ходится в воздухе в аэрозольном состоянии. Разработаны высокоэффективные методы определения этого вещества в воздухе и биологических материалах [5].
При газохроматографическом или хромато-масс-спектрометрическом методе определения кофеина в воздухе пробы одновременно отбирают на фильтр и в пробоотборную трубку [5]. Кофеин экстрагируют спиртом. Разделение осуществляют на БЕ-ЗО (5 % на хроматоне Ы-АШ-НМ). Время удерживания кофеина на колонке длиной 2 м 6,5 мин. В масс-спектре максимальную интенсивность проявляет двуциклический молекулярный ион С8Н,оЫ402+. Практически равную интенсивность имеют фрагментированные циклические ионы СзН3Ы2+и С4НЫ202+ с молекулярной массой соответственно 67 и 109 [5]. .
Потребление кофе будет все более расширяться. Работу по гигиенической оценке влияния этого продукта на организм следует продолжить. Необходимо провести экспериментальные исследования на животных и наблюдения на людях, которые позволят непосредственно определить стимулирующую и предельно допустимую дозы кофе для разных контингентов населения. Методами хрома-то-масс-спектрометрии следует тщательно изучить состав растворенных веществ и аромата кофе, на современном методическом уровне выявить содержащиеся в нем вредные вещества, дать им гигиеническую оценку [15]. Эти же методы необходимо использовать и для гигиенической оценки технологических процессов приготовления кофе. Надлежит разработать гигиеническую рекомендации, касающиеся условий обработки кофе и направленные на снижение содержания в нем токсичных веществ. Пока по кофе еще нет никаких санитар но-просветительных материалов, разра-
ботка которых также является важной задачей гигиенических исследований.
Л и т е р а т у р а • ■ ■ ' ' • • • '
•• /{' , ( 1, . ; ' » ' I ' • i •
1. Ануфриева В. К. // Профилактика и лечение артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца.— Чебоксары,
°v 1985 —С. 91.
2. Арутюнян Р. М., Залитян Г. Г. // Биол. журн. Армении.— 1987.—Т. 40, № 2.—С, 153:
3. Бардик; Ю. В., Середенко Э. А. // Фармакол. и токсикол.— Киев, 1985.—Вып. 20.—С. 58.
'4. Бене ееленский Д. С. и др. // Бюл. экспер. биол.— 1985.—№ 9.-С. 315.
5. Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. // Гиг. и сан.— 1983.— № 2.— С. 40.
— % - » л
6. Дмитриев М. Т., Захарченко М. П., Лядов В. P. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1988.— № 5.— С. 44.
7. Евстигнеев Г. М., Лившиц Ю. А., Сингаевский О. И. Тайна продуктов питания.— М., 1972.
8. Кудашева В. А. // БМЭ.— 3-е изд.—М., 1982.--Т. П.— С. 468.
%.' / ' ) Î
9. Пучеров H. Н. Все о кофе.-- Киев, 1987.
10. Рубцова Е. P. // Фармакол. и токсикол.— 1986.—№ 3.— С. 74.
11. Сайтанов А. О., Думкин В. //., Никифорова //. А. /■•/ Гиг. •груда.— 1971,— № 1..— С. 50. :
12. Сидоренко Г. И. // Гиг. и сан.— 1982.—№ 3.—С. 4.
13. Скачков В. Б., Ефимова В. И., Галкина /(. А. // Актуальные вопросы гигиены и эпидемиологии / Под ред. Г. П. За: рубина;—М., 1980.—С. 52.
14. Соловьева Т. Я. Вкусовые товары.— М., 1982.
15. Dmitriev M. Т. //'int. Lab.— 1986.—N 5.—P. 40.'
16. Goldberg A. M. // Pharmacol. Rev.— 1984.— Vol. 36, N 2.— P. 173.
17. Michael B. R. // Environ. Hlth. Perspect.— 1984.— Vol. 55.— P. 47.
18. Miller J. R. U Mutat. Res.— 1983.— Vol. 114, N 3.— P. 425.
19'. Parke D. V. // Regul. Toxicol. Pharmacol.— 1982.—Vol. 2,
N 4.— P. 267.
