тельство «Питер», 1999. 464 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. 512 с.
6. Крыжановская И.В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов / И.В. Крыжановская // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. №2.
7. Оссовский В.Л. Престиж профессии и проблема профессиональной ориентации молодежи / В.Л. Оссовский. М.: Просвещение, 1981. 21 с.
8. Селезнева Е.В. Целеполагание и жизненный путь: акмеологические стратегии / Е.В. Селезнева // Акмеология. 2009. №3. С. 45-49.
9. Kielhofner G. Model of human motivation / G. Kielhofner. 3d ed. Baltimore, PH: Lippincott Williams &Wilkins, 2002.
10. Krasnyanskaya T.M. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person / T.M. Krasnyanskaya, V.G. Tylets // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). P. 48-57.
Ульянина O.A.
психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел
Современные условия службы в правоохранительных органах предъявляют высокие требования к таким личным и деловым качествам сотрудников, как нервно-психическая устойчивость, волевая регуляция поведения, умение действовать в различных стрессовых, чрезвычайных ситуациях. Данные исследований [1,2,3] указывают на высокий уровень стрессовых воздействий, которым подвергаются сотрудники правоохранительных органов в ходе своей повседневной жизнедеятельности. Все это ведет к распространению среди сотрудников различных психосоматических расстройств и заболеваний, состояний нервно-психической дезадаптации.
Негативные психические состояния, возникающие у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей, значительно снижают эффективность профессиональной деятельности и нередко приводят к печальным последствиям. Поэтому одной из задач психологической практики является выработка методологических подходов к психологической коррекции
негативных психических состояний сотрудников ОВД.
Прежде чем перейти к описанию содержания и методического инструментария психокоррекционных мероприятий с сотрудниками ОВД, следует остановиться на определении самого понятия «негативные психические состояния» и его смысловых единицах.
Состояние человека существует во внутренней и внешней формах проявления. Внутренне состояние человека предполагает фиксацию сознания в конкретный временной интервал на ощущении комфорта или дискомфорта либо в отдельных подсистемах, либо организма в целом. Внешнее состояние человека сопряжено с его внутренними ощущениями (благополучия или неблагополучия) и являются их наблюдаемой по признакам проекцией во вне. В совокупности своей внутреннее и внешнее состояние человека выполняет функцию регуляции, адаптации к внешним воздействиям среды, социальной, профессиональной ситуации и т.д.
Психическое состояние - это интегральная характеристика психической активности человека в конкретный временной интервал, отражающей особенности и динамику протекания психических процессов как ответной реакции на внешние воздействия и определяющей успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся ситуации.
Существует множество оснований для дифференциации психических состояний. В рамках обозначенной темы остановимся лишь на отдельных из них. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стениче-скими, активизирующими жизнедеятельность и астеническими, подавляющие ее; положительными и негативными.
Среди наиболее распространенных негативных состояний, оказывающих астеническое влияние как на личность, так и на деятельность, в которую она включена, выделяют стресс, невроз, фрустрацию, состояние напряженности, депрессию, агрессию, страх, тревожность.
В связи со спецификой деятельности органов внутренних дел развитие негативных психических состояний у сотрудников является актуальной проблемой. Своевременная диагностика и коррекция возникающих психоэмоциональных проблем позволяет спрофилактировать чрезвычайные происшествия и суициды среди личного состава.
Психологическая коррекция предполагает работу с психически здоровыми сотрудниками и направлена на исправление уже сформировавшихся качеств личности, поведенческих паттернов и состояний [5]. В работе с сотрудниками, испытывающими негативные психические состояния первоначально, как правило, проводится симптомотическая коррекция, в результате которой купируются острые состояния. После снятия симптомов острых состояний осуществляется казуальная коррекция, направленная на выявление источников и причин отклонений.
Основными принципами психокоррекционной работы выступают следующие: принцип единства диагностики и коррекции; системности развития психи-
ческой деятельности; ориентации как на уже сформированные способности и качества личности, так и на зону ближайшего развития; деятельностный принцип коррекции.
В современной психопрактике существует множество методов психокор-рекционой работы, которые варьируются в зависимости от научных школ, в рамках которых были разработаны. В последнее время, все большую популярность начинает приобретать трансконцептуальный подход в работе ведомственных психологов, реализация которого предполагает выбор методов на основании целей, задач, содержания психокоорекционной работы и индивидуальных особенностей самого человека, который обратился за психологической помощью. В этой связи, ниже кратко описываются наиболее эффективные методы психокоррекции негативных психических состояний сотрудников.
Методы психической саморегуляции. На ранних этапах развития негативных психических состояний наблюдается нарушение баланса процессов возбуждения и торможения вегетативной нервной системы, что может приводить к нарушению режима сна, появлению тремора конечностей, возникновению головных болей, нарушению в работе желудочно-кишечного тракта, повышенному мышечному тонусу и спазмам и т.п. С подобными жалобами психосоматического характера, в основном обращаются сотрудники, выполнявшие служебные обязанности в зонах ЧП и ЧС. Для снятия подобных нарушений наиболее адекватными и эффективными являются: нервно-мышечная релаксация, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, гипносуггестивная терапия.
