Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ,ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЕЛОРУССИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ,ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЕЛОРУССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ,ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЕЛОРУССИИ»

УДК 613.5:727.1(476)

А. А. Крюкова, А. М. Давыдок, Р. Е. Фульман, О. Ф. Санникова,

Г. Р. Штейнман

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА СЕЛЬСКИХ ШКОЛ БЕЛОРУССИИ

Белорусски» научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск; Белорусский НИИ Гипросельстрой, Минск

В культурном преобразовании сельских населенных мест первоочередное значение приобретает проектирование и строительство общественных зданий, школ и детских дошкольных учреждений. Современный этап строительства общеобразовательных школ подчинен реализации задач школьной реформы и Продовольственной программы СССР.

Цель настоящего исследования — изучение гигиенических вопросов объемно-планировочного формирования сельских школ, выявление и оценка наиболее распространенных в республике типовых проектов и построенных по ним зданий, определение соответствия проектных решений современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса.

Гигиеническая оценка современных типов сельских школ осуществлялась на основании анализа проектных материалов, учитывающего комплекс факторов формирования архитектурных и объемно-планировочных решений школьных зданий, натурных обследований, показателей микроклимата школьных помещений, здоровья и работоспособности учащихся, анкетного опроса сельских школьников. Для изучения архитектурно планировочных решений, состава и площади помещений, наполняемости, характеристики размещения школы, строительных конструкций, оборудования, эксплуатационных показателей заполнялась унифицированная «Карта обследования сельской общеобразовательной школы», разработанная ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Обследованием охвачено 13 средних и 4 восьмилетние школы различной вместимости, построенные по типовым проектам: Б2-02-6, БШ-10-392, 224-1-9, 224-1-96, 224-1-362, 224-1-160/75, 224-1-167.

Абсолютное большинство сельских школ работает в одну смену. Наполняемость классов неравномерная. Как показало обследование, фактическая наполняемость школ значительно отличается от проектной вместимости. В большинстве случаев наполняемость классов ниже нормируемой. Отмечены случаи, когда средние школы функционируют как восьмилетние и, наоборот, проектные здания неполных средних школ используются средними школами.

Блочно-секционная структура школ (проекты Б2-02-6, БШ-10-392, 224-1-167) не обеспечивает деления детского коллектива на отдельные возрастные группы. В отдельных блоках, как пра-

вило, размещены общешкольные залы, мастерские, столовые. Площади классов и кабинетов соответствуют СНиП по строительству школ, однако в случае функционирования средней школы на базе неполных средних школ при фактической наполняемости, превышающей проектную, , площадь классных помещений (36 м2) недоста-^ точна (проект 224-1-160/75). Признана недостаточной проектная площадь гардеробов. Площадь спортивных залов 149—155 м2, в случае совмещения с актовым залом не отвечает гигиеническим требованиям и недостаточна для организации и проведения спортивно-массовых мероприятий.

В школах с избытком суммарных рабочих площадей при малой фактической наполняемости на практике ощущается недостаток числа функциональных помещений, что приводит к оценке типовой планировочной структуры, как неудовлетворительной.

В сельских школах республики осуществляется постепенный переход на обучение с 6-летнего возраста. Число детей в возрасте 6 лет в классах от 12 до 32. Для детей 6-летнего возраста повсеместно не хватает спален, игровых комнат, отдельных гардеробов. Ряд школ для организации обучения и воспитания детей в возрасте 6 лет использует приспособленные помещения.^-Широкое развитие в сельских школах получили^ группы продленного дня (охват учащихся 1—8-х классов 46%). Помещения для групп продленного дня с набором необходимого оборудования отсутствуют, практически под них используют классные комнаты [2].

Признана неудовлетворительной структура школьных производственных мастерских. Отсутствие помещений для спецоборудования, хранения материалов и готовых изделий затрудняет организацию трудового процесса и ухудшает микроклимат в мастерских. Во многих случаях (42 % ) сельские школы не имеют кабинетов обслуживающих видов труда, что вызвано иногда особенностями организации учебного процесса, но чаще стесненностью существующих зданий [1].

В 50 % охваченных обследованием школ младшие школьники занимаются в двух совмещенных классах-комплектах с числом учащихся от 20 до 37 человек. Начальная школа, как правило, в отдельный блок или секцию не выделена. В условиях одного комплекта классов, особенно для школ вместимостью 320 и менее учениче^

ских мест, нарушаются гигиенические принципы организации учебного процесса по кабинетной системе.

