УДК 796.011
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «БОНУС-СПОРТ»
Л.П. Кузнецова, С.П. Логутков
Предложена авторская методика «БОНУС-СПОРТ», которая является инструментом активной социализации школьников и позволяет включать подростков в творческий процесс моделирования и проектирования уроков физической культуры в школе и повышать мотивацию занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: школьники, физическая культура, инновационный урок, образование, методика «БОНУС-СПОРТ», эффективность, социализация.
На протяжении всей своей истории человеческое общество уделяло самое пристальное внимание обучению и воспитанию личности, определяя требования к личностным качествам человека в конкретных исторических и социальных условиях развития. При этом главным условием такого развития, безусловно, являлось и является гармоничное взаимоприятие качеств личности конкретного человека и окружающей социальной среды.
Жизненный путь, являющийся отражением социально-психологической реальности человека и обусловленный уровнем его социальной активности, представляет собой сложную систему взаимодействия социальной среды и личности. Это взаимодействие и взаимовлияние есть основа становления и развития человека [4].
В этой связи возникает необходимость обращения к термину «социализация», который отражает собственно социализацию личности, усвоения ею ценностей, норм и социальных ролей, то есть активное овладение социальным опытом, обусловливающее «вхождение» индивида в социум и его успешную жизнедеятельность в этом обществе. Социальные качества, знания, умения и навыки, необходимые человеку для участия в социальных отношениях, формируются именно в процессе социализации. При этом, социализация может представлять собой как стихийный, в случае воздействия различных жизненных ситуаций, так и целенаправленный процесс формирования личности [3].
В последние годы все большее значение ученые придают микрофакторам социализации, представленным социальными группами, оказывающими непосредственное влияние на конкретного индивида. В первую очередь это референтные группы: семья, друзья, спортивная команда, группы по интересам, образовательные организации, которые уполномочены осуществлять учебные, воспитательные, образовательные, общественные и другие функции. Социализация личности, таким образом, происходит посредством взаимодействия целого комплекса факторов,
обусловливающего конкретную активность и конкретные формы поведения личности в социуме. Именно поэтому к факторам социализации относят обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.
Базовым фактором социализации, безусловно, считают влияние семьи. При этом традиционно семья характеризуется как общность, основанная на общесемейной деятельности в системе «супружество -родительство - родство», осуществляющая воспроизводство населения, передающая традиции семейных поколений, ответственная за социализацию детей и семейную коммуникацию. При этом передачу основных социальных и культурных ценностей, составляющих основу воспитания и социализации, безусловно, осуществляют родители ребенка. А это значит, что для каждой конкретной семьи характерным является свой собственный, своеобразный психолого-педагогический уклад внутрисемейной коммуникации, особая система воздействий. Однако в современный период институт семьи претерпевает значительные изменения.
В традиционных семьях приоритетным является родственно-семейный тип организации, а в современных семьях - ценности рода уступают первенство экономическим и личностным интересам. Кроме того, во многих странах, в том числе - и в России, развивается тенденция снижения потребности семьи в детях, что сказывается не только на демографической ситуации, но и на степени интенсивности воспитательных воздействий на детей со стороны других членов семьи. В этой связи, на уровень социализации подрастающего человека более активно начинает влиять окружение ребенка и, в первую очередь, его сверстники.
Общение ребенка со сверстниками является обязательным условием социализации и складывается, прежде всего, в таких малых группах, как группы в детских садах, классы в общеобразовательных учреждениях, различные неформальные детские и подростковые объединения. В любой из этих групп всегда присутствуют собственные особые условия и характеристики межличностной коммуникации.
В группах детей и подростков современная педагогическая наука выделяет три основных внутренних группы отношений: функционально -ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Функционально-ролевые отношения отражаются в учебной, спортивной и других видах жизнедеятельности детей, характерных именно для этой группы, и реализуются, по мере усвоения норм и способов действий в данных группах, под непосредственным целенаправленным руководством и контролем взрослых. Эмоционально-оценочные отношения детей и подростков связаны с их личными эмоциональными предпочтениями:
дружеские привязанности, симпатии, антипатии и т. д. Этот вид отношений позволяет осуществлять коррекцию поведения сверстников в конкретной группе в соответствии с принятыми нормами и поддерживать тем самым позитивную межличностную коммуникацию в группе. Отношения личностно-смысловые возникают в условиях, когда мотив одного участника группы приобретает личностный смысл и для других её участников, а, следовательно, отражает взаимосвязи членов конкретной группы. Особенно ярко такие отношения проявляются когда ребенок, в процессе взаимоотношений с окружающими, пробует освоить роль взрослого и ведет себя соответственно этой роли [4].
Объединить и реализовать все эти функции в процессе обучения детей физкультурно-спортивной деятельности в рамках дисциплины «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении, по нашему мнению, возможно с помощью различных инновационных методик. В рамках научной группы «Подготовка резерва высококвалифицированных спортсменов в детско-юношеском спорте» (руководитель Кузнецова Л.П.) кафедры теории и методики физического воспитания и спорта ведется разработка, апробирование и совершенствование методики «БОНУС-СПОРТ». Данная методика проходит апробацию с 2014 года по настоящее время (Кузнецов И.В., 2013-2016 гг.; Логутков С.П., 20172018 гг.).
