ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РЕГИОНАХ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Бережная О.В., Бережная Е.В., Глаз В.Н., Струкова Е.Г., Гошоков А.Х.
БЕРЕЖНАЯ Ольга Владимировна - профессор кафедры менеджмента, Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
БЕРЕЖНАЯ Елена Викторовна - профессор кафедры менеджмента, Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ГЛАЗ Виктор Николаевич - профессор кафедры экономики и управления, Ставропольский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Ставрополь, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
СТРУКОВА Екатерина Геннадиевна - старший преподаватель кафедры креативно-инновационного управления и права, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ГОШОКОВ Амир Хашаович - магистрант направления подготовки 38.06.01 «Экономика», Северо-Кавказский институт-филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые направления оптимизации пространственного распределения инвестиций в человеческий капитал на примере регионов СевероКавказского федерального округа. На основе изучения субъектов инвестирования в человеческий капитал и механизмов инвестиций в человеческий капитал выделен ряд проблем, позволяющих говорить о слабой системе организации и управления инвестициями в человеческий капитал, а также стохастической отдаче от данных инвестиций, что требует поиска механизмов оптимизации процессов управления пространственным распределением инвестиций в человеческий капитал.
Для решения выделенных в рамках исследования проблем и в целях оптимизации пространственного распределения инвестиций в человеческий капитал на региональном уровне в условиях ограниченности финансовых возможностей регионов в рамках предлагаемой статьи разработан механизм формирования приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал, который будет учитывать особенности конкретного региона, его приоритеты в части инвестиций в человеческий капитал, структуру и источники таких инвестиций с учетом возможностей региона.
В рамках предлагаемого исследования определено, что формирование приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал должно определяться как отношение требуемого объема инвестиционных вложений к затратам по достижению конкретных результатов социально-экономического развития с учетом конкретных критериев оценки финансового обеспечения регионального инвестиционного процесса.
Предлагаемый в научной статье механизм формирования приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал позволит оптимизировать распределение инвестиций в региональный человеческий капитал, поскольку приоритетные направления инвестиций определяются здесь с учетом имеющихся ресурсов региона, а также с учетом оценки их мультипликативного эффекта для устойчивого регионального развития в целом.
Ключевые слова: человеческий капитал, региональный человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал.
Для цитирования: Бережная О.В., Бережная Е.В., Глаз В.Н., Струкова Е.Г., Гошоков А.Х. Оптимизация пространственного распределения инвестиций в человеческий капитал в регионах Северо-Кавказского федерального округа // Экономические системы. 2021. Том 14. № 2 (53). С.109-116. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-2-109-116.
Введение
Региональные социально-экономические системы в соответствии с современными вызовами глобальной экономики развиваются с учетом переосмысления роли и значения человеческого капитала в этих системах, выдвигая человеческий капитал на первый план, характеризуя его в виде цели обеспечения эффективного социально-экономического развития и объекта инвестирования средств. При этом любые расходы региона, прямо или опосредованно воздействующие на его население, можно отнести к инвестициям в человеческий капитал, т. е. это не только расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, социальную сферу, но и расходы, связанные с формированием эффективной институциональной среды, способствующей наращиванию человеческого капитала территории.
Таким образом, инвестиции в человеческий капитал, особенно на региональном уровне, требуют не только привлечения значительных финансовых ресурсов на формирование и использование человеческого капитала [1], но и пересмотра полномочий и зон ответственности всех субъектов региональных социально-экономических систем в управлении инвестициями в региональный человеческий капитал.
Основная часть
Рассматривая субъекты инвестирования в человеческий капитал (от конкретного индивидуума, домохозяйства и вплоть до государственного и межгосударственного уровней) и механизм инвестиций в человеческий капитал, мы можем выделить ряд проблем, требующих поиска механизмов оптимизации процессов управления пространственным распределением инвестиций в человеческий капитал.
1. Современная система межбюджетных отношений, складывающаяся между федеральными и региональным уровнями, все больше перекладывает расходы, связанные с инвестициями в человеческий капитал, на субъекты РФ, ко-
торые, будучи в подавляющем большинстве дотационными, стараются переложить их на корпоративный сектор и домохозяйства, что наглядно демонстрирует все большая коммерциализация социальной сферы, особенно в сфере образования и здравоохранения.
2. Инвестиции в человеческий капитал являются весьма разрозненными с точки зрения субъектов и объектов инвестиций, в связи с чем в инвестиционном процессе участвует большое число агентов, порождая некую неразбериху в структуре и объемах осуществляемых инвестиций, особенно когда речь идет об одной сфере или конкретной задаче (показателе), из-за чего возникают трудности с контролем за осуществлением этих инвестиций. (К примеру, за снижение уровня бедности одновременно отвечают Министерство финансов РФ и территориальные министерства финансов, Министерство экономического развития РФ и территориальные министерства, Министерство труда и социальной защиты и территориальные министерства и т. д.)
Выделенные нами проблемы позволяют говорить о слабой системе организации и управления инвестициями в человеческий капитал, а также о стохастической отдаче от данных инвестиций.