В ряде случаев при эксплуатации школ в режимах нивкой наполняемости классов используются возможности перераспределения площадей, выделяются дополнительные помещения за счет рекреаций, изменяется назначение помещений и т. д., что позволяет несколько улучшить функционирование зданий, но при нынешних объемах перестройки народного образования не решает полностью вопросов приспособления школ к условиям современного учебно-воспитательного процесса. Модернизация существующего строительного фонда должна быть направлена на улучшение внутренней планировочной структуры изданий, на создание необходимых пространств для организации учебно-воспитательного процесса 6-летних детей, трудового обучения школьников. Для школ вместимостью 392 учащихся и более целесообразной является модернизация в рамках существующих объемов с перепланировкой внутренних пространств. Для школ проектной вместимостью 192 учащихся возможна перепланировка здания только с расширением его за счет дополнения типовой блок-пристройкой.

В 1986 г. в республике утверждена и введена в действие «Региональная номенклатура типов зданий общеобразовательных школ (состав и площади помещений) для проектирования и строительства в сельской местности». Разработан новый тип учебно-воспитательного комплекса детский сад — школа на 25 дошкольников и 40 учащихся, 2 типа неполных средних школ на 9 классов вместимостью 108 и 162 учащихся, 4 типа средних общеобразовательных школ на 11 классов вместимостью 132, 198, 264 и 320 уча-- щихся. Состав помещений для младших классов ^включает классные помещения, комнату отдыха '(спальня-игровая, место для дневного сна 6-летних детей и школьников 2—4 классов с ослабленным здоровьем), универсальное помещение для ручного труда, моделирования, художественного воспитания. В состав помещений для неполных средних школ и средних школ дополнительно введены: помещения для трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся, складские помещения и помещения для спецоборудования при комбинированных мастерских по обработке металла и древесины, кабинет обслуживающих видоз труда, учебно-методиче-ский кабинет по профессиональной ориентации

учащихся и основам сельскохозяйственного производства. Расширены универсальные помещения для проведения учебно-воспитательных занятий и внеурочной работы групп продленного дня, спортивный и актовый залы, помещения обслуживающего назначения.

Особо актуальными, требующими гигиенических разработок и рекомендаций остаются проблемы сельской малокомплектной начальной школы. Значительное сокращение сети начальных школ в 70-е годы привело к увеличению радиуса обслуживания 8-летних и средних школ, увеличению наполняемости классов [3].

Нами установлено, что в условиях совмещения начальных классов при наполняемости 28 человек независимо от типа школы, радиуса обслуживания и времени, затрачиваемого на дорогу в школу и обратно, под влиянием учебного процесса у младших школьников значительно снижаются основные показатели умственной рабо-тоспосбности, что указывает на утомление и переутомление детей. При расстоянии от школы до дома свыше 4 км и затрате времени на дорогу с использованием транспорта от 30 мин до 1 ч процент неблагоприятных сдвигов работоспособности в динамике учебного дня у младших школьников выше, чем у учащихся средних и старших классов. Высок (от 3,7 до 8,1) индекс пропусков занятий у детей данной возрастной группы, проживающих в радиусе свыше 6 км. Строительство в сельской местности типовых комплексов детский сад — школа и рациональное размещение сельских школ всех типов с учетом демографической ситуации и особенностей расселения послужат сокращению радиуса обслуживания, упорядочению режима дня детей младшего школьного возраста, сохранению и укреплению их здоровья.

Литература

1. Крюкова А. А., Штейннан Г. Р., Санникова О. Ф., Да-выдок А. М. // Медико-педагогические проблемы профессиональной подготовки школьников и подростков. — М., 1985.— С. 169—170.

2. Крюкова А. А., Давыдок А. М., Санникова О. Ф., Штейнман Г. Р. // Актуальные вопросы медицинского обеспечения агропромышленных комплексов, влияние природных и социально-экономических зон республики на здоровье населения. — Минск, 1987. — С. 40—41.

3. Павлюченко К■ С., Крюкова А. А., Лещинский Д. С. // Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников. — Минск, 1974. — С. 187—190.

Поступила 07.09.87

щ,

з*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.