степенью адаптации в течение этого периода повысилась с 3,2+0,03 до 3,6+0,07 балла. Следовательно, избирательное проведение мероприятий под контролем показателей рецепторов приспособительного результата способствует повышению успеваемости и улучшению функционального состояния организма учащихся.
Выводы. 1. В основе активной учебной деятельности первоклассников находится функциональная система, обусловливающая эффектив-н >сть взаимодействия школьников с внешней средой.
2. Системообразующим фактором функциональной системы организма школьников является полезный приспособительный результат — адаптация к обучению.
3. Избирательное проведение мероприятий, оказывающих корригирующее влияние на функциональную систему первоклассников, позволяет осуществить гигиеническую оптимизацию начального этапа обучения в общеобразовательной школе.
Литература
1. Агарков В. И. // Гиг. и сан.— 1981.— № 9.— С. 50—51.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.— М., 1975.
3. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды.— М., 1979.
4. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей.— Киев, 1983.
5. Дубровина 3. В., Блинова JJ. Г., Макарова Jl. Н. // Физиология человека.— 1980.—№ 6.—С. 1076—1085.
6. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы).— Л., 1981.
7. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека.— М., 1966.
8. Основы физиологии функциональных систем / Под ред. К. В. Судакова.— М., 1983.
9. Пратусевич Ю. М. Определение работоспособности учащихся.—М., 1985.
10. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан.— 1987.— № 11.— С. 4—6.
11. Функциональные системы организма: Руководство / Под ред. К. В. Судакова.— М., 1987.
Поступила 07.03.89
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 615.838-053.2]-074
В. В. Стан, Б. 3. Воронова, Э. Б. Боровик, Т. Н. Фурсова
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЗОНИРОВАНИЮ
ДЕТСКИХ САНАТОРИЕВ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков В НИЦ профилактической медицины Минздрава СССР,
Москва
Детским санаторно-курортным учреждениям придается большое значение в плане организации и проведения первичной и вторичной профилактики заболеваний и реабилитации детей с различными заболеваниями. При этом одной из главных задач является оздоровление детей и предотвращение перехода острых заболеваний в хронические формы. В связи с указанным важное значение имеет научное обоснование гигиенических требований к проектированию детских санаториев, оптимизации их функционального зонирования, организации режима и учебно-воспитательной работы и др.
Проведенное анкетирование и анализ работы 675 детских санаториев свидетельствуют о том, что в настоящее время сеть детских санаторно-курортных учреждений страны не соответствует в полной мере санитарно-гигиеническим требованиям.
Одной из основных форм санаторно-курортного лечения детей школьного возраста является детский санаторий, в котором лечение сочетается с учебно-воспитательным процессом.
В местные санатории, как правило, направляются дети от 1 года до 14 лет, в санатории, расположенные в курортной зоне,— с 5 лет, а в санатории для детей с нарушениями опорно-двигатель-
ного аппарата, в том числе с последствиями церебрально-спастического паралича,— с 3 лет. Все санатории функционируют круглогодично.
Анализ заболеваемости в детских санаториях показал, что оптимальная вместимость их должна составлять 250 и максимальная — 500 мест. При этом в санаториях для лечения детей с последствиями остеомиелита, полиартрита должно быть предусмотрено 50 % мест для лежачих больных, а в санаториях для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата — до 20 % таких мест.
Расчетным путем установлено, что площадь территории санатория должна составлять не менее 200 м2 на 1 место без учета хозяйственной зоны. При размещении санаториев на курортах союзного значения, с особо ценными курортными факторами по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается снижение площади на 1 место не более чем на 20 %.
С целью оздоровления воздушной среды не менее 60 % территории санатория, включая игровые площадки, должно быть озеленено. При этом деревья не должны подниматься выше окон 1 этажа, с тем чтобы не снижать уровни естественной освещенности функциональных помещений санаториев.
Территория санатория разделяется на следую-
щие функциональные зоны: приемное отделение, зона проживания, парковая зона, зона физкультурно-оздоровительных сооружений, зоны изолятора и хозяйственная.
Приемное отделение призвано обеспечивать поступление детей не менее чем двумя потоками. В санаториях с индивидуальными сроками лечения это отделение блокируется с карантинным. Последнее состоит из блокированных палат площадью не менее 9 м2 каждая.
