2017. - С. 22-24.
3. Дубкова, Е.С. История становления смешанных единоборств (ММА) и перспективы его развития в вузах города Москвы / Е.С. Дубкова, А.С. Сизинцев, Е.А. Кузина // Актуальные направления гуманитарных и социально-экономических исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 частях / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород, 2018. - Ч. 1. - С. 134-137.
4. Мотивация к занятиям физкультурой и спортом студентов РУТ (МИИТ) / Е.С. Дубкова, И.А. Гадяцкий, Е.А. Кузина, А.С. Сизинцев // Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 частях. - Белгород, 2018. - Ч. 1. - С. 59-62.
5. Сластенин, В.А. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
REFERENCES
1. Dubkova, E.S. and Sibgatulina, F.R. (2019, "Development of flexibility in the students of technical college who are engaged in office of all-physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 102-105.
2. Dubkova, E.S. and Korabanova, T.V. (2017), "Development of a sport "rock-climbing" in higher educational institutions of the city of Moscow", Pedagogics and psychology: scientific priorities of scientists. Collection of scientific works following the results of the international scientific and practical conference, Perm, pp. 22-24.
3. Dubkova, E.S., Sizintsev, A.S. and Cousin, E.A. (2018),"History of formation of the mixed single combats (MMA) and prospect of its development in higher education institutions of the city of Moscow". The actual directions of humanitarian and social and economic researches. Сollection of scientific works on materials of the International scientific and practical conference: in 3 parts, Belgorod, pp. 134137.
4. Dubkova, E.S., Gadyatsky, I.A., Cousin, E.A. and Sizintsev A.S. (2018), "Motivation to exercises and sport of students of RUES (MIIT)", Interdisciplinary researches in the social humanities the collection of scientific works on materials of the International scientific and practical conference: in 3 parts, Belgorod, pp. 59-62.
5. Slastenin, V.A. (2002). Pedagogics, Publishing center "Akademiya", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2019
УДК 796.922
АНАЛИЗ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 9-11 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ (В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА)
Касум Магомед-Расулович Касумов, старший тренер, Муниципальное автономное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва " Сургутского района, Сургут
Аннотация
В статье рассматривается планирование тренировочного процесса с учетом имеющихся программ для СШОР, СДЮСШОР. Так же рассмотрена проблема соотношения общей подготовки и специальной подготовки для юных лыжников-гонщиков. Начальном этапе идет процесс «натаскивания» на спортивный результат, хотя в основе должна состоять общефизическая подготовка начинающих спортсменов. Исходя из этого, полученные результаты позволили нам предположить, что увеличение основных средств ОФП и уменьшение СФП на этапе начальной подготовки позволит более качественно подготовить будущий олимпийский резерв.
Ключевые слова: планирование, лыжники-гонщики, тренировки, начальная подготовка, физическое воспитание.
ANALYSIS OF TRAINING PROGRAMS OF SKIERS-RACERS OF 9-11 YEARS OLD IN THE YEAR CYCLE OF THE TRAINING (IN THE CONDITIONS OF FAR
NORTH)
Kasum Magomed-Rasulovich Kasumov, the senior trainer, Municipal autonomous authority of sports preparation "Sports school of the Olympic reserve"
of the Surgut district, Surgut
Annotation
The article considers the planning of the training process taking into account the available programs for the sport school of the Olympic reserve. The problem of ratio of the general preparation and special preparation for young skiers-racers is also considered. The initial stage includes the process of "coaching" on the sports result, although in the basis there should be overall physical conditioning of the beginning athletes. Proceeding from it, the received results allowed us to assume that increase in fixed assets of OFP and reduction of SFP at the stage of the initial preparation will allow to prepare future Olympic reserve with higher quality.
Keywords: planning, skiers-racers, training, initial training, physical education.
Рассматривая особенности тренировки начинающих лыжников в группах начальной подготовки важно отметить, что в данный период закладывается основа будущих успехов [1, 6].
Тренировочный план строится без деления на общепринятые периоды и этапы -весь год является подготовительным. Вся тренировочная нагрузка имеет аэробную направленность с умеренной интенсивностью, но с достаточным объемом.
Основными задачами подготовки детей 9-11 лет являются:
1. Привить устойчивый интерес к спортивным занятиям.
2. Укрепления здоровья и разностороннее физическое развитие.
3. Повышение общей работоспособности организма.
4. Обучение основным техникам передвижения на лыжах и других физических упражнений.
В содержание тренировки лыжников 9-11 лет включены преимущественно упражнения общеразвивающего характера, которые решают задачи по укреплению здоровья и всестороннего физического развития детей, обучение основам техники выполнения обширного комплекса физических упражнений, привитие интереса к занятиям спортом [4, 6, 7].
Большинство авторов сходятся во мнении, что в общей физической подготовке (ОФП) основное время отводится развитию физических качеств: выносливости, быстроты, силы, ловкости и гибкости. Именно в группе начальной подготовки юных лыжников-гонщиков закладывается развитие всех физических качеств и уделяется основное количество времени для ОФП, по данным некоторых авторов - до 80% ОФП и 20% специальной физической подготовки (СФП). С ростом квалификации спортсмена объём ОФП уменьшается, а СФП увеличивается [2, 5].
