Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)'

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. ШКОЛЫ 2. ДЕТСКИЕ САДЫ 3. СТРОИТЕЛЬСТВО 4. КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаттунен Н.А.

В статье представлена методика оптимизации сети образовательных учреждений города. Описаны критерии однородности распределения, достаточности и качества учебных зданий, которые лежат в основе данной методики. Выделены этапы процесса оптимизации сети школ и детских садов. Указаны нормативные требования и принципы размещения образовательных учреждений в городской среде. Обозначены методы ликвидации недостаточного количества мест в школах и детских садах. Методика разработана на базе сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаттунен Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)»

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

THE METHODOLOGY FOR DEVELOPMENT

OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS (ON AN EXAMPLE OF SAINT-PETERSBURG)

Н.А. ГАТТУНЕН,

студентка 5-го курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (г. Санкт-Петербург)

N.A. GATTUNEN,

5th year student Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint-Petersburg)

Аннотация

В статье представлена методика оптимизации сети образовательных учреждений города. Описаны критерии однородности распределения, достаточности и качества учебных зданий, которые лежат в основе данной методики. Выделены этапы процесса оптимизации сети школ и детских садов. Указаны нормативные требования и принципы размещения образовательных учреждений в городской среде. Обозначены методы ликвидации недостаточного количества мест в школах и детских садах. Методика разработана на базе сети образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Abstract

The article is devoted to the methodology for development of educational establishments. The criteria of even distribution, sufficiency and quality of school and kindergarten buildings are described. The stages of development of schools and kindergartens are determined. The normative guidelines on distribution of educational establishments in a city are represented. The methods of solving the problem of inadequate quantity of schools and kindergartens are allocated. The methodology is based on Saint-Petersburg's educational establishments.

Ключевые слова

1. Школы

2. Детские сады

3. Строительство

4. Критерии развития

Key words

1. Schools

2. Kindergartens

3. Construction

4. Criteria for development

Экономический рост страны во многом зависит от уровня образования ее граждан. Именно квалифицированные, умелые работники, занимающие активную жизненную позицию, способны эффективно трудиться на благо всего общества. Залогом становления творческой личности, интеллектуально развитой, является приобретение различных навыков и знаний в самом раннем возрасте. От качества дошкольного и школьного образования человека во многом зависит его дальнейшее профессиональное обучение. Чтобы повысить качество образования, нужно не только внедрять прогрессивные методы преподавания, но и создавать новые учебные здания, отвечающие всем современным требованиям.

В настоящее время в крупных городах России существует проблема нехватки школьных мест и мест в детских садах. Например, в Санкт-Петербурге это подтверждается тем, что число ДДУ за период 1990-2005 гг. уменьшилось на 36%. Однако в последние годы увеличивается число детей, приходящееся на 100 мест в детском саду (в 2000 г. этот показатель составлял 103 человек, а в 2005 г. - 110 человек [4, с. 26]). Одним из действенных способов решения проблемы перегруженности школ и детских садов является активизация строительства учебных зданий. Для градоэкономического обоснования инвестиций в строительство социальных объектов была разработана методика оптимизации сети образовательных учреждений города.

Оптимизировать сеть образовательных учреждений означает добиться соответствия школ и ДДУ критерию однородности распределения, критерию достаточности, критерию качества учебных зданий.

Критерий однородности распределения подразумевает равномерное размещение образовательных учреждений в районах города. Согласно вышеуказанным документам, радиус обслуживания ДДУ должен быть

300 м (при малоэтажной застройке 500 м), а радиус обслуживания школы - 750 м (для I ступени обучения 500 м), пути подходов детей к ДДУ и школам не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц.

Критерий достаточности означает обеспечение жителей требуемым количеством мест в ДДУ и школах. При отсутствии данных о демографической ситуации или прогнозов строительства и ввода жилья потребность населения квартала в образовательных учреждениях принимается из расчета на 1000 жителей. Так, по ТСН 30-305-2002 СПб. и ТСН 30306-2002 СПб. норма вместимости ДДУ на 1000 жителей - 35 мест (75% охвата детей в возрасте от 0 до 5 лет и 80% - 6 лет), а для общеобразовательных школ - 115 обучаемых (100% охвата обучения в I и II ступенях и 75% охвата в III ступени обучения).

Критерий качества учебных зданий характеризуется материально-техническим уровнем данного образовательного учреждения, т.е. состоянием самого здания, соответствующего современным санитарно-эпидемиологическим, педагогическим и иным требованиям. Согласно СанПиН 2.4.2178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» площадь кабинетов необходимо принимать из расчета 2,5-3,5 кв. м на одного учащегося в зависимости от формы проведения занятий; с целью разностороннего развития школьников помимо классов музыки и изобразительного искусства необходимо предусматривать класс хореографии; в состав помещений физкультурно-спортивного назначения следует, по возможности, включать бассейн.

