Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ АТЛЕТА-ПАРАЛИМПИЙЦА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ АТЛЕТА-ПАРАЛИМПИЙЦА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАТКОСРОЧНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИХОРАДКИ / СПОРТСМЕН-ПАРАЛИМПИЕЦ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / СПОРТ СЛЕПЫХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винокуров Л.В., Лебедева А.Л.

Цель исследования - выявить теоретико-методические особенности и возможности реализации дескриптивной схемы основных этапов психологического полевого краткосрочного консультирования (ПКК) на предсоревновательном этапе тренировочного периода в спорте слепых. Методика и организация исследования. Психологическое консультирование выполнялось в рамках научно-методической поддержки паралимпийской сборной РФ спорта слепых (дисциплина дзюдо) в 2019 г. в течение 2,5 недель до начала соревнований международного уровня. Результаты исследования и выводы. Определено инструментальное содержание базовой схемы ПКК на каждом этапе, выполнена апробация алгоритма применения избранных психотехнических приемов, направленных на психокоррекцию отрицательного предстартового состояния лихорадки у спортсменов-паралимпийцев. Показано, что данная схема ПКК в спорте слепых позволяет нивелировать выраженность симптомокомплекса «лихорадки» в процессе оптимизации предстартового состояния паралимпийца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Винокуров Л.В., Лебедева А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESTART CONDITIONING MODEL FOR PARA SPORTS WITH SPECIAL PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP TOOLS

Objective of the study was to provide theoretical and provisions for a descriptive instant prestart conditioning model for Para sports using special psychological follow-up tools, and test it on a sample of blind and partially sighted elite Para judokas. Methods and structure of the study. We provided the psychological follow-up service under the national blind and partially sighted elite judokas service contract of 2019 for 2.5 precompetitive weeks prior to the major competitions. Results and conclusion. The study generated a stage-specific efficient prestart conditioning model toolkit, with every tool practically tested in the precompetitive fever/ apathy correction service. The prestart conditioning model was tested beneficial as verified by the meaningful progress of the sample in the prestart fever control and must-win mind-setting aspects.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ АТЛЕТА-ПАРАЛИМПИЙЦА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ»

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ АТЯЕТА-ПАРАЯИМПИйЦА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

УДК/UDC 796.01:159.9+159.98

Поступила в редакцию 20.01.2022 г.

Кандидат психологических наук, доцент Л.В. Винокуров1

Кандидат психологических наук А.Л. Лебедева1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

PRESTART CONDITiÜNING MODEL FÜR PARA SPORTS WiTH SPECiAL PSYCHOLOGiCAL FOLLOW-UP TOOLS

PhD, Associate Professor L.V. Vinokurov1 PhD A.L. Lebedeva1

1 St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Информация для связи с автором: leon 1205@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить теоретико-методические особенности и возможности реализации дескриптивной схемы основных этапов психологического полевого краткосрочного консультирования (ПКК) на предсоревнова-тельном этапе тренировочного периода в спорте слепых. Методика и организация исследования. Психологическое консультирование выполнялось в рамках научно-методической поддержки паралимпий-ской сборной РФ спорта слепых (дисциплина дзюдо) в 2019 г. в течение 2,5 недель до начала соревнований международного уровня. Результаты исследования и выводы. Определено инструментальное содержание базовой схемы ПКК на каждом этапе, выполнена апробация алгоритма применения избранных психотехнических приемов, направленных на психокоррекцию отрицательного предстартового состояния лихорадки у спортсменов-паралимпийцев. Показано, что данная схема ПКК в спорте слепых позволяет нивелировать выраженность симптомокомплекса «лихорадки» в процессе оптимизации предстартового состояния паралимпийца.

Ключевые слова: краткосрочное консультирование, предстартовое состояние лихорадки, спортсмен-паралимпиец, психокоррекция, спорт слепых.

Abstract

Objective of the study was to provide theoretical and provisions for a descriptive instant prestart conditioning model for Para sports using special psychological follow-up tools, and test it on a sample of blind and partially sighted elite Para judokas.

Methods and structure of the study. We provided the psychological follow-up service under the national blind and partially sighted elite judokas service contract of 2019 for 2.5 precompetitive weeks prior to the major competitions. Results and conclusion. The study generated a stage-specific efficient prestart conditioning model toolkit, with every tool practically tested in the precompetitive fever/ apathy correction service. The prestart conditioning model was tested beneficial as verified by the meaningful progress of the sample in the prestart fever control and must-win mind-setting aspects.

