Научная статья на тему 'Традиции и новации в составлении учебно-календарных планов по научному стилю речи. Гуманитарный профиль. Предвузовская подготовка'

Традиции и новации в составлении учебно-календарных планов по научному стилю речи. Гуманитарный профиль. Предвузовская подготовка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2210
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулик Алла Дмитриевна

В статье предлагаются новые подходы при составлении учено-календарных планов гуманитарного профиля на этапе предвузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулик Алла Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в составлении учебно-календарных планов по научному стилю речи. Гуманитарный профиль. Предвузовская подготовка»

РАЗДЕЛ IV ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА

А. Д. Кулик

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫХ ПЛАНОВ ПО НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ. ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ.

ПРЕДВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Язык специальности - одна из важнейших составляющих современного процесса обучения русскому языку иностранных учащихся на этапе пред-вузовской подготовки.

Предлагаемый календарно-тематический план обеспечивает обучение русскому языку по следующим направлениям гуманитарного профиля обучения: «Международные отношения», «Политология», «История», «Юриспруденция», «Муниципальное управление», «Философия», «Социология», «Связи с общественностью» (Р11), «Филология», «Журналистика», «Лингвистика», «Психология», «Искусство и гуманитарные науки», «Экономика», «Гостиничный бизнес и туризм».

Отбор учебного материала осуществляется на основе существующих в настоящее время нормативных документов, в частности таких, как «Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень» [1]; «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт)» [2]. Причём «Образовательная программа...» и «Требования ...» сформулированы как для общего владения языком, так и для владения языком специальности.

Предлагаемый учебно-календарный план учитывает взаимосвязанное обучение аспектам языка и видам речевой деятельности для формирования у иностранных учащихся общенаучной, общепрофессиональной и коммуникативной компетенций в учебно-профессиональной сфере общения.

Если на начальном этапе ведущую функцию - формирование коммуникативной компетенции - реализуют в процессе передачи предметных знаний и формирования навыков и умений, то на последующих этапах ведущей становится функция формирования общепрофессиональной компетенции, которую реализуют в процессе продолжающегося формирования коммуникативной компетенции.

В действующем учебно-календарном плане в качестве текстового материала выступают адаптированные учебные тексты общеобразовательных

дисциплин, в частности, тексты по всеобщей истории, географии, экономике и т. д.

Начало занятий по научному стилю речи (НСР) зависит от сроков ввода общеобразовательных предметов, от направлений, что отражено в плане распределения учебного времени факультета.

Изучение НСР начинается, например, в группах экономического направления с пятой учебной недели по четыре часа, а с седьмой недели количество часов увеличивается до шести в неделю. В группах, обучающихся по направлениям «Государственное управление», «Социология», «Философия», - с седьмой недели по четыре часа, а с девятой недели по шесть часов.

В группах, обучающихся по направлениям «Международные отношения», «Политология», «История», «Юриспруденция», «Журналистика», «Лингвистика», «Филология», «Психология», «Искусство и гуманитарные науки», изучение НСР вводится с девятой недели (количество часов варьируется).

На наш взгляд, начало занятий по научному стилю речи (НСР) является дискуссионным. Оно не только зависит от сроков ввода общеобразовательных предметов, от направлений, но от учёта особенностей начального этапа обучения и от системно-методического обеспечения общенаучных дисциплин. Нами предлагается введение НСР по направлениям «Международные отношения», «Политология», «Юриспруденция» с четвертой недели обучения по два часа. Тогда возникает необходимость пересмотра плана распределения учебного времени факультета.

В качестве текстового материала можно использовать адаптированные учебные тексты не только по всеобщей истории, но и тексты по истории России, философии.

Учебно-календарные планы по НСР на базовом и I сертификационном уровнях предвузовской подготовки представляют собой понедельное и почасовое распределение материала. Выделяются разделы: «Лексическая тема», «Грамматическая тема», «Аудирование», «Говорение», «Чтение», «Письмо», «Контрольные работы», «Языковые знания», «Коммуникативно-функцио-нальные блоки», «Базисные понятия», «Базисные методы», «Межпредметные понятия».

В разделе «Лексическая тема» в зависимости от направления и уровня обучения варьируются общенаучные и общепрофессиональные темы, которые позволяют реализовать принцип профессиональной направленности обучения.