Методика оптимизации сети образовательных учреждений включает четыре раздела:

1. оптимизация сети школ и ДДУ по критерию достаточности и распределения;

2. изучение сети школ и ДДУ по критерию качества учебных зданий;

3. улучшение обеспеченности образовательными учреждениями за счет повышения эффективности управления сетью ДДУ и школ;

4. финансирование строительства школ и ДДУ.

Предполагается проведение исследования сначала на уровне административных районов города, для чего рассматриваются образующие их кварталы. На основе результатов, полученных по каждому району города, делается общий вывод о текущем состоянии сети образовательных учреждений города.

1. Оптимизация сети школ и ДДУ по критерию достаточности распределения

Оптимизация сети школ и ДДУ по критерию достаточности и распределения осуществляется в четыре этапа.

1-й этап. Сбор исходных данных (собирается и обрабатывается информация о численности населения квартала (в т.ч. численности детей разных возрастов), количестве детских садов и общеобразовательных школ в квартале, их предельной наполняемости, фактической наполняемости школы или детского сада).

2-й этап. Анализ обеспеченности населения района образовательными учреждениями.

3-й этап. Создание картографической модели сети образовательных учреждений района.

4-й этап. Оптимизация сети образовательных учреждений района посредством определения недостающего количества школ и ДДУ в кварталах. Для кварталов, в которых школ и ДОУ не хватает, важно оценить, сколько образовательных учреждений требуется построить. По ТСН 31325-2002 СПб. «Общеобразовательные учреждения» допускается проектировать ДДУ общеразвивающего вида вместимостью не более 280 мест, встроенные ДДУ - не более 80 мест. По мнению большинства специалистов, оптимальная вместимость общеобразовательной школы составляет 700-900 учащихся.

В зависимости от недостающего количества мест принимается решение о проектировании и строительстве детского сада или школьного здания для одного квартала или нескольких смежных кварталов с учетом изменения демографических показателей, плотности жилой застройки и при соблюдении радиусов обслуживания образовательных учреждений.

2. Изучение сети школ и ДДУ по критерию качества учебных зданий

Обеспечение нормального образовательного процесса требует создания благоприятных условий: уютные теплые классы с хорошей освещенностью, удобная мебель, новая техника и т.д. Их можно достичь за счет капитального ремонта существующих зданий школ и детских садов, а также за счет строительства новых высококачественных в функциональном, планировочном, эстетическом отношении общеобразовательных учреждений. Обычно проектирование общеобразовательных школ считается более сложной задачей, чем проектирование детских садов. Школьное здание включает широкий состав помещений: учебные классы, лаборатории при компьютерном классе, кабинетах физики, химии, библиотека, столовая, мастерские, спортивный и актовый залы, рекреации. Функционально-планировочная организация школы должна быть приспособлена к различным формам преподавания и ступеням обучения, а также предусматривать осуществление внеучебной деятельности.

При разработке новых типовых решений образовательных учреждений следует учитывать опыт проектирования учебных зданий советского

периода. Обратимся к истории строительства школ Санкт-Петербурга [3]. В Санкт-Петербурге формирование концепции школьного проектирования и строительства началось с 30-х годов XX века. Первоначально существовало представление о школе как «моноблочном многоэтажном здании с минимальным набором классных комнат». По мере накопления опыта в данной сфере учебные здания стали строить согласно установленным педагогическим, санитарно-гигиеническим, градостроительным требованиям, с точки зрения экономической целесообразности. В городе многие школьные здания были построены в 1960-1990 гг. по типовым проектам. Школы серий «2ЛГ-02», «2С-02», «Ш1», «Ш2», «222-1-ЛГ» получили наибольшее распространение.

В настоящее время делаются попытки качественно усовершенствовать проекты школьных зданий с тем, чтобы обеспечить школьников высоким уровнем материально-технической базы, создать максимально удобные условия для обучения. Одна из первых школ, удовлетворяющих современным требованиям и стандартам качества, была построена в 2007 году в г. Пушкине, квартале 7, ограниченном улицами Парковой, Гусарской, Саперной и Красносельским шоссе. В школе предусмотрены 2 бассейна и лифты для детей-инвалидов. Предполагается, что проект школы в г. Пушкине будет повторно применен для строительства 23 школ в различных районах Санкт-Петербурга [5].

Увеличение числа школьных помещений, появление в школе лифтов, второго спортивного зала привело к значительному увеличению общей площади здания на одного учащегося. Например, для школы на 826 учащихся серии 222-1-1ЛГ/85 этот показатель равен 11 м2/1место, а для современной школы на 825 учащихся - 20 м2/1место. С другой стороны, следует учитывать тот факт, что для реализации новых проектов школ требуется больший объем инвестиций по сравнению с проектами, разработанными в советский период. Например, для школы на 826 учащихся серии 222-1-1ЛГ/85 стоимость строительства на 1 обучающегося составляет 440 тыс. руб. В отношении школы на 825 учащихся, построенной в г. Пушкине, этот удельный показатель равняется 540 тыс. руб.