20. Sine H. E., Kubasik P. // Clin. Chem.— 1973.— Vol. 19.— P. 340.
21. Schlumberger H. D. // Allergy.— 1983.— Vol. 81, N 2.— P. 317.
ц ' ( * * I fc
Поступила 22.1 i.88
Гигиена детей и подростков
Н. П. ГРЕБНЯК, 1990
УДК 371.7
ч.
Н. П. Гребняк
* • * • • - • • I « .* "**#'. '** ' I*« • * ** * * •** ' . ^
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕКЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
Основные положения реформы современной общеобразовательной школы связаны с переориентацией всей системы на учащегося как на субъекта обучения, в частности путем включения школьников уже с первых дней в активную деятельность. Ведущим видом деятельности на началь-
ном этапе обучения является учение, т. е. процесс усвоения знаний и способов их самостоятельного приобретения. Особенность начального этапа заключается в том, что учащиеся впервые включаются в новую социально значимую деятельность, имеющую важное значение не только для них, но и
для окружающих. Это требует поиска новых путей оптимизации учебной деятельности [ 10]. В связи с изложенным целью настоящей работы являлось обоснование подходов к гигиенической оптимизации обучения первоклассников на основе коррекции функциональной системы.
Функциональное состояние организма изучено у 142 учащихся 1-х классов общеобразовательной школы. Исследовали функцию внимания по корректурной пробе, а также объемы зрительной, слуховой и наглядно-образной кратковременной памяти. Мышление изучали по скорости решения арифметических примеров и заполнению недостающих букв в словах. Определяли основные свойства высшей нервной деятельности: подвижность и уравновешенность нервных процессов, силу нервной системы [5—7]. О состоянии нервно-мышечного аппарата судили по тремору, координации двигательных актов, скорости движений кисти, скорости бега, дальности метания и прыжка
[1, 4].
В соответствии с концепцией П. К. Анохина [2, 3, 8, 11] функциональная система первоклассников может быть представлена в виде схемы взаимоотношений функций (см. схему). Из указанной концепции следует, что в условиях начала систематического обучения в школе происходит активная мобилизация у учащихся многих вегетативных механизмов, направленных на удовлетворение потребностей организма. Биологические и
социальные мотивации, являясь основой всех ви-
• ■ •
дов целенаправленной деятельности учащихся, служат первичным звеном в формировании функциональной системы. Указанные потребности, обусловленные, в частности, стремле-нием к социальному сотрудничеству и учебно-познаватель-ной мотивацией, а также изменениями гомеоста-
тических показателей, определяют своеобразие акцептора результата действия.
Направляющим компонентом системной организации поведенческих реакций следует считать получение полезного организму результата [8, 11]. Главным приспособительным результатом для учащихся 1-го класса является адаптация к обучению. Следовательно, задача заключается в выявлении ведущих звеньев вегетативных функций, на которые в процессе обучения падает максимальная нагрузка. В целостной учебной деятельности первоклассников можно выделить следующие основные компоненты: усвоение учебных заданий, активные учебные действия и осуществление самоконтроля. Исходя из этого, функциями, обеспечивающими успешность обучения первоклассников, являются типологические особенности высшей нервной деятельности, внимание, память, мышление и нервно-мышечный аппарат. На разных этапах учебной деятельности одни функции могут быть доминирующими, а другие подчиненными.
Формирование аппарата достижения определенных приспособительных результатов в соответствии с моделью функциональной системы обеспечивается поведенческой и вегетативной регуляцией. Специфическая особенность первой заключается в том, что на основе интеграции различных компонентов поведенческих реакций возникает двигательный акт, способствующий удовлетворению соответствующей потребности. Во втором случае действие направлено на восстановление нарушенных физиологических функций. Вместе с тем качественные различия г^ежду поведенческой и вегетативной регуляцией не исключают возможности рассматривать их как звенья единой системы управления. Следует также отме-
С"осе/иа взаимоотношений функций в процессе обучения первоклассников
тить, что метаболические сдвиги гомеостатичее-ких показателей могут обусловливать потребность и соответственно поведенческую реакцию, направленную на ее удовлетворение [11].
