И.М. Сон,
д.м.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава Российской Федерации, г. Москва, Россия. И.В. Ларичева,
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава Российской Федерации, г. Москва, Россия.
B.Б. Шаманский,
к.м.н., Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Свердловский областной онкологический диспансер», г. Екатеринбург, Россия. Р.Ш. Хасанов,
д.м.н., профессор, Государственное автономное учреждение здравоохранения Минздрава Республики Татарстан «Республиканский клинический онкологический диспансер», г. Казань, Россия.
К.Т. Шакиров,
к.м.н., Государственное автономное учреждение здравоохранения Минздрава Республики Татарстан «Республиканский клинический онкологический диспансер», г. Казань, Россия.
C.Е. Габитова,
к.м.н., Государственное автономное учреждение здравоохранения Минздрава Республики Татарстан «Республиканский клинический онкологический диспансер», г. Казань, Россия.
ОПЫТ МАРШРУТИЗАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
УДК 614.2
Сон И.М, Ларичева И.В., Шаманский В.Б., Хасанов Р.Ш, Шакиров К.Т., Габитова С.Е. Опыт маршрутизации онкологических больных в Свердловской области и республике Татарстан (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава Российской Федерации, г. Москва; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Свердловский областной онкологический диспансер», г. Екатеринбург; Государственное автономное учреждение здравоохранения Минздрава Республики Татарстан «Республиканский клинический онкологический диспансер», г. Казань)
Аннотация. Проанализирован опыт регионов, внедривших и эксплуатирующих эффективные автоматизированные системы маршрутизации онкологических пациентов, позволяющие оптимизировать расходование ресурсов в регионе. Изучены и описаны ключевые элементы эффективной системы маршрутизации больных со злокачественными новообразованиями. Предложена оптимальная этапность внедрения системы маршрутизации в региональную онкологическую службу.
Ключевые слова: маршрутизация онкологических больных; информационные автоматизированные системы; организация онкологической помощи; Государственный Раковый регистр; Свердловский областной онкологический диспансер; Республиканский клинический онкологический диспансер Республики Татарстан.
© И.М. Сон, И.В. Ларичева, В.Б. Шаманский, Р.Ш. Хасанов, К.Т. Шакиров, С.Е. Габитова, 2015 г.
1енеджер №10
здравоохранения 2015
В настоящее время внедрение современных оптимальных организационных технологий маршрутизации пациентов с социально значимыми заболеваниями является одной из актуальнейших проблем здравоохранения. Был изучен опыт успешных региональных систем маршрутизации онкологических пациентов, внедрение которых позволило не только оптимизировать работу специализированных лечебных учреждений, но и улучшить индикаторные показатели эффективности онкологической службы: показатели ранней выявляемое™ ЗНО, 5-летнюю выживаемость, одногодичную летальность.
Дополнительно изучены и описаны применяемые в системе специализированной помощи информационные комплексы, также являющиеся инструментом оптимизации работы врача-онколога и медицинской организации в целом.
Опыт внедрения системы маршрутизации пациентов со злокачественными образованиями в Свердловской области Эпидемиологические и статистические показатели региона.
- Состоят на учете по ЗНО, данные 2013 года: 84,9 тыс. человек на 4 320 тыс. жителей, регион занимает 5-е место в РФ по приросту заболеваемости и численности контингента, состоящего на учете за период 2008-2013 гг. [11, с. 43].
- Впервые выявлено в 2013 году 16800 новых случаев, при этом необходимо отметить значительное число активно выявленных случаев ЗНО: 27,9% от всех впервые выявленных случаев [11, с. 33].
В структуре заболеваемости региона преобладают следующие нозологические группы (данные 2013 года): рак молочной железы, меланома и опухоли кожи, рак брон-холегочной локализации, что незначительно отличается от общефедеральной статистики,
где на 1-м месте - опухоли кожи. Отмечается снижение в последние годы доли больных с опухолями пищеварительного тракта [10, с. 63]. В Свердловской области ведется активная работа с первичным звеном по выявлению злокачественных новообразований у населения [3, с.1], врачи-онкологи СООД курируют закрепленные за ними районы, в том числе по методологии проведения скрининга ЗНО.
Структура онкологической службы
и территориальное распределение специализированных коек.
