@ Pashentseva Ch.D. 2018
OPTIMIZATION OF NEGATIVE MENTAL STATES OF PATROL SERVICE EMPLOYEES
ОПТИМИЗАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ
Christina Dmitrievna Pashentseva,
adjunct faculty of training of scientific- pedagogical and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikotya E-mail: [email protected]
Кристина Дмитриевна Пашенцева,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Для цитирования: Пашенцева К.Д. Оптимизация негативных психических состояний сотрудников патрульно-постовой службы. 1/2018. С. 31-34.
Annotation. The article is devoted to the development of practical recommendations of employees and psychologists PPSP units to optimize mental States.
Key words: mental states, optimization, asthenic States, professional activity.
Аннотация. Статья посвящена разработке практических рекомендаций сотрудников ППСП и психологам подразделений для оптимизации психических состояний.
Ключевые слова: психические состояния, оптимизация, астенические состояния, профессиональная деятельность.
Формирование и поддержание положительных психических состояний сотрудников полиции - одно из важных направлений в деятельности психолога служебной деятельности. Патрульно-постовая служба полиции, представляет собой структурные подразделения полиции, которые предназначены для обеспечения общественного порядка и безопасности в общественных местах. Профессиональная деятельность сотрудника ППС принадлежит к разряду сложных, предъявляющих высокие требования к сотрудникам, так как от них зависит обеспечение общественного порядка, спокойная жизнь граждан, общества, государства и реализация их законных интересов.1 В процессе профессиональной деятельности у сотрудников возникают астенические психические состояния, которые оказывают негативное влияние на успешность выполнения служебных обязанностей.
В целях эффективного выполнения профессиональных задач, психологам необходимо проводить с сотрудниками тренинговые занятие, направленные на оптимизацию психического состояния,обучить сотрудников приемам саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, упражнениям, направленным на снятие напряжения, стрессовых состояний, формирование вну-
тренних ресурсов.необходимо научиться методам оптимизации психического состояния.
Саморегуляция психических состояний определяется индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своей деятельности. Одним из основных условий сознательной саморегуляции психических состояний является осознание сотрудником цели и программы овладения приемами. Для сотрудника патрульно-постовой службы полиции необходимо регулировать свое психическое состояние для успешной профессиональной деятельности.
По данным опроса сотрудников ППСП (п=38) в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции, наиболее часто возникают астенические психические состояния безразличия и тревожности (высокая и низкая). На основе выявленных данных были сформулированы рекомендации сотрудникам и психологам, для оптимизации астенических психических состояний.
Рекомендации:
1. Состояние безразличия, как правило, характеризуется низким уровнем тревожности, недостаточной мотивацией, что приводит к незаинтересованности профессиональной деятельностью и негативно влияет на нее. Для оптимизации данного
психического состояния, сотрудник патрульно-постовой службы полиции должен:
1) при выполнении однообразной работы проникнуться сознанием ее необходимости;
2) найти для себя «интересное» в однообразной работе (заинтересоваться ей);
3) создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразной работы;
4) осознать свои потребности, требования руководства и коллектива. Осознать профессиональные задачи, с которыми сотрудник ППС сталкивается в своей профессиональной деятельности;
5) осознать цели выполнения профессиональных задач, (для чего я это делаю?) решения которых приведет к удовлетворению потребностей сотрудника и в дальнейшем к их реализации;
6) сотруднику необходимо оценивать условия, в которых будут происходить предстоящие события, что позволит актуализировать свой опыт и поможет решить профессиональные задачи в соответствии с необходимыми требованиями;
7) проанализировав ситуацию (событие), сотруднику необходимо подобрать для себя наиболее рациональные и возможные способы решения профессиональных задач;
8) сотруднику необходимо оценивать соотношение своих возможностей с возникшей ситуацией и на основании этого регулировать свое поведение в данной ситуации;
9) мобилизация сил сотрудником для достижения цели, в соответствии с условиями и задачами поставленными сотруднику руководством.
