УДК 769.922
ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАТКОСРОЧНЫХ СБОРОВ В СРЕДНЕГОРЬЕ
В. З. Яцык, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики зимних
видов, велосипедного спорта и спортивного туризма,
И. И. Горбиков, кандидат педагогических наук, доцент,
О. С. Васильченко, преподаватель,
В. Б. Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161.
Одной из важных составляющих, обеспечивающих эффективность учебного процесса, является функциональное состояние организма обучаемых. В среднегорье в период адаптации спортсменов к климату в сочетании с высокими физическими нагрузками на учебно-тренировочном сборе может развиваться патологическая реактивность (дезадаптация), оказывающая отрицательное влияние на функциональное состояние обучаемых. во избежание этого необходима рациональная организация режима дня и тренировочных нагрузок спортсменов. Оптимизацию учебно-тренировочного процесса необходимо осуществлять на основе психолого-педагогического и врачебного контроля за психологическим и функциональным состоянием начинающих лыжников. В статье приводятся данные психолого-педагогических наблюдений за функциональным состоянием начинающих лыжников-гонщиков в период проведения трехнедельного (3 микроцикла) учебно-тренировочного сбора в среднегорье (1600 метров над уровнем моря). В исследовании была поставлена задача - выяснить влияние курса учебно-тренировочных занятий на функциональное состояние 24 студентов, специализирующихся в лыжных гонках, и разработать рекомендации по построению тренировочного процесса начинающих лыжников-гонщиков в условиях сборов в среднегорье. В результате проведенных исследований определена динамика адаптационных процессов у лыжников 18-22 лет. Установлено, что середина 2 микроцикла является пиком сниже-
ния функционального состояния организма студентов - начинающих лыжников-гонщиков.
На основании полученных результатов предложена следующая структура тренировочных нагрузок на период трехнедельных сборов. 1 микроцикл - ЧСС около 140±10 уд/мин; постепенно увеличивается длина отрезков дистанции (от 300 до 15002000 м); в качестве основных используются равномерный и переменный методы тренировки; во 2 микроцикле около 20 % тренировочных нагрузок спортсмены осваивают при ЧСС 180± 10 уд/мин; тренировочный процесс ориентирован на увеличение объема нагрузки с ЧСС 160±10 уд/мин; 3 микроцикл рассматривается в качестве «подводящего» к соревнованиям, что требует снижения суммарного объема нагрузок (до 20 %) и их интенсивности.
Ключевые слова: функциональное состояние организма; обучение; лыжные гонки; среднегорье; тренировочные нагрузки.
Введение. Функциональное состояние организма обучаемых в процессе овладения определенными двигательными умениям и навыками является одной из важных составляющих, обеспечивающих эффективность учебного процесса [1, 2].
Общеизвестно, что для пребывания человека в среднегорье, в том числе и спортсменов на учебно-тренировочных сборах, характерно наличие периода адаптации организма к климату. Адаптация реализуется посредством физиологических реакций приспо-
собления. Резкая смена климатических условий плюс высокие физические нагрузки, предъявляемые спортсменам, могут значительно обострить реакции функциональных систем. Если сочетание указанных факторов превышает адаптационные возможности, в течение 2-3 недель развивается патологическая реактивность, протекающая как стрессовое состояние, или дезадаптация. В конечном итоге это приводит к снижению работоспособности. В таких случаях важным моментом является оптимизация режима дня и тренировочных нагрузок спортсменов. Основанием для оптимизации должны являться данные психолого-педагогического и врачебного контроля за психофункциональным состоянием начинающих лыжников [3, 8, 10].
Специфику обучения основам лыжного спорта, в том числе лыжных гонок, достаточно подробно изучали многие специалисты. Однако до настоящего времени недостаточно раскрыт вопрос формирования необходимых умений и навыков в лыжных гонках в условиях среднегорья с учетом функционального состояния студентов [11, 12, 13].
В связи с этим в условиях учебно-тренировочных сборов студентов КГУФКСТ в среднегорье оптимизация структуры и содержания учебного процесса на основе изучения функционального состояния организма обучаемых является весьма актуальным направлением [9].