С помощью предлагаемой нами методики «БОНУС-СПОРТ» происходит включение подростков-школьников в творческий процесс моделирования и проектирования уроков физической культуры в школе, в результате которых учащиеся осваивают базовые элементы различных видов спорта и выбирают наиболее интересные и приемлемые для себя, что, в свою очередь повышает мотивацию школьников к физкультурно -спортивной деятельности как в рамках общеобразовательного учреждения, так и вне его, а, следовательно, и посещаемость уроков физической культуры.
Современный учитель физической культуры, занимаясь проектированием и реализацией инновационных уроков физической культуры, должен быть профессионально подготовленным специалистом, четко осознающим собственно сущность физической культуры личности, знающим и использующим критерии уровня сформированности этой культуры. Не секрет, что высокий уровень учебной нагрузки в современной школе на общем фоне недостатка физической активности способствует развитию психологической напряженности и умственному переутомлению школьников. Кроме того, высокий уровень норми-рованности школьной деятельности снижает интерес, а. следовательно, и мотивацию к ней в связи с недостатком сопричастности школьника к творческому участию в конструировании учебной деятельности в целом, и урокам физической культуры - в частности [5].
Изменение ценностно-смысловых ориентиров в процессе преподавания физической культуры в школе может способствовать актуализации понятий «здоровый образ жизни» и «физкультурно-спортивная деятельность», придание им деятельного характера, а, следовательно, активному включению в процесс социализации детей и подростков. При этом происходит постепенный переход от деятельного (двигательного) к деятельно-смысловому содержанию (физкультурное образование как двигательный опыт и направленность личности, как средство самоопределения школьников) [2].
В настоящее время качество и особенности организации учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию, анализ методов и форм работы на уроках физической культуры является актуальной проблемой. Школа испытывает значительные сложности с внедрением теоретических и практических разработок многочисленных исследований отечественных ученых и практиков в области физической культуры и школьного спорта; крайне медленно и с огромным трудом происходит процесс внедрения технологий, связанных с сотрудничеством и сотворчеством педагога и обучаемых, с целью использования для учащихся реальной возможности выбора, самостоятельности в формировании образовательного маршрута в области физической культуры, что, безусловно, способствует активной социализации школьника [1].
В настоящее время, в соответствии с вышеизложенным, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении (далее -МБОУ) «Средняя общеобразовательная школа № 45 имени Д.И. Блынского г. Орла» ведется апробация методики «БОНУС-СПОРТ» для уроков физической культуры в рамках диссертационного исследования. Методика «БОНУС-СПОРТ» может катализировать мотивацию школьников к физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего, применение данной методики оптимально при условии 100 %-ой посещаемости (пропуски занятий могут быть связаны только с уважительной причиной), а также активной и качественной работы учащихся на уроке, то есть полной включенности учащегося в процесс урока. При выполнении этих условий школьники получают право использования бонуса «Свободный выбор», как дополнительного вознаграждения, поощрения за качественную работу на уроке. Бонус «Свободный выбор» представляет собой пятиминутный отрезок времени, который может быть использован учащимися класса, в соответствии с их общим решением, в одном из трех вариантов:
а) использовать бонус на текущем уроке (последняя пятиминутка урока), выбрав вид активной двигательной деятельности под руководством учителя в соответствии с Перечнем видов двигательной деятельности;
б) осуществить накопление бонусов до 45 мин (длительность урока) и использовать избранный вид активной двигательной деятельности под руководством учителя в течение полного урока в соответствии с Перечнем видов двигательной деятельности;
в) осуществить накопление бонусного времени до 90 мин и более и использовать избранный вид активной двигательной деятельности под руководством учителя в рамках внеурочного физкультурно-спортивного мероприятия в соответствии с Перечнем видов двигательной деятельности.
Собственно Перечень видов двигательной деятельности формируется в начале каждого учебного года с обязательным участием всех учащихся школы, желающих принять участие в его формировании. Кроме того, Перечень видов двигательной деятельности создается с учетом всех трех вариантов использования методики «БОНУС-СПОРТ». В начале 2018-2019 учебного года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 имени Д.И. Блынского г. Орла» было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов, изъявивших желание участвовать в составлении Перечня. В анкетировании приняло участие 312 чел.
