Научная статья на тему 'Способы коррекции тренировочной нагрузки на основе интегрального показателя в формировании кондиционных способностей'

Способы коррекции тренировочной нагрузки на основе интегрального показателя в формировании кондиционных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГРУЗКА / СПОРТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / АТЛЕТИЗМ / ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / КОНДИЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурков Александр Николаевич, Цаллагова Роза Борисовна, Афанасьева Ирина Александровна, Дальский Дмитрий Даниилович

Рост спортивных достижений в атлетизме обуславливается объемом, интенсивностью и характером нагрузки. К сожалению, в теории и практике тренерской работы в настоящее время нет единого мнения специалистов в атлетических видах спорта по поводу процентного соотношения распределения объемов тренировочной нагрузки в классических, специально-вспомогательных упражнениях и тренировочной нагрузки в тягах, толчковых и рывковых заданиях, в жиме и приседаниях. Нет также и единой точки зрения в отношении создания тренировочной программы с применением самого эффективного веса отягощения для развития силы мышц, хотя все специалисты в атлетических видах спорта признают, что для более успешного развития мышечной силы нужно увеличивать вес отягощения. Системный подход к формированию кондиционных способностей на основе индекса функционального состояния спортсмена (ИФСС) позволит выявлять и своевременно задействовать всю совокупность факторов, лимитирующих работоспособность мышечной системы занимающихся атлетизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурков Александр Николаевич, Цаллагова Роза Борисовна, Афанасьева Ирина Александровна, Дальский Дмитрий Даниилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of correction of training load on the basis of the integrated indicator in formation of standard abilities

Growth of sporting achievements in the athleticism is caused by the volume, intensity and character of loading. Unfortunately, in the theory and practice of trainer's work there is no consensus of experts in the athletic sports now concerning a percentage ratio of distribution of the volumes of training loading in classical, special and auxiliary exercises and training loading in the drafts, jog and jerk tasks, in press and knee-bends. There isn't the uniform point of view as well concerning creation of the training program with use of the most effective weight of burdening for development of force of muscles, though, all experts in the athletic sports recognize that it is necessary to increase burdening weight for more successful development of muscular force. System approach to formation of standard abilities on the basis of the index of functional condition of the athlete (IFCA) will allow revealing and involving in due time all set of the factors limiting operability of muscular system of the engaged in the athleticism.

Текст научной работы на тему «Способы коррекции тренировочной нагрузки на основе интегрального показателя в формировании кондиционных способностей»

Таблица 1

Сравнительные показатели средней оценки двигательных умений и навыков на _этапах предварительного и итогового контроля_

Дисциплины ЭГ (n=56) КГ ( n=58)

M±a M±a

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Гимнастика 3,04±0,51 4,11±0,45 3,13±0,62 3,31±0,68

Легкая атлетика 3,05±0,61 4,07±0,68 3,1±0,63 3.24±0,68

Плавание 3,12±0,56 4,11±0,59 3,18±0,57 3,36±0,66

Спортивные игры 3,25±0,66 4,14±0,61 3,24±0,65 3,36±0,71

Достоверность различий р<0,01 р>0,05

Разработанная методология обучения позволила интегрировать контроль педагога с самоконтролем и взаимоконтролем деятельности студентов при формировании двигательных умений и навыков, тем самым обеспечила активизацию учебной и познавательной деятельности студентов, своевременное получение информации о качестве усвоения знаний, умений и навыков в условиях сотрудничества всех субъектов обучения [2].

ВЫВОДЫ. Применение проблемных методов обучения в подготовке студентов в сфере физической культуры позволило эффективно реализовать виды педагогического контроля и активно сочетать их в процессе изучения спортивно-педагогических дисциплин, привело процесс обучения к интеграции педагогического контроля и сочетанию многообразия его функций в процессе обучения, что способствовало эффективному формированию практических умений и навыков студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столярова, Е.П. Роль и функции различных видов педагогического контроля при формировании практических умений и навыков у студентов институтов физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Столярова Е.П. - М., 2012. - 24 с.

2. Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения : монография / Г.И. Хозяинов. - М. : Физическая культура, 2006. - 206 с.

REFERENCES

1. Stolyarova, E.P. (2012), Role and functions of different types of pedagogical control when forming practical skills at students of institutes ofphysical culture, dissertation, Moscow.

2. Khozyainov, G.I. (2006), Skill of the teacher in the course of education and training: monograph, publishing house "Physical culture", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.02.2014.

УДК 796.8

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНДИЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Александр Николаевич Сурков, кандидат педагогических наук, профессор, декан, Роза

Борисовна Цаллагова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Дмитрий Даниилович Дальский, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Рост спортивных достижений в атлетизме обуславливается объемом, интенсивностью и характером нагрузки. К сожалению, в теории и практике тренерской работы в настоящее время нет

единого мнения специалистов в атлетических видах спорта по поводу процентного соотношения распределения объемов тренировочной нагрузки в классических, специально-вспомогательных упражнениях и тренировочной нагрузки в тягах, толчковых и рывковых заданиях, в жиме и приседаниях. Нет также и единой точки зрения в отношении создания тренировочной программы с применением самого эффективного веса отягощения для развития силы мышц, хотя все специалисты в атлетических видах спорта признают, что для более успешного развития мышечной силы нужно увеличивать вес отягощения. Системный подход к формированию кондиционных способностей на основе индекса функционального состояния спортсмена (ИФСС) позволит выявлять и своевременно задействовать всю совокупность факторов, лимитирующих работоспособность мышечной системы занимающихся атлетизмом.

Ключевые слова: нагрузка, спортивные показатели, атлетизм, технология коррекция, тренировочные нагрузки, кондиционные способности, интегральный показатель.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p162-166

WAYS OF CORRECTION OF TRAINING LOAD ON THE BASIS OF THE

INTEGRATED INDICATOR IN FORMATION OF STANDARD ABILITIES

Alexander Nikolaevich Surkov, the candidate of pedagogical sciences, professor, dean, Roza Borisovna Tsallagova, the doctor of medical sciences, professor, department chairman, Irina Aleksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, professor, Dmitry Daniilovich Dalsky, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Growth of sporting achievements in the athleticism is caused by the volume, intensity and character of loading. Unfortunately, in the theory and practice of trainer's work there is no consensus of experts in the athletic sports now concerning a percentage ratio of distribution of the volumes of training loading in classical, special and auxiliary exercises and training loading in the drafts, jog and jerk tasks, in press and knee-bends. There isn't the uniform point of view as well concerning creation of the training program with use of the most effective weight of burdening for development of force of muscles, though, all experts in the athletic sports recognize that it is necessary to increase burdening weight for more successful development of muscular force. System approach to formation of standard abilities on the basis of the index of functional condition of the athlete (IFCA) will allow revealing and involving in due time all set of the factors limiting operability of muscular system of the engaged in the athleticism.

Keywords: loading, sports indicators, athleticism, technology of correction, training loadings, standard abilities, integrated indicator.

Атлетизм как один из популярнейших силовых видов спорта наиболее динамично развивается в последние десятилетия [1]. Для теории и практики спортивной тренировки ощущается настоятельная необходимость в адаптации учебно-тренировочной деятельности непосредственно к отдельным видам атлетизма: тяжелой атлетике, пауэрлифтингу, бодибилдингу, гиревому спорту и стренфлексу.

Тем не менее, обобщая имеющиеся данные в отношении способов коррекции тренировочных нагрузок, можно сделать следующие выводы:

1). Коррекция тренировочных нагрузок в атлетизме в годичном цикле может осуществляться при помощи варьирования структурных элементов тренировочного процесса: микроциклов, мезоциклов и макроциклов.

2). В рамках мезоцикла тренировочная нагрузка регулируется в основном за счёт использования различных типов микроциклом, которые в соответствии с решаемыми задачами имеют различное соотношение показателей объёма и интенсивности.

3). В недельных микроциклах изменение тренировочной нагрузки обуславливается динамикой объёма и интенсивности нагрузки в отдельном занятии.

