но-хозяиственных и вспомогательных помещении зависят от медицинского профиля и вместимости санаториев и проектируются по специальным заданиям, согласованным с органами санитарно-эпидемиологической службы. Во всех санаториях следует предусматривать лечебный бассейн с ванной (4X9 м) глубиной от 0,7 до 1 м.
Парковая зона включает игровые площадки, озеленение, учебно-опытные участки. Игровые площадки планируются из расчета 5 м2 на 1 ребенка и оборудуются для детей дошкольного возраста — песочницами с навесами, качелями, горками, лесенками и т. п., для-детей старшего возраста —
беседками, скамеиками, столами для настольных игр, чтения и др. Площадки должны иметь травя-нисто-песчаное покрытие, допускается плиточное, запрещается гравийное.
Для организации дневного сна в летнее время при спальных корпусах при каждой секции отдельно оборудуются крытые террасы, выходящие в парковую зону. Возможно также для этих целей использовать крытые навесы с деревянным полом, защищенные от ветра стенками с трех сторон. Для организации сна на воздухе в холодное время года необходимо оборудовать отапливаемые веранды, а также отвести место для хранения спальных мешков.
В зоне физкультурно-оздоровительных сооружений должны располагаться спортивные площадки (из расчета 20 м2 на 1 место), площадки для занятий лечебной физкультурой, которые следует оборудовать с учетом возраста детей и медицинского профиля санатория, а также лечебные пляжи. Набор спортивных площадок может быть таким же, как для пионерских лагерей.
Изолятор должен быть изолирован зелеными насаждениями от остальной территории, иметь
удобные подъездные пути, а для выздоравливающих детей — оборудованные игровые площадки.
Изолятор проектируется из расчета 5 % от вместимости санатория. К изолятору предъявляются требования, аналогичные таковым для отделений инфекционных больниц. Помещения изолятора должны предусматривать возможность изоляции больных с инфекционными заболеваниями, имеющими различные механизмы передачи (желудочно-кишечные, воздушно-капельные, смешанные). В состав изоляторных помещений включаются мельцеровские боксы. Число мест в боксах должно составлять 25—30 % вместимости изолятора.
В зависимости от места расположения детского санатория проектируется соответствующая хозяйственная зона либо самостоятельная, с полным набором всех необходимых зданий и помещений (котельная, гараж, прачечная, складские помещения и др.), либо с использованием общекурортных котельной, прачечной и гаража. Допустимо также строительство общей хозяйственной зоны при размещении детского санатория в составе комплекса учреждений.
Гигиенически правильное устройство функциональных зон детских санаториев будет способствовать созданию благоприятных условий для пребывания детей в этих учреждениях и успешному их оздоровлению.
Приведенные выше положения, а также гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима детских санаториев нашли
отражение в аналогичных Санитарно-гигиенических правилах и нормах № 42-125-4437-87, утвержденных Минздравом СССР.
Поступила 14.02.89
\ Ч
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.954/.955:613.5
А. А. Крюкова, А. М. Давыдок, Г. Р. Штейнман, О. Ф. Санникова, Т. Д. Дубовец, Т. В. Харевич
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД
Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск; Белорусский НИИгипросельстрой, Минск
Проведенный в Белоруссии анализ фонда сельских детских дошкольных учреждений показал, что обеспеченность ими значительно ниже нормируемой СНиПами 11-80—75. Около 40 % функционирующих яслей-садов размещены в приспособленных помещениях. Для перспективного строительства с учетом особенностей демографических процессов в сельской местности БССР разработан новый тип учебно-воспитательного комплекса детский сад— начальная школа на 25 дошкольников и 40 учащихся, уже функционирующий в отдельных районах республики [2].
Цель настоящего исследования — изучение ги-
гиенических вопросов вместимости и конструкции, размеров и расположения помещений, распределение площади и других объемно-планировочных решений в рамках одного здания школы и детского сада, определение степени соответствия сложившихся условий воспитания, обучения и оздоровления детей санитарно-гигиеническим требованиям.
В обследование включены 10 средних, 2 неполные средние школы и 1 начальная школа — детский сад. Все здания построены по типовым проектам.