Учреждения 3-го уровня оказания специализированной помощи представлены Свердловским областным онкологическим диспансером (625 коек) и его филиалами в г. Н. Тагил (220 коек) и г. Каменск-Уральске (140 коек). На базе этих учреждений проводится широкий спектр оперативного лечения, применяются современные и инновационные методики диагностики и лечения злокачественных опухолей и ВМП [3, с. 1]. Помимо традиционных методик лечения, дополнительно используются современные возможности лучевой терапии, эндоскопические операции с визуализацией органов ^1>эндоваскулярная хирургия). Учреждения 2-го уровня представляют собой 7 межтерриториальных онкологических отделений, оказывающих услуги по диагностике и хирургическому лечению ряда заболеваний. Первый уровень специализированной помощи онкологическим больным оказывается в 60-ти первичных онкологических кабинетах на базе городских, районных больниц, причем, не все врачи являются дипломированными онкологами (совместители). Также не все рабочие места врачей-онкологов оборудованы компьютером и доступом в интернет. Функции ПОК: первичное выявление ЗНО по направлению из первичного звена, первичная диагностика, диспансерное наблюдение и учет больных. Схема 1., схема 2.
Схема 1. территориальная удаленность Соод и его филиалов.
3 ЛПУ,
950 коек
Схема 2. Структура онкологической службы в Свердловской области.
Организация маршрутизации онкологических больных в регионе
Система маршрутизации пациентов с подозрением на ЗНО включает в себя следующие элементы;
• маршрутный лист пациента с подозрением на онкологическое заболевание,
• электронная удаленная запись и запись по телефону через диспетчерскую службу,
• телемедицина: использование возможности консультации снимков (КТ, МРТ, ПЭТ, ИГХ, морфологическая картина опухоли) между филиалами СООД, в РОНЦ им. Блохина и других крупных специализированных центрах.
Методика маршрутизации пациента с подозрением на ЗНО осуществляется в несколько этапов:
1. При выявлении злокачественного новообразования или подозрении на него в смотровом кабинете, на ФАПе врачом общей практики - пациент проходит обследование в соответствии с алгоритмами обследования и уровнем оснащения медицинской организации, далее направляется узкому специалисту (акушер-гинеколог, уролог, гематолог и др.) и при подтверждении диагноза - к онкологу.
2. Районный онколог, при его отсутствии -заведующий поликлиническим отделением ЛПУ пациента с подозрением или установленным диагнозом ЗН должен направить в онкологический диспансер для определения тактики дальнейшего лечения.
женский смотровой кабинет поликлиники:
подозрение на зно
женская консультация ЛПУ МО
установлен диагноз зно
I
районный онколог
фАП, овП, врачи лпу, оказывающие первичную медико-санитарную помощь: при подозрении на злокачественное новообразование направляют специалистам поликлиники црБ Мо
щитовидная железа —*
голова-шея —*
кожа, соединительная ткань
костно-суставная система — легкие
молочная железа —
ЖКТ —
урологическая патология —
эндокринолог ЛОР
стоматолог
терапевт
гинеколог, хирург терапевт, хирург уролог
районный онколог
I
СООД
—
Схема 3. Маршрутизации пациентов при подозрении или выявлении злокачественных новообразований в медицинских организациях Свердловской области
3. Пациент обращается в СООД (или его филиалы), где оказываются услуги по диагностике и хирургическому лечению. В регистратуре СООД все утренние часы (9.00-11.00) приема резервируются для иногородних первичных пациентов, чтобы обеспечить максимально возможное количество диагностических процедур в день обращения. Карта больного заводится заранее по данным направления из ЛПУ 2-го уровня и сразу передается в кабинет врача-онколога.
В настоящее время в программе, с которой работают врачи поликлиники, разработан модуль «Контроль маршрутизации пациентов». Модуль дает возможность вести статистику по
объемам и срокам диагностики пациентов в ЛПУ. Итоговые данные по маршрутизации вносятся на первичном приеме в диспансере и позволяют формировать отчеты:
- по срокам маршрутизации за период с возможностью просмотра по каждому пациенту;
- по объемам диагностики за период (анализ по каждому виду обследования);
- списки пациентов с IV стадией;
- списки пациентов с дефектами обследования в ЛПУ за период;
- ЛПУ, направившие пациентов с IV стадией;
- ЛПУ, направившие пациентов с дефектами обследования за период.
Пример сводной таблицы аналитики маршрутных листов за период 01.12.2014-02.12.2014 г.