4). В конкретном занятии коррекция тренировочной нагрузки осуществляется:

- за счёт увеличения объёма тренировочной нагрузки и снижения интенсивно-

сти;

- за счёт снижения объёма тренировочной нагрузки и увеличения интенсивности;

- за счёт увеличения объёма тренировочной нагрузки и увеличения интенсивности;

- за счёт снижения объёма тренировочной нагрузки и снижения интенсивности;

- за счёт увеличения или снижения удельного веса выполнения соревновательных упражнений в тренировке;

- за счёт увеличения или снижения удельного веса выполнения отдельных соревновательных упражнений в тренировке ;

- за счёт увеличения или снижения удельного веса выполнения специально-подготовительных упражнений в тренировке;

- за счёт увеличения или снижения удельного веса выполнения специально-подготовительных упражнений в тренировке для рывка, толчка, приседания, жима штанги лёжа или тяги.

5). В конкретном занятии коррекция тренировочной нагрузки осуществляется на основе показателей оперативного состояния спортсмена.

Таблица 1

Типологические варианты коррекции тренировочной нагрузки у пауэрлифтеров на

основе типологических показателей ИФСС

Реакции на нагрузку Коррекция нагрузки Нагрузка в % от максимальной

Показатели ИФСС в диапазоне от 3,9 до 7,1 баллов, что соответствует физиологической норме (спортсмены адаптированы к тренировочной нагрузке) Необходимо увеличение интенсивности тренировочной нагрузки за счёт увеличения удельного веса выполнения отдельных соревновательных упражнений в тренировке (приседаний, жима штанги лёжа или тяги) 80-95

Небольшое отклонение показателей ИФСС [не более 10%] от физиологической нормы (тренировочные нагрузки выполняются спортсменами на фоне незавершенного процесса восстановления организма) Необходимо уменьшение интенсивности за счёт снижения удельного веса выполнения специально-подготовительных упражнений в тренировке; и увеличение объема тренировочной нагрузки в отдельном занятии 65-80

Значительные отклонения показателей ИФСС [более 10%] от физиологической нормы (тренировочные нагрузки выполняются спортсменами на фоне нарастающего недовосстановления организма) Необходимо уменьшение и интенсивности, за счёт снижения удельного веса выполнения специально-подготовительных упражнений в тренировке для приседаний, жима штанги лёжа или тяги и объема тренировочной нагрузки - в количестве повторений в отдельном занятии 50-65

Коррекция тренировочной нагрузки у пауэрлифтеров на основе индекса функционального состояния (включает в себя следующие пять показателей: ортостатическая проба, клиностатическая проба, проба Ашнера, праксисмальная проба, определение систолического артериального давления) спортсмена наиболее эффективно реализуется в процессе подготовки атлетов, если оперативный контроль осуществляется до и после учебно-тренировочных занятий.

Индекс функционального состояния спортсмена в норме составляет от 3,9 до 7,1 (что указывает на адекватную переносимость нагрузки).

В предлагаемой технологии коррекции тренировочной нагрузки на основе ИФСС мы получаем возможность целенаправленно управлять всеми компонентами объема и

интенсивности нагрузки [2, 4], а именно: а) планируемыми упражнениями; б) долями объема нагрузки количеством подъемов штанги (КПШ) основных и дополнительных упражнений и их распределение по группам; в) планируемыми методами тренировки в зависимости от этапа подготовки; г) распределением объема нагрузки в зависимости от наиболее целесообразного количества тренировок в неделю на том или ином этапе подготовки; д) интенсивностью: относительным средним тренировочным весом, распределением (КПШ) в зависимости от величины отягощения по зонам интенсивности (в соревновательных, специально-вспомогательных и других упражнениях), количеством подъемов штанги весом 80^100% в приседании со штангой на плечах, жима штанги лежа и тяги становой по месячным циклам; е) распределением годового объема нагрузки по недельным циклам и по тренировочным занятиям.

Осуществляемая нами методика коррекции тренировочной нагрузки на основе индекса функционального состояния спортсмена теоретико-методологически предполагает:

- во-первых, выявить среди спортсменов, имеющих разные типологические показатели ИФСС;

- во-вторых, на основе выявленных показателей ИФСС определить для каждого атлета необходимый объем и интенсивность нагрузки, что, в конечном счете, будет способствовать и сохранению здоровья атлетов, и росту их спортивных результатов.