Keywords: short-term follow-up, prestart fever, Para athlete, psychological correction, blind and partially sighted sports.

Введение. В соревновательном периоде абсолютное значение для достижения максимальных результатов в спортивной борьбе, особенно в спорте высших достижений, обретает динамика предстартового состояния, отражающая степень мобилизации всех функциональных ресурсов организма спортсмена «здесь и сейчас». Так, в случае предстартовой апатии наблюдается общее торможение в ЦНС. Предстартовая лихорадка, наоборот, сопровождается значительным ростом нервного возбуждения, провоцируя, в частности, различные проявления повышенной тревоги на уровне психической деятельности в целом [5]. Известно, что указанные состояния ведут к снижению соревновательной успешности любого атлета, в том числе паралимпийца,

в связи с чем задача (спортсмена, тренера, психолога) заключается в оптимизации актуально неадекватного уровня предстартового торможения либо возбуждения, в идеале, до состояния боевой готовности.

В практической работе со здоровыми спортсменами, направленной на эмоционально-личностную настройку как инструментальное «ядро» оптимизации предстартового состояния, для специалиста оказывается доступным достаточно широкий выбор психотехник. Применяются, в частности, рисуночные техники при постановке целей и отработке негативных образов, фокусировка внимания на окружающих визуальных объектах, ведение дневника автоматических мыслей в целях выявления и устранения патогенного раздра-

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

жителя и т. д. В спорте слепых это невозможно, ибо в процессе психологического сопровождения и ментальной подготовки спортсменов-паралимпийцев, прежде всего, потерявших зрение в очень раннем возрасте или имеющих врожденную патологию, стандартные психотехники регуляции тревожно-фобических состояний по своим процедурным, методическим особенностям оказываются неприменимы либо малоэффективны.

Ограниченностью доступных психотерапевтических решений, обусловленной нозологией зрения, определяется актуальность и необходимость поиска и реализации эффективных инструментов психокоррекции отрицательных предстартовых состояний (вплоть до патологических (болезненных) в процессе психологического консультирования спортсменов-паралимпийцев спорта слепых с целью оптимизации у них предстартового состояния в случае «лихорадки».

Цель исследования - выявить теоретико-методические особенности и возможности реализации дескриптивной схемы основных этапов психологического полевого краткосрочного консультирования (ПКК) на предсоревновательном этапе тренировочного периода в спорте слепых.

Методика и организация исследования. Психологическое консультирование выполнялось в рамках научно-методической поддержки паралимпийской сборной РФ спорта слепых (дисциплина дзюдо) в 2019 г в течение 2,5 недель до начала соревнований международного уровня.

В стандартной терапевтической ситуации для психокоррекции различных деструкций, детерминированных состоянием предстартовой лихорадки (навязчивых мыслей, эмоционального тонуса спортсмена и др.), необходимо продолжительно (от одного месяца и более) и регулярно вести процедуры консультирования, что невозможно в условиях предсоревновательного этапа тренировочного периода. В контексте ситуационных ограничений на полноценное психологическое сопровождение спортсменов была разработана базовая дескриптивная схема и определено содержание этапов ПКК для психокоррекции предстартового состояния лихорадки у спортсменов-паралимпийцев.

I. Подготовительный этап ПКК предполагает решение следующей последовательности задач: а) уточнение запроса у спортсмена, установление с ним психологического контакта, оценка его актуального состояния, разъяснение спортсмену причин его состояния; б) первичная психодиагностика личностных особенностей (методика «Акцентуации личности» К. Леонгарда [2]) и оценка уровня тревоги (методика «Шкала тревоги» А. Бека [1]); в) беседа со спортсменом (авторский вариант структурированного интервью) для сбора информации об обстоятельствах возникновения тревожного состояния.

II. Консультативный этап ПКК в качестве основных задач включает: а) обучение спортсмена навыкам самонаблюдения, информирование о техниках психической саморегуляции, управления своим психоэмоциональным состоянием с учетом нозологии зрения; б) мотивирование спортсмена к применению рекомендованных техник самопомощи вне сессий с психологом; для мотивирования использовались методы убеждения и нейролингвистиче-ского программирования (речевые интонации, рефрей-минг в формулировках и др.) [3]; в) реализация в процессе консультирования стандартных психотехник (нервно-мышечная релаксация, расслабляющее дыхание, визуализация) и авторских (спортсмену предлагается оценить себя

по ряду критериев, после чего эти оценки детально обсуждаются со спортсменом).