В зоне проживания располагаются здания и сооружения, включающие спальные корпуса, помещения для обучения, питания,лечения, культурно-массового и административно-бытового назначения. В зоне проживания следует предусматривать удобные подходы с улицы и земельного участка. Жилые строения для персонала должны находиться вне территории санатория.
Исследованиями показано, что при зонировании территории санатория должны предусматриваться следующие санитарные разрывы: между спальнями и учебными корпусами, а также от указанных строений до игровых площадок не менее 50 м; от основных зданий санатория до автомагистралей не менее 150 м, до хозяйственной зоны не менее 100 м, до дорог местного значения не менее 30 м. Спальные, лечебно-диагностические, учебные помещения, столовую и помещения культурно-массового назначения следует размещать только в наземных этажах либо в одном корпусе, либо в отдельных блоках, соединенных отапливаемыми переходами.
Большое значение в строительстве детских санаториев имеет этажность его основных помещений. Наиболее оптимальным является 2-этажное решение, однако при строительстве санаториев в курортной зоне допустимо строительство 3-этажных зданий. При этом на III этаже желательно расположить те помещения, которые используются детьми непостоянно (например, комнаты для кружковых занятий и т. п.).
Высота помещений постоянного пребывания детей (спальные, лечебно-диагностические, учебные) должна быть не менее 3,3 м.
Немаловажное значение с гигиенической точки, зрения имеет соблюдение принципа изоляции палатных секций спальных помещений. На этаже должно располагаться не более 2 секций вместимостью 30 коек каждая. В составе секции предусматривается игровая площадью не менее 15 м2, гардеробная с сушильными шкафами из расчета 0,6 ml на 1 место, санитарные узлы для детей (с 5 лет раздельные для мальчиков и девочек) и персонала.
^ t V V * ' л • i л ' ' ' « . я # • i » • w • f r . * I > i n't ^ 0 4/J
Палатные секции для детей дошкольного возраста должны включать спальни, столовую-игровую, туалетную, раздевальную и буфетную. Ячейка рассчитывается на 15, секция — на 30 мест (с отдельным входом). Вместимость палат для школьников не должна превышать 5 мест, для детей с последствиями остеомиелита, полиартрита—
10 мест. В каждой секции необходимо предусматривать 2—3 палаты на 3 места. Площадь палат-спален принимается из расчета 4 м2 на 1 дошкольника и 6 м2 на 1 школьника. В каждой секции надлежит выделять специальные места и холодильник для хранения передач от родителей.
Планировка помещений столовой и кухни должна обеспечивать обслуживание детей и персонала в одну смену. Для ходячих больных школьного возраста предусматриваются обеденные залы при пищеблоках из расчета 1,5 м2 на 1 посадоч^ие место. Как показали результаты проведенных исследований, вместимость обеденных залов должна быть не более 60 мест. При обеденных залах необходимо предусматривать умывальники (из расчета 1 на 25 детей), санитарный узел (из расчета 1 унитаз на 40 детей), душевую и туалет (для работников пищеблока). Для питания персонала необходимо выделять специальный зал с отдельным входом. Для организации питания детей дошкольного возраста предусматриваются столовые-игровые при палатных секциях (из расчета не менее 2 м2 на 1 ребенка), буфетные, оборудованные 3-гнездными моечными ваннами, полками для сушки и шкафами для хранения посуды. В санаториях для детей с нарушениями опорно-двига-тельного аппарата, где питание осуществляется непосредственно в секции, необходимо предусматривать столовую с раздаточной, помещение для мойки посуды, оборудованное 3-гнездными моечными ваннами, полками для сушки и шкафами для хранения посуды, и при необходимости подъемник для подачи пищи.
Во всех санаториях проводится обучение детей школьного возраста. С этой целью в каждом санатории предусматриваются учебные помещения, расположенные либо в отдельно стоящем здании, либо в специально выделенных отсеках спальных корпусов. Обучение лежачих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется непосредственно в палатах.
Наполняемость классов — не более 25 детей. Площадь классов принимается из расчета 2,5 м2 на 1 учащегося, а рекреационных помещений 0,6 м2 на 1 ученическое место. В составе учебных помещений обязательно предусматривается лаборатория площадью 60 м2 с тремя лаборантскими для химии, физики и биологии.
Окна спальных,, классных и игровых помещений должны иметь ориентацию в качестве оптимальной на юг и юго-восток и допустимой на восток. На северные румбы .допускается ориентация не более
10 % мест в спальной секции. При строительстве санаториев во II, III, IV строительно-климатических районах для помещений, ориентированных на южные румбы, необходимо предусматривать стационарные солнцезащитные устройства: жалюзи, в том числе расположенные между оконными рамами, козырьки, шторы и др.
