Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 60-69. Economic Systems. 2022;15(1(56)):60-69.
Научная статья УДК 332.13
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-60-69
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНОВ СКФО
Олег Леонидович Таран1, Ольга Владимировна Бережная2^, Юлия Александровна Глаз3, Надежда Георгиевна Таран4, Елена Викторовна Бережная5
1 Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия 2, 5 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия 3 Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Ставрополь, Россия
"Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
1 [email protected] 2, 5 [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемные аспекты и направления совершенствования реализации программ социально-экономического развития субъектов СКФО и использования регионального человеческого капитала. На основе изучения данных в разрезе финансирования программ развития регионов СКФО из средств федерального бюджета РФ в части ресурсного обеспечения, используемого на повышение эффективности регионального человеческого капитала, проводится критический анализ достаточности использования человеческого капитала на региональном уровне. Рассматривается, как ведется работа в субъектах СКФО по стимулированию развития регионального человеческого капитала и повышению эффективности его использования и как эта работа отражается в ходе реализации национальных проектов.
Для решения выделенных в рамках исследования проблем в статье делается вывод о необходимости создания и введения комплексной программы развития и использования человеческого капитала регионов СКФО на межрегиональном уровне. При этом акцентируется внимание на необходимости комплексного охвата данной программой всех сфер развития и использования человеческого капитала регионов СКФО.
© Таран О.Л., Бережная О.В., Глаз Ю.А., Таран Н.Г., Бережная Е.В., 2022
Ключевые слова: регион, региональное развитие, региональный человеческий капитал
Для цитирования: Таран О.Л., Бережная О.В., Глаз Ю.А., Таран Н.Г., Бережная Е.В. Проблемные аспекты и направления совершенствования реализации программ социально-экономического развития и использования человеческого капитала регионов СКФО // Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 60-69. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-60-69.
Original article
PROBLEMATIC ASPECTS AND DIRECTIONS OF IMPROVING THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT PROGRAMS AND THE USE OF HUMAN CAPITAL IN THE REGIONS
OF THENCFD
Oleg L. Taran1, Olga V. Berezhnaya2^, Yulia A. Glaz3, Nadezhda G. Taran4, Elena V. Berezhnaya5
1 Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia
2, 5 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia
3 Stavropol Institute of Cooperation (branch) Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Stavropol, Russia
4 Dagestan State University, Makhachkala, Russia
1 [email protected] 2, 5 [email protected]
Abstract. The article discusses some problematic aspects and directions for improving the implementation of programs for the socio-economic development of the subjects of the NCFD and the use of regional human capital. Based on the study of data in the context of financing programs for the development of the regions of the NCFD from the federal budget of the Russian Federation in terms of resource provision used to improve the efficiency of regional human capital, a critical analysis of the adequacy of the use of human capital at the regional level is carried out, it is considered how work is carried out in the subjects of the NCFD to stimulate the development of regional human capital and increase the efficiency of its use, and how this work is reflected in the implementation of national projects.
To solve the problems identified in the framework of the study, the article concludes that it is necessary to create and introduce a comprehensive program for the development and use of human capital of the regions of the NCFD at the interregional level, while focusing on the need for this program to comprehensively cover all areas of development and use of human capital of the regions of the NCFD.
Keywords: region, regional development, regional human capital
For citation: Taran O.L., Berezhnaya O.V., Glaz Yu.A., Taran N.G., Berezhnaya E.V. Problematic aspects and directions of improving the implementation of socio-economic development programs and the use of human capital in the regions of the NCFD. Economic Systems. 2022; 15(1 (56)):60-69. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-60-69.
Введение
В региональном разрезе оценки использования человеческого капитала по территориям СКФО говорят о достаточно низком уровне эффективности как формирования, так и использования человеческого капитала, несмотря на его ключевую роль в обеспечении поступательного и эффективного социально-экономического развития территорий СКФО.
