оптимизация предстартовой готовности спортсменов-лыжников
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 15.09.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор философских наук, профессор Г.М. Бирюкова1 Доктор педагогических наук, профессор Э.Г. Сингуринди2 Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ашкинази' Кандидат психологических наук Г.В. Сытник1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург
PRECOMPETITIVE CONDITIONING MODEL FOR CROSS-COUNTRY SKIERS
Dr. Sc. Philos., Professor G.M. Biryukova1 Dr. Hab., Professor E.G. Singurindi2 Dr. Hab., Professor S.M. Ashkinazi1 PhD G.V. Sytnik1
1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg 2St. Petersburg State Forestry Engineering University name after S.M. Kirov, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - оптимизировать предстартовую готовность лыжников-гонщиков.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа в виде внедрения разработанного комплекса мер по оптимизации предстартовой готовности проводилась со спортсменами-лыжниками 13-14 лет. В эксперименте участвовали 10 лыжников-гонщиков экспериментальной группы (ЭГ), с которыми проводилось стимулирующее воздействие по оптимизации предстартовой готовности, и 10 лыжников-гонщиков контрольной группы (КГ), с которыми стимулирующего воздействия не проводилось. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного психологического сопровождения показатели предстартового состояния лыжников-гонщиков в ЭГ оптимизировались, в связи с этим рекомендуется использовать предложенный и описанный в настоящей статье комплекс в качестве профилактики возникновения неблагоприятных предстартовых состояний для поддержания оптимального уровня эмоционального возбуждения спортсменов, а также использовать указанный комплекс в предстартовом периоде в сочетании с другими средствами регуляции предстартовых состояний лыжников-гонщиков.
Ключевые слова: оптимизация предстартовой готовности, предстартовое состояние, соревновательный период, психолого-педагогическое сопровождение, лыжники-гонщики, психологическая подготовка.
Abstract
Objective of the study was to test benefits of a new precompetitive conditioning model for cross-country skiers.
Methods and structure of the study. We sampled for the precompetitive conditioning model testing experiment the 13-14-year-old cross-country skiers (n=20) and split them up into Experimental and Reference Groups of 10 people each, with the Reference Group training being traditional, and the Experimental Group training complemented by the precompetitive conditioning model. Results and conclusion. The precompetitive conditioning model was tested beneficial as verified by the pre- versus post-experimental progress tests of the Experimental and Reference Group; and may be recommended for application for the prestart fever control and competitive mental conditioning purposes with or without other traditional precompetitive conditioning tools.
Keywords: precompetitive conditioning, precompetitive state, competitive season, psycho-pedagogical support service, cross-country skiers, mental conditioning.
Введение. Известно, что результативность достижений спортсменов во многом зависит не только от индивидуальных психологических особенностей, но и от наличия сформированных навыков саморегуляции. Исследованию психических состояний в спорте, особенно состояний предстартовой готовности спортсмена, посвящено значительное количество научных работ. При этом состояние предстартовой готовности является полифакторным и многокомпонентным, включающим в себя состояния возбуждения, напряжения, тревожности и уверенности, а также самочувствия, настроения и активности, которые образуют «каркас» психической готовности к соревновательной активности в спорте.
Цель исследования - оптимизировать предстартовую готовность лыжников-гонщиков.
Методика и организация исследования. На протяжении 10 недель под руководством тренера Натальи Алексеевны Ве-
щагиной был реализован ранее разработанный комплекс мер по оптимизации состояния спортсменов-подростков, занимающихся лыжным спортом, на базе которого была представлена и адаптирована методика оптимизации предстартовой готовности лыжников и проведена проверка ее результативности. Исследование производилось по следующему алгоритму: эксперимент включал в свою программу создание контрольной группы - КГ (10 спортсменов) и экспериментальной группы -ЭГ (10 спортсменов). В ЭГ использовалось стимулирующее воздействие по оптимизации предстартовой готовности спортсменов, в КГ стимулирующее воздействие не производилось.