Наиболее значимой характеристикой функциональной системы первоклассников является полезный для организма результат — адаптация, которая по своим биологическим свойствам много-параметрична. Основными ее параметрами, по-видимому, служат показатели поведенческой деятельности (успеваемость, посещаемость, взаимоотношения с коллективом) и сдвиги гомеостаза (психофизиологические функции, состояние здоровья). Информация, характеризующая этапные приспособительные результаты, в соответствии с теорией функциональных систем вызывает изменение уровня деятельности отдельных ее эффекторов или их интегральной совокупности. Ранее проведенными исследованиями установлено, что степень напряжения взаимодействия организма учащихся 1-го класса со средой детерминируется типологическими свойствами высшей нервной деятельности, функциями мышления и внимания, а также координированностью двигательных актов. Следовательно, первоочередной потребностью организма является повышение потенциала отмеченных функций, которые своей деятельностью обусловливают эффективность взаимодействия школьников с внешней средой. Отсюда явствует, что в качестве рецепторов полезного приспособительного результата могут рассматриваться соответствующие показатели гомеостаза и поведенческих реакций.
Исполнительным элементам функциональной системы первоклассников свойствен содружественный характер изменений. Так, у учащихся с напряженной степенью адаптации к обучению отмечались значительно меньшие скорость переработки информации и подвижность нервных процессов, объемы слуховой и зрительной памяти, а также более низкая устойчивость к учебной нагрузке. С учетом компенсации, взаимосогласования и взаимодополнения указанных функций они образуют единый контур регулирования. Звеном, осуществляющим формирование интегрального показателя эффективности всей совокупности эффекторов функциональной системы, является кора головного мозга [8—10].
В связи с изложенным для регулирования состояния школьников в процессе учебной деятельности на начальном этапе обучения была использована модель функциональной системы первоклассников. Существенная особенность такого подхода заключается в том, что он позволяет целенаправленно проводить корректирующие мероприятия под объективным контролем физиологических показателей. В соответствии с особенностями функционирования организма первоклассников, выявленными с помощью рецепторов полезного приспособительного результата, разработана программа коррекции функциональной системы. Основными корректирующими мероприятиями яв-
ляются тренировка внимания, памяти и мышления, рациональная организация учебных занятий. Тренировку внимания осуществляли с помощью таких способов, как поиск деталей, ритмичное созерцание, мысленное созерцание, внутренний видеоскоп. Основными методами тренировки памяти и мышления служили разгадывание головоломок, загадочных картинок, шарад и ребусов, развитие логического мышления, а также максимальное усвоение учащимися приемов самопроверки, самоконтроля и взаимооценки. Кроме того, широко использовали мнестические способы.
Гигиеническое нормирование умственной нагрузки первоклассников осуществляли на основе изучения наиболее значимых критериев состояния функциональной системы — физиологической стоимости выполнения задания по ведущим общеобразовательным предметам, так называемой «физиологической цены». Учебную нагрузку дифференцировали в зависимости от адаптированности к обучению. Медицинскую коррекцию адаптации проводили в соответствии с индивидуальным планом оздоровления. Ведущим принципом ее являлись комплексность и преемственность в осуществлении как в школе, так и дома.
Применение комплекса мероприятий в течение 3 мес по коррекции функциональной системы первоклассников позволило получить положительный эффект (см. таблицу). Как видно из таблицы, коррекция адаптации позволила улучшить возможности социально значимых функций на 13— 37,1 %. Особенно значительно улучшился показатель внимания — на 126,6±22,5 усл. ед. Вместе с тем необходимо отметить, что повышение точности работы произошло на фоне тенденции к уменьшению скорости переработки информации. Успеваемость учащихся с напряженной
Влияние корректирующих мероприятий на показатели функционального состояния учащихся (М±т)
Показатель До мероприятий После мероприятий Сдвиг
Скорость мыслитель-
ных процессов:
по заполнению не-
достающих букв,
усл. ед. 5,3±0,2 10,7±0,6 5,4±0,6*
проба со сложением
чисел, усл. ед. 1,7±0,4 6,3±0,5 4,6±0,7*
Объем слуховой памя-
ти, % 29,5±0,8 44,2±2,5 14,7+2,7*
Объем зрительной па-
мяти, % 19,0± 1,7 34,1 ±1,7 15,1 ±2,4*
Коэффициент точности
запоминания, % 18,2±1,7 23,7+1,7 5,5±2,4*
Скорость переработки
информации, число
знаков в минуту 200,2±21,0 145,3± 16,5 54,9±26
Показатель внимания,
усл. ед. 52,7±1 179,3±21,3 126,64-22*
Успеваемость, баллы 3,2±0,03 3,6±0,07 0,4±0,08*
Примечание. Звездочка
(р<0,05).