В разделе «Грамматическая тема» выделены характерные грамматические темы языка специальности. Возможно ограничение одним из аспектов обучения русскому языку (общему владению языком или научному стилю речи) по усмотрению преподавателя следующих грамматических тем:

Существительные. Родительный, именительный винительный падежи.

Глагол. 3-ье лицо, единственное и множественное число; 1-ое лицо множественное число, несовершенный вид, настоящее время.

Причастия. Краткая форма страдательных причастий.

Деепричастия.

Предлоги (отыменные, производные) (например, в течение, в результате).

Пассивные конструкции с глаголами на - ся.

Безличные предложения.

Неопределённо-личные предложения.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия и причины.

Вводные слова и предлоэюения.

В разделах «Языковые знания» и «Коммуникативно-функциональные блоки» внимание студентов концентрируется на языковом материале, демонстрирующем специфику научного текста в любой области знаний (терминологическая лексика и лексико-грамматические конструкции, образующие коммуникативно-функциональные блоки), которые формируют языковую компетенцию и профессионально-коммуникативные навыки и умения.

Объём языковых знаний по НСР определяется образовательным стандартом и создаваемыми на его основе программами обучения. Показателем уровня владения учащимися языковыми знаниями является языковая компетенция в избранной области знаний. Как известно, характерной особенностью НСР является наличие терминов, которые обозначают понятия и обеспечивают научную точность изложения. Поэтому, как нам думается, присутствие их оправдано в разделе «Языковые знания».

В разделе «Коммуникативно-функциональные блоки» акцент делается на характерные для НСР конструкции, которые представлены в системе.

В разделах «Аудирование», «Говорение», «Чтение», «Письмо» предъявлены задания по адаптированным текстам общенаучной тематики, построенным с учётом лексико-грамматического материала, соответствующего данному уровню.

Поэтапный контроль осуществляется по мере завершения изучения определённых тем. Он позволяет судить об эффективности овладения конкретным разделом программного материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, который был достигнут в результате усвоения большого по объёму материала. В конце I и II семестров проводится итоговая контрольная работа по НСР, которая является зачётной и включает в себя комплексную проверку формирования навыков и умений в письменной (тест) и устной (чтение и пересказ текста общенаучной / общепрофессиональной тематики) речи.

Выделение разделов «Базисные понятия и методы» обосновано необходимостью предъявления системного описания структуры содержания образования как технологического инструмента системной ориентировки

учащихся в учебной дисциплине уже в начале изучения курса, а также необходимостью формирования информационного канала.

«Словарь методических терминов» так определяет содержание обучения научным дисциплинам: «Содержание обучения иностранному языку принципиально отличается от содержания обучения научным дисциплинам. Для последних основу содержания обучения составляет усвоение понятий, приобретение знаний, в то время как при обучении иностранному языку главное - приобретение речевых навыков и умений, обеспечивающих возможность практического пользования языком». [3, с. 327]

Выделение раздела «Межпредметные понятия» отражает предметноязыковую координацию, способствует формированию модуля и целостной системы знаний, организует межпредметную координацию, обеспечивает преемственность между предвузовским и вузовским этапами обучения.

Таким образом, при составлении учебно-календарных планов по научному стилю речи наряду с сохранением таких традиционных блоков, как «Лексическая тема», «Грамматическая тема», «Аудирование», «Говорение», «Чтение», «Письмо», «Контрольные работы», «Языковые знания», вводятся такие разделы, как «Коммуникативно-функциональные блоки», «Базисные понятия», «Базисные методы», «Межпредметные понятия», которые являются новационными.

Новациями также являются: введение НСР с четвёртой недели обучения по направлениям «Международные отношения», «Политология», «Юриспруденция»; использование в качестве текстового материала адаптированных учебных текстов по истории России, философии.

Рассмотрим в сопоставлении действующий календарно-тематический план и предлагаемый нами.

Студенты подготовительного факультета проходят обучение научному стилю речи в первом семестре по учебному пособию «Введение в язык специальности на материале всеобщей истории» (авторы Н. Ю. Крылова, А. С. Иванова).

