Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРИЁМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРИЁМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
616
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / OPTIMIZATION / RECEIVING DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стилиди И. С., Дорошев И. А., Быкова Е. А., Коновалов А. М., Сытенкова К. В.

Предложены методы оптимизации работы приемного отделения. Показана эффективность и обоснованность внедрения данных методов в работу приемного отделения. Проанализирована эффективность нововведений. Дана оценка результату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стилиди И. С., Дорошев И. А., Быкова Е. А., Коновалов А. М., Сытенкова К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance optimization of the operating unit in conditions of high patient turnover using economical technologies

Proposed methods for optimizing the work of the receiving department. The efficiency and validity of the implementation of these methods in the work of the receiving department has been shown. Analyzed the effectiveness of innovations. An assessment of the result is given.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРИЁМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

И.С. Стилиди,

д.м.н., проф., ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] И.А. Дорошев,

к.м.н., ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: i. [email protected] Е.А. Быкова,

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

A.М. Коновалов,

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] К.В. Сытенкова,

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] И.Н. Морозова,

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] Д.А. Рябчиков,

д.м.н., в.н.с., ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: dr. [email protected]

B.М. Кулушев,

к.м.н., ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] А.М. Казаков,

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] Е.А. Кобякова,

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

C.А. Артемьев,

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Москва, Россия, e-mail: [email protected] С.Н. Ильин,

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Москва, Россия e-mail: [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРИЁМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

#хс

УДК 614.2

Стилиди И.С., Дорошев И.А., Быкова Е.А., Коновалов А.М., Сытенкова К.В., Морозова И.Н., Рябчиков Д.А, Кулушев В.М., Казаков А.М, Кобякова Е.А, Артемьев С.А, Ильин С.Н. Оптимизация работы приёмного отделения в условиях работы национального исследовательского онкологического центра с применением бережливых технологий («НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Минздрава России, г. Москва, Россия; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Москва, Россия)

Аннотация. Предложены методы оптимизации работы приемного отделения. Показана эффективность и обоснованность внедрения данных методов в работу приемного отделения. Проанализирована эффективность нововведений. Дана оценка результату.

Ключевые слова: оптимизация, приемное отделение.

© И.С. Стилиди, И.А. Дорошев, Е.А. Быкова, А.М. Коновалов, К.В. Сытенкова, И.Н. Морозова, Д.А. Рябчиков, В.М. Кулушев, А.М. Казаков, Е.А. Кобякова, С.А. Артемьев, С.Н. Ильин, 2019 г.

Менедже,

Введение

Приёмное отделение - первое отделение, с которым сталкивается пациент во время процесса госпитализации (плановой или экстренной). Эффективность и корректность работы приёмного отделения очень важны, поскольку они связаны с работой большого количества других отделений ЛПУ, и задержка на этапе госпитализации приведёт к задержке или срыву намеченных на данную госпитализацию лечебно-диагностических процедур [1]. Особенно важна грамотная организация работы приёмного отделения в условиях крупных больниц и центров с коечным фондом более 1000 единиц, таких как «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Бло-хина» Минздрава России, имеющим коечный фонд в 1200 единиц.

Большой пациентооборот и загруженность отделений диктует необходимость в оптимизации работы приёмного отделения с использованием бережливых технологий [2]. Это позволит ускорить и упростить прохождение данного этапа госпитализации, избежать незапланированной задержки госпитализации, упростить и ускорить работу профильных отделений, в которые госпитализируется больной, а также повысить удовлетворённость населения качеством оказания медицинской помощи [3].

Существуют различные типы госпитализаций: экстренные и плановые, а также некоторые варианты, такие как однодневная госпитализация для проведения лечения в тот же день (дневной стационар), госпитализация в боксированные палаты с целью наблюдения за больным (с целью проведения дополнительных исследований), при сомнительном жизнеугрожающем диагнозе - производится госпитализация в отделение реанимации [4]. «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» является учреждением, направленным на плановую помощь онкологическим пациентам, поэтому в данной статье будет рассмотрена оптимизация приёмного отделения, ориентированного на плановую госпитализацию.