Полученные по регионам СКФО низкие результаты использования человеческого капитала в целом имеют общероссийский тренд, хотя Российская Федерация является первой в мире в «пользовательских инновациях», 9,6% ее граждан имели опыт личного создания изобретений или усовершенствований. Можно говорить о существовании системных проблем в эффективном использовании имеющегося человеческого капитала, что, безусловно, отражается на качестве региональных социально-экономических систем и эффективности реализации программ регионального развития, особенно в современных реалиях, когда глобальная экономика идет по пути инновационного развития и активного использования человеческого капитала. Именно эффективное использование человеческого капитала с его интеллектуальным потенциалом позволяет на корпоративном уровне создавать инновационные разработки и продукты, что в итоге сказывается не только на приращении прибыли конкретной организации, но на социально-экономических показателях регионального развития с мультипликативным эффектом в виде дальнейшего приращения интеллектуального капитала и выхода на новые ступени развития.
Основная часть
Осознавая недостаточность использования регионального человеческого капитала при его значительном потенциале для социально-экономического развития регионов страны [1], считаем нужным отметить, что в настоящее время как на уровне государства, так и на территориальном уровне ведется работа по повышению эффективности человеческого капитала. Особенно данная тенденция заметна в разрезе регионов СКФО, что отражается в рамках реализации целого ряда национальных проектов, а также в ряде программ регионального социально-экономического развития.
Проанализируем отдельные показатели развития СКФО в рамках программы «Развитие СКФО» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 309) (табл. 1).
Представленные данные свидетельствует о низком финансовом обеспечении мероприятий государственной программы в части средств консолидированных бюджетов субъектов СКФО (1,3% от общего объема), а также в части средств юридических лиц - 30%. Показатели программы не обеспечивают достижение уровня жизни и темпов экономического роста в СКФО, сопоставимых (или выше) с уровнем жизни в стране, зафиксированных в Стратегии пространственного
Таблица 1
Сведения о финансовом обеспечении программы, млн руб.
Источник 2019 год По проекту паспорта
Расходы (факт) Отклонение от ГП 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
Всего 21 413,2 -1409,2 13 632,0 17 290,2 13 780,8 13 793,0
ФБ 14 568,4 359,5 13 632,0 17 290,2 13 780,8 13 793,0
КБ субъектов СКФО 278,0 30,2 - - - -
Юридические лица 6566,8 -1798,9 - - - -
Источник: составлено по данным [1].
развития РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р).
Согласно проекту паспорта программы, в 2021-2023 гг. реализация мероприятий госпрограммы должна осуществляться исключительно из средств федерального бюджета (табл. 2).
Данные сводного годового доклада за 2019 г [2] показывают, что из пяти показателей/индикаторов программы плановые значения достигнуты по количеству туристов, посетивших курорты СКФО (на 161 616 человек больше плановых показателей). При этом отметим, что достигнутое превышение фактического значения данного показателя над запланированными значениями прежде всего объясняется не развитием инфраструктуры курортов СКФО, а, скорее, введенными в 2019 г. ограничениями на выезд граждан РФ на многие зарубежные курорты, что в итоге и привело к незначительному превышению планового значения.
Плановые значения не достигнуты по четырем наиболее важным показателям (без указания причин), в том числе: по объему инвестиций (без учета бюджетных) на реализацию проектов программы: план - 19 478,9 млн руб., факт -15 359,0 млн руб.; количеству новых рабочих мест: план - 4979 ед., факт -2304 ед.; количеству новых высокопроизводительных рабочих мест: план -1501 ед., факт - 714 ед.; уровню безработицы в среднем за год по СКФО: план -10,6%, факт - 11,1%.
Рассмотренные отдельные показатели развития СКФО в рамках программы показывают, что работа по региональному человеческому капиталу в части повышения эффективности его использования в регионах проводится слабо. Иногда регионы вообще не уделяют внимания данным вопросам или это внимание носит чисто формальный характер и не подкрепляется реальными показателями деятельности, что приводит нас к выводу, что данная работа должна осуществляться через комплекс взаимосвязанных и в определенной степени однообразных программ эффективного использования человеческого капитала.