III. Фиксирующий этап ПКК предполагает: а) выявление и анализ положительных изменений совместно со спортсменом; б) рекомендации спортсмену по закреплению результата и приемам самопомощи (особое внимание при этом уделяется навыкам настройки дыхания, мышечного расслабления, остановки внутреннего диалога или «постоянно прокручивающихся мыслей»).

В каждой фазе консультирования мы опирались на общепринятые подходы к психокоррекции тревожного состояния (в нашем случае предстартовой лихорадки). Так, из телесно-ориентированного подхода мы выбрали упражнения на дыхание и снижение мышечного тонуса, поскольку именно они тесно связаны с психическим состоянием. Из арт-терапевтических психотехник была выбрана методика лепки с использованием скульптурного пластилина высокой плотности, требующего выраженного мышечного усилия кисти в процессе лепки, что положительно влияет на мышцы, снижает психоэмоциональное напряжение. Из техник когнитив-но-поведенческихинтервенций мы применили схему ABCDE, выявление противоречий в когнитивных установках, технику самопомощи, предполагающую формулирование лаконичных директивных помогающих фраз с учетом индивидуального типа реагирования (техника «Пять пальцев») [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Спортивная подготовка высококвалифицированных паралимпийцев всегда индивидуализирована, а психологическое консультирование индивидуально по замыслу самого метода, что определило выбор одного из кейсов для описания апробации представленной выше схемы ПКК, которая была реализована во время шести сессий со спортсменом А. в пределах двух с половиной недель до первого дня соревнований. Спортсмен А., действующий дзюдоист-паралимпиец (класс В1) высокой квалификации (МСМК), сообщил о появлении у него тревожных расстройств, сопровождающихся выраженной вегетативной симптоматикой (тремор, учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушения работы ЖКТ, тошнота, рвотный рефлекс) тренеру и психологу. К специалисту запрос от А. формулировался так: «Хочу быть спокойным перед схваткой».

Предварительно, по типу развивающихся у А. тревожных состояний, мы классифицировали их как специфические страхи, провоцируемые воспоминаниями о психотравмиру-ющей ситуации, имевшей место в анамнезе спортсмена А. (причинение физического вреда противнику во время соревнований несколько лет назад, повлекшего за собой тяжелую физическую травму у соперника). Результаты психодиагностики состояния тревоги на подготовительном этапе ПКК показали повышенный уровень тревожности у А. Более того, исследование эмоционально-личностных особенностей, наблюдение за поведенческими реакциями А. обнаруживают, что у спортсмена часто проявляются эмоциональное возбуждение, упрямство, конфликтность, нарушения сна, невротические навязчивые мысли, что характеризует психологические реакции субъекта именно в состоянии предстартовой лихорадки. В ходе направленного интервью выяснилось, что основной ситуацией усиления тревожности является выход на татами, а основным триггером состояния лихорадки -страх «убить противника». При уточнении запроса выяснилось также, что и ранее, непосредственно перед схваткой или с ее началом, изредка в ходе схватки у А. возникали непроизвольные, непродуктивные позывы к рвоте, навязчивые тре-

24

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

вожные мысли о высокой вероятности описанного события, что мы классифицируем как проявления эметофобии.

Когнитивно-терапевтическая концептуализации случая выявила склонность А. к катастрофизации будущего, убежденность в своей беспомощности [3]. Мотивирование спортсмена на консультативном этапе играет особую роль, ибо только при установленном контакте специалиста со спортсменом, понимании последним механизма запуска переживаний тревоги и беспокоящих мыслей [1], веры в возможность коррекции негативных состояний возможно осознанное, качественное, регулярное практическое применение техник профилактики и ремиссии негативных состояний. Например, доверие к психологу, развитые волевые качества, понимание значения самопомощи в процессе оптимизации актуального предстартового состояния позволили А. оперативно овладеть приемами некоторых стандартных психотехник.