Оптимизация работы и бережливые технологии

Концепция бережливого производства подразумевает управление каким-либо процессом, основанным на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. В рамках системы бережливого

производства работа становится строго стандартизированной, с определением и соблюдением точных временных промежутков, затрачиваемых на то или иное действие, а также с чётко выверенной логистикой. Оптимизация рабочего процесса в рамках данной системы подразумевает получение максимальной эффективности путём детального анализа и перестройки процесса в «проблемных местах» при минимальных и только необходимых дополнительных инвестициях. «Проблемные места» подразумевают под собой этапы процесса, на которых происходит излишняя трата времени и усилий, ликвидировать которые и призвана оптимизация. Данная концепция была придумана Тайити Оно, создававшим производственную систему в компании Toyota в 1950-е годы, и стала широко применяться во всём мире в самых разных отраслях, в том числе и в медицине [5].

Существует достаточно большое количество отечественных и зарубежных работ, посвященных оптимизации приёмного отделения, ориентированного на экстренную госпитализацию [6, 7, 8]. Мы же в данной статье постараемся показать проблемы и методы их решения на примере приёмного отделения «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, который хоть и имеет возможность экстренно госпитализировать пациентов, ориентирован на плановую работу.

Выявление и анализ проблем текущей логистики работы приемного отделения

Первый этап оптимизации любого процесса (после создания проектного офиса и организации его работы) - его картирование для визуализации и выявления проблем и производственных потерь [9]. Нами был создан план приёмного отделения с обозначением потоков пациентов, проходящих госпитализацию (рис. 1). После составления плана стал чётко визуализироваться ряд проблем, а именно: 1) пересечение потоков пациентов на уровне регистратур; 2) пересечение потоков пациентов, направляющихся в регистратуры с потоком пациентов, желающих задать какие-либо вопросы старшей медицинской сестре; 3) пересечение потоков пациентов в кабинеты врачей и смотровой кабинет; 4) отсутствие комфортной зоны для ожидания электронной очереди. После проведения хронометража и опроса выяснилось, что пересечение данных потоков удлиняет общее время прохождения госпитализации на 30 минут,

енеджер № 7

здравоохранения 2019

Рис. 1. Схема приёмного отделения с указанием потоков пациентов.

Черные стрелки - потоки пациентов. Красные пунктирные стрелки - потоки пациентов, обращающихся к старшей сестре в связи

с каким-либо вопросом. Черные пунктирные стрелки - пациенты, направленные из кабинета врача для определения антропометрических показателей.

доводя её длительность до полутора часов. Кроме того, отсутствие комфортной зоны ожидания способствует повышению тревожности госпитализируемых пациентов, что ведёт к необоснованным задержкам при поиске своей очереди.

Следующим шагом оптимизации стал более глубокий анализ каждого из этапов госпитализации с выявлением проблем (основных типов потерь), возникающих на том или ином этапе и их группировкой по принципу однородности.

Нами были выделены следующие группы проблем: 1) Нерациональная логистика движения пациентов: о неразделённые, смешанные потоки пациентов;

о большие очереди у кабинетов врачей и у регистратуры - более 20 минут;

о отсутствие в направлении на госпитализа цию «дорожной карты госпитализации» для пациентов;

о отсутствие настенной и напольной иллюстративной навигации для пациентов.

2) Отсутствие координированной работы приёмного отделения и профильных отделений:

о отсутствие единого электронного пространства;

о отсутствие электронной записи пациентов на госпитализацию в то или иное отделение;

о неосведомлённость сотрудников профильных отделений о порядке госпитализации пациентов и прохождении через приёмное отделение.

3) Чрезмерная загрузка персонала приёмного отделения:

о недостаточное количество врачей, ведущих приём;

о бумажный документооборот;

о недостаточное техническое оснащение кабинетов врачей и регистраторов;

о чрезмерная загрузка старшего и среднего медицинского персонала побочными вопросами во время госпитализации.

После выявления и группировки основных проблем необходимо было выработать пути и сроки решения для каждой из них.

Методы решения

Нерациональная логистика движения пациентов

Для оптимизации логистики движения пациентов необходима была перепланировка приёмного отделения, которая бы позволила одновременно и разделить неоднородные потоки пациентов, и синхронизировать однородные потоки, упростив таким образом процесс госпитализации и для пациентов и для медицинского персонала. Данная перепланировка была осуществлена на имеющейся площади приёмного отделения, однако некоторые аспекты, такие как введение зоны комфортного ожидания с иллюстративной навигацией для пациентов, требуют увеличения площади приёмного отделения на 1 пролёт, что возможно, однако требует больше времени для реализации (рис. 2).

Наличие регистратур в одном месте способствует снижению времени нахождения пациентом

с

#хс

Менедже,

Рис. 2. Обновлённая схема приёмного отделения

Зеленые стрелки - новая логистика движения пациентов. Красная пунктирная стрелка - поток пациентов, обращающихся к старшей сестре в связи с каким-либо вопросом. Красный пунктир - планируемое расширение приёмного отделения на 1 пролёт.