Наиболее приемлемым и отвечающим гигиени-
ческим принципам организации учебно-воспитательного процесса как в школе, так и в детском дошкольном учреждении явилось здание начальной школы-детского сада, рассчитанное на 40 учащихся и 25 дошкольников. Секционная структура здания, архитектурно-планировочное решение и набор основных помещений обеспечивают необходимую изоляцию младших школьников и дошкольников, способствуют выполнению основных требований режима дня у старших и младших детей. В учреждении предусмотрены единое руководство и медицинское обеспечение, общие кухня и спор-тивно-музыкальный зал. Показатели микроклимата помещений соответствуют нормативным. Опыт совместной работы школы и детского сада демонстрирует тесный контакт воспитателей и учителей, позволяющий им осуществлять комплексные учебно-воспитательные программы, обеспечивать преемственность в воспитании и обучении детей. Педагоги отмечают положительное влияние, оказываемое учащимися на воспитанников детского сада, органичность перехода дошкольников в школу. В то же время школьники проявляют заботу о младших, оказывают шефскую помощь. Полезными являются и контакты детей во время праздников, спортивных мероприятий, где и старшие, и младшие чувствуют себя членами единого коллектива.
Наполняемость средних школ на 320—390 мест, на базе которых размещены детские сады, оказалась в 2 раза меньше проектной, что позволило выделить помещения для детского сада и избежать дефицита площадей при организации учебно-воспитательного процесса. В обследованных средних и неполных средних школах с проектной вместимостью 192 учащихся, несмотря на значительно меньшую фактическую наполняемость их,'обнаружен дефицит рабочих площадей, что приводит к нарушению гигиенического принципа возрастной дифференциации школьников, нехватке помещений для шестилеток и групп продленного дня, тесноте в гардеробах, отсутствию или совмещению некоторых учебных кабинетов [1].
Одной из особенностей школ — дестких садов является широкий возрастной диапазон дошкольников — от 1,5 до 6 лет. Дошкольники объединены в одну разновозрастную группу. Средняя площадь на 1 дошкольника в обследованных школах составляет от 4 до 12 м2. Наполняемость групп от 16 до 40 детей. Количество помещений для дошкольников колеблется в зависимости от наполняемости детского сада и особенностей планировочного решения школьного здания. Функциональные ячейки (групповая, игровая, спальня) в большинстве случаев спланированы с учетом гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса в детских садах. Однако вынужденное совместное воспитание детей разного возраста, различные их функциональные и физические возможности диктуют необходимость организации игровых, воспитательных и учебных зон в группо-
вых ячейках. Планировочные решения раздевальной и туалета для дошкольников не отвечают гигиеническим требованиям.
Умывальные, буфетные, кладовые и другие помещения детских садов различны по площади и связям с игровыми и спальнями. Иногда умывальные расположены в отдалении от основных помещений, а буфетные отсутствуют вовсе, что затруд-.няет работу персонала, вынужденного многократно преодолевать расстояния между кухней и игровой. Не всегда имеются помещения медицинского назначения, повсеместно ощущается дефицит подсобных помещений для хранения наглядных пособий, игрушек.
Помещения для детских садов, как правило, имеют отдельные входы, но это не исключает контакта дошкольников и учащихся. В то же время количество случаев заболеваний на 100 дошкольников в школах — детских садах не превышает этот показатель в других детских дошкольных учреждениях республики.
Вопросы организационно-хозяйствен ной деятельности школ — детских садов оказались сложными и многообразными. Источником такого многообразия является различная ведомственная принадлежность школы и детского сада. Дублируются штатные единицы обслуживающего персонала, возникают затруднения при распределении обязанностей технического персонала в организации горячего питания в связи с необходимостью на единых площадях кухни осуществлять раздельное хранение продуктов и приготовление пищи'. В большинстве обследованных учреждений работают 2 повара. Меню для школы и детского сада составляется раздельно.
Существовавшая нормативная база проектирования практически не учитывала региональные особенности размещения и эксплуатации школ — дестких садов в сельской местности. Расположение зданий на открытой местности, отсутствие ветрозащиты служат причинами несоответствия температуры в помещениях в зимний период гигиеническим требованиям, что в значительной степени оказывает влияние на низкую посещаемость детского учреждения в холодное время года. При реконструкции зданий и новом строительстве следует совершенствовать систему отопления, вентиляции и водоснабжения.
