Научная статья на тему 'Оптимизация построения физических нагрузок на атлетических занятиях различной направленности'

Оптимизация построения физических нагрузок на атлетических занятиях различной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
343
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОДИБИЛДИНГ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / СРАВНЕНИЕ / НАГРУЗКА / ЖИР / РЕЛЬЕФ МЫШЦ / МЫШЕЧНАЯ МАССА / СИЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дальский Дмитрий Даниилович, Виноградов Геннадий Петрович, Барабанов Александр Владимирович, Афанасьева Ирина Александровна

Статья посвящена определению оптимизации трех основных тренировочных направлений в атлетической гимнастике (анаболическое, катаболическое и рекреационное), посредством которой возможно совершенствовать результативность, путем изменения тренировочной нагрузки, характерной каждому из направлений, и осуществляемую на основе использования данных оперативного контроля. В статье приводятся результаты исследования и анализ различия между двумя популярными системами тренировок в бодибилдинге, в период подготовки спортсменов к соревнованиям. Рассмотрена эффективность методики атлетической тренировки анаболического, катаболического и рекреационного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дальский Дмитрий Даниилович, Виноградов Геннадий Петрович, Барабанов Александр Владимирович, Афанасьева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of planning the physical loads during the athletic occupations of various types

The article is devoted to the determination of optimization of the three main training areas in athletic gymnastics (anabolic, catabolic and recreational), through which it is possible to improve the performance by changing the training load, typical to each type, and based on the use of data for operational control. The article presents the results of the research and analysis of the differences between two popular systems of training in bodybuilding, during the preparation of athletes for competitions. The effectiveness of the methods for athletic training of the anabolic, catabolic and recreational types has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Оптимизация построения физических нагрузок на атлетических занятиях различной направленности»

нения предложенных средств технико-тактического характера в системе подготовки юных футболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Организация подготовки спортивных резервов в футбольных клубах ГДР : методические рекомендации / С.Н. Андреев, В.Г. Киянченко. - М. : [б.и.], 1989. - 42 с.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

3. Зайцев, А. А. Динамика физической и технической подготовленности юных футболисток 10-12 лет различных соматических типов и вариантов биологического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зайцев А.А. - Малаховка, 1994. - 18 с.

4. Зайцев, А.А. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности с учетом соматотипоспецифических особенностей растущего организма спортсменок командно-игровых видов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Зайцев А.А. - М., 2006. -46 с.

5. Полишкис, М.С. Учет индивидуально-психологических особенностей юных футболистов при совершенствовании их тактической подготовленности : учебно-методическое пособие / М.С. Полишкис. - 3-е изд., доп. - М. : [б.и.], 2008. - 88 с.

REFERENCES

1. Andreev, S.N. and Kiyanchenko, V.G. (1989), Training organization of sports reserves in GDR soccer clubs: methodical recommendations, Moscow.

2. Ashmarin, B.A. (1978), Theory and methodology in pedagogical research of physical education, Physical Culture and Sports, Moscow.

3. Zaytsev, A.A. (1994), Young female soccer players aged 10-12 of different somatotypes and biological development variations: Physical and technical readiness dynamics, dissertation, Malakhovka.

4. Zaytsev, A.A. (2006), Biological foundation for conceptual development of readiness components accounting for growing organism somatotype specificities ofyoung female competitive sports players, dissertation, Moscow.

5. Polishkis, M.S. (2008), Accounting for individual psychological specificities of young soccer players in perfecting their technical readiness: study guide, 3rd ed., Moscow.

Контактная информация: zalex.65@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2015.

УДК 796.89

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА АТЛЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Александр Владимирович Барабанов, Директор и тренер по бодибилдингу и фитнесу, Спортивный клуб «Фитнес Форум», г. Ашкелон, Израиль; Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена определению оптимизации трех основных тренировочных направлений в атлетической гимнастике (анаболическое, катаболическое и рекреационное), посредством которой возможно совершенствовать результативность, путем изменения тренировочной нагрузки, характерной каждому из направлений, и осуществляемую на основе использования данных оперативного контроля. В статье приводятся результаты исследования и анализ различия между двумя популярными системами тренировок в бодибилдинге, в период подготовки спортсменов к соревновани-

ям. Рассмотрена эффективность методики атлетической тренировки анаболического, катаболиче-ского и рекреационного направления.