Набор и площади лечебно-диагностических, культурно-массового назначения, административ-
но-хозяиственных и вспомогательных помещении зависят от медицинского профиля и вместимости санаториев и проектируются по специальным заданиям, согласованным с органами санитарно-эпидемиологической службы. Во всех санаториях следует предусматривать лечебный бассейн с ванной (4X9 м) глубиной от 0,7 до 1 м.
Парковая зона включает игровые площадки, озеленение, учебно-опытные участки. Игровые площадки планируются из расчета 5 м2 на 1 ребенка и оборудуются для детей дошкольного возраста — песочницами с навесами, качелями, горками, лесенками и т. п., для-детей старшего возраста —
беседками, скамеиками, столами для настольных игр, чтения и др. Площадки должны иметь травя-нисто-песчаное покрытие, допускается плиточное, запрещается гравийное.
Для организации дневного сна в летнее время при спальных корпусах при каждой секции отдельно оборудуются крытые террасы, выходящие в парковую зону. Возможно также для этих целей использовать крытые навесы с деревянным полом, защищенные от ветра стенками с трех сторон. Для организации сна на воздухе в холодное время года необходимо оборудовать отапливаемые веранды, а также отвести место для хранения спальных мешков.
В зоне физкультурно-оздоровительных сооружений должны располагаться спортивные площадки (из расчета 20 м2 на 1 место), площадки для занятий лечебной физкультурой, которые следует оборудовать с учетом возраста детей и медицинского профиля санатория, а также лечебные пляжи. Набор спортивных площадок может быть таким же, как для пионерских лагерей.
Изолятор должен быть изолирован зелеными насаждениями от остальной территории, иметь
удобные подъездные пути, а для выздоравливающих детей — оборудованные игровые площадки.
Изолятор проектируется из расчета 5 % от вместимости санатория. К изолятору предъявляются требования, аналогичные таковым для отделений инфекционных больниц. Помещения изолятора должны предусматривать возможность изоляции больных с инфекционными заболеваниями, имеющими различные механизмы передачи (желудочно-кишечные, воздушно-капельные, смешанные). В состав изоляторных помещений включаются мельцеровские боксы. Число мест в боксах должно составлять 25—30 % вместимости изолятора.
В зависимости от места расположения детского санатория проектируется соответствующая хозяйственная зона либо самостоятельная, с полным набором всех необходимых зданий и помещений (котельная, гараж, прачечная, складские помещения и др.), либо с использованием общекурортных котельной, прачечной и гаража. Допустимо также строительство общей хозяйственной зоны при размещении детского санатория в составе комплекса учреждений.
Гигиенически правильное устройство функциональных зон детских санаториев будет способствовать созданию благоприятных условий для пребывания детей в этих учреждениях и успешному их оздоровлению.
Приведенные выше положения, а также гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима детских санаториев нашли
отражение в аналогичных Санитарно-гигиенических правилах и нормах № 42-125-4437-87, утвержденных Минздравом СССР.
Поступила 14.02.89
\ Ч
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.954/.955:613.5
А. А. Крюкова, А. М. Давыдок, Г. Р. Штейнман, О. Ф. Санникова, Т. Д. Дубовец, Т. В. Харевич
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД
Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск; Белорусский НИИгипросельстрой, Минск
Проведенный в Белоруссии анализ фонда сельских детских дошкольных учреждений показал, что обеспеченность ими значительно ниже нормируемой СНиПами 11-80—75. Около 40 % функционирующих яслей-садов размещены в приспособленных помещениях. Для перспективного строительства с учетом особенностей демографических процессов в сельской местности БССР разработан новый тип учебно-воспитательного комплекса детский сад— начальная школа на 25 дошкольников и 40 учащихся, уже функционирующий в отдельных районах республики [2].
Цель настоящего исследования — изучение ги-
гиенических вопросов вместимости и конструкции, размеров и расположения помещений, распределение площади и других объемно-планировочных решений в рамках одного здания школы и детского сада, определение степени соответствия сложившихся условий воспитания, обучения и оздоровления детей санитарно-гигиеническим требованиям.
В обследование включены 10 средних, 2 неполные средние школы и 1 начальная школа — детский сад. Все здания построены по типовым проектам.
Наиболее приемлемым и отвечающим гигиени-