1. Зона комфортного ожидания.

2. Объединённая регистратура.

3. Выделение отдельного потока пациентов с вопросами к старшей мед. сестре.

своего окна, а также содействует общей организации потока пациентов. Выделение в отдельный поток пациентов с вопросами к старшей сестре помогает снижению нагрузки на медицинский персонал и снижению времени обработки запросов.

Помимо вышеперечисленных нововведений планируется включение подробной таргетной схемы госпитализации для пациентов, учитывающей профильное отделение, в которое планируется госпитализация, в направление на госпитализацию.

Для оптимизации и создания интуитивно понятной навигации в отделении разработана система цветовой маркировки зон ожидания, регистратуры и зоны кабинетов врачебного осмотра.

Отсутствие координированной работы приёмного отделения и профильных отделений

Отсутствие связи между приёмным и профильными отделениями является существенной проблемой в работе последних, особенно при ориентации приёмного отделения на плановый приём. Данная проблема имеет хорошо изученный и проверенный метод решения - создание единого электронного пространства, объединяющего профильные отделения и приёмное отделение на платформе медицинской информационной системы [10].

Именно поэтому на следующем этапе оптимизации нами была внедрена электронная запись на госпитализацию в профильные отделения (рис. 3).

Такая форма координации позволила решить сразу множество проблем, а именно: уровнять количество пациентов для каждого окна первичной регистрации и разделить потоки пациентов по

Рис. 3.

1енеджер № 7

здравоохранения 2013

времени и профилю госпитализации, а так же проинформировать сотрудников приёмного отделения о планируемом количестве пациентов.

Отдельного пояснения требует разделение потоков пациентов по времени и профилю госпитализации. После проведения мониторинга количества и профиля пациентов, ежедневно проходящих через приёмное отделение, было установлено, что в день госпитализируется около 150 химиотерапевтических пациентов и 80 хирургических пациентов.

В связи с тем, что при госпитализации химиотерапевтических пациентов необходимо выполнять лабораторные исследования в день поступления, и учитывая большое количество таких пациентов, было принято решение о выделении их в отдельный поток и госпитализацию с 8.30 до 11.30. Хирургические пациенты также были выделены в отдельный поток с госпитализацией с 11.30 до 14.00, учитывая их меньшее количество и отсутствие необходимости в выполнении лабораторных исследований в день поступления.

Для улучшения координирования между отделениями и информирования пациентов о процессе госпитализации было произведено централизованное ознакомление ответственных клинических подразделений с порядком госпитализации пациентов и прохождения приёмного отделения.

Чрезмерная загрузка персонала приёмного отделения

Проблема чрезмерной нагрузки на персонал приёмного отделения уже была частично затронута и решена на предыдущих этапах оптимизации, а именно: после перепланировки приёмного отделения был добавлен один кабинет для осуществления приёма пациентов. Чрезмерную загрузку старшего и среднего медицинского персонала побочными вопросами во время госпитализации частично удалось решить путём выделения отдельного потока пациентов с вопросами к старшей медицинской сестре. Также была разработана и введена в использование F. А. Q. ответов на наиболее часто задаваемые вопросы пациентов.

Все кабинеты врачей были оснащены необходимым оборудованием для измерения антропометрических параметров пациентов. Была произведена 100% информатизация рабочих мест, что значительно упростило и ускорило работу медицинского персонала по сравнению с использованием бумажного документооборота.

Результаты

Перепланировка приёмного отделения и выделение однородных потоков позволило улучшить логистику движения пациентов, уменьшить очереди в регистратуры и кабинеты врачей, сделать процесс госпитализации более комфортным. Координированное взаимодействие между приёмным и профильными отделениями в виде работы в общем электронном пространстве с функцией записи пациентов позволило оптимизировать осуществление приёма каждый день, давая возможность персоналу приёмного отделения планировать работу в зависимости от количества и профиля поступающих пациентов. Оснащение всех кабинетов необходимым оборудованием и замена бумажного документооборота на электронный, а также использование Р. А. О. ответов на наиболее часто задаваемые вопросы пациентов позволило значительно упростить и ускорить работу персонала приёмного отделения.

После введения в работу всех изменений и проведения повторного хронометража общая длительность процесса госпитализации сократилась более, чем на 60 минут. По данным опроса пациентов процесс госпитализации стал более прост и интуитивно понятен.