Ключевые слова: бодибилдинг, методика тренировки, сравнение, нагрузка, жир, рельеф мышц, мышечная масса, сила.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p47-51

OPTIMIZATION OF PLANNING THE PHYSICAL LOADS DURING THE ATHLETIC OCCUPATIONS OF VARIOUS TYPES

Dmitry Daniilovich Dalsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gennady Petrovich Vinogradov, the doctor o of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Alexander Vladimi-rovich Barabanov, Director and coach for bodybuilding and fitness, Sport club "Fitness Forum, Ashkelon, Israel; Irina Aleksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the determination of optimization of the three main training areas in athletic gymnastics (anabolic, catabolic and recreational), through which it is possible to improve the performance by changing the training load, typical to each type, and based on the use of data for operational control. The article presents the results of the research and analysis of the differences between two popular systems of training in bodybuilding, during the preparation of athletes for competitions. The effectiveness of the methods for athletic training of the anabolic, catabolic and recreational types has been analyzed.

Keywords: bodybuilding, training methodic, comparison, load, fat, muscle relief, muscle mass, strength.

ВВЕДЕНИЕ

В период подготовки к соревнованиям по бодибилдингу, спортсменам необходимо сохранить мышечную массу, максимально уменьшить жировую прослойку и улучшить рельеф мышц. Исследуя литературные источники и проведя анализ данных педагогического наблюдения практической подготовкой спортсменов во время предсоревнователь-ного периода, просматривается много противоречий в тренировочных методиках. Как показывает опыт тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, в предсоревновательный период, спортсменам, крайне важно, одновременно сохранить мышечный объем и при этом уменьшить процент жира.

Основа проблемы заключается в том, что увеличение мышечной массы (анаболизм) и уменьшение жировых отложений (катаболизм) - это противоположенные физиологические процессы, которые практически несовместимы. Рассматривая множество предлагаемых рекомендаций при подготовке спортсменов занимающихся бодибилдингом к соревнованиям, выявлены два основных наиболее эффективных направления:

А). Во время подготовки спортсменов к соревнованиям, тренироваться с небольшими весами (30^55% от мах) и большим количеством повторений (от 20 и выше). В начале тренировочного процесса и когда учебно-тренировочное занятие подходит к заключительной части, окончание силовой тренировки должно дополняться аэробной нагрузкой в диапазоне 30-60 минут. Согласно данной теории, такая система тренировок сжигает жир и улучшает рельеф мышц. Данная методика тренировок обязывает атлета значительно уменьшать потребление калорий, особенно проводя безуглеводные диеты, исключить натрийсодержащие добавки, уменьшить жидкость. Рекомендуется значительно увеличить потребление белка (до 3 г. на вес тела).

Б). Альтернативная теория, которая также имеет значительное количество приверженцев среди ведущих бодибилдеров мира, заключается в том, что уменьшение преодолеваемых сопротивлений и увеличение количества повторений не сжигают подкожный жир, а только уменьшают объем мышц. Данная методика тренировок заключается в

том, чтобы не уменьшать тренировочные веса (режим 85-90% от мах) и не увеличивать количество повторений в подходах (2-8 повторений), аэробные нагрузки проводить отдельно от силовых тренировок (в диапазоне около 8-12 часов до или после силовых нагрузок). Также следует учитывать, что при организации рационального питания спортсменов в период напряженных физических нагрузок в сложных условиях соревнований в отличие от методики «А», в методике «Б» при употреблении специальных продуктов повышенной биологической ценности не рекомендуется значительно уменьшать необходимый уровень обмена веществ и не проводить углеводных истощений, которые могут отрицательно сказаться на мышечных объемах. Дальнейшее содержание статьи посвящено обоснованию преимуществ методики «Б».

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогическое исследование проводилось в два этапа с января 2005 г. по январь 2014 г. включительно. На первом этапе исследования во время предварительного педагогического наблюдения за тренировочным процессом занимающихся бодибилдингом, также была проведена встреча-консультация с администрацией спортивного комплекса «Фитнес Форум» г. Ашкелон, Израиль, в ходе которой была получена возможность проведения анкетного опроса по теме исследования. В анкетировании принимали участие 200 занимающихся атлетической гимнастикой для выявления тренировочного эффекта от разработанной методики.