При анализе учебно-календарного плана на примере трёхнедельного обучения по указанному учебному пособию не определяются базисные методы и межпредметные связи по специальностям «Политология», «Международные отношения», «Юриспруденция». Необходимо отметить, что по этим специальностям всеобщая история не изучается на I курсе. Возникает вопрос о целесообразности обучения иностранных студентов вышеназванным специальностям по этому учебному пособию. Хотя необходимо признать, что оно может быть использовано для обучения в группах историков, философов, журналистов, лингвистов и филологов.

Обратим внимание на то, что обучение научному стилю речи начинается с девятой недели.

Таблица 1

Фрагмент учебно-календарного плана по учебному пособию «Введение в язык специальности на материале всеобщей истории» (авторы Н. Ю. Крылова, А. С. Иванова)

Семестр I

Девятая неделя

№ Лексическая тема Кол. час. Г рамматическая тема Ауди- ров. Гово- рение Чте- ние Письмо КР

1. История как наука 4 Парадигма падежей 2, 4, 5, 8, 10 и, 14, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, П, 17 1, 9, ю, 12, 13, 15, 16, 18, 19

Языковые знания Наука, история, человек, возникать, происхожде-

человечество, общество, ние, заниматься, причина,

развиваться, процесс, прошлое

Коммуникативно-функциональные блоки Что? это что?

Базисные понятия История

Базисные методы

Межпредметные понятия

Десятая неделя

№ Лексическая тема Кол. час. Грамматическая тема Ауди- ров. Гово- рение Чте- ние Пись- мо КР

2. Историческая хронология 4 Парадигма падежей 2, з, 5, 8, 9 9, ю, 17 1, 2, 3, 4, 6, 7, ю, 14, 17 1, 4, П, 12, 13, 14, 15, 16, 17

Языковые знания Календарь, дата, древний, считать, хронология, делиться, длиться, времяисчисление, тысячелетие, столетие, эра, десятилетие, пропускать, отмечать праздник, високосный

Коммуникативно-функциональные блоки Что? делится на что?

Базисные понятия Историческая хронология

Базисные методы

Межпредметные понятия

Одиннадцатая неделя

Лексическая тема

Кол.

час.

Г рамматическая тема

Ауди-

рован.

Гово-

рение

Чте-

ние

Пись-

мо

КР

Исторические

источники.

1. Вещественные исторические источники

Парадигма

падежей

2,

3,

4, 6, г

9,

12,

13,

19,

20

1,

2,

3,

4,

5,

6,

7,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8, 9, 13, 16, 19, 20

1,

8,

Ю,

П,

14,

15,

17,

18, 19

Языковые знания

Источник, культура, труд, памятник, оружие, предок,архитектура, раскопки, вещественный, вещь,

орудие, посуда, украшение, жилище, изготовлять, восстанавливать

Коммуникативно-функциональные

блоки

Что? представляет собой что?

Базисные понятия

Вещественные исторические источники Археология

Базисные методы

Межпредметные понятия

Нами предлагается курс, который носит характер пропедевтического и состоит из двух частей. Обучение научному стилю речи начинается с четвёртой недели и предполагает работу над понятием «государство». Последующие темы - это признаки государства: «Власть», «Структура государства», «Территория. Налоги. Суверенитет». Таким образом, иностранные учащиеся учатся работать сначала с одним понятием. Затем эти навыки могут быть перенесены при рассмотрении других понятий при изучении разнообразных дисциплин. Это и есть первая часть.

Затем с девятой недели обучения количество часов возрастает с двух до шести. Во второй части предлагаются следующие темы: «Первобытные

люди», «Что такое политика?», «Что такое политическая система?», «Государство «Киевская Русь»», «Как возникло государство?», ««Государство» Платона», «Патриархальная теория возникновения государства», «Теория общественного договора», «Противоречие. Развитие. Прогресс». Попытаемся обосновать данную структуру второй части.

