Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОФЕ НА ОРГАНИЗМ (обзор)'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОФЕ НА ОРГАНИЗМ (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОФЕ НА ОРГАНИЗМ (обзор)»

Коэффициенты массы внутренних органов белых крысят, получавших вытяжки из 2-слойного покрытия (М±/п)

Группа животных Срок наблюдения, мес % Печень Почки Мозг Селезенка Сердце Легкие

Контрольная Опытная Контрольная Опытная

1 1

2 2

43,1 ±1,71 36,4± 1,32* 34,1 ±4,12

31,5±2,89

8,4±0,42 8,34=0,38 9,14=0,42 9,3±0,47

9,0+0,67 6,9±0,68 7,8±0,49 7,7±0,42

7,2±1,07 6,1 ±0,67 4,8±0,64 5,3±0,70

4,2±0,28 4,7±0,26 4,3±0,17

9,34=1,04 9,2±0,91 10,2± 1,15 11,3± 1,15

Примечание. Звездочка

достоверные различия с контролем (р<0,05).

она была понижена (рс0,05). Однако данные изменения наблюдались только на 1-м месяце опыта и уже на 2-м месяце эксперимента этот показатель не отличался от контроля.

Для патоморфологических исследований было взято по 5 животных из каждой группы. Результаты таких исследований показали, что специфические изменения в органах у животных, получавших вытяжки из покрытия, отсутствуют. Это дает основание считать, что изучаемое покрытие не оказывает отрицательного влияния на организм белых неполовозрелых крыс.

Таким образом, двухслойное покрытие, состоящее из лака ЭП-547 и эмали АК-5276, отвечает гигиеническим требованиям и пригодно для нане-

УДК 612.

Кофе использует в питании большинство населения. На современном этапе гигиены важное значение приобретает решение проблем увеличения продолжительности жизни [17, 19, 21], повышения физической и умственной работоспособности, формирования здорового образа жизни [6, 12, 16, 18]. В связи с этим представляется целесообразным дать гигиеническую оценку влияния кофе на организм.

По химическому составу в расчете на сухое вещество сырые кофейные зерна содержат 32— 36 % экстрактивных веществ, стабильно сохраняющихся в течение 7 лет и дольше при нормальных условиях хранения. В состав сухого вещества кофе входят следующие основные компоненты (в %): кофеин 0,7—2,5; белковые вещества 9— 19,2; жир 9,4—18; сахароза 4,2—11,8; пентозаны 5—7; дубильные вещества 8,7—1 1,9; минеральные вещества 3,7—4,5; органические кислоты: хлороге-новая 4—10,9, лимонная 0,3, винная 0,4, яблочная 0,3, щавелевая 0,05, кофейная 0,2 [7]. В составе кофе обнаружено 20 свободных аминокислот, количество которых при хранении кофе практически не меняется. На вкусовые свойства кофе существенное влияние оказывают углеводы, в

сения на крышки, предназначенные для герметизации банок с продуктами детского питания.

Литература

1. Инструкция по токсикологической оценке полимерных материалов, применяемых в пищевой промышленности. Исходные и вспомогательные продукты синтеза.' Мигрирующие вещества.— М., 1984.

2. Методические указания по гигиенической оценке лакированной консервной тары.— Киев, 1982.

3. Мизюкова И. Г., Лукьянчук В. Д. // Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза.— Л., 1979.— С. 272.

4. Пестова А. Г., Коломиец Л. С. // Гиг. и сан.— 1984.— № 6.— С. 21.

5. Федянина В. Н. // Там же.— 1968.—№ 1.—С. 46.

Поступила 23.02.89

частности сахара, являющиеся предшественниками вкусовых и ароматических веществ обжаренного кофе. Наибольшей сахаристостью отличается кофе арабика.

При обжарке в кофейных зернах происходят сложные физико-химические изменения, в результате которых образуется большое количество ароматических и вкусовых веществ, увеличивается объем зерен в 1,3—1,5 раза. Наблюдается значительная потеря массы (13—21 %), половина потерь происходит за счет испарения воды, другая половина — за счет разложения органических веществ, входящих в состав сырого кофе. В результате обжарки образуется сложная смесь летучих ароматических веществ (кафеоль), которая придает кофе аромат. В состав кафеоля входит около 70 различных веществ (метиловый спирт, уксусная кислота, пиридин, ацетальдегид, окси-метилфурфурол, ацетол, ацетон, мальтол, кофеин и др.), большинство из которых является продуктами разложения белков, Сахаров, жира, пен-тазанов сырых кофейных зерен [14]. Несомненно, в кофе присутствуют и вредные вещества, в первую очередь кофеин. Однако сам кофеин запахом практически не обладает [5]. Суммарный показатель

