Научная статья на тему 'Психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел'

Психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1295
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGICAL WORK / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / НЕГАТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / NEGATIVE MENTAL STATES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульянина Ольга Александровна

В статье рассматриваются негативные психические состояния, возникающие у сотрудников органов внутренних дел в процессе служебной детальности. Раскрывается понятие «негативные психические состояния» и его смысловые единицы. Подчеркивается отрицательный характер влияния данных психических состояний как на внутриличностную сферу сотрудника, так и на результаты работы. В статье описываются наиболее эффективные методологические подходы к реализации психокоррекции негативных психических состояний у сотрудников органов внутренних дел. В рамках обозначенных подходов выделяются следующие методы: психической саморегуляции, рациональной психокоррекции, поведенческой психокоррекции, когнитивной психокоррекции, личностной психокоррекции, групповой психокоррекции, стресса критических инцидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ульянина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF NEGATIVE MENTAL STATES OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article deals with negative mental states that arise in the employees of internal affairs bodies in the course of their official activities. The authors reveal the concept of «negative mental states» and its semantic units. It emphasizes the negative influence of these mental states both on the intrapersonal sphere of the employee, and on the results of the work. The article describes the most effective methodological approaches to the implementation of psycho-correction of negative mental states among employees of internal affairs bodies. Within the framework of the mentioned approaches, the following methods are distinguished: psychic self-regulation, rational psycho-correction, behavioral psycho-correction, cognitive psycho-correction, personal psycho-correction, group psycho-correction, stress of critical incidents.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел»

тельство «Питер», 1999. 464 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. 512 с.

6. Крыжановская И.В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов / И.В. Крыжановская // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. №2.

7. Оссовский В.Л. Престиж профессии и проблема профессиональной ориентации молодежи / В.Л. Оссовский. М.: Просвещение, 1981. 21 с.

8. Селезнева Е.В. Целеполагание и жизненный путь: акмеологические стратегии / Е.В. Селезнева // Акмеология. 2009. №3. С. 45-49.

9. Kielhofner G. Model of human motivation / G. Kielhofner. 3d ed. Baltimore, PH: Lippincott Williams &Wilkins, 2002.

10. Krasnyanskaya T.M. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person / T.M. Krasnyanskaya, V.G. Tylets // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). P. 48-57.

Ульянина O.A.

психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел

Современные условия службы в правоохранительных органах предъявляют высокие требования к таким личным и деловым качествам сотрудников, как нервно-психическая устойчивость, волевая регуляция поведения, умение действовать в различных стрессовых, чрезвычайных ситуациях. Данные исследований [1,2,3] указывают на высокий уровень стрессовых воздействий, которым подвергаются сотрудники правоохранительных органов в ходе своей повседневной жизнедеятельности. Все это ведет к распространению среди сотрудников различных психосоматических расстройств и заболеваний, состояний нервно-психической дезадаптации.

Негативные психические состояния, возникающие у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей, значительно снижают эффективность профессиональной деятельности и нередко приводят к печальным последствиям. Поэтому одной из задач психологической практики является выработка методологических подходов к психологической коррекции

негативных психических состояний сотрудников ОВД.

Прежде чем перейти к описанию содержания и методического инструментария психокоррекционных мероприятий с сотрудниками ОВД, следует остановиться на определении самого понятия «негативные психические состояния» и его смысловых единицах.

Состояние человека существует во внутренней и внешней формах проявления. Внутренне состояние человека предполагает фиксацию сознания в конкретный временной интервал на ощущении комфорта или дискомфорта либо в отдельных подсистемах, либо организма в целом. Внешнее состояние человека сопряжено с его внутренними ощущениями (благополучия или неблагополучия) и являются их наблюдаемой по признакам проекцией во вне. В совокупности своей внутреннее и внешнее состояние человека выполняет функцию регуляции, адаптации к внешним воздействиям среды, социальной, профессиональной ситуации и т.д.

Психическое состояние - это интегральная характеристика психической активности человека в конкретный временной интервал, отражающей особенности и динамику протекания психических процессов как ответной реакции на внешние воздействия и определяющей успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся ситуации.

