, А2 - соответственно, среднесписочное число автомобилей, имеющих пробег меньше Lн («новых») и выполнивших этот пробег и находящихся в эксплуатации или прошедших КР («старых») автомобилей; Lнь Lн2 - соответственно, нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2, км; К1, К2, К 3 - коэффициентах корректировки Lн, LН1, LН2 по «Положению...»; Д2 - нормативный простой в ТО-2 дней; НКР - количество КР за амортизационный срок; ДТР - нормативный удельный простой в ТР; Дкр - нормативный простой в КР, дней; Т2Э, ТТРЭ - число часов работы зон ТО-2 и ТР, совпадающее со временем эксплуатации автомобилей (работы на линии); ДРГ - число дней работы в году автомобилей на линии; ДЭц - число дней эксплуатации за цикл
Сущность циклового метода заключается в том, что сначала определяется количество обслуживаний за цикл эксплуатации на 1 автомобиль, а затем производится пересчёт с помощью коэффициента цикличности Нц на число обслуживаний в год на весь парк. При этом за цикл эксплуатации принимается средний пробег до КР или (при отсутствии КР) - назначенный ресурс автомобиля.
При ускоренном расчёте годовая программа определяется делением общепаркового годового пробега на периодичность соответствующего вида обслуживания.
Сравнительные расчёты показали, что оба метода дают приблизительно одинаковые по точности результаты и отличаются лишь последовательностью и числом расчётных операций. Их общий недостаток состоит в том, что они не учитывают целый ряд конкретных условий реальных АТП, поэтому они, как правило, применяются только в типовом проектировании.
Более точные результаты даёт методика уточнённых расчётов [5], учитывающая эти условия, но она более сложна и применяется только при индивидуальном проектировании и реконструкции действующих АТП.
Поскольку две первых методики имеют примерно одинаковые по точности результаты, то более предпочтительной из них является методика ускоренного расчёта. Она позволяет сократить число расчётных операций по сравнению с цикловым методом на 7 операций (табл. 1). К тому же этот способ определения производственной программы ТО и ремонта автомобилей более прост для понимания студентами.
Для повышения точности расчётов по упрощённой методике предлагается внести в неё некоторые уточнения из третьей методики [5].
1) в формулу расчёта коэффициента технической готовности ввести коэффициенты КТО-2 и КТР, учитывающие использование эксплуатационного времени автомобиля для выполнения ТО-2 и ТР Т.е. разделить общий удельный простой (Дто и тр, дн. / 1000 км) на удельный простой в ТО-2 (коэффициент КТО-2) и простой в ТР (коэффициент КТР): табл. 1 (строка 12, столбец 4).
2) при расчёте числа ЕОс (уборочно-моечных работ (УМР)) для грузовых автомобилей принимается периодичность LЕОс, равной от 3Ц. до 5Ц., т. к. из опыта эксплуатации этих автомобилей известно, что в среднем по году их мойка производится один раз в 3-5 дней. Правда, эта норма не содержится в действующем «Положении...» [9]. С учётом этих уточнений рекомендуется применять методику ускоренного расчёта производственной программы ТО, Д, КР и при индивидуальном проектировании, а также в проектах расширения, реконструкции и технического переоснащения действующих АТП.
Заключение
Сравнительный анализ результатов расчёта производственной программы ТО и КР цикловым методом и по ускоренной методике показал их равноценность, но при этом второй метод является более простым.
В технологическом расчёте при типовом проектировании следует применять ускоренный метод расчёта производственной программы ТО и КР.
При внесении ряда уточнений в методику ускоренного расчёта производственной программы она может быть рекомендована для применения и в индивидуальном проектировании, а также в проектах расширения, реконструкции и технического переоснащения действующих АТП.
Список литературы
1. Кузнецов Е.С., Курников И.П. Производственная база автомобильного
транспорта. - М.: Транспорт, 1988. - 232с.
2. Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для
ВУЗов. - М.: Автотрансиздат, 1962. - 500 с.
3. Давидович Л.Н. Проектирование предприятий автомобильного
транспорта. - М.: Транспорт, 1967. - 404 с.
4. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных
предприятий и станций технического обслуживания. - М.: Транспорт, 1985. - 232 с.
5. Карташов В.П. Технологический расчёт и планировка автотранспорт-
ных предприятий. - Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1971. - 200 с.
6. Мирошников Л.В., Болдин А.П., Пал В.И. Диагностирование техничес-
кого состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях. - М.: Транспорт, 1977. - 263 с.
7. Рыбин Н.Н. Проектирование и реконструкция автотранспортных
предприятий: Учебное пособие. -Курган: Изд-во КГУ, 2007. - 128 с.
8. Новиков А.Н., Бакаева Н.В. Проектирование предприятий автотранс-
порта: Учебное пособие.- Орёл: Изд-во Орловского ГТУ, 2003. - 80 с.
9. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного
состава автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 1986.-73 с.
УДК 629.113-585.1 С.С. Гулезов
Курганский государственный университет
СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ В АВТОМОБИЛЬНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОРОБКАХ ПЕРЕДАЧ
Аннотация. Анализируются источники потерь мощности в автомобильных коробках передач. Предлагается схема трехвальной коробки передач, позволяющая снизить потери мощности при движении автомобиля на прямой передаче в коробке передач.
Ключевые слова: автомобиль, коробка передач, потери, снижение.