Для решения обозначенных проблем и в целях оптимизации пространственного распределения инвестиций в человеческий капитал на региональном уровне в условиях ограниченности финансовых возможностей регионов СКФО, по нашему мнению, необходимо разработать механизм формирования приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал, который будет учитывать особенности конкретного региона, его приоритеты в части инвестиций в человеческий капитал, структуру и источники таких инвестиций с учетом возможностей региона.
При этом сразу отметим, что в рамках нашей работы в качестве основного источника инвестиций в человеческий капитал мы рассматриваем средства регионального бюджета и трансферты из вышестоящего звена бюджетной системы. Данная авторская позиция продиктована современными особенностями осуществления инвестиций в человеческий капитал, в том числе низкой долей частных расходов на него (низкий уровень оплаты труда в СКФО, большой уровень безработицы и т. д.). Наша позиция созвучна и Стратегии социально-экономического развития СКФО, в которой, в частности, отмечается, что объем частных инвестиций на душу населения СКФО остается самым низким (в расчете на душу населения ниже среднего по Российской Федерации в 4,7 раза), а доля государства в структуре инвестиций в регионы СКФО остается существенной, в среднем она составляет примерно 40-50% от общего объема (по Российской Федерации - около 30%).
Кроме того, необходимо отметить, что механизм формирования приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал, инициирующий непосредственно инвестиционный процесс в виде конкретного проекта, должен ориентироваться на цели социально-экономического развития страны до 2030 года, определенные в Указе Президента РФ, в числе которых сформулированы цели,
направленные на развитие человеческого капитала, а также на Стратегию пространственного развития Российской Федерации, основным приоритетом которой является снижение уровня экономической дифференциации развития регионов и развитие человеческого капитала.
Формирование приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал должно определяться как отношение требуемого объема инвестиционных вложений к затратам по достижению конкретных результатов социально-экономического развития с учетом конкретных критериев оценки финансового обеспечения регионального инвестиционного процесса [2].
Таким образом, формирование приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал должно основываться на анализе следующей информации.
1. Цели реализации проекта и решаемые задачи в виде стратегических ориентиров.
2. Приоритетность инвестиционного проекта развития человеческого капитала в сравнении с экономическими интересами региона и намеченными социально-экономическими целями его развития.
3. Анализ инвестиционного проекта на предмет учета экономических интересов всех его участников (от инвестора до конечного результата), а также последующей его выгоды в части долгосрочного социально-экономического развития (к примеру, в рамках реализации инвестиционного проекта возможно создание дополнительных рабочих мест и снижение уровня безработицы в регионе, однако в реальной практике в рамках разработки подобных проектов не рассматривается, как долго будут существовать созданные рабочие места, способны ли они создать дополнительные рабочие места и дополнительную обеспечивающую инфраструктуру).
На основе всего отмеченного предлагаем механизм формирования приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал (рис. 1).
На первом этапе «Комплексная оценка социально-экономического развития региона в контексте формирования и использования человеческого капитала» проводятся комплексная оценка социально-экономического развития региона, а также количественный и качественный анализ формирования и использования человеческого капитала региона с расчетом конкретных индикаторов.
На втором этапе «Комплексная оценка инвестиционного проекта развития человеческого капитала в сравнении с экономическими интересами региона и намеченными социально-экономическими целями его развития» анализируются ключевые показатели, влияющие на региональный инвестиционный процесс, рассматривается соотношение инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. В результате второго этапа оценивается инвестиционный потенциал через объем капитальных вложений с учетом макроэкономических показателей и формируются ориентиры инвестиционного развития региона. Данный этап подразумевает однозначность суждения о формировании стратегических ориентиров инвестиций в человеческий капитал региона, поскольку только однозначность такого суждения означает переход к третьему этапу.
1. Комплексная оценка социально-экономического развития
региона в контексте формирования и использования человеческого капитала
г
2. Комплексная оценка инвестиционного проекта развития человеческого капитала в сравнении с экономическими интересами региона и намеченными социально-экономическими целями его развития
1
Выявлены предпосылки для осуществления инвестиций в человеческий капитал, совпадающие со стратегическими ориентирами регионального развития человеческого капитала Нет
Г Да
3. Определение источников и объема инвестиций в человеческий капитал региона
1
Определение достаточности объема инвестиций Нет
в человеческий капитал региона
1
4. Формирование приоритетов региональных инвестиций
в человеческий капитал
1
5. Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов развития человеческого капитала
1
Определение социально-экономического эффекта для региона (положительный или отрицательный) Нет
1 , Да
6. Разработка мероприятий по реализации приоритетов и проектов развития человеческого капитала, их мониторинг и контроль
Рис. 1. Механизм формирования приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал
Источник: составлено авторами.
На третьем этапе «Определение источников и объема инвестиций в человеческий капитал региона» происходит анализ распределения инвестиций по направлениям формирования и развития человеческого капитала региона и при однозначном суждении о достаточности объема инвестиций в человеческий капитал происходит переход к четвертому этапу.