Таким образом, упорядочение планировочной структуры существующих школ должно происходить на основе архитектурных проработок, ориентирующих на рациональную функциональную организацию внутренних пространств здания, определяющих оптимальное соотношение площадей школы и детского сада. Проведенные исследования подтверждают санитарно-гигиеническую целесообразность создания комплексов начальная школа — детский сад. Перспективная проектно-архитектурная деятельность должна быть направлена на создание не только новых типовых начальных школ — детских садов, но и неполных средних
и средних школ малой вместимости (на 108-— 132 учащихся), кооперированных с детским садом, с выделением зон детского сада, школы, совместно используемых зальных помещений, общего административно-хозяйственного блока. Такие комплексы могут найти применение в малонаселенных районах, где в равной степени актуальны вопросы обновления строительного фонда школьных зданий и формирования сети детских дошкольных учреждений.
© А. г. БЕЛИНОВА, УДК 371.7
Важная роль в функциональной диагностике принадлежит информации, получаемой с помощью
разнообразных проб и тестов, что позволяет оценить функциональное состояние организма в целом, уровень его общей физической работоспособности. Общеизвестно, что регулярная физическая активность значительно улучшает состояние организма, однако каждый возрастной период предъявляет свои требования к двигательным режимам, учет которых позволяет исключить состояние перегрузки систем организма. В физиологии физического воспитания наряду с изучением основных закономерностей функционирования организма человека одной из главных задач является разработка вопросов профилактики утомления и перенапряжения организма, особенно детского.
Нагрузочное тестирование детского организма лежит в основе выработки критериев дозирования физической нагрузки и имеет важное значение в организаци режима двигательной активности в школе и дошкольном учреждении. Основными особенностями функционального обеспечения мышечной работы в детском возрасте являются относительно невысокий диапазон резервных возможностей как вегетативных, так и метаболических систем организма, малая эффективность систем вегетативного обеспечения; довольно низкий уровень анаэробно-гликолитического компонента физической работоспособности (т. е. работоспособности в упражнениях с предельным временем работы 0,5—3 мин). При определении двигательной нагрузки детей ориентация лишь на паспортный возраст без учета различий в темпах биологического созревания также считается недопустимой
[1,3,4].
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении резервов двигательной активности детей шестилетнего возраста на основе оценки
Литература
1. Крюкова А. А., Давыдок А. М., Санникова О. Ф., Штайн-ман Г. Р. // Актуальные вопросы медицинского обеспечения агропромышленных комплексов, влияния природных и социально-экономических зон республики на здоровье населения.— Минск, 1987.-—С. 40—41.
2. Крюкова А. А., Давыдок А. М. Фульман. Р. Е. и др. // Гиг. и сан.— 1988.—№ 6.—С. 66—67.
Поступила 17.04.89
общей работоспособности методом тестирования при мотивации «выполнить как можно больше нагрузки». Для определения физической работоспособности детей был использован Гарвардский степ-тест, который позволяет оценить восстановительные процессы в организме, их характер после дозированной мышечной деятельности [2]. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью. В исследованиях определяли изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) после нагрузки через каждые 30 с трижды,-рассчитывали величину индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Содержание нагрузки: дети поднимались на ступень высотой 20 см (соответственно возрасту и росту) в ритме 60 движений в минуту, время нагрузки 2 мин. Физическая нагрузка предъявлялась детям 3 раза с интервалом для отдыха 5 мин. Дети могли добровольно отказаться от нагрузки и прекратить движения, если почувствовали сильную усталость. Всего обследовано 110 детей-шестилеток, посещающих детские сады.
Анализ результатов показал относительно низкую физическую работоспособность детей шестилетнего возраста в целом; показатель ИГСТ равен 36. Повторная физическая нагрузка вызвала еще большее снижение этого показателя, а следовательно, и работоспособности детей (в 75 % случаев ИГСП уменьшился до 33), однако в 25 % случаев значимого снижения работоспособности не выявлено. При опросе установлено, что дети, которые оказались выносливыми, дополнительно посещают гимнастические секции, классы и секции эстетического развития, где имеют значительную двигательную нагрузку. Отказы от нагрузки при повторном предъявлении отмечались
1990
А. Г. Беликова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Одесский педагогический институт им. К. Д. Ушинского