Отклонение проекта паспорта
от утвержденной ГП, %
101,7
0,0 БА н/п
БА н/п
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта
13 603,7/ 13 792,9
500,0/0,0
Отклонение проекта паспорта
от утвержденной ГП, %
114,5
БА н/п
БА н/п
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта
12 039,1/
13 780,8
500,0/0,0
Отклонение проекта паспорта
от утвержденной ГП, %
127,7
БА н/п*
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта
13 529,3/ 17 290,2
500,0/0,0
% исполнения
7,2
0,0
Исполнение на 01.09.2020
981,6
0,0
Сводная бюджетная роспись на 01.09.2020
13 632,0
500,0
Утвержденная ГП (паспорт)/ проект паспорта
14 133,6/ 14 133,6
500,0
2019 год. Исполнение
14 568,4
619,1
е и н а в о н е
и
а
X
ч
о х о я о.
ф о
V
о ф
¡3 ® Ч
От ™ . Я 03 1-а1
О
ё is
CD S I
I §
2023 год Отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % БА н/п БА н/п БА н/п БА н/п
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта 500,0/0,0 500,0/0,0 500,0/0,0 500,0/0,0
2022 год Отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % БА н/п БА н/п БА н/п 50,9
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта 500,0/0,0 500,0/0,0 500,0/0,0 680,0/346,3
2021 год Отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % БА н/п БА н/п БА н/п 65,1
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта 500,0/0,0 500,0/0,0 500,0/0,0 680,0/442,7
2020 год % исполнения 0,0 0,0 51,0 6,0
Исполнение на 01.09.2020 0,0 0,0 255,0 45,5
Сводная бюджетная роспись на 01.09.2020 506,89 500,0 500,0 753,7
Утвержденная ГП (паспорт)/ проект паспорта 500,0 500,0 500,0 741,6
2019 год. Исполнение 589,9 500,0 624,6 932,9
Наименование Республика Ингушетия Карачаево-Черкесская Республика Кабардино-Балкарская Республика Республика Дагестан
ё
ш х г
I §
2023 год Отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % БА н/п 114,7 0,0 На 2023 год ГП БА н/п
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта 500,0/0,0 7523,7/ 8626,3 0,0/0,0 0,0/414,3
2022 год Отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % 0,0 171,2 0,0 86,5
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта 500,0/500,0 4831,4/ 8 270,9 0,0/0,0 481,2/ 416,3
2021 год Отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % В 3,1 раза 189,1 0,0 93,0
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта 500,0/1 555,9 4829,6/ 9 132,3 1500,0/ 1 500,0 473,1/ 440,0
2020 год % исполнения 32,2 1,63 14,5 0,0
Исполнение на 01.09.2020 285,2 78,0 221,4 0,0
Сводная бюджетная роспись на 01.09.2020 885,0 4774,1 1532,9 0,0
Утвержденная ГП (паспорт)/ проект паспорта 885,0 4799,9 1500,0 466,7
2019 год. Исполнение 401,0 5331,8 1009,8 574,7
Наименование Чеченская Республика 2. Развитие туризма в СКФО 3. Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство КМВ 4. Обеспечение реализации ГП РФ «Развитие СКФО до 2025 года»
Отклонение проекта паспорта
от утвержденной ГП, %
62,5
187,8
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта
80,0/50,0
2500,0/4696,4
Отклонение проекта паспорта
от утвержденной ГП, %
62,5
141,3
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта
80,0/50,0
2966,5/4192,2
Отклонение проекта паспорта
от утвержденной ГП, %
62,5
121,5
Утвержденная ГП (паспорт) / проект паспорта
80,0/50,0
2966,5/3596,9
% исполнения
30,0
0,0
Исполнение на 01.09.2020
24,0
0,0
Сводная бюджетная роспись на 01.09.2020
80,0
2973,9
Утвержденная ГП (паспорт)/ проект паспорта
80,0
3025,3
2019 год. Исполнение
80,0
3059,9
и
а
х
* Л но V
I-Âti
2SO
ФфН sms
t0 00 CûŒc
os
LO
t о
s ©
h- О
0 S
Ж s
m Œ
1 £
S
d Œ
p
m
О ^
^ s
О H
> о
Заключение
Мы считаем, что необходимо создание и введение комплексной программы развития и использования человеческого капитала регионов СКФО на межрегиональном уровне. Данная программа должна охватывать все сферы развития и использования человеческого капитала регионов СКФО и решать следующие задачи:
1. Обеспечение общего регионального прироста населения, а также увеличение общей продолжительности жизни населения регионов за счет мер развития системы здравоохранения и более широкого применения инструментов здоровьесбережения.
