увеличения эффективности запоминания учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Говорун, А.Ю. Применение игровых видов спорта как средство понижения психологического напряжения / А.Ю. Говорун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020.
- № 7 (185). - Часть 1 - С. 85-88.
2. Котова, Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде / Г.Н. Котова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 7-4. - С. 728-731.
3. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 7 (185), С. 203-206.
4. Урусова, А.М. Психологическое сопровождение развития студента-психолога как субъекта профессионализации / А.М. Урусова // Проблемы современного педагогического образования.
- 2018. - № 61-2. - С. 315-318.
REFERENCES
1. Govorun A.Yu. (2020), "Use of Game as a Means of Reducing Psychological Stress", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 85-88.
2. Kotova, G.N. (2014), "Social and hygienic monitoring of the influence of stress factors on the prevalence of educational stress in the youth environment", Fundamental research, No. 7-4, pp. 728-731.
3. Lepshokova E.A. (2020), "Role of Distance Learning in Teaching and Learning of Foreign Language", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 203-206.
4. Urusova, A.M. (2018), "Psychological support for the development of a student psychologist as a subject of professionalization", Problems of modern pedagogical education, No. 61-2, pp. 315-318.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2020
УДК 159.9:796.92
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Анастасия Евгеньевна Глинчикова, преподаватель, Иван Иванович Михаил, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Петрович Гайкалов, старший преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Денис Владимирович Се-менихин, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Данная статья содержит результаты проведенного анкетирования среди спортсменов лыжников-гонщиков различной квалификации и спортивного стажа на предмет их осведомленности в области психологической подготовки, её составляющих компонентах в тренировочном процессе. На основе полученных результатов авторы исследования предприняли попытку по подбору первичных рекомендаций для спортсменов и тренеров, направленных на регуляцию психологического состояния как во время подготовительного, так и соревновательного периода, приведение организма в состояние боевой готовности для достижения поставленных целей. Предполагается, что полученные данные помогут сформировать общую картину в вопросе теоретических и практических знаний в области психологической подготовки, а предложенные рекомендации поспособствуют оптимизации тренировочного процесса.
Ключевые слова: психологическая подготовка, лыжники-гонщики, тренировочный процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p483-487
TO THE QUESTION OF KNOWLEDGE ASSESSMENT IN THE FIELD OF PSYCHOLOGICAL TRAINING AND RECOMMENDATIONS FOR ITS INDIVIDUALIZATION IN THE TRAINING PROCESS OF PREPARING SKIERS-
RACERS
Anastasiya Evgenievna Glinchikova, the teacher, Ivan Ivanovich Mikhail, the candidate of pedagogical sciences, professor, Andrey Petrovich Gaykalov, the senior teacher, Aleksandr Andreevich Kalmykov, the senior teacher, Denis Vladimirovich Semenihin, the teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg
Abstract
This article contains the results of the questionnaire survey among the athletes, skiers-racers of various qualifications and sports experience for their awareness in the field of psychological training, its components in the training process. Based on the results obtained, the authors of the study made an attempt to draw up primary recommendations for athletes and coaches, aimed at regulating the psychological state both during the preparatory and competitive periods, bringing the body into a state of combat readiness to achieve the goals. It is assumed that the obtained data will help to form a general picture in terms of theoretical and practical knowledge in the field of psychological training, and the proposed recommendations will contribute to the optimization of the training process.
Keywords: psychological preparation, skiers-racers, training process.
ВВЕДЕНИЕ
Многолетний опыт работы тренеров и специалистов со спортсменами различной квалификации демонстрирует нам, что для достижения высокого результата недостаточно иметь отличную физическую подготовку, спортивное мастерство, развитый интеллект, соответствующий морально-волевой потенциал, но и определенный уровень психологической подготовки, позволяющий быть устойчивым к разного рода внешним и внутренним факторам, встречающимся на пути к достижению поставленных целей. Психологическая подготовка такой же обязательный элемент тренировочного процесса, как и техническая, тактическая, интеллектуальная и т.д., которую необходимо включать во все периоды годового цикла и подходить к решению задач индивидуально, отталкиваясь от особенностей каждого спортсмена.
Перед авторами данного исследования была поставлена задача выяснить уровень осведомленности спортсменов в области психологической подготовки, её пользы и необходимости для роста результатов, а также подобрать ряд рекомендаций, способствующих регуляции психологического состояния атлетов, отталкиваясь от типов темперамента.