1ЕКТИВ АВТОРОВ. 1990 393.2

М. Т. Дмитриев, М. П. Захарченко, Т. И. Ефимова, Г. В. Захарченко, Я. Г. Скрипник

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОФЕ НА ОРГАНИЗМ (обзор)

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Изменения состава зерен кофе при обжарке

1 • Содержание, %

Ингредиенты сырой жареный

кофе кофе

"г г

Вода

Азотистые вещества Кофеин

Жир Сахара Декстрин Пентозаны

Кофедубильная кислота Клетчатка

Минеральные вещества Растворимые вещества

11,3 12,6 1,2 11,7 7,8 0,4 5,0

8.4 22,9

3.5 29,5

2.7 13,9

1,4

14,4

2.8 1,3 2,8 4,7

19,8 3,9 22,8

загрязнения воздушной среды кафеолем обычно в 2—3 раза выше, чем кофеином. Изменения, происходящие в составе кофе при его обжарке, представлены в таблице.

В образовании аромата и вкуса кофе большое значение, по-видимому, имеет алкалоид тригонел-лин, содержащийся в сырых кофейных зернах. В период обжарки это вещество разрушается с образованием пиридина. Тригонеллин, продукты карамелизации сахара и кофеин придают кофейному напитку горечь, а хлорогеновая кислота — вяжущий вкус. Карамелен и другие продукты карамелизации делают настой коричневым. Наибольший интерес представляют водорастворимые вещества, которые при варке из зерен кофе переходят в напиток и создают его вкусовые качества. Из жареного кофе экстрагируется 25—30 % сухих веществ, в том числе кофеин, сахар, декстрин, фенольные соединения, органические кислоты и часть минеральных солей. Остальные вещества — азотистые и безазотистые, дубильные и клетчатка — остаются в виде осадка. При употреблении кофе из перечисленных веществ наибольшее биологическое влияние оказывает алкалоид кофеин (!, 3, 7-триметилксантин), являющийся производным пуриновых оснований. Он открыт в зернах кофе Рунге в 1820 г., а через 7 лет однородное вещество было обнаружено и в чайном растении, в связи с чем оно получило название «теин». Однако вскоре было доказано, что теин и кофеин — одно и то же вещество. Химическая формула кофеина СзНю^Ог, молекулярная масса 194,2, температура плавления 236,5 °С. Кофеин хорошо растворим в воде, особенно горячей.

При поступлении в организм содержащийся в кофе кофеин оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему, стимулирует работоспособность, повышает частоту и усиливает энергию сердечных сокращений [8]. Кофеин как психостимулирующее и аналептическое соединение облегчает восприятие, ускоряет течение ассоциативных процессов, улучшает функции органов чувств, повышает двигательную активность, умственную и физическую работоспособность, снижает усталость и сонливость [9]. Кроме того, он

ингибирует фосфодиэстеразу, что повышает уровень циклического аденозинмонофосфата и, следовательно, возбудимость.

При коллапсе и шоке кофеин приводит к повышению артериального давления (АД) за счет стимуляции сосудодвигательного центра. При нормальном АД он вызывает несущественные изменения его уровня, так как расширяет сосуды скелетной мускулатуры, головного мозга, сердца и почек. Кофеин увеличивает диурез, стимулирует желудочную секрецию. При облучении нейтронами введение кофеина в поздние сроки ускоряет восстановление повреждений в клетках печени [3], в ранние сроки усиливает лучевой эффект. Кофеин обладает иммунотропной активностью — влияет на интенсивность гуморального иммунитета [10]. В зависимости от дозы и схемы введения по отношению к антигенному стимулу может наблюдаться как депрессия, так и стимуляция иммунного ответа. Кофеин усиливает сокращения волокон скелетных мышц и сердечной мышцы [4]. При применении кофеина наблюдаются суилественное повышение активности липолитических ферментов в тканях и более стабильный уровень липаз в сыворотке крови по сравнению с контролем [1]. Содержание свободного холестерина в крови подопытных животных было в 2 раза меньше по сравнению с контрольными данными, площадь липоидоза аорты соответственно снижена в 2,5 раза. По мнению ряда авторов, кофеин тормозит развитие экспериментального атеросклероза. Как установлено в работе [2], кофеин примерно в 5 раз усиливает мутагенное действие гибберелловой кислоты, которая является стимулятором роста растений и используется в сельском хозяйстве, в том числе и для предпосевной обработки семян.