Цель исследования - оптимизация построения учебно-тренировочного процесса начинающих лыжников в среднегорье.
Достижение поставленной цели предполагало определение и оценку функционального состояния организма, уровня тревожности, физической работоспособности и функционального состояния сердечнососудистой системы начинающих лыжников-гонщиков [4, 5, 6].
Методика исследования. Функциональное состояние организма спортсменов определяли методом компьютерной диагностики на АПК «РОФЭС» (регистратор оценки функционального и эмоционального состояния спортсменов). На основе экспресс-диагностики по Суджоку определяли ФС (функциональное состояние) - динамическое равновесие организма при изменении гомеостаза по пятибалльной шкале: отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное, требуется восстановление.
Оценка психоэмоционального статуса студентов осуществлялась с помощью теста Спилбергера-Ханина, который позволяет выявить ситуативную и личностную тревожность. Оценивание результатов осуществлялось по общепринятой схеме [5, 10].
Оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы осуществляли по динамике ЧСС, систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления.
Физическая работоспособность обследованных начинающих лыжников оценивалась по методике Гарвардского степ-теста. Высота ступеньки для мужчин составляла 45, для женщин - 40 сантиметров, продолжи-
тельность восхождений - 4 минуты. Оценка физической работоспособности и индекса Гарвардского степ-теста осуществлялась по общепринятому алгоритму [1].
Организация исследования. Исследование проводилось с 19 января по 8 февраля 2015 года в период учебных лыжных сборов в горнолыжном комплексе Азиш-Тау на плато Лаго-Наки. Участниками сбора были студенты факультетов спорта (13 человек) и физической культуры (11 человек) КГУФКСТ (специализация "Зимние виды спорта").
Учебно-тренировочный сбор для студентов специализации "Зимние виды спорта" проводился в течение 21 дня (три микроцикла). В исследовании принимали участие 24 студента - начинающие лыжники. Учебно-тренировочные занятия проходили 2 раза в день: первое занятие продолжительностью 4 академических часа было организовано в Кавказском природном биосферном заповеднике, второе продолжительностью 2 академических часа - на учебном круге горнолыжного комплекса.
Все учебные занятия проводились следующим образом:
1. Организационная часть: 7-10 минут - получение и подготовка инвентаря, построение, передвижение к месту проведения учебных занятий.
2. Подготовительная часть: 7-10 минут - объяснение задач занятия, общая и специальная разминка.
3. Основная часть (продолжительность на учебном круге - 60-70 минут, в заповеднике - 150-160 минут):
а) изучение техники передвижения на лыжах;
б) совершенствование техники передвижения на лыжах;
в) развитие и совершенствование физических качеств.
4. Заключительная часть: 6-10 минут - окончание занятия, возвращение к месту расположения, сдача инвентаря.
При обучении технике лыжных ходов на учебном круге студентами выполнялась нагрузка умеренной интенсивности. Применялся повторно-интервальный метод тренировки: студенты многократно проходили заданные отрезки с установленными интенсивностью и интервалами отдыха.
На занятиях в Кавказском природном биосферном заповеднике студенты выполняли динамическую работу, относящуюся, в основном, к работе умеренной интенсивности. Однако, так как скорость передвижения и мощность работы в связи с изменением ландшафта (чередование подъемов и спусков) резко изменялись на протяжении всего учебно-тренировочного занятия, выполняемую работу следует рассматривать как работу переменной интенсивности.
Учебно-тренировочные занятия проводились с использованием метода равномерной тренировки, характерными чертами которого является длительное и непрерывное выполнение тренировочной нагрузки без изменения заданной интенсивности на период всей
работы. В связи с особенностями прохождения лыжной трассы (пересеченная местность) выдерживать заданную интенсивность не всегда представляется возможным, так как преодоление спусков и подъемов вызывает соответствующие реакции функциональных систем. Поэтому понятие «равномерный метод» здесь можно считать условным, т. к. оно характеризует только общую направленность работы.