В работе психолога с сотрудниками находящимися в состоянии безразличия необходимо:
1) мобилизовать ресурсы сотрудника, для выполнения должностных обязанностей;
2) замотивировать сотрудника к успешному осуществлению своей деятельности, что приводит к активности, раскрытию способностей, знаний, сил;
3) сформировать состояние профессиональной заинтересованности, характеризующиеся работой психолога с направленностью личности сотрудника, осознание им значимости своей профессиональной деятельности;
4) выработать стремление у сотрудника активно выполнять свои служебные обязанности;
5) сформировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.
Психологическая готовность делиться на:
1) длительную психологическую готовность, которая представляет структуру из следующих элементов:
- положительное отношение сотрудника к своей профессии;
- качества личности сотрудника, адекватные требованиям профессиональной деятельности;
- необходимый багаж знаний, умений, навыков;
- особенности когнитивной сферы (устойчивость восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевых процессов).
2) кратковременную психологическую готовность, которая характеризуется:
- отражением особенностей и требований предстоящей ситуации;
- относительной устойчивостью;
- действенностью влияния на процесс профессиональной деятельности;
- соответствием структуры готовности, оптимальным условиям достижения цели.
2. Состояние тревожности, характеризуется целесообразным повышением сенсорного внимания и моторного напряжения в сложной для сотрудника ситуации. Данное психическое состояние обеспечивает реакцию у сотрудника на происходящие события, активизируя внутренние ресурсы или же напротив, притупляя их активизацию. Психическое состояние тревожности влияет на профессиональную деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции, в зависимости от уровня выраженности:
- низкий уровень тревожности (характеризуется как депрессивное, неактивное, вялое состояние, с низким уровнем мотивации и заинтересованности в профессиональной деятельности);
- умеренный уровень тревожности (характеризуется как обходимая и естественная особенность активного и деятельного сотрудника, которая положительно влияет на профессиональную деятельность);
- высокий уровень тревожности (характеризуется склонностью сотрудника воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в различных профессиональных и личных ситуациях).
Таким образом, низкий уровень тревожности приводит к возникновению состояния безразличия в профессиональной деятельности. Для коррекции низкого уровня тревожности, сотрудник патрульно-постовой службы полиции должен:
1) повышать субъективную значимость событий возникающих в профессиональной деятельности;
2) оценивать профессиональные ситуации как жизненно важные (по общечеловеческим ценностям);
3) концентрировать свое внимание на значимости результата;
4) осознавать цель выполнения профессиональных задач, необходимость их осуществления, важность выбранной профессии;
5) овладение приемами аутогенной тренировки, которая основана на нервно-мышечной релаксации и самовнушении.
Для коррекции данного высокого уровня тревожности, сотрудник патрульно-постовой службы полиции должен:
1) понижать уровень субъективной значимости события, переоценивать значимость ситуации в сравнении с жизненно важными, человеческими ценностями;
2) для эмоциональной разрядки необходима регулярная физическая нагрузка в компенсаторном и профессиональном плане;
3) сотруднику необходимо переключать внимание, концентрировать его на анализе причин и способах решения;
4) не концентрировать свое внимание на значимости результата!!!
5) сотруднику необходимо продумывать различные стратегии решения и путей отступления (Так как, высокий уровень тревожности снижает интеллектуальный контроль своего поведения);
6) овладение приемами аутогенной тренировки, которая основана на нервно-мышечной релаксации и самовнушении.
Для коррекции негативных психических состояний, психолог в своей деятельности, может использовать следующий комплекс упражнений:
- первое упражнение - извлечь положительное из неудачи. Пр. «Пусть я опоздал на последний автобус, зато подышу свежим воздухом и пройдусь»
- второе упражнение - направлено на самоуспокоение. Постараться доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужими, еще большими проблемами, - «а другому гораздо хуже», позволяет более стойко и спокойно отреагировать на неудачу.
- третье упражнение - направлено на разрядку (эмоций), переключение с проблемной ситуации, поиск путей разрешения сложившийся ситуации, тем самым снизить значимость данного события.
- четвертое упражнение - аутотренинг. Особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Сопоставив и проанализировав все имеющиеся сведения по психологическому воздействию на человека, немецкий профессор-психиатр И. Шульц в 1932 году разработал оригинальный вариант аутогенной тренировки. Освоив аутогенную тренировку, человек становится значительно спокойней, улучшаются общее
самочувствие и сон, изменяется его отношение к конфликтным ситуациям. Это средство позволит сотруднику владеть собой в любой обстановке, снижать действие отрицательных эмоций на организм и повышать работоспособность. Для достижения и закрепления этого эффекта необходимы регулярные самостоятельные занятия в течение 10-15 дней дома утром и вечером. Аутогенная тренировка - это психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса. Благодаря аутогенной тренировке снижается уровень тревожности психическое состояние приходит в норму.