Таблица 1

Тренировочные цели занимающихся атлетической гимнастикой _(результаты анкетирования)_

Анаболическое Катаболическое Рекреационное

Цели % Цели % Цели %

Увеличить мышечную массу 20 Похудеть 20 Улучшить общее самочувствие 5

Улучшить силовые показатели 5 Улучшить рельеф мышц 3 Улучшить мышечный тонус 5

Подготовиться к первенству по 5 Уменьшить объём живота (та- 8 Тренажерный зал как средство 10

бодибилдингу лии) активного отдыха

Создать атлетическую фигуру 5 Создать стройную фигуру 4 По направлению от врача 10

Всего 35 Всего 35 Всего 30

Констатация результатов опроса по исследуемой теме определила основные направления атлетической гимнастики (анаболическая, катаболическая и рекреационная).

На втором и основном этапе педагогического исследования, который проходил 6 месяцев, принимали участие 20 спортсменов в возрасте 25-30 лет, средней квалификации, которые готовились к соревнованиям по бодибилдингу. Тренировочная программа спортсменов занимающихся бодибилдингом в шестимесячном мезоцикле имела характер уменьшения процента жира, улучшения рельефа мышц и максимального сохранения мышечных объемов.

10 спортсменов использовали классическую программу: метод многократных повторений (от 20 и выше) с малыми весами (30^55% от мах), интенсивной кардио-нагрузкой, безуглеводной и безсолевой диетой (метод «А», контрольная группа).

10 спортсменов занимались по методу применения субмаксимальных весов (85^90% от мах), с относительно невысоким количеством повторений (2-8) и разделения между кардио и силовой тренировки (в диапазоне 8 часов), а также умеренное снижение углеводов и соли в системе питания (метод «Б», экспериментальная группа). Программа группы «Б» была составлена на основании наиболее известных работ в области бодибилдинга. Обе группы занимались в течение шести месяцев, 5-6 раз в неделю. В качестве экспериментальной переменной в нашем исследовании использовались типологические варианты построений физических нагрузок для занятий атлетической гимнастикой анаболического, катаболического и рекреационного направлений, которая учитывает индивидуально-дифференцированные физиологические особенности каждого занимающего-

ся. Выведен алгоритм оптимальных нагрузок для различных направлений тренировочного процесса, проверялась эффективность разработанных средств и методов, применяемых на занятиях, их влияние на изменения антропометрических данных и силовых показателей. В ходе эксперимента сравнивалась эффективность новой методики с эффективностью классической системы тренировок.

Основным критерием, отражающим влияние физических нагрузок на организм человека при занятиях атлетической гимнастикой, является изменение в антропометрических данных, силовых и физиологических показателях.

Вес тела измерялся с помощью медицинских весов с точностью ±50 г. Окружности частей тела измерялись с помощью сантиметровой ленты с точностью 0.5 см., при этом измерялись окружности: плеча, грудной клетки, бедра, голени. Процент жира измерялся с помощью ручного калипера. Силовые показатели измерялись посредством выполнения двух упражнений: жим ногами лежа в тренажере и в положении лежа на горизонтальной скамье жим штанги от груди. Для сравнения измеряемых показателей между группами использовался 1-критерий Стьюдента. Достоверность считалась существенной при 5% уровне значимости (Р<0,05).

Показатель массы тела до эксперимента у занимающихся в группе «А» существенно не отличался от группы «Б» на 0.4 см (85.1 кг и 85.5 кг) (1=0.23, Р>0.05). В конце эксперимента в группе «А» вес тела был уменьшен на 6.6 кг и составил 78.5 кг. В группе «Б» вес тела уменьшился на 8.5 кг и составил 77.0 кг. Разница между группами «А» и «Б» составила 1.5 кг (1=3.4, Р<0.05).

Результаты сравнительного анализа объемов рук показали, что в начале эксперимента в группе «Б» объём рук был больше на 0.2 см, чем в группе «А» (42.4 см и 42.2 см) и статистических различий не имел (1=0.24, Р>0.05) . В конце исследования объем рук в группе «Б» был увеличен на 0.5 см и составил 42.9 см. В группе «А» объем рук уменьшился на 1.7 см. и составил 40.5 см. Полученная разница между группами «Б» и «А» составила 2.4 см (1=3.90, Р<0.05).

Показатель объема грудной клетки в группе «Б» был выше на 1 см, чем в группе «А» (98.0 см и 97.0 см; 1=0.23, Р>0.05) и статистических различий не имел. В конце исследования объем грудной клетки группе «Б» был увеличен на 2.0 см и составил 100.0 см. В группе «А» данный показатель уменьшился на 2.3 см. и составил 94.7 см. Полученная разница между группами «Б» и «А» составила 5.3 см (1=3.4, Р<0.05).