В конце сбора студенты участвовали в контрольной лыжной гонке и во Всероссийских соревнованиях "Лыжня России (Кубани)". На соревнованиях студентами выполнялась нагрузка большой интенсивности.
Результаты исследования и их обсуждение. Функциональное состояние организма студентов - начинающих лыжников-гонщиков определялось с помощью комплекса взаимосвязанных факторов, характеризующихся функциональным, психофизиологическим состоянием организма и показателями физической работоспособности [7].
Динамика средних значений показателей функционального состояния студентов, определяемая по методике РОФЭС, представлена на рисунке 1.
Анализ результатов обследования начинающих лыжников показал, что их функциональное состояние в начале сбора соответствовало оптимальному уровню: у 4 % студентов было зафиксировано отличное состояние, у 44 % - хорошее. Удовлетворительное функциональное состояние организма было отмечено у 44 % студентов, а у 8 % - неудовлетворительное состояние. К концу 1 микроцикла наблюдалось увеличение количества студентов с неудовлетворительным состоянием (13 %) за счет уменьшения количества спортсменов с хорошим функциональным состоянием (34 %).
К началу второго микроцикла более чем в два раза увеличилось количество участников сбора с неудовлетворительным функциональным состоянием (27 %). К этому моменту снизилось количество студентов с хорошим и удовлетворительным состоянием. К середине 2 микроцикла с неудовлетворительным функциональ-
ным состоянием было уже 44 % студентов, с отличным состоянием - 0 %, с удовлетворительным - всего 33 % участников. Таким образом, середина 2 микроцикла явилась пиком снижения функционального состояния организма студентов - начинающих лыжников-гонщиков.
После выходного дня с реабилитационными мероприятиями (баня) к концу второго микроцикла зарегистрировано существенное улучшение функционального состояния студентов: численность с неудовлетворительным функциональным состоянием снизилась до 7 %, с отличным - возросла до 14 %, а с удовлетворительным - до 71 %.
Третий микроцикл был начат на фоне недовосста-новления: у 16 % студентов был отмечен неудовлетворительный уровень функционального состояния организма, только у 8 % зафиксирован отличный уровень и до 60 % снизилось количество спортсменов с удовлетворительным уровнем функционального состояния организма.
К середине и окончанию 3 микроцикла наблюдалась тенденция снижения функционального состояния организма начинающих лыжников-гонщиков: уменьшилось количество студентов с хорошим функциональным состоянием (до 8 %) и возросло с неудовлетворительным - до 29 %.
Через неделю после окончания сбора существенного улучшения показателей функционального состояния организма у студентов не наблюдалось. Только через две с половиной недели функциональное состояние организма студентов существенно улучшилось и превзошло уровень, имевшийся на начало сбора.
Ситуативная тревожность как одна из характеристик психоэмоциональной адаптации характеризуется повышенной нервозностью и беспокойством и отражает адаптированность спортсмена к учебно-тренировочному процессу. Поэтому она является одним из важных показателей в процессе комплексной оценки работоспособности спортсмена.
80% и
70% 60% 50% 40% 1 30% 20% -10%-0%
1 1
\ 1 1 г г 1
22 24 26 28 30 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 янв янв янв янв янв фев фев фев фев фев фев фев фев фев фев фев фев фев
□ отличное
□ хорошее
□ удовлетворительное
□ неудовлетворительное
Рисунок 1. Динамика функционального состояния студентов специализации "Зимние виды спорта"
В период акклиматизации на учебно-тренировочном сборе у студентов было выявлено три уровня тревожности: низкий (до 30 баллов), средний (от 31 до 45 баллов), высокий (от 46 баллов и выше).
Анализ результатов контроля состояния студентов по шкале Т-ситуативная тревожность показал, что в начале учебно-тренировочного сбора состояние большинства студентов (57 %) характеризуется умеренной тревожностью, у 29 % студентов был зафиксирован высокий и у 14 % - низкий уровни тревожности (рисунок 2).