Объектом исследования выступили лыжники-гонщики подросткового возраста (13-14 лет), выступающие в забеге вольным стилем.
У спортсменов, сдававших промежуточный норматив - бег на дистанции в гонке на 3 км свободным стилем - перед стар-
том были замерены показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также произведены замеры по тесту «Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения». Результативным критерием выступали спортивные показатели указанной гонки на дистанции на 3 км (в с). Определялись также показатели-характеристики спортсменов относительно выраженности их типов темперамента по методике Г. Ю. Айзенка, которые послужили основанием для «равномерного по потенциалу» разделения групп на ЭГ и КГ и в дальнейшем обработке не подвергались. Это обусловлено тем, что представители разных типов темперамента имеют разный уровень предрасположенности для успешного занятия лыжным спортом.
В результате изучения показателей характеристик темпераментов спортсменов вся выборка (20 человек) была разделена на две группы: КГ - 10 человек и ЭГ - 10 человек. При этом следует отметить, что при ранжировании обеих групп их потенциал был уравнен.
Результаты исследования и их обсуждение. На начальном этапе эксперимента в обеих группах измеряемые показатели статистически значимо не различались.
Далее спортсмены приступили к тренировочному процессу. При работе с КГ использовались традиционные средства тренировки и проводилась общая психологическая подготовка, предусмотренные Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки». В ЭГ тренером был реализован и внедрен комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленный на коррекцию предстартовых состояний. Данный комплекс составлен на основе анализа психолого-педагогической литературы (А. Н. Алексеев, Г. Д. Бабушкин, Г. Д. Горбунов) и включает в себя мероприятия по коррекции предстартового состояния, проводимые последовательно друг за другом непосредственно перед тренировками, а также перед стартом.
Сценарий указанных психолого-педагогических мероприятий был следующим:
1. Вначале проводилась разминка с различной интенсивностью и прослушиванием музыки через ВШекюШ-гарнитуру. Разминка включала в себя просмотр соревновательной дистанции, а также специальные физические упражнения, типичные для лыжников-гонщиков. Для спортсменов с недостаточным уровнем эмоционального возбуждения разминка проводилась с высокой интенсивностью (ЧСС «140-160 уд/мин) под энергичную, ритмичную музыку. Для спортсменов с чрезмерным уровнем эмоционального возбуждения разминка проводилась с низкой интенсивностью - под спокойную музыку (ЧСС «110-130 уд/мин).
2. Вторым элементом в комплексе тренировочной подготовки выступало общение с тренером, а именно: использование словесных воздействий тренера на спортсмена. Так, тренер использовал подбадривающие фразы для спортсменов с недостаточным уровнем эмоционального возбуждения: «Терпи!», «Поработай!», «Хорошо!», «Молодец!», «Ты справишься!» При этом тренеру рекомендовалось общаться и говорить позитивно, но энергично. Для того чтобы повысить уверенность спортсмена в своих силах, тренеру необходимо было подчеркивать сильную сторону самого атлета, а для этого подопечному напоминали о его успехах, например, на прошлой тренировке. Следует особо отметить, что тренер сам не должен демонстрировать волнение.
3. Словесные воздействия самого спортсмена (самоободрения) - это третий элемент комплекса. Спортсменов обучали и рекомендовали использовать фразы, связанные с самоободрением, которые с их точки зрения в большей степени помогали им, но в качестве основных фраз для спортсменов с недостаточным уровнем эмоционального возбуждения мы предлагали следующие фразы-активаторы: «Я активный»,
«Я сильный», «Я выносливый», «Я хорошо тренировался и со всем могу справиться!» Для спортсменов с чрезмерным уровнем эмоционального возбуждения использовались фразы: «Я спокоен», «Я расслаблен», «Я все смогу», «Я отлично подготовлен и прекрасно себя чувствую».
