ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА И ПЕРВОГО КУРСА
А.Д. Кулик
Кафедра русского языка № 3 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117 798
Статья посвящена вопросам повышения качества образования путем оптимизации предметного содержания учебных пособий для студентов-иностранцев подготовительного факультета и первого курса.
В современной образовательной политике ключевым понятием является «качество образования», которое невозможно без фундаментализации. Используя этот принцип, можно раскрыть внутренние связи и отношения фундаментальных понятий и образования. Данный принцип тесно связан с принципом профессионализации, практической направленности каждого учебного предмета на формирование комплекса разнообразных компетенций — комплекса актуальных фундаментальных и общепрофессиональных знаний, навыков и умений; умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода.
Таким образом, принципы фундаментализации и профессионализации должны быть основополагающими при создании учебных пособий.
Анализ учебных пособий для студентов-иностранцев, обучающихся в РУДН на первом курсе по направлениям: «История», «Юриспруденция», «Международные отношения», «Философия», «Журналистика», «Психология», показал, что все они содержат большое количество новых лексических единиц и терминов, вследствие чего конспекты лекций трудны для восприятия, о чем докладывалось автором на заседании Комиссии по русскому языку от 06.03.07 г. Например, в учебном пособии «Введение в теорию журналистики» в третьей лекции читаем: «В лекции рассматриваются дескриптивные и валюативные стороны прескреп-тивных и нормативных массово-информационных процессов» [2. С. 11].
В данном пособии нет текста лекций, даны только вопросы, рассматриваемые в лекциях.
Учебное пособие «Общая психология» [1] для иностранных студентов первого курса, обучающихся по направлению «Психология», существенно отличается от представленных выше. В нем даны: программа учебных занятий, где указаны темы; графы; термины; комментарии; вопросы для обсуждения для студентов разных факультетов: международных отношений, культурологии, рекламы, экономики и управления, юридическом.
Мы полагаем, что учебные пособия должны иметь единую структуру, которая может быть указана в памятках для преподавателей-предметников. Памятка может иметь следующий вид.
ПАМЯТКА
Новые слова (которые даны перед лекцией)
План
Собственно лекция
Вопросы (постановка межпредметных и проблемных вопросов, как в лекционных материалах, так и в самих вопросах)
Графическое представление лекции Литература (обязательная и рекомендуемая)
Словарь новых слов с переводом на иностранные языки Глоссарий
Словарь имен известных ученых (имена которых встречаются в лекциях)
Интернет-ресурсы
Темы рефератов
Список авторефератов и диссертаций, защищенных по специальности
Представляет интерес последний пункт данной памятки. Мы полагаем, что список авторефератов и диссертаций помогает ориентировать студентов в выборе тем для занятий научно-исследовательской работой и написания курсовых работ (1—3 курс). Например, среди авторефератов диссертаций, защищенных по специальности «Журналистика», есть такие интересные темы, как «Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом», «Журналисты как четвертая власть» и др.
Учебные пособия, написанные преподавателями-предметниками, на наш взгляд, должны быть прочитаны преподавателями русского языка. При значительной адаптации лекционного материала их фамилии включаются в авторский коллектив.
Необходимо сотрудничество преподавателей-предметников и преподавателей русского языка подготовительного факультета для создания терминологических словарей по конкретным специальностям; текстосистемы дисциплин; сборников межпредметных (общенаучных) понятий; сборников предметных понятий; сборников суждений.
Каждый студент подготовительного факультета, как нам думается, должен составлять персональный словник будущей специальности, в который будут включаться термины с их деривационными, парадигматическими и синтагматическими связями.
Надо отметить, что работа с текстосистемой будет готовить студентов к слушанию не отдельных лекций, а позволит говорить о подготовке к циклу лекций. Если текстосистему создает преподаватель-предметник, то лингводидактический аппарат на основе этой текстосистемы — преподаватель русского языка.
Студенты подготовительного факультета не знакомы с категориальным аппаратом. Однако на первом курсе по направлениям и дисциплинам всех специальностей, изучаются предмет, методы, структура, систематическая теория и категориальный аппарат. Так, на подготовительном факультете в группах политологов изучается «Всеобщая история», в то время как на первом курсе — «История политических учений. Методология проблемы»; «Классическая философия»; «Политическая философия». Или, например, на первом курсе по направлению «Международные отношения» как обязательная дисциплина присутствует «Тео-
рия и история международных отношений», а на подготовительном факультете в группах по направлению «Международные отношения» (ГМ) только «Всеобщая история». Нам думается, что изучение «Всеобщей истории» оправдано в группах историков, философов, журналистов, лингвистов и филологов.