Результаты тестирования перед началом второго микроцикла (26.01.15) показали, что количество студентов с высоким уровнем тревожности оказалось неизменным, но на 7 % увеличилось количество студентов с низким уровнем тревожности (до 21 %).
К началу третьего микроцикла (02.02.15) на 4 % возросло количество студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности, продолжилось увеличение числа студентов с низким уровнем тревожности (до 28 %) и снизилось количество участников сбора со средним уровнем тревожности (до 39 %).
К окончанию третьего микроцикла зафиксирован пик участников с высоким уровнем тревожности (42 %),
60%-
число участников с низким уровнем осталось практически без изменений (27 %) и уменьшилось количество участников со средним уровнем тревожности (32 %).
Проведенное через десять дней после окончания сбора обследование показало, что существенных изменений в оценке ситуативной тревожности участников сбора не произошло: высокий уровень тревожности наблюдался у 37 % студентов, что на 8 % больше, чем в начале сбора. В качестве положительного момента следует отметить увеличение количества студентов с низким уровнем тревожности (21 %).
Анализ результатов исследования уровня личностной тревоги по второй шкале Т-личностная тревожность показал, что в начале учебно-тренировочного сбора у 74 % исследуемых преобладал средний уровень, что расценивается как тревога умеренно выраженной степени (рисунок 3). При этом у 20 % студентов наблюдался низкий, а у 6 % - высокий уровень личностной тревоги.
В начале второго микроцикла наблюдается значительное увеличение количества студентов (до 24 %) с высоким и уменьшение (7 %) с низким уровнем личностной тревоги.
01.2014
28.01.2014
04.02.2014
50%-40%-30%-20%-10%-
0%-
21.
□ низкий уровень □ средний уровень □ высокий уровень
Рисунок 2. Показатели ситуативной тревожности начинающих лыжников
80% 70%-60%-50%-40% 30% 20%-10%-
1=
1 г
21.01.2014
28.01.2014
04.02.2014
□ низкий уровень Передний уровень □ высокий уровень
Рисунок 3. Показатели личной тревожности начинающих лыжников
Таблица
Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности
начинающих лыжников
Показатели Этап Дата
21.01. 28.01. 4.02. 9.02.
ЧСС, уд/мин 1 67,3±0,5 74,8±0,3 65,3±0,4 66,7±0,8
2 139,6±0,9 144,8±0,3 125,0±0,6 126,9±0,8
САД, мм рт. ст. 1 121,2±0.9 125,5±1,0 118,4±0,5 117,8±1,2
2 134.2±0,9 148,6±1,0 128,4±0,5 127,8±1,3
ДАД, мм рт. ст. 1 77,2±0,9 75,6±0,7 74,4±0,7 74,3±1,3
2 78.1±1,2 83,7±0,7 67,5±0,6 64,3±1,2
ИГСТ 83,7±0,6 77,3±0,2 100.8±0,6 95,8±0,8
К началу третьего микроцикла количество студентов с высоким уровнем тревожности увеличилось до 33 %, продолжилось уменьшение числа участников сбора со средним уровнем тревоги (55 %) и увеличилось количество студентов с низким уровнем личностной тревоги (12 %).
На момент окончания сбора количество студентов с высоким уровнем личностной тревоги на 19 % превысило исходное значение на момент начала сбора. Также наблюдается уменьшение числа студентов с низким (10 %) и средним уровнем личностной тревоги.
Через 10 дней после окончания сбора существенных изменений в выраженности личностной тревоги у студентов не наблюдалось.
Физическую работоспособность специалисты зачастую рассматривают в качестве интегрального показателя функционального состояния и функциональной подготовленности организма спортсменов.
Полученные результаты Гарвардского степ-теста отражены в таблице. Анализ результатов ИГСТ показал, что в начале учебно-тренировочного сбора у начинающих лыжников физическая работоспособность была на уровне "хорошо".