Существует множество оснований для дифференциации психических состояний. В рамках обозначенной темы остановимся лишь на отдельных из них. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стениче-скими, активизирующими жизнедеятельность и астеническими, подавляющие ее; положительными и негативными.

Среди наиболее распространенных негативных состояний, оказывающих астеническое влияние как на личность, так и на деятельность, в которую она включена, выделяют стресс, невроз, фрустрацию, состояние напряженности, депрессию, агрессию, страх, тревожность.

В связи со спецификой деятельности органов внутренних дел развитие негативных психических состояний у сотрудников является актуальной проблемой. Своевременная диагностика и коррекция возникающих психоэмоциональных проблем позволяет спрофилактировать чрезвычайные происшествия и суициды среди личного состава.

Психологическая коррекция предполагает работу с психически здоровыми сотрудниками и направлена на исправление уже сформировавшихся качеств личности, поведенческих паттернов и состояний [5]. В работе с сотрудниками, испытывающими негативные психические состояния первоначально, как правило, проводится симптомотическая коррекция, в результате которой купируются острые состояния. После снятия симптомов острых состояний осуществляется казуальная коррекция, направленная на выявление источников и причин отклонений.

Основными принципами психокоррекционной работы выступают следующие: принцип единства диагностики и коррекции; системности развития психи-

ческой деятельности; ориентации как на уже сформированные способности и качества личности, так и на зону ближайшего развития; деятельностный принцип коррекции.

В современной психопрактике существует множество методов психокор-рекционой работы, которые варьируются в зависимости от научных школ, в рамках которых были разработаны. В последнее время, все большую популярность начинает приобретать трансконцептуальный подход в работе ведомственных психологов, реализация которого предполагает выбор методов на основании целей, задач, содержания психокоорекционной работы и индивидуальных особенностей самого человека, который обратился за психологической помощью. В этой связи, ниже кратко описываются наиболее эффективные методы психокоррекции негативных психических состояний сотрудников.

Методы психической саморегуляции. На ранних этапах развития негативных психических состояний наблюдается нарушение баланса процессов возбуждения и торможения вегетативной нервной системы, что может приводить к нарушению режима сна, появлению тремора конечностей, возникновению головных болей, нарушению в работе желудочно-кишечного тракта, повышенному мышечному тонусу и спазмам и т.п. С подобными жалобами психосоматического характера, в основном обращаются сотрудники, выполнявшие служебные обязанности в зонах ЧП и ЧС. Для снятия подобных нарушений наиболее адекватными и эффективными являются: нервно-мышечная релаксация, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, гипносуггестивная терапия.

Метод рациональной психокоррекции. Использование рациональной психотерапии в работе с сотрудником предполагает вербализацию, осознание, понимание и принятие существующей проблемы; выявление причин ее возникновения, построение прогноза и динамики психологического состояния. Основными методиками при данном виде коррекции являются: риторические приемы, разъяснение, логическая аргументация, внушение, эмоциональное воздействие. Целью реализации данного метода является разъяснение сотруднику причин, характера и механизмов протекания имеющихся негативных состояний. Важно снять симптом уникальности имеющейся проблемной ситуации у сотрудника, объяснить, что подобная реакция является нормальным ответом организма на дискомфортные внешние обстоятельства.

Метод поведенческой психокоррекции. Методы данной психотерапевтической интервенции наиболее эффективны при навязчивых состояниях, в том числе при коррекции навязчивых симптомов из группы «вторжения» и избегания. В основе поведенческой коррекции заложена теория научения. Одной из наиболее распространенных методик является оперантное обусловливание. Среди них хорошо зарекомендовала себя, с практической точки зрения, методика систематической десенситизации [10], которая основывается на принципе противообу-словливания. Данный принцип заключается в том, что субъект может преодолеть дезадаптивное состояние, провоцируемое ситуацией, фактом или явлением, посредством постепенного «приближения» к источнику тревоги, страха и как след-