Во второй части присутствуют темы по истории России, по философии, по политологии, по истории государства, составляющие модуль, который затем получит своё развитие при изучении дисциплин на первом и последующих курсах. В названиях этих дисциплин и тем мы находим некую корреляцию. Например, дисциплина «Государство» Платона» изучается политологами; дисциплина «Политология» (некоторые темы «Что такое политика?», «Что такое политическая система?» присутствуют во второй части) изучается историками, философами, социологами, специалистами по государственному и муниципальному управлению. «Историю государства и права» изучают юристы. В политологии центральной темой является государство как главный актор международных отношений и государственное устройство, поэтому введены такие темы, как «Как возникло государство?», «Патриархальная теория возникновения государства», «Теория общественного договора». Мы полагаем, что такая структура пропедевтического курса позволит выявить межпредметные связи, что облегчит изучение вышеназванных дисциплин, в первую очередь, на первом, а затем и на последующих курсах.

Учебно-календарный план, составленный на базе предлагаемого пропедевтического курса (по специальностям «Политология», «Международные отношения», «Юриспруденция»), даёт возможность установить не только межпредметные связи, но и внутрипредметные. Реализация межпредметных связей на философском уровне происходит при изучении понятий (например, в пропедевтическом курсе изучается понятие «государство»), которые, как известно, рассматриваются как диалектические категории и всеобщие признаки окружающего мира - структуры, движения, развития и взаимосвязи.

Отметим, что обучение научному стилю речи начинается с четвёртой недели после изучения грамматической конструкции у кого? есть кто?.

Таблица 2

Фрагмент учебно-календарного плана по предлагаемому пропедевтическому курсу для специальностей «Политология», «Международные отношения», «Юриспруденция».

Семестр I

Четвёртая неделя

Лексическая тема

Кол.

час.

Г рамматическая тема

Ауди-

рован.

Гово-

рение

Чте-

ние

Пись-

мо

КР

Государство.

Элементы

государства.

Власть.

Парадигма

падежей

2,

3,

В,

9,

Ю,

11

2,

В,

9

4,

5,

6,

Языковые знания

Государство, общество, политический, власть, структурный, территориальный,

организация, следовательно, население, рассматриваться, квалификация

Коммуникативно-функциональные блоки

Что? это что?

У кого есть что?

Базисные понятия

Государство. Власть.

Базисные методы

Межпредметные понятия

Государство. Власть.

Пятая неделя

№ Лексическая тема Кол. Г рамматическая Ауди- Гово- Чте- Пись- КР

час. тема рован. рение ние мо

2. Власть 2 Парадигма 2, 2, 1, з, -

падежей з, П, 2, 5,

9 13 4, 6,

9 г 8

Языковые знания Управлять, форма, закон, суд, аппарат, принуж-

издавать, исполнять, безопас- дать, вооружённые силы

ность, стабильность, обеспе-

чивать, милиция,

Коммуникативно-функциональные блоки Что? обеспечивает что?

Базисные понятия Аппарат принуждения. Власть.

Базисные методы

Межпредметные понятия Аппарат принуждения. Власть.

Шестая неделя

Лексическая тема

Кол.

час.

Г рамматическая тема

Ауди-

рован.

Гово-

рение

Чте-

ние

Пись-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мо

КР

3.

Структура

государства

Парадигма

падежей

1,

2,

3,

6

1,

2,

6,

7,

8, 9, 10

2,

3,

6,

7

1,

2,

3,

4,

5, 9

Языковые знания

Органы власти, правительство, парламент = федеральное собрание, верхняя =/=нижняя палата, секретарь, директор,

председатель,

возглавлять

Коммуникативно-функциональные блоки

Что? имеет что?

Что входит куда?

Кто? возглавляет что? = Кто? стоит во главе чего?

Базисные понятия

Органы власти, правительство, парламент = федеральное собрание, верхняя =/=нижняя палата, председатель

Базисные методы

Межпредметные понятия

Органы власти, правительство, парламент = федеральное собрание, верхняя =/=нижняя палата, председатель

Таким образом, сохранение традиционных и введение новационных разделов, работа уже с четвёртой недели обучения над понятием; использование в качестве текстового материала адаптированных учебных текстов не только но всеобщей истории, но и по истории России, философии; пересмотр сроков введения научного стиля речи при составлении учебно-календарных планов позволит, как нам думается, повысить качество обучения иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки.

Библиографический список

1. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. - М., 2001.

2. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт) (Утверждён приказом Минобразования России № 866 от 08.05.1997 года).

3. Азимов Э. Г., Щукин, А. Н. Словарь методических терминов. - СПб.: Златоуст, 1999.-471 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.