Содержащиеся в кофе кислоты способствуют выделению желудочного сока и влияют на деятельность кишечника. При систематическом неумеренном применении кофе происходит учащение сердцебиений, дыхания, раздражается слизистая желудочно-кишечного тракта [14].

В условиях переработки и использования кофе следует учитывать неблагоприятное действие кофеина на организм [5]. Он поступает в воздушную среду производственных помещений чайной, кондитерской и фармацевтической промышленности при переработке и расфасовке кофе, изготовлении тонизирующих напитков [13]. Описаны случаи острого отравления кофеином [11]. ПДК кофеина в воздухе рабочей зоны 0,5 мг/м'\ Значительные концентрации кофеина обнаружены в атмосферном воздухе Нового Орлеана, Парижа, Нью-Йорка и других городов, особенно в районах с большим количеством предприятий питания, интенсивно посещаемых туристами. При этом установлено неблагоприятное влияние кофеина на население загрязненных районов городов [20]. ПДК кофеина в атмосферном воздухе 0,035 мг/м3. При 20 °С равновесное давление паров кофеина составляет

0,15 мг/м3. Обычно основная часть кофеина на-

ходится в воздухе в аэрозольном состоянии. Разработаны высокоэффективные методы определения этого вещества в воздухе и биологических материалах [5].

При газохроматографическом или хромато-масс-спектрометрическом методе определения кофеина в воздухе пробы одновременно отбирают на фильтр и в пробоотборную трубку [5]. Кофеин экстрагируют спиртом. Разделение осуществляют на БЕ-ЗО (5 % на хроматоне Ы-АШ-НМ). Время удерживания кофеина на колонке длиной 2 м 6,5 мин. В масс-спектре максимальную интенсивность проявляет двуциклический молекулярный ион С8Н,оЫ402+. Практически равную интенсивность имеют фрагментированные циклические ионы СзН3Ы2+и С4НЫ202+ с молекулярной массой соответственно 67 и 109 [5].

Потребление кофе будет все более расширяться. Работу по гигиенической оценке влияния этого продукта на организм следует продолжить. Необходимо провести экспериментальные исследования на животных и наблюдения на людях, которые позволят непосредственно определить стимулирующую и предельно допустимую дозы кофе для разных контингентов населения. Методами хрома-то-масс-спектрометрии следует тщательно изучить состав растворенных веществ и аромата кофе, на современном методическом уровне выявить содержащиеся в нем вредные вещества, дать им гигиеническую оценку [15]. Эти же методы необходимо использовать и для гигиенической оценки технологических процессов приготовления кофе. Надлежит разработать гигиеническую рекомендации, касающиеся условий обработки кофе и направленные на снижение содержания в нем токсичных веществ. Пока по кофе еще нет никаких санитар но-просветительных материалов, разра-

ботка которых также является важной задачей гигиенических исследований.

Л и т е р а т у р а • ■ ■ ' ' • • • '

•• /{' , ( 1, . ; ' » ' . ' • i •

1. Ануфриева В. К. // Профилактика и лечение артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца.— Чебоксары,

°v 1985 —С. 91.

2. Арутюнян Р. М., Залитян Г. Г. // Биол. журн. Армении.— 1987.—Т. 40, № 2.—С, 153:

3. Бардик 10. В., Середенко Э. А. // Фармакол. и токсикол.— Киев, 1985.—Вып. 20.—С. 58.

'4. Бене ееленский Д. С. и др. // Бюл. экспер. биол.— 1985.—№ 9.-С. 315.

5. Дмитриев М. Т., Мищихин В. А. // Гиг. и сан.— 1983.— № 2.— С. 40.

— % - » л

6. Дмитриев М. Т., Захарченко М. П., Лядов В. P. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1988.— № 5.— С. 44.

7. Евстигнеев Г. М., Лившиц Ю. А., Сингаевский О. И. Тайна продуктов питания.— М., 1972.

8. Кудашева В. А. // БМЭ.— 3-е изд.—М., 1982.--Т. П.— С. 468.

%.' / ' ) Î

9. Пучеров H. Н. Все о кофе.-- Киев, 1987.

10. Рубцова Е. P. // Фармакол. и токсикол.— 1986.—№ 3.— С. 74.

И, Сайтанов А. О., Думкин В. //., Никифорова //. А. /■•/ Гиг. •груда.— 1971,— № 1..— С. 50. :

12. Сидоренко Г. И. // Гиг. и сан.— 1982.—№ 3.—С. 4.

13. Скачков В. Б., Ефимова В. И., Галкина /(. А. // Актуальные вопросы гигиены и эпидемиологии / Под ред. Г. П. За: рубина;—М., 1980.—С. 52.