Метод рациональной психокоррекции. Использование рациональной психотерапии в работе с сотрудником предполагает вербализацию, осознание, понимание и принятие существующей проблемы; выявление причин ее возникновения, построение прогноза и динамики психологического состояния. Основными методиками при данном виде коррекции являются: риторические приемы, разъяснение, логическая аргументация, внушение, эмоциональное воздействие. Целью реализации данного метода является разъяснение сотруднику причин, характера и механизмов протекания имеющихся негативных состояний. Важно снять симптом уникальности имеющейся проблемной ситуации у сотрудника, объяснить, что подобная реакция является нормальным ответом организма на дискомфортные внешние обстоятельства.
Метод поведенческой психокоррекции. Методы данной психотерапевтической интервенции наиболее эффективны при навязчивых состояниях, в том числе при коррекции навязчивых симптомов из группы «вторжения» и избегания. В основе поведенческой коррекции заложена теория научения. Одной из наиболее распространенных методик является оперантное обусловливание. Среди них хорошо зарекомендовала себя, с практической точки зрения, методика систематической десенситизации [10], которая основывается на принципе противообу-словливания. Данный принцип заключается в том, что субъект может преодолеть дезадаптивное состояние, провоцируемое ситуацией, фактом или явлением, посредством постепенного «приближения» к источнику тревоги, страха и как след-
ствие выработка психологического состояния, тормозящего развитие негативных эмоциональных проявлений. В основе психотехнологии КЬР - шести-шаговый рефрейминга заложен аналогичный принцип. Человек погружается в состояние полной релаксации, а затем подвергается влиянию стимула, который вызывает реакцию страха, тревоги. Таким образом, отрицательное состояние постепенно замещается состоянием релаксации. Этот процесс получил название «реципрок-ного торможения». Процедура данной методики такова: обучение методам вхождения в состояние релаксации; формирование иерархии тревожащих, пугающих, стрессовых ситуаций фактов, явлений; составление ранжированного списка из 10-18 ситуаций по степени увеличения вызываемой ими тревоги, страха; вхождение в состояние релаксации, и мысленное погружение в психотравмирующую ситуацию. Основное правило здесь состоит в постепенном прохождении сначала ситуаций, вызывающих наименьшую тревогу, а затем ситуаций, вызывающих наибольшую тревогу, вплоть до максимальной степени тревоги. Наиболее эффективна данная методика в случае, если имеется четкое указание на стимул (ситуацию), вызывающий тревогу.
Методы когнитивной психокоррекции [8]. В основе данного метода заложена идея о том, что адекватные реакции опосредуются когнитивными процессами, благодаря которым человек адекватно воспринимает и оценивает происходящие с ним события. Соответственно, при дестабилизации психического состояния эта способность нарушается, что в свою очередь приводит к когнитивным ошибкам. В реальном поведении это проявляется в искаженном восприятии психотравмирующей ситуации и своего собственного «Я». Искаженное восприятие в свете психотравмирующей ситуации приводит к негативной оценке человеком себя, своего окружения и того, что его ждет в будущем.
В рамках когнитивной психотерапии выделилось направление, получившее название рационально-эмотивной терапии [6]. Такие состояния как, депрессия и тревога возникают в значительной степени вследствие жестко детерминированного мышления, которое возлагает на человека бессмысленные навязанные обязанности. Таким образом, человек начинает руководствоваться в своей жизни ригидными иррациональными установками. Например: «они никогда не поймут меня, они не работали в таких условиях» или «после 10 лет работы, я понял, что эта система ломает людей» и т.п. В рамках данного метода психокоррекция заключается в совместном поиске и идентификации дезадаптивных утверждений, в последующем переосмыслении и замене иррациональных установок на более адаптивные. Одним из эффективных приемов здесь является выявление скрытого смысла, неососзнаваемого мотива, дезадаптивного утверждения с целью осознания алогичности и иррациональности подобной установки.
Методы личностной психокоррекции. Зачастую постстрессовые вегетативные нарушения, симптомы гиперактивации и вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующей ситуации, сопровождаются сильным психологическим дистрессом. Проявлениями дистресса являются эмоциональные расстройства (тревога, депрессия), откло-
няющееся поведение, алкоголизация, нарушения социально-психологической адаптации, профессиональной работоспособности, общее снижение социальной успешности. Все это может приводить к значительным нарушениям в межличностном взаимодействии, способствуя таким образом снижению самооценки и самоприятия пострадавшего.