На четвертом этапе «Формирование приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал» определяются приоритеты инвестиций в человеческий капитал региона с учетом имеющихся программ и стратегий социально-экономического развития, их влияния на ключевые социально-экономические показатели, позволяющие судить об эффективности проводимой на региональном уровне политики развития человеческого капитала.
На пятом этапе «Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов развития человеческого капитала» определяются приоритетные направления инвестиций в человеческий капитал. На данном этапе приоритеты должны определяться с учетом мультипликативного эффекта использования средств. Так, к примеру, если инвестиционный проект направлен на развитие какой-либо отрасли или даже конкретной организации, то его реализация должна привести к созданию дополнительных рабочих мест, росту доходов населения, снижению социальной напряженности. Другими словами, прямые инвестиции со стороны региона должны создать в том числе и благоприятный инвестиционный климат для других субъектов экономики региона, побуждая работодателей и домохозяйства к активным инвестициям в человеческий капитал. При однозначности суждения о возможности реализации проекта и его положительной отдаче в части общего улучшения социально-экономического положения региона переходят к шестому - заключительному этапу.
На шестом этапе «Разработка мероприятий по реализации приоритетов и проектов развития человеческого капитала, их мониторинг и контроль» определяются конкретные действия и сроки по реализации проектов развития человеческого капитала, мониторинга и контроля их реализации.
Заключение
По нашему мнению, предлагаемый механизм формирования приоритетов региональных инвестиций в человеческий капитал позволит оптимизировать распределение инвестиций в региональный человеческий капитал, поскольку приоритетные направления инвестиций определяются здесь с учетом имеющихся ресурсов региона, а также с учетом оценки их мультипликативного эффекта для устойчивого регионального развития в целом.
Источники
1. Потенциал и механизмы экономического развития Северо-Кавказского макрорегиона: коллективная монография / О.Л. Таран [и др.]. Пятигорск: ПГУ, 2018.
2. Хмелева Г.А. Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона: монография. Самара: САГМУ, 2012.
OPTIMIZATION OF THE SPATIAL DISTRIBUTION OF INVESTMENTS IN HUMAN CAPITAL IN THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS
FEDERAL DISTRICT
Berezhnaya O.V., Berezhnaya E.V., Glaz V.N., Strukova E.G., Goshokov A.K
BEREZHNAYA Olga Vladimirovna - professor, Department of management, Institute of economics and management, FGAOU VO «North Caucasus Federal University», Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]
BEREZHNAYA Elena Viktorovna - professor, Department of management, Institute of economics and management, FGAOU VO «North Caucasus Federal University», Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]
GLAZ Viktor Nikolaevich - professor, Department of economics and management, Stavropol Institute of Cooperation (branch) of ANO VO «Belgorod University of cooperation, economics and law», Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]
STRUKOVA Ekaterina Gennadievna - senior lecturer of the Department of creative-innovative management and law, FSBEI he «Pyatigorsk state University», Pyatigorsk, Russia. E-mail: [email protected]
GOSHOKOV Amir Hashaovich - master degree student areas of training 38.06.01 Economics, North-Caucasian Institute-branch of FSBEI he «Russian presidential Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation», Pyatigorsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses some areas of optimization of the spatial distribution of investments in human capital on the example of the regions of the North Caucasus Federal District. Based on the study of the subjects of investment in human capital and the mechanisms of investment in human capital, the article identifies a number of problems that allow us to talk about a weak system of organization and management of investments in human capital, as well as stochastic returns on these investments, which requires the search for mechanisms to optimize the processes of managing the spatial distribution of investments in human capital.
In order to solve the problems identified in the study and to optimize the spatial distribution of investments in human capital at the regional level in the context of limited financial capabilities of the regions, the proposed article develops a mechanism for forming priorities for regional investments in human capital, which will take into account the characteristics of a particular region, its priorities in terms of investment in human capital, the structure and sources of such investments, taking into account the capabilities of the region.
Within the framework of the proposed study, it is determined that the formation of priorities for regional investments in human capital should be determined as the ratio of the required volume of investment investments to the costs of achieving specific results of socio-economic development, taking into account specific criteria for assessing the financial support of the regional investment process. The mechanism of formation of priorities of regional investments in human capital proposed in the scientific article will allow optimizing the distribution of investments in regional human capital, since the priority areas of investment are determined here taking into account the available resources
of the region, as well as taking into account the assessment of their multiplier effect for sustainable regional development as a whole.
Keywords: human capital, regional human capital, investment in human capital.
For citation: Berezhnaya O.V., Berezhnaya E.V., Glaz V.N., Strukova E.G., Goshokov A.H. Optimization of the spatial distribution of investments in human capital in the regions of the North Caucasus federal district. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 2 (53). P. 109-116. DOI 10.29030/2309-2076-202114-2-109-116.
References
1. The potential and mechanisms of economic development of the North Caucasus macroregion: a collective monograph / O.L. Taran [et al.]. Pyatigorsk: PSU, 2018.
2. Hmeleva G.A. Human capital as a condition for the formation of the innovative economy of the region: monograph. Samara: SAGMU, 2012.