Показатель объема бедра до педагогического исследования в группе «А» был ниже на 0.2 см, чем в группе «Б» ( 53.4 см и 53.6 см; 1=0.83. Р>0.05) и статистического различия не имел. В конце эксперимента объем бедра у группе «Б» был увеличен на 1.9 см. и составил 55.5 см. В группе А объем бедра уменьшился на 1.3 см и составил 52.1 см. Разница между группами Б и А составила 2.6 см (1=3.1, Р<0.05).

Показатель объема голени у занимающихся до начала эксперимента в группе «Б» был на 0.3 см больше чем в группе «А» (42.3 и 42.0 см), (1=0.25, Р>0.05) и статистически не отличался. В конце эксперимента объем голени в группе «Б» был увеличен на 0.5 см. и составил 42.8 см. В группе «А» голень не изменилась. Разница между группами Б и А была получена в 0.8 см (1=0.25, Р>0.05). Процент жира в группе «Б» был 21.0%, в группе «А» 21.4%, статистически не различались (1=0.24, Р>0.05). В конце исследования процент жира в группе «Б» снизился на 9.5% и составил 11.5%, в группе «А», данный показатель был снижен на 6.2% и получился 15.2%. Разница составила 5.7% (1=4.80, Р<0.05).

По силовым показателям в группе «Б» жим ногами вверх лежа на тренажере до эксперимента не отличался от группы А (200.0 кг и 200.0 кг). В конце эксперимента данный показатель в группе «Б» был увеличен на 50 кг и составил 250.0 кг. В группе «А» жим ногами уменьшился на 40 кг. и составил 160 кг (1=6.5, Р<0.05). Разница между группами «Б» и «А» составила 90.0 кг. Показатель жима штанги лежа на скамье до начала эксперимента в группе «Б» был ниже на 2 кг чем в группе «А» (140.0 и 142.0 кг) и стати-

стического отличия не имел (t=0.40, Р>0.05). В конце эксперимента данный показатель был увеличен в группе «Б» на 5.0 кг и составил 145.0 кг в группе «А» жим штанги лежа уменьшился на 10 кг и составил 132.0 кг. Разница между группами «Б» и «А» составила 13 кг (t=4.3, Р<0.05).

Положительные результаты, свидетельствующие об эффективности новой методики, в каждом из изучаемых направлений, позволили удостовериться в целесообразности проведения основного эксперимента. Существует значительная разница в эффективности методик, которые были исследованы. Посредством применения системы тренировок в экспериментальной группе «Б», в предсоревновательный период можно значительно уменьшить процент жира, максимально сохранив мышечную массу и силовые показатели. Методика тренировок, которая применялась в контрольной группе «А» устарела и малоэффективна. Под ее воздействием хоть и уменьшается вес тела и процент жира, однако теряется мышечный объем и силовые показатели. Данная методика, по результатам эксперимента оказалась малоэффективной и не может быть рекомендована, как система тренировок, особенно во время подготовки к соревнованиям по бодибилдингу.

Контактная информация: ddfond@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2015.

УДК 615.825

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ольга Николаевна Делягина, учитель-логопед, ГБОУ начальная школа-детский сад № 696, Санкт-Петербург; Елена Борисовна Ладыгина, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург)

Аннотация

В статье предлагается новый подход к содержанию коррекционного процесса для детей с речевой патологией младшего дошкольного возраста, на основе включения средств адаптивной физической культуры в структуру логопедических занятий. Включение средств адаптивной физической культуры в логопедическое занятие является важным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: средства адаптивной физической культуры, коррекционно-логопедический комплекс, преодоление общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p51-55

EFFICIENCY OF APPLICATION OF THE CORRECTIONAL LOGOPEDIC COMPLEX IN THE PROCESS OF OVERCOMING OF THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH AMONG THE CHILDREN AT THE

YOUNGER PRESCHOOL AGE

Olga Nikolaevna Deliagina, the teacher and speech therapist, The Primary School-Kindergarten No. 696, St. Petersburg; Elena Borisovna Ladygina, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and

Health, St. Petersburg

Annotation

The article reveals the new approach to the content of the correctional process for the children with speech pathology at younger preschool age, on the basis of inclusion of means of the adaptive physical culture in structure of the logopedic occupations. Inclusion of the means of the adaptive physical culture in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.