Заключение

Организация корректной работы приёмного отделения посредством его оптимизации с применением бережливых технологий требует тщательного анализа текущих проблем с их визуализацией и группировкой. В случае работы приёмного отделения ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Минздрава России нами было выделено три группы проблем: нерациональная логистика движения пациентов; отсутствие координированной работы приёмного отделения и профильных отделений; чрезмерная загрузка персонала приёмного отделения. Решение данных проблем позволило снизить нагрузку на врачей, ускорить госпитализацию пациентов и, как следствие, повысить степень удовлетворённости населения уровнем оказания медицинских услуг в целом. Данный опыт может быть использован для улучшения работы приёмных отделений других ЛПУ Москвы и Российской Федерации в целом, также ориентированных на плановый приём большого количества пациентов.

с

«КС

Менедже,

Литература

1. Подгорбунских Е.И. Условия для эффективного управления качеством деятельности приемного отделения // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. xxi междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАк, 2013.

2. Данильченко Я.В., Костомарова Т.С. Бережливое производство - новая управленческая технология учреждений здравоохранения // Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. - 2014. - № 3.

3. AssaadSayah, Loni Rogers, Karthik Devarajan et all. Minimizing ED Waiting Times and Improving Patient Flow and Experience of Care. Emerg Med Int. 2014; 2014: 981472. Published online, 2014 Apr 14. doi: 10.1155/2014/981472.

4. Charles Patrick Davis, MD, PhD. Hospital Admissions. Emedicinehealth. Reviewed on 10/17/2018.

5. Lander E, Liker J.K. The Toyota Production System and art: making highly customized and creative products the Toyota way. Pages 3681-3698 | Received 01 Jan 2007, Published online: 04 Jul 2007. DOI: https://doi. org/10.1080/00207540701223519.

6. Каусова Г.К., Мусаева Н.Н. Оптимизация организации работы приемного отделения многопрофильного стационара при экстренных обращениях травматологических пациентов // Вестник КазНМУ. - 2017. - № 1.

7. Вахрамеева Е.В. Оптимизация работы и использования ресурсов приемного отделения многопрофильной больницы интенсивного лечения в современных социально-экономических условиях. Диссертация на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. Новосибирск, 2006.

8. Freibott P. (2017). Optimizing Emergency Department Throughput Using Best Practices to Improve Patient Flow. Journal of Nursing & Interprofessional Leadership in Quality & Safety, 1 (2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гурина М.А. Создание эффективной системы управления качеством в медицинских организациях на основе внедрения технологии «бережливого» производства. Вестник ВГУИТ/Proceedings of VSUET. - 2017. -Т. 79. - № 4. DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-4-378-384.

10. Jonathan Helm, Mark P. Van Oyen. Design and Optimization Methods for Elective Hospital Admissions Design and Optimization Methods for Elective Hospital Admissions. September 2014. SSRN Electronic Journal 62(6) D0I:10.2139/ssrn.2437936.

UDC 614.2

Stilidi I.S., Doroshev I.A., Bikova E.A., Konovalov A.M., Sitenkova K.V., Morozova I.N., Ryabchikov D.A., Kulushev V.M., Kazakov A.M., Kobyakova E.A., Artemyev S.A., Ilyin S.N. Performance optimization of the operating unit in conditions of high patient turnover using economical technologies (N.N. Blokhin National Medical Research Centre of Oncology of the Health Ministry of Russia, Moscow, Russia; The State Atomic Energy Corporation ROSATOM, Moscow, Russia) Abstract. Proposed methods for optimizing the work of the receiving department. The efficiency and validity of the implementation of these methods in the work of the receiving department has been shown. Analyzed the effectiveness of innovations. An assessment of the result is given.

Keywords: optimization, receiving department.

Здравоохранение-2019

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ

октября 2019 года в Санкт-Петербурге пройдут X юбилейный международный форум «Росмедобр. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VIII Съезд «Росомед». Форум проводится при поддержке Министерства здравоохранения РФ и Международной ассоциации по медицинскому образованию (АМЕЕ). Главная тема форума - повышение качества медицинской помощи за счет увеличения числа высококвалифицированных специалистов, обладающих передовыми знаниями и инновационными технологиями. Впервые на форуме выступит основатель и генеральный секретарь Международной Ассоциации медицинского образования (АМЕЕ), автор ряда распространённых методик в медицинском образовании, включая ОСКЭ, профессор Рональд Харден (Ronald M. Harden).

Источник: https://medvestnik.ru

енеджер № 7

здравоохранения 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.