ствие выработка психологического состояния, тормозящего развитие негативных эмоциональных проявлений. В основе психотехнологии КЬР - шести-шаговый рефрейминга заложен аналогичный принцип. Человек погружается в состояние полной релаксации, а затем подвергается влиянию стимула, который вызывает реакцию страха, тревоги. Таким образом, отрицательное состояние постепенно замещается состоянием релаксации. Этот процесс получил название «реципрок-ного торможения». Процедура данной методики такова: обучение методам вхождения в состояние релаксации; формирование иерархии тревожащих, пугающих, стрессовых ситуаций фактов, явлений; составление ранжированного списка из 10-18 ситуаций по степени увеличения вызываемой ими тревоги, страха; вхождение в состояние релаксации, и мысленное погружение в психотравмирующую ситуацию. Основное правило здесь состоит в постепенном прохождении сначала ситуаций, вызывающих наименьшую тревогу, а затем ситуаций, вызывающих наибольшую тревогу, вплоть до максимальной степени тревоги. Наиболее эффективна данная методика в случае, если имеется четкое указание на стимул (ситуацию), вызывающий тревогу.

Методы когнитивной психокоррекции [8]. В основе данного метода заложена идея о том, что адекватные реакции опосредуются когнитивными процессами, благодаря которым человек адекватно воспринимает и оценивает происходящие с ним события. Соответственно, при дестабилизации психического состояния эта способность нарушается, что в свою очередь приводит к когнитивным ошибкам. В реальном поведении это проявляется в искаженном восприятии психотравмирующей ситуации и своего собственного «Я». Искаженное восприятие в свете психотравмирующей ситуации приводит к негативной оценке человеком себя, своего окружения и того, что его ждет в будущем.

В рамках когнитивной психотерапии выделилось направление, получившее название рационально-эмотивной терапии [6]. Такие состояния как, депрессия и тревога возникают в значительной степени вследствие жестко детерминированного мышления, которое возлагает на человека бессмысленные навязанные обязанности. Таким образом, человек начинает руководствоваться в своей жизни ригидными иррациональными установками. Например: «они никогда не поймут меня, они не работали в таких условиях» или «после 10 лет работы, я понял, что эта система ломает людей» и т.п. В рамках данного метода психокоррекция заключается в совместном поиске и идентификации дезадаптивных утверждений, в последующем переосмыслении и замене иррациональных установок на более адаптивные. Одним из эффективных приемов здесь является выявление скрытого смысла, неососзнаваемого мотива, дезадаптивного утверждения с целью осознания алогичности и иррациональности подобной установки.

Методы личностной психокоррекции. Зачастую постстрессовые вегетативные нарушения, симптомы гиперактивации и вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующей ситуации, сопровождаются сильным психологическим дистрессом. Проявлениями дистресса являются эмоциональные расстройства (тревога, депрессия), откло-

няющееся поведение, алкоголизация, нарушения социально-психологической адаптации, профессиональной работоспособности, общее снижение социальной успешности. Все это может приводить к значительным нарушениям в межличностном взаимодействии, способствуя таким образом снижению самооценки и самоприятия пострадавшего.

Наиболее эффективным методом коррекции постстрессовых изменений личности является личностно-ориентированная психотерапия. В качестве примера приведем подход, разработанный в Гештальт-терапии. Психолог и психотерапевт Д. Энрайт утверждал, что «если человек сохраняет нежелательное поведение, мы знаем, что в этом есть какая-то выгода, какое-то видимое приобретение, ради которого организм и сохраняет это поведение» [7]. С точки зрения Гештальт-терапии, только сам человек является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит, и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений. Иными словами, сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов Гештальт-терапии при коррекции негативных психических состояний: основная цель психокоррекционной интервенции заключается в изменении отношения человека к самому факту имевшему место в его жизни критической (психотравмирующей) ситуации.

На практике человеку, пережившему психотравмирующее событие, предлагают сравнить его с более тяжелыми жизненными обстоятельствами, или же воспринимать его как самый ужасный эпизод в своей жизни. По большому счету, что личностно ориентированная терапия есть «терапия смыслов».