4. Контроль за темпом и глубиной дыхания - четвертый элемент комплекса тренировочной подготовки. Для спортсменов с недостаточным уровнем эмоционального возбуждения предлагалось дышать по дневному типу дыхания. Оно заключалось в глубоком вдохе, паузе и резком выдохе через рот. Затем снова вдох. Такой тип дыхания считается тонизирующим и активизирует физиологические процессы в организме. Для спортсменов с чрезмерным уровнем эмоционального возбуждения предлагался ночной тип дыхания. Такой тип дыхания считается успокаивающим и характеризуется средней глубиной вдоха, медленным и полным выдохом, паузой и снова вдохом.
5. Последний пятый элемент в тренировочном комплексе -«Контроль за тонусом» (степенью напряжения или расслабления) мышц». Для спортсменов с недостаточным уровнем эмоционального возбуждения было предложено «поиграть» с мышцами лица: наморщить лоб, нахмурить брови, сожмурить глаза, набрать воздух в щеки, собрать губы, растянуть их в улыбке. Затем напрячь мышцы рук, потом расслабить их, снова напрячь. То же самое - с мышцами ног. Такие упражнения для большей эффективности рекомендовалось сочетать с дневным типом дыхания. Для спортсменов с чрезмерным уровнем эмоционального возбуждения предлагалось расслабить мышцы лица: лоб, брови, веки, щеки, губы, подбородок. Проговаривать про себя: «Мое лицо спокойно, расслаблено, неподвижно. Мое лицо как маска». Затем по такому же принципу расслабить мышцы рук и ног. Все это в сочетании с ночным типом дыхания. После всех этих мероприятий спортсмены выходили на старт.
Данный комплекс мероприятий реализовывался на протяжении 10 недель. В первые недели происходило ознакомление спортсменов и тренеров с разработанным комплексом психолого-педагогических мероприятий и обучение их способам регуляции предстартовых состояний (два раза в неделю). На протяжении всего этапа стимулирующего воздействия данный комплекс применялся лыжниками-гонщиками перед контрольными тренировками, соревнованиями, а также перед повторным и итоговым тестированием.
На заключительном этапе эксперимента было проведено повторное тестирование. Вновь измерялись частота сердечных сокращений, уровень эмоционального возбуждения и время прохождения дистанции в 3 км свободным стилем. Результаты показали, что сдвиги по всем трем параметрам были достоверными (по ЧСС и Эм. возбужд. в сторону увеличения, а по времени забега, естественно, в сторону уменьшения), поскольку значение р-уровня во всех трех случаях было меньше критического значения 0,05.
В КГ статистически значимых сдвигов не произошло, поэтому можно сделать вывод, что полученные показатели были обусловлены именно влиянием стимулирующего воздействия в предстартовые периоды в экспериментальной группе (см. рисунок).
Вывод. Показатели предстартового состояния лыжников-гонщиков в ЭГ оптимизировались. У всех испытуемых за исключением некоторых (связанных с болезнями и пропусками) наблюдается благоприятное предстартовое состояние.
Практические рекомендации: • Полученные результаты исследований свидетельствуют о положительном влиянии комплекса психолого-педагогических мероприятий на коррекцию предстартовых состояний лыжников-гонщиков подросткового возраста.
502,9
КГ (в=10) ЭГ (п=М)
Результаты в гонке на 3 км свободным стилем до и после эксперимн-
та, с
• Рекомендуется использовать предложенный и описанный в настоящей статье комплекс в качестве профилактики возникновения неблагоприятных предстартовых состояний для поддержания оптимального уровня эмоционального возбуждения спортсменов.
• Использовать указанный комплекс следует систематически в предстартовом периоде в сочетание с другими
ИЗ ПОРТФЕЛЯ
формирование готовности школьников к безопасности жизнедеятельности на основе интеграции очного и дистанционного обучения по физической культуре
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2, 3
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Казакевич1 Кандидат биологических наук, доцент О.В. Турыгина1
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск 2Сибирский федеральный университет, Красноярск 3Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск, Красноярский край
УДМ^С 796.011.3
Ключевые слова: безопасная жизнедеятельность, обучающиеся, физическая культура в школе, готовность, очные и электронные формы обучения.