Математический и содержательно-логический анализ эмпирического материала позволил нам выявить системный подход к формированию кондиционных способностей на основе интегрального показателя, который выявляет и своевременно задействовать всю совокупность факторов, лимитирующих работоспособность мышечной системы занимающихся.

Представленная нами модель кондиционных способностей состоит из пяти уровней и рассматривается с позиции интегрального показателя ИФСС для коррекции тренировочных нагрузок.

Уровни кондиционных способностей:

1. Кондиции первого уровня - общефизические качества (выносливость, гибкость, сила, скорость, ловкость);

2. Кондиции второго уровня - специальные физические качества (силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, скоростная выносливость, специфические координационные способности и т.д.);

3. Кондиции третьего уровня - показатели технической подготовленности;

4. Кондиции четвертого уровня - показатели тактической подготовленности;

5. Кондиции пятого уровня - показатели эмоционально-волевой готовности (уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность).

ВЫВОДЫ

Пятиуровневая модель и сумма рассматриваемых показателей отражают интегральную составляющую функционального состояния занимающихся атлетизмом, а предложенные методы, позволяют обеспечить тренера оперативной информацией о динамике функционального состояния и работоспособности атлетов различной подготовленности и возраста, своевременного подбора оптимальных индивидуальных нагрузок во время учебно-тренировочного и соревновательного процессов [3], а также быстрого принятия правильных тактических решений в ходе соревновательных испытаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки : учебник для вузов / Г.П. Виноградов. - Москва : Советский спорт, 2009. - 327 с.

2. Дальский, Д.Д. Методы профилактики профессиональных заболеваний в атлетизме /

Д.Д. Дальский, И.А. Афанасьева, Э.В. Науменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 36-40.

3. Зверев, В. Д. Оперативный контроль функционального состояния пауэрлифтеров / В. Д. Зверев, Э.В. Науменко, Д.Д. Дальский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта -2012. - № 5 (87). - С. 42-46.

4. Физиологический пауэрлифтинг : монография / под ред. В.А. Таймазова, А.А. Хадарцева. - Тула : ООО «Тульский полиграфист», 2013. - 119 с.

REFERENCES

1. Vinogradov, G.P. (2009), Athleticism: theory and training technique: the textbook for higher education institutions, publishing house "Soviet sport", Moscow.

2. Dalsky, D.D., Afanasyeva, I.A. and Naumenko, E.V. (2013), "Methods of prevention of occupational diseases in athleticism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 36-40.

3. Zverev, V.D., Dalsky, D.D. and Naumenkom E.V. (2012), "Operational control of the functional state of power lifters", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 42-46.

4. Ed. Tajmazov, V.A. and Khadartsev, A.A. (2013), Physiological Powerlifting: monograph, JSC Tulsky poligrafist, Tula.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДОБРОВОЛЬНЫХ

ПОЖАРНЫХ КОМАНДАХ Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор,

Валерия Сергеевна Васильева, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности студентов в добровольных пожарных командах. В качестве основных психолого-педагогических условий авторы выделяют выявление наиболее слабых мест в подготовленности студентов в процессе деятельности в добровольных пожарных командах, а также преимущественное применение на занятиях по физическому воспитанию студентов профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности. При этом большое внимание должно уделяться участию в тактико-специальных учениях, организованных в учебных центрах ГПС МЧС России, а также преимущественному развитию у студентов скоростной выносливости, силы и ловкости. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться включению в содержание занятий по специальной и физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других морально-волевых качеств, а также подбору наиболее объективных критериев оценки уровня готовности студентов, к действиям в чрезвычайных ситуациях. Важными психолого-педагогическими условиями являются: наличие современной аварийно-спасательной техники и оборудования для отработки практических действий и использование тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности выпускников вуза в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; добровольные пожарные команды; специалисты по защите в чрезвычайных ситуациях; профессиональная подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.