Среди зарубежных авторов особого внимания заслуживает немецкий К. Островски, который рекомендует самое рациональное соотношения ОФП и СФП в годичном цикле тренировки юных лыжников и биатлонистов в летний период подготовки - 75% на ОФП и 25% на СФП.
Изучение литературных источников, обобщение передового опыта, дало нам возможность выдвинуть предположение, что распределение общего количества часов на этапе начальной подготовки лыжников-гонщиков в пользу ОФП разрешит задачи укрепления здоровья и разностороннего развития организма и повышение общей физической работоспособности юных спортсменов [3]. Для определения соотношения применяемых объемов тренировочного процесса по видам подготовки, нами было изучены программы ДЮСШ 2006 года, Федеральный стандарт 2013 года, проанализированы дневники и планы тренировочного процесса 18 тренеров. Сравнительный анализ проведенного исследования представлен в виде диаграммы на рисунках 1, 2.
100% 90%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
ОФП СФП
Программа ДЮСШ 2006г Спортивная школа Тренер
техническая подготовка
тактическая подготовка
участие в соревнованиях
Федеральный стандарт 2013г Экспериментальная программа
Рисунок 1 - Анализ тренировочных программ по видам подготовки на этапе начальной подготовки 1 года
На основании проведенного исследования можно заключить, что на современном этапе развития лыжных гонок необходимо более детальное перспективное планирование тренировочного процесса, начиная с самого первого этапа занятий, т.е. с групп начальной подготовки.
90%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
0%
ОФП
СФП
техническая подготовка
тактическая подготовка
участие в соревнованиях
Программа ДЮСШ 2006г Спортивная школа Тренер
Федеральный стандарт 2013г Экспериментальная программа
Рисунок 2 - Анализ тренировочных программ по видам подготовки на этапе начальной подготовки 2-3 года
Из представленных соотношений мы видим, что между программами спортивных школ и Федеральных стандартов существенных различий нет, а вот тренировочные планы тренеров, имеют иные соотношения. Ярко выражено преобладает объем специальной
подготовки уже на этапе первого года подготовки у тренеров, что может гарантировать высокий результат на данном этапе, но зачастую такой подход чреват остановкой роста спортивного результата на этапе спортивной специализации (ЭТ 1-5). В наших предложенных соотношениях объемов тренировочного процесса, преобладает общая физическая подготовка, так как мы считаем основной задачей этапа начальной подготовки, должна быть всестороннее развитие.
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ тренировочных программ, федерального стандарта по виду спорта лыжные гонки, а также тренировочные план тренеров-преподавателей доказывают, что уже на начальном этапе идет процесс «натаскивания» на спортивный результат, хотя в основе должна состоять общефизическая подготовка начинающих спортсменов.
Исходя из этого, данные результаты позволили нам предположить, что увеличение основных средств ОФП и уменьшение СФП на этапе начальной подготовки позволит нам более качественно подготовить будущий олимпийский резерв.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутин, И.М. Лыжный спорт : учеб. пособие / И.М. Бутин. - М. : Academia, 2000. - 367 с.
2. Гибадуллин, И.Г. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов / И.Г. Гибадуллин. - Ижевск : [б.и.], 2005. - 208 с.
3. Гибадуллин, И.Г. Планирование тренировочного процесса лыжников-гонщиков 9-11 лет / И.Г Гибадуллин, К.М. Касумов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1 (34). - С. 32-36.
4. Лыжные гонки : примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / П. В. Квашук [и др.]. - М. : Советский спорт, 2005. - 72 с.
5. Мирошина, Е. Н. Подготовка юных лыжников-гонщиков на начальном базово-подготовительном этапе : метод. рекомендации / Е.Н. Мирошина. - Рязань : [б.и.], 2006. - 79 с.
6. Плохой, В.Н. Подготовка юных лыжников-гонщиков : научно-методический пособие / В.Н. Плохой. - М. : Спорт, 2016. - 184 с.
7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки / Министерство спорта Российской Федерации. - М. : Советский спорт, 2014. - 26 с.
REFERENCES
1. Butin, I. M. (2000), Skiing: studies. grant, Academia, Moscow.
2. Gibadullin, I.G. (2005), Management of training process in the system of long-term training of biathlonists, Izhevsk
3. Gibadullin, I.G. and Kasumov, K.M. (2015), "Planning of training process of skiers-racers of 9-11 years", Pedagogical-psychological and medical-biological problems ofphysical culture and sport, No. 1 (34), pp. 32-36.
4. Kvashuk, P. V. (2005), Cross-country skiing: approximate program for the system of additional education of children: children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people, Soviet Sport, Moscow.
5. Miroshina, E.N. (2006), Training of young skiers-racers at the initial basic and preparatory stage: method. recommendations, ROIRO, Ryazan.
6. Plohoy, V.N. (2016), Training of young skiers-racers: scientific and methodical grant, Sport, Moscow.
7. The Ministry of Sport of the Russian Federation (2014), Federal standard of sports preparation by the form sport cross-country skiing, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2019