достоверные различия
степенью адаптации в течение этого периода повысилась с 3,2+0,03 до 3,6+0,07 балла. Следовательно, избирательное проведение мероприятий под контролем показателей рецепторов приспособительного результата способствует повышению успеваемости и улучшению функционального состояния организма учащихся.
Выводы. 1. В основе активной учебной деятельности первоклассников находится функциональная система, обусловливающая эффектив-н >сть взаимодействия школьников с внешней средой.
2. Системообразующим фактором функциональной системы организма школьников является полезный приспособительный результат — адаптация к обучению.
3. Избирательное проведение мероприятий, оказывающих корригирующее влияние на функциональную систему первоклассников, позволяет осуществить гигиеническую оптимизацию начального этапа обучения в общеобразовательной школе.
Литература
1. Агарков В. И. // Гиг. и сан.— 1981.— № 9.— С. 50—51.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.— М., 1975.
3. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды.— М., 1979.
4. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей.— Киев, 1983.
5. Дубровина 3. В., Блинова JJ. Г., Макарова Jl. Н. // Физиология человека.— 1980.—№ 6.—С. 1076—1085.
6. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы).— Л., 1981.
7. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека.— М., 1966.
8. Основы физиологии функциональных систем / Под ред. К. В. Судакова.— М., 1983.
9. Пратусевич Ю. М. Определение работоспособности учащихся.—М., 1985.
10. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан.— 1987.— № 11.— С. 4—6.
11. Функциональные системы организма: Руководство / Под ред. К. В. Судакова.— М., 1987.
Поступила 07.03.89
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 615.838-053.2]-074
В. В. Стан, Б. 3. Воронова, Э. Б. Боровик, Т. Н. Фурсова
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЗОНИРОВАНИЮ
ДЕТСКИХ САНАТОРИЕВ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков В НИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,
Москва
Детским санаторно-курортным учреждениям придается большое значение в плане организации и проведения первичной и вторичной профилактики заболеваний и реабилитации детей с различными заболеваниями. При этом одной из главных задач является оздоровление детей и предотвращение перехода острых заболеваний в хронические формы. В связи с указанным важное значение имеет научное обоснование гигиенических требований к проектированию детских санаториев, оптимизации их функционального зонирования, организации режима и учебно-воспитательной работы и др.
Проведенное анкетирование и анализ работы 675 детских санаториев свидетельствуют о том, что в настоящее время сеть детских санаторно-курортных учреждений страны не соответствует в полной мере санитарно-гигиеническим требованиям.
Одной из основных форм санаторно-курортного лечения детей школьного возраста является детский санаторий, в котором лечение сочетается с учебно-воспитательным процессом.
В местные санатории, как правило, направляются дети от 1 года до 14 лет, в санатории, расположенные в курортной зоне,— с 5 лет, а в санатории для детей с нарушениями опорно-двигатель-
ного аппарата, в том числе с последствиями церебрально-спастического паралича,— с 3 лет. Все санатории функционируют круглогодично.
Анализ заболеваемости в детских санаториях показал, что оптимальная вместимость их должна составлять 250 и максимальная — 500 мест. При этом в санаториях для лечения детей с последствиями остеомиелита, полиартрита должно быть предусмотрено 50 % мест для лежачих больных, а в санаториях для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата — до 20 % таких мест.
Расчетным путем установлено, что площадь территории санатория должна составлять не менее 200 м2 на 1 место без учета хозяйственной зоны. При размещении санаториев на курортах союзного значения, с особо ценными курортными факторами по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается снижение площади на 1 место не более чем на 20 %.
С целью оздоровления воздушной среды не менее 60 % территории санатория, включая игровые площадки, должно быть озеленено. При этом деревья не должны подниматься выше окон 1 этажа, с тем чтобы не снижать уровни естественной освещенности функциональных помещений санаториев.
Территория санатория разделяется на следую-