В конце первой недели наблюдался незначительный спад физической работоспособности начинающих лыжников, обусловленный акклиматизацией организма спортсменов к среднегорью. В последние две недели у исследуемых студентов прослеживалось устойчивое повышение уровня физической работоспособности до оценки "отлично". Причем отмечалась достоверность динамики изменения ИГСТ (р<0,001).
При исследовании базисного состояния сердечнососудистой системы начинающих лыжников показатели гемодинамики находились в пределах физиологической нормы. Однако в первую неделю пребывания в среднегорье наблюдалось повышение значений ЧСС, что указывает на менее экономичную работу системы кровообращения, связанную с адаптацией организма начинающих лыжников к среднегорью.
Результаты Гарвардского степ-теста показали, что произошли изменения всех показателей сердечно-сосудистой системы. У лыжников прослеживался нормо-тонический тип реакции на физическую нагрузку, что
сопровождалось умеренным повышением ЧСС и САД.
Таким образом, в результате исследования нами установлено, что на 5-й - 7-й день пребывания в горах (период острой акклиматизации) у спортсменов снижается работоспособность и ухудшается функциональное состояние организма с последующей нормализацией и даже улучшением.
Заключение. Анализ результатов изучения динамики показателей функционального состояния организма начинающих лыжников-гонщиков в период проведения трехнедельного учебно-тренировочного сбора в среднегорье позволяет рекомендовать следующее.
Планирование учебно-тренировочного процесса на лыжном сборе следует осуществлять на основе недельных микроциклов. Такой подход позволяет оперативно регулировать направленность и динамику нагрузок и эффективно решать поставленные задачи. Наиболее целесообразно использование недельного микроцикла с пятью тренировочными днями и двумя днями отдыха.
В 1-ом микроцикле основная задача - создать благоприятные условия для перестройки функциональных систем организма лыжников-гонщиков к пребыванию в среднегорье, обеспечить соответствие тренировочных нагрузок возможностям организма для поддержания оптимальной работоспособности спортсменов.
Передвигаться на лыжах в первые дни подготовки в среднегорье следует при ЧСС 140±10 уд/мин. Развитие скоростной выносливости рационально осуществлять в конце микроцикла. При этом длину отрезков дистанции следует увеличивать постепенно - от 300 до 15002000 м.
В период адаптации функциональных систем организма к условиям гипоксии для предотвращения нежелательных сдвигов вследствие «острой» акклиматизации необходимо снизить объем и интенсивность нагрузок по отношению к равнинным. В качестве первостепенных используются равномерный и переменный методы тренировки.
Основными задачами 2-го микроцикла являются восстановление спортивной работоспособности и повышение функциональных возможностей ведущих си-
стем организма лыжников. Характерная черта - нормализация функционального состояния организма в условиях среднегорья, т. е. завершение процессов адаптации. Ведущая тенденция динамики объема и интенсивности тренировочной нагрузки - постепенное их повышение до уровня, характерного для равнины.
При организации и проведении учебно-тренировочного процесса во втором микроцикле необходимо учитывать высокую реактивность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма. Значительные нагрузки в данном микроцикле могут существенно нарушить координационные связи в основных двигательных навыках. Направленность нагрузки - на поддержание достигнутого уровня тренированности. Увеличение интенсивности обеспечивается за счет уменьшения интервалов отдыха между упражнениями, повышения скорости прохождения и увеличения длины отрезков дистанции. В полном объеме применяются скоростно-силовые упражнения. Около 20 % тренировочных нагрузок может проходить при ЧСС 180±10 уд/мин. В то же время ведущая тенденция 2-го микроцикла - увеличение объема нагрузки, совершаемой преимущественно в передвижении на лыжах с ЧСС 160±10 уд/мин.