Авторы предполагают, что данное исследование позволит сформировать общее представление о теоретических и практических знаниях атлетов в области психологической подготовки, а подобранные рекомендации позволят скорректировать и индивидуализировать подготовку, что поспособствует динамичному росту результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В нашем анкетировании приняло участие 54 спортсмена, занимающихся лыжными гонками. Контингент составляли как юноши, так и девушки. Возраст атлетов варьировался от 13 до 18 лет. Стаж занятий от 6 до 10 лет. Спортивные разряды: II взрослый разряд -15 человек, I взрослый разряд - 31 человек, КМС - 8 человек. Полученные данные (таблица 1) позволяют авторам сделать вывод о том, что не все спортсмены имеют представление о том, что такое психологическая подготовка, польза и необходимость ее применения в тренировочном процессе, о существующих методах и средствах регуляции психологического состояния как извне, так и самим атлетом. Наблюдение за тренировочным процессом, а также беседа с тренерами позволила сделать вывод о том, что данному
вопросу уделяется недостаточно времени, очень часто отсутствует индивидуальных подход в решении психологических задач.
Таблица 1 - Опрос на предмет осведомленности спортсменов в области психологической подготовки_
Является ли психологическая подготовка таким же важным элементом как техническая, тактическая и т.д.? 17% - псих. подготовка, должна присутствовать в тренировочном процессе, но решающее значение имеют иные виды подготовки; 83% - без высокого уровня псих. подготовки, без применения сопутствующих средств и методов очень сложно достичь желаемого результата.
Занимаетесь ли Вы своей психологической подготовкой? 26% - включают псих. подготовку в основной тренировочный процесс; 31% -применяют известные методы и средства непосредственно перед ответственными соревнованиями, с целью концентрации и мобилизации психологической готовности; 26% - иногда, по настроению и 15% - очень редко.
Знаете ли Вы и применяете ли средства/методы психологической подготовки для регуляции психологического состояния? 81% - используют в тренировочном процессе следующие средства и методы: прослушивание музыки, мысленное представление прохождения дистанции, методы словесного воздействия, внутренняя мотивация, переключение внимания; 19% - не имеют представления, либо же подвергают сомнению то, что перечисленные методы и средства способны регулировать и оптимизировать психологическое состояние.
Данное положение дел может отражаться на выступлениях в соревнованиях, где на атлета воздействует множество как внутренних, так и внешних факторов, противодействовать которым и действовать в соответствии с поставленными задачами возможно лишь при достаточной психологической готовности, достигаемой в процессе основного тренировочного процесса и непосредственной подготовке к соревнованиям [3].
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что возникает высокая потребность в получении знаний спортсменами и их тренерами о том, что такое психологическая подготовка, расширить свой взгляд на существующие методы и средства, приемы саморегулирования психического состояния и т.д., чтобы в дальнейшем была возможность использовать полученные сведения на практике совместно с физической, технической, тактической подготовкой [2]. Для решения проблемы авторы подобрали наиболее распространенные и действенные средства и методы психологической подготовки, направленных на саморегуляцию психологического состояния, приведение организма в состояние боевой готовности и т.д.
Таблица 2 - Рекомендации по регуляции психологического состояния спортсменов (лыжники-гонщики)_
Холерик Спортсменов с холерическим типом темперамента всегда нужно несколько приостанавливать с целью того, чтобы у них сохранялась энергия и сила, для этого: - следить за ЧСС, регулировать интенсивность работы; - тактически распределять силы по дистанции (быстрое начало может привести к спаду интенсивности). Для регуляции эмоционального состояния: - разминка с наименьшей интенсивностью (упражнение на гибкость и расслабление) - упражнения с задержкой дыхания; - прослушивание спокойной музыки. Подобная дыхательная гимнастика помогает вызвать в коре головного мозга усиление тормозного процесса. Чтобы воздействовать на спортсмена через вторую сигнальную систему можно применять «внушающее действие». Для этого тренеру нужно говорить слова такие как «Молодец», «Спокойнее», «Не торопись», после чего атлет должен сам себе это проговорить. Чтобы добиться наибольшего эффекта от проводимых упражнений и психологических приемов в тренировочном процессе, необходимо убедить и разъяснить спортсмену, что все эти изменения направлены на улучшение его результатов. Он сам должен понять их полезность, соблюдать все требования и рекомендации, доводить дело до конца, чтобы добиться назначенной цели. Для еще большего результата необходимо чаще менять условия и место тренировки, методы и зоны интенсивности.
Сангвиник Спортсмен с этим типом достаточно уравновешен. Для контроля психологического состояния достаточно: - регуляция ЧСС и интенсивности работы; - мысленное представление прохождения дистанции;
- ведение дневника для отслеживания как физического, так и эмоционального состояния для своевременной корректировки тренировочного процесса.
Флегматик - частая смена условий/мест тренировочных занятий, разнообразие работ; - отслеживание ЧСС и интенсивности работы, при необходимости подгонять спортсмена; - объяснять о необходимости выполнения работы в полном объеме; - активная разминка, как перед занятием, так и перед соревнованиями (включать ускорения для мобилизации психологических процессов); - прослушивание бодрой музыки; - совместный разбор итогов тренировки, результатов соревнований, проговаривание дальнейших планов.