Каждому из учащихся-респондентов было предложено составить бонусный список, выделить наиболее предпочтительный вид активной двигательной деятельности под руководством учителя, с учетом трех вариантов использования, и обосновать свой выбор. Результаты анкетирования 2018/2019 учебного года показали значительное преимущество видов спорта группы спортивных единоборств в качестве предпочтительного использования в процессе реализации бонусного времени и составили 71 %, 22 % составили спортивные игры и 7 % -занятия фитнесом. При этом учащиеся 5-6 классов отдали предпочтение футболу, рукопашному бою и карате; учащиеся 7-9 классов в большинстве своем выбрали футбол, корфбол, рукопашный бой и самбо, а учащиеся 10-11 классов предпочли баскетбол, волейбол и занятия фитнесом (юноши - атлетическая гимнастика; девушки - степ-аэробика).
В качестве основных аргументов выбора того или иного вида спорта учащиеся наиболее часто использовали следующие:
- нравится название вида спорта (рукопашный бой, фитнес, карате);
- нравится собственно вид спорта, именно двигательная деятельность в рамках конкретных правил;
- нравится свобода проявления эмоций;
- никогда не сталкивался с этим видом спорта, интересно узнать правила и попробовать основные движения;
- хочется встретиться с мастерами именно этого вида спорта и поучаствовать в мастер-классе;
- нравится вид спорта, потому что занимаюсь им в спортивной
школе;
- нравится командный «дух» вида спорта («все вместе»);
- нравится возможность игры смешанными командами и др.
В процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью школьник оказывается в отношениях с общественной средой в различных её проявлениях, что обусловлено наличием единства в пространстве физической культуры психической (идеальной) и практической (реальной) деятельности. Физическая культура, в личностном аспекте, есть та часть общей культуры, которая, на основе развития физических качеств и двигательных умений и навыков, позволяет школьникам самореализоваться, раскрыть свои потенциальные возможности, что, несомненно, способствует наиболее успешной социализации школьников.
В процессе использования методики «БОНУС-СПОРТ» возникает реальная возможность активного вовлечения самих учащихся в проектирование инновационных уроков физической культуры, что способствует росту уровня их самооценки; формирования творческой атмосферы уроков физического воспитания с целью внедрения интересных инициатив и новшеств; освоения элементов перспективных методик и технологий; создания социокультурных условий для апробации инновационной методики (работа с родителями); значительного усиления мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
По итогам промежуточного тестирования, проводившегося 30 ноября 2018 года, прирост посещаемости уроков физической культуры по сравнению с началом учебного года, составил 9 %. Мотивы школьника, как и любого другого человека, представляют собой мощные значимые психические силы, регулирующие деятельность. Блок мотивации в структуре физкультурно-спортивной деятельности учащихся всегда способствует поддержанию оптимального уровня активности в процессе занятий физической культурой и спортом; определяет собственно содержание психической и двигательной активности, формирует выбор конкретных средств деятельности, связанных с достижением конкретных результатов, конкретных целей, а, следовательно, и оптимизацией их учебной деятельности на уроках физической культуры. В сфере общения, в процессе реализации методики «БОНУС-СПОРТ», формируется и развивается углубленное осознание школьником себя самого и других участников коммуникативного процесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятия учащимися друг друга. Использование данной методики предполагает реализацию таких способов социализации как индивидуализация, актуализация «Я», проявление собственного «Я», превращение потенциальных возможностей школьника - в актуальные, удовлетворение потребности в самореализации, формирования
уверенности в высказывании и реализации собственного мнения, самостоятельности в решении проблем, инициативности, конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Список литературы
1. Меньшова Н.И. Оптимизация деятельности учащихся на уроках физической культуры // Национальная ассоциация ученых. М.: Евразийское Научное Сотрудничество. 2015. С. 44-47.
2. Назарова Н.Н. Физкультурно-спортивная деятельность подростков в инновационном образовательном учреждении: дис. ...канд. пед. наук. Шуя, 2009. 248 с.
3. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. 3-е изд., стер. / С.Д. Неверкович [и др.]. М.: Издат. центр «Академия», 2014. 368 с.
4. Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 93-112.
5. Kuznetsov I.V. The innovative mechanisms of the optimization schoolchildren's activities during the practical work in the physical culture // I International Scientific Conference Science progress in European countries: new concepts and modern solutions. 2013. Vol. 1. P. 61-63.
Кузнецова Лариса Петровна, канд. пед. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
Логутков Сергей Павлович, учитель, larasport@,mail.ru, Россия, Орел, СОШ № 45 имени Д.И. Блынского
THE INFLUENCE INNOVATIVE PHYSICAL CULTURE LESSON FOR THE PROCESS SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN
L.P. Kuznetsova, S.P. Logutkov
The authors propose the "BONUS-SPORT" method, which is a tool for active socialization of schoolchildren and allows adolescents to be included in the creative process of modeling and designing physical education lessons at school and to increase the motivation of those involved in physical education and sports.
Key words: schoolchildren, physical culture, innovation lesson, education, "BONUS-SPORT" method, efficiency, socialization.
Kuznetsova Larisa Petrovna, candidate of pedagogical sciences, head of Department, larasport@mail. ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.C. Turgenev,
Logutkov Sergey Pavlovich, teacher, larasport@mail. ru, Russia, Orel, Secondary General Education School № 45 named after D.I. Blynskiy