Главные задачи 3-го микроцикла - дальнейшее восстановление работоспособности и реализация приобретенных за время пребывания в среднегорье возможностей на соревнованиях. Включение нагрузок общего, неспецифического характера создает благоприятные условия, во-первых, для переключения гонщиков на другой характер двигательной деятельности, а во-вторых, для профилактики явлений перенапряжения и переутомления. Следует продолжить снижение как суммарного объема нагрузок (до 20 %), так и интенсивности выполнения упражнений в передвижении на лыжах (на 15-18 % при ЧСС 180±10 уд/мин). Подобное снижение нагрузки в период реакклиматизации не вызовет выраженного снижения специальной работоспособности, так как волнообразное изменение нагрузки создает оптимальные условия для протекания восстановительных процессов и возникновения приспособительных реакций в измененных условиях жизненной деятельности. Это может быть непосредственно «подводящий» микроцикл. Поэтому в последние дни микроцикла нагрузки устанавливаются с учетом предстоящей на соревнованиях двигательной деятельности, а большая часть их выполняется с соревновательной интенсивностью.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алипов Д. А. О возможностях использования среднегорья в повышении эффективности спортивной тренировки: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Д. А. Алипов. - Л., 1969. - 36 с.
2. Алипов Д. А. Среднегорье и спортивная тренировка / Д. А. Алипов, Д. О. Омурзов. - М. : Наука, 1974. - 73 с.
3. Барбашова З. И. Акклиматизация к гипоксии и её физиологические механизмы / З. И. Барбашова. - М.
- Л.: АН СССР, 1960. - 242 с.
4. Волков Н. И. Изучение работоспособности спортсменов в условиях среднегорья / Н. И. Волков, Ф. А. Иорданская, Э. А. Матвеева // Теория и практика физической культуры. - 1970. - № 7. - С. 34-48.
5. Воробьев К. П. Стандарт мониторинга функционального состояния во время ГБО / К. П. Воробьев // Вестник интенсивной терапии. - 1999. - № 3. - С. 34-39.
6. Гедымин М. Ю. Об интегральной оценке функционального состояния организма / М. Ю. Гедымин,
7. Д. К. Соколов, И. С. Кандрор // Физиология человека.
- 1988. - № 6. - С. 95-97.
8. Горская Г. Б. Психологические аспекты подготовки зарубежных спортсменов-олимпийцев: практика и исследования // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 60-65.
9. Зима А. Г. Физиологические особенности физических упражнений в среднегорье: учебное пособие /А. Г. Зима, А. С. Иванов, А. Н. Макагонов. - Алма-Ата, 1982.
- С. 65-73.
10. Иорданская Ф. А. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы / Ф. А. Иорданская, М. С. Юдинцева. - М. : Советский спорт, 2010. - 184 с.
11. Киселёв Л. В. Системный подход к оценке адаптации в спорте / Л. В. Киселёв. - М.: Высшая школа, 2006.
- 65 с.
12. Кожевников В. В. Эффективность тренировочного процесса в условиях среднегорья // Лыжный спорт / В. В. Кожевников. - М. : Физкультура и спорт. - 2011.
- № 1. - С. 23-25.
13. Раменская Т. И. Лыжный спорт: учебник / Т. И. Рамен-ская, А. Г. Баталов. - М.: Физическая культура , 2005.
- 320 с.
14. Суслов Ф. П. Спортивная тренировка в условиях среднегорья / Ф. П. Суслов, Е. Б. Гиппенрейтер, Ж. К. Холодов. - РГАФК. - М., 1999. - 202 с.
DYNAMICS OF FUNCTIONAL CONDITION OF BEGINNER SKIERS IN THE SHORT-TERM TRAINING CAMPS IN MIDLANDS
V. Yatsyk, Candidate of Pedagogical Sciences, Assosiate Professor, Head of Theories and Techniques of Winter Sports, Cycling and Sports Tourism Department, I. Gorbikov, Candidate of Pedagogical Sciences, Assosiate Professor, О. Vasilchenko, Teacher,
V. Paramzin, Candidate of Pedagogical Sciences, Assosiate Professor. Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.