Введение. В настоящее время актуализируется использование наряду с очными дистанционных форм обучения по дисциплине «Физическая культура», в рамках которых осваивается теоретический материал по безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности школьников на уроках физической культуры к безопасной жизнедеятельности с использованием очных и дистанционных форм обучения.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СШ № 151 г. Красноярска, в ходе которого были разработаны организационно-педагогические условия формирования готовности обучающихся на уроках физической культуры к безопасной жизнедеятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Теоретические занятия в дистанционном режиме предполагают следующие формы: беседы, лекции, обсуждения, рассказы, показы тематических фильмов, рисунков. На занятиях раскрываются виды опасностей, которые подстерегают человека в водной, огненной, воздушной и земной средах. Педагоги показывают, какими средствами физической культуры формируется го-
средствами регуляции предстартовых состояний лыжников-гонщиков.
Литература
1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 53 с.
2. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.
3. Лысов М.А. Саморегуляция психического состояния лыжников - гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировок: 13.00.04 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М.А. Лысов. - М., 2005. - 20 с.
4. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника / Т.И. Рамен-ская. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 228 с.
References
1. Alekseev A.V. Preodoley sebya! Psikhicheskaya podgotovka v sporte [Overcome yourself! Mental training in sports]. Rostov-on-Don, Phoenix publ., 2006. 53 p.
2. Vyatkin B.A. Upravlenie psikhicheskim stressom v sportivnykh sorev-novaniyakh [Mental stress management of in sports competitions]. Moscow, Fizkultura i sport publ., 1981. 112 p.
3. Lysov M.A. Samoregulyatsiya psikhicheskogo sostoyaniya lyzhnikov -gonshchikov 15-17 let v sorevnovatelnom periode godichnogo tsikla trenirovok [Self-regulation of mental state of racing skiers aged 1517 years in competitive period of annual training cycle]. PhD Abstract. Moscow, 2005, 20 p.
4. Ramenskaya T.I. Spetsialnaya podgotovka lyzhnika [Special training of skier]. Moscow, SportAkademPress publ., 2001. 228 р.
РЕДАКЦИИ
INTEGRATION OF FACE-TO-FACE AND ELECTRONIC FORMS OF PHYSICAL EDUCATION TO PREPARE STUDENTS FOR SAFE LIFE ACTIVITIES: THEORETICAL ASPECT
Dr. Hab., Professor V.V. Ponomarev1, 2, 3 PhD, Associate Professor N.N. Kazakevich' PhD, Associate Professor O.V. Turygina1
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk 2Siberian Federal University, Krasnoyarsk 3Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory
Поступила в 01.11.2021 г.
товность к безопасной жизнедеятельности, самосохранению в различных средах, экстремальных ситуациях. На практических занятиях у обучающихся формируются прикладные навыки и умения средствами физической культуры по выживанию и самосохранению в различных экстремальных условиях и ситуациях.
Выводы. Таким образом, алгоритм реализации организационно-педагогических условий формирования готовности безопасной жизнедеятельности обучающихся включает:
• информационно-теоретический блок по формированию теоретических знаний обучающихся и предусматривающий дистанционные формы обучения;
• практико-формирующий блок, направленный на формирование прикладных навыков и умений осуществления безопасной жизнедеятельности в различных средах средствами физической культуры, который предусматривает очный формат обучения.
Работа выполнена в рамках государственного задания № 073-00052-21-01. Литература
1. Адольф В. А. Педагогическая модель интеграции очного и дистанционного образования обучающихся на уроках ОБЖ в общеобразовательной школе: теоретический аспект / В. А. Адольф, В. В. Пономарев, Н. Н. Казакевич, О. В. Турыгина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 6. С. 45-47.
Информация для связи с автором: [email protected]