ЛПУ Кол-во направленных пациентов, чел От обращения до направления, дни От направления до записи, дни От записи до факт. приема, дни От факт. приема до окончания диагностики, дни От окончания диагностики до госпитализации, дни
ГБУЗСО ГБ2 г. Первоуральск 2 5 2 8 7 0
МБУ ЦГБ № 20 Екатеринбург 2 0 0 11 0 23
ГБУЗСО В-Пышминская ЦГБ 2 18 0 7 0 7
ГБУЗСО Н-Сергинская ЦРБ 29 0 1 0 1
ГБУЗСО Белояр-ская ЦРБ 38 3 8 1 1
ГБУЗСО Артемов-ская ЦРБ 3 0 11 2 5
ГБУЗСО Артинская ЦРБ 3 0 11 0 7
ГБУЗСО ГБ1 г. Первоуральск 25 0 5 0 1
ГБУЗСО Ирбитская 1 1ГК 10 1 7 0 10
В процессе нахождения больного в стационаре весь документооборот производится в электронной форме:
- учет загруженности коек по отделениям,
- ведение стационарной карты,
- формирование справок, выписного эпикриза, отчетной документации для ФОМС.
В регионе деятельность службы обеспечивается с помощью 3х информационных систем, интегрированных между собой: «Канцеррегистр» обеспечивает статистику и отчетность региона [1, с.1]. Программа «Медофис» впервые установлена в СООД в 2002 году, последняя версия была установлена в 2008 году, затем был добавлен блок маршрутизации в 2014 году. Серверы, обеспечивающие хранение и резервное копирование данных, были установлены в СООД в соответствии с ФЗ № 152 «О защите персональных данных», эти данные защищены при хранении и передаче, доступ в систему осуществляется по индивидуальным для врачей и медсестер логинам и паролям.
Результаты внедрения системы учета маршрутных листов.
В Свердловской области были отработаны пути маршрутизации пациентов с подозрением или установленным диагнозом ЗНО, что обеспечило региону в 2013 году следующие показатели эффективности онкологической службы: из общего количества больных, впервые взятых на учет, у 54,8% установлена Н1 стадия заболевания (средний показатель по РФ - 50,4 процента); 1 годичная летальность составила 22% (средний показатель по РФ -26,1%); доля пациентов, состоящих на учете 5 и более лет 55,7% (средний показатель по РФ: 51,7%) [11, с. 53].
Дополнительными плюсами внедрения системы маршрутизации являются:
- возможность равномерного распределения нагрузки между филиалами СООД;
- уменьшение потока неверно диагностированных и диагностированных не в полном объеме пациентов;
Несмотря на высокий уровень доступности специализированной помощи на всех уровнях системы, существуют отдельные недостатки маршрутизации:
1. Отсутствие единого информационного пространства в системе организации он-кослужбы.
2. Недоступность электронной записи и отслеживания судьбы пациента на уровне всех первичных онкокабинетов.
Для повышения эффективности управления работой онкологической службы в целом на уровне МЗ СО было принято решение о создании Единой онкологической информационной системы Свердловской области, в которую войдут:
- автоматизированные рабочие места районных онкологов;
- объединение информационных программ диспансеров в единую сеть;
- формирование единых отчетов для оценки деятельности онкологической службы;
- выгрузка объединенных данных в Федеральный Канцер-регистр [2, с.1];
- выгрузка данных в ЕГИСЗ СО;
- формирование реестров счетов посредством выгрузки данных в ТФОМС.
Дальнейшее развитие системы маршрутизации пациентов с ЗНО в Свердловской области планируется реализовать благодаря проекту Приказа «О порядке оказания медицинской помощи онкологическим больным в Свердловской области» от 01.2015 года.
2. Изучение опыта информатизации региона, маршрутизации
онкологических пациентов
и оптимизации структуры онкологической помощи в Республике Татарстан
Показатели онкологической службы региона:
- В настоящее время состоит на учете (данные 2013 года): 80,2 тыс. человек, [11, с. 43]. Рост заболеваемости за период
Схема 1.
2009-2013 гг., составил +12,1%, снижение смертности - 3.1% [10, с. 159].
- Впервые выявлено в 2013 году: 12 681 чел. [10, с. 45].
В регионе сформирована Зх-уровневая система оказания помощи:
(Схема 1. Схема 2.)