Так, А. овладел приемами прогрессивной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона посредством напряжения и расслабление отдельных групп мышц, «заземлением» с фокусировкой внимания на собственных слуховых и про-приоцептивных ощущениях, произвольной регуляцией дыхания с коротким вдохом и медленным постепенным выдохом. Для выполнения дыхательного упражнения мы предложили А. вести счет «про себя» в темпе движения секундной стрелки («раз-и-два-и-три-и»), делать вдох через нос на четыре счета, паузу на два счета, выдох через рот на шесть или восемь счетов (в идеале для расслабления выдох должен быть в два раза дольше, чем вдох), затем снова паузу на два счета, затем повторить весь цикл 10-20 раз. Результатом выполненной А. лепки стал предмет в форме пистолета (объект отдельного анализа в проблемном поле) с наличием мелких деталей, а также значительное, по мнению А., улучшение психоэмоционального состояния. Использование нами схемы АBCDE помогло А. осознать триггеры тревоги и нейтрализовать негативную симптоматику предстартового состояния.

В ходе ПКК апробирован также алгоритм ведения диалога со спортсменом по следующим пунктам: а) выдели важные, с твоей точки зрения, характеристики дзюдоиста-паралим-пийца; б) оцени себя по выделенным характеристикам («дисциплина», «уважение к сопернику», «трудолюбие» и т. д.); в) представь себя в роли тренера, работающего со спортсменом с таким же профилем оценок, и предложи эффективные альтернативы взаимодействия в диаде «тренер - спортсмен», оставаясь в позиции внешнего наблюдателя («третьей стороны»), обозначив ресурсные зоны. Такой диалог позволил А.

обнаружить противоречия в его собственных когнитивных установках, предложить варианты их элиминации, снизить эмоциональное напряжение в отношениях, на фиксирующем этапе осознать положительные изменения и закрепить изученные приемы самопомощи.

В целом, данная схема ПКК апробировалась в спорте слепых (дисциплины: дзюдо и плавание) еще в трех аналогичных случаях. В итоге, кроме одного случая неполного снятия отрицательной симптоматики, у трех атлетов наблюдалась положительная динамика предстартового состояния до полной нейтрализации «лихорадки» (при индивидуальном подборе приемов психокоррекции).

Вывод. В спорте слепых трехэтапная схема ПКК позволяет добиться снижения уровня тревоги и эметофобии у пара-лимпийца, улучшить качество его сна, эмоционального фона в отношениях, стимулировать позитивное мышление, положительно изменить свои поведенческие реакции, то есть избавиться от ранее наблюдаемых симптомов «лихорадки», освоив некоторые приемы автономной коррекции психического состояния, оптимизировать его в течение двух-трех недель до основного старта. В последующей соревновательной деятельности (в 2019-2021 гг.) при регулярном выполнении спортсменами рекомендованных упражнений для психической саморегуляции, рецидивов симптомоком-плекса «лихорадки» либо других тревожно-фобических состояний также не возникало. Литература

1. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПб.: Питер, 2018.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо-пресс, 2001.

3. Прашко Я., Можны П., Шлепецки М. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015.

4. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Черникова О.А. Стартовая лихорадка // Теория и практика физ. культуры. 1937. Вып. 3, С. 268-275.

References

1. Beck J. Kognitivno-povedencheskaya terapiya. Ot osnov k naprav-leniyam [Cognitive Behavioral Therapy. From basics to directions]. St. Petersburg: Piter publ., 2018.

2. Leongard K. Aktsentuirovannye lichnosti [Accentuated personalities]. M.: Eksmo-press publ., 2001.

3. Prashko Y., Mozhny P., Shlepetski M. Kognitivno-bikhevioralnaya terapiya psikhicheskikh rasstroystv [Cognitive-behavioral therapy of mental disorders]. M.: Institute for General Humanitarian Research publ., 2015.

4. Romek V.G. Povedencheskaya psikhoterapiya [Behavioral psychotherapy]. M.: Akademiya publ., 2002.

5. Chernikova O.A. Startovaya likhoradka [Starting fever]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1937. no. 3, pp. 268-275.

НОВЫЕ КНИГИ

ВЯТЛЕВ, Д.Н. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ. ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ В МИНИ-ФУТБОЛ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / Д.Н. ВЯТЛЕВ. - КОСТРОМА: КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА,

2021. - 80 С. - iSBN 978-5-8285-1154-9.

Мини-футбол - наиболее популярная игра среди студенческой молодежи, применяется в процессе учебных занятий в вузе и помогает решать основные задачи физического воспитания студентов. В данном учебно-методическом пособии излагаются общие вопросы физической подготовки футболистов, рекомендации по методике обучения и тренировки мини-футболу. Предназначено для студентов вузов, занимающихся в секциях по мини-футболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.