Методы групповой психокоррекции. При выявлении среди сотрудников, переживших психическую травму (столкнувшихся с чрезвычайными обстоятельствами), лиц, нуждающихся в коррекции, следует обращать внимание на наиболее очевидные признаки дистресса, такие как эмоциональная неуравновешенность, вспышки гнева, нарушения психомоторики, шоковое состояние, потеря ориентации, самоизоляция, провалы памяти. Обычно в острой фазе постстрессовых нарушений групповые стратегии не используются, т.к. пострадавшие находятся на разных стадиях развития стресса, часто просто не готовы обсуждать свои чувства в группе. Групповые методики показаны в случаях, когда люди подверглись совместной (коллективной) травме, например, в составе группы, наряда или целого подразделения. В данном случае могут быть проведены групповые занятия по аутогенной тренировке, сеансы декомпрессии и разрядки, направленные на снижение уровня психологического дистресса. Последние представляют собой укороченные дебрифинги, включающие в себя такие его фазы, как краткое введение, обсуждение фактов, предоставление информации. Их задача - исключить необходимость в дальнейшем полном дебрифинге или, наоборот, стимулировать участие в таковом в случае, если возникает соответствующая потребность.

По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке ре-

комендуется проводить деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условиям деятельности. В рамках короткой 10-15-минутной беседы обсуждаются симптомы постстрессовой реакции, способы их уменьшения, даются соответствующие рекомендации.

Дебрифинг стресса критических инцидентов. В наиболее полном и структурированном виде процесс работы с последствиями коллективной психической травмы отражает метод «дебрифинга стресса критического инцидента», разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действиях, и др.) [9]. Психологический дебрифинг проводится с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Его цель - минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. По своей природе дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного специалиста.

Процесс дибрифинга обычно состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивание стресса; подробного обсуждения «симптоматики», психологической поддержки; мобилизации личностных ресурсов, предоставления необходимой информации и планирования дальнейшей помощи.

Достоинства метода заключаются в том, что он предоставляет возможность взаимного обучения людей тому, как лучше мобилизовать и направить свои ресурсы для преодоления негативных психических состояний; понимания природы психотравмы, ее проявления и способов преодоления, с тем, чтобы использовать эти знания при возможных новых драматических инцидентах; предоставляет условия для самовыражения, обретения уверенности в себе и взаимной поддержки [4].

Естественно, данный обзор психокоррекционных методов не исчерпывает всего разнообразия существующего инструментария практического психолога. Выделялись лишь те из них, которые, в наибольшей степени отвечают задаче коррекции негативных психических состояний применительно к сотрудникам ОВД.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД обусловливает возникновение у них различных психоэмоциональных состояний, дифференцируемых по содержанию и направленности, силе, действенности и длительности. Знание психологических основ управления психическим состоянием человека способствует повышению профессионализма сотрудников, поддержанию их психического здоровья, а также выступает одним из методов профилактики девиантного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долженко, В.Ю., Клочко, Ю.В. Сотрудникам ОВД о психологическом здоровье: учебно-методическое пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. 56 с.

2. Зайцев Н.В. Формирование стрессоустойчивости и коррекция психологического стресса // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6. С. 231-232.

3. Кобозев И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. С. 205-209.

4. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. МЦ при ГУК МВД России. М.: Изд-во ГУК МВД России, 1997. 40 с.

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера. 2008. С. 7.

6. Эллис А., Драйден У Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. М.: Речь. 2002. 352 с.

7. Энрайт Дж.Б. Гештальт, ведущий к просветлению. М.: Человек. 1994.

144 с.

8. Beck A.T., Rush A.J. , Shaw B.F., Emery G. Cognitive Therapy of Depression. NY.: Guilford Press, 1979. 425 P.

9. Mitchell J.T. Major Misconceptions in Crisis Intervention // International Journal of Emergency Mental Health. 2003. № 5 (4). Р. 185-197.

10. Wolpe J. More buying choices for The Practice of Behavior Therapy (Pergamon General Psychology Series). Stanford: Stanford University Press. 1991. 592 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.