1 уровень: 76 первичных онкокабине-тов на базе городских, поселковых больниц и поликлиник [5, с.11], не все врачи являются дипломированными онкологами (однако все врачи прошли 2-4 месячные курсы повышения квалификации). Все рабочие места имеют компьютер и доступ в систему учета пациентов «Диспетчерский Центр» [4, с. 14], а также постоянную методологическую поддержку и обратную связь с ЛПУ 2-го уровня. Функции первичных кабинетов: первичное выявление ЗНО по направлению из первичного звена, первичная диагностика, диспансерное наблюдение и учет больных ЗНО [6].
2 уровень: 6 ЛПУ, диагностика и оперативное лечение пациентов на базе профильных отделений городских и поселковых больниц.
Все оперирующие врачи имеют соответствующий сертификат по онкологии, как и специалисты диагностических специальностей.
3 уровень: весь спектр оперативного лечения, диагностики и услуг ВМП, оказываемых только дипломированными онкологами на базе РКОД и 2х филиалов. Все используемые в настоящее время методики лечения: брахитерапия, лучевая терапия, операции с восстановлением функции органов и косметическим эффектом. Схема 1.
- Методика маршрутизации:
Система маршрутизации пациентов с подозрением на ЗНО включает в себя следующие элементы
• единая информационная система онкологической службы (Схема 3)[8],
• электронные направления на прием в ЛПУ следующего уровня,
• электронная удаленная запись (54% обращений) и запись по тел.,
• возможность удаленного наблюдения за пациентом после лечения в ЛПУ 2, 3-го уровня,
Юнеджер
здравоохранения
• телемедицина: использование единой базы данных мед. документов и консультации снимков (КТ, МРТ, ПЭТ, ИГХ, морфологическая картина) в ЛПУ следующего уровня, а также в РОНЦ им. Блохина.
Путь пациента с подозрением на
зно:
1. При обращении пациента в первичный онкологический кабинет (ПОК) и подозрении на ЗНО врач-онколог формирует «Сигнальное извещение» [2, c.1], содержащее данные пациента и направляет его в единый банк данных РКОД.
Одновременно врач записывает данного пациента в удобное для него время на прием в ЛПУ 2-го уровня (если есть возможность обследовать и пролечить там пациента, например, рак молочной железы 1-3 стадии)
или в ЛПУ 3-го уровня (в случае, требующем высокотехнологичных методов диагностики и лечения). При этом врач ПОК имеет доступ к расписанию работы врачей-специалистов всей сети.
2. «Сигнальное извещение» на пациента переходит в статус «Поставлен на учет» или «Диагноз не подтвержден» в течение 1-2 мес. За это время диагноз ЗНО подтверждается морфологически и уточняется стадия заболевания по TNM.
Таким образом,
1. исключается возможность ошибочной постановки на учет,
2. отслеживается судьба пациентов, которые вовремя не обратились в мед. учреждение следующего уровня и не получили помощь. Мониторингом таких пациентов занимается средний медицинский персонал ПОК.
Доступность ЛПУ для пациентов: не более 200 км, 4-5 часов
Доступность ЛПУ 2-го уровня
для пациентов:
не более 50-70 км, 2 часа
III уровень РКОД МЗ РТ и филиалы
Стационарные отделения ЛПУ (нейрохирургия, онкогематология)
II уровень Межмуниципальные ПОО
ВМП, все виды диагностических и терапевтических манипуляций
8 онкоотделений Диагностика: УЗИ, Rh Оперативное лечение
Схема 2. организация маршрутизации онкологических больных в регионе.
Менеджщ
здравоохранения '
РЕСПУБЛИКАНСКИМ ОНКОДИСПАНСЕР
ДИАГНОСТИКА
ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ
КАНЦЕРРЕГИСТР
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОНКООТДЕЛ ЕНИЯ
ПЕРВИЧНЫЕ ОНКОКАБИНЕТЫ
Схема 3. Единая информационная система.
3. Режим работы 2х регистратур РКОД с 7.30 до 18.00 согласуется с расписанием движения междугородних автобусов и обеспечивает удобство обращений пациентов, приезжающих из отдаленных регионов. При первичном обращении по записи из ПОК пациента консультируют и диагностируют ЗНО в день обращения (кроме сложных методов исследования). Процедура госпитализации также максимально автоматизирована и занимает в приемном покое РКОД 5-10 минут.