14. Соловьева Т. Я. Вкусовые товары.— М., 1982.

15. Dmitriev M. Т. //'int. Lab.— 1986.—N 5.—P. 40.'

16: Goldberg A. M. // Pharmacol. Rev.— 1984.— Vol. 36, N 2.— P. 173.

17. Michael B. R. // Environ. Hlth. Perspect.— 1984.— Vol. 55.— P. 47.

18. Miller J. R. U Mutat. Res.— 1983.— Vol. 114, N 3.— P. 425.

19'. Parke D. V. // Regul. Toxicol. Pharmacol.— 1982.—Vol. 2,

N 4.— P. 267.

20. Sine H. E., Kubasik P. // Clin. Chem.— 1973.— Vol. 19.— P. 340.

21. Schlumberger H. D. // Allergy.— 1983.— Vol. 81, N 2.— P. 317.

ц ' ( * * I fc

Поступила 22.1 i.88

Гигиена детей и подростков

Н. П. ГРЕБНЯК, 1990

УДК 371.7

ч.

Н. П. Гребняк

* • * • • - • • I « .* "**#'. '** ' I*« • * ** * * •** ' . ^

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕКЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Основные положения реформы современной общеобразовательной школы связаны с переориентацией всей системы на учащегося как на субъекта обучения, в частности путем включения школьников уже с первых дней в активную деятельность. Ведущим видом деятельности на началь-

ном этапе обучения является учение, т. е. процесс усвоения знаний и способов их самостоятельного приобретения. Особенность начального этапа заключается в том, что учащиеся впервые включаются в новую социально значимую деятельность, имеющую важное значение не только для них, но и

для окружающих. Это требует поиска новых путей оптимизации учебной деятельности [ 10]. В связи с изложенным целью настоящей работы являлось обоснование подходов к гигиенической оптимизации обучения первоклассников на основе коррекции функциональной системы.

Функциональное состояние организма изучено у 142 учащихся 1-х классов общеобразовательной школы. Исследовали функцию внимания по корректурной пробе, а также объемы зрительной, слуховой и наглядно-образной кратковременной памяти. Мышление изучали по скорости решения арифметических примеров и заполнению недостающих букв в словах. Определяли основные свойства высшей нервной деятельности: подвижность и уравновешенность нервных процессов, силу нервной системы [5—7]. О состоянии нервно-мышечного аппарата судили по тремору, координации двигательных актов, скорости движений кисти, скорости бега, дальности метания и прыжка

[1, 4].

В соответствии с концепцией П. К. Анохина [2, 3, 8, 11] функциональная система первоклассников может быть представлена в виде схемы взаимоотношений функций (см. схему). Из указанной концепции следует, что в условиях начала систематического обучения в школе происходит активная мобилизация у учащихся многих вегетативных механизмов, направленных на удовлетворение потребностей организма. Биологические и

социальные мотивации, являясь основой всех ви-

• ■ •

дов целенаправленной деятельности учащихся, служат первичным звеном в формировании функциональной системы. Указанные потребности, обусловленные, в частности, стремле-нием к социальному сотрудничеству и учебно-познаватель-ной мотивацией, а также изменениями гомеоста-

тических показателей, определяют своеобразие акцептора результата действия.

Направляющим компонентом системной организации поведенческих реакций следует считать получение полезного организму результата [8, 11]. Главным приспособительным результатом для учащихся 1-го класса является адаптация к обучению. Следовательно, задача заключается в выявлении ведущих звеньев вегетативных функций, на которые в процессе обучения падает максимальная нагрузка. В целостной учебной деятельности первоклассников можно выделить следующие основные компоненты: усвоение учебных заданий, активные учебные действия и осуществление самоконтроля. Исходя из этого, функциями, обеспечивающими успешность обучения первоклассников, являются типологические особенности высшей нервной деятельности, внимание, память, мышление и нервно-мышечный аппарат. На разных этапах учебной деятельности одни функции могут быть доминирующими, а другие подчиненными.

Формирование аппарата достижения определенных приспособительных результатов в соответствии с моделью функциональной системы обеспечивается поведенческой и вегетативной регуляцией. Специфическая особенность первой заключается в том, что на основе интеграции различных компонентов поведенческих реакций возникает двигательный акт, способствующий удовлетворению соответствующей потребности. Во втором случае действие направлено на восстановление нарушенных физиологических функций. Вместе с тем качественные различия г^ежду поведенческой и вегетативной регуляцией не исключают возможности рассматривать их как звенья единой системы управления. Следует также отме-

С"осе/иа взаимоотношений функций в процессе обучения первоклассников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.