2. Создание эффективной инновационной, комплексной системы социальной помощи и социальной поддержки населения региона с обеспечением персонифицированного и адресного учета предоставленных услуг и мер социальной поддержки, а также оценки эффективности этих мер по четко определенным расчетным показателям с их последующим обобщением в динамике и детальной проработкой причин недостижения определенных значений.
3. Создание эффективной регионально-ориентированной системы развития молодежного потенциала, в том числе реализующей воспитательную и профо-риентационную компетенции с учетом региональной специфики, но в рамках общероссийских направлений развития.
4. Обеспечение стабилизации рынка трудовых ресурсов региона за счет создания рабочих мест, повышения трудовой мобильности, а также разработки и реализации региональных программ переподготовки и повышения квалификации трудовых ресурсов региона с учетом региональной и конъюнктурной специфики.
Задачи по повышению эффективности:
1. Создание организационных условий, реализация и развитие научно-технологического и инновационно-инфраструктурного потенциала региона, в том числе за счет процессов кадрового обеспечения приоритетных направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность региона.
2. Создание научно-технологической и институциональной среды для обеспечения научно-исследовательской деятельности, инновационной и прикладной деятельности.
3. Создание региональных конкурентных условий, направленных на удержание высококвалифицированных кадров, способствующих социально-экономическому развитию региона в части реализации его научно-образовательного, инновационного, технологического и инфраструктурного потенциала.
Помимо сказанного, региональные органы власти и управления должны приложить максимум усилий по реализации инструментария привлечения крупного, особенно инновационного, бизнеса к развитию человеческого капитала. Бизнес должен осознавать не только свою социальную значимость, но и социальную ответственность, и активно участвовать в развитии социальной и инновационной сфер региона.
Таким образом, только общее сосредоточение усилий населения, бизнеса и региональных органов власти и управления при безусловной всеобъемлющей поддержке федерального центра способно придать региональным социально-экономическим системам тот самый «рывок», о котором много говорится в последнее время, и произвести необходимые качественные сдвиги в развитии регионов России.
Список источников
1. Госпрограмма «Развитие СКФО» на период до 2025 года». URL: https://docs.cntd.ru/ document/499091772 (дата обращения: 23.02.2022).
2. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы РФ «Развитие СКФО». URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/649ccc1 f5529b11cb9a45d40d2346535/otchet_2019.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
References
1. State program «Development of the NCFD» for the period up to 2025». URL: https://docs. cntd.ru/document/499091772. (In Russ.).
2. Updated annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the state program of the Russian Federation «Development of the NCFD». URL: https://www.economy.gov. ru/material/file/649ccc1f5529b11cb9a45d40d2346535/otchet_2019.pdf. (In Russ.).
Информация об авторах
О.Л. Таран - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, менеджмента и финансов;
О.В. Бережная - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента;
Ю.А. Глаз - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления;
Н.Г. Таран - старший преподаватель;
Е.В. Бережная - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента.
Information about the authors
Taran O.L. - doctor of economic sciences, professor of the Department of Economics, Management and Finance;
O.V. Berezhnaya - doctor of economic sciences, professor of the Department of Management;
Yu.A. Glaz - doctor of economic sciences, professor of the Department of Economics and Management;
N.G. Taran - senior lecturer;
E.V. Berezhnaya - doctor of economic sciences, professor of the Department of Management.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 22.02.2022; принята к публикации 06.03.2022.
The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 22.02.2022; accepted for publication 06.03.2022.