В процессе нахождения больного в стационаре весь документооборот производится в электронной форме [6], а именно:
- учет загруженности коек (по финансовым источникам: ОМС, ВМП),
- ведение стационарной карты,
- пофамильный учет лекарственных препаратов и назначенных процедур (с автоматическим списанием препаратов),
- формирование справок, выписного эпикриза, документации для ФОМС.
4,5. По результатам диагностических манипуляций и лечения пациента в ЛПУ
2,3 уровня данные о диагнозе, стадии ЗНО и рекомендации по дальнейшему лечению направляются в первичный онкологический кабинет (ПОК) по месту жительства больного, который далее несет ответственность за регулярный вызов пациента и выполнение назначений по лечению [6].
Одновременно данные на вновь выявленный случай ЗНО попадают в региональный и федеральный канцеррегистр [1, с.1].
В регионе деятельность службы обеспечивается с помощью 2х информационных систем:
«БАРС-медицина»: установлена и обеспечивает деятельность РКОД в г. Казань,
«Диспетчерский Центр»: установлена во всех профильных кабинетах региона и обеспечивает обмен информацией и преемственность ведения пациента на всех уровнях [8].
Компьютеры доступны во всех специализированных ЛПУ, связь - волоконно-оптическая сеть, единая для всех мед. учреждений Татарстана.
¡енеджер
здравоохранения
Основные достижения
и преимущества внедрения системы маршрутизации в регионе:
1) Высокий уровень доступности помощи; сокращение времени ожидания пациентом очереди приема - не более 1-4х дней для любых диагностических процедур (включая высокотехнологичные), не более 5-10 дней - для госпитализации и специализированного лечения (включая РКОД и филиалы) [7].
2) Оптимизация использования материальных и кадровых ресурсов онкослужбы региона [9].
3) Создание единой системы учета пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением [9].
4) Создание единой системы учета и движения лекарственных препаратов и предметов МН.
5) Достижение целевых показателей «про-слеженности» и ранней выявляемое™ онкологических заболеваний как по отдельным районам, так и по субъекту Российской Федерации в целом [7]:
- Доля пациентов, состоящих на учете 5 и более лет - 54,1% (средний показатель по РФ: 51,7%).
- Доля пациентов с впервые выявленной 1,2 стадией ЗНО - 55,6%(средний показатель по РФ - 50,4 процента) [11, с. 53].
Результаты и выводы:
Вопросы эффективной маршрутизации пациентов, как и применение информационных технологий, являются одним из актуальнейших вопросов организации онкологической службы. Из опыта ряда успешных регионов становится очевидно, что грамотно выстроенный процесс маршрутизации пациентов позволяет не только увеличить доступность и степень удовлетворенности пациентов медицинской помощью, но и оптимизировать использование ресурсов: материальных и кадровых.
Помимо этого, информационные системы маршрутизации решают в режиме реального времени задачи учета и регистрации заболеваемости в субъекте Российской Федерации, значительно облегчают процесс подготовки отчетной документации. Дополнительно внедрение электронной маршрутизации помогает оперативно выявить и устранить недостатки организации помощи в конкретных районах, а также оптимизировать работу головного ЛПУ: краевого или областного онкологического диспансера.
Таким образом, внедрение эффективной системы маршрутизации невозможно осуществить без реализации 3х ключевых элементов:
• Создания оптимального «маршрута» пациента от момента подозрения ЗНО до момента необходимости оказания паллиативной помощи в рамках территориальной 3х-уровневой модели медицинской помощи;
• Разработки нормативной базы как основания оптимальной маршрутизации больных: регионального приказа, региональной программы по онкологии, четко регламентирующих ответственность конкретных учреждений за пациента на каждом этапе ведения ЗНО;
• Единого информационного пространства, обеспечивающего обмен информацией для всех элементов системы, а также контроль сроков и качества оказания медицинской помощи.
В целом информационная специализированная система «Онкология» должна быть интегрирована всего с 2-мя системами, а именно - общемедицинской системой региона (позволит избежать повторного внесения данных при наличии первичной информации о больном и, наоборот, оперативное поступление информации о больном, требующем терапии наркотическими анальгетиками, в поликлинику по месту жительства). Вторая интегрированная программа, Государственный канцеррегистр, в которую при правильно выбранной программе учета
Менеджщ
здравоохранения '
онкопациентов в регионе могут в режиме реального времени выгружаться статистические данные [1, с.1], позволит прогнозировать затраты региона на госпитализацию, лекарственную терапию и реабилитацию пациентов с ЗНО на любом этапе функционирования системы.