Наиболее эффективным методом коррекции постстрессовых изменений личности является личностно-ориентированная психотерапия. В качестве примера приведем подход, разработанный в Гештальт-терапии. Психолог и психотерапевт Д. Энрайт утверждал, что «если человек сохраняет нежелательное поведение, мы знаем, что в этом есть какая-то выгода, какое-то видимое приобретение, ради которого организм и сохраняет это поведение» [7]. С точки зрения Гештальт-терапии, только сам человек является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит, и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений. Иными словами, сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов Гештальт-терапии при коррекции негативных психических состояний: основная цель психокоррекционной интервенции заключается в изменении отношения человека к самому факту имевшему место в его жизни критической (психотравмирующей) ситуации.
На практике человеку, пережившему психотравмирующее событие, предлагают сравнить его с более тяжелыми жизненными обстоятельствами, или же воспринимать его как самый ужасный эпизод в своей жизни. По большому счету, что личностно ориентированная терапия есть «терапия смыслов».
Методы групповой психокоррекции. При выявлении среди сотрудников, переживших психическую травму (столкнувшихся с чрезвычайными обстоятельствами), лиц, нуждающихся в коррекции, следует обращать внимание на наиболее очевидные признаки дистресса, такие как эмоциональная неуравновешенность, вспышки гнева, нарушения психомоторики, шоковое состояние, потеря ориентации, самоизоляция, провалы памяти. Обычно в острой фазе постстрессовых нарушений групповые стратегии не используются, т.к. пострадавшие находятся на разных стадиях развития стресса, часто просто не готовы обсуждать свои чувства в группе. Групповые методики показаны в случаях, когда люди подверглись совместной (коллективной) травме, например, в составе группы, наряда или целого подразделения. В данном случае могут быть проведены групповые занятия по аутогенной тренировке, сеансы декомпрессии и разрядки, направленные на снижение уровня психологического дистресса. Последние представляют собой укороченные дебрифинги, включающие в себя такие его фазы, как краткое введение, обсуждение фактов, предоставление информации. Их задача - исключить необходимость в дальнейшем полном дебрифинге или, наоборот, стимулировать участие в таковом в случае, если возникает соответствующая потребность.
По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке ре-
комендуется проводить деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условиям деятельности. В рамках короткой 10-15-минутной беседы обсуждаются симптомы постстрессовой реакции, способы их уменьшения, даются соответствующие рекомендации.
Дебрифинг стресса критических инцидентов. В наиболее полном и структурированном виде процесс работы с последствиями коллективной психической травмы отражает метод «дебрифинга стресса критического инцидента», разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действиях, и др.) [9]. Психологический дебрифинг проводится с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Его цель - минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. По своей природе дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного специалиста.
Процесс дибрифинга обычно состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивание стресса; подробного обсуждения «симптоматики», психологической поддержки; мобилизации личностных ресурсов, предоставления необходимой информации и планирования дальнейшей помощи.
Достоинства метода заключаются в том, что он предоставляет возможность взаимного обучения людей тому, как лучше мобилизовать и направить свои ресурсы для преодоления негативных психических состояний; понимания природы психотравмы, ее проявления и способов преодоления, с тем, чтобы использовать эти знания при возможных новых драматических инцидентах; предоставляет условия для самовыражения, обретения уверенности в себе и взаимной поддержки [4].
Естественно, данный обзор психокоррекционных методов не исчерпывает всего разнообразия существующего инструментария практического психолога. Выделялись лишь те из них, которые, в наибольшей степени отвечают задаче коррекции негативных психических состояний применительно к сотрудникам ОВД.
Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД обусловливает возникновение у них различных психоэмоциональных состояний, дифференцируемых по содержанию и направленности, силе, действенности и длительности. Знание психологических основ управления психическим состоянием человека способствует повышению профессионализма сотрудников, поддержанию их психического здоровья, а также выступает одним из методов профилактики девиантного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долженко, В.Ю., Клочко, Ю.В. Сотрудникам ОВД о психологическом здоровье: учебно-методическое пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. 56 с.
2. Зайцев Н.В. Формирование стрессоустойчивости и коррекция психологического стресса // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6. С. 231-232.
3. Кобозев И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. С. 205-209.
4. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. МЦ при ГУК МВД России. М.: Изд-во ГУК МВД России, 1997. 40 с.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера. 2008. С. 7.
6. Эллис А., Драйден У Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. М.: Речь. 2002. 352 с.
7. Энрайт Дж.Б. Гештальт, ведущий к просветлению. М.: Человек. 1994.
144 с.
8. Beck A.T., Rush A.J. , Shaw B.F., Emery G. Cognitive Therapy of Depression. NY.: Guilford Press, 1979. 425 P.
9. Mitchell J.T. Major Misconceptions in Crisis Intervention // International Journal of Emergency Mental Health. 2003. № 5 (4). Р. 185-197.
10. Wolpe J. More buying choices for The Practice of Behavior Therapy (Pergamon General Psychology Series). Stanford: Stanford University Press. 1991. 592 p.