1. Упражнение «тяжесть» - на расслабление мышечного тонуса.
2. Упражнение «тепло» - на расширение сосудов кожного покрова.
3. Упражнение «пульс» - нормализуется сердцебиение.
4. Упражнение «дыхание» - вырабатывает спонтанное и равномерное дыхание.
5. Упражнение «солнечное сплетение» - нормализуется кровоснабжение внутренних органов. б.Упражнение «прохладный лоб» - головная боль ослабляется и/или прекращается.
- пятое упражнение - провести тренинги индивидуальных взаимодействий, которые необходимы для решения следующих групп вопросов:
- организационные вопросы: организация работы группы (взвода), подходы к формированию группы, формы управления, основные сферы деятельности, принципы организации командной формы работ, организационный «эффект команды»;
- психологические вопросы: взаимодействие в группе (взводе), саморегуляция, конфликтное существование;
- системно-аналитические вопросы: ситуативны анализ, оценка рисков, решение проблем.
- шестое упражнение - при необходимости провести дебрифинг стресса.
Дебрифинг стресса, был разработан американским психологом Джоном Митчеллом в 1983 году, для работников «опасных профессий», (спасателей, пожарных, военнослужащих, полицейских)). Применяется как средство коррекции психических состояний и поведения сотрудников ОВД, которые пережили травматический стресс или ставшие свидетелями травмирующего инцидента.
Цель дебрифинга - сотрудники получают когнитивное структурирование и эмоциональное отреагирование, которое необходимо для восста-
новления чувства контроля, снижает тяжесть психических последствий после пережитого стресса. Происходит минимизация страданий и предотвращается развитие постстрессовых психических расстройств и социальной дезадаптации.
Сущность дебрифинга - организованное обсуждение группы сотрудников, совместно переживших травмирующее или стрессогенное событие, они в процессе обсуждения рассказывают о деталях выполнения служебной (боевой) задачи, чувства, которые он испытывал при ее выполнении, переживаниях, что испугало, удивило и. т. д.
Задачи дебрифинга являются:
1. Проработка реакций, чувств и впечатлений.
2. Снижение напряжения (группового и индивидуального).
3. Понимание смысла и структуры произошедших событий и реакций на них (когнитивная организация пережитого опыта).
4. При помощи группового обсуждения чувств уменьшается ощущение уникальности собственных реакций.
5.Усиление групповой поддержки, понимания и солидарности, при мобилизации внешних и внутренних групповых ресурсов.
6. Подготовка сотрудников к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в будущем.
7. В случае необходимости определение средств дальнейшей психологической помощи. Таким образом, нами были разработаны рекомендации, которые помогут направить работу психологов по оптимизации психических состояний сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Данные рекомендации дают возможность психологам проводить тренинговые упражнения с сотрудниками, обучать их методам и приемам саморегуляции, для самостоятельной работы в дальнейшем, оптимизировать психическое состояние, для повышения результативности профессиональной деятельности.
1 Дикая Л.Г., Занковский А.Н. (ред.) Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. С. 166.
Профессиональная этика судебного пристава. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (2018) авт:Аминов И.И., К.Г. Дедюхин, А.Р. Усиевич.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ПРИСТАВА
В учебнике отражен один из первых опытов разработки проблем профессиональной этики государственных гражданских служащих ФССП России. Его основное предназначение — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников трех, органически дополняющих друг друга «ветвей» этой службы: судебных приставов по обеспе-чению установленного порядка деятельности судов; судебных приставов-исполнителей, осуществляющих исполнение актов юрисдикционных органов, работников, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП России.
С современных позиций рассматриваются основные этические проблемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в исполнении судебных решений; даются также рекомендации по формированию у сотрудников ФССП России общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном поведении.
Для студентов и преподавателей образовательных учреждений Министерства юстиции РФ. Может быть использован в рамках служебной подготовки сотрудников Федеральной службы судебных приставов.