Оптимальная этапность внедрения электронной системы маршрутизации может быть следующей:
• на первом этапе - электронная регистратура и удаленная запись в учреждения 2,3-го уровня,
• на втором - блок маршрутизации и система обмена данными между уровнями,
• на третьем - формирование единого информационного пространства и настройка аналитических программ, способных рассчитать экономические показатели отдельных ЛПУ, районов и региона в целом.
Литература
1. О создании Государственного ракового регистра. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 декабря 1996 года № 420 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdrav.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.07.2015).
2. О совершенствовании системы Государственного ракового регистра. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 апреля 1999 года № 135 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru. - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 01.08.2015).
3. О внесении изменений в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденную постановлением правительства Свердловской области. Проект Постановления правительства Свердловской области от 25.12.2014 № 1207-ПП // Областная газета. - 2014. - № 1 (янв.) - С. 2-3.
4. Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года». Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 1 июля 2013 г // Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2014. - № 60, № 61. - С. 1902.
5. Хасанов Р.Ш. Злокачественные новообразования и совершенствование управления онкологической службой крупного промышленно-сельскохозяйственного региона (на материалах Республики Татарстан): автореферат дис. канд. мед. наук: 14.00.33, 14.00.14 - Казань, 2001. - 36 с
6. Раббаниев И.Ф. Применение информационных технологий при организации онкологической помощи населению Республики Татарстан / И.Ф. Раббаниев [и др.] // Практическая медицина: науч. - практ. журнал - 2010. - № 3. - Режим доступа: http:// mfvt.ru/- (Дата обращения: 05.07.2015).
7. Стратегия и тактика модернизации онкологической службы Республики Татарстан / А.Ю. Вафин [и др.] // Поволжский онкологический вестник: науч-практ. журнал -2010. - № 3. - Режим доступа: http://oncovestnik.ru/ (Дата обращения: 08.07.2015).
Юнеджер
здравоохранения
8. Информационное обеспечение управления качеством онкологической помощи в Приволжском федеральном округе/ Р.Ш. Хасанов [и др.] // Поволжский онкологический вестник: науч-практ. журнал - 2010. - № 3 - Режим доступа: http://oncovestnik. ги/ (Дата обращения: 03.07.2015).
9. Управление качеством онкологической помощи населению Республики Татарстан: перспективы применения информационного обеспечения / И.Ф. Раббаниев [и др.] // Поволжский онкологический вестник: науч-практ. журнал - 2012. - № 4 - Режим доступа: http://oncovestnik.ru/ (Дата обращения: 03.07.2015).
10. Злокачественные новообразования в России в 2013 году (заболеваемость и смертность) / под ред. А.Д. Каприна - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена», 2014. -250 с.
11. Состояние онкологической помощи населению России в 2013 году/ под ред. А.Д. Каприна - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена, 2014. - 235 с.
' I ting
UDK 614.2
Son I.M., Laricheva I.V, Shamanskiy V.B., Khasanov R.S., Shakirov K.T., Gabitova S.E. Cancer patients routing experience of the Sverdlovsk Region and the Republic of Tatarstan (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Sverdlovsk Regional Oncology Center, Republican Clinical Oncological Center of Republic of Tatarstan)
Abstract. In the research, we analyzed the experience of the regions, that have implemented and have been using effective automated routing systems of cancer patients, that allow to optimize the use of resources in the region. We studied and described the key elements of an effective system for the routing of patients with malignant tumors. We propose optimum steps for implementation of the routing system in the regional oncology service.
Keywords: Cancer patients routing, informational system, the organization of cancer care system, Sverdlovsk Regional Oncology Center, Republican Clinical Oncological Center of Republic of Tatarstan.
Новый нормативный документ
НОВАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВРАЧЕБНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
П
риказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2015 г. Регистрационный N39696.
Установлена новая номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование.
Она включает 94 специальности. Новая номенклатура не предполагает деления на специальности, полученные в вузе, основные специальности и специальности, требующие дополнительной подготовки.
Появилась новая специальность - остеопатия.
В то же время в новую номенклатуру не вошли такие специальности, как «Диабетология», «Клиническая микология» и «Лабораторная микология». Ранее выданные сертификаты специалистов по этим специальностям действуют до истечения указанного в них срока.
Источник: Гарант
Менеджщ
здравоохранения '