С точки зрения межпредметной координации и оптимизации предметного содержания учебных пособий следует пересмотреть дисциплины, изучаемые на подготовительном факультете во втором семестре. К такому выводу можно прийти, проанализировав учебные планы подготовки бакалавров по разным направлениям (табл.).
Таблица
Изучаемые и предлагаемые к изучению дисциплины
Изучаемые дисциплины Дисциплины, предлагаемые к изучению
Направление ЭЭ Экономика
Математика Математика
Основы экономических знаний Основы экономических знаний
Информатика Информатика
История России —
География Экономическая география
Направление ЮЮ Юриспруденция
Всеобщая история Философия
Основы экономических знаний Основы экономических знаний
История России История России
Основы правовых знаний Основы правовых знаний
Направление ГМ Международные отношения
География Политическая география
Всеобщая история Философия
История России История России
Основы дипломатии
Основы политико-правовых знаний
Естествознание
Направление ГП Политология
Всеобщая история Философия (обязательно)
Литература —
История России Политическая история России
География —
Основы политологии
Основы политико-правовых знаний
Направление ГС Социология
Всеобщая история Философия
История России —
Основы психологических знаний Основы психологических знаний
Математика Математика
Основы социологических знаний
Естествознание
Направление ГИ История
Всеобщая история Всеобщая история
История России История России
Литература —
География —
Философия
Основы археологии
Направление ФЖ Журналистика
Всеобщая история Всеобщая история
История России История России
Литература Литература
География География
Основы журналистики Основы журналистики
Окончание табл.
Направление ФЛ Лингвистика
Всеобщая история Всеобщая история
История России История России
Литература Литература
Иностранный язык Иностранный язык
Основы лингвистических знаний Основы лингвистических знаний
Направление ФЯ Филология
Всеобщая история Всеобщая история
История России История России
Литература Литература
Основы лингвистических знаний Основы лингвистических знаний
Таким образом, предлагаемый пересмотр изучаемых дисциплин на подготовительном факультете потребует создания новых учебных комплексов.
Мы считаем, что вводить научный стиль речи надо с четвертой-пятой недели обучения, когда освоен элементарный уровень владения речевого общения на русском языке, по два часа в неделю до девятой недели. Далее по шесть часов с девятой недели и до конца первого семестра. Во втором семестре увеличить количество часов до восьми (двенадцати) в неделю. Начинать обучение языку специальности с терминов по общенаучным дисциплинам. Следовательно, создаваемые учебные пособия по общенаучным дисциплинам для студентов-иностранцев подготовительного факультета должны отражать методику работы с терминами и понятиями. Термин может демонстрироваться текстами общенаучных дисциплин; газетно-публицистического стиля речи; словарных статей.
Во втором семестре предполагается учить студентов конспектированию с листа и со слуха на материале текстов по специальности.
Таким образом, учебный комплекс должен состоять из учебного пособия по общенаучным дисциплинам, учебных пособий «Введение в специальность», сборников. Если в него включить книгу для преподавателя, рабочую тетрадь, книгу для дополнительного чтения, контрольные материалы, корректировочный курс, то это будет уже учебно-методический комплекс (рис.).
Рис. Учебно-методический комплекс по научному стилю речи для студентов-иностранцев подготовительного факультета
Итак, создание учебно-методического комплекса является одним из путей оптимизации предметного содержания учебных пособий для студентов-ино-странцев первого курса и подготовительного факультета, что должно способствовать повышению качества обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Иващенко А.В., Крысько В.Г., Крупнов А.И. Общая психология : Учебное пособие для иностранных студентов первого курса, обучающихся по направлению «Психология». — М., 2006.
[2] Коренчук Е.Г. Введение в теорию журналистики : Учебное пособие для иностранных студентов первого курса, обучающихся по направлению «Журналистика». — М., 2006.
SUBJECT CONTENT OPTIMIZATION OF TEXBOOKS ORIENTED FOR FIRST-YEAR STUDENTS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AS WELL AS FOR LEARNERS STUDYING AT PREPARATORY COURSE
A.D. Culik
Russian language chair № 3 Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklucha-Maklay str., Moscow, Russia, 117198
This article deals with development of education quality on the basis of subject content optimization of textbooks oriented for first-year students of Russian as a foreign language as well as for learners studying at preparatory course.