One of the important components, providing efficiency of the educational process, is the functional condition of the students' organism. In midlands in the training camps during athletes' adaptation to the climate in combination with high physical loads abnormal reactivity (maladjustment) can be developed, which make a negative impact on students' functional condition. To avoid this, athlete's rational organization of the daily routine and training loads is necessary. Optimization of the training process must be realized basing on a psycho-pedagogical and medical monitoring for psychological and functional condition of beginner skiers. The article presents data of psycho-pedagogical observation for functional condition of beginner skiers during three-week (3 microcycles) training camp in midlands (1600 meters above sea level). The study has been tasked with revealing of the course of training sessions influence on 24 students' functional condition, specializing in ski racing, and developing recommendations for construction of the training process of beginner skiers during the training camp in midlands. As a result of the studies dynamics of adaptation processes among skiers of 18-22 years old was identified. It was determined, that the middle of microcycle 2 is a reducing peak of functional condition of the students.
Based on these results the following structure of training loads during three-week camp was offered. 1 microcycle - HR 140 ±10 beats/min; the length of the distance segments дистанции is increasing gradually from 300 to 1500-2000 m; main training methods are steady and variable; microcyle 2 - a significant part of training loads can take place at HR - 180±10 beats/min; leading the trend -increasing the load volume with HR 160±10 beats/min; microcycle 3 - directly "leading" to the competition, reduction in the total volume of loads (to 20%) and the intensity of exercises.
Keywords: functional state of the organism, education, ski race, midlands, training loads.
References:
1. Alipov D. A. O opportunities of use of middle mountains in increase of efficiency of sports training. Doctor's thesis. 1969, 36 p. (in Russian)
2. Alipov D. A., Omurzov D. O. Srednegor'e i sportivnaia tre-nirovka [Srednegorye and sports training]. Moscow, Science, 1974, 73 p.
3. Barbashova Z. I. Akklimatizatsiia k gipoksii i ee fizio-logicheskie mekhanizmy [Acclimatization to a hypoxia and its physiological mechanisms]. Moscow, L. AN of the USSR, 1960, 242 p.
4. Volkov N. I., lordanskaya F. A., Matveeva E. A. Studying of efficiency of athletes in the conditions of middle mountains. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1970, no 7, pp. 34-48 (in Russian).
5. Vorob'ev K. P. The standard of monitoring of a functional state during GBO. Vestnik intensivnoi terapii [Messenger of intensive therapy], 1999, no 3, pp. 34-39(in Russian).
6. Gedymin M. Yu., Sokolov D. K., Kandror I. S. About an integrated assessment of a functional condition of an organism. Fiziologiiacheloveka [Human physiology], 1988, no 6, pp. 95-97(in Russian).
7. Gorskaia G. B. Psychological aspects of training of foreign athletes Olympians: practice and researches. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice], 2014, no 3, pp. 60-65(in Russian).
8. Zima A. G., Ivanov A. S., Makagonov A. N. Fiziologicheskie osobennosti fizicheskikh uprazhnenii v srednegor'e [Physiological features of physical exercises in middle mountains]. Alma-Ata, 1982, pp 65-73.
9. Iordanskaia F. A., M. S. Iudintseva. Monitoring zdorov'ia i funktsional'naia podgotovlennost' vysokokvalifitsirovan-nykh sportsmenov v protsesse uchebno-trenirovochnoi raboty [Monitoring of health and functional readiness of highly skilled athletes in the course of educational and training work]. Moscow, Soviet sport, 2010, 184p.
10. Kiselev L. V. Sistemnyi podkhod k otsenke adaptatsii v sporte [System approach to an adaptation assessment in sport]. Moscow, The higher school, 2006, 65 p.
11. Kozhevnikov V. V. Effektivnost of training process in the conditions of middle mountains. Lyzhnyi sport [Ski sport]. Moscow, Physical culture and sport, 2011, pp. 2325. (in Russian)
12. Ramenskaia T. I., Batalov A. G. Lyzhnyi sport [Skiing]. Moscow, Fizicheskaia kul'tura, 2005, 320 p.
13. Suslov F. P., Gippenreiter E. B., Kholodov Zh. K. Sportivnaia trenirovka v usloviiakh srednegor'ia [Sports training in the conditions of middle mountains]. Moscow, RGAFK, 1999, 202 p.