3. Улучшение обеспеченности образовательными учреждениями за счет повышения эффективности управления сетью школ и ДДУ

Согласно п. 2-8 и 2-9 ст. 31 Федерального закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 32661-1, к компетенции органов местного самоуправления в области образования относится строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории; контроль условий аренды зданий,

помещений и иных объектов собственности образовательных учреждений. Таким образом, органы местного самоуправления обязаны обеспечить жителей города необходимым количеством мест в образовательных учреждениях. Для решения проблемы недостающего количества мест в школах и детских садах правительство города должно повысить эффективность своего управления данными учреждениями. Полезными в этом отношении являются следующие меры:

1. строгий контроль над тем, чтобы жилищному строительству всегда сопутствовало строительство образовательных учреждений;

2. запрещение сноса зданий школ или ДДУ старых типовых проектов и строительства коммерческими организациями зданий иного функционального назначения на освободившейся территории;

3. рациональное использование существующих помещений детских садов/школ;

4. принятие на баланс города дошкольных учреждений, ранее принадлежавших государственным предприятиям и ведомствам;

5. передача образовательным учреждениям типовых зданий ДДУ и школ, занимаемых другими учреждениями; ликвидация аренды помещений детских садов и школ коммерческими организациями;

6. реконструкция старых и строительство новых образовательных учреждений.

4. Финансирование строительства образовательных учреждений

Обычно на практике применяются два способа финансирования проектов строительства зданий, предназначенных для обучения.

1. Бюджетное финансирование. При выделении бюджетных средств на развитие сети школ или детских садов проводится конкурс среди подрядчиков, которые готовы выполнить городской заказ.

2. Строительство образовательного учреждения как инвестиционное условие договора между городом и застройщиком о строительстве жилого комплекса. При реализации любого инвестиционного проекта застройщик обязан делать отчисления на развитие социальной инфраструктуры города. Одной из альтернатив такого платежа может быть возведение застройщиком ДДУ или школы, если стоимость строительства того или иного учебного здания соответствует необходимой сумме отчислений.

Чтобы строительство образовательного учреждения было более выгодно для застройщика, разрабатываются типовые проекты образовательных зданий. Проект повторного применения позволяет уменьшить затраты на проектирование, согласование и экспертизу. В Санкт-Петербурге в соответствии с приказом службы Госстройнадзора и экс-

пертизы № 24-п от 5 марта 2008 г. объектами повторного применения признаны общеобразовательная школа на 825 учащихся в г. Пушкине и ДДУ на 75 мест в квартале 12 восточнее проспекта Гагарина (заказчик -Комитет по строительству, проектировщик - ЛенНИИпроект).

По «Укрупненным показателям базисной стоимости объектов-аналогов УПБС-2001» для школ на 825-960 учащихся по типовым проектам 1960-1980-х годов средняя стоимость строительства 1 места составляет 440-460 тыс. руб. Что касается современного проектирования и строительства образовательных учреждений, определение величины минимальных капиталовложений в строительство школ и детских садов может осуществляться сравнительным методом стоимостных вычислений. Рассчитанная данным методом средняя арифметическая стоимость строительства 1 места в образовательном учреждении в зависимости от проектной вместимости составляет: для школы вместимостью до 700 мест - 401 тыс. руб.; 700-1000 мест - 417 тыс. руб.; свыше 1000 мест - 153 тыс. руб., для детского сада вместимостью до 200 мест - 767 тыс. руб.; свыше 200 мест - 613 тыс. руб.

В заключение следует отметить, что необходимо постоянно контролировать и прогнозировать потребность населения в объектах образования. В связи с экономическим ростом, улучшением демографических показателей, развитием городской среды следует ожидать увеличение количества школ и детских садов.

Библиографический список

1. ТСН 31-325-2002 СПб. Образовательные учреждения / Администрация Санкт-Петербурга. - 2003.

2. Укрупненные показатели базисной стоимости УПБС-2001. - М., 2000

3. Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания: История школьного строительства в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде, 1703-2003 гг. - СПб., 2003. - 5 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 226.

5. http://www.gov.spb.ru / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

Bibliographical list

1. TCN 31-325-2002 SPb. Educational establishments / Saint-Petersburg Government. - 2003.

2. Extended bases values EBV-2001. - M., 2000.

3. Smirnov V.V. Petersburg schools and school buildings: History of school building construction in Saint-Petersburg - Petrograd - Leningrad, 1703-2003. - SPb., 2003. - 5 p.

4. Russian regions. Social and economic indices. 2006: Stat. book. / Rosstat. - M., 2007. - P. 226.

5. http://www.gov.spb.ru / Official state of Saint-Petersburg Government /

Контактная информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4 Тел.: 8-921-640-92-86 E-mail: gattunen@mail.ru

Contact links

Address: Saint-Petersburg, 2-nd Krasnoarmeiskaia St., 4 Tel.: 8-921-640-92-86 E-mail: gattunen@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.