Меланхолик К спортсменам - меланхоликам необходимо очень внимательно относиться, соблюдать тактичность. - интенсивная разминка, включающая ускорения, чтобы как можно быстрее включиться в работу; - прослушивание бодрой музыки; - мысленное представление прохождения дистанции; - применение аутогенной тренировки в тренировочном процессе; - внушающее действие наставника для поднятия боевого настроя ученика, например, «Молодец», «Так держать», «Ты все можешь»; - отслеживание ЧСС и интенсивности работы; - частая смена условий, мест работы, групповой разбор и анализ результатов, обсуждение и постановка целей.
ВЫВОДЫ
После проведенного анкетирования, с действующими спортсменами лыжниками-гонщиками, и полученных результатов, а также после наблюдения за тренировочным процессом и бесед со специалистами, можно сделать вывод о том, что имеется первичное представление о психологической подготовке и её компонентах, доля опрашиваемых располагает информацией о существующих методах и средствах, направленных на регуляцию психологического состояния, но при этом большинство недооценивают значение ее применения в тренировочном процессе, что может сказываться на результатах в выступлениях. Авторы исследования предприняли попытку по подбору первичных рекомендаций для спортсменов и тренеров, направленных на регуляцию психологического состояния как во время подготовительного, так и соревновательного периода, приведение организма в состояние боевой готовности для достижения поставленных целей.
Последующие результаты применения предложенных рекомендаций для работы со спортсменами лыжниками-гонщиками по оптимизации психологического состояния и, как следствие, улучшения спортивных результатов будут представлены авторами в дальнейших работах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронкина Л.В. Психологическая составляющая выносливости в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов / Л.В. Воронкина // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития : научных трудов по материалам межд. научно-пр. конф. 30 сентября 2015 г: в 4-х ч. Ч. 4. - Москва, 2015. - С. 134-135.
2. К вопросу психолого-педагогического сопровождения при подготовке военных спортсменов / И.И. Михаил, А.Е. Глинчикова, А.Е. Курицына, А.А. Калмыков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 437-441.
3. Чикуров, А. И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности : автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Чикуров Александр Игнатович. - Красноярск, 2008. - 23 с.
REFERENCES
1. Voronkina, L.V. (2015), "The psychological component of endurance in the training and compétitive activity of athletes", Science, education, society: topical issues and development prospects, Moscow, Part 4, pp.134-135.
2. Mikhail, I.I. (2019), "On the issue of psychological and pedagogical support in the preparation of military athletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 437-441.
3. Chikurov, A.I. (2008), Management of pre-competitive psychological training of highly qualified judokas based on the results of the readiness control, dissertation, Krasnoyarsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2020
УДК 159.9
ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Светлана Ивановна Зизикова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Инна Леонидовна Матасова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Мария Александровна Шаталина, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Аннотация
Статья посвящена применению и оценке эффективности тренинга, как одного из средств формирования стратегий конструктивного взаимодействия в юношеском возрасте. В статье представлено описательное содержание программы «Тренинг позитивного общения», которая включает в себя 5 блоков, позволяющие сформировать навыки конструктивного взаимодействия в различных ситуациях. Комплексный подход к реализации занятий с использованием разработанных авторами комплексов упражнений на профилактику стресса, на взаимодействие и сотрудничество, разрешение конфликтов.
Ключевые слова: тренинг, позитивное общение, конструктивное взаимодействие, навыки коммуникации, профилактика стресса, конфликтные ситуации, стиль поведения, психологическая диагностика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p487-492
TRAINING POSITIVE COMMUNICATION AS A MEANS OF BUILDING UP CONSTRUCTIVE INTERACTION AMONG THE YOUNG PEOPLE
Svetlana Ivanovna Zizikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Inna Leonidovna Matasova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chair, Maria Alexandrov-na Shatalina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chair, Samara Branch Moscow City Pedagogical University
Abstract
The article is devoted to the application and assessment of the effectiveness of training as one of the means of forming strategies for constructive interaction in adolescence. The article presents the descriptive content of the program "Training of positive communication", which includes 5 blocks, allowing forming the skills of constructive interaction in various situations. The integrated approach to the implementation of classes using the complexes of exercises, developed by the authors for stress prevention, interaction and cooperation, and conflict resolution.
Keywords: training, positive communication, constructive interaction, communication skills, stress prevention, conflict situations, behavior style, psychological diagnostics.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема общения является одним из важнейших направлений человеческой деятельности. Формирование